Муниципальное образование – городской округ город Рязань Рязанской области. Администрация города Рязани
МБОУ «Школа №40» г. Рязани
Ф.И.О. подпись
Ф.И.О. подпись
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и основывается на программе по русскому языку В.П.Канакиной ,В.Г.Горецкого.
привитие любви к родному языку, духовным ценностям русского народа.
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у учащихся 2 классов первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
1. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
2. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
3. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
4. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
1. Использование знаково-символических средств представления информации.
2. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
3. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
1. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения
2. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
3. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
4. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• развитие речи.
Язык и речь (2 ч).
Язык и речь. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения людей.
Диалог и монолог (1 ч).
Текст. Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста. Красная строка в тексте.
Различение предложения, словосочетания, слова.
Знаки препинания в конце предложения. Связь слов в предложении. Логическое ударение. Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Установление связи слов в предложении. Распространённые и нераспространённые предложения.
Слово и его лексическое значение(6 ч).
Слово – общее название многих однородных предметов. Однозначные и многозначные слова, их различение. Прямое и переносное значение слова. Синонимы и антонимы: наблюдение в текстах, использование в речи. Словари русского языка и их использование.
Однокоренные (родственные) слова (4 ч).
Родственные слова. Выделение корня. Однокоренные слова.
Слог. Ударение (3 ч).
Слово. Слог. Деление слов на слоги. Словесное ударение.
Гласные ударные и безударные.
Перенос слов (3 ч).
Правила переноса слов с одной строки на другую.
Звуки и буквы. Алфавит (4 ч).
Звуки и буквы: гласные и согласные.
Русский алфавит: правильное название букв, знание их последовательности. Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Гласные звуки и буквы для обозначения гласных звуков (2ч).
Основные признаки гласных звуков. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове.
Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Правописание безударных гласных в корне слова. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.
Согласные звуки и буквы для обозначения согласных звуков (12 ч).
Согласные звуки и буквы. Правописание удвоенных согласных. Согласные мягкие и твёрдые. Обозначение мягкости согласных. Соотношение звуков и букв в словах типа конь, с двойными согласными. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.
Разделительный мягкий знак (3 ч).
Разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначения. Разделительный мягкий знак.
Правописание слов с парным по глухости – звонкости согласным звуком в корне слова и перед согласным (15 ч).
Глухие и звонкие согласные звуки. Парные и непарные согласные по звонкости и глухости. Произношение и обозначение на письме парных согласных в слове. Правописание парных согласных в корне слова. Разные способы проверки правописания слов.
Обобщение знаний об изученных правилах письма (2 ч).
Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.
Части речи (общее представление) (2 ч).
Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов.
Имя существительное (19 ч).
Значение и употребление. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?» Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных.
Изменение существительных по числам.
Глагол как часть речи (12 ч).
Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Особенности текста – повествования. Обучение составлению повествовательного текста.
Имя прилагательное как часть речи (13ч).
Значение и употребление в речи. Согласование с именами существительными. Изменение прилагательных по числам. Особенности текста – описания. Обучение составлению описательного текста.
Местоимение как часть речи (4ч).
Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Текст- рассуждение (2 ч). Особенности текста – рассуждения. Обучение составлению текста- рассуждения.
Предлог (6 ч).
Значение предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами.
Обобщение знаний о частях речи (2 ч).
Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Звуко-буквенный анализ слов.
Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.
-изложений и сочинений - 10.
-IV четверть- 35-40 слов.
Словарный диктант: 8-10 слов, один раз в неделю.
-каллиграфически правильно писать слова, предложения, тексты из 35-45 слов без пропусков, вставок, искажений букв;
-обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е,ё,ю,я,и) и мягким знаком;
-писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, в названиях городов, деревень, в кличках животных;
-правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные на конце слов(ряд, воз), безударные гласные в двусложных словах ( мячи, река, окно);
-писать слова с двойными согласными, слова с разделительным мягким знаком, слова с непроверяемым написанием, данные в программе 2 класса;
-производить фонетический разбор: делить слова на слоги, определять ударный слог, последовательность звуков и букв;
-правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета;
-устанавливать связь слов в предложении из 3-4 слов, выделять подлежащее и сказуемое;
-употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный или восклицательный знак в конце;
-устанавливать связь по смыслу между частями текста(восстанавливать деформированный повествовательный текст из 3 частей);
-составлять и записывать текст из 3-5 предложений на заданную тему или по наблюдениям, по ситуации;
- адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
- создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
- овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность).
-анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение;
-создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
-соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант- текст 75-80 слов).
В связи с тем, что во втором классе безоценочная система аттестации школьников, оценивание предметных результатов проводится только учителем в конце полугодия и года в целях анализа эффективности работы с учащимися по предмету на основе пятибалльной системы оценок.
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Тип урока | Основные виды учебной деятельности | Планируемые предметные результаты освоения материала | Универсальные учебные действия |
Наша речь (4 часа). |
1 | | Знакомство с учебником. Виды речи. | Урок изучения нового материала. | Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении. Анализировать речь людей (при анализе текстов). Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её. | Различать устную, письменную речь и речь про себя. Работать с памяткой «Как научиться правильно списывать предложение». | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера. |
2 | | Наша речь и наш язык.
| Урок повторения и систематизации знаний. | Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А. Куприна). Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А.Пушкина. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | Объяснять назначение языка и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Использовать в речи слова просьбы, благодарности, приветствия, прощания. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, основанное на знаниях. Самооценка на основе критерия успешности. |
3 | | Как отличить диалог от монолога? | Урок изучения нового материала. | Отличать диалогическую речь от монологической. Использовать в речи диалог и монолог. Участвовать в учебном диалоге. Соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику. | Работать со страничкой для любознательных. Наблюдать над этимологией слов диалог и монолог. Составлять по рисункам диалог и монолог. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению. | Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. |
4 | | Проверка знаний. | Урок повторения и систематизации знаний. | Отличать диалогическую речь от монологической. Использовать в речи диалог и монолог. Участвовать в учебном диалоге. | Наблюдать над этимологией слов диалог и монолог. Составлять по рисункам диалог и монолог. Оценивать результаты выполненного задания. | Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог |
Текст ( 5 часов). |
5 | | Текст. Что такое текст. | Урок развития умений и навыков. | Различать текст и предложение, текст и набор предложений. | Называть признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. | Понимание текстов, извлечение необходимой информации, самооценка на основе критерия успешности. |
6 | | Текст. Главная мысль текста. | Урок формирования умений и навыков. | . Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста. Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. | Формирование навыка смыслового чтения текста различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами. |
7 | | Текст. Части текста. | Урок повторения и систематизации знаний. | Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, записывать составленный текст. | Объяснять построение текста: вступление, основная часть, заключение. | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). |
8 | | Контрольный диктант. | Контроль знаний, умений и навыков. | Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | Писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв. | Поиск и выделение необходимой информации. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). |
9 | | Работа над ошибками. | Урок обобщения и систематизации знаний. | Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. | Писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв. | Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Предложение ( 12 часов). |
10 | | Предложение, как единица речи, его назначение и признаки. | Урок изучения нового материала. | Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. | Составлять предложения из слов. Составлять (устно и письменно) ответы на вопросы. Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения. Писать слова в предложении раздельно. | Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
11 | | Предложение. Связь слов в предложении. Логическое ударение в предложении. | Урок изучения нового материала. | Составлять предложения из слов. Составлять (устно и письменно) ответы на вопросы. Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения. Писать слова в предложении раздельно | Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. |
12 | | Контрольное списывание. | Урок повторения и систематизации знаний. | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению. | Писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв. | Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
13 | | Члены предложения. Главные члены предложения (основа предложения). | Урок изучения нового материала. | Находить главные члены (основу) предложения. | Обозначать графически грамматическую основу. | Планирование своих действий при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма. |
14 | | Что такое второстепенные члены предложения? | Урок изучения нового материала. | Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения. | Обозначать графически грамматическую основу. | Учитывать правила в планировании и контроле способа выполнения учебной задачи. |
15 | | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | Урок изучения нового материала. | Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого. | Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах предложения. | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). |
16 | | Что такое распространённые и нераспространённые предложения? | Урок формирования умений и навыков. | Различать распространённое (с второстепенными членами) и нераспространённое (без второстепенных членов) предложения. | Составлять нераспространённые и распространённые предложения. Распространять нераспространённые предложения. | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). |
