«Критерии оценки ЗУН обучающихся в образовательных учреждений VIII вида»
«Критерии оценки ЗУН обучающихся в образовательных учреждений VIII вида»
Знания учащихся, обучающихся по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, оцениваются в установленном в образовательном учреждении порядке. При выставлении оценок необходимо, в первую очередь, руководствоваться требованиями программ, по которым ведется обучение.
Оценку рекомендуется вводить с 3 четверти 2 класса. Введение оценки в этот период обусловлено тем, что у основной группы учащихся уже сформированы элементарные навыки счета, письма, чтения, дети под руководством учителя приучены к организации собственной учебной деятельности, которая для них становится привычной.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Критерии оценки ЗУН обучающихся в образовательных учреждений VIII вида» »
«Критерии оценки ЗУН учащихся, обучающихся по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»
воспитатель ГБС (К) ОУ Чербинская школа –интернат 8-го вида
Республики Тыва
Ооржак Белекмаа Олеговна
В связи с возникающими вопросами по оцениванию ЗУН детей, обучающихся по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, возникла необходимость выпуска данных методических рекомендаций.
На сегодняшний день нет нормативных документов, регламентирующих критерии оценивания ЗУН учащихся, обучающихся по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Поэтому за основу возьмем методическое письмо Министерства просвещения РСФСР «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся вспомогательных школ» №241-м от 13.08.1981 г. и письмо Министерства просвещения РСФСР «Об оценке знаний, умений и навыков учащихся I - VIII (IX) классов вспомогательных школ по русскому языку и математике» №263-м от 14.10.1983 г., а также рекомендации кандидата психологических наук, профессора И.М.Бгажноковой.
Образовательное учреждение должно разработать свое положение (локальный акт) об оценивании учащихся данной категории.
I. Оценка ЗУН учащихся.
Знания учащихся, обучающихся по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, оцениваются в установленном в образовательном учреждении порядке. При выставлении оценок необходимо, в первую очередь, руководствоваться требованиями программ, по которым ведется обучение.
Оценку рекомендуется вводить с 3 четверти 2 класса. Введение оценки в этот период обусловлено тем, что у основной группы учащихся уже сформированы элементарные навыки счета, письма, чтения, дети под руководством учителя приучены к организации собственной учебной деятельности, которая для них становится привычной.
Наряду с критериями оценки возникает вопрос и о том, какой объем реализуемых знаний считать удовлетворительным. Какой показатель наиболее соответствует адекватной оценке сформированных знаний у детей с умственной отсталостью? И.М. Бгажнокова, ссылаясь на многочисленные психолого-педагогические исследования, посвященные особенностям усвоения русского языка, математики и других предметов данными учащимися, рекомендует следующую систему оценивания:
Как правило, по характеристике выполнения разнообразных заданий по тому или иному предмету авторы исследований описывают 4 группы учащихся.
1 группа (10-15%) - дети, которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.
2 группа (25-30%) - дети, которым характерен замедленный темп усвоения учебного материала. Они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются.
3 группа (35-40%) - учащиеся, отличающиеся пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при решении задач, примеров, при списывании текстов и выполнении других заданий; какправило, эти ученики обучаются по упрощенной программе по всем предметам.
4 группа (10-15%) - дети, которые занимаются по индивидуальным программам*, так как основное содержание тех или иных предметов для них недоступно. Обучать таких детей необходимо с целью их социальной поддержки.
* Обучение отдельных учащихся с более выраженными (или осложненными) интеллектуальными нарушениями, которые не имеют возможности освоить программный материал, осуществляется по индивидуальной программе, содержание которой составляет учитель. Следует учитывать, что понижать уровень требований нужно только тогда, когда учитель использовал все возможные коррекционно-развивающие меры воздействия. Цель каждой индивидуальной программы - создать систему поэтапной педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе. Данная программа согласовывается методическим советом и утверждается педагогическим советом образовательного учреждения. Перевод на обучение по индивидуальной программе принимается решением школьной ПМПК или педагогическим советом школы. Знания детей, обучающихся по индивидуальной программе, оцениваются в соответствии с этой программой. Перевод их в следующий класс осуществляется на основе аттестации по индивидуальной программе.
