Познание окружающего мира предусматривает последовательное овладение учащимися методов и способов познавательной деятельности, направленной на изучение различных объектов и явлений окружающего мира. Основным предметом ее изучения является процесс обучения учащихся начального уровня образования познанию окружающего мира, их воспитанию и развитию в ходе обучения.
– сформировать у обучающихся элементарные понятия об окружающем мире на основе единства и взаимосвязи составляющих ее элементов;
– дать первоначальные представленияо системе ценностей, социально приемлемых нормах поведения и нормах безопасного поведения в социальной среде, об экологической культуре;
– подготовить обучающихся уровня начального образования к последующему образованию в области окружающей среды в рамках естествоведческих и обществоведческих дисциплин и сформировать у них стремление познавать окружающий мир самостоятельно.
- сравнивать человека с другими живыми организмами, характеризуя его особенности (прямохождение, речь, мышление, трудовые навыки);
- проводить наблюдения за природой в зависимости от времени года, описывать свои впечатления, результаты наблюдений;
- участвовать в различных видах труда на пришкольном участке; ухаживать за комнатными растениями, за животными в живом уголке;
- наблюдать за влиянием сезонных изменений на жизнь животных, фиксировать результаты наблюдений в тетради;
- пользоваться нужной информацией.
№ п/п | Дата | Кол часов | Тема урока | Наглядность, оборудование | Тип урока | Развитие речи, словарная работа | Доп. мат-л | Стр. учебников | Дом. задание |
| I четверть (9 часов) Окружающий мир (6 часов) |
1 | | 1 | Окружающий мир. | Предметы окружающего мира, дневник наблюдения. | Экскурсия | Природа, предметы природы, явления природы, | Картины о живой и неживой природе, о предметах, изготов-ленных человеком | С. 5-7 Дневник наблюдения С. 3-5 | |
2 | | 1 | День. | УМК, дневник наблюдения, карандаши, иллюстрации движения солнца (видео). | Комбиниро- ванный | Вселенная, окружающий мир, свет, тепло, день, ночь. | Исторические данные и факты. Картины о живой и неживой природе, о предметах, изготов-ленных человеком | С. 8-9 Дневник наблюдения С. 8 | |
3 | | 1 | Ночь. Ночной покой. | УМК, дневник наблюдения, карандаши, иллюстрации движения луны (видео). | Комбиниро- ванный | Вселенная, окружающий мир, свет, тепло, день, ночь. | Исторические данные и факты. Картины о живой и неживой природе, о предметах, изготов-ленных человеком | С. 10-12 Дневник наблюдения С.9-10 | |
4 | | 1 | Знакомство с окружающим миром. ОБЖ: Условия безопасного поведения учащихся | Предметы окружающего мира, дневник наблюдения. | Комбиниро- ванный | Природа, предметы природы, явления природы, | Использование методов наблюдения. | С. 12-14 Дневник наблюдения С. 6-7 | |
5 | | 1 | Знакомство с окружающим миром. Экскурсия. | Предметы окружающего мира, дневник наблюдения. | Комбиниро- ванный Экскурсия | Природа, предметы природы, явления природы, Классификация деревьев, кустарников, цветов, животных, птиц | Использование методов наблюдения. | С. 12-14 | |
6 | | 1 | Учись у природы. | УМК, дневник наблюдения, карандаши. | Комбиниро- ванный | | Использование методов наблюдения. | С. 15-16 Дневник наблюдения С. 11 | |
| Человек (3 часа) |
1 | | 1 | Человек – это я и другие. | УМК, дневник наблюдения, карандаши, дидактический раздаточный материал. | Комбиниро- ванный | Взаимопонимание, благополучие, взаимопомощь, трудолюбие | Работа с энциклопедией. Картины о хлебе, о профессиях, схемы-цепочки | С. 17-18 | |
2 | | 1 | Органы чувств человека. Глаза. | УМК, дневник наблюдения, карандаши, дидактический раздаточный материал, иллюстрационные карточки. | Комбиниро- ванный | Глаза – зеркало души. Очки. Микроскоп, лупа. | Работа с энциклопедией. Оборудование для игры «Волшебный мешочек». Очки, лупа, бинокль | С. 18-19 Дневник наблюдения С. 12 | |
