Просмотр содержимого документа
«КТП по литературному чтению 4 класс для детей с тяжелыми нарушениями речи»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №28
РАССМОТРЕНО И СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО:
на педагогическом совете Директор МАОУ СОШ №28
протокол № ____ от «___» _____ 2020г. ______________ А.В.Быкова
приказ № ____ от «___» _____ 2020г.
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТНР (ВАРИАНТ 5.1.)
ПО ПРЕДМЕТУ «_ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ_____»
НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
ФИ обучающегося: Соколова Жанна
Класс: 4 «а»
Учитель: Пестова Галина Алексеевна
Количество часов: всего – __102__ ч.; в неделю - _3__ ч.
Планирование составлено на основеФГОС НОО для детей с ОВЗ (приказ Минобрнауки России от19.12.2014г. №1598); АООП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1), сборника рабочих программ__УМК «Школа России» 1-4 класс М.: Просвещение, 2011г.
Используемый учебник: литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1 / (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская) М.: Просвещение, 2011г.
Березники, 2020.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТНР (вариант 5.1)
Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа по (указать предмет) для средней общеобразовательной школы (указать класс) составлена в соответствии ФГОС на основе:
1. Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с изменениями – от 31.07.2020 №304-ФЗ).
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки от 19.12 2014 г., No1598);
3. Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями – приказ от 7 июня 2017года № 506);
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность";
4. Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
5. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с ТНР
6. Примерной образовательной программы Рабочие программы. Начальная школа. 4 класс. УМК «Школа России». Методическое пособие с электронным приложением/ Авт. – сост. М. В. Буряк; под редакцией Е. С. Галанжиной. – 2-е изд, М.: Планета, 2014 г.
АОП для обучающихся с ТНР содержит цели и задачи предмета литературное чтение, общую характеристику курса, личностные, метапредметные и предметные результаты его освоения, содержание курса, тематическое планирование.. Целями и задачами изучения учебного предмета для обучающихся с ТНР являются.
Главной задачей является формирование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию, интереса к книге и художественному произведению как искусству слова. Эта задача успешно решается в процессе общения с художественной литературой, которая, как и всякое искусство, полифункциональная: она пробуждает эстетические чувства, ставит перед человеком нравственно-мировоззренческие вопросы и расширяет познавательные горизонты читателя. Все эти аспекты литературного произведения должны найти место на уроках литературного чтения.
Программа «Литературное чтение» направлена на достижение следующих целей:
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования учащихся; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
обогащение нравственного опыта учащихся, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Общая характеристика предмета
Предметная область литературное чтение является необходимым компонентом общего образования всех школьников.
Программа предусматривает широкое использование межпредметных связей:русский язык, окружающий мир, этика
Основные направления коррекционной работы:
1.Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
развитие навыков каллиграфии;
развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие зрительной памяти и внимания;
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие представлений о времени
развитие слухового внимания и памяти;
развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа;
3. Развитие основных мыслительных операций:\
формирование навыков соотносительного анализа;
развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
формирование умения планировать свою деятельность;
развитие комбинаторных способностей;
Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др.
Развитие речи, владение техникой чтения.
асширение представлений об окружающем и обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Программа реализуется из расчёта 3 часа в неделю в 4 классах
Основной контингент детей, обучающихся по программе V вида, составляют дети с ТНР.
Системное нарушение всех компонентов языковой системы у школьников с ТНР характеризуется следующими проявлениями:
нарушением звуко-слоговой структуры речи с преобладанием звуковых ошибок фонематического типа;
ограниченным словарным запасом;
наличием многочисленных словесных замен;
бедностью и стереотипностью синтаксического оформления речи; использованием преимущественно простых распространенных предложений;
связная речь значительно отстает от возрастной нормы по уровню развития. Таким образом, у детей с ТНР недостаточно сформированы языковые средства, задерживающие формирование коммуникативной и обобщающей функции речи. Кроме того, у ребенка с ТНР, как правило, недостаточно сформированы психические процессы (как вторичное проявления речевого дефекта) - память, мышление, внимание. Их коррекция возможна только в процессе устранения ТНР (как первичного дефекта).
Оптимизация коррекционного обучения детей с речевой патологией требует соблюдения одновременности работы над всеми компонентами языковой системы:
звуковой стороной речи и лексико-грамматическим строем;
развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения.
В разработанной программе предусмотрена работа по развитию речи, которая проводится в системе, охватывающей все ее стороны (словарь, грамматический строй, звуковую культуру речи, связную речь).
коммуникативная - умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым;
информационная - умение работать со всеми видами информации;
автономизационная- умения саморазвития;
социальная - умение жить и работать с другими людьми.
литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения.