17 | | Как установить связь слов в предложении? | Урок изучения нового материала. | Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. | Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения. Составлять предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу). | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). |
18 | | Развитие речи. Обучающее сочинение по картине И. С. Остроухова «Золотая осень». | Комбинированный урок. | Составлять предложения из деформированных слов, словосочетаний по рисунку, по заданной теме, по модели. Составлять небольшой текст по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень». Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | Составлять и оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. |
19 | | Анализ сочинений. Связь слов в предложении. Обобщение и систематизация знаний о предложении. | Урок обобщения и систематизации знаний. | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению | Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения. Составлять предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу). | Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
20 | | Контрольный диктант. | Контроль знаний, умений и навыков. | Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | Писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв. | Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
21 | | Работа над ошибками. | Урок обобщения и систематизации знаний. | Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | Писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв. | Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Слова, слова, слова… (22 часа). |
22 | | Слово и его значение. | Урок формирования умений и навыков. | Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. | Находить в тексте незнакомые слова. Работать с толковым и орфографическим словарями. | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). |
23 | | Слово и его значение. Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. | Урок-исследование. | Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. | Классифицировать слова по тематическим группам. | Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. |
24 | | Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова. | Урок изучения нового материала. | Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. | Работать со страничкой для любознательных. Наблюдение над этимологией слова лопата. | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). |
25 | | Слово и его значение. Прямое и переносное значение слов. | Урок развития умений и навыков. | Создавать в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках. | Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания. | Понимание текста, извлечение необходимой информации. |
26 | | Что такое синонимы? Словарь синонимов русского языка. | Урок изучения нового материала. | Распознавать среди данных пар слов синонимы. | Подбирать к слову синонимы. Работать со страничкой для любознательных. | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). |
27 | | Что такое антонимы? Словарь антонимов русского языка. | Комбинированный урок. | Распознавать среди данных пар слов антонимы. | Подбирать к слову антонимы. Работать со страничкой для любознательных. | Понимание текстов, извлечение необходимой информации. |
28 | | Синонимы и антонимы (обобщение знаний). Проверочная работа. | Урок-закрепление. | Знакомиться с этимологией слов синоним и антоним. Работать со словарями синонимов и антонимов учебника. Находить нужную информацию о слове в этих словарях. | Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определёнными жизненными ситуациями. Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
29 | | Контрольный диктант. | Контроль знаний, умений и навыков. | Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | Писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв. | Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
30 | | Работа над ошибками. | Комбинированный урок. | Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | Писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв. | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. |
31 | | Развитие речи. Изложение текста по данным к нему вопросам. | Урок развития умений и навыков. | Подбирать заголовок к тексту. Излагать письменно содержание текста по данным вопросам. | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению. | |
32 | | Родственные слова. Общая часть родственных слов. | Урок изучения нового материала. | Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. | Группировать однокоренные слова с разными корнями. Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах. | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). |
33 | | Родственные слова и синонимы. Однокоренные слова. Корень слова. | Урок развития умений и навыков. | Работать с памяткой «Как найти корень слова».Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень. | Работать со словарём однокоренных слов учебника. Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня. | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). |
34 | | Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах. | Урок развития умений и навыков. | Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. | Работать со словарём однокоренных слов учебника. Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня. | Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
35 | | Какие бывают слоги? | Урок изучения нового материала. | Делить слова на слоги. Определять количество в слове слогов. | Классифицировать слова по количеству в них слогов. | Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
36 | | Как определить ударный слог? Словесное и логическое ударение в предложении. | Урок развития умений и навыков. | Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения. Различать ударные и безударные слоги. Наблюдать над разноместностью и подвижностью русского ударения. | Составлять простейшие слогоударные модели слов. Находить слова по заданной модели. Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова. | Понимание текстов, извлечение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
