Рабочая программа по устной речи для 3 класса составлена на основе образовательной программы для учащихся 0 и 1 – 4 классов специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида (для детей с нарушением интеллекта) под редакцией И.М. Бгажноковой(2011 год).
Программа рассчитана на 68 часов.
Цель: преодолеть несовершенство речевой практики учащихся с нарушением интеллекта и включить детей в разнообразные нормы коммуникации.
При реализации программы принципиально важно, чтобы учитель выступил в роли собеседника и помощника при выполнении некоторых заданий. Устные ответы школьников должны быть направлены на установление взаимопонимания с окружающими и не могут являться постоянным объектом контроля со стороны учителя. Ученик не должен испытывать неуверенности при вступлении в общение: необходимо поощрять его стремление всеми имеющимися в распоряжении средствами реализовать коммуникативное намерение. С этой целью в виде тренировочных упражнений должны использоваться игры - театрализации, игровые задания на составление рассказов, обсуждения и другие виды деятельности, активизирующие живое общение школьников.
Исходя из этого, программа по устной речи реализует следующие коррекционно - обучающие задачи:
Знания и умения учащихся оцениваются по активности выполнения заданий и степени участия в играх - театрализациях.
«Оценка 3» - выставляется, если ученик не участвовал в заданиях - играх, но сумел повторить опорные фразы.
№ | Название темы и содержание | Кол-во часов по данной теме | Кален.сроки | Формы и методы работы | Требования к уровню подготовки учащихся | Методическое обеспечение |
Предметно - информационная составляющая | Деятельностно - коммуникативная составляющая | Ценностно - ориентированная составляющая |
I четверть (18 часов) |
1-2 | Повторение предложений, разных по структуре | 2 | | Урок формирования первоначальных предметных навыков | Уточнение имеющегося словаря | Способствовать возникновению у учащихся интереса к общению друг с другом | Коррекция звукопроизношения | 1. карточки - схемы 2. мр3-диски со сказками 3. карточки - задания |
3 | Прослушивание коротких сказок с последующим пересказом | 1 | | Урок формирования первоначальных предметных навыков | Развитие способности воспринимать и понимать речь в записи | Развитие способности воспринимать и понимать обращенную речь. | Развитие фонематического слуха. Развитие вербальной памяти | 1. карточки - схемы 2. мр3-диски со сказками 3. карточки - задания |
4-6 | Прослушивание коротких сказок с последующей инсценировкой | 3 | | Урок формирования первоначальных предметных навыков | Развитие способности воспринимать и понимать речь в записи | Развитие способности воспринимать и понимать обращенную речь. | Развитие фонематического слуха. Развитие вербальной памяти. Развитие воображения | 1. карточки - схемы 2. мр3-диски со сказками 3. карточки - задания |
7 | Многообразие тона речи. Тренировочные упражнения в передаче радости | 1 | | Урок применения предметных знаний, умений, навыков. | Развитие способности передавать интонацией чувства и эмоции | Развитие способности воспринимать и понимать обращенную речь. | Воспитание нижнедиафрагмального дыхания на основе трехфазного дыхания (по Е.А. Лукьяновой) | 1. Учебник "Устная речь.3 класс" 2. Учебное пособие "Поле речевых чудес" 3. маски для театрализованных игр. 4. Сюжетные картины 5. Диктофон |
8 | Многообразие тона речи. Тренировочные упражнения в передаче грусти | 1 | | Урок применения предметных знаний, умений, навыков | Развитие способности передавать интонацией грусть | Развитие способности воспринимать и понимать обращенную речь. | Воспитание нижнедиафрагмального дыхания на основе трехфазного дыхания (по Е.А. Лукьяновой) | 1. Учебник "Устная речь.3 класс" 2. Учебное пособие "Поле речевых чудес" 3. маски для театрализованных игр. 4. Сюжетные картины 5. Диктофон |
9 | Тренировочные упражнения в передаче испуга, удивления, горя. | 1 | | Урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков | Развитие способности передавать интонацией испуг, удивление, горе | Развитие способности воспринимать и понимать обращенную речь. | Воспитание нижнедиафрагмального дыхания на основе трехфазного дыхания (по Е.А. Лукьяновой).Коррекция эмоционально - волевой сферы | 1. Учебник "Устная речь.3 класс" 2. Учебное пособие "Поле речевых чудес" 3. маски для театрализованных игр. 4. Сюжетные картины 5. Диктофон |
10 | Мимика и жесты | 1 | | Урок первичного предъявления знаний | Развитие способности использовать мимику и жесты при общении. | Развитие способности воспринимать и передавать чувства и эмоции с помощью невербальных средств выразительности речи | Развитие воображения. Коррекция эмоционально - волевой сферы | 1. Учебник "Устная речь.3 класс" 2. Учебное пособие "Поле речевых чудес" 3. маски для театрализованных игр. 4. Сюжетные картины 5. Диктофон |
11-12 | Упражнения в передаче чувств с помощью мимики и жестов | 2 | | Урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков | Развитие способности использовать мимику и жесты при общении. | Развитие способности воспринимать и передавать чувства и эмоции с помощью невербальных средств выразительности речи | Развитие общей и мелкой моторики. Коррекция эмоционально - волевой сферы. | 1. Учебник "Устная речь.3 класс" 2. Учебное пособие "Поле речевых чудес" 3. маски для театрализованных игр. 4. Сюжетные картины 5. Диктофон |
13-14 | Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи | 2 | | Урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков | Применение различных средств выразительности речи в игровых ситуациях | Развитие способности воспринимать и понимать обращенную речь. | Развитие воображения. Коррекция эмоционально - волевой сферы | 1. Учебник "Устная речь.3 класс" 2. Учебное пособие "Поле речевых чудес" 3. маски для театрализованных игр. 4. Сюжетные картины 5. Диктофон |
15 | Определение темы ситуации, подбор слов | 1 | | Урок первичного предъявления знаний | Уточнение имеющегося словаря | Способствовать возникновению у учащихся интереса к общению друг с другом | Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации | 1. Учебник "Устная речь.3 класс" 2. маски для театрализованных игр. 3. Сюжетные картины 4. Карточки - схемы 5. Мнемокарты и мнемотаблицы 6. Пособие "Управляем эмоциями" (письменные творческие задания) |
16 | Лексическая тема: "Я готовлю уроки" | 1 | | Урок первичного предъявления знаний | Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь: уроки, домашнее задание, письменные принадлежности, учебные принадлежности | Способствовать возникновению у учащихся интереса к общению друг с другом | Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации | 1. Учебник "Устная речь.3 класс" 2. маски для театрализованных игр. 3. Сюжетные картины 4. Карточки - схемы 5. Мнемокарты и мнемотаблицы 6. Пособие "Управляем эмоциями" (письменные творческие задания) |
17 | Лексическая тема: "На улице города" | 1 | | Урок первичного предъявления знаний | Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь:улица, транспорт, магазин, пешеходы | Способствовать возникновению у учащихся интереса к общению друг с другом | Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации | 1. Учебник "Устная речь.3 класс" 2. маски для театрализованных игр. 3. Сюжетные картины 4. Карточки - схемы 5. Мнемокарты и мнемотаблицы 6. Пособие "Управляем эмоциями" (письменные творческие задания) |
18 | Лексическая тема: "Современная техника в доме" | 1 | | Урок первичного предъявления знаний | Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь: телевизор, мультиварка, электроприборы | Способствовать возникновению у учащихся интереса к общению друг с другом | Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации | 1. Учебник "Устная речь.3 класс" 2. маски для театрализованных игр. 3. Сюжетные картины 4. Карточки - схемы 5. Мнемокарты и мнемотаблицы 6. Пособие "Управляем эмоциями" (письменные творческие задания) |
II четверть (14 часов) |
19-20 | Общение: "Мы собрались поиграть" | 2 | | Урок первичного предъявления знаний | Учить строить диалог «предложение – возражение» | Способствовать формированию умения участвовать в коллективной игре и соблюдать правила | Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации | 1. Учебник "Устная речь.3 класс" 2. маски для театрализованных игр. 3. Сюжетные картины |
21-22 | Общение: "В библиотеке" | 2 | | Урок первичного предъявления знаний | Учить правилам поведения в библиотеке | | Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации | 1. Учебник "Устная речь.3 класс" 2. маски для театрализованных игр. 3. Сюжетные картины |
23-24 | Общение: "Сказки про Машу" | 2 | | Урок первичного предъявления знаний | Учить использовать синонимы при составлении устных рассказов | | Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации | 1. Учебник "Устная речь.3 класс" 2. маски для театрализованных игр. 3. Сюжетные картины |
25 | Лексическая тема: "Магазин" | 1 | | Урок первичного предъявления знаний | Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь | | Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации | 1. Учебник "Устная речь.3 класс" 2. маски для театрализованных игр. 3. Сюжетные картины 4. Карточки - схемы 5. Мнемокарты и мнемотаблицы 6. Пособие "Управляем эмоциями" (письменные творческие задания) |
26 | Культура общения в магазине | 1 | | Урок первичного предъявления знаний | Учить правильно и вежливо обращаться к продавцам и другим покупателям | | Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации | 1. Учебник "Устная речь. 3 класс" 2. Карточки - схемы 3. Карточки с заданиями 4. Пособие "Управляем эмоциями" (письменные творческие задания) |
27-28 | Общение: "Телефонный разговор" | 2 | | Урок первичного предъявления знаний | Учить формулам общения по телефону | | Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации | 1. Учебник "Устная речь.3 класс" 2. маски для театрализованных игр. 3. Сюжетные картины |
29 | Занятие - игра "Телефонный разговор" | 1 | | Урок формирования первоначальных предметных навыков | Тренировать в использовании формул общения по телефону | Способствовать формированию умения участвовать в коллективной игре и соблюдать правила | Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации | 1. Учебник "Устная речь.3 класс" 2. маски для театрализованных игр. 3. Сюжетные картины |
30 | Культура поведения в театре, кинотеатре | 1 | | Урок первичного предъявления знаний | Учить правильно вести себя в общественных и культурных местах | | Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации | 1. Учебник "Устная речь. 3 класс" 2. Карточки - схемы 3. Карточки с заданиями 4. Пособие "Управляем эмоциями" (письменные творческие задания) |
31-32 | Общение: "Я - зритель" | 2 | | Урок формирования первоначальных предметных навыков | Учить использовать «вежливые» слова | | Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации | 1. Учебник "Устная речь.3 класс" 2. маски для театрализованных игр. 3. Сюжетные картины |
III четверть (22 часа) |
33 | Чистоговорки | 1 | | Урок первичного предъявления знаний | Учить четко произносить слова в чистоговорках | | Коррекция звукопроизношения | 1. Учебник "Устная речь.3 класс" 2. маски для театрализованных игр. 3. Сюжетные картины |
34-35 | Упражнения в произнесении стихотворных диалогов | 2 | | Урок первичного предъявления знаний | Учить строить диалог по принципу: вопрос - ответ | Развивать выразительность | | 1. Учебник "Устная речь.3 класс" 2. маски для театрализованных игр. 3. Сюжетные картины |
36-37 | Подбор картинок к услышанным предложениям | 2 | | Урок первичного предъявления знаний | | | | 1. Учебник "Устная речь.3 класс" 2. маски для театрализованных игр. 3. Сюжетные картины 4. Карточки - схемы 5. Мнемокарты и мнемотаблицы 6. Пособие "Управляем эмоциями" (письменные творческие задания) |
38 | Лексическая тема:"Бытовые советы" | 1 | | Урок первичного предъявления знаний | Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь | | | 1. Учебник "Устная речь.3 класс" 2. маски для театрализованных игр. 3. Сюжетные картины 4. Карточки - схемы 5. Мнемокарты и мнемотаблицы 6. Пособие "Управляем эмоциями" (письменные творческие задания) |
39-40 | Общение:" Какая сегодня погода" | 2 | | Урок формирования первоначальных предметных навыков | Учить получать информации из телевизионных сообщений и печатных изданий | | Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации | 1. Учебник "Устная речь.3 класс" 2. маски для театрализованных игр. 3. Сюжетные картины |
41-42 | Общение: "Снегурочка" | 2 | | Урок первичного предъявления знаний | Учить связывать части текста с помощью специальных слов | | Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации | 1. Учебник "Устная речь.3 класс" 2. маски для театрализованных игр. 3. Сюжетные картины 4.мр-3 запись сказки |
43 | Культура общения: "Я иду в гости" | 1 | | Урок формирования первоначальных предметных навыков | | Способствовать формированию умения участвовать в коллективной игре и соблюдать правила | Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации | 1. Учебник "Устная речь. 3 класс" 2. Карточки - схемы 3. Карточки с заданиями 4. Пособие "Управляем эмоциями" (письменные творческие задания) |
44-46 | Общение:"Веселый праздник" | 3 | | Урок применения предметных знаний, умений, навыков. | Учить использовать полученные умения вести беседу, рассказывать истории в ситуации общения в гостях | | Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации | 1. Учебник "Устная речь.3 класс" 2. маски для театрализованных игр. 3. Сюжетные картины |
47-49 | Общение: "Учимся понимать животных" | 3 | | Урок применения предметных знаний, умений, навыков. | Расширить представления учащихся о способах коммуникации; закреплять умения составлять предложения, рассказы по теме | | Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации | 1. Учебник "Устная речь.3 класс" 2. маски для театрализованных игр. 3. Сюжетные картины |
50 | Составление различных предложений по теме: "Весна" | 1 | | Урок первичного предъявления знаний | | | | 1. Учебник "Устная речь.3 класс" 2. маски для театрализованных игр. 3. Сюжетные картины 4. Карточки - схемы 5. Мнемокарты и мнемотаблицы 6. Пособие "Управляем эмоциями" (письменные творческие задания) |
51-52 | Лексическая тема: "В зоопарке у зверей" | 2 | | Урок формирования первоначальных предметных навыков | Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь | | | 1. Учебник "Устная речь.3 класс" 2. маски для театрализованных игр. 3. Сюжетные картины 4. Карточки - схемы 5. Мнемокарты и мнемотаблицы 6. Пособие "Управляем эмоциями" (письменные творческие задания) |
53-54 | Культура общения: "Я и взрослые" | 2 | | Урок формирования первоначальных предметных навыков | | Способствовать формированию умения участвовать в коллективной игре и соблюдать правила | Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации | 1. Учебник "Устная речь. 3 класс" 2. Карточки - схемы 3. Карточки с заданиями 4. Пособие "Управляем эмоциями" (письменные творческие задания) |
IV четверть (14 часов) |
55 | Лексическая тема: "Я- пешеход" | 1 | | Урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков | Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь | | | 1. Учебник "Устная речь.3 класс" 2. маски для театрализованных игр. 3. Сюжетные картины 4. Карточки - схемы 5. Мнемокарты и мнемотаблицы 6. Пособие "Управляем эмоциями" (письменные творческие задания) |
56-57 | Лексическая тема:"Привычки хорошие и не очень" | 2 | | Урок первичного предъявления знаний | Расширение словарного запаса. Введение в активный словарь | | | 1. Учебник "Устная речь.3 класс" 2. маски для театрализованных игр. 3. Сюжетные картины 4. Карточки - схемы 5. Мнемокарты и мнемотаблицы 6. Пособие "Управляем эмоциями" (письменные творческие задания) |
58-60 | Общение: "Узнай меня" | 3 | | Урок формирования первоначальных предметных навыков | Учить внимательно относиться к окружающим людям; уточнять и обогащать словарный запас словами и выражениями, характеризующими человека, его внешность и внутренние качества | Способствовать формированию умения участвовать в коллективной игре и соблюдать правила | Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации | 1. Учебник "Устная речь.3 класс" 2. маски для театрализованных игр. 3. Сюжетные картины 4.психологические тесты |
61 | Составление диалогов по предложенной речевой ситуации | 1 | | Урок первичного предъявления знаний | Учить строить диалог согласно заданной речевой ситуации | Способствовать формированию умения участвовать в коллективной игре и соблюдать правила | Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации | 1. Учебник "Устная речь.3 класс" 2. маски для театрализованных игр. 3. Сюжетные картины 4. Карточки - схемы 5. Мнемокарты и мнемотаблицы 6. Пособие "Управляем эмоциями" (письменные творческие задания) |
62-63 | Культура общения с малознакомыми людьми | 2 | | Урок формирования первоначальных предметных навыков | Учить вежливо отноститься | | Развитие умения правильно оценивать себя в речевой ситуации | 1. Учебник "Устная речь. 3 класс" 2. Карточки - схемы 3. Карточки с заданиями 4. Пособие "Управляем эмоциями" (письменные творческие задания) |
64-66 | Лексическая тема: "Мы - друзья или враги природы?" | 3 | | Урок формирования первоначальных предметных навыков | Расширение словарного запаса. | | | 1. Учебник "Устная речь.3 класс" 2. маски для театрализованных игр. 3. Сюжетные картины 4. Карточки - схемы 5. Мнемокарты и мнемотаблицы 6. Пособие "Управляем эмоциями" (письменные творческие задания) |
67 | Составление предложений по теме "Лето" | 1 | | Урок первичного предъявления знаний | | | | 1. Учебник "Устная речь.3 класс" 2. маски для театрализованных игр. 3. Сюжетные картины 4. Карточки - схемы 5. Мнемокарты и мнемотаблицы 6. Пособие "Управляем эмоциями" (письменные творческие задания) |
68 | Лексическая тема: "Летние каникулы" | 1 | | Урок первичного предъявления знаний | Расширение словарного запаса. | Знать правила безопасного поведения | | 1. Учебник "Устная речь.3 класс" 2. маски для театрализованных игр. 3. Сюжетные картины 4. Карточки - схемы 5. Мнемокарты и мнемотаблицы 6. Пособие "Управляем эмоциями" (письменные творческие задания) |