Рабочая программа разработана с учётом особенностей психофизического развития и речевых возможностей обучающихся и имеет свою специфику. Специфика программы выражается в количестве часов, отводимых на изучение отдельных тем предмета. Учащиеся V вида (II отделение) получают образование в пределах базовых требований на ступени начального общего образования за 4 года обучения.
Литературное чтение как систематический курс начинается сразу после обучения грамоте и идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь. Общая с курсом «Русский язык» коммуникативно-познавательная основа накладывает своеобразный отпечаток на работу с произведением: чтение художественного произведения рассматривается в данном курсе как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями. Через приобщение в процессе чтения к духовно-нравственным ценностям автора учащиеся ведут диалог с героями, анализируют их поступки, понимают смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова во многом обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому при анализе художественного произведения работа со словом не сводится к подбору сравнений, эпитетов, олицетворений. В курсе литературного чтения слово рассматривается как средство создания художественного образа (природы или человека), через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и своё отношение к героям и произведению в целом.
Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно-познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства.
Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.
Общая характеристика учебного предмета.
"Литературное чтение" как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Раздел "Круг детского чтения" включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел "Виды речевой и читательской деятельности" включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства ("живописание словом", сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел "Опыт творческой деятельности" раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Программа предусматривает дистанционные формы работы:
видеоуроки;
занятия на различных платформах,
практикумы
И другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей ИКТ.
Планируемые результаты освоения курса
Программа курса предполагает достижение выпускниками 4классов следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к классному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Учащиеся научатся:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности; выстраивание индивидуальных маршрутов для достижения образовательных целей;
мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации, умение осознавать роль книги в мировой культуре, рассматривать книгу как нравственную, эстетическую, историческую ценность;
первоначальные представления о нравственных понятиях («тщеславие», «гнев», «самообладание», «поступок», «подвиг»), отраженных в литературных произведениях;
умение отвечать на следующие жизненно важные для себя и других вопросы «Что такое поступок?», «Какой поступок можно назвать героическим?», «Всякого ли героя можно назвать героем?»;
осознание ответственности человека за благополучие своей семьи, своей малой родины, своей страны;
способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца, способность адекватно оценивать работу товарища, одноклассника.
Учащиеся получат возможность научиться:
эмпатии как осознанному пониманию чувств других людей и сопереживанию им, выражающимся в поступках.
Метапредметные:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;
Учащиеся получат возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Познавательные:
Учащиеся научатся:
использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное – и выбирать вид чтения в соответствии с поставленным заданием;
преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
пользоваться справочником и энциклопедией.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск с использованием ресурсов библиотек и интернет-ресуросв ;
участвовать в коллективной работе; планировать работу группы в соответствии с поставленными задачами;
готовить самостоятельно проекты;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
адекватно использовать речевые средства для различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.
Учащиеся получат возможность научиться:
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёрами;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
адекватно использовать все речевые средства для решения коммуникативных задач.
Предметные:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
читать текст бегло, правильно, осознанно в темпе не менее 80 слов в минуту;
читать про себя произведения различных жанров;
читать выразительно, интонационно объединяя слова в предложения и предложения в составе текста;
передавать при чтении своё отношение к содержанию, героям произведения;
находить средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, эпитет;
находить метафоры и сравнения на примере загадки;
различать народные и литературные сказки, знать имена и фамилии авторов;
пересказывать тексты произведений подробно, выборочно и кратко;
соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;
составлять план, озаглавливать текст;
выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логические ударения, паузы, соответствующие содержанию произведения
находить слова и выражения, указывающие на отношение автора к героям и событиям;
находить в произведении слова и выражения, подтверждающие собственные мысли о герое, событиях;
определять содержание книги, ориентируясь на титульный лист, оглавление, иллюстрации, предисловие;
произносить текст с различными смысловыми оттенками ( подтекстом): похвалой, одобрением, насмешкой, осуждением и т.д;
распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту;
формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;
составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу.
Учащиеся получат возможность научиться:
осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
писать отзыв о прочитанной книге;
работать с тематическим каталогом;
определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;
на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи ( повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героя).