Соответственно названным группам, около 45% учащихся способны освоить базовый уровень знаний, 35% - минимально необходимый (сниженный) уровень, а 20% учащихся могут быть оценены лишь по результатам индивидуальных достижений.
В любом случае, организуя итоговую (контрольную) проверку знаний умственно отсталого школьника, следует исходить из достигнутого им минимального уровня и из возможных оценок выбирать такую, которая стимулировала бы его учебную ипрактическую деятельность, так как никакие нормированные стандарты и критерии невозможно с максимальной точностью «примерить» к ребенку с интеллектуальным дефектом, именно поэтому данные предложения носят рекомендательный характер.
II. Виды работ учащихся.
1. Контрольные работы. Объективная оценка знаний, умений и навыков учащихся достигается сочетанием различных видов текущей и итоговой проверки знаний. Текущие контрольные работы Итоговые контрольные работы
Цель: проверка усвоения изучаемого материала. Их содержание и частотность определяется учителем с учетом специфики предмета, степени сложности изучаемого материала, индивидуальных особенностей учащихся.
Цель: установка на основе объективных данных, кто из школьников овладел необходимыми ЗУН, которые обеспечивают им дальнейшее успешное продвижение в учении. Проводятся после изучения наиболее значительных тем программ; в концеучебной четверти, полугодия, года.
Продолжительность: 25-45 мин. Продолжительность: как правило, 45 мин.
Письменные контрольные работы проводятся только по русскому языку и математике. Проведение письменных контрольных работ по другим предметам не разрешается.
В один учебный день следует давать в классе только одну письменную итоговую контрольную работу, а в течение недели - не более двух. При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение всей четверти, не допуская скопления письменных контрольных работ к концу четверти, полугодия. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, в первый день после праздника, первый и последний дни учебной недели.
Количество итоговых контрольных работ (рекомендуется): 2-8 классы - по 10 итоговых письменных контрольных работ; 9 класс - по 5.
Все виды контрольных работ проверяются у всех учащихся и возвращаются им к следующему уроку.
После контрольных и текущих проверок ЗУН учащихся отводится специальный урок, посвященный работе над ошибками.
2. Виды письменных работ. Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся:
упражнения по русскому языку и математике; планы статей и других материалов из учебников;
изложения, сочинения по русскому языку (следует учитывать, что изложения и сочинения по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида могут быть только обучающего характера);
составление обобщающих таблиц, схем и т.п.;
фиксация наблюдений в природе, осуществляемых в процессе развития устной речи в 1 -4 классах, изучения естествознания (природоведение, биология) и географии;
различные виды рабочих записей и зарисовок по ходу и результатам практических работ (опытов) на уроках естествознания (природоведения, биологии), математики, на занятиях по развитию устной речи, социально-бытовой ориентировке, профессиональному трудовому обучению (без копирования в тетрадях соответствующих рисунков из учебников).
У учеников, обучающихся по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, проверяются и оцениваются все письменные работы. Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются после каждого урока у всех учеников.
В рабочих тетрадях ведется работа над ошибками.
Использованная литература:
Коррекционно-развивающее обучение. Сборник нормативно-правовых документов и
методических рекомендаций. - Архангельск, 2005.-
Методическое письмо «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся
вспомогательных школ» от 13 августа 1981 года №241-М//Сборник приказов и
инструкций Министерства просвещения РСФСР. - 1982. - №4. - с. 17 - 23.
Методическое письмо «Об оценке знаний, умений и навыков учащихся I - VIII (IX)
классов вспомогательных школ по русскому языку и математике» от 14 октября 1983 года
№263-М//Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР. - 1984