«РОДНОЕ СЛОВО» (русская грамота) |
№ | Да- та | Кол-во часов | Грамматический материал | Литературный материал | Основные задачи | Развитие речи Словарная работа | Наглядность оборудование | Стр. учебника |
Послебукварный период - 91 час |
«Будем с грамотой дружить!» |
1 2 | | 2 | Из чего состоит наша речь? | Л.Толстой. «Филипок» Стихи А.Шибаева | Понятие о речи и предложении. | Рассказ, ребята, грамота, одеяло, хорошо. | Деформированный текст. Составление предложений. | С. 3-9 |
3 4 | | 2 | Какой бывает речь? | А.Толстой «Мальвина воспитывает Буратино» Э.Успенский. Рассказы | Дать понятие об устной и письменной речи, учить составлять связный текст. | Девочка, кораблик, воробей, сапоги, воробей. | Сочинение сказки по заданному началу, восстан. деформ/предл-ий | С. 9-12 |
5 | | 1 | Как нужно говорить? | Произведения Э.Успенского, А.Цветова | Показать значение речи в жизни человека, учить культуре речи и поведения. | Спасибо, картина, картина. | Волшебные слова и их употребление в речи. Разговор по телефону | С. 13-15 |
6 | | 1 | Закрепление изученного | А.Хайт «Песенка про лишние слова» | Обобщение знаний учащихся о речи, предложении, тексте, культуре речи | Здравствуйте, пожалуйста, спасибо. | Лишние слова в речи, рассказ эпизода из м/ф | С. 16-18 |
«Вот пришли морозы…» |
7 8 | | 2 | Предложение и слово. Сочинение «Зима» | «Как зимуют звери» Соколов-Микитов, Даль «Снегурочка» | Дать понятие о связи слов в предложении | Иней, снег, холод, медведь, Снегурочка. | Деформ/текст. Ответы на вопросы, продолж/сказки | С. 19-25 |
9 10 | | 2 | Большая буква в начале предложения. | В. Орлов «Живой букварь» Б. Заходер «Что красивей всего?» | Обучение письму и правильному оформлению предложений Закрепление знаний. | Морковь, собака, заяц, один | Интонация. Паузы в речи. Деформ/текст. Составление предложений, текста | С. 25-28 С. 198-199 |
11 12 | | 2 | Точка в конце предложения | «На горке» Носов Сказка загадка «Старик –годовик» В.Даль | Дать понятие о точке, паузе между предложениями | Лопата, Мороз. | Составление предложений и текста по опор/словам | С. 29-33 |
«Мы умеем дружбой дорожить» |
13 14 | | 2 | Звуки и буквы. | Сент-Экзюпери «Маленький принц» Викторов «О дружбе» | Учить различать звуки и буквы, наблюдать за произношением и написанием слов | Ягода, корабль. | Значение слов. Ответы на вопросы по прочитанному. | С. 34-39 |
15 16 | | 2 | Слушаем, как звучат слова. | А.Милн «Винни-Пух и все-все-все», рус.нар.сказка «У страха глаза велики» | Показать влияние звука на изменение смысла (значения) слова | Заяц, забор, загадка, завтрак. | Ответы на вопросы, пересказ сказки, впечатления от прочитанного. | С. 39-45 |
17 18 | | 2 | Звук и слово. | В.Осеева «Добрая хозяюшка», произведения В.Орлова и И.Голуб | Показать возможность звуков отобразить окружающий нас мир, наблюдать за функцией звука в слове | Камыш, комар, ворона, сорока. | Объяснение, доказательство своей правоты. Рассказ по рисунку. | С. 46-51 |
19 20 | | 2 | Гласные звуки и буквы. | Турежанов «Белый козленок» | Дать классификацию звуков, различие между гласными звуками и буквами | Пшеница, капуста, огурец, молоко, батон. | Лексическое значение слов. Элементы описания. Обогащение словаря | С. 51-56 |
21 22 | | 2 | Сколько слогов в слове. | Сысоев «Медведь» Е.Мошковская «Лягушка» | Обучать делению слов на слоги, определять количество слогов с опорой на гласные. Дать понятие о переносе слов | Лягушка, цапля, Журавль ромашка | Пересказ текста. Ответы на вопросы. Обогащение словаря | С. 56-59 |
23 | | 1 | Закрепление изученного материала. Диктант. | Загадочное письмо | Повторение пройденного материала о звуках и буквах | Планета, корабль, космос | Подготовка к сочинению. Письменные ответы на вопросы. | С. 59-61 |
24 25 | | 2 | Ударение. | Цыферов «Пироги», | Научить выделять ударный слог, показать смысловое значение ударения | Пирог, щавель, морковь | Лексическое значение слов. Смысл пословиц. | С. 61-64 |