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
пересказывать текст с элементами описания (природы, внешнего, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения с заменой диалога повествованием;
придумывать сказки и составлять рассказы по аналогии с прочитанными, включая в рассказ элементы описания, рассуждения;
устно рисовать портрет героя с опорой на художественный текст;
предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий, поведения героев;
воссоздать различные эмоциональные состояния героев на основе слов, характеризующих его настроение;
самостоятельно описывать текст по аналогии с прочитанным, использовать сравнения, олицетворения, эпитеты
Учащиеся получат возможность научиться:
точно выражать свои мысли, слушать и понимать смысл речи собеседника, проявлять к нему внимание, поддерживая речевое общение репликами и вопросами, использование вежливых слов в общении, закрепление доброжелательного стиля общения с собеседником;
придумывать сказочные истории об окружающих предметах по аналогии со сказками Г.Х. Андерсена;
описывать события с точки зрения героя и автора, сравнивать их позиции;
создавать свой вариант сказки на известный сюжет;
составлять загадки с использованием метафор;
составлять собственные произведения с использованием различных типов текста: описания, повествования, рассуждения;
работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
читать наизусть 10-12 стихотворений;
назыать 5-6 книг по темам детского чтения
различать художественный и научно - познавательный текст, высказывать своё отношение к прочитанным произведениям;
различать жанры художественных произведений: рассказа, сказки, стихотворения, былины, выделять их характерные признаки;
сравнивать стихотворения различных авторов на одну и ту же тему и выявлять художественные особенности текста, настроения героев и авторского видения;
Учащиеся получат возможность научиться:
сравнивать произведения одного и того же автора, обобщать знания об особенностях стиля автора, выбора темы, описания событий, героев, их нравственно - этической оценки, видения мира, нравственной оценки изображённых событий; составление общего представления об авторе произведения.
Содержание предмета
Виды контроля: входная диагностика, промежуточная аттестация, итоговая работа
Формы контроля.
- Индивидуальный и фронтальный опрос
- Индивидуальная работа по карточкам
- Работа в паре, в группе
- Срезовые работы (тесты, проверочные, контрольные работы)
Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом
Развитие навыков чтения
Развитие навыков правильного, сознательного чтения вслух, выработка ускоренного темпа чтения за счет отработки приемов целостного и точного зрительного восприятия слова, быстрота понимания прочитанного.
Обучение приемам чтения про себя на небольших текстах с постепенным увеличением объема и количества прочитанных текстов этим способом. Углубленное понимание прочитанного (от усвоения предметного содержания до осознания основной мысли прочитанного)
Интенсивное развитие двух видов чтения – вслух и про себя; овладение беглым чтением различных по объему и жанрам произведений
Развитие умения быстро улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте
Развитие выразительности чтения и речи,
формирование навыков орфоэпически - правильного чтения
Ориентация детей на то, что чтение вслух – это чтение для слушателей, а чтение про себя – это чтение для себя. Обучение приемам выразительной речи и чтения
Организация практикумов по выразительному чтению:
проведение упражнений по технике речи, упражнений с элементами игры для тренировки дыхания ("задувание пламени воображаемой свечи"), силы голоса, дикции;
овладение правилами литературного произношения слов (орфоэпическими правилами), словесным ударением;
работа над интонацией (темпом, ритмом, логическими ударениями, мелодикой речи и чтения).
Произнесение стихотворных строк с различными смысловыми оттенками, с различными намерениями (с разным подтекстом): с осуждением, похвалой, одобрением
Обучение чтению художественных произведений по ролям, драматизация произведений. Правила подготовки к выразительному чтению: обдумать содержание, представить себе изображенную картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодичность, осмыслить исполнительскую задачу. Развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания.
Требования к уровню сформированности навыка чтения
Беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдением основных норм литературного произношения. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста. Темп чтения – не меньше 80 слов в минуту. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению.
Выработка умений работать с текстом
Самостоятельное выявление основного смысла прочитанного (формулирование главной мысли своими словами), установление взаимосвязи смысловых частей текста. Подробный, выборочный и сжатый пересказ текста с опорой на самостоятельно составленный план или словесные иллюстрации, нахождение в тексте материала для составления рассказа на определенную тему.
Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения.
Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога повествованием. Выявление особенностей речи действующих лиц рассказа, сопоставление их поступков, отношения к окружающим (по одному или ряду произведений), выявление мотивов поведения героев и определение своего и авторского отношения к событиям и персонажам. Различение оттенков значения слов в тексте, использование их в речи, нахождение в произведении и осмысление значения слов и выражений, ярко изображающих события, героев, окружающую природу (сравнений, эпитетов, метафор, фразеологических оборотов). Составление творческих пересказов от имени одного из героев (с изменением лица рассказчика), с вымышленным продолжением рассказа о судьбе героя, составление рассказов о случае из жизни по наблюдениям, с включением элементов описания или рассуждения.
Обогащение и активизация словаря учащихся, развитие устной речи, ее содержательности, последовательности, точности, ясности и выразительности.
Ориентировка в учебной книге по содержанию, самостоятельное пользование методическим и ориентировочно-справочным аппаратом учебника, вопросами и заданиями к тексту, сноска, ориентировка в понятиях абзац, подзаголовок, красная строка.
Учебно - тематический план
№
п/п
Раздел, тема
Примерная программа
1
Летописи, былины, жития.
8
2
Чудесный мир классики.
18
3
Поэтическая тетрадь.
8
4
Литературные сказки.
12
5
Делу время – потехе час.
7
6
Страна детства.
7
7
Поэтическая тетрадь.
4
8
Природа и мы.
