Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование уроков познания мира 4 класс»
Календарно-тематическое планирование уроков познания мира
4 класс
1. Пояснительная записка
1.Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начальное, основное среднее, общее среднее образование), утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080.
2. «Познание мира» для начальной школы является одним из основных предметов образовательной области «Естествознание».
3. Цельучебного предмета «Познание мира» – формирование у учащихся системы знаний об окружающем мире, представлений о взаимосвязях природы и человека.
4. Основные задачи:
сформировать любовь к родному краю;
дать элементарные понятия об окружающем мире на основе единства и взаимосвязи составляющих ее элементов;
3) прививать навыки соблюдения безопасного поведения в повседневной жизни при выполнении лабораторных работ и во время экскурсии на природе;
4) дать понятие о системе взаимоотношений «человек - природа»;
5) развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности;
6) защищать и охранять окружающую среду;
7) научить показывать на карте свою Родину, реки и озера родного края, горы и полезные ископаемые;
8) развивать умения различать объекты живой и неживой природы;
9) развивать познавательный интерес и умение находить дополнительную информацию о растениях и животных, природных богатствах родного края, используя при этом полученные знания;
11) расширить знания учащихся об окружающем мире, учить понимать взаимосвязь живой природы и человека, закономерности явлений окружающей среды;
12) совершентсвовать знания, умения, навыки освоения научных знаний начальной школы по предметам естественного цикла;
13) сформировать любовь к труду и привить уважение к результатам собственного и чужого труда;
14) дать понятие общественных благ и их ценности.
5. Количество часов составляет: в 2-4 классах – 1 час в неделю, всего за год – 34 часа.
6. В процессе изучения содержания учебного материала учитываются межпредметные связи с:
1) русским языком. Использование новых слов при связной речи, классификация, сравнение, пополнение словарного запаса;
2) литературным чтением. Чтение рассказов о природе, ее богатствах, заучивание пословиц, поговорок, стихов о природе;
3) математикой. Использование измерительных приборов во время практических работ, расширение понятия о масштабе;
4) музыкой. Подбор и слушание музыки, песни, куйи о природе, человеке;
5) изобразительным искусством. Использование произведений художников о природе, природных явлениях и временах года;
6) трудовым обучением. При изготовлении изделий использовать знания о природных материалах;
7) физической культурой. Обогатить знания о здоровом образе жизни; режиме дня; о вредных привычках, закаливании организма человека.
Базовое содержание учебного предмета для 4 класса
Природа (16 ч.):
1) различные способы изучения природы и наблюдения за ней;
2) физическая карта. Масштаб. Поверхность суши: равнина, горы. Изменение поверхности земли под воздействием человека. Рельеф земли Казахстана, его изображение на физической карте;
3) полезные ископаемые, его группы. Руды черных и цветных металлов. Горючие полезные ископаемые. Нерудные полезные ископаемые: фосфорит, асбест, известняк, мел, мрамор;
4) вода. Круговорот воды. Подземные воды. Минеральные воды. Реки и озера. Его значение в жизни человека. Охрана воды;
5) воздух и погода. Значение воздуха для жизни на земле. Состав воздуха, воздушная оболочка. Прогноз погоды. Вещества, загрязняющие воздух. Очищение и охрана воздуха. Наглядные пособия.Физическая и географическая карта Казахстана. План местности. Коллекция полезных ископаемых;
6) практическая работа.Определениесторон горизонта с помощью компаса.Работа с использованиемфизической и географической карт Казахстана: найти и показать месторождение полезных ископаемых, расположение озер и рек, границы Казахстана.Работа с дневником наблюдения. Определить изменения погоды;
7) экскурсия. Поход в музей (геологический).
18. Растительный и животный мир Казахстана (12 ч.):
1) места произрастания растений и среда обитания животных. Растения и животные лугов. Растения и животные степей. Растения и животные пустынь. Растения и животные лесов и тугаев. Растения и животные водоемов. Растения и животные гор. Влияние погодных условий и деятельность человека в жизни растений и животных;
2) земледелие и животноводство нашего края. Условия для развития земледелия и животноводства. Использование имеющихся благ для пользы всего общества. Наглядные пособия. Физическая карта Казахстана;
3) практическая работа.Найти на карте леса и горы Казахстана. Экскурсия.«Знакомство с растениями и животными родного края». Соблюдение правил безопасности во время экскурсии.
19. Земля –космическое тело (6 ч.):
1) первоначальное понятие о космосе. Звезда. Планета. Сведения о галактике. Путь в космос. Ю.Гагарин – первый космонавт. Т.Аубакиров, Т.Мусабаев – казахстанские космонавты. Вид Земли с космоса;
2) солнце. Земля. Глобус – модель Земли. Движение Земли вокруг Солнца. Его значение для жизни на Земле. Смена дня и ночи и ее причины. Смена времен года. Наглядные пособия. Физическая карта Казахстана. Глобус;
3) практическая работа. Глобус – модель Земли. Вращение глобуса и земли.
ИМП 2016-2017г
Познание мира
Учебный предмет направлен на формирование у учащихся системы знаний о природном и социальном окружении человека, представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях природы и общества как общечеловеческих ценностях.
При изучении предмета «Познание мира» учащиеся начальной школы знакомятся с элементарными понятиями по биологии, экологии, географии.
Объем учебной нагрузки по учебному предмету составляет: во 2-4 классах – 1 час в неделю, всего за год – 34 часа.
Знания и умения учащихся по познанию мира оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов, практических работ и диктантов.
Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Количество проверочных и контрольных работ
Четверть
Провер.
Контр.
I
2
1
II
1
1
III
1
1
IV
1
1
ГОД
5
4
Оценка тестов
Тест включает задания средней трудности. Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам.
Целесообразно использование тестовых заданий следующих типов: поиск ошибки; выбор ответа; продолжение или исправление высказывания.
Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого следует выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2 задания, аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися.
Нормы оценки за тестовые задания Базовый уровень
Оценка «2»
Оценка «3»
Оценка «4»
Оценка «5»
0 - 60%
60 - 77%
77 - 90%
90 - 100%
Менее 17 баллов
18 - 22 балла
23 -26 баллов
27-30 баллов
Всего 34 часа (1 час в неделю)
№ п/п
№ в разделе
Тема урока
Словарная работа
Вид работы
Кол-во часов
Планир. дата пров.
Фактич. дата пров.
Природа ( 16 часов)
1
1
Различные способы изучения природы и наблюдения за ней. Методы ориентирования на местности
ОФГ 1– «Мой дом – моя семья»
Геолог, ориентир
Практическая работа №1
ОФГ 1– «Мой дом – моя семья»
1
2
2
Физическая карта. Масштаб
ОФГ 2– «Мой дом – моя семья»
Масштаб, карта
Практическая работа №2
ОФГ 2– «Мой дом – моя семья»
1
3
3
Формы поверхности суши: равнины, горы
ОФГ3– «Экономим время. Режим дня»
ОБЖ – «Природа. Изменение поверхности земли из-за человека»
ОФГ 6– «Национальное богатство страны. Чем богат ваш регион»
Фосфориты, асбест
ОФГ 6
1
Вода
10
10
Вода. Круговорот воды в природеКонтрольная работа.№2 Тест
ОБЖ – «Вода. Круговорот воды в природе» 4
Тест
1
11
11
Подземные воды. Минеральные воды
ОБЖ – «Вода. Круговорот воды в природе»
Персонал, источник
ОБЖ 5
1
12
12
Реки и озёра Казахстана
Проверочная работа № 3
ОФГ 7– «Экономим воду. Решение финансовых задач «Как капли унесли в океан мамину зарплату»
ОФГ 7
1
13
13
Охрана воды
ОФГ 8– «Кто решает глобальные проблемы (роль государства). Ролевая игра»
ОФГ8 – «Кто решает глобальные проблемы (роль государства). Ролевая игра»
1
14
14
Воздух – щит Земли. Охрана воздуха
ОБЖ – «Вещества,
загрязняющие воздух»
Кислород, углекислый газ, азот
ОБЖ 6
1
15
15
Воздух и погода. Прогноз погоды.
Практическая работа №3
Работа с дневником наблюдения. Определить изменения погоды
ОБЖ – «Наблюдения за изменениями прогноза погоды»
ОФГ 9– «Экономим тепло»
Практическая работа №3
Тест
ОБЖ 7
ОФГ 9
1
16
16
Экскурсия. Поход в музей (геологический).
Наблюдение
1
Растения и животные Казахстана(12 часов)
17
1
Приспособление живых организмов к среде обитания
1
18
2
Растения и животные лугов
ОФГ 10– «Путешествие на воздушном шаре». Понятие о ресурсах и их экономии
ОФГ 10– «Путешествие на воздушном шаре». Понятие о ресурсах и их экономии
1
19
3
Растения и животные степей
ОФГ11 – «Путешествие на воздушном шаре». Понятие о ресурсах и их экономии
ОФГ11 – «Путешествие на воздушном шаре». Понятие о ресурсах и их экономии
1
20
4
Растения и животные пустынь
Саксаул
1
21
5
Растения и животные лесов и тугаев.
Проверочная работа № 4
1
22
6
Растения и животные водоемов
Водоросли
1
23
7
Растения и животные горПрактическая работа№ 4
Найти на карте леса и горы Казахстана
Практическая работа №4
1
24
8
Влияние погодных условий и деятельности человека на жизнь растений и животных
ОФГ 12– «Красная книга Казахстана»
ОФГ 12
1
25
9
Земледелие и животноводство
ОФГ 13– «Международная торговля. Почему страны торгуют друг с другом»
Контрольная работа№3 Тест
Тест
ОФГ13 – «Международная торговля. Почему страны торгуют друг с другом»
1
26
10
Условия для развития земледелия и животноводства. Сезонные сельскохозяйственные работы.
ОФГ 16– «Бюджет семьи. Доходы и расходы семьи. Ролевая игра»
ОФГ 14– «Бюджет семьи. Доходы и расходы семьи. Ролевая игра»
1
27-28
11-12
Экскурсия «Знакомство с растениями и животными родного края». Соблюдение правил безопасности во время экскурсии.
ОБЖ – «Правила безопасности»
Наблюдение
ОБЖ 8
2
Земля – космическое тело (6часов)
29
1
Первоначальное понятие о космосе. Звезды. Планеты. Сведения о галактике
ОФГ15– «Бюджет семьи. Доходы и расходы семьи. Ролевая игра»
ОБЖ – «Земля – космическое тело»
Созвездия, Солнечная система, галактика, космос
ОБЖ 9
ОФГ15 – «Бюджет семьи. Доходы и расходы семьи. Ролевая игра»
1
30
2
Солнце – источник света и тепла
Проверочная работа № 5
ОФГ 16– «Экономим электроэнергию. Как одна лампочка экономит деньги»
ОФГ 16
1
31
3
Освоение космоса. Космические полёты.
ОБЖ – «Земля – космическое тело»
Космодром, космический корабль
ОБЖ 10
1
32
4
Глобус – модель Земли
Практическая работа. Глобус – модель Земли. Вращение глобуса и земли.
Глобус, Северный и Южный полюсы, параллели, меридианы, экватор, градусная сеть
Практическая работа №5
1
33
5
Смена дня и ночи. Ее значение для жизни на Земле
Контрольная работа №4
Ось Земли
Тест
1
34
6
Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года
ОФГ 17– «Международная торговля. Почему страны торгуют друг с другом»
Орбита Земли, полярный день, полярная ночь
ОФГ17 – «Международная торговля. Почему страны торгуют друг с другом»
1
ОБЖ- 10 час (в соответствии с ИМП
Практическая работа – 5 час в соответствии с программой
Контрольные и проверочные в соответствии с ИМП
ОФГ интегрировано с Познанием мира- 17 час
Экскурсии-3часа
Примечание:
Календарно- тематическое планирование составлено с учетом Программы , утвержденной приказом Министерства образования и науки Р.К. №115 от 3апреля 2013года. Учебник для 4 класса издательство «Алматы кітап», 2015г., авторы К.Аймагамбетова, Н.А.Ким, Г.Д.МырзахановаТ.Г.Напалкова. Инструктивно- методическое письмо 2016-2017гг.
Темы календарного плана соответствуют Программе, материалу учебника с учётом ИМП 2016-2017гг.