37 | | Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. | Урок развития умений и навыков. | Работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова. Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов. | Оценивать в процессе совместной деятельности в парах правильность произношения слов. | Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
38 | | Как переносить слова с одной строчки на другую? | Урок развития умений и навыков. | Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую | Переносить слова по слогам. Определять способы переноса (ко-локольчик, коло-кольчик, колокольчик). | Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
39 | | Перенос слов по слогам. | Урок развития умений и навыков. | Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую | Переносить слова по слогам. Определять способы переноса (ко-локольчик, коло-кольчик, колокольчик). | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. |
40 | | Развитие речи. Обучающее сочинение по серии картинок. | Комбинированный урок. | Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам. | Составлять и оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв. | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). |
41 | | Проверочная работа. | Урок обобщения и систематизации знаний. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. | Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
42 | | Контрольный диктант. | Контроль знаний, умений и навыков. | Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | Писать правильно слова на изученные орфограммы; определять границы предложений. | Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. |
43 | | Работа над ошибками. | Урок обобщения и систематизации знаний. | Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | Писать правильно слова на изученные орфограммы; определять границы предложений. | Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. |
Звуки и буквы (34 часа). |
44 | | Как различить звуки и буквы? | Урок развития умений и навыков. | Различать звуки и буквы. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознавать условные обозначения звуков речи. | Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. |
45 | | Алфавит. Значение алфавита. | Урок обобщения и систематизации знаний. | Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. | Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают. Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к заданной. | Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог. |
46 | | Алфавит. Использование алфавита при работе со словарями. | Урок развития умений и навыков. | Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к заданной.Работать с памяткой «Алфавит».Располагать заданные слова в алфавитном порядке. | Использовать знание алфавита при работе со словарями. Сопоставлять случаи употребления заглавной (прописной) и строчной буквы в словах. Использовать правило написания имён собственных и первого слова в предложении. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации. |
47 | | Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины З. Серебряковой «За обедом». | Урок развития умений и навыков. | Составлять рассказ по репродукции картины 3. Е. Серебряковой «За обедом», используя опорные слова (под руководством учителя). | Составлять и оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
48 | | Гласные звуки. Признаки гласного звука. | Урок развития умений и навыков. | Находить в слове гласные звуки. Объяснять особенности гласных звуков. Правильно произносить гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. | Работать с памяткой «Гласные звуки и буквы для их обозначения». Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клюв, юла, поют. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
49 | | Контрольный диктант. | Контроль знаний, умений и навыков. | Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | Писать правильно слова на изученные орфограммы; определять границы предложений. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации. |
50 | | Работа над ошибками. | Урок развития умений и навыков. | Объяснять причины разного количества звуков и букв в слове. Соотносить звуковой и буквенный состав слов (роса, якорь). Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный. | Писать правильно слова на изученные орфограммы; определять границы предложений. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
51 | | Гласные звуки. Слова с буквой э. | Комбинированный урок. | Находить в слове гласные звуки. Объяснять особенности гласных звуков. Правильно произносить гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Работать с памяткой «Гласные звуки и буквы для их обозначения». | Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клюв, юла, поют. Объяснять причины разного количества звуков и букв в слове. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. |
52 | | Ударные и безударные гласные звуки. | Комбинированный урок. | Соотносить звуковой и буквенный состав слов (роса, якорь). Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный. | Работать со страничкой для любознательных. Знакомство со сведениями из истории русского языка (о букве э). Наблюдать, из каких языков пришли в нашу речь слова. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации. |
53 | | Правило обозначения буквой безударного гласного звука. | Урок обобщения и систематизации знаний. | Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. | Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны — слон, слоник; трава — травы, травка). | Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
54 | | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова. | Урок развития умений и навыков. | Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне. | Планировать учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. |
55 | | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | Урок развития умений и навыков. | Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне. | Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны — слон, слоник; трава — травы, травка). | Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
56-58 | | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. | Урок формирования умений и навыков. | Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы | Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. |