9
9
Поэтическая тетрадь.
6
10
Родина.
4
11
Страна Фантазия.
6
12
Зарубежная литература.
12
13.
Обобщение
1
Итого:
102
Требования к уровню подготовки обучающихся
Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом
Развитие навыков чтения
Развитие навыков правильного, сознательного чтения вслух, выработка ускоренного темпа чтения за счет отработки приемов целостного и точного зрительного восприятия слова, быстрота понимания прочитанного.
Обучение приемам чтения про себя на небольших текстах с постепенным увеличением объема и количества прочитанных текстов этим способом. Углубленное понимание прочитанного (от усвоения предметного содержания до осознания основной мысли прочитанного)
Интенсивное развитие двух видов чтения – вслух и про себя; овладение беглым чтением различных по объему и жанрам произведений
Развитие умения быстро улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте
Развитие выразительности чтения и речи,
формирование навыков орфоэпически - правильного чтения
Ориентация детей на то, что чтение вслух – это чтение для слушателей, а чтение про себя – это чтение для себя. Обучение приемам выразительной речи и чтения
Организация практикумов по выразительному чтению:
проведение упражнений по технике речи, упражнений с элементами игры для тренировки дыхания ("задувание пламени воображаемой свечи"), силы голоса, дикции;
овладение правилами литературного произношения слов (орфоэпическими правилами), словесным ударением;
работа над интонацией (темпом, ритмом, логическими ударениями, мелодикой речи и чтения).
Произнесение стихотворных строк с различными смысловыми оттенками, с различными намерениями (с разным подтекстом): с осуждением, похвалой, одобрением
Обучение чтению художественных произведений по ролям, драматизация произведений. Правила подготовки к выразительному чтению: обдумать содержание, представить себе изображенную картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодичность, осмыслить исполнительскую задачу. Развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания.
Требования к уровню сформированности навыка чтения
Беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдением основных норм литературного произношения. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста. Темп чтения – не меньше 80 слов в минуту. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению.
Выработка умений работать с текстом
Самостоятельное выявление основного смысла прочитанного (формулирование главной мысли своими словами), установление взаимосвязи смысловых частей текста. Подробный, выборочный и сжатый пересказ текста с опорой на самостоятельно составленный план или словесные иллюстрации, нахождение в тексте материала для составления рассказа на определенную тему.
Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения.
Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога повествованием. Выявление особенностей речи действующих лиц рассказа, сопоставление их поступков, отношения к окружающим (по одному или ряду произведений), выявление мотивов поведения героев и определение своего и авторского отношения к событиям и персонажам. Различение оттенков значения слов в тексте, использование их в речи, нахождение в произведении и осмысление значения слов и выражений, ярко изображающих события, героев, окружающую природу (сравнений, эпитетов, метафор, фразеологических оборотов). Составление творческих пересказов от имени одного из героев (с изменением лица рассказчика), с вымышленным продолжением рассказа о судьбе героя, составление рассказов о случае из жизни по наблюдениям, с включением элементов описания или рассуждения.
Обогащение и активизация словаря учащихся, развитие устной речи, ее содержательности, последовательности, точности, ясности и выразительности.
Ориентировка в учебной книге по содержанию, самостоятельное пользование методическим и ориентировочно-справочным аппаратом учебника, вопросами и заданиями к тексту, сноска, ориентировка в понятиях абзац, подзаголовок, красная строка.
Календарно-тематическое планирование
4 класс
3 часа в неделю - 102 часа в год
.
№
Тема урока
Раздел 1 : Летогписи.Былины.Жития (8 часов).УУД: П: Научтться рассказывать об исторических событиях, используя материалы летописи., научаться понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры, научаться называть характерные особеннсти былины, научаться высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении. Р: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. К: Уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе
Знакомство с учебником. Летописи.
Из летописи "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда".
Из летописи "И вспомнил Олег коня своего".
Поэтический текст былины "Ильины три поездочки".
Поэтический текст былины "Ильины три поездочки". Прозаический текст былины в пересказе И.Карнауховой.
"Житие Сергия Радонежского"- памятник древнерусской литературы.
"Житие Сергия Радонежского"- памятник древнерусской литературы.
Обобщение по разделу "Летописи. Былины. Жития". Проверка навыка чтения. Контрольная работа №1.
Раздел 2 : Чдесный мир классики ( 18 часов) УУД: П: научИться сравнивать литературную и народную сказки., научаться высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, давать характеристику героям, научаться выразительно читать стихотворения., научаться узнавать и называть героев сказки, давать им характеристику. Р.: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность. К.:уметь формулировать собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
П. П. Ершов. Подготовка сообщения о П.П. Ершове.Диагностическая работа
П. П. Ершов "Конёк - Горбунок"
П. П. Ершов "Конёк - Горбунок"
А. С. Пушкин. Подготовка сообщения о А.С. Пушкине.
