Программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, УМК «Школа России», требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы Н. И. Роговцевой, С. В. Анащенковой. «Технология», сборника рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011.
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
- Системно-деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних.(П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).
- Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при
этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Программа и материал УМК рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю, что соответствует БУП в 4-х классах (1–4).
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
- Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
- Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
- Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Уровень усвоения материала проверяется с помощью контрольных работ, тестов и творческих заданий.
№ п/ п | Тема урока | Кол- во ча-сов | Обучающая цель | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ООО) | Сроки |
понятия | предметные результаты | универсальные учебные действия (УУД) | личностные результаты | план | факт |
Давайте познакомимся (1ч) |
1. | Как работать с учебником | 1 | Познакомиться с разделами учебника, условными обозначениями | Условные обозначения | Ориентирование по разделам учебника. Систематизация знаний о материалах и инструментах. Знакомство с технологическими картами и критериями оценивания выполнения работы. | Регулятивные УУД: Познавательные УУД: Формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием учебной литературы. Коммуникативные УУД: Умение формулировать собственное мнение и позицию. | Формирование умения оценивать жизненные ситуации с точки зрения своих ощущений. | 04.09 | |
Человек и земля (21 ч) |
2-3. | Вагоностроительный завод. Изделия: «Ходовая часть (тележка)», «Кузов вагона», «Пассажирский вагон» | 2 | Приемы работы с бумагой и линейкой | Разметка, резание, сгибание | Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и расположением месторождений на территории России. Изготовление модели буровой вышки из металлического конструктора | Регулятивные УУД: Познавательные УУД: Формирование умения осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения практических задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные УУД: Учёт разных мнений и умение обосновывать своё. | Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». Положительно относиться к занятиям предметно-практической деятельностью. | 11.09 18.09 | |
4. | Полезные ископаемые. Изделие: «Буровая вышка» | 1 | Уметь создавать модели объектов из конструктора | Конструктор | Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и расположением месторождений на территории России. Изготовление модели буровой вышки из металлического конструктора | Регулятивные УУД: Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу Познавательные УУД: Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического Коммуникативные УУД: Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, формирование чувства прекрасного | 25.09 | |
5 | Полезные ископаемые. Изделие: «Малахитовая шкатулка» | 1 | Овладевать технологией лепки слоями, создавая имитацию малахита | Пластилин | Знакомство с полезными ископаемыми, используемыми для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (технология лепки слоями). Изготовление изделия, имитирующего технику русской мозаики. Коллективная работа: изготовление отдельных элементов | Регулятивные УУД: Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу Познавательные УУД: Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера. Коммуникативные УУД: Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Формирование адекватной и позитивной самооценки. | 02.10 | |
6-7. | Автомобильный завод. Изделие: «КамАЗ», «Кузов грузовика» | 2 | Уметь создавать модели объектов из конструктора с помощью различных слесарных инструментов. | Конструктор | Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «КамАЗ». Имитация бригадной работы (рекомендуется разделить класс на группы, состоящие как из слабых, так и из сильных учащихся, последние будут помогать первым при сборке изделия). | Регулятивные УУД: Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные УУД: Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера. Коммуникативные УУД: Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах. | Формирование умения оценивать жизненные ситуации с точки зрения своих ощущений. | 9.10 16.10 | |
8-9 | Монетный двор. Изделие: «Стороны медали», «Медаль» | 2 | Осваивать правила теснения фольги | Фольга | Знакомство с основами чеканки медалей, особенностями формы медали. Овладевать новым приемом — тиснение по фольге. Совершенствовать умение заполнять технологическую карту. Работа с металлизированной бумагой — фольгой. | Регулятивные УУД: Умение вносить коррективы, необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения с заданным эталоном, реального действия и его продукта. Познавательные УУД: Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий. Коммуникативные УУД: Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Формирование адекватной и позитивной самооценки. | 23.10 30.10 | |
10 -11 | Фаянсовый завод. Изделие: «Основа для вазы». Изделие: «Ваза». Тест: «Как создается фаянс» | 2 | Анализировать технологию изготовления фаянсовых изделий | Пластичные материалы | Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделий из фаянса. Совершенствование умений работать пластилином. | Регулятивные УУД: Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные УУД: Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД: Учёт разных мнений и умение обосновывать своё. | Формирование умения оценивать жизненные ситуации с точки зрения своих ощущений. | 13.11 20.11 | |
