Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование для 2 класса по теме "Слова, слова, слова..."»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж»
«Рассмотрено»
Руководитель
________________ Касьянова А. В.
от «____» ____________2016 г.
«Согласовано»
Руководитель
________________ Касьянова А. В.
от «___» ___________________2016 г.
«Утверждено»
Руководитель
__________ Касьянова А.В.
от «____»______________2016 г.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса
Автор:
Колотовкина Анастасия
Студентка 2 «А» группы
г. Камышлов
2016 г.
I) Пояснительная записка
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
«Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека
Для образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке (5-дневная неделя), на изучение русского языка во 2—4 классах отводится по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
II) Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Русский язык» направлен на реализацию основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
А также определяется ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
III) Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается в 1 - 4 классах. Во втором классе на изучение предмета отводится 170 часов (34 недели при пятичасовой нагрузке в неделю).
IV. Описание ценностных ориентиров содержания
учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности
жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части
культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека;
осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета
Личностные результаты:
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ, ценностей многонационального российского общества.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.
Формирование установки бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности - неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Метапредметныерезультаты:
В области познавательных УУД (общеучебных) обучающийся научится:
- работать с разными видами информации (с частями учебной книги и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и учебными словарями, текстом и иллюстрацией к тексту;
-анализ и интерпретация информации;
- применение и представление информации;
-оценка получаемой информации;
- формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.
Обучающиеся получат возможность научиться:
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
моделировать
подводить под понятие;
устанавливать причинно-следственные связи;
В области коммуникативных УУД обучающийся должен уметь:
- в рамках инициативного сотрудничества:работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы,
-в рамках коммуникации как взаимодействия: видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них; использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
выполнять работу по цепочке;
использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.
В области регулятивных УУД:
-контроль и самоконтроль учебных действий;
-самоконтроль процесса и результатов деятельности.
(Обучающийся научится понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения, с которым он соглашается;)
Обучающиеся получат возможность научиться:
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также самостоятельно выполнять работу над ошибками.
Предметные результаты:
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России.
Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
Осознание безошибочного письма, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания конца предложения. Владение умением проверять написанное.
Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
работы со словарями;
соблюдения орфоэпических норм речи;
устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;
написания записки, письма, поздравительной открытки с соблюдением норм речевого этикета.
Различать предмет, слово как название этого предмета, лексическое значение этого слова.
Определять лексическое значение слова по собственному опыту и по толковому словарю.
Определять слово по его лексическому значению.
Составлять предложения по рисунку, воссоздавать словесные картины по поэтическим строкам.
Знакомиться с происхождением слов.
2
Урок закрепления полученных знаний
Слово как общее название многих однородных предметов
Этимология слов,
Номинативная функция слова,
Осознавать, что слово может быть названием многих однородных предметов.
Соотносить слово и образное представление предмета, названного этим словом.
Классифицировать слова по тематическим группам.
Задумываться над этимологией слов, высказывать своё мнение относительно некоторых названий предметов
3
Урок изучения нового материала
Однозначные и многозначные слова
Многозначные и однозначные слова,
Номинативная функция слова,
Осознавать различие между однозначными и многозначными словами.
Опознавать многозначные слова среди других слов.
Соотносить слова между собой
4
Урок изучения нового материала
Прямое и переносное значение многозначных слов
Многозначные и однозначные слова
Прямое и переносное значение слова
Номинативная функция слова,
Осознавать различие прямого и переносного значения слов.
Опознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении.
Составлять предложения, употребляя в них словосочетания, где даны
слова в переносном и прямом значении.
Создавать в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках.
Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания
5
Урок изучения нового материала
Синонимы
Номинативная функция слова,
Толковый словарь как источник информации о слове
Лексическое значение слов
Осознавать значение слов-синонимов.
Распознавать синонимы среди других слов.
Осознавать значимость у потребления синонимов в одном предложении (тексте).
Подбирать синонимы с помощью словаря синонимов.
Составлять предложения с синонимами
6
Урок изучения нового материала
Антонимы
Номинативная функция слова,
Лексическое значение слова,
Толковый словарь как источник информации о слове
Осознавать значение слов-антонимов.
Распознавать антонимы среди других слов.
Осознавать значимость у потребления антонимов в одном предложении (тексте).
Подбирать антонимы с помощью словаря антонимов.
Составлять предложения с антонимами
7
Урок оценки полученных знаний
Синонимы и антонимы (Проверочная работа)
Этимология слов
Номинативная функция слова
Знакомиться с этимологией слов синонимы и антонимы
8
Урок совершенствования знаний, умений и навыков
Изложение текста по данным к нему вопросам
Номинативная функция слова,
Слово как единица языка,
Определять тему текста, подбирать к нему заголовок.