А.С. Пушкин "Няне", "Туча", "Унылая пора!"
Знакомство с произведением А.С. Пушкина. А.С. Пушкин. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".
А.С. Пушкин. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". Характеристика героев.
А.С.Пушкин. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".
М.Ю. Лермонтов. Подготовка сообщения о М.Ю. Лермонтове. Шан-Гирей из "Воспоминаний о Лермонтове".
Картины природы в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Дары Терека".
М.Ю. Лермонтов "Ашик-Кериб". Турецкая сказка.
Л.Н. Толстой. Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом.
Л.Н. Толстой "Детство". Характеристика главного героя.
Л.Н. Толстой "Как мужик камень убрал". Особенности басни.
А.П. Чехов. Подготовка сообщения о А.П. Чехове из воспоминаний М. Семановой.
А.П. Чехов "Мальчики". Тест №2
А.П. Чехов "Мальчики". Проверка навыка чтения
Обобщение по разделу "Чудесный мир классики". Контрольная работа № 2
Раздел 3: Поэтическая тетерадь № 1 ( 8 часов), УУД: П: научаться передавать настроение при чтении стихотворений при помощи интонации, темпа чтения, силы голоса.научаться читать выразительно стихотворение, соблюдая интонацию предложений различного типа, Научаться читать выразительно стихотворение, соблюдая интонацию предложений различного типа.Р.: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. К.: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию
Ф. И. Тютчев "Еще земли печален вид...", "Как неожиданно и ярко…"
А.А. Фет. "Весенний дождь", "Бабочка". Картины природы в лирическом стихотворении.
Е.А. Баратынский "Весна, весна! Как воздух чист!..", "Где сладкий шепот...". Передача настроения и чувств.
А.Н. Плещеев "Дети и птичка". Ритм стихотворения.
И.С. Никитин "В синем небе плывут над полями..."
И.С. Никитин "В синем небе плывут над полями..."
Картина осени в стихах И.А. Бунина "Листопад". Тест № 3
Обобщение по разделу "Поэтическая тетрадь". Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Поэтическая тетрадь". Контрольная работа № 3
Раздел 4 : Литературные сказки (12ч.), УУД: П: научаться определять главных героев сказки, их внешний вид, поступки, черты характера, научаться определять главную мысль произведения, научаться видеть скрытый смысл произведения, понимать и объяснять поступки героев, Научаться выразительно читать произведение с соблюдением норм литературного произношения. Р. Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.К.: Выступать перед аудиторией сверстников, задавать вопросы,
Знакомство с названием раздела. В.Ф. Одоевский "Городок в табакерке".
В.Ф. Одоевский "Городок в табакерке". Главные герои сказки.
В.Ф. Одоевский "Городок в табакерке"
В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе". Сказка или рассказ.
В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе". Герои произведения.
П.П. Бажов "Серебряное копытце".
П.П. Бажов "Серебряное копытце". Мотивы народных сказок в авторском тексте.
С.Т. Аксаков "Аленький цветочек". Диагностическая работа
Обобщение по разделу КВН "Литературные сказки" Проверим себя и оценим свои достижения по разделу "Литературные сказки". Контрольная работа №4
Раздел 5: Делу время - потехе час. (7ч.), УУД: П:Научиться определять главную мысль произведения, Научаться определять жанр произведения, главную мысль произведения, высказывать своё мнение о прочитанном. Научаться определять главную мысль произведения. Р.: Применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. К.: формировать навыки выразительного чтения, задавать вопросы,
Знакомство с произведением Е.Л. Шварца "Сказка о потерянном времени".
Е.Л. Шварц "Сказка о потерянном времени"
В.Ю. Драгунский "Главные реки"
В.Ю. Драгунский "Главные реки". Особенности юмористического текста.
В.Ю. Драгунский "Что любит Мишка". Авторское отношение к изображаемому.
В.В. Галявкин "Никакой я горчицы не ел". Смысл заголовка.
В.В. Галявкин "Никакой я горчицы не ел" Обобщение по разделу "Делу время – потехе час". Контрольная работа № 5
Раздел 6: Страна детства (7ч.), УУД: П: научаться прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; выразительно читать произведение . Научаться выразительно читать произведение с соблюдением норм литературного произношения блюдением норм литературного произношения, Научаться отвечать на вопросы по произведению, определять главную мысль произведения, Р.: принимать решения в проблемной ситуации. К.: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения
Знакомство с названием раздела. Б.С. Житков "Как я ловил человечков".
Б.С. Житков "Как я ловил человечков". Особенности развития сюжета.
К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками".
К.Г. Паустовский. "Корзина с еловыми шишками". Особенности развития событий.
М.М. Зощенко "Елка". Проверка умений работать с текстом.