12-13 | Швейная фабрика. Изделие: «Прихватка» Изделие «Новогодняя игрушка» | 2 | Анализировать технологию изготовления швейных изделий. Работа с текстильными материалами. | Ткани, швы, виды швов | Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике и профессиональной деятельностью людей. Определение размера одежды при помощи сантиметра. Создание лекала и изготовление изделия с повторением элементов технологического процесса швейного производства. | Регулятивные УУД: Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу Познавательные УУД: Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера. Коммуникативные УУД: Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | 27.11 4.12 | |
14-15 | Обувное производство. Изделие: «Модель детской летней обуви» | 2 | Приемы работы с бумагой и разными материалами. Создавать модель детской обуви из бумаги | Разметка, резание, сгибание, склеивание | Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов, используемых для производства обуви. Виды обуви и её назначение. Знакомство с технологическим процессом производства обуви. Как снимать мерку с ноги и определять по таблице размер обуви. | Регулятивные УУД: Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД: Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий. Коммуникативные УУД: Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Формирование познавательного мотива. | 11.12 18.12 | |
16 - 17 | Деревообрабатывающее производство. Изделие: «Технический рисунок лесенки-опоры для растений» Изделие: «Лесенка-опора для растений» | | Приемы работы с рейкой и столярным клеем | Склеивание | Знакомство с новым материалом — древесиной, правилами работы столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины. Различать виды пиломатериалов и способы их производства. Знакомство со свойствами древесины. Конструирование. Профессия: столяр | Регулятивные УУД: Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные УУД: Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера. Коммуникативные УУД: Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с культурой и традициями народов мира | 25.12 15.01 | |
18-19 | Кондитерская фабрика. Изделие: «Пирожное «Картошка», Тест «Кондитерские изделия». Изделие: «Пирожное «Картошка», «Шоколадное печенье» | 2 | Анализировать рецепт пирожного, заполнять технологическую карту с помощью учителя | Кулинария Профессии: кондитер, технолог-кондитер. | Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шоколада из какао-бобов. Знакомство с профессиями людей, работающих на кондитерских фабриках. Информация о производителе и составе продукта на этикетке. Приготовление пирожного «картошка» и шоколадного печенья. Правила поведения при приготовлении пищи. | Регулятивные УУД: Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу Познавательные УУД: Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Коммуникативные УУД: Формирование умения самостоятельно составлять план действий и применять его при решении задач творческого и практического характера. | Формирование познавательного мотива. | 22.01 29.01 | |
20 -21 | Бытовая техника. Изделие: «Настольная лампа» Тест „Правила эксплуатации электронагревательных приборов". Изделие: «Абажур. Сборка настольной лампы» | 2 | Уметь создавать модели объектов из конструктора и разных материалов | Профессии: слесарь-электрик, электрик, электромонтер. Абажур/ плафон для настольной лампы | Знакомство с понятием «бытовая техника» и её значением в жизни людей. Правила эксплуатации бытовой техники, работы с электричеством, знакомство с действием простой электрической цепи, работа с батарейкой. Сборка простой электрической цепи. Практическое использование электрической цепи на примере сборки настольной лампы, правила утилизации батареек. Освоение приемов работы в технике «витраж». | Регулятивные УУД: Умение вносить коррективы, необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения с заданным эталоном, реального действия и его продукта. Познавательные УУД: Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий. Коммуникативные УУД: Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | 5.02 12.02 | |
22 | Тепличное хозяйство. Изделие: «Цветы для школьной клумбы» | 1 | Выращивание рассады в домашних условиях, уход за рассадой | Профессии: агроном, овощевод. | Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Осмысление значения теплиц для жизнедеятельности человека. Выбор семян для выращивания рассады, использование информации на пакетике для определения условий выращивания растения. Создание мини-теплицы, посадка семян цветов. | Регулятивные УУД: Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные УУД: Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера. Коммуникативные УУД: Учёт разных мнений и умение обосновывать своё. | Формирование адекватной и позитивной самооценки. | 19.02 | |
Человек и вода (3ч) |
23 | Водоканал. Изделие: «Фильтр для очистки воды» | 1 | Способ фильтрации воды и способ экономного расходования воды. | Система водоснабжения города. | Знакомство с системой водоснабжения города. Значение воды в жизни человека и растений. Осмысление важности экономного расходования воды. Познакомить со способом фильтрации воды и способом экономного расходования воды, определение количества расходуемой воды | Регулятивные УУД: Познавательные УУД: Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД: Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | 26.02 | |
24 | Порт. Практическая работа «Технический рисунок канатной лестницы». Изделие: «Канатная лестница» | 1 | Изготовление лестницы с использованием способа крепления морскими узлами. | Профессии: лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач. | Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Освоение способов крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного узлов. Правильное крепление груза. Изготовление лестницы с использованием способа крепления морскими узлами. | Регулятивные УУД: Познавательные УУД: Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД: Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации | 4.03 | |