59 | | Развитие речи. Обучающее сочинение. | Урок формирования умений и навыков. | Работать с текстом. Определять тему и главную мысль текста. | Составлять и записывать ответы на вопросы к тексту с опорой на текст и рисунок. | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). |
60 | | Проверочное списывание. Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами. | Урок-практика. | Объяснять написание безударной гласной в корне. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. | Находить безударную гласную в корне. Объяснять, как правильно обозначить буквой безударный гласный звук в корне. | Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. |
61 | | Работа над ошибками. Словарный диктант. | Комбинированный урок. | Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов. | Проверка написания орфограмм безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. |
62 | | Признаки согласного звука. Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове. | Комбинированный урок. | Находить в слове согласные звуки. Правильно произносить согласные звуки. | Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Работать с памяткой «Согласные звуки русского языка». | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
63 | | Согласный звук ( й) и буква Й. | Урок формирования умений и навыков. | Различать согласный звук [й'] и гласный звук [и]. Различать способы обозначения согласного звука [й'] буквами. | Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о звуке-невидимке [й']. Использовать правило при переносе слов с буквой «и краткое» (чай-ка). | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). |
64 | | Слова с буквой Й, вошедшие в наш язык из других языков. | Урок-практика. | Различать согласный звук [й'] и гласный звук [и]. Различать способы обозначения согласного звука [й'] буквами. | Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о звуке-невидимке [й']. | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). |
65 | | Слова с удвоенными согласными. | Урок изучения нового материала. | Наблюдать над произношением и правописанием слов с удвоенными согласными. Использовать правило переноса слов с удвоенными согласными (ван-на). | Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. |
66 | | Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам. | Урок формирования умений и навыков. | Составлять рассказ по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам. | Записывать составленный рассказ. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
67 | | Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Наши проекты «И в шутку, и «всерьёз». | Урок-игра. | Объяснять написание слов с удвоенными согласными. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. | Защита своих проектов. | Структурирование знаний. Оценка результатов работы. |
68 | | Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами И,Е,Ё,Ю,Ь. | Урок формирования умений и навыков. | Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки. | Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). |
69 | | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | Урок развития умений и навыков. | Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки. | Работать с памяткой «Как подготовиться к письму по памяти». Планировать учебные действия при письме по памяти. | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). |
70 | | Мягкий знак как знак обозначения мягкости согласного звука на письме. | Урок изучения нового материала. | Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в этих словах. | Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь). Переносить слова с мягким знаком (паль-цы, паль-то). | Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. |
71-72 | | Правописание мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными. | Урок развития умений и навыков. | Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). | Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. | Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. |
73 | | Контрольный диктант. | Контроль знаний, умений и навыков. | Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | Проверка написания слов с мягким знаком. | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
74 | | Работа над ошибками. Проверочная работа. | Комбинированный урок. | Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | Проверка ошибок написания орфограмм слов с мягким знаком. | Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. |
75 | | Работа над ошибками. Наши проекты. «Пишем письмо». | Комбинированный урок. | Работать с текстом: определять тему текста, подбирать к нему заголовок, определять части текста. Анализировать текст с целью нахождения в нём информации для ответов на вопросы, записывать ответы. | Составлять продолжение рассказа. Писать письмо Деду Морозу. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. |
76-77 | | Обобщение и закрепление изученного материала. | Урок развития умений и навыков. | Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. | Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. |
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками ( 29 часов). |
78 | | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. Правописание в словах буквосочетаний и других изученных орфограмм. | Урок изучения нового материала. | Различать непарные мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, подбирать примеры слов с такими сочетаниями. | Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.). Работать с орфоэпическим словарём. Применять правило написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч. | Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. |
79 | | Развитие речи. Обучающее изложение. | Комбинированный урок. | Работать с текстом. Подбирать к тексту заголовок. Выделять в тексте части и определять их микротемы. | Записывать предложение из текста на заданную тему. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. |
80 | | Повторение темы «Твёрдые и мягкие согласные». | Комбинированный урок. | Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. | Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