М.М. Зощенко "Елка". Составление плана. Пересказ. Тест № 4
Обобщение по разделу "Страна детства". Контрольная работа № 6
Раздел 7: Поэтическая тетрадь №2 (4ч.), УУД: П.: научаться прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности, Научаться передавать настроение при чтении стихотворений при помощи интонации, темпа чтения, силы голоса. Р.: планировать работу на уроке. К.: уметь , формулировать свою точку зрения
В.Я. Брюсов "Опять сон", "Детская"
С.А. Есенин "Бабушкины сказки"
М.И. Цветаева "Бежит тропинка с бугорка"
М.И. Цветаева "Наши царства" Обобщение по разделу "Поэтическая тетрадь". Контрольная работа № 7
Раздел 8: Природа и мы (9ч.), УУД: П.: научаться прогнозировать содержание раздела,, выбирать виды деятельности; осмысленно читать текст и выполнять предложенные к нему задания. Научаться осмысленно читать текст и выполнять предложенные к нему задания. Р.: планировать работу на уроке. К.: уметь выбирать виды деятельности на уроке.
Знакомство с названием раздела. Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш"
Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш"
А.И. Куприн "Барбос и Жулька"
А.И. Куприн "Барбос и Жулька". Герои произведения.
М.М. Пришвин "Выскочка"
Е.И. Чарушин "Кабан"
В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип"
В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип". Герои рассказа. Деление текста на части. Тест №5
Проект "Природа и мы" Обобщение по разделу "Природа и мы". Контрольная работа № 8
Раздел 9: Поэтическая тетрадь №3 (6ч.), УУД: П.:научаться передавать настроение при помощи интонации, темпа чтения, силы голос,. Научаться находить связь авторских стихов с устным народным творчеством, понимать смысл стихотворения. Р.: рассказывать о прочитанных произведениях на уроке.. К. : формировать навыки выразительного чтения, задавать вопросы.
74
Б.Л. Пастернак "Золотая осень"
75
С.А. Клычков "Весна в лесу"
76
Д.Б. Кедрин "Бабье лето" Н.М. Рубцов "Сентябрь"
77
С.А. Есенин "Лебедушка"
78
С.А. Есенин "Лебедушка". Проверка навыка чтения
79
Обобщение по разделу "Поэтическая тетрадь". Контрольная работа № 9
Раздел 10: Родина (4ч.), УУД: Научаться читать выразительно и осознанно,. Научаться использовать справочную литературу,
80
И.С. Никитин "Русь"
81
С.Д. Дрожжин "Родине"
82
А.В. Жигулин "О, Родина! В неярком блеске"
83
Проект: "Они защищали Родину" Обобщение по разделу "Родина". Контрольная работа № 10
Раздел 11: Страна Фантазия (6ч.), УУД: П.: научаться читать художественный текст выразительно, соблюдая интонацию предложений различного типа. Научаться высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, Научаться рассказывать о прочитанных произведениях, строить индивидуальный маршрут воспоминания проблемных зон в обучении. .Р.: самостоятельно формулировать тему, проблему, цели, принимать решение в проблемной ситуации. Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи. К.: выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями, работать в группе.
н
Знакомство с названием раздела. Е. С. Велтистов "Приключения Электроника"
85
Е. С. Велтистов "Приключения Электроника". Необычные герои рассказа.
86
Кир Булычёв "Путешествие Алисы". Особенности фантастического жанра
Обобщение по разделу "Страна Фантазия". Контрольная работа № 11
Раздел 12: Зарубежная литература (13ч.), УУД: П: научаться определять главную мысль произведения, научаться читать художественный текст выразительно, соблюдая интонацию предложений различного тип, Научаться составлять план и пересказывать по плану, Научаться показывать свои предметные и универсальные учебные умения. Р.: строить рассуждения. К.:работать в группе
Знакомство с названием раздела. Д. Свифт "Путешествие Гулливера"
91
Д. Свифт "Путешествие Гулливера". Особое развитие сюжета.
92
Г.Х. Андерсен "Русалочка"
93
Г.Х. Андерсен "Русалочка". Характеристика героев.
94
Г.Х. Андерсен "Русалочка". Составление рассказа о Русалочке.
95
М. Твен "Приключения Тома Сойера"
96
М. Твен "Приключения Тома Сойера". Характеристика героев.
97
Итоговая диагностическая работа
98
С. Лагерлеф "Святая ночь". Нравственный смысл произведения.
99
С. Лагерлеф "Святая ночь". Скрытый смысл произведения.
100
С. Лагерлеф "В Назарете"
101
Обобщение по разделу "Зарубежная литература"
102
Интеллектуальная игра "Умники и умницы"
Система оценки и видов контроля
Нормы оценки знаний, умений и компетентностей обучающихся с ТНР
В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Литературное чтение» направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов.
Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.
Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по чтению.
