Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса»
Муниципальное образование – городской округ город Рязань Рязанской области. Администрация города Рязани
МБОУ «Школа №40» г. Рязани
Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ №___»
__________ /____________ /
Ф.И.О. подпись
Приказ № ___ от «__» ________ 201__г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру для 2-х классов на 2016-2017 учебный год УМК «Школа России»
(базовый уровень)
Учитель: Осипова Елена Николаевна
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
_______________
Ф.И.О. подпись
«___» _________ 20__ года
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и основывается на программу А.А.Плешакова. Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
Образовательные — формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
Воспитательные — духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества;
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Общая характеристика учебного предмета
Имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Место курса в учебном плане.
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю из федерального компонента учебного плана. Во 2 классе программа рассчитана на 68 ч (34 учебные недели). Основной формой обучения является урок продолжительностью 45 минут, контроль осуществляется через самостоятельные, проверочные работы (тесты), презентацию проекта, которые планируются согласно разработанному тематическому планированию по отдельным темам и разделам, работа в парах, работа в группах.
Результаты изучения курса во 2 классе
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
6) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
4) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
5) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения ;
6) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
2) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (68 ч)
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер).
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы.
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.).
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Планируемые результаты освоения программы 2 класса
(базовый уровень)
Учащиеся 2 класса должны
знать и понимать:
- о природе; живая и неживая природа;
- растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности; правила поведения в природе;
-основные сведения о своём городе; домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространённые профессии;
-строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасности поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
- имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания, о культуре поведения в общественных местах;
-основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; понятия « холм», «овраг», «гора»; разнообразие водоёмов; части реки; названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия некоторых стран мира;
уметь:
-различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой природы и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных ( по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя; выполнять правила поведения в природе;
-различать изученные виды транспорта; вести наблюдения за жизнью города, трудом людей под руководством учителя;
- выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту ;
- использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
- определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения
-ориентирования на местности с помощью компаса;
-определение температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
-устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
-ухода за растениями ( животными);
-выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
-оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участия в её охране;
-удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Планируемые результаты освоения программы 2 класса
(повышенный уровень)
Учащиеся 2 класса должны
уметь:
-определять признаки различных объектов природы ( цвет, форму, сравнительные размеры);
-различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);
-приводить примеры представителей разных групп растений и животных ( 2-3 представителя изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
-показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки ( без названий);
-границы России, некоторые города Росси ;
-описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.
Проверка и оценка усвоения программы
На 5-умение составить логический текст (3-5 предложений ) на заданную тему, безошибочное выполнение тестов, прилежное оформление презентации и её защита в соответствии с планом.
На 4 – умение ответить на вопросы правильно (для устных ответов по учебнику), не более 2 ошибок при выполнении тестов, аккуратное оформление презентации и её защита в соответствие с планом.
На 3 – при ответах на вопросы допустимы 3-5 ошибок, не менее 50 % выполнения тестов, допустимы погрешности в оформлении, содержании презентации и её защите (отступление от плана).
На 2- фактические ошибки при ответах на вопросы, более 50% ошибок при выполнении тестов, не умение составить или защитить презентацию.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру во 2 классе
№
п/п
Дата
Тема
урока
Тип урока
Основные виды
учебной деятельности
Планируемые предметные
результаты освоения
материала
Универсальные учебные действия
Раздел «Где мы живём?» (4 ч)
1
Родная страна.
Урок введения в новую
тему.
Различать государственные символы России; анализировать информацию учебника; различать национальные языки и государственный язык России; извлекать из различных источников сведения о символах России.
Научатся различать государственные символы России от символов других стран; различать национальные языки. Получат возможность научиться извлекать из различных источников сведения о гербе своего региона.
Знание основных моральных норм, осознание себя членом общества; формирование основ российской гражданской идентичности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; осознание своей этнической принадлежности.
2
Город и село.
Наши проекты «Родной город (село)»
Комбинированный урок.
Сравнивать город и село рассказывать о своём доме по плану; формулировать выводы; распределять обязанности по выполнению проекта; собирать информацию о выдающихся земляках; проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов;
оценивать свои достижения.
Научатся объяснять характерные особенности городских и сельских поселений; собирать информацию для проекта; описывать предметы на основе предложенного плана. Получат возможность научиться извлекать из различных источников сведения о родном селе.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания.
3
Природа и рукотворный мир.
Комбинированный урок.