25 | Узелковое плетение. Изделие: «Браслет» | 1 | Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла. | Макраме. | Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике «макраме», Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла. Сравнение способов вязания морских узлов и узлов в технике «макраме». | Регулятивные УУД: Познавательные УУД: Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера. Коммуникативные УУД: Учёт разных мнений и умение обосновывать своё. | Формирование адекватной и позитивной самооценки. | 11.03 | |
Человек и воздух (3ч) |
26 | Самолетостроение. Ракетостроение. Изделие: «Самолет» | 1 | Уметь создавать модели объектов из конструктора и разных материалов | конструктор | Первоначальные сведения о самолётостроении, о функциях самолётов и космических ракет, конструкция самолёта и космической ракеты. Самостоятельное изготовление модели самолёта из конструктора. Закрепление умения работать с металлическим конструктором. Профессии: лётчик, космонавт. | Регулятивные УУД: Познавательные УУД: Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий. Коммуникативные УУД: Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах. | Формирование познавательного мотива | 18.03 | |
27 | Ракета-носитель. Изделие: «Ракета-носитель» | 1 | Уметь создавать модели ракеты из картона, бумаги на основе самостоятельного чертежа. | конструктор | Закрепление основных знаний о самолётостроении, о конструкции самолёта и ракеты. Закрепление основных знаний о бумаге: свойства, виды, история. Модель ракеты из картона, бумаги на основе самостоятельного чертежа. | Регулятивные УУД: Познавательные УУД: Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий. Коммуникативные УУД: Формирование умения договариваться, определять способы взаимодействия в группах. | Формирование познавательного мотива | 25.03 | |
28 | Летательный аппарат. Воздушный змей. Изделие: «Воздушный змей» | 1 | Конструкция воздушного змея. | | Знакомство с историей возникновения воздушного змея. Конструкция воздушного змея. Освоение правил разметки деталей из бумаги и картона сгибанием. Оформление изделия по собственному эскизу. | Регулятивные УУД: Познавательные УУД: Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий. Коммуникативные УУД: Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах. | Формирование познавательного мотива | 08.04 | |
Человек и информация (6ч) |
29. | Создание титульного листа | 1 | Создание титульного листа | Профессии: редактор, технический редактор корректор, художник. | Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Знакомство с работой издательства, технологией создания книги, профессиями людей, участвующих в издании книги. Элементы книги и использование её особенностей при издании. | Регулятивные УУД: Познавательные УУД: Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Коммуникативные УУД: Формирование умения самостоятельно составлять план действий и применять его при решении задач творческого и практического характера. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | 15.04 | |
30 | Работа с таблицами. Изделие: работа с таблицами | 1 | Создание таблицы в программе MicrosoftWord. | Таблица, строка, столбец. | Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе Microsoft Word. Понятия: таблица, строка, столбец. | Регулятивные УУД: Познавательные УУД: Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера. Коммуникативные УУД: Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах. | Формирование познавательного мотива. | 22.04 | |
31 | Создание содержания книги. Практическая работа: «Содержание» | 1 | Формирование содержания книги «Дневник путешественника» как итогового продукта годового проекта «Издаем книгу». | ИКТ | ИКТ на службе человека, работа с компьютером. ИКТ в издательском деле. Процесс редакционно-издательской подготовки книги, элементы книги. Практическая работа на компьютере. | Регулятивные УУД: Познавательные УУД: Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД: Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | 29.04 | |
32 - 33 | Переплетные работы. Изделие: Книга «Дневник путешественника» | 2 | Изготовление переплёта дневника и оформление обложки по собственному эскизу. | форзац, | Знакомство с переплётными работами. Способ соединения листов, шитье блоков нитками втачку (в пять проколов). Закрепление правил работы шилом и иглой. Осмысление значения различных элементов в структуре переплёта (форзац). | Регулятивные УУД: Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные УУД: Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий. Коммуникативные УУД: Формирование умения договариваться, находить общее решение | Формирование познавательного мотива | 06.05 13.05 | |
34 | Итоговый урок | 1 | Контроль ЗУН | | Анализ своей работы на уроках технологии за год, выделение существенного, оценивание своей работы с помощью учителя. Подведение итогов года. Презентация своих работ, выбор лучших. Выставка работ | Регулятивные УУД: Формирование умения самостоятельно составлять план действий и применять его при решении задач творческого и практического характера. Познавательные УУД: Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера. Коммуникативные УУД: Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах. | Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу. | 20.05 | |
| Итого | 34 ч | | | | | | | |
Электронное приложение к учебнику «Технология» 4 класс (Диск CD-ROM), авторы С.А. Володина. Ольга Алексеевна Петрова. М. О. Майсурадзе, В. А. Мотылева
CD “Развивашка» Делаем игрушки с дизайнером Поделкиным. Выпуск 2, Карнавальные костюмы мистера Маски.
CD «Смешарики» Подарок для мамы. Выпуск 8
CD «Мышка Мия. Юный дизайнер».
Технология. Обработка бумаги и картона-1
Технология. Обработка бумаги и картона-2
Технология. Организация рабочего места 6т (для работы с разными материалами).
Компьютерная техника, телевизор, DVD-проигрыватель, аудиторная доска с магнитной поверхностью.