Рабочая программа презназначена для 2 класса общеобразовательной школы, базовый уровень. Программа разработана с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования. В основу программы положена концепция "Перспективная начальная школа".Цель курса — обучение первоначальному чтению и письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, что является важным и необходимым условием формирования у них полноценных языковых знаний и умений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«КТП по русскому языку ПНШ для 2 класса »
Рассмотрено
на заседании методического
объединения начальных классов
Протокол №1 от 28 августа 2014 г
Руководитель ______/Насруллина Г.Р/.
Согласовано
Заместитель директора по УР
МБОУ «Соснинская основная
общеобразовательная школа»
_________ /Валиева Г.Ф./
29 августа 2014 г.
Утверждаю
Директор МБОУ «Соснинская
основная общеобразовательная школа»
_____________ \Котдусов Г.Х/.
Приказ № 163 от 29 августа 2014 г
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку для 2 класса
учителя первой квалификационной категории
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Соснинская основная общеобразовательная школа»
Балтасинского муниципального района Республики Татарстан
Насруллиной Гульсии Рашидовны
Принято на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от
29 августа 2014 года
2014-2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предназначена для 2 класса, базовый уровень.
Программа разработана на основе
. -Федерального Закона РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 №273-Ф3);
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки
России от 6 октября 2009 г. №373, зарегистрирован 22 декабря 2009 г. № 17785)
- Приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменении в федеральный государственный стандарт
начального общего образования, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373»
(зарегистрирован 4 февраля 2011г.), зарегистрированный номер 19707;
- Закона Республики Татарстан «Об образовании» (в действующей редакции);
- Учебного плана МБОУ «Соснинская основная общеобразовательная школа» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан на 2014-2015 учебный год, рассмотренного на педагогическом совете (протокол № 1 от 31 .08.2013 года) и утвержденного приказом №163 от 31.08.2013г.
- Образовательной программы МБОУ «Соснинская основная общеобразовательная школа»
- Программы по учебным предметам 1-4 классы. Авторы Н.Г.Агаркова,Н.М.Лаврова, Н.А.Чуракова, Н.М.Лаврова, М.Л.Каленчук и др.М.:Академкнига/учебник,2012
- Учебник «Русский язык 2 класс» в двух частях. Ав. Н. А. Чуракова. М.: Академкнига/Учебник, 2012.( Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.Учебник прошел экспертизу в РАН (протокол 10106-5215/201) от 01.11.2010) и РАО (протокол 01-5/7д-280 от 20.10.2010) на соответствие требованиям ФГОС НОО);
- В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированными в Минюсте России 3 марта
2011 года, регистрационный №19993).
Программа разработана с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования.
В основу программы положена концепция«Перспективная начальная школа», в которой принципы развивающего обучения взаимодействуют с традиционными принципами доступности прочности усвоения знаний.
Цель курса — обучение первоначальному чтению и письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, что является важным и необходимым условием формирования у них полноценных языковых знаний и умений. Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических
Задачи:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
овладение способами орфографического действия;
развитие умений вычленять и характеризовать языковую единицу изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классифицировать и сравнивать;
формирование учебной деятельности учащихся;
формирование умений работать сразу с несколькими источниками информации, включая словари разного типа ( орфоэпического, обратного ( он включен в корпус УМК)).
усиленное формирование фонематического слуха на протяжении первых двух лет обучения,
.
Содержание программы
Фонетика и орфография. 52 часа
Чередование звуков, не отражаемые на письме (фонетические чередования): чередования ударных и безударных (в[о]ды – в[а]да); парных глухих и звонких согласных на конце слова и в корне перед шумным согласным (подру[г]а – дру[к], ло[ж]ечка – ло[ш]ка); согласных с нулевым звуком (мес[т]о – ме[сн]ый). Общее правило обозначений этих чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.
Написание ы или и после ц в разных частях слова. Написание частицы не со словами, называющими действия.
Разграничение на письме приставок и предлогов. Написание разделительных ъ и ь.
Написание слов-названий предметов с основой на шипящий звук.
