kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кружок общекультурного направления «Күңелле татар теле»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примерная программа конкретизирует содержание тем по татарскому фольклору, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов  данного курса с учетом внутришкольных и межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кружок общекультурного направления «Күңелле татар теле»»

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель ШМО Директор

______/А.А.Сарварова/ Зам. директора по ВР МБОУ «СОШ №1»

Протокол №____ от МБОУ «СОШ №1» ______/Р.А.Фардеева/.

«___» _______2021__г. ______/А.М.Нестерова/ Приказ №______от

«___» ________2021__г. «___» ______2021__г.







ОБРАЗОВАТЕЛЬНО – ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

кружка общекультурного направления «Күңелле татар теле»


Срок реализации 1 год (3 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 им. М.К.Тагирова»

г. Альметьевска Республика Татарстан



Тазиповой Айгуль Асхатовны, учителя начальных классов



_3 класс





Альметьевск, 2021- 2022учебный год






Пояснительная записка.


Примерная программа конкретизирует содержание тем по татарскому фольклору, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов  данного курса с учетом внутришкольных и межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

Татарский фольклор имеет хорошо развитую систему традиционных жанров: героический эпос (дастаны, баиты, исторические песни), сказки и народные шутки,(әкиятләр һәм мәзәкләр), легенды и предания (легендалар, риваятльләр, хикәяләр), загадки (табышмаклар), пословицы и поговорки (мәкальләр һәм әйтемнәр), песни: короткие, сюжетные, обрядовые и игровые, плясовые (кыска жырлар, сюжетлы жырлар, йола һәм уен-бию җырлары). Сюда прежде всего следует отнести календарно-обрядовую поэзию. Так, шир. изв. являются нардуган җырлары. В дни нардуган собирались посиделки (утырма), проводились игрища с ряженьем, совершали гадания на кольцах (йөзек салыш) и распевали магические куплеты (фал ачулар).

В дни весеннего солнцестояния при обходе дворов звучали нәүрүз җырлары или нәүрүз әйтүләр (коляды). Обряды проводов зимы сопровождались песнопениями, исполнялись многие действия аграрно-магического характера. Во время весеннего паводка проводился жизнерадостный праздник җимчәчәк в сопровождении җимчәчәк җырлары (хороводно-игровых песен) в течение 7-10 дней. В эти дни звучали также җир-җырлары (ритуальные кликанья весны). Весенние праздники карга-туе (грачиный праздник), сабантуй также не обходятся без песнопений и заклинаний.

По жанровому составу значительно сложнее свадебные песнопения татар. Среди них выделяются следующие: 1) Туй җырлары (собственно свадебные песни). 2) Сыктаулар (причитания) имеются у всех тюркских народов: у башкир - сенд у, у каракалпаков - сынсу, у ногайцев - кыз елатма и т.д. 3) Танкучатлар - прощальные песни невесты под свадебное утро. 4) Шмчыраклар - песни дружины при проводах жениха в дом невесты (акөй). 5) Яр-ярлар (оды), присущие многим тюркским народам: у каракалпаков - хау-жар, у узбеков - ер-ер, у казахов - жар-жар, у ногайцев - хей-жар и т.д. 6) Бирн җырлары - песни, исполняемые при обмене подарками между свахами в доме жениха в день свадьбы. 7) Арбаулар: есть килен арбау (наставление-нравоучение, обращенное к молодухе), есть кияу арбау (наставление-нравоучение, направленное к жениху), а также яшьләрне арбау (наставление молодых). 8) Типсәүләр - песни дружины при переезде невесты в дом жениха. 9) әйтешләр - речитативно-песенное соревнование между близкими и друзьями жениха и невесты. 10) Бит ачулар - песни-советы невесте при представлении ее родственникам жениха. У башкир - бит асыузар, у каракалпаков - бит ашар и т.д. 11) Кияу ябулар-песни-наставления жениху в брачную ночь. 12) Баталар - назидания матери жениха, с которыми она обращается к своей невестке после заключения никах (брака) при первой встрече.

Кроме того, можно было бы выделить и такие поэтические формы, как самаклар (присловья сватовства), хурлаулар (корильные), мактаулар (величальные) и др.

При знакомстве младших школьников с татарским фольклором, возможно использовать диски: «Татар теле», «Татарский язык: изучить легко!», это дает возможность приобрести первичные умения работы через компьютер с видами и жанрами татарского искусства.

Количество детей: 27 человек.

Состав: постоянный.

Для успешной реализации программы необходимо: учебники по татарскому языку; песни; стихотворения выдающихся писателей татарского народа, компьютер, учебный диск, магнитофон, аудио и видео кассеты.

Цель: Развитие связной татарской речи у детей, обогащение словарного запаса, формирование общих представлений о фольклоре, культуре и традициях татарского народа.