Анализировать текст с точки зрения использования в нём языковых средств.
Читать вопросы, находить ответ на эти вопросы в тексте.
Излагать письменно содержание текста по данным вопросам
9
Урок изучения нового материала
Родственные слова. Общая часть родственных слов
Родственные слова
Общая часть слов
Номинативная функция слова,
Осознавать значение термина «родственные слова», находить родственные слова среди других слов
10
Урок изучения нового материала
Родственные слова и синонимы. Родственные слова и слова с омонимичными корнями
Родственные (однокоренные) слова
Лексическое значение слов
Синонимы
Омонимы
Корень слова
Номинативная функция слова,
Толковый словарь как источник информации о слове
Распознавать родственные слова, отличать родственные слова от синонимов и слов с омонимичными корнями.
Осознавать значения терминов «однокоренные слова», «корень слова», находить однокоренные слова, выделять в них корень
11
Урок изучения нового материала
Однокоренные слова. Корень слова
Родственные слова
Лексическое значение
Корень слова
Номинативная функция слова,
Слово как единица языка,
Синонимы
Толковый словарь как источник информации о слове
Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень, обосновывать правильность определения однокоренных слов и корня в однокоренных словах, подбирать однокоренные слова.
Группировать однокоренные слова с разными корнями.
Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня
12
Урок закрепления изученных знаний
Однокоренные слова. Корень слова
Родственные слова
Лексическое значение слова
Корень слова
Номинативная функция слова,
Слово как единица языка,
Толковый словарь как источник информации о слове
Синонимы
Антонимы
Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов.
Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.
Группировать однокоренные слова с разными корнями.
Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах.
Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня.
Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень
13
Урок изучения нового материала
Слог как минимальная произносительная единица
Слоги слова
Структура слова (Односложное, двусложное, трехсложное и четырех сложное)
Номинативная функция слова
Делить слова на слоги. Определять количество в слове слогов, классифицировать слова по количеству в них слогов.
Наблюдать над слогообразующей ролью гласных звуков
14
Урок изучения нового материала
Ударение Словесное и логическое ударение в предложении
Синонимы
Произношение слов
Номинативная функция слова,
Определять ударение в слове.
Наблюдать за ролью словесного ударения.
Различать ударные и безударные слоги.
Наблюдать над разноместностью русского ударения.
Составлять простейшие слогоударные модели
слов.
Находить слова по заданной модели.
Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова.
Развивать навык правильного литературного произношения слов
15
Комбинированный урок
(Урок открытия и закрепления полученных знаний)
Ударение. Смыслоразличительная роль ударения
Синонимы
Произношение слов
Однокоренные слова
Номинативная функция слова,
Слово как единица языка,
Лексическое значение слова,
Толковый словарь как источник информации о слове
Различать ударные и безударные слоги, выделять в словах ударение.
Наблюдать над смыслоразличительной ролью русского ударения, над подвижностью русского ударения.
Работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова.
Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов.
16
Урок изучения нового материала
Перенос слов по слогам
Номинативная функция слова,
Слово как единица языка,
Переносное и прямое значение слов
Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую
Переносить слова по слогам
17
Комбинированный урок
Перенос слов по слогам. Проверочная работа
Номинативная функция слова,
Слово как единица языка,
Структура слова
Переносить слова по слогам.
Определять способы переноса
18
Урок совершенствования знаний, умений и навыков
Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросов и опорных слов
Номинативная функция слова,
Слово как единица языка,
Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.
19
Комбинированный урок
(Урок обобщения и систематизации. Оценка изученного материала)
Проверочная работа по теме «Слова, слова, слова»…
Лексическое значение слова
Многозначные и однозначные слова
Прямое и переносное значение слов
Синонимы
Антонимы
Однокоренные слова
Корень слова
Ударение слова
Слог слова
Перенос слов по слогам
Номинативная функция слова,
Слово как единица языка,
Толковый словарь как источник информации о слове
Уметь толковать значение слов, извлекать информацию из словаря
Уметь находить синонимы
Уметь находить антонимы
Уметь находить многозначные слова и объяснять их лексическое значение
Уметь выявлять слова в переносном значении (для создания словесно-художественных образов)
Уметь распознавать «синонимы» и «антонимы» среди других слов
Уметь находить однокоренные слова среди других слов
Уметь правильно произносить слова и указывать ударение
Уметь определять в словах ударный слог, записать слово