№ урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Сроки проведения | Характеристика деятельности учащихся |
Раздел 1: Мир общения - 20 ч |
1-4 | Собеседники | 4 | | Ориентироваться в ситуации общения: выделять тему и цель общения, сопоставлять цель и результат общения. Анализировать, сопоставлять способы общения в зависимости от ролевых отношений партнеров (взрослый — ребёнок). Выделять в речи слова и предложения как средства общения. Строить высказывание в устной и письменной форме. Анализировать интонационно-звуковую сторону речи, устранять недочёты в произношении отдельных звуков и слов. Наблюдать за мелодикой, темпом речи, силой голоса, изменять их в зависимости от речевой задачи. Обдумывать и планировать ответ, отбирать слова и выражения в зависимости от учебной задачи: объяснить, сообщить, убедить. Контролировать свою речь в процессе общения. Проявлять творческую активность в процессе сотрудничества, выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий. Соблюдать правила общения: проявлять к собеседнику внимание, терпение. Проявлять уважение к чужому мнению, опираться на морально-этические нормы в процессе общения. Составлять диалоги на заданные темы. |
5-15 | Слово, предложение и текст в речевом общении | 11 | | Выделять предложение из сплошного текста, составлять предложение на заданную тему; правильно оформлять его на письме и в устной речи. Определять тип предложения по цели высказывания и по интонации. Определять тему текста, подбирать заглавия. Составлять план текста: на основе памяток, образцов, на основе выделения главной мысли в каждой смысловой части текста (с помощью учителя). Практически различать текст-описание, текст- повествование, текст-рассуждение. Сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной, групповой и коллективной работы. Использовать в общении деловые тексты (записки, письма, объявления, приглашения). Составлять текст заданного типа: описание, повествование, рассуждение. Письменно отвечать на вопросы, самостоятельно составлять и записывать 3—5 предложений на заданную тему. Писать изложение текста в 40—55 слов (с использованием вопросов) |
16-20 | Главный помощник в общении – родной язык | 5 | | Называть основные языковые единицы: звуки, буквы, слова, предложения, текст определять их роль в речи. Сравнивать, различать языковые единицы. Объединять в группы языковые единицы. Давать определения основным языковым единицам. |
Раздел 2: Звуки и буквы. Слог. Ударение - 65 ч |
1-7 | Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами | 7 | | Рассказывать о гласных и согласных звуках, их классификации по наглядно-образной схеме Звукограда. Различать гласные и согласные звуки. Классифицировать согласные звуки: глухие и звонкие (парные и непарные), твердые и мягкие (парные и непарные). Называть все буквы русского алфавита правильно, называть все буквы в алфавитном порядке. Объяснять значение знания алфавита для работы с различными справочниками. Изображать буквы русского алфавита с помощью пластических движений рук тела и рисунков. |
8-9 | Звук й и буква й | 2 | | Различать букву й обозначающую гласный звук. Делить на части для переноса слова с буквой й. |
10 | Звук э и буква э | 1 | | Орфографически верно писать слова с буквой э |
11-17 | Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме | 7 | | Обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, ю, я, и. Сопоставлять случаи обозначения мягкости согласных с помощью мягкого Знака и с помощью букв е, ё, ю, я, и |
18-24 | Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн | 7 | | Писать слова с орфограммами жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн. Объяснять, почему эти написания являются традиционными |
25-27 | Слог. Перенос слов | 3 | | Проводить звуко - буквенный анализ слов, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, переносить слова по слогам. |
28-30 | Ударение. Ударный слог | 3 | | Объяснять роль ударения в слове, ставить ударение, находить ударный и безударные слоги. Работать с орфографическим словарем, объяснять его значение. Находить в тексте слова с безударными гласными в корне. Находить в тексте слова с безударными гласными в корне. Находить в слове и объяснять орфограмму. Использовать алгоритм проверки орфограммы. |
31-39 | Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме | 9 | | Подбирать проверочные слова |
40-41 | Правописание слов с непроверяемыми написаниями | 2 | | Находить в слове и объяснить орфограмму (слова с непроверяемыми написаниями). Записывать под диктовку словарные слова без ошибок, пропусков и искажений. Работать с орфографическим словарем. |
42-50 | Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме | 9 | | Объяснять случаи обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами. Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание парных по звонкости-глухости согласных в корне слова). Изменять слово так, чтобы орфограмму можно было проверить. Писать орфографически правильно слова с парными по звонкости-глухости согласными в корне слова. |
51-53 | Слова с удвоенными согласными | 3 | | Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание удвоенных согласных). Писать орфографически правильно слова с удвоенными согласными |
54-56 | Непроизносимые согласные | 3 | | Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание слов с непроизносимыми согласными). Писать орфографически правильно слова с непроизносимыми согласными |
57-63 | Разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ) | 7 | | Наблюдать за употреблением разделительного твёрдого знака. Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание слов с разделительным мягким знаком). Писать орфографически правильно слова с разделительным мягким знаком |
64 | Контрольная работа | 1 | | |
65 | Работа над ошибками | 1 | | |
Раздел 3: Слово и его значение - 20 ч |
1-4 | Что рассказало слово | 4 | | Составлять двусторонние модели слов, различать значение слова и его звуко-буквенную форму. Сопоставлять слова по звуко-буквенному составу и по значению, классифицировать слова по различным критериям, находить слово с обобщающим значением для тематической группы слов. Пользоваться лингвистическими словарями (орфографическим и толковым). Принимать участие в составлении учебных лингвистических словарей (орфографического, толкового) |
5-7 | Имена собственные и нарицательные | 3 | | Распознавать имена собственные и имена нарицательные, различать их по функциям |
8-9 | Слова с несколькими значениями | 2 | | Объяснять принцип возникновения нескольких значений у одного слова. Объяснять значение многозначного слова в конкретном тексте |
10 | Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы) | 1 | | Различать слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению, и многозначные слова. |
11-13 | Слова, близкие по значению (синонимы) | 3 | | Объяснять роль в речи синонимов как средства обогащения речи. Использовать синонимы в собственных высказываниях |
14-15 | Слова, противоположные по значению (антонимы) | 2 | | Подбирать антонимы к словам разных частей речи, находить антонимы в тексте и объяснять их роль |
16 | Устойчивые сочетания слов | 1 | | Объяснять семантику фразеологических оборотов (наиболее употребительных) и использовать их в собственной речи |
17-18 | Тематические группы слов | 2 | | Распределять слова по тематическим группам, дополнять тематические группы своими словами. Понимать язык (слово, предложение) как знаковую систему, выполняющую функцию замещения предметов (действий и свойств) окружающего мира |
19 | Контрольная работа | 1 | | |
20 | Работа над ошибками | 1 | | |
Раздел 4: Состав слова - 15 ч |
1 | Как собрать и разобрать слово | 1 | | Наблюдать за строением слова на наглядно-образных моделях. Составлять наглядно-образные модели состава слова. Называть части слова |
2-7 | Корень – главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова | 6 | | Находить корень слова путём сопоставления однокоренных слов, подбирать однокоренные слова, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов (простейшие случаи). Объяснять лексическое значение корня. Различать корни с омонимичным значением. Применять алгоритмы проверки безударных гласных и парных по звонкости-глухости согласных в корне слова. Проверять правильность обозначения безударных гласных и парных согласных звуков в корне слова путём изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Применять нужный алгоритм для проверки орфограмм корня. Доказывать родство слов, объяснять общность их значения |
8-10 | Приставка | 3 | | Выделять в слове приставку, определять значение, которое придаёт слову приставка (простые случаи). Различать предлоги и приставки, писать предлоги раздельно с другими словами. Употреблять при написании слов разделительные мягкий и твёрдый знаки. Объяснять разницу в употреблении разделительных мягкого и твёрдого знаков |
11-12 | Суффикс | 2 | | Выделять в слове суффикс, определять значение, которое придают слову суффиксы (простейшие случаи) |
13 | Окончание | 1 | | Правильно употреблять окончание (простейшие случаи ударного окончания), объяснять его роль для связи слов в предложении или в словосочетании |
14 | Контрольная работа | 1 | | |
15 | Работа над ошибками | 1 | | |
Раздел 5: Части речи - 32 ч |
1-3 | Что такое части речи | 3 | | Определять части речи (имя существительное, глагол, имя прилагательное) по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам; правильно употреблять их в речи. Использовать в процессе выполнения заданий и усвоения грамматических понятий приёмы наглядно-образного и логического мышления |
4-10 | Имя существительное | 7 | | Осознанно употреблять заглавную букву при написании имён собственных. Выбирать формы имён существительных из вариантов падежных окончаний, употреблять эти формы в речи в соответствии с действующими нормами литературного языка. Определять число имён существительных |
11-16 | Глагол | 6 | | Находить в предложении глаголы по вопросу и общему значению действия. Определять число глаголов. Ставить вопросы к глаголам в форме настоящего, прошедшего и будущего времени. Составлять рассказы по рисункам, используя глаголы |
17-25 | Имя прилагательное | 9 | | Находить в предложении имена прилагательные по их основному грамматическому значению, определять их связь с именами существительными. Классифицировать имена прилагательные на основе различий в их значении. Редактировать тексты, дополняя их именами прилагательными, подбирая имена прилагательные с синонимическим или антонимическим значением |
26-30 | Предлог | 5 | | Применять алгоритм определения различия между предлогом и приставкой. Выбирать предлоги согласно литературным нормам |
31 | Контрольная работа | 1 | | |
32 | Работа над ошибками | 1 | | |
Раздел 6: Предложение. Текст - 15 ч |
1-13 | Предложение. Текст | 13 | | Оформлять предложение на письме в соответствии с правилами пунктуации. Составлять предложения, разные по цели высказывания. Находить в предложении главные члены. Строить предложения, адекватно выражая основную мысль. Составлять текст с изученными орфограммами по аналогии с учебным текстом. Предлагать варианты проверки написанного слова и предложения; сравнивать записанный текст с образцом. Писать под диктовку предложения и тексты с изученными орфограммами |
14 | Контрольная работа | 1 | | |
15 | Работа над ошибками | 1 | | |
Раздел 7: Повторение изученного за год - 3 ч |
1-3 | Повторение изученного за год | 3 | | |