Контрольная проверка навыка чтенияпроводится каждую четверть у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям:
ОТМЕТКА «5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
ОТМЕТКА «4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
ОТМЕТКА «3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердит ответ конкретным примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы.
ОТМЕТКА «2» ставится, если учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.
Чтение наизусть
Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Допускается словесное оценивание «Не справился».
Пересказ
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Допускается словесное оценивание «Не справился».
Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов в конце урока. Такая форма опроса может быть использована в основном на обобщающих уроках. Ученики, которые опрашиваются (3-4 человека), заранее намечаются учителем и в процессе фронтальной работы вызываются чаще других учащихся класса, их ответы должны быть более полными. Каждая такая оценка должна быть мотивированной.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты.
Высокий уровень
Ученик читает правильно, соблюдает нормы орфоэпического чтения, не допускает ошибок, правильно соблюдает ударения в словах (допускает не более 1—2 ошибок). Читает целыми словами, а в единичных случаях по слогам (сложные по звуко-слоговому составу, малознакомые слова). Соблюдает интонацию перечисления при запятых, паузы и интонацию в конце предложения. Передаёт эмоциональный тон произведения. Темп чтения знакомого текста соответствует 40—50 словам в минуту. Понимает более объёмные и сложные в содержательном и языковом отношении тексты, понимает главную мысль произведения и соотносит её с заглавием, отвечает на вопросы по смыслу прочитанного и самостоятельно их формулирует в процессе чтения, может определить эмоциональный характер текста. Умеет прогнозировать содержание текста по его заглавию и прочитанной части. Использует авторские ремарки для характеристики персонажей. Составляет простой речевой план. Умеет озаглавливать эпизоды произведения. Умеет охарактеризовать и дать собственную оценку событиям, героям произведений, представить образ автора. Умеет ориентироваться в книге и в её оглавлении. Осознаёт принадлежность литературного произведения к народному или авторскому творчеству. Различает и может назвать различные разновидности рассказов (о животных, детях, юмористические, исторические). Твёрдо знает наизусть текст стихотворения, читает его выразительно. Выполняет требования по внеклассному чтению для данного года обучения
Средний уровень
Ученик читает правильно, соблюдает нормы орфоэпического чтения, не допускает ошибок (допускает не более 1—2 ошибок), допускает не более 3-4 ошибок в выделении словесных ударений. Читает преимущественно целыми словами, но сложные по звуко-слоговому составу, малознакомые слова читает по слогам. Соблюдает паузы и интонацию в конце предложения. Иногда не соблюдает интонацию перечисления при запятых. Передаёт эмоциональный тон произведения. Темп чтения знакомого текста соответствует 35—40 словам в минуту. Понимает более объёмные и сложные в содержательном и языковом отношении тексты, понимает главную мысль произведения и соотносит его с заглавием, но испытывает трудности при формулировке главной мысли. Может определить эмоциональный характер текста. Умеет прогнозировать содержание текста по его заглавию и прочитанной части. Использует авторские ремарки для характеристики персонажей. Составляет простой речевой план. Умеет озаглавливать эпизоды произведения. Испытывает трудности при характеристике и оценке событий, героев произведений, представлении образа автора. Умеет ориентироваться в книге и в её оглавлении. Осознаёт принадлежность литературного произведения к народному или авторскому творчеству. Различает и может назвать различные разновидности рассказов (о животных, детях, юмористические, исторические). Допускает при чтении наизусть единичные ошибки, но легко исправляет их с помощью учителя» Выполняет требования по внеклассному чтению для данного года.
Допустимый уровень
Ученик читает орфографически правильно, допускает не более 3—4 ошибок в словах (замены, перестановки, добавления, пропуски звуков, слогов, слов, повторы частей и слов), допускает не более 5—8 ошибок в выделении словесных ударений. Читает послоговым способом с переходом на чтение целыми словами. Соблюдает паузы и интонацию в конце предложения. Затрудняется передать эмоциональный5 тон произведения. Темп чтения знакомого текста соответствует 30—35 словам в минуту. Понимает объёмные и сложные в содержательном и языковом отношении тексты, понимает главную мысль произведения и соотносит её с заглавием, но не может сформулировать главную мысль, затрудняется определить эмоциональный характер текста (справляется с помощью учителя). Затрудняется прогнозировать содержание текста по его заглавию и прочитанной части (справляется с помощью учителя). Использует авторские ремарки для характеристики персонажей. Составляет самостоятельно картинный план, а простой речевой план — с помощью учителя. С помощью учителя озаглавливает эпизоды произведения. Испытывает трудности при характеристике и оценке событий, героев произведений, представлении образа автора. Умеет ориентироваться в книге и в её оглавлении. Осознаёт принадлежность литературного произведения к народному или авторскому творчеству. Различает различные разновидности рассказов (о животных, детях, юмористические, исторические). При чтении наизусть отмечается нетвёрдое усвоение текста. Требования по внеклассному чтению для данного года обучения выполняет при условии индивидуально ограниченного задания.