26 | | 1 | Контрольное списывание текста Отрывок из рассказа Пинясова «Кем быть и кем не быть?» | Учить списывать с печатного текста. | Магазин. | Лексическое значение слов. Смысл пословиц. | С. 64-66 |
27 28 | | 2 | Работа над ошибками. Как проверить безударные гласные | «Почему хорошо на свете». П.Дудочкин | Научит подбирать проверочные слова для безударной гласной, учить различать ударные и безударные гласные | Пальто, девочка, улица | Чтение по ролям. Словесное рисование | С. 66-69 |
29 30 | | 2 | Согласные звуки и буквы | Турежанов «Как верблюжонок свою тень потерял» | Характеристика согласных, звуковой анализ слов, формирование орфографических навыков | Полянка, палатка, верблюд, баран. | Лексическое значение слов. Чтение по ролям. | С. 69-73 |
31 32 | | 2 | Твердые и мягкие согласные | Никитский «Некуда деться» | Научить слышать и различать на слух твердые и мягкие согласные, употреблять их правильно при письме | Осина, береза, народ. | Многозначность слов. Лексическое значение слов. Чтение по ролям. | С.73-78 |
33 34 | | 2 | Мягкий знак в конце слова | Юдин «Верблюжонок Бюль-Бюль» | Формирование навыка обозначать мягкость согласных мягким знаком | Олень, косуля, лебедь, медведь, верблюд. | Чтение по ролям. Отношение к прочитанному | С. 78- 83 |
|
35 36 | | 2 | Мягкий знак в середине слова | Пермяк «Для чего руки нужны», Мазнин «Давайте дружить» | Учить различать ь – для обозначения мягкости от разделительного ь | Тетрадь, сирень. | Выразительное чтение. Умение передать чувства. | С. 83-85 |
37 | | 1 | Диктант «Зимний вечер» | Учить писать под диктовку. | Метёт, метель, сильный. | УМК | С. 85 |
IV четверть – 8 недель (56 часов) |
38 | | 1 | Работа над ошибками. Закрепление знаний. Г.Кан «Палочка выручалочка» | Анализ работ. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся. | Небо, солнце, дружба, цветы, мир, планета. | УМК | С. 86-88 С. 204-207 |
«В мире доброй сказки» |
39 40 | | 2 | Звонкие и глухие согласные | Энтин «В мире много сказок», рус.нар.сказка «Лисичка-сестричка и серый волк», казах.нар. сказка «Спор животных» | Правописание парных согласных на конце слова, способы их проверки, звуковой анализ слов | Дорога, лисица, деревня, огород | Лексическое значение слов. Чтение по ролям. Пересказ сказки. Составление предложений по опорным словам | С. 89-95 |
41 42 | | 2 | Как проверить согласную на конце слова | рус.нар.сказка «Лиса и Тетерев» | Закрепление умения проверять согласные на конце слова | Шалаш, лисица, мороз | Чтение по ролям. Пересказ эпизода из любим/сказки. | С. 95-98 |
43 44 | | 2 | Как перенести слово | Андерсен «Снежная королева» | Знакомство с основными правилами и видами переноса | Тетрадь, ученик | Рассказывание сказки. Словесное рисование. | С. 99-102 |
45 46 | | 2 | Пиши ЖИ и ШИ | Андерсен «Дюймовочка» | Закрепление умения писать словосочетания ЖИ и ШИ через И | Машина, автобус, заяц | Составление рассказа по серии картинок («Ёжик») | С. 103-107 |
47 48 | | 2 | Пиши ЧА и ЩА | Рус.нар.сказка «Как мужик гуся делил» | Закрепление умения писать словосочетания ЧА и ЩА через А | Одежда, платок, посуда | Составление предложений с заданными словами. | С. 107-111 |
4950 | | 2 | Пиши ЧУ и ЩУ | Правила в стихах «О Катержинке и толстом красном свитере» М. Мацоурек | Закрепление умения писать словосочетания ЧУ и ЩУ через У | Скоро, хорошо, стакан | Обсуждение прочитанного. Смысл пословиц. | С. 112-115 С. 208-210 |
5152 | | 2 | Закрепление, обобщение и повторение изученного материала. | «Живые чулки» (серия картинок) | Закрепление, обобщение и повторение изученного материала. | Весело, быстро, лягушка. | Составление рассказа по серии картинок | С. 114-115 |
5354 | | 2 | Работа над ошибками. В гостях у Алфавита | Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…» Сказки. | Закрепление знаний об алфавите, о гласных и согласных буквах. | Алфавит, овощи, страница, помидор. | Алфавитный порядок | С. 115-120 |
«Волшебные слова» |
