зам. директора по УВР
________ И.В. Грачева
Планирование составлено на основе рабочей программы по технологии для 1-4 классов, утвержденной на педагогическом совете от 26.08.2016, протокол №1.
№ п/п | Тема урока | Основные элементы содержания | Планируемые результаты (предметные) | Планируемые сроки | Дата проведения |
1. Введение. Как работать с учебником 1 час | | |
-
| 1. | Как работать с учебником. | Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями, критериями оценки изделия по разным основаниям. Материалы и инструменты. Рубрика «Вопросы юного технолога». | Анализировать и сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять назначение каждого пособия. Использовать при изготовлении изделия навигационную систему учебника и критерии оценки изготовления изделия. Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделия. Использовать рубрику «Вопросы юного технолога» для организации проектной деятельности при изготовлении изделия. | 05.09. | 05.09 |
2. Человек и земля 21 час | | |
2.1. Вагоностроительный завод 2 часа | | |
-
| 1. | История развития железной дороги. Пассажирский вагон. | Знакомство с историей развития железных дорог в России, с конструкцией вагонов разного назначения. Создание модели вагона из бумаги и картона. | - находить и отбирать информацию, об истории развития железнодорожного транспорта в России, о видах и особенностях конструкции вагонов и последовательность их сборки из текстов учебника и других источников | 12.09 | 12.09 |
-
| 2. | Развертка вагона. Цикл изготовления. | Машиностроение, локомотив, конструкция вагона, цистерна, рефрижератор, хоппер-дозатор, ходовая часть, кузов вагона, рама кузова. Изделия: «Ходовая часть (тележка)», «Кузов вагона», «Пассажирский вагон». | - овладеть основами черчения, анализировать конструкцию изделия, выполнять разметку деталей при помощи циркуля | 19.09 | 19.09 |
2.2. Полезные ископаемые 2 часа | | |
-
| 1. | Способы добычи полезных ископаемых. Буровая вышка. | Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и расположения месторождений на территории России. Изготовление модели буровой вышки из металлического конструктора. Проектная работа. Понятия: полезные ископаемые, месторождение, нефтепровод, тяга. Профессии: геолог, буровик. Изделие: «Буровая вышка». | - находить информацию о полезных ископаемых, способах их добычи и транспортировки, профессиях людей, занимающихся добычей полезных ископаемых; - находить и обозначать на карте России крупнейшие месторождения нефти и газа; - анализировать конструкцию реального объекта (буровая вышка) и определять основные элементы конструкции | 26.09 | 26.09 |
-
| 2. | Малахитовая шкатулка. | Знакомство с полезными ископаемыми, используемые для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (технология лепки слоями). Профессия: мастер по камню. Понятия: поделочные камни, имитация, мозаика, русская мозаика. Изделие: «Малахитовая шкатулка». | - находить и отбирать информацию о создании изделия из поделочных камней и технологии выполнения «русской мозаики» из текстов учебника и других источников; - определять технологию лепки слоями для создания имитации рисунки малахита; - смешивать пластилин близких оттенков для создания нового оттеночного цвета | 03.10 | 03.10 |
2.3. Автомобильный завод 2 часа | | |
-
| 1. | Создание модели автомобиля. | Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «КамАЗ». Составление плана изготовления изделия. Работа с металлическим и пластмассовым конструкторами. | - находить и обозначать на карте России крупнейшие заводы, выпускающие автомобили; - выделять информацию о конвейерном производстве, выделять этапы и операции, объяснять новые понятия | 10.10 | 10.10 |
-
| 2. | КамАЗ. Кузов грузовика. Работа с конструктором. | Совершенствовать навыки работы с различными видами конструкторов. Понятия: автомобильный завод, конвейер, операции. Изделия: «КамАЗ», «Кузов грузовика». | - соблюдать правила безопасного использования инструментов (отвертка, гаечный ключ) | 17.10 | 17.10 |
2.4. Монетный двор 2 часа | | |
-
| 1. | Медаль. | Знакомство с основами чеканки медалей, особенностями формы медали. Овладеть новым приемом – тиснение по фольге. | - знать об истории возникновения олимпийских медалей, способе их изготовления и конструкции из материалов учебника и других источников | 24.10 | 24.10 |
-
| 2. | Стороны медали. | Работа с металлизированной фольгой. Понятия: знак отличия, рельефный рисунок, контррельефный рисунок, аверс, реверс, штамповка, литьё, теснение. Изделия: «Стороны медали», «Медаль». | - освоить правила теснения фольги | 14.11 | 14.11 |
2.5. Фаянсовый завод 2 часа | | |
-
| 1. | Основа для вазы. | Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Изготовление изделия с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделий из фаянса. Совершенствование умения работать с пластилином. | - находить и отбирать информацию и технологии создания изделий из фаянса, их назначении и использовании из материалов учебника и других источников | 21.11 | 21.11 |
-
| 2. | Ваза. | Знакомство с особенностями профессиональной деятельности людей, работающих на фабриках по производству фаянса. Тест «Как создается фаянс». Профессии: скульптор, художник. Понятия: операция, фаянс, эмблема, обжиг, глазурь, декор. Изделия: «Основа для вазы», «Ваза». | - находить и отмечать на карте России города, где находятся заводы по производству фаянсовых изделий; - использовать эмблемы, нанесенные на посуду, для определения фабрики изготовителя | 28.11 | 28.11 |
2.6. Швейная фабрика 2 часа | | |
-
| 1. | Производственный процесс на швейной фабрике. Новогодняя игрушка. | Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике и профессиональной деятельности людей. Определять размеры одежды при помощи сантиметра. | - находить и отбирать информацию о технологии производства одежды и профессиональной деятельности людей, работающих на швейном производстве, из материалов учебника и других источников; - находить и отмечать на карте города, в которых находятся крупнейшие швейные производства | 05.12 | 05.12 |
-
| 2. | Изготовление игрушки. | Освоение технологии создания мягкой игрушки. Использование умения самостоятельно определять размер деталей по слайдовому плану, создавать лекало и выполнять при помощи него разметку деталей. Понятие: мягкая игрушка. Изделия: «Новогодняя игрушка», «Птичка». | - находить и отбирать информацию о видах изделий, производимых на швейном производстве, из материалов учебника и других источников; - использовать материалы учебника для знакомства с технологическим процессом изготовления мягкой игрушки; - выполнять самостоятельно разметку деталей изделия и раскрой изделия | 12.12 | 12.12 |
2.7. Обувное производство 2 часа | | |
-
| 1. | История создания обуви. Модель обуви. | Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов, используемых для производства обуви. Изделие: «Модель детской летней обуви». | - находить и отбирать информацию технологии производства обуви и профессиональной деятельности людей, работающих на обувном производстве, из материалов учебника | 19.12 | 19.12 |
-
| 2. | Модель обуви из бумаги. | Как снимать мерку ноги и определять по таблице размер обуви. Создание модели обуви из бумаги. Профессия: обувщик. Понятия: обувь, обувная пара, натуральные материалы, искусственные материалы, синтетические материалы, модельная обувь, размер обуви. | - снимать мерки и определять, используя таблицу размеров, свой размер обуви | 26.12 | 26.12 |
2.8. Деревообрабатывающее производство 2 часа | | |
-
| 1. | Древесина. Правила работы. | Знакомство с новым материалом – древесиной, правила работы столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины. Различать виды пиломатериалов и способы их производства. Свойства древесины. | - находить и отбирать информацию о древесине, ее свойствах, технологии производства пиломатериалов; - объяснять назначение инструментов для обработки древесины с опорой на материалы учебника | 16.01 | 16.01 |
-
| 2. | Лесенка-опора для растений. | Изготовление изделий из реек, самостоятельное декорирование, констру-ирование. Профессия: столяр. Понятия: древесина, пиломатериалы, текстура, нож-косяк. Изделия: «Технический рисунок лесенки-опоры для растений», «Лесенка-опора для растений». | - обрабатывать рейки при помощи шлифовальной шкурки и соединять детали изделия столярным клеем | 23.01 | 23.01 |
2.9. Кондитерская фабрика 2 часа | | |
-
| 1. | Технология производства кондитерских изделий. | Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шоколада и какао-бобов. Кондитерская фабрика. | - знать историю и технологию производства кондитерских изделий, технологию производства шоколада из какао-бобов | 30.01 | 30.01 |
-
| 2. | Шоколадное печенье. Практическая работа: «Тест «Кондитерские изделия». | «Пирожное «Картошка»», «Шоколадное печенье». Правила поведения при приготовлении пищи. Правила пользования газовой плитой. Профессии: кондитер, технолог-кондитер. Понятия: какао-бобы, какао-крупка, какао тертое, какао-масло, конширование. Изделия: «Пирожное «Картошка»», «Шоколадное печенье». Практическая работа: «Тест «Кондитерские изделия». | - знать правила приготовления пищи и пользования газовой плитой | 06.02 |
2.10. Бытовая техника 2 часа | | |
-
| 1. | Бытовая техника в жизни людей. | Знакомство с понятием «бытовая техника» и ее значение в жизни человека. Правила эксплуатации бытовой техники, работы с электричеством, знакомство с действием простой электрической цепи, работа с батарейкой. | - находить и отбирать информацию о бытовой технике, ее видах и назначении; - находить и отмечать на карте России города, где находятся крупнейшие производства бытовой техники | 13.02 | Урок № 20 дан 06.02 |
-
| 2. | Настольная лампа. Абажур. Практическая работа: «Тест: Правила эксплуатации электронагревательных приборов». | Сборка простой электрической цепи. Освоение приемов работы в технике «Витраж». Профессии: слесарь-электрик, электрик, электромонтёр. Понятия: бытовая техника, бытовое электрооборудование, источник электри-ческой энергии, электрическая цепь, инструкция по эксплуатации, абажур, витраж. Изделия: «Настольная лампа», «Абажур. Сборка настольной лампы». Практическая работа: «Тест: Правила эксплуатации электронагревательных приборов». | - анализировать правила пользования электрическим чайником, осмысливание их значение для соблюдения мер безопасности и составлять на их основе общие правила пользования бытовыми приборами | 20.02 | Урок № 21 дан 13.02 |
2.11. Тепличное хозяйство 1 час | | |
-
| 1. | Виды теплиц. Цветы для школьной клумбы. | Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Выбор семян для выращивания рассады, использование информации на пакетике для определения условий выращивания растений. Понятия: теплица, тепличное хозяйство, микроклимат, рассада, агротехника. Изделие: «Цветы для школьной клумбы». | - находить и отбирать информацию о видах и конструкциях теплиц, их значение для обеспечения жизнедеятельности человека; - анализировать информацию на пакетике с семенами, характеризовать семена (вид, сорт, высота растения, однолетник или многолетник) и технологию их выращивания | 27.02 | Урок № 22 дан 20.02 |
3. Человек и вода 3 часа | | |
-
| 1. | Система водоснабжения города. Фильтр для очистки воды. | Знакомство с системой водоснабжения города. Значение виды в жизни человека и растений. Осмысление важности экономного использования воды. Понятия: водоканал, струемер, фильтрация, ультрафиолетовые лучи. Изделие: «Фильтр для очистки воды». | - находить и отбирать информацию об устройстве системы водоснабжения города и о фильтрации воды; - использовать иллюстрации для составления рассказа о системе водоснабжения города и значения очистки воды для человека; - проводить эксперимент по очистки воды, составлять отчет на основе наблюдений; - изготовить струеметр и исследовать количество воды, которое расходуется человеком за 1 минуту при разном напоре водяной струи | 06.03 | Урок № 23 дан 27.02 |
-
| 2. | Работа в порту. Канатная лестница. | Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Освоение способов крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного узлов. Профессии: лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач. Понятия: порт, причал, док, карантин, военно-морская база, морской узел. Изделие: «Канатная лестница». Практическая работа: «Технический рисунок канатной лестницы». | - находить и отбирать информацию о работе и устройстве порта, о профессии людей, работающих в порту. - находить и отмечать на карте крупнейшие порты России; - анализировать способы вязания морских узлов, освоить способы вязания простого и прямого узла; - осознать, где можно на практике или в быту применять свои знания | 13.03 | Урок № 24 дан 06.03 |
-
| 3. | Узелковое плетение. | Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделия в стиле «макраме». Понятие: макраме. Изделие: «Браслет». | - освоить приемы выполнения одинарного и двойного плоских узлов, приемы крепления нити в начале выполнения работы; - сравнивать способы вязания морских узлов в стиле «макраме» | 20.03 | Урок № 25 дан 13.03 |
4. Человек и воздух 3 часа | | |
-
| 1. | Самолетостроение. Самолет. | Первичные сведения о самолетостроении, о функции самолетов. Изготовление модели самолета. Профессии: лётчик, космонавт. Понятия: самолёт, картограф, космическая ракета, искусственный спутник Земли, ракета, многоступенчатая баллистическая ракета. Изделие: «Самолёт». | - находить и отбирать информацию об истории самолетостроения, о видах и назначении самолетов; - находить и отмечать на карте России города, в котором находятся крупнейшие заводы, производящие самолеты | 27.03 | Урок № 26 дан 20.03 |
-
| 2. | Ракета-носитель. Изготовление модели. | Первичные сведения о космических ракетах. Изготовление модели из бумаги и картона. Изделие: «Ракета-носитель». | - осмыслить конструкцию ракеты, строить модель ракеты; - трансформировать лист бумаги в объемное геометрическое тело – конус, цилиндр. | 03.04 | 03.04 |
-
| 3. | Воздушный змей. | Знакомство с историей возникновения воздушного змея. Конструкция воздушного змея. Понятия: каркас, уздечка, леер, хвост, полотно, стабилизатор. Изделие: «Воздушный змей». | - находить и отбирать информацию об истории возникновения и конструктивных особенностях воздушных змеев; - освоить правила разметки деталей изделия из бумаги и картона сгибанием | 10.04 | 10.04 |
5. Человек и информация 6 часов | | |
-
| 1. | Создание титульного листа. | Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Знакомство с работой издательства. Изделие: «Титульный лист». | - находить и отбирать информацию о технологическом процессе издания книги, о профессии людей, участвующих в ее создании; - выделять этапы издания книги, соотносить их с профессиональной деятельностью людей, участвующих в ее создании | 17.04 | 17.04 |
-
| 2. | Работа с таблицами. | Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе Microsoft Word. ИКТ на службе человека, работа с компьютером. ИКТ в издательском деле. Изделие: работа с таблицами. | - закрепить знание и умение работы на компьютере; - освоить набор текста, последовательность и особенности работы в текстовом редакторе Microsoft Word; - объяснить значение и возможности использования ИКТ для передачи информации | 24.04 | 24.04 |
-
| 3. | Издаем книгу. | Процесс редакционно-издательской подготовки книги, элементы книги. Формирование содержание книги «Дневник путешественника». Практическая работа: «Содержание». | - определять значение компьютерных технологий в издательском деле, в процессе создания книги | 01.05 | Урок № 31 дан 08.05 |
-
| 4. | Переплетные работы. | Знакомство с переплетными работами. Способ соединения листов, шитье блоков нитками, втачку (в пять проколов). Закрепить умение работать шилом и иглой. Изделие: «Книга «Дневник путешественника». | - находить и отбирать информацию о видах выполнения переплетных работ | 08.05 | Урок № 32, 33 дан 15.05 |
-
| 5. | Переплетные работы. Дневник. | Осмысление значения основных элементов в структуре переплета (форзац, слизура). Изготовление переплёта дневника и оформление обложки по собственному эскизу. Понятия: шитьё в тачку, форзац, переплётная крышка, книжный блок. Изделие: «Книга «Дневник путешественника». | - объяснить значение различных элементов (форзац, переплетная крышка) книги; - создать эскиз обложки книги в соответствии с выбранной тематики | 15.05 |
-
| 6. | Подведение итогов. | Организация выставки изделий. Презентация изделий. Выбор лучших работ. | - организовать и оформлять выставку изделий; - презентовать работы | 22.05 | 22.05 |