Национально-региональный компонент: Русский язык как государственный язык Республики Татарстан
Лексика. 3 часа
Понятие о слове как основной номинативной единице языка. Многозначность слова. Понятие об омонимах (без введения термина).
Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов.
Понятие о происхождении слов. Слова и их дальние родственники. Использование сведений о происхождении слова при решении орфографических задач.
Национально-региональный компонент: Русский язык как государственный язык Республики Татарстан
Морфемика и словообразование. 3 часа
Понятие об окончании слова и его основе. Окончания слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий.
Разграничение слов, имеющих окончания (изменяемых) и не имеющих окончания (неизменяемых). Окончания, выраженные звуками, и нулевые.
Корень слова. Понятие о родственных словах. Как делаются слова (элементарные представления о словообразовании).
Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными. Понятие о составе слова. Основные морфемы русского языка, их функции и способы вычленения.
Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении
Национально-региональный компонент: Русский язык как государственный язык Республики Татарстан
Морфология. 40 часов
Разграничение разных слов и разных форм одного и того же слова (словообразование и словоизменение). Понятие о начальной форме слова. Начальная форма слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий. Изменение слов-названий предметов по числам и по команде вопросов (по падежам, без введения термина). Род слов-названий предметов. Изменение слов-названий признаков по числу, по команде вопросов (по падежам) и по родам
Национально-региональный компонент: Русский язык как государственный язык Республики Татарстан
Синтаксис. 13 часов
Понятие о словосочетании. Понятие о предложении. Типы предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Типы предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные.Понятие о главных и неглавных членах предложения. Формирование умения ставить вопросы к разным членам предложения. Понятие об обращении и способах его оформления на письме.
Национально-региональный компонент: Русский язык как государственный язык Республики Татарстан
Лексикография (в рамках других разделов).
Знакомство с учебными словарями: толковым, орфографическим (словарь «Пиши правильно»), обратным, орфоэпическим (словарь «Произноси правильно»), этимологическим (словарь происхождения слов). Создание учебных ситуаций, требующих обращения к словарям различных типов; формирование представлений об информации, которую можно извлечь из разных словарей; элементарные представления об устройстве словарных статей в разных словарях.
Развитие речи с элементами культуры речи.25 часов
Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей.Оформление записи следующей части текста с помощью нового абзаца. Текст-описание и текст-повествование. Тема и основная мысль (основное переживание) текста. Составление плана текста. Изложение как жанр письменной речи. Использование плана для написания сочинения и для устного рассказа. Определение темы и основной мысли живописного произведения.
Сравнительный анализ разных текстов, посвященных одной теме (сравнение основной мысли и переживания); сравнительный анализ разных текстов, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания). Сравнение научно-популярных и художественных текстов (интегрированная работа с авторами комплекта по окружающему миру).
«Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми); освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.
Правила употребления приставок на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД
№
Раздел
Планируемые результаты (личностные и метапредметные)
Характеристика деятельности
Познавательные
УУД
Регулятивные
УУД
Коммуникативные
УУД
Личностные
УУД
1
Фонетика и орфография.
Общеучебные универсальные действия:
-Формирование умения поиска информации в учебных словарях;
- формирование умения читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами словосочетаниями и буквосочетаниями;
-обучение работе с информацией, представленной в табличной форме;
- формирование умения по условным обозначениям определять фамилию автора стихотворного текста. использованного в звукобуквенной зарядке;
- формирование умения
обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы – например, для выбора нужного слова или выяснения значения омонимов, многозначных слов, переносных значений слова, смысла предложения;
-понимание преобразование информации;
-применение и представление информации;
-оценка достоверности получаемой информации;
-знаково-символическое моделирование;
-умение применять правила, пользоваться инструкциями и основными закономерностями.
Универсальные логические действия:
-Подведение под понятие:
1) подведение конкретного языкового материала под лингвистическую схему;
2) подведение под правило,
-установление причинно-следственныхсвязей;
-постановка и решение проблемы;
-формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное
закономерностями.