Различать объекты природы и предметы рукотворного мира; работать в паре и группе; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
Научатся оценивать собственное отношение к окружающему миру; различать объекты природы и предметы рукотворного мира. Получат возможность научиться осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение.
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися.
4
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?»
Проверка знаний.
Выполнять тестовые задания учебника; оценивать свои достижения и достижения учащихся.
Научатся оценивать свои достижения.
Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку учителя.
Раздел «Природа» (20 часов)
5
Неживая и живая природа.
Комбинированный урок.
Классифицировать объекты природы по существенным признакам; различать объекты неживой и живой природы; устанавливать связи м/у живой и неживой природой; работать в паре.
Научатся различать объекты живой и неживой природы.
Получат возможность научиться осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; адекватно воспринимать оценку учителя; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
6
Явления природы.
Урок-исследование.
Работать в паре: различать объекты и явления природы; приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений;
рассказывать (по наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева.
Научатся узнавать изученные объекты живой и неживой природы; измерять температуру воздуха, тела человека.
Получат возможность научиться обнаруживать связи м/у живой и неживой природой.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить опыты. Учитывать различные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
7
Что такое погода.
Комбинированный урок.
Наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса; характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра; приводить примеры погодных явлений; сопоставлять научные и народные предсказания погоды; работать со взрослыми: составить сборник народных примет своего народа.
Научатся наблюдать и описывать состояние погоды; записывать температуру воздуха; выбирать одежду по погоде.
Получат возможность научиться составлять план рассказа и рассказывать по плану.
Описывать изученные явления природы; проводить несложные наблюдения, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
8
В гости к осени.
Экскурсия.
Наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость м/у ними; определять природные объекты с помощью атласа-определителя; оценивать результаты своих достижений на экскурсии.
Научатся осознавать необходимость бережного отношения к природе. Получат возможность научиться выполнять правила безопасного поведения в природе.
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; будут сформированы чувства прекрасного и эстетические чувства.
9
Живая и неживая природа осенью.
Комбинированный урок.
Работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе; рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений); сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии. Научатся рассказывать о характерных признаках осени в неживой и живой природе; показывать связь м/у ними.
Получат возможность научиться осознавать ценность природы; прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них; строить понятные для партнёра высказывания.
10
Звёздное небо. Путешествие по зодиаку.
Комбинированный урок.
Находить на рисунке знакомые созвездия; сопоставлять иллюстрацию с описанием созвездия;
моделировать созвездия Ориона, Лебедь, Кассиопея; находить информацию о созвездиях в дополнительной литературе, Интернете; осуществлять самопроверку.
Научатся различать изученные созвездия; узнают несколько новых созвездий. Получат возможность научиться моделировать созвездия.
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.
11
Заглянем в кладовые земли.
Комбинированный урок.
Практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды; различать горные породы и минералы; работать в паре: готовить краткое сообщение о горных породах и минералах; формулировать выводы.
Научатся различать составные части гранита, а также горные породы и минералы. Получат возможность научиться составлять собственную коллекцию.
Осуществлять поиск необходимой информации с помощь атласа-определителя; наблюдать и делать выводы, задавать вопросы; контролировать действия партнёра.
12
Про воздух.
Урок-исследование.
Рассказывать о значении воздуха для растений, животных и человека; работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха; описывать эстетическое воздействие созерцания неба на человека; наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности; находить информацию об охране воздуха родного края.
Научатся рассказывать по схеме о загрязнении и охране воздуха. Получат возможность научиться замечать и ценить красоту природы.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Моделирование в виде динамической схемы источников загрязнения воздуха. Интервьюирование взрослых по охране чистоты воздуха в родном городе. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
13
Про воду.
Урок-исследование.
Рассказывать о значении воды для растений, животных и человека; работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воды; описывать эстетическое воздействие созерцания водных источников на человека; находить информацию об охране воды родного края.
Научатся рассказывать по схеме о загрязнении и охране воды. Получат возможность научиться замечать и ценить красоту природы.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Моделирование в виде динамической схемы источников загрязнения воды. Интервьюирование взрослых по охране чистоты воды в родном городе. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
14
Какие бывают растения.
Урок-практика.
Устанавливать по схеме различия м/у группами растений; работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку; приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края; определять растения с помощью атласа-определителя;
оценивать эстетическое воздействие растений на человека.
Научатся делить растения по группам; выделять и сравнивать признаки этих групп. Получат возможность научиться замечать и ценить красоту мира растений.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение.