К итоговому контролю относятся и комплексные работы. Структура контрольно - измерительных материалов соответствует структуре ЕГЭ. Данные работы позволяют быстро проверить усвоение материала у большого количества учащихся, объективно оценить результаты работы, повторить пройденный материал, углубить и систематизировать знания учащихся. На выполнение работы отводится 10-25 минут (в зависимости от уровня подготовленности ребенка).
При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:
«3» - если сделано не менее 40% объёма работы;
«4» - если сделано не менее 65% объёма работы;
«5» - если работа не содержит ошибок.
К концу второго полугодия в четвертом классе задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений.
Способами оценивания результативности обучения чтению являются:
замер скорости чтения (в скрытой для детей форме):
ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и жанровой принадлежности литературных произведений;
выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью интонационных средств - мелодики, темпоритма, пауз, логических ударений, громкости и эмоциональной окраски голоса);
выполнение заданий на составление плана пересказа, собственного высказывания;
выполнение заданий по ориентировке в книгах;
наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации, воображаемой экранизации и т.п.);
наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой работы;
наблюдения за читательской деятельностью учащихся;
анализ читательского дневника;
анализ отзывов учащихся о прочитанном, аннотаций, презентаций;
анализ творческих работ учащихся (в том числе входящих в рабочие тетради и в хрестоматии)
Критерии оценивания работ
(тесты, контрольные работы, практические работы)
Категория детей
Выполнение работы (%)
Оценка
ОВЗ
70-100%
«5»
50-69%
«4»
30-49%
«3»
0-29%
«2»
График проведения контрольных и проверочных работ
Период обучения
Тест
Контрольная работа
Проверка навыка чтения
Диагностическая работа
1 четверть
1
1
1
1
2 четверть
1
2
1
3 четверть
1
5
1
4 четверть
1
3
1
1
Итого
4
11
5
3
Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы.
Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;
осознанно воспринимать содержание различных видов текстов, выявлять их специфику, определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному тексту;
оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст;
вести диалог в различных ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознать смысл прочитанного;
читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
ориентироваться в построении научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в текстах напрямую, объяснять их; формулировать простые выводы; понимать текст;
передавать содержание прочитанного или прослушанного; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу;
самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
воспринимать художественную литературу как вид искусства;
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное мнение;
осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);
писать отзыв о прочитанной книге;
работать с тематическим каталогом;
работать с детской периодикой.
Творческая деятельность(только для художественных текстов)
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).
Литературоведческая пропедевтика(только для художественных текстов)
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста
Список дополнительной справочной и учебной литературы, необходимые наглядные пособия, оборудование и приборы
Учебно – методическое сопровождение
Программа
Авторские программы В.Г. Горецкого, В.А.Кирюшкина, А.Ф. Шанько "Обучение грамоте" и авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой "Литературное чтение": (УМК "Школа России") для 1 – 4 классы, Москва "Просвещение" 2012 год.
Учебник
Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская.4 класс. Часть 1, 2.
"Грохочут грузовики – скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу".
а) В. Ю. Драгунский "Главные реки";
б) В. В. Голявкин "Никакой я горчицы не ел";
в) Е. Л. Шварц "Сказка о потерянном времени".
4.Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.
а) сказка; б) рассказ; в) стихотворение
5 Из какого произведения эти строки: И я теперь дал клятву, что буду учить уроки всегда.
А) "Главные реки"
Б) "Что любит Мишка"
В) "Никакой горчицы я не ел"
6.Она стояла у стены. Дворник запретил трогать её.
___________________________
7.* Какое произведение тебе больше понравилось? Почему? ______________________________________________________________________________________________________________________
Контрольная работа №6 "Страна далёкого детства"
Вариант 1
Контрольная работа №6 "Страна далёкого детства"
Вариант 2
1.Как зовут Житкова?
1) Борис Степанович; 3) Борис Сергеевич;
2) Степан Борисович; 4) Сергей Борисович;
2. Какое произведение принадлежит М.М.Зощенко?
1) "Как я ловил человечков"
2) "Ёлка"
3) "Корзина с еловыми шишками"
4) "Главные реки"
3. Кто написал произведение "Корзина с еловыми шишками"?
8. Узнай героя по описанию. Запиши название произведения и автора.
1) Он серого цвета. Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок - суета или драка, - он не торопясь пришагает и ткнёт кого надо клювом. Начальник-птица!
2) Опасность надвигалась гуськом, передний был в пяти шагах от героя. ____________________________________________________________________________________________________________________________
8. Узнай героя по описанию. Запиши название произведения и автора.
1) Всё равно как человек тоскует. Выйдет на берег, встает на одну ногу и начнёт кричать. Да ведь так жалобно кричит…