Универсальные логические действия:
-Подведение под понятие:
1) подведение конкретного языкового материала под лингвистическую схему;
2) подведение под правило,
-установление причинно-следственныхсвязей;
-постановка и решение проблемы;
-формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное
-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий на уроке;
-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
-учиться работать по предложенному учителем плану
-понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения, с которым он соглашается;
-научиться проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также самостоятельно выполнять работу над ошибками.
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
-слушать и понимать речь других;
-выразительно читать и пересказывать текст;
-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
-работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
-выполнять работу по цепочке в рамках коммуникации как взаимодействия:
-видеть разницу между заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединятся к одной из них;
-использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанной героями точек зрении я.
-осознавать роль языка и речи в жизни людей;
-эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
-высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;
-формировать положительное отношение к школе,
желание учиться; интерес к письменной форме общения ;
-осознание языка, как основного средства человеческого общения;
-внутренняя позиция школьника, самостоятельность, ответственность, мотивация учебной деятельности;
-осознание ответственности, социальная компетентность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-проявляет интерес к процессу письма, заинтересованность в получении консультации, совета с целью улучшения учебных результатов;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-проявляет интерес к процессу письма, заинтересованность в получении консультации, совета с целью улучшения учебных результатов;
-старается сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме.
2
Лексика.
3
Морфемика и словообразование
4
Морфология
5
Синтаксис
6
Лексикография
7
Развитие речи с элементами культуры речи.
-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий на уроке;
-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
-учиться работать по предложенному учителем плану
-понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения, с которым он соглашается;
-научиться проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также самостоятельно выполнять работу над ошибками.
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
-слушать и понимать речь других;
-выразительно читать и пересказывать текст;
-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
-работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
-выполнять работу по цепочке в рамках коммуникации как взаимодействия:
-видеть разницу между заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединятся к одной из них;
-использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанной героями точек зрении я.
-Формирование умения школьников ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях (умения владеть важнейшими коммуникативными основами, регулирующими общение детей и взрослых; а также дете между собой);
-формирование ценностно-смысловой ориентации учащихся ( наблюдательности, способности любить и ценить окружающий мир, ценить дружбу и т.д.;
-формирование базовых эстетических ценностей (эстетических переживаний, эстетического вкуса, представления о том, что красота это то, что вокруг, и необходимо лишь научиться её обнаруживать, что природа для художника, писателя, поэта живая) построено на основе анализа литературных текстов, а также заданий, входящих в линию работы с живописными произведениями;
- формирование опыта нравственных и эстетических переживаний ( опыта «примерок»:способности каждый раз все ситуации этического и эстетического характера примерять на себя) осуществляется с помощью вопросов и заданий, цель которых- опереться на социальный и личностный опыт ребёнка.
Написание разделительных ъ и ь знаков.Закрепление.
22.04
119
Написание разделительных ъ и ь знаков.Повторение.
24.04
120
Написание разделительных ъ и ь знаков.Орфоэпический словарь.
25.04
121
Написание разделительных ъ и ь знаков. Орфографический словарь.
28.04
122
Работа с картиной Н. Рериха «Стражи ночи».
29.04
123
Типы текстов. Научный и художественный текст.
1.05
124
Обучающее устное изложение. Работа с картиной Ван Гога «Подсолнухи»
2.05
125
Непроизносимый согласный звук – нулевой звук.
5.05
126
Непроизносимый согласный звук.
6.05
127
Непроизносимый согласный звук.
8.05
128
Работа с картиной Ван Гога «Церковь в Овере».
9.05
129
Слова с непроизносимыми согласными звуками.
12.05
130
Слова с непроизносимыми согласными звуками. Закрепление.
13.05
131
Непроизносимый согласный звук – нулевой звук.
15.05
132
Чередование согласных в корне слова.
16.05
133
Работа по тексту «Ступеньки»
19.05
134
Повторение изученного материала. Подготовка к контрольной работе.
20.05
135
Административная промежуточная аттестационная работа.
22.05
136
Работа над ошибками Обобщение и систематизация пройденного материала за год.