555657 | | 3 | Слова бывают разные. | В.Осеева «Волшебное слово» | Значение слов в речи, классификация слов, волшебные слова в речи, умение использовать слова и выражения в речи. | Соловей, корова, щенок. | Пересказ с опорой на картинку. Работа с пословицами. Использование вежливых слов в речи. Пересказ. | С. 121-130 |
«Наши добрые дела» |
585960 | | 3 | Слово называет предмет. | «Кто разбил кувшин?» Н. Носов «Огурцы» | Знакомство с существительными, умение находить их в речи, ставить к ним вопросы. | Ботинки, тетрадь, карандаш, корзина, экскаватор, эскалатор, огород. | Рассказ по рисунку. Группировка предметов. Чтение по ролям. | С. 131-140 |
6162 | | 2 | Большая буква в именах, отчествах и фамилиях | Маршак «Угомон» Осеева «Хорошее» | Закрепление умения писать с большой буквы имена собственные | Класс, ученик, учитель | Ответы на вопросы. Чтение по ролям. | С. 141-146 |
6364 | | 2 | Большая буква в названиях улиц, городов, сел, рек | Успенский «Письмо Гене», «Галчонок Хватайка» | Закрепление умения писать с большой буквы имена собственные | Город, страна, столица | Свободные высказывания «Твоя помощь в защите природы» | С.146-150 |
6566 | | 2 | Большая буква в кличках животных | Артюхова «Трусиха» «Кот Иваныч» Г.Скребицкий | Закрепление умения писать с большой буквы имена собственные | Собака, корова, лошадь | Элементы описания, составление предложений | С. 150-155 С. 210-211 |
6768 | | 2 | Один или много? | Сладков «Бобровый пруд» Осеева «Синие листья» | Знакомство с изменением существительных по числам | Комар, радио, стрекоза, телевизор, лебедь, газета. | Ответы на вопросы к тексту. Чтение по ролям. | С. 155-160 |
69 | | 1 | Диктант. | Проверка знаний. | | | |
«Весна идёт! Весна идёт!» |
7071 | | 2 | Работа над ошибками. Слово называет признак предмета. | Волков «Элли в волшебной стране» | Знакомство с прилагательными, умение различать их в речи, ставить к ним вопросы, применять их в речи. | Жеребёнок, сладкий, весенний | Описание. Использование в речи прилагательных для более точного и выразительного описания | С. 162-168 |
727374 | | 3 | Учимся описывать предмет | Шим «Ландыш» Баянбаев «Юрта» Внеклассное чтение: «Капустина родня» Г.Кан | Умение использовать прилагательные в речи, роль прилагательных в речи. | Жёлтый, прекрасный, ягода | Сочинение загадок. Точное использование прилагательных. | С. 168-172 С. 204 |
«Наша дружная семья» |
7576 | | 2 | Слово называет признак предмета. | Баянбаев «Бабушка» Яковлев «Мама» Стихи наизусть: Забота. В мамин праздник. | Знакомство с глаголами, умение различать глаголы в речи, ставить вопросы к ним, применять в речи. | Родина, народ, отец, отечество Казахстан | Рассказы о маме. Описание мамы. Письмо маме. Сердце матери лучше солнца греет. | С. 173-178 С. 232-233 |
7778 | | 2 | Слово называет признак предмета. Их роль в речь. | Голявкин «Не везет» Виеру «Подснежник» (наизусть) «Что случилось с Крокодилом» | Значение и роль глаголов в речи. Умение применять глаголы, составление предложений | Коробка, рисовать | Рассказы об отце, отношения с папой. Письмо «О чем я мечтаю!» | С. 179-180 С. 212-216 |
7980 | | 2 | Закрепление изученного материала о частях речи Контрольное списывание. | «Сорока» Е.Чарушин | Закрепление изученного материала о частях речи | Подснежник, хлеб. | УМК Индивидуальные карточки. | С. 178-180 С. 216-221 |
«Моя земля, мой край родной!» |
818283 | | 3 | Слова – помощ-ники. Предлоги. | Маршак «Апрель», Ушинский «Весна идет!» | Роль предлогов в речи. Связь в предложении с помощью предлогов. | Тарелка, котлета | Составление рассказа о весне по опорным словам | С. 1182-187 |
848586 | | 3 | Как пишутся предлоги Сочинение. | Утетлеуов «О весне» Соколов-Микитов «Весна в лесу» | Закрепление умения писать предлоги раздельно со словами | Голубой, тополь, опушка | Сочинение на тему: «Вот и весна пришла» | С. 187-192 |
87 | | 1 | Итоговый диктант. | | | | УМК | |
88899091 | | 4 | Работа над ошибками. Закрепление изученного материала. | В.Бианки. «Чьи это ноги?» Н.Сладков «Отчаянный заяц» М. Пришвин «Гаечки». | Закрепить полученные ЗУН учащихся по пройденным темам. | Отчаянный, заяц. | УМК Индивидуальные карточки. | С.193-197 С. 221-231 |