15
Какие бывают животные.
Комбинированный урок.
Работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки; работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщением; сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зелёные страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни.
Научатся делить животных по группам; выделять и сравнивать признаки этих групп; находить новую информацию в рассказах о животных. Получат возможность научиться замечать и ценить красоту мира животных.
Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Подготовка сообщения об одном из животных.
16
Невидимые нити.
Урок изучения нового материала.
Устанавливать взаимосвязи в природе; моделировать изучаемые взаимосвязи; выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей; оценивать свои достижения.
Научатся находить связи в природе, между природой и человеком; изображать полученные связи с помощью моделей. Получат возможность научиться осознавать необходимость сохранения живой и неживой природы.
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
17
Дикорастущие и культурные растения.
Комбинированный урок.
Характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения. Наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев. Выявлять роль животных в размножении и развитии растений.
Объяснять значение слова «опыление». Характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени. Называть разные способы распространения плодов и семян.
Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
18
Дикие и домашние животные.
Урок формирования умений и навыков.
Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Классифицировать животных.
Объяснять значения слов: «зоология», «земноводные», «пресмыкающиеся», «млекопитающие». Приводить примеры животных разных групп; с помощью атласа-определителя определять животных, изображённых на рисунках, и относить их к определённой группе.
Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.
19
Комнатные растения.
Комбинированный урок.
Узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку; определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса; оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека.
Научатся узнавать и называть комнатные растения; ухаживать за комнатными растениями. Получат возможность научиться делать выводы из изученного материала.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; научатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; формулировать собственное мнение и позицию.
20
Животные живого уголка.
Комбинированный урок.
Рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними; рассказывать о своём отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы;
осваивать приёмы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями.
Научатся определять животных живого уголка; ухаживать за некоторыми из них. Получат возможность научиться готовить сообщение.
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися.
21
Про кошек и собак.
Урок развития умений и навыков.
Определять породы кошек и собак; обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме; объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу.
Научатся приводить примеры разных пород кошек и собак; различать изученные породы.
Получат возможность научиться ответственному отношению к нашим любимцам.
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; чувства прекрасного и эстетические чувства; способность к самооценке.
22
Красная книга.
Урок-конференция.
Актуализировать знания о редких и исчезающих животных. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир. Формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе. Создать книжку-малышку «Редкие животные».
С помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесённых в Красную книгу России. Называть меры по охране животных.
Установление причинно-следственных связей. Постановка и формулирование проблемы.
23
Будь природе другом. Проект «Красная книга или Возьмём под защиту».
Комбинированный урок.
Анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них; знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками; предлагать аналогичные правила; распределять обязанности по выполнению проекта; извлекать информацию из различных источников; составлять собственную Красную книгу; презентовать Красную книгу.
Научатся анализировать факторы, угрожающие живой природе; делать выводы. Получат возможность научиться осознавать, что нельзя быть жестоким по отношению к любому живому существу.
Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
24
Обобщающий урок по теме «Природа».
Контрольно-обоб-щающий урок.
Выполнять тестовые задания учебника; оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; оценивать бережное или потребительское отношение к природе; формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.
Научатся оценивать свои достижения.
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности.
Раздел «Жизнь города и села» (10 ч)
25
Что такое экономика?
Урок введения в новую тему.
Рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану; анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов;
моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом; извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего села и готовить сообщение.
Научатся объяснять, что такое экономика, и называть её составные части. Получат возможность научиться осознавать сопричастность членов семьи к областям экономики страны.
Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
26
Из чего что сделано?
Урок-исследование.
Самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану. Распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента.
Научатся классифицировать предметы по характеру материала; бережно относиться к вещам. Получат возможность научиться изображать производственные цепочки с помощью моделей.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний.
27
Как построить новый дом?
Урок-практика.
Рассказывать о строительстве городского и сельского домов (по своим наблюдениям); сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского; рассказывать о строительных объектах в своём селе; предлагать вопросы к тексту.
Научатся выявлять характерные особенности возведения многоэтажного городского и одноэтажного сельского домов; использовать свои наблюдения в разных видах деятельности.
Получат возможность научиться извлекать из текста необходимую информацию.
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
28
Какой бывает транспорт?
Урок развития умений и навыков.
Классифицировать средства транспорта; узнавать транспорт служб экстренного вызова; запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03.
Научатся классифицировать транспортные средства; запомнят номера телефонов экстренных служб. Получат возможность научиться общий план рассказа.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Следить за правильной осанкой на уроке и вне его, выполнять физминутки.
29
Культура и образование.
Комбинированный урок.
Различать учреждения культуры и образования; приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе;
Научатся различать учреждения культуры и образования и проводить соответствующие примеры. Получат возможность осознавать необходимость посещения культурных учреждений, извлекать из текста нужную информацию.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
30
Все профессии важны. Проект «Профессии».
Урок-игра.
Рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи; определять названия профессий по характеру деятельности; обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни; формулировать выводы; распределять обязанности по подготовке проекта; интервьюировать респондентов об особенностях их профессий.
.Научатся определять названия профессий по характеру деятельности; узнают о профессии своих родителей и старших членов семьи. Получат возможность научиться обсуждать прочитанное.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
31
В гости к зиме.
Экскурсия.
Наблюдать над зимними погодными явлениями; исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов; распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы животных; наблюдать за поведением зимующих птиц.
Научатся наблюдать за зимними природными явлениями.
Получат возможность научиться проводить исследования.
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальне, учебно-познавательные и внешние мотивы; будут сформированы чувства прекрасного и эстетические чувства.
32
Неживая природа зимой.
Комбинированный урок.
Обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий; формулировать правила безопасного поведения на улице зимой; вести наблюдения в природе и фиксировать их в «Научном дневнике».
Научатся обобщать наблюдения за зимними природными явлениями; готовить сообщения и выступать с ними. Получат возможность научиться осознавать необходимость охранять природу.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; строить рассуждения; обобщать и делать выводы; строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической формой речи.
33
Живая природа зимой.
Комбинированный урок.
Обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий; формулировать правила безопасного поведения на улице зимой; вести наблюдения в природе и фиксировать их в «Научном дневнике».
Научатся обобщать наблюдения за зимними природными явлениями; готовить сообщения и выступать с ними. Получат возможность научиться осознавать необходимость охранять природу.
Структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
34
Невидимые нити в зимнем лесу.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Устанавливать взаимосвязи в природе; моделировать изучаемые взаимосвязи; выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей; оценивать свои достижения.
Научатся находить связи в природе, между природой и человеком; изображать полученные связи с помощью моделей. Получат возможность научиться осознавать необходимость сохранения живой и неживой природы.
Структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
35
Обобщающий урок по разделу «Жизнь города и села».
Урок обобщение.
Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить. Актуализировать знания о жизни города и села»
Научатся оценивать свои достижения.
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Раздел «Здоровье и безопасность» ( 9 часов).
36
Строение тела человека.
УИНМ
Называть и показывать внешние части тела человека; определять на муляже положение внутренних органов человека; моделировать внутреннее строение тела человека.
Научатся называть и показывать внешние части тела человека; осознавать необходимость безопасного и здорового образа жизни.
Получат возможность научиться извлекать из текста нужную информацию.
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на здоровый образ жизни.
37
Если хочешь быть здоров.
Комбинированный урок.
Рассказывать о своём режиме дня; составлять рациональный режим дня школьника; обсуждать сбалансированное питание школьника; различать продукты растительного и животного происхождения; формулировать правила личной гигиены и соблюдать их.
Научатся осознавать необходимость безопасного и здорового образа жизни, соблюдения режима дня. Получат возможность научиться формулировать правила личной гигиены.
Построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.
38
Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения.
Комбинированный урок.
Отличать учреждения здравоохранения; знать их основные функции.
Научатся правилам посещения и обращения в здравоохранительные организации.
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися.
39
Домашние опасности.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах в доме. Обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его. Составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест.
Называть правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледенелых поверхностях и т.д.
Построение рассуждения в форме совокупности простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.
40
Берегись автомобиля!
Урок игра.
Характеризовать опасности пешеходов на дороге. Характеризовать правила перехода дороги. Различать знаки дорожного движения.
Понимать, какиеопасности могут принести несоблюдение правил дорожного движения и игры на дороге.
Построение рассуждения в форме совокупности простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.
41
Пожар.
Урок введения в новую тему.
Характеризовать пожароопасные предметы; запомнить правила предупреждения пожара; моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону; рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности; находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение.
Научатся вызывать пожарных по телефону; запомнят правила предупреждения пожара. Получат возможность научиться обсуждать рассказ и делать выводы.
Выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
42
На воде и в лесу.
Комбинированный урок.
Характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу; запомнить правила поведения во время купания; определять с помощью атласа-определителя жалящих насекомых.