23.05
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ
Учащиеся должны знать/понимать:
значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание);
типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Уметь:
определять в слове количество слогов, находить ударный и безударные слоги, соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков;
проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные, непроизносимые согласные); жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;
выбирать буквы и или ы в позиции после ц в разных частях слова;
писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
различать на письме приставки и предлоги;
употреблять разделительные ь и ъ;
выделять в слове окончания (дифференцируя материально выраженное и нулевое окончания) и основу; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний;
выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова;
сравнивать слова, связанные отношениями производности,
объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, сложением основ с соединительным гласным);
мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс);
обнаруживать регулярные исторические чередования («чередования, видимые на письме»);
разграничивать разные слова и разные формы одного слова;
определять начальную форму слов-названий предметов, названий признаков и названий действий;
изменять слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определять их род;
изменять слова-названия признаков по числам, команде вопросов и родам;
находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос;
определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
находить в предложении основу (главные члены) и неглавные члены; задавать вопросы к разным членам предложения;
находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно;
находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и «читать» словарную статью, извлекая необходимую информацию;
правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать;
правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе (что, чтобы, ….);
определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении;
членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;
грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;
владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (встреча, прощание и пр.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
работы со словарями; соблюдения орфоэпических норм речи;
устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета (встреча, прощание и пр.);
написания записки, письма, поздравительной открытки с соблюдением норм речевого этикета.
Словарь
Арбуз, берёза, билет, быстро, вдруг, весело, воробей, ворона¸ газета, город, группа, девочка, деревня, директор, до свидания, завод, заяц, здравствуй, иней, капуста, класс, корова, лисица, лопата, магазин, машина, медведь, молоко, морковь, мороз, Москва, народ, одежда, посуда, работа, ребята, Родина, Россия, русский, сирень, скоро, собака, сорока, спасибо, столица, суббота, тетрадь, товарищ, урожай,. Ученик, учитель, фамилия, хорошо, ягода, язык (55 слов).
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебный
курс
Учебная программа
Учебник(и)
Учебное пособие для учащихся
Методические пособия для учителя
Мониторинговый инструментарий
1
2
3
4
5
6
Рус
ский язык.
2 класс
Программа по предмету «Русский язык» .(Н.Г. Агаркова, М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, О. В. Малаховская Т. А. Байкова, Н. М. Лаврова).
Чуракова Н. А. Русский язык: учебник. - Ч. 1, 2, 3. 2 класс. - М.: Академкнига, 2008.
Байкова, Т. А., Малаховская, О. В., Ерышева, Е. Р. Рабочие тетради для самостоятельных работ № 1, 2. - М.: Академкнига, 2008.
1.Чуракова, Н. А., Каленчук, М. Л., Байкова, Т. А., Малаховская, О. В. Русский язык. 2 класс: методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига, 2008.
2. А. А. Коржукова «Поурочные разработки по русскому языку». 2 класс. Москва: «ВАКО», 2012.
Н.М. Лаврова. Сборник проверочных и контрольных работ 1-2 класс . Методическое пособие: М.Академкнига/Учебник. 2009
Примерная итоговая контрольная работа для промежуточной аттестации
Контрольный диктант с грамматическим заданием
Что едят птицы?
Много птиц живёт на Земле. Лесные птицы клюют зёрна. Морские – ловят рыбу.
Клёст достаёт из шишки семена. Чайки и цапли - рыболовы. Вороны едят зерно, улиток, арбузы и дыни.
Птицы очень прожорливы. Синичка может съесть столько, сколько весит сама.
(По Н.И.Сладкову) (38 слов)
Слова для справок: прожорливы, семена.
Примечание. Сообщается о постановке тире запятой в предложениях, отмеченных звёздочкам, а также о написании заглавной буквы в слове «Земля» (название планеты)
ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Вариант №1
1. Выдели основы во 2-м и 4-м предложениях.
2. Покажи, от каких слов образованы слова лесной, морской:
лесной …
морской …
Вариант №2
1. Найди в тексте и подчеркни волнистой линией сложное слово. Выдели в нём корни. Найди в тексте слова с этими же корнями, выдели их.
2. Определи, в каком числе стоят слова-названия предметов в 5-м предложении. Над словами укажи число. Выдели в них окончания.
Приложение 2
Критерии и нормы оценок учебной деятельности учащихся.
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, сочинений, тестовых заданий.
Диктант
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Слова на не изученные к данному моменту правила заранее выписываются на доске или проговариваются орфографически. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
Тексты контрольных диктантов должны включать орфограммы, определенные минимумом начального общего образования, федеральным компонентом государственного образовательного стандарта: правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корнях слов; правописание безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных, безударных личных окончаний глаголов; правописание не с глаголами; правописание сочетаний жи-ши. ча-ща, чу-щу, чк-чн; употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных, употребление разделительных ь и ъ, ь после шипящих на конце имен существительных и глаголов.
Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов:
Класс
I-е полугодие
II-е полугодие
2 класс
25-30 слов
35-45 слов
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:
Ошибкой в диктанте следует считать:
нарушения правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
отсутствие изученных знаков препинания в тексте;
наличие ошибок на изученные правила орфографии.
Недочеты:
отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;
отсутствие красной строки;
неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило.
За ошибку в диктанте не считаются: - ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;
- единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
- единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
За одну ошибку считаются:
- 2 исправления;
- 2 пунктуационные ошибки;
- повторение ошибок в одном и том же слове;
Негрубыми ошибками считаются следующие:
-повторение одной и той же буквы в слове;
- недописанное слово;
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
- дважды записанное одно и то же слово в предложении.
«5» ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений;
работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии письма.
«4» ставится за диктант, в котором допущено не более 2 орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.
«3» ставится за диктант, в котором допущено 3 - 5 орфографических ошибок, работа написана небрежно.
«2» ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
Грамматическое задание
Грамматическое задание средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Характеристика цифровой отметки (оценки):
"5" ("отлично") - выполнено без ошибок.
"4" ("хорошо") - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
"3" ("удовлетворительно") - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
"2" ("плохо") - правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Словарный диктант
Примерное количество слов для словарных диктантов:
2 класс - 8-10 слов;
.Характеристика цифровой отметки (оценки):
"5" ("отлично") - без ошибок.
"4" ("хорошо") - 1 ошибка.
"3" ("удовлетворительно") - 2-3 ошибки.
"2" ("плохо") - 4 и более ошибок.
Контрольное списывание
Контрольное списывание - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Для контрольных списываний предлагаются тексты с пропущенными знаками препинания. Количество слов в текстах списываний и диктантов одинаково.
Характеристика цифровой отметки (оценки):
Оценка "5" ставится за безошибочное, аккуратное выполнение работы;
Оценка "4" ставится, если в работе допущено: 1-2 орфографических ошибки и 1 исправление;
Оценка "3" ставится, если в работе допущено: 2-3 ошибки и 1 исправление;
Оценка "2" ставится, если в работе допущено: 4 ошибки и более.
Изложение
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Количество слов в текстах на 15-20 больше, чем в диктанте.
При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
отсутствие красной строки;
незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
Характеристика цифровой отметки (оценки):
"5" ("отлично") - правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста; нет фактических ошибок; правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одного речевого недочета).
"4" ("хорошо") - содержание передано правильно и достаточно точно; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков; имеются отдельные фактические и речевые недочета (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).
"3" ("удовлетворительно") - допущено существенное отклонение от авторского текста; допущены нарушения в последовательности изложения мыслей; есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).
"2" ("плохо") - допущено существенное искажение авторского текста (упущены важные события, отсутствует главная часть); много фактических неточностей; нарушена последовательность изложения мыслей; имеет место употребление слов в не свойственном им значении; допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.
Сочинение
"5" ("отлично") - логически последовательно раскрыта тема, правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одного речевого недочета), нет фактических ошибок.
"4" ("хорошо") - последовательно раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков, имеются отдельные фактические и речевые недочета (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).
"3" ("удовлетворительно") - имеются существенные отступления от темы, есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).
Создание небольшого текста (сочинения) не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу, поэтому отрицательные отметка за сочинение не выставляется.