81 | | Контрольный диктант. | Контроль знаний, умений и навыков. | Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. | Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. |
82 | | Закрепление знаний. Работа над ошибками. | Комбинированный урок. | Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | Писать правильно слова на изученные орфограммы. | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). |
83 | | Наши проекты. «Рифма». | Урок-проект. | Продемонстрировать умение подбирать рифму к разным словам, сочинить четверостишие. | Защита проектов. | Структурирование знаний. Оценка результатов работы. |
84-86 | | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ и их правописание в словах. | Урок развития умений и навыков. | Находить в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями. | Применять правило при написании слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу. Оценивать свои достижения при выполнении заданий. | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму. |
87-88 | | Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? Произношение и написание парных звонких и глухих звуков. | Урок-исследование. | Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать согласный звук (глухой — звонкий, парный — непарный) и оценивать правильность данной характеристики. | Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных). | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. |
89 | | Особенности проверочного и проверяемого слов для слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным. | Комбинированный урок. | Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным. | Различать проверочное и проверяемое слова. | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму. |
90 | | Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных. Словарный диктант. | Урок обобщения и систематизации знаний. | Различать проверочное и проверяемое слова. | Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным. Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. | Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. |
91-95 | | Проверка парных звонких и глухих согласных. Изложение повествовательного текста. | Урок развития умений и навыков. | Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка — трава, травушка; мороз — морозы, морозный Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. | Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. |
96 | | Проверка знаний. | Урок обобщения и систематизации знаний. | Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания. | Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой. | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму. |
97 | | Контрольный диктант. | Контроль знаний, умений и навыков. | Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. |
98 | | Работа над ошибками. Обобщение изученного материала. | Урок формирования умений и навыков. | Сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова. | Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами. | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму. |
99 - 101 | | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | Урок развития умений и навыков. | Наблюдать пал произношением слов с разделительным ь. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга. Подбирать примеры слов с разделительным мягким знаком. | Различать слова с мягким знаком — показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь). Объяснять написание разделительного ь в словах. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
102 | | Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала. | Урок формирования умений и навыков. | Наблюдать пал произношением слов с разделительным ь. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга. Подбирать примеры слов с разделительным мягким знаком. | Различать слова с мягким знаком — показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь). Объяснять написание разделительного ь в словах. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. |
103 | | Контрольное списывание. | Контроль знаний, умений и навыков. | Уметь различать границы предложений, писать слова с разделительным мягким знаком. | Самостоятельно списывать контрольный текст. | Поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). |
104 | | Проверка знаний. | Комбинированный урок. | Использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь). Объяснять написание разделительного ь в словах. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. |
105 | | Обучающее сочинение «Зимние забавы». | Урок формирования умений и навыков. | Составлять устный рассказ о зимних забавах детей. | Записывать правильно составленный рассказ. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. |
106 | | Обобщение изученного материала. | Комбинированный урок. | Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. | Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. |
Части речи ( 47 часов). |
107 | | Части речи. Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. | Урок изучения нового материала. | Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. | Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение. | Построение логической цепи рассуждений, выведение следствий. |
108 | | Части речи. Употребление частей речи в тексте. | Урок формирования умений и навыков. | Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. | Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой. | Построение логической цепи рассуждений, выведение следствий. |
109 | | Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи.. | Комбинированный урок. | Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать отнесение слова к имени существительному. | Объяснять лексическое значение слов — имён существительных. Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп. | Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. Понимание текстов, извлечение необходимой информации. |
110 | | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Словарный диктант. | Урок формирования умений и навыков. | Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных. | Классифицировать имена существительные одушевленные и неодушевлённые по значению и объединять их в тематические группы. | Актуализировать свои знания для решения учебной задачи. |