Научатся избегать опасности на воде и в лесу; запомнят правила поведения во время купания. Получат возможность научиться применять изученные правила безопасного поведения в лесу и на воде.
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
43
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы.
Урок изучения нового материала.
Различать съедобные и ядовитые грибы; находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы»;
Получат возможность научиться правильно собирать и отличать съедобные грибы от несъедобных.
Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
44
Опасные незнакомцы.
Комбинированный урок.
Характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми; предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях; моделировать звонок по телефону в полицию и МЧС; моделировать правила поведения в ходе ролевых игр.
Научатся предвидеть опасность; запомнят правила поведения при контакте с незнакомцами. Получат возможность научиться пользоваться правилами безопасного поведения с незнакомыми людьми.
Извлечение необходимой информации из текстов; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.
45
Обобщающий урок по разделу «Здоровье и безопасность».
Урок проверки знаний.
Выполнять тестовые задания учебника; оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; оценивать бережное или потребительское отношение к природе; формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.
Научатся оценивать свои достижения.
Структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации.
Раздел «Общение» ( 7 часов).
46
Наша дружная семья. Проект «Родословная».
Комбинированный урок.
Рассказывать по рисункам и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях; формулировать понятие «культура общения»; обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи; моделировать ситуации семейного чтения, семейных обедов.
Научатся объяснять, что такое культура общения. Получат возможность научиться осознавать ценность традиций своей семьи.
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; знание основных моральных норм.
47
В школе.
Комбинированный урок.
Рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе; обсуждать вопрос о культуре общения в школе; формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её; оценивать с нравственных позиций формы поведения; моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах.
Научатся обсуждать вопрос о культуре общения в школе; осознают себя членами классного коллектива. Получат возможность научиться оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе.
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний.
48
Правила вежливости.
Урок-проект.
Обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения; формулировать привила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной; моделировать ситуации общения в различных ситуациях.
Научатся использовать «вежливые» слова в общении с другими людьми.
Получат возможность применять правила вежливости на практике. Создадут проект «Мы вежливыми станем».
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися.
49
Ты и твои друзья.
Урок-практика.
Обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России; обсуждать проблему подарка в день рождения друга; обсуждать правила поведения за столом; формулировать правила этикета в гостях.
Научатся формулировать правила этикета; работать с пословицами. Получат возможность научиться осознавать необходимость культурного поведения в гостях, за столом.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний.
50
Мы - зрители и пассажиры.
Урок изучения нового материала.
Обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре) и формулировать их; обсуждать правила поведения в общественном транспорте и формулировать их на основе иллюстраций учебника.
Научатся вести себя в общественных местах. Получат возможность научиться применять полученные знания на практике.
Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
51
Обобщающий урок по разделу «Общение».
Урок проверки знаний.
Выполнять тестовые задания учебника; оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; оценивать бережное или потребительское отношение к природе; формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами
Научатся оценивать свои достижения.
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Раздел «Путешествия» ( 18 часов).
52
Посмотри вокруг.
Комбинированный урок.
Сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта;
различать стороны горизонта, обозначать их на схеме; анализировать текст учебника; формулировать вывод о форме Земли.
Научатся различать стороны горизонта и обозначать их на схеме. Получат возможность научиться работать с текстом.
Осуществлять анализ, обобщать и делать выводы; использовать знаково-символические средства.
Задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания.
53
Ориентирование на местности.
Урок-исследование.
Находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём селе; знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним; осваивать приёмы ориентирования по компасу; знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам.
Научатся ориентироваться на местности с помощью компаса; по местным признакам. Получат возможность научиться использовать полученные знания в жизни.
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
54
Формы земной поверхности.
Урок изучения нового материала.
Сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности; анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе; сравнивать по схеме холм и гору; характеризовать поверхность своего края.
Научатся различать формы земной поверхности; замечать и ценить красоту природы. Получат возможность научиться работать со схемой.
Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.
55
Водные богатства.
Урок изучения нового материала.
Различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию; на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края;
обсуждать эстетическое воздействие моря на человека; составлять фото-рассказ на тему «Красота моря».
Получат возможность научиться замечать и ценить красоту природы.
Структурирование знаний; умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
56
Части реки.
Комбинированный урок.
Анализировать схему частей реки.
Научатся называть части реки; анализировать схему.
Умение получать информацию на основе изучения карты, моделировать объекты окружающего мира.
