Автор проекта нравственно – духовного образования «Самопознание» С.А. Назарбаева.
Базовое содержание учебного предмета для 1 класса
(34 часа, 1 час в неделю)
I Раздел «Радость познания» - 8 часов
II Раздел «Учимся общению» - 8 часов
III Раздел «Быть человеком» - 8 часов
IV Раздел «Как прекрасен этот мир!» - 8 часов
Итоговое повторение – 2 часа
Пояснительная записка
Ожидаемый результат
В Iразделе «Радость познания» обращает внимание на изучение таких ценностей, как мир, учение, цель жизни, увлечения человека, индивидуальность, творчество.
Во II разделе « Учимся общению» ученики постигают такие ценности, как дружба, общение, взаимопонимание, сотрудничество, коллектив, семья, человеческое достоинство. Основное внимание уделяется умению строить равноправные, добрые взаимоотношения в классе и семье, развитию социальной активности.
В III разделе «Быть человеком» рассматриваются значения таких качеств, как самостоятельность, ответственность, смелость, решительность, честность, гражданственность. Школьники учатся осознавать ответственность за свои мысли, слова и поступки.
В IV разделе «Как прекрасен этот мир!» расширяются представления о таких ценностях, как мир, природа, здоровье, красота, радость, творчество. Ученики постигают многогранность понятий «человек», «красота», «гармония».
Изучение программного материала 1 класса позволит учащимся:
имеет элементарные представления о человеческих ценностях: знание, учение, любовь, добро, дружба, мир, семья, Родина, природа, творчество, труд, здоровье, честность, отзывчивость;
имеет представления о единстве человека и природы и позитивном влиянии природы на развитие человека; бережно и осознанно относится к окружающему миру;
понимает значимость сохранения здоровья; знает и умеет применять элементарные правила здорового образа жизни;
умеет выражать свои мысли, чувства, впечатления через творческую деятельность;
имеет представления о семейных ценностях, о взаимоотношениях в семье, основанных на любви, взаимопомощи, уважении и заботе;
осознает радость общения и искренней дружбы; умеет оценивать проявления дружбы и уважения среди сверстников и взрослых;
умеет поддерживать дружеские отношения с представителями противоположного пола;
осознает ответственность за свои поступки; умеет применять правила достойного поведения в школе, дома, в общественных местах;
знает и понимает права и обязанности школьника, умеет пользоваться ими.
Знает и понимает правила хорошего тона, осознанно использует свои знания в разных ситуациях.
Название раздела
Номера уроков
Кол-во часов
Тема учебных занятий
Содержание
Стр. учебника
Стр. тетради
Дата
I Радость познания
(8 часов)
1-2
2
Здравствуйте, это Я!
Урок-знакомство.
Неповторимость каждого человека, обусловленная особенностями внешности, стремлений, увлечений, привязанностей, вкусов, характеров, поведения. Объединяющее начало всех людей, общность целей.
5-14
3-7
3-4
2
Я ученик.
Смысл понятия «ученик». Возможности ученика, цели и задачи человека, сидящего за школьной партой.
Учение как труд, особенности учебного труда, режим дня, досуг, обязанности в школе и дома.
15-22
8-11
5-6
2
Хочу всё знать!
Cтремление к знаниям. Человек как часть семьи,
коллектива, общества, мира. Взаимодействие с окружающим миром – путь к познанию.
Значение единения и сплоченности на пути познания.
23-30
12-15
7-8
2
Путешествие в Страну Самопознания
Введение в предмет «Самопознание».
Карта целей.
Содержание тематических разделов.
31-39
16-17
II Быть человеком (8 часов)
9-10
2
Азбука общения
Общение как необходимое условие существования человека. Правила общения дома, в коллективе, общественных местах. Культура поведения. Вежливость как важнейшее качество личности. Проявление вежливости в повседневной жизни.
40-47
18-21
11-12
2
Мои друзья
Понятие «дружба». Значение дружбы в жизни человека. Дружба в классе. Объединяющее начало дружбы.
Дружба как источник радости общения.
48-54
22-23
13-14
2
Радуга настроения
Стремление к позитивному восприятию мира. Радость как источник жизненных сил. Хорошее настроение – путь к успеху в учении, труде, творчестве.
55-62
24-27
15-16
2
Любовь в моём сердце
Любовь как важнейшая
общечеловеческая ценность.
Любовь к ближнему, окружающему миру. Проявления любви в жизни.
Любовь – основа отношений человека к человеку.
63-68
28-33
III Учимся общению
(8 часов)
17-18
2
Мой дом
Человек – член семьи.
Взаимоотношения в семье, коллективе. Проявления доброжелательности. Сотрудничество, взаимовыручка, уважение.
69-76
34-37
19-20
2
Быть честными
Честность как важное качество человека. Честные и нечестные поступки. Разрушительное воздействие лжи на личность.
77-83
38-39
21-22
2
Помогаем друг другу
Взаимопомощь, поддержка, чуткость и отзывчивость.
Проявление стремления прийти на помощь в поступках человека.
84-91
40-44
23-24
2
Идём дорогою добра
Ценность «добро». Доброта как качество человека. Добрый поступок.
92-98
45-47
IV Как прекрасен этот мир!
(8 часов)
25-26
2
Родная природа
Природа – наш дом. Красота природы. Бережное отношение к природе.
99-111
48-50
27-28
2
Шаги к здоровью
Здоровье как жизненная ценность. Физическое и духовное здоровье. Правила здорового образа жизни.
112-123
51-53
29-30
2
Моя Родина
Казахстан – Родина всех казахстанцев. Малая Родина. Родной дом, родной город (аул).
124-132
54-59
31-32
2
Праздник детства
Обобщение изученного. Детство – счастливая пора. Игра как способ познания окружающего мира. Творчество – источник радости.