Задачи:

  познакомить с основными видами татарского фольклора;

  учить правильно произносить слова на татарском языке, читать стихотворения татарских поэтов;

  воспитывать интерес к творчеству выдающихся деятелей татарского народа;

  развивать творческие способности через обучение татарскому языку.

Используются разнообразные формы работы: индивидуальная, сменяемая совместной, работа в парах.

Материал можно представить в форме текста, фильма, предмета, схемы и т.д.

При выборе методов важно учитывать особенности знания языка детьми. Можно выделить занятия-упражнения, занятия-импровизации, экспериментирования, метод наблюдения, использование мультимедийной информации.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

- самостоятельно прочитать предложенное стихотворение;

- рационально использовать татарские слова при произношении предложения;

- использовать учебники на татарском языке;

- использовать татарские видео и аудио кассеты;

- исполнить песню на татарском языке;

- исполнить мини – спектакль на татарском языке;

- работать с партнером в группе;

- оценить процесс и результаты своей работы.

Тематическое планирование.


п.п

Наименование разделов и тем

Дата

Дата фактич

1.

Вводное занятие



2

Знакомство с учебниками «Әлифба»



3

Знакомство с учебниками «Туган тел»



4

Работа с учебником



5

Прибаутки



6

Чтение прибауток



7

Частушки



8

Исполнение частушек



9

Работа со сказками татарского народа



10

Правильное произношение слов



11

Диалоги



12

Знакомство с татарскими сказками



13

«Минем кадерле әбием»



14

«Ике кыз»



15

«Өч кыз»



16

«Карт белән төлке»



17

«Кәҗә белән бүре»



18

«Ай белән Кояш»



19

«Алтын балык»



20

«Ялкау малай»



21

Знакомство с татарскими танцами



22

«Әпипә»



23

Движение танца



24

Исполнение



25

Татарские песни



26

«Безнең гаилә»



27

Разучивание песни «Безнең гаилә»



28

Исполнение песни «Безнең гаилә»



29

Сценка



30

Разучивание сценки «Бала белән әтәч»



31

Исполнение сценки «Бала белән әтәч»



32

Сценка«Бала белән әтәч»



33

Знакомство с национальными кастюмами



34

Татарский националтный костюм.



35

Рисунки Татар халык киемнаре



36

Аппликация Татар халык киемнаре



37

Такмаклар Рәшита Ягьфәрова



38

Стихотворение Г.Тукая «Туган тел»



39

Стихотворение «Бала белән күбәләк », Г.Тукай



40

Сценка «Бала белән күбәләк» Г. Тукай



41

Сказка «Су анасы», Г. Тукай



42

Сценка «Су анасы», Г. Тукай



43

Сказка “Шурале”, Г. Тукай



44

Сценка «Шурале», Г. Тукай



45

Стихотворение «Хәрефләр Бәйрәме»



46

Сценка «Хәрефләр Бәйрәме»



47

Правильное произношение гласных букв



48

Правильное произношение согласных букв



49

Диалоги о животных



50

Диалоги о растениях



51

Татар халык ашлары



52

Чәкчәк



53

Бәлеш



54

Бавырсак



55

Гобэдия



56

Очпочмак



57

Пәрәмәч



58

Дастан



59

Баиты



60

Исторические песни



61

Легендалар



62

Риваятльләр



63

Хикәяләр



64

Загадки



65

Гадание на кольцах



66

Народные шутки



67

Песни: короткие



68

Песни: сюжетные



69

Песни: обрядовые



70

Песни: игровые



71

Песни: плясовые



72

Итоги кружка




Формы работы.


Большое внимание уделяется таким формам работы, как работа в группах и парах. Такая форма работы развивает коммуникативные умения: умение работать с партнером в группе, терпимо относиться к мнению партнера, умение аргументировано излагать собственное мнение.

Образовательные умения: умение оценить процесс и результаты своей работы, умение представить свою работу.

Практические умения: уметь прочесть небольшой текст на татарском языке; уметь исполнить татарскую частушку; уметь исполнитьтатарский танец.

Список  литературы:

1.     Рәшита Ягьфаров. Стихотворения, Казань 2002.

2.     Роберт Миннулин «Хәрефләр Бәйрәмә» Казань 2012

3.     Хади Такташ «Тәүфиклы песи» Казань 2012

4.     Захид Хабибуллин «Куңелле Мажаралар». Казань 2012

5.     Саубан Чуганаев «Яран гөл». Барда 2013

6.     Монир Мазунов «Хәлимә» Казань 2011

7.     Газета «Ялкын» 1996

8.     Газета «Сабантуй» 2001

9.     Зиннур Хөснияр – детский журнал. Казань 2012

10. Диск «Татар теле» 2002

11. Материал из Интернета.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Кружок общекультурного направления «Күңелле татар теле»

Автор: Тазипова Айгуль Асхатовна

Дата: 21.12.2021

Номер свидетельства: 595647


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства