Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по предмету «окружающий мир»»
Раздел 1. Планируемые результаты по предмету «Окружающий мир».
Личностные
Ученик научится:
1) чувствовать гордость за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) уважительно относится к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) овладевать начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
4) принимать и осваивать социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
6) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Ученик получит возможность научится:
сформировать целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
2) развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
3) сформировать эстетические потребности, ценности и чувства;
4) развивать этические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные:
Ученик научится:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
6) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
9) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
10) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Ученик получит возможность научится:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
2) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
3) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
4) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные:
Ученик научится:
1) понимать особую роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
3) устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Ученик получит возможность научится:
1) уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
2) осознать целостность окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
3) освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
4) развивать навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Раздел 2. Содержание учебного курса.
Земля и человечество (9 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы. Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу. Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта. Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы. Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами.
Природа России (10 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей. Экскурсия. Лес и человек.
Практические работы. Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.
Родной край – часть большой страны (15 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае. Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае. Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания. Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных. Экскурсия. Поверхность нашего края.
Практические работы. Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.
Страницы всемирной истории (5 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете. Экскурсия. Мир древности. экскурсия в краеведческий музей.
Страницы истории Отечества (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования. Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван III. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.
Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр I – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине II. Дворяне и крестьяне. Век русской славы. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в. Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр II. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в. Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай II – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник. Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир». Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в. Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи. Экскурсия. Во времена Древней Руси (экскурсия в краеведческий музей).
Современная Россия (11 ч)
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России. Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России. Регионы России. Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Раздел 3. Календарно-тематическое планирование
по предмету «окружающий мир»
Запланировано: 70 ч.
Проведено фактически: 66 ч.
Резерв: 4 ч. (23.02, 9.03,2.05, 9.05)
№
п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата
ИКТ
1
Мир глазами астронома.
1
1.09
Печатный раздаточ
ный материал
MS Word
2
Планеты Солнечной системы.
1
6.09
3
Звездное небо – великая книга Природы.
1
8.09
4
Мир глазами географа.
1
13.09
Печатный раздаточ
ный материал
MS Word
5
Пояса Земли.
1
15.09
Презентация
MS PowerPoint
6
Мир глазами историка.
1
20.09
7
Когда и где? История – путешествие в глубь времен.
1
22.09
Печатный раздаточ
ный материал
MS Word
8
Прошлое и настоящее глазами эколога
1
27.09
9
Сокровища Земли под охраной человечества.
1
29.09.
Презентация
MS PowerPoint
10
Обобщение . «Земля и человечество».
1
4.10
11
Равнины и горы России.
1
6.10
12
Моря, озера и реки России.
1
11.10
Презентация
MS PowerPoint
13
Зона арктических пустынь.
1
13.10
14
Тундра. Природа тундры.
1
18.10
15
Леса России.
1
20.10
Презентация
MS PowerPoint
16
Лес и человек.
1
25.10
Презентация
MS PowerPoint
17
Зона степей.
1
27.10
18
Пустыни.
1
8.11
19
У Черного моря.
1
10.11
Печатный раздаточ
ный материал
MS Word
20
Обобщение . «Природа России».
1
15.11
21
Наш край.
1
17.11
Презентация
MS PowerPoint
22-23
Поверхность нашего края.
2
22.11
24.11
24
Водоемы нашего края.
1
1.12
Презентация
MS PowerPoint
25
Наши подземные богатства.
1
6.12
26
Земля-кормилица.
1
8.12
Печатный раздаточ
ный материал
MS Word
27
Жизнь леса. Лес – при- родное сообщество.
1
13.12
28
Жизнь луга. Луг – природное сообщество.
1
15.12
Презентация
MS PowerPoint
29
Жизнь пресного водоема.
1
20.12
Презентация
MS PowerPoint
30
Экскурсия в лес и к водоему.
1
22.12
31
Растениеводство в нашем крае.
1
27.12
Презентация
MS PowerPoint
32
Незаметные защитники урожая.
1
29.12
33
Животноводство в нашем крае.
1
10.01
Презентация
MS PowerPoint
34
Обобщение по разделу «Родной край – часть большой страны».
1
12.01
35
Начало истории человечества.
1
17.01
36
Мир древности: далекий и близкий.
1
19.01
Презентация
MS PowerPoint
37
Средние века: время рыцарей и замков.
1
24.01
38
Новое время: встреча Европы и Америки.
1
26.01
Печатный раздаточ
ный материал
MS Word
39
Новейшее время: история продолжается сегодня.
1
31.01
40
Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории».
1
2.02
Презентация
MS PowerPoint
41
Жизнь древних славян.
1
7.02
42
Во времена Древней Руси.
1
9.02
43
Страна городов.
1
14.02
Печатный раздаточ
ный материал
MS Word
44
Из книжной сокровищницы Древней Руси.
1
16.02
45
Трудные времена на Русской земле.
1
21.02
Презентация
MS PowerPoint
46
Русь расправляет крылья.
1
28.02
47
Куликовская битва.
1
2.03
48
Иван Третий.
1
7.03
Презентация
MS PowerPoint
49
Мастера печатных дел
1
14.03
50
Патриоты России.
1
14.03
Презентация
MS PowerPoint
51
Петр Великий.
1
16.03
52
Михаил Васильевич Ломоносов.
1
21.03
53
Екатерина Великая.
1
4.04
Презентация
MS PowerPoint
54
Отечественная война 1812 года.
1
6.04
55
Страницы истории XIX века.
1
11.04
Презентация
MS PowerPoint
56
Россия вступает в XX век.
1
13.04
57
Страницы истории 20–30-х годов.
1
18.04
Печатный раздаточ
ный материал
MS Word
58
Великая война и Великая Победа.
1
20.04
59
Страна, открывшая путь в космос.
1
25.04
Презентация
MS PowerPoint
60
История вокруг нас. Обобщающий урок.
.
1
27.04
61
Основной закон России и права человека.
1
4.05
62
Мы – граждане России.
1
11.05
Презентация
63
Славные символы России.
1
16.05
MS PowerPoint
64
Такие разные праздники.
1
18.05
65
Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири)
1
23.05
Презентация
MS PowerPoint
66
Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России)