Личностно ориентированный подход к учащимся объединения «Начального технического моделирования»
Личностно ориентированный подход к учащимся объединения «Начального технического моделирования»
Создание, методы и приемы личностно ориентированных технологий обучения направлены, прежде всего на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ребенка, помочь становлению его личности путем организации познавательной деятельности.Создание, методы и приемы личностно ориентированных технологий обучения направлены, прежде всего на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ребенка, помочь становлению его личности путем организации познавательной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Личностно ориентированный подход к учащимся объединения «Начального технического моделирования»»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Станция юных техников»
Личностно ориентированный
подход к учащимся объединения «Начального технического моделирования»
Педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Захарова Тамара Григорьевна
г. Ханты – Мансийск,
2018 г
Система дополнительного образования имеет все возможности для того, чтобы учитывая индивидуальные особенности и интересы детей, учить всех по-разному, причем содержание и методы обучения могут быть рассчитаны на разные уровни умственного развития детей и корректироваться в зависимости от конкретных возможностей, способностей и запросов ребенка. В результате для большинства детей создаются оптимальные условия обучения: они реализуют свои способности, осваивают программы.
Большой интерес для системы дополнительного образования представляют личностно ориентированные технологии обучения и воспитания, в центре внимания которых – личность ребенка, реализующего свои возможности.
Создание, методы и приемы личностно ориентированных технологий обучения направлены прежде всего на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ребенка, помочь становлению его личности путем организации познавательной деятельности.
Условия работы на станции юных техников таковы, что в наши объединения приходят дети из разных школ города, из разных классов (1-5 кл.), с разным уровнем подготовки, поэтому перед нами стоит сложная проблема личностно ориентированного подхода к учащимся, где дифференциация и индивидуализация являются обязательными составляющими современного учебно-воспитательного процесса, где
исходным пунктом является раскрытие индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика. Затем определяется структура, в которой эти возможности будут оптимально осуществляться;
с самого начала для каждого ребенка создается не изолированная, а наоборот, разносторонняя среда, с тем, чтобы дать ему возможность проявить себя. Когда эта возможность будет профессионально выявлена педагогом, тогда можно отбирать наиболее благоприятные для его развития дифференцированные формы обучения;
гибкие, ненавязчивые формы индивидуализации и дифференциации, которые организует педагог на занятии, позволяют фиксировать избирательность познавательных предпочтений ученика, устойчивость их проявлений, активность и самостоятельность школьника в осуществлении через способы учебной работы.
«Дифференциация» в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части. Это – учет индивидуальных особенностей детей в такой форме, когда дети группируются на основании каких-либо особенностей для их обучения.
Дифференциация может осуществляться по разным основаниям, но наиболее часто применяются две основные формы:
внутренняя, основанная на различии индивидуальных уровней освоения учебного материала (темп, способности и др.); она может осуществляться в традиционной форме учета индивидуальных особенностей или в форме системы уровневой дифференциации;
Обучение организуется на разных уровнях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, а также с учетом специфики учебного предмета на основе активности, самостоятельности, общения детей, в том числе и на договорной основе, когда каждый отвечает за результаты своего труда. Главный акцент в обучении делается на самостоятельную работу в сочетании с приемами взаимопроверки, взаимопомощи, взаимообучения.
Реализация на практике дифференцированного обучения предполагает несколько этапов
Ориентационный этап(договорной). Педагог договаривается с детьми о том, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, которые выбирает самостоятельно;
Подготовительный этап. Его дидактическая задача – обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения. Нужно объяснить, почему это важно научиться делать, где это может пригодиться и почему человеку без этого нельзя. Целесообразно использовать вводный контроль (тест, упражнение); восстановить в памяти все то, на чем строится занятие;
Основной этап – усвоение знаний, умений, практических навыков. Учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы, после чего дети должны перейти к самостоятельной работе и взаимопроверке. Важное условие основного этапа работы – каждый добывает знания сам;
Итоговый этап – оценивание результатов работы детей, обобщение пройденного на занятии.
Содержательной основой уровневой дифференциации является наличие нескольких вариантов программ, отличающихся глубиной и объемом материала: обучающимися различных уровней предлагается освоить соответствующую их возможностям программу.
Дифференциацию обучения дополняет индивидуализация, что означает такую организацию учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения обусловлен индивидуальными особенностями детей.
Известно, что неспособных детей нет, надо лишь суметь вовремя помочь им развить свои задатки и проявить себя. Процесс раскрытия индивидуальности школьника в специально организованной внешкольной деятельности и есть индивидуализация обучения, которая занимает ведущее место в личностно ориентированном обучении.
Индивидуализация обучения находится в тесной связи с содержанием образования. Все элементы содержания образования имеют не только социальную, но и личностную составляющую. Знания – это личностно трансформированная информация, которую усваивает ученик в процессе обучения. Она зависит от субъективного опыта ученика, от его интересов, способностей, уровня обученности, обучаемости.
Иногда требуется затратить много усилий, чтобы поднять уровень обученности ученика. Именно уровень обучаемости ученика определяет для педагога долю необходимой педагогической помощи, формы и приемы индивидуальной мотивации каждого школьника.
Отслеживание динамики обучаемости помогает педагогу адекватно оценивать свои условия в планировании и организации учебного процесса с каждым учеником, правильно выбирая долю индивидуальной педагогической помощи.
Ступени развития
Уровень обучаемости – изменяющийся, динамический параметр, зависящий как от наследственных задатков, так и от социальных условий. И рост именно этого параметра, пусть и небольшой, наиболее точно определяет результативность личностно ориентированного учебного процесса.
Методика определения уровня обучаемости
педагог выбирает небольшой по объему новый учебный материал;
педагог перед изучением нового материала повторяет изученный материал, необходимый для усвоения новых знаний;
педагог объясняет новый материал;
педагог показывает образец применения нового материала в аналогичной измененной ситуации;
педагог организует самостоятельную работу учащихся.
Уровень развития умений и навыков оценивается по результатам наблюдений на занятиях.
Общеучебные умения и навыки:
мыслительные;
информационные;
коммуникативные (умение работать в паре, в группе);
организационные (умение самостоятельно выполнять задание по алгоритму, навыки самооценки, самопроверки).
На занятиях ищу возможности для развития у школьников творческой инициативы и самостоятельности. После обязательных упражнений по усвоению программного материала. Предлагаю им задания по выбору или выполнять работы по своему желанию.
Постоянно стремлюсь научить ребят подходить к любой работе осознанно, проявлять смекалку и воображение, не бояться трудностей и обязательно доводить начатое до конца.
Второй элемент содержания – опыт деятельности в знакомых ситуациях, те умения, которые необходимо приобрести в процессе обучения. Сам путь формирования тех или иных умений в значительной степени зависит от его психофизических характеристик, особенностей мышления, памяти т.д., то есть можно утверждать, что сам процесс приобретения опыта действия в знакомой ситуации требует индивидуализированного обучения, в то время как результат этого процесса является социально заданным.
Третий элемент содержания образования – опыт творческой деятельности – изначально ориентирован на каждого отдельного ученика, так как в процессе учебной творческой деятельности школьники приобретают субъективно новые знания и способы деятельности, необходимо использовать на занятиях основные направления обучения:
выбор схемы построения учебного процесса;
использование активных форм организации работы учащихся;
внимательный подбор объектов труда;
систематическое привлечение элементов дизайна и декоративно – прикладного искусства.
При выборе схемы построения учебного процесса необходимо учитывать уровень исполнительского мастерства школьников, особенности характера исполнителя.
В основе педагогического руководства техническим творчеством школьников лежит постановка перед учащимися ряда постепенно усложняющихся задач (конструкторских, технологических, организационных).
Четвертый элемент – опыт эмоционально – ценностного отношения к миру – связан с личностью конкретного человека. Конечно, выделены ценности, являющиеся общечеловеческими, определены те качества личности, которыми должны обладать современный человек. Однако у каждого ученика, формируется своя «версия» этих качеств, которая зависит только от его социально – психологических особенностей.
Индивидуализация в рамках личностно ориентированного обучения касается каждого компонента содержания образования, требуя «адаптировать его к потребностям и возможностям каждого ученика.
Это значит, необходимо к каждому ребёнку подобрать свой «ключик». Очень важно создать условия для непрерывного диалога между педагогом и учеником, формирующего не только активное отношение к учению, но и позволяющего реализовать творческие способности ребёнка. Активная деятельность за пределами основных учебных занятий рассматривается не только как важный фактор усвоения учебных программ, но и развития неординарной творческой личности.
Очень важно, чтобы образование было более жизненным и личностно ориентированным. В дополнительном образовании у педагога и ребёнка общий интерес. На станции юных техников педагог не только передаёт определенный объём новой информации, а формирует развивающую среду. Сначала создаются условия, благоприятные для участия ребёнка в творческой деятельности, затем обеспечивается сотрудничество в творческом процессе с теми, кто уже в какой-то мере освоил изучаемый материал. За совместной деятельностью следует самостоятельное творчество ребёнка, поиск форм и средств реализации творческого потенциала личности.
Образование, осуществляющееся в процессе организованной деятельности, интересной ребёнку, ещё более мотивирует его, стимулирует к активному самостоятельному поиску, подталкивает к самообразованию.
На станции юных техников реализуется право ребёнка на овладение знаниями и умениями в индивидуальном темпе и объёме. При этом успех ребёнка принято сравнивать с предыдущим уровнем его знаний и умений, а стиль, темп и качество работы – не подвергать порицаниям.