57
В гости к весне.
Экскурсия.
Наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»; формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека.
Научатся наблюдать за состоянием погоды, за весенними явлениями природы; оценивать воздействие пробуждения природы на человека. Получат возможность научиться рассказывать о своих наблюдениях в природе родного края.
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. Сотрудничество с учителем и учащимися.
58
Неживая и живая природа весной.
Комбинированный урок.
Рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края; знакомиться с изменениями в неживой и живой природе весной; моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе; наблюдать весенние явления в природе и фиксировать свои наблюдения в рабочей тетради.
Научатся замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них. Получат возможность научиться работать с текстом.
Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
59
Что такое карта. Как читать карту.
Урок изучения нового материала.
Осваивать приёмы чтения карты;
учиться правильно показывать объекты на настенной карте.
Научатся приёмам чтения карты; осознают величие нашей страны.
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Проводить сравнение; использовать знаково-символические средства. Осуществлять взаимоконтроль.
60
Россия на карте. Проект «Города России».
Комбинированный урок.
Сравнивать изображение России на глобусе и карте; соотносить пейзажи России на фотографиях с местоположением их на физической карте России; распределять обязанности по выполнению проекта; в дополнительных источниках находить сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города; составлять презентацию своего исследования; презентовать свои проекты.
Получат возможность научиться сравнивать изображение нашей страны на глобусе и на карте.
Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
61
Путешествие по Москве.
Урок-путешествие.
Находить Москву на карте России; знакомиться с планом Москвы; описывать достопримечательности по фотографиям; отличать герб Москвы от гербов других городов; совершить виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета.
Научатся находить Москву на карте России; называть основные достопримечательности столицы. Получат возможность научиться описывать достопримечательности Москвы.
Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
62
Московский Кремль.
Урок изучения нового материала.
Обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России; находить на фотографии достопримечательности Кремля; находить сведения об истории Кремля, готовить сообщение.
Научатся рассказывать о достопримечательностях Кремля и Красной площади; осознают значение Кремля для жителей России. Получат возможность научиться работать с текстом.
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,учебно-познавательные и внешние мотивы; будут сформированы чувства прекрасного и эстетические чувства.
63
Город на Неве.
Урок-путешествие.
Находить Санкт-Петербург на карте России; знакомиться с планом Санкт-Петербурга; описывать достопримечательности по фотографиям; отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов; совершить виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу с помощью Интернета.
Научатся находить Санкт-Петербург на карте России; находить в тексте нужную информацию. Получат возможность научиться предлагать вопросы по содержанию текста.
Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
64
Путешествие по планете.
Урок-путешествие.
Сравнивать глобус и карту мира;
находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира.
Научатся находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; осознают масштабность нашей планеты, а себя – её жителями.
Получат возможность научиться работать с картой и глобусом.
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
65
Путешествие по материкам.
Комбинированный урок.
Находить материки на карте мира; знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации; готовить сообщения и выступать с ними перед классом.
Научатся находить материки на карте мира; осознают масштабность нашей планеты. Получат возможность научиться готовить сообщения.
Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
66
Страны мира. Проект «Страны мира».
Комбинированный урок.
Сравнивать физическую и политическую карты мира; находить и показывать на политической карте мира территорию Россию и других стран; определять, каким странам принадлежат представленные флаги; распределять обязанности по выполнению проекта; готовить сообщения о выбранных странах; подбирать фотографии достопримечательностей.
Научатся различать физическую и политическую карты мира; показывать на политической карте мира территорию России. Получат возможность научиться осознавать себя жителями великой страны.
Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
67
Впереди лето.
Комбинированный урок.
Определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя; приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе; рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям; за лето подготовить фото-рассказ по темам «Красота лета», «Красота животных».
Научатся работать с атласом-определителем; узнают о жизни насекомых и растений летом.
Получат возможность научиться записывать свои наблюдения.
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; будут сформированы
чувства прекрасного и эстетические чувства.
68
Обобщение изученного по разделу «Путешествия».
Урок проверки знаний.
Выполнять тестовые задания учебника; оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; оценивать бережное или потребительское отношение к природе; формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами
Научатся оценивать свои достижения..
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Учебно-методический комплект.
Для учащихся:
1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 2 кл. нач.шк. В 2ч.- М.: Просвещение, 2012.
2. Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса «Мир вокруг нас».М. «Просвещение», 2014 г.
3. Плешаков А.А.От земли до неба : Атлас – определитель.- М.: Просвещение, 2011 г.