3 | | 1 | Уши. ОБЖ:Безопасность | УМК, дневник наблюдения, карандаши, дидактический раздаточный материал, иллюстрационные карточки. | Комбиниро- ванный | Музыка, оттенки голоса, настроение | Работа с энциклопедией. «Голоса животных и птиц», муз. произв. | С. 20- 21 | |
| II четверть (7 часов) Человек (1 час) |
1 | | 1 | Нос. Язык. Кожа. Практическая работа. | УМК, дневник наблюдения, карандаши, дидактический раздаточный материал, иллюстрационные карточки. | Комбиниро- ванный | Мимика, жесты людей при познании мира, рассказы детей об опыте по теме | Работа с энциклопедией. Лимон, чеснок, соль, сахар, духи, полынь. Логические задания. | С. 22 - 23 | |
| Природа (23 часа) Природа (6 часов) |
1 | | 1 | Погода. | УМК, дневник наблюдения, градусник, термометр, индивидуальная карточка с условными знаками обозначения погоды. | Изучение нового. | Термометр, шкала, градус, времена года, месяцы | Виды термометров, календарь природы, картины природы | С.26-27 Дневник наблюдения С. 13 | |
2 | | 1 | Стороны света. Времена года. ОБЖ:Улица полна неожиданностей | УМК, дневник наблюдения, индивидуальные карточки с обозначением С Ю З В. | Изучение нового. | Солнце – источник тепла и света. Горизонт, небосклон, ориентирование | Таблица «Стороны горизонта», «Ориентирование» | С. 28-31 Дневник наблюдения С. 14 | |
3 | | 1 | Группа растений. Органы растений. | УМК, дневник наблюдения, Схемы, плакаты. | Изучение нового. | Многообразие растительного мира | Картины о растениях, гербарий, «Части растений», Красная книга | С. 32-37 Дневник наблюдения С. 15-18 | |
4 | | 1 | Плоды. Семена. | УМК, дневник наблюдения, Схемы, плакаты. | Изучение нового. | Роль растений в жизни человека. | Задания разного уровня, виды плодов. | С. 38-41 Дневник наблюдения С. 18-19 | |
5 | | 1 | Овощи. Размножение растений. ОБЖ:Безопасность на воде | УМК, дневник наблюдения, Схемы, плакаты. | Изучение нового. | Многообразие овощей и фруктов | «Части растений», картинки об овощах и фруктах, | С. 42-45 Дневник наблюдения С. 20 | |
6 | | 1 | Осень-пора увядания. Пора собирать урожай. | УМК, дневник наблюдения, Схемы, плакаты. | Комбиниро- ванный | Городской и сельский труд, профессии | Раздаточный дидактический материал. | С.46-49 Дневник наблюдения С. 21-24 | |
| III четверть (9 часов) Природа (9 часов) |
1 | | 1 | Зима в жизни растений. Труд человека зимой. ОБЖ:Безопасность в помещении | УМК, дневник наблюдения, тетрадь карандаши, иллюстрации по темам (видео). | Комбиниро- ванный | Жизнь растений, бережное отношение к природе | Картины о временах года, лог/задания | С. 50-54 Дневник наблюдения С. 25-27 | С. 50-54 Пересказ рисунок |
2 | | 1 | Весна-утро года. Весенние заботы. | УМК, дневник наблюдения, тетрадь карандаши, иллюстрации по темам (видео). | Комбиниро- ванный | Растительный мир, отношение к растениям. | «Весна» Логические задания | С. 55-58 Дневник наблюдения С. 28-30 | С. 55-58 Пересказ рисунок |
3 | | 1 | Лето. Труд человека летом. | УМК, дневник наблюдения, тетрадь карандаши, иллюстрации по темам (видео). | Комбиниро- ванный | Изменения в неживой природе, в жизни Изменения в неживой природе, в жизни растений Изменение труда человека с изменением времен года растений. | Раздаточный дидактический м «Лето» Логические задания Картины о летнем труде людейатериал. | С. 59-62 Дневник наблюдения С. 31 | С. 59-62 Пересказ рисунок |
4 | | 1 | Растения в жизни животных. Значение растений для человека. | УМК, дневник наблюдения, тетрадь карандаши, иллюстрации по темам (видео). | Комбиниро- ванный | Красота Земли, экология, природа – источник питания Пейзаж, красота природы. Как помочь природе? | Красная книга. Эколог/цепочки, «Берегите птиц», «Берегите растения» «Охрана природы», разноуровн/задания | С. 63-65 Дневник наблюдения С. 32 | С. 63-65 Пересказ рисунок |
5 | | 1 | Защита растений. | УМК, дневник наблюдения, тетрадь карандаши, иллюстрации по темам (видео). | Комбиниро- ванный | Красная книга | Красная книга. | С.66-67 Дневник наблюдения С. 33 | С.66-67 Пересказ рисунок |
6 | | 1 | Дикие и домашние животные. Птицы. Домашние птицы. | УМК, дневник наблюдения, тетрадь карандаши, иллюстрации по темам (видео). | Комбиниро- ванный | Многообразие животного мира, составление рассказов. Многообразие птиц, рассказы о птицах | Красная книга. «В мире дикой природы». | С. 68-72 Дневник наблюдения С. 34-40 | С. 68-72 Пересказ Рисунок рассказ |
7 | | 1 | Рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. Насекомые. | УМК, дневник наблюдения, тетрадь карандаши, иллюстрации по темам (видео). | Комбиниро- ванный | Многообразие животных. Все в природе взаимосвязано. Рассказы о животных. | Красная книга. «В мире дикой природы». | С. 72-76 Дневник наблюдения С. 41-42 | С. 72-76 Пересказ рисунок |
8 | | 1 | Осень в жизни животных. Кладовая зверей. | УМК, дневник наблюдения, тетрадь карандаши, иллюстрации по темам (видео). | Комбиниро- ванный | Отлет птиц, пища, голод, виды птиц | Красная книга. «В мире дикой природы». | С. 77-79 | С. 77-79 Пересказ рисунок |
9 | | 1 | Вредители сельскохозяйственных культур. Линька зверей. Тест. | УМК, дневник наблюдения, тетрадь карандаши, иллюстрации по темам (видео). | Комбиниро- ванный | Впадают в спячку, активный образ жизни, барсук, ласка, кладовая, линька | Красная книга. «В мире дикой природы». | С. 80-81 Дневник наблюдения С. 43 | С. 80-81 Пересказ рисунок |
| IV четверть (8 часов) Природа (8 часов) |
1 | | 1 | Жизнь домашних животных зимой. Птицы готовятся к зиме. ОБЖ: Практическое занятие | УМК, дневник наблюдения, тетрадь карандаши, иллюстрации по темам (видео). | Комбиниро- ванный | Впадают в спячку, активный образ жизни, барсук, ласка, кладовая, линька | Раздаточный дидактический материал. | С. 82-84 Дневник наблюдения С. 44 | С. 82-84 Пересказ Рисунок рассказ |
2 | | 1 | Как зимуют дикие животные. Где зимуют животные. Как зимуют птицы. | УМК, дневник наблюдения, тетрадь карандаши, иллюстрации по темам (видео). | Комбиниро- ванный | Охота, запасы, погоня, защита от врагов | Красная книга. «В мире дикой природы». | С. 84-91 | С. 84-91 Пересказ рисунок |
3 | | 1 | Жизнь животных весной. Весенние хлопоты. | УМК, дневник наблюдения, тетрадь карандаши, иллюстрации по темам (видео). | Комбиниро- ванный | Куколка, гусеница, кокон | Энциклопедия «В мире дикой природы». | С. 92-94 Дневник наблюдения С. 46 | С. 92-94 Пересказ Рисунок сочинение |
4 | | 1 | Уход за домашними животными весной. Забота о потомстве. Уход за домашними птицами весной. | УМК, дневник наблюдения, тетрадь карандаши, иллюстрации по темам (видео). | Комбиниро- ванный | Правила поведения в природе. | Раздаточный дидактический материал. | С. 95-98 | С. 95-98 Пересказ Рисунок сочинение |
5 | | 1 | Рыбы, земноводные и пресмыкающиеся весной. | УМК, дневник наблюдения, тетрадь карандаши, иллюстрации по темам (видео). | Комбиниро- ванный | Загадки, составление рассказов о Куколка, гусеница, коконных | Энциклопедия «В мире дикой природы». | С. 99-100 | С. 99-100 Пересказ Рисунок |
6 | | 1 | Насекомые. | УМК, дневник наблюдения, тетрадь карандаши, иллюстрации по темам (видео). | Комбиниро- ванный | Рассказы о жизни животных летом | Энциклопедия «В мире дикой природы». | С. 101-102 | С.101-102 Пересказ Рисунок |
7 | | 1 | Дикие животные летом. Школа пернатых. Тест. | УМК, дневник наблюдения, тетрадь карандаши, иллюстрации по темам (видео). | Комбиниро- ванный | Заповедник, детеныш, охота, защита от врагов, обилие пищи, скорость Рассказы о птицах | Энциклопедия «В мире дикой природы». | С. 103-105 | С.103-105 Пересказ Рисунок сочинение |