111 | | Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных. | Урок развития умений и навыков. | Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных. | Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы. | Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. |
112 | | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. | Комбинированный урок. | Писать с заглавной буквы имена собственные. | Находить информацию (с помощью взрослых) из справочной литературы, в библиотеке, интернете о происхождении своей фамилии. | Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. |
113 | | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов, газет. | Комбинированный урок. | Писать с заглавной буквы имена собственные. | Находить информацию (с помощью взрослых) из справочной литературы, в библиотеке, интернете о печатных изданиях. | Построение логической цепи рассуждений, выведение следствий. |
114 | | Заглавная буква в написании кличек животных. Развитие речи. Составление рассказа по картине В. Васнецова «Богатыри». | Урок развития умений и навыков. | Писать с заглавной буквы имена собственные. | Составлять устный рассказ по репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри» (под руководством учителя). Составлять устный рассказ о своём домашнем животном на основе наблюдений и по вопросам учителя. | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму. |
115 | | Заглавная буква в географических названиях. | Урок развития умений и навыков. | Писать с заглавной буквы имена собственные. | Находить информацию (с помощью взрослых) из справочной литературы, в библиотеке, интернете о разных городах и странах. | Анализ, сравнение, классификация, доказательство при определении склонения имени существительного. |
116 | | Обучающее изложение. | Комбинированный урок. | Подробно письменно излагать содержание текста-образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии картин. | Излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания. | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
117 | | Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы. | Урок обобщения и систематизации знаний. | Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных. | Писать с заглавной буквы имена собственные. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. |
118 | | Контрольный диктант. | Контроль знаний, умений и навыков. | Записывать текст под диктовку и проверять написанное. Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. |
119 | | Работа над ошибками. | Комбинированный урок. | Писать с заглавной буквы имена собственные. | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. |
120 | | Изменение имён существительных по числам. | Урок изучения нового материала. | Определять число имён существительных (единственное и множественное). | Изменять имена существительные по числам (книга — книги). | Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. |
121 -122 | | Единственное и множественное число имён существительных. Обобщение знаний об имени существительном. | Комбинированный урок. | Правильно произносить имена существительные в форме единственного и множественного числа (туфля — туфли, простыня — простыни). Работать с орфоэпическим словарём. | Определять грамматические признаки имен существительных: одушевлённое или неодушевленное, собственное или нарицательное; число (единственное или множественное), роль в предложении. Обосновывать правильность определения грамматических признаков имени существительного. Классифицировать имена существительные по определённому грамматическому признаку. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. |
123 | | Обучающее изложение. | Комбинированный урок. | Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану. | Излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания. | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
124 | | Проверка знаний. Диктант. | Контроль знаний, умений и навыков. | Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. |
125 | | Работа над ошибками. | Комбинированный урок. | Работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного». Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения. | Определять начальную форму имени существительного. Выполнять морфологический разбор имени существительного. | Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. |
126 | | Значение глагола в речи. | Урок изучения нового материала. | Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. | Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
127 | | Что такое глагол? | Комбинированный урок. | Классифицировать глаголы по вопросам. | Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
128-130 | | Признаки глагола. Единственное и множественное число глаголов. Изменение глагола по числам. | Урок введения в новую тему. | Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы в определённом числе. | Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работать с орфоэпическим словарём. | Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. |
131 | | Правописание частицы НЕ с глаголами. | Урок введения в новую тему. | Раздельно писать частицу не с глаголом (не кричать). | Определять грамматические признаки глагола: число (единственное или множественное), роль в предложении. | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму. |
132 | | Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол». | Урок развития умений и навыков. | Обосновывать правильность определения признаков глагола. | Определять правильный порядок предложений, составлять текст, подбирать к нему название и записывать составленный текст. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. |
133 | | Что такое текст-повествование?. | Урок изучения нового материала. | Распознавать текст-повествование. | Наблюдать над ролью глаголов в повествовательном тексте. | Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. |
134 | | Проверка знаний. Развитие речи.Составление рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели». | Комбинированный урок. | Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка. Составлять текст-описание. | Составлять рассказ. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания. | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
135 | | Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. | Комбинированный урок. | Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. | Работать со страничкой для любознательных: ознакомление с историей появления названия имя прилагательное и лексическим значением имён прилагательных. | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
136 | | Связь имени прилагательного с именем существительным. | Урок формирования умений и навыков. | Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному. | Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. |
137 | | Прилагательные близкие и противоположные по значению. | Урок развития умений и навыков. | Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры имён прилагательных. | Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. | Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. |
138 | | Единственное и множественное значение имени прилагательных. | Комбинированный урок. | Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры имён прилагательных. | Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. | Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. |
139 | | Понятие о тексте-описании. Роль имён прилагательных в тексте-описании. | Урок формирования умений и навыков. | Распознавать текст-описание. Наблюдать над ролью имен прилагательных и тексте-описании. | Составлять текст-описание на основе личных наблюдений (коллективное обсуждение плана подготовительной работы). | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. |
140 | | Проверка знаний. | Комбинированный урок. | Определять число имён прилагательных, распределять имена прилагательные в группы в зависимости от их числа, изменять прилагательные по числам. Соблюдать литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др. | Определять грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, число (единственное или множественное), роль в предложении. | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
141 | | Общее понятие о предлоге. | Урок формирования умений и навыков. | Узнавать предлоги в устной и письменной речи. | Правильно употреблять предлоги в речи (прийти из школы). | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. |
142 | | Раздельное написание предлогов со словами. | Урок развития умений и навыков. | Узнавать предлоги в устной и письменной речи. | Правильно писать предлоги со словами. | Использование критериев для обоснования своего суждения. Делать выводы на основе анализа предъявленного банка данных. |
143 | | Восстановление предложений. Словарный диктант. | Урок обобщения и систематизации знаний. | Составлять текст-повествование на предложенную тему, находить нужную информацию для ответа на вопрос к тексту и записывать ответ. | Правильно писать словарные слова, изученные в 1 и 2 классах. | Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. |
144 | | Проверка знаний. | Урок развития умений и навыков. | Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму. |
145 | | Контрольный диктант. | Контроль знаний, умений и навыков. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Писать правильно слова с непроверяемыми написаниями. | Структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. |
146 | | Работа над ошибками. | Контроль знаний, умений и навыков. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания. | Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. |
147-148 | | Что такое местоимение? | Урок изучения нового материала. | Распознавать местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении. | Различать местоимения и имена существительные. | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
150 | | Что такое текст-рассуждение? | Урок-проект. | Распознавать текст-рассуждение. | Проводить исследовательскую работу, подбирать доказательства к тексту-рассуждению.. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
151 | | Проверка знаний. | Контроль знаний, умений и навыков. | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | Работать с текстом: определять тип текста, тему и главную мысль, выделять части в тексте-рассуждении, записывать текст по частям. | Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. |
152 | | Диктант с грамматическим заданием. | Контроль знаний, умений и навыков. | Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | Писать правильно слова с непроверяемыми написаниями. Выполнять грамматические задания. | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. |
153 | | Работа над ошибками. | Комбинированный урок. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания. | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму. |
Повторение ( 17 часов). |
154-170 | | Повторение по темам «Текст», «Предложение», «Слово и его значение», «Части речи», «Звуки и буквы», «Правила правописания». Сочинение по репродукции картины Ф. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». Контрольное списывание. | Урок развития умений и навыков. | Составлять текст-описание натюрморта по репродукции картины Ф. П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | Соблюдать правила правописания. | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности, выполнение действий по алгоритму. |
1.Канакина В.П. « Русский язык 2 класс» .Уч. –М.: Просвещение,2012.
2.Канакина В.П. Русский язык .Рабочая тетрадь . 2 класс . -М.:Просвещение,2014.
3.Голубь В. Т. Тематический контроль знаний учащихся. Русский язык. 2 класс. Метода – Воронеж 2013.
4. Межуева Ю.В. Русский язык. Состав слова.- Саратов: Лицей, 2011.
1. Канакина В.П. Горецкий В.Г. Русский язык .Рабочие программы: 1-4 классы.-М.: Просвещение,2011.
2. О. Н. Крылова «Поурочные разработки по русскому языку 2 кл.». Москва «Экзамен», 2014.
3.Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык .Методическое пособие .2 класс.-М.:Просвещение,2011.
4.Канакина В.П.,Щёголева Г.А.Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы.
1.Игнатьева Т.В.,Тарасова Л. Е. Русский язык .2 класс. Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями.
2.Классная доска.
3. Диапроектор.
4.Компьютер.
5. Принтер.
6. Канакина В.П. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение.