Государственного общеобязательного стандарта начального образования, утвержденного постановлением Правительства РК от 25 апреля 2015 года № 327 (далее – ГОСО РК-2015);
типовых учебных планов начального образования, утвержденных приказом Министра образования и науки РК от 15 июля 2016года№ 453;
типовых учебных программ по общеобразовательным предметам начального образования, утвержденных приказом Министра образования и науки РК от 8 апреля 2016 года № 266;
учебных изданий, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 сентября 2013 года № 400 «Об утверждении перечня учебников, учебно-методических комплексов, пособий и другой дополнительной литературы, в том числе на электронных носителях» от 4 апреля 2017 года № 150.
Предмет «Литературное чтение» относится к числу важнейших учебных предметов, составляющих вместе с другими учебными дисциплинами основу общего образования, и направлен на:
1) овладение учащимися полноценным навыком чтения;
2) осознание того, что слово является изобразительно–выразительным средством языка для создания художественных образов;
3) формирование читательской деятельности;
4) формирование эмоционально-оценочной деятельности;
5) формирование у учащихся таких видов речевой деятельности как слушание, говорение, чтение и письмо, соотносящихся с навыками функциональной грамотности.
Цель программы по литературному чтению – способствовать развитию личности ребенка средствами искусства слова, воспитывать потребность в общении с икусством, ввести школьника в мир художественной литературы, приобщая его к духовному опыту человечества;
формировать в процессе читательской деятельности навыки функциональной грамотности младших школьников.
Для достижения поставленной цели изучения предмета в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
1) создание благоприятных условий для формирования читательских интересов, эстетического чувства и художественного вкуса учащихся, их потребности в читательской деятельности;
2) формирование системы читательских и речевых умений;
3) формирование первоначальных литературоведческих и речеведческих знаний;
4) обучение приемам анализа художественных произведений разных жанров, и приемами работы с произведениями разных стилей;
5) развитие творческих способностей;
6) расширение читательского кругозора, знакомство с лучшими произведениями классической и современной художественной и научно-познавательной литературы, адресованной младшим школьникам;
7) совершенствование полноценного навыка чтения (правильности, беглости, осознанности и выразительности);
8) формирование библиографических умений;
9) становление гуманистического мировоззрения, формирование интеллекта и духовного мира учащихся, приобщение их к национальным и общечеловеческим ценностям, основанным на национальной идее «Мәңгілік ел».
Формирование читателя – школьника, способного к творческой деятельности, требует выделения в качестве ведущего элемента содержания литературного образования на этапе обучения в начальной школе системы читательских и речевых умений, призванной обеспечить полноценное общение с текстом, продуктивную речевую деятельность, создать возможность для общения, обучения, дать ребенку опыт творчества.
Через литературное чтение учащиеся получают знания о мире и человечестве в целом, осознают ценность языка и литературного наследия Казахстана и других народов мира, что способствует социализации личности.
Овладение литературным наследием поможет учащимся адаптироваться в быстро меняющемся мире, успешно регулируя ситуативно-речевое поведение как в учебной, так и в будущей профессиональной деятельности; использовать различные источники информации и современные информационные технологии для выражения и обоснования собственного мнения.
Программа по предмету «Литературное чтение» открывает перед учащимися новые возможности самовыражения, помогает выявить специфику литературы в сопоставлении с другими видами искусства: живописью, театром, кино, музыкой.
Программа поддерживает учащихся в их творческом самовыражении для уверенного и эффективного общения с другими. Изучение предмета «Литературное чтение» позволит учащимся использовать виды речевой деятельности в реальной жизни для получения, отбора, обработки и передачи необходимой информации с коммуникативными задачами.
№ | Дата | Тема | Цели раздела | К-во час. |
І четверть |
«Все обо мне», «Моя семья и друзья» |
ВСЁ ОБО МНЕ | 2.1.1.1 отвечать на простые вопросы по содержанию 2.1.2.1 пересказывать подробно содержание произведения /эпизод свободно или по готовому плану/инсценирование. 2.1.5.1 строить высказывание, используя опорные слова для объяснения своих идей, чувств, мыслей, полученных при восприятии информации 2.2.1.1 читать вслух правильно, сознательно и выразительно; по ролям 2.2.2.1 формулировать простые, уточняющие вопросы (с помощью учителя) по содержанию литературного произведения и отвечать на подобные, уметь находить ответы из текста 2.2.4.1 понимать и определять жанровые особенности произведений малых жанров устного народного творчества, сказки, рассказа, стихотворения 2.3.3.1 писать творческие работы с использованием каллиграмм / рисунков/ аппликаций/ фотографий (с помощью учителя) | 1 |
-
| 04.09 | Здравствуй, школа! JI. Каминский «Начинаю новую жизнь». | 1 |
-
| 05.09 | Расскажу о себе, В. Катаев «Дудочка и кувшинчик». | 1 |
-
| 06.09 | Мир моих увлечений. Б. Искаков «Люблю я мчаться с ветерком», И. Бунин «Детство». | 1 |
-
| 08.09 | Мой родной язык. М. Алимбаев «Родной язык». | 1 |
-
| 12.09 | Я познаю мир. М. Турежанов «Соловьи». | 1 |
-
| 13.09 | Мои достижения. В. Осеева «Танины достижения». | 1 |
-
| 15.09 | Я — вежливый человек. В. Сухомлинский «Для чего говорят «спасибо». | 1 |
-
| 19.09 | Что я люблю. В. Драгунский «Что я люблю». | 1 |
-
| 20.09 | Мои поступки. В. Осеева «Хорошее». СО № 1 «Всё обо мне». | 1 |
МОЯ СЕМЬЯ И ДРУЗЬЯ | | |
-
| 22.09 | Семьи бывают разные. М. Горький «Воробьишко», А.Усачёв «Жужжащие стихи», В. Берестов «Колыбельная баобабу». | 2.1.3.1 прогнозировать конец произведения по заголовку и началу 2.1.2.1 пересказывать подробно содержание произведения /эпизод свободно или по готовому плану /инсценирование 2.1.4.1 использовать в речи пословицы и поговорки, невербальные средства речи 2.2.1.2 читать про себя, используя поисковое /ознакомительное чтение 2.2.4.1 понимать и определять жанровые особенности произведений малых жанров устного народного творчества, сказки, рассказа, стихотворения 2.2.7.2 сравнивать эпизод художественного произведения с его отображением в иллюстрациях/мультфильмах с помощью учителя 2.3.3.1 писать творческие работы с использованием каллиграмм/рисунков/аппликаций/фотографий (с помощью учителя) 2.3.2.1 писать творческие работы разных жанров по образцу – загадки/ сказки – или по готовым рифмовкам – считалочки/стихи | 1 |
-
| 26.09 | Семейные традиции. Д. Джумагельдинова «Еркегали - мальчик-озорник», «Ссора с отцом». | 1 |
-
| 27.09 | Хранители традиций в семье. С. Сеитов «Наш ата», С. Есенин «Бабушкины сказки». | 1 |
-
| 29.09 | Согласие в семье. Р. Миннуллин «Ох уж эти взрослые!», М. Зощенко «Бабушкин подарок». | 1 |
-
| 03.10 | Твои братья и сёстры. А. Барто «Вот так защитник!», Драгунский «Сестра моя Ксения». | 1 |
-
| 04.10 | Как можно проявлять любовь к близким A.C. Пушкин «Няне». | 1 |
-
| 06.10 | Выходные дни в нашей семье. С. Могилевская «В воскресенье утром». | 1 |
-
| 10.10 | Профессии твоих родителей. М. Аимбетов «Солнце на ладони». Проект «Дружная семья». | 1 |
-
| 11.10 | Кого можно назвать настоящим другом. С. Михалков «Как друзья познаются», В. Драгунский «Друг детства» | 1 |
-
| 13.10 | Для чего нужны друзья. Э. Хогарт «Мафин и его знаменитый кабачок». | 1 |
-
| 17.10 | Как сохранить дружбу. Б. Заходер «Мы - друзья». | 1 |
-
| 18.10 | Дружим с животными. К. Тангрыкулиев «Верблюд и мальчик», А. Тажибаев «Малютка верблюжонок». | 1 |
-
| 20.10 | Настоящая дружба. А. Раскин «Как папа дружил с девочкой», В. Голявкин «Настоящая дружба». СО № 2 «Моя семья и друзья». | 1 |
-
| 24.10 | Правила дружбы. М. Кабанбаев «Сам пропадай, а друга выручай». | 1 |
-
| 25.10 | СО № 3 за 1 четверть. | 1 |
-
| 27.10 | Оценка твоих достижений И. Пивоварова «Один за всех, все за одного» | | 1 |
ІІ четверть |
В контексте тем «Моя школа», «Мой родной край» |
МОЯ ШКОЛА | 2.1.2.1 пересказывать подробно содержание произведения/эпизод свободно или по готовому плану/инсценирование 2.1.4.1 использовать в речи пословицы и поговорки, невербальные средства речи 2.2.1.1 читать вслух правильно, сознательно и выразительно; по ролям 2.2.5.1 описывать внешний вид героя, оценивать его поступки простыми фразами 2.3.1.1 составлять план на основе выявления последовательности событий и деления произведения на части с помощью вопросов учителя | 1 |
-
| 07.11 | Школа - наш второй дом. Арсенова «Что такое школа». | 1 |
-
| 08.11 | Какие бывают школы. Э. Успенский «Дядя Фёдор идёт в школу» (глава 1. «Дядя Фёдор собирается учиться»). | 1 |
-
| 10.11 | Какие бывают школы. Э. Успенский «Дядя Фёдор идёт в школу» (глава 1. «Дядя Фёдор собирается учиться»). | 1 |
-
| 14.11 | Кто работает в школе. Я. Аким «Учитель Так-Так и его разноцветная школа». | 1 |
-
| 15.11 | Кто работает в школе. Я. Аким «Учитель Так-Так и его разноцветная школа» | 1 |
-
| 17.11 | Кто работает в школе. Я. Аким «Учитель Так-Так и его разноцветная школа». | 1 |
-
| 21.11 | Школьники бывают разные. А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». | 1 |
-
| 22.11 | Я — ученик. Я — ученица. Ы. Алтынсарин «Дитя, когда учиться станешь ты...», В. Голявкин «Рассказы». | 1 |
-
| 24.11 | Я — ученик. Я — ученица. Ы. Алтынсарин «Дитя, когда учиться станешь ты...», В. Голявкин «Рассказы». | 1 |
-
| 28.11 | Я — ученик. Я — ученица. Ы. Алтынсарин «Дитя, когда учиться станешь ты...», В. Голявкин «Рассказы». | 1 |
-
| 29.11 | Проект «Моя школа/класс». СО № 4 «Моя школа». | | 1 |
МОЙ РОДНОЙ КРАЙ | | |
-
| 04.12 | Моя Республика. Т. Айбергенов «Моя Республика». | 2.1.1.1 отвечать на простые вопросы по содержанию 2.1.5.1 строить высказывание, используя опорные слова для объяснения своих идей, чувств, мыслей, полученных при восприятии информации 2.2.1.2 читать про себя, используя поисковое /ознакомительное чтение 2.2.2.1 формулировать простые, уточняющие вопросы (с помощью учителя) по содержанию литературного произведения и отвечать на подобные, уметь находить ответы из текста 2.2.6.1 находить сравнение, олицетворение, эпитет и определять их роль с помощью учителя 2.2.4.1 понимать и определять жанровые особенности произведений малых жанров устного народного творчества, сказки, рассказа, стихотворения 2.2.7.1 определять изменения в поступках героя/в пейзаже в процессе развития сюжета с помощью учителя 2.3.2.1 писать творческие работы разных жанров по образцу – загадки/ сказки – или по готовым рифмовкам – считалочки/стихи 2.3.3.1 писать творческие работы с использованием каллиграмм/рисунков/аппликаций/фотографий (с помощью учителя) | 1 |
-
| 05.12 | Моя Родина. У. Турманжанов «Родина», С. Сейфуллин «В нашем краю». | 1 |
-
| 06.12 | Родная земля. М. Абылкасымова «Родная земля» | 1 |
-
| 08.12 | Описание родного края. Г. Ладонщиков «Родная земля»,С. Сейфуллин «Родная земля». | 1 |
-
| 12.12 | Какие особенные места есть в твоём родном краю? М. Алимбаев «Родник земли родной». | 1 |
-
| 13.12 | Родник — источник жизни. Д. Досжанов «Родник». | 1 |
-
| 15.12 | Как сохранить природу родного края? М. Ауэзов «Степной пейзаж». | 1 |
-
| 19.12 | Кто и как прославляет свой край? М. Ауэзов «Возвращение». СО № 5 «Мой родной край». | 1 |
-
| 20.12 | Охранять природу — значит охранять Родину. М. Пришвин «Моя Родина». | 1 |
-
| 22.12 | СО № 6 за 2 четверть. | 1 |
-
| 26.12 | Каким станет твой край в будущем? М. Пришвин «Ребята и утята». | 1 |
-
| 27.12 | Оценка твоих достижений. JI. Толстой «Какая бывает роса на траве». | 1 |
ІІІ четверть «В здоровом теле – здоровый дух», «Традиции и фольклор» | |
| | В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ - ЗДОРОВЫЙ ДУХ! | 2.1.1.1 отвечать на простые вопросы по содержанию 2.1.3.1 прогнозировать конец произведения по заголовку и началу 2.2.1.2 читать про себя, используя поисковое/ознакомительное чтение 2.2.2.1 формулировать простые, уточняющие вопросы (с помощью учителя) по содержанию литературного произведения и отвечать на подобные, уметь находить ответы из текста 2.2.3.1 определять, о чем хотел сказать автор, используя опорные слова, и понимать, в чем он хотел убедить читателей 2.3.2.1 писать творческие работы разных жанров по образцу – загадки/ сказки – или по готовым рифмовкам – считалочки/стихи 2.3.4.1 исправлять лексические и стилистические неточности, орфографические и пунктуационные ошибки с помощью учителя | 1 |
-
| 09.01 | С чего начинается здоровье? А. Барто «Зарядка». | 1 |
-
| 10.01 | Как стать спортсменом? А. Мальцев «Моя тренировка», «Бегущий человек». | 1 |
-
| 12.01 | Летние виды спорта. В. Пахомов «Лёгкая атлетика». | 1 |
-
| 16.01 | Закаливание — путь к здоровью. А. Монвиж-Монтвид «Прыжок в воду», «Мой стиль плавания». | 1 |
-
| 17.01 | Спортивные соревнования. В. Драгунский «Третье место в стиле баттерфляй». | 1 |
-
| 19.01 | Воспитание характера. Ю. Маркова «Футболист». | 1 |
-
| 23.01 | Спортивный репортаж. М. Пляцковский «Как Чернобурчик в футбол играл». | 1 |
-
| 24.01 | Зимние виды спорта. М. Пляцковский «Мышонок Крошка выходит на лёд». | 1 |
-
| 26.01 | Спортивные игры. О. Нагорнов «О хоккее и рыцаре». | 1 |
-
| 30.01 | Спортивная семья. И. Ревю «Волшебные лыжи». | 1 |
-
| 31.01 | Создание волшебного лекарства. Ю. Шалева «Друзья здоровья». | 1 |
-
| 02.02 | Вспоминай! Повторяй! Проект «В здоровом теле - здоровый дух!» СО № 7 « В здоровом теле – здоровый дух!». | 1 |
| | ТРАДИЦИИ И ФОЛЬКЛОР | | 1 |
-
| 06.02 | Традиции разных народов. Конакасы - щедрое угощение (казахская легенда). | 2.1.2.1 пересказывать подробно содержание произведения/эпизод свободно или по готовому плану /инсценирование 2.1.3.1 прогнозировать конец произведения по заголовку и началу 2.2.5.1 описывать внешний вид героя, оценивать его поступки простыми фразами 2.2.6.1 находить сравнение, олицетворение, эпитет и определять их роль с помощью учителя 2.2.4.1 понимать и определять жанровые особенности произведений малых жанров устного народного творчества, сказки, рассказа, стихотворения 2.2.2.1 формулировать простые, уточняющие вопросы (с помощью учителя) по содержанию литературного произведения и отвечать на подобные, уметь находить ответы из текста 2.3.2.1 писать творческие работы разных жанров по образцу – загадки/ сказки или по готовым рифмовкам – считалочки 2.3.4.1 исправлять лексические и стилистические неточности, орфографические и пунктуационные ошибки с помощью учителя | 1 |
-
| 07.02 | Жанры фольклора. Песенный фольклор. еливо часов: 3 ч в неделю, всего - 103 000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000 | 1 |
-
| 09.02 | Традиции в сказках. «Кот, петух и лиса»(рус.нар.сказ). | 1 |
-
| 13.02 | Традиции в сказках. «Кот, петух и лиса»(рус.нар. сказ). | 1 |
-
| 14.02 | Волшебные сказки. «Гуси-лебеди» (рус. нар. сказка). | 1 |
-
| 16.02 | Бытовые сказки. «Айога» (нанайская народная сказка). | 1 |
-
| 20.02 | Сказки о животных. «Лиса и Муравей» (каз.нар.сказка). | 1 |
-
| 21.02 | Пословицы и поговорки. «Поспешишь - людей насмешишь»(польская народная сказка). «Не силой, а умом» (белорусская народная сказка). | 1 |
-
| 23.02 | Пословицы и поговорки. «Поспешишь - людей насмешишь»(польская народная сказка). «Не силой, а умом» (белорусская народная сказка). | 1 |
-
| 27.02 | Загадки. «Елена Премудрая» (русская народная сказка). | 1 |
-
| 28.02 | Заклички. Приговорки. «У солнышка в гостях» (словацкая народная сказка). | 1 |
-
| 02.03 | Традиции в играх разных народов. Считалки. «Кукушка» (ненецкая народная сказка) | 1 |
-
| 06.03 | Традиции в играх разных народов. Небылицы. Прибаутки. Скороговорки | 1 |
-
| 07.03 | Герои народных сказок. Инсценирование сказки. «Три сестры» (татарская народная сказка) | 1 |
-
| 09.03 | Сравнение персонажей сказки. «Морозко» (рус.нар.ск.) СО № 8 «Традиции и фольклор». | 1 |
-
| 13.03 | Составление рекламы спектакля. «Добрый и Злой» (казахская народная сказка) | 1 |
-
| 14.03 | Составление объявления о спектакле. «Глупый волк» (казахская народная сказка) | 1 |
-
| 16.03 | СО № 9 за 3 четверть. | 1 |
-
| 20.03 | Честный мальчик» (корейская народная сказка) Проект «Традиции и фольклор» | | |
ІҮ четверть В контексте тем: «Окружающая среда», «Путешествие» | |
| | ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА | | |
-
| 03.04 | Мир вокруг нас. Л. Фадеева «Окружающая среда», Л Чарская «Не рви цветов». | 2.1.2.1 пересказывать подробно содержание произведения/эпизод свободно или по готовому плану/инсценирование 2.1.5.1 строить высказывание, используя опорные слова для объяснения своих идей, чувств, мыслей, полученных при восприятии информации 2.2.7.1 определять изменения в поступках героя/в пейзаже в процессе развития сюжета с помощью учителя 2.2.8.1 извлекать дополнительную информацию из сборников/справочной литературы и представлять полученную информацию в предложенном шаблоне таблицы 2.3.1.1 составлять план на основе выявления последовательности событий и деления произведения на части с помощью вопросов учителя 2.3.4.1 исправлять лексические и стилистические неточности, орфографические и пунктуационные ошибки с помощью учителя | 1 |
-
| 04.04 | Удивительные места Казахстана. С.Сейфуллин «Кокшетау» | 1 |
-
| 06.04 | Всё в природе взаимосвязанно Хилья Сула Тавасшерна «Ручей» | 1 |
-
| 10.04 | Парк – украшение города. Е. Пермяк «Одуванчики» | 1 |
-
| 11.04 | Звуки природы Ю. Коваль «Фарфоровые колокольчики», «Воздушный барашек» | 1 |
-
| 13.04 | Птицы рядом с нами. В. Чаплина «Хитрые ворон». | 1 |
-
| 17.04 | Пернатые друзья. В. Чаплина «Лесная кормушка» | 1 |
-
| 18.04 | Календарь природы. В. Бианкн «Синичкин календарь». | 1 |
-
| 20.04 | Растения - Земли украшение. Г. Сапгир «Леса-чудеса». | 1 |
-
| 24.04 | Чудеса, вокруг нас. Г. Снегирёв «Чудесная лодка», Е. Карганова «Мы хотим, чтоб птицы пели». | 1 |
-
| 25.04 | Природа способна творить чудеса. В. Берестов. «Честное гусеничное». | 1 |
-
| 27.04 | К. Мырза Али «Мечта», Я. Аким «Наша планета». СО № 10 «Окружающая среда». | 1 |
| | ПУТЕШЕСТВИЕ | | |
-
| 02.05 | Великие путешественники. Арабская сказка «Синдбад-мореход. Первое путешествие» | 2.1.1.1 отвечать на простые вопросы по содержанию 2.1.5.1 строить высказывание, используя опорные слова для объяснения своих идей, чувств, мыслей, полученных при восприятии информации 2.2.1.1 читать вслух правильно, сознательно и выразительно; по ролям 2.2.3.1 определять, о чем хотел сказать автор, используя опорные слова, и понимать, в чем он хотел убедить читателей 2.3.3.1 писать творческие работы с использованием каллиграмм/рисунков/аппликаций /фотографий (с помощью учителя) 2.3.2.1 писать творческие работы разных жанров по образцу – загадки/ сказки или по готовым рифмовкам – считалочки | 1 |
-
| 03.05 | Что нужно для путешествия. А. Иванов «Как Хома куда-то ходил» | 1 |
-
| 04.05 | Транспорт для путешествия. Русская народная сказка «Летучий корабль» | 1 |
-
| 08.05 | Путешествие по континентам. В. Голявкин «Путешественник» | 1 |
-
| 11.05 | Путешествие по странам. Н. Проценко «Южная столица» .Волшебное путешествие. В. Катаев «Цветик-семицветик». | 1 |
-
| 15.05 | Правила и законы путешествия. А. Барто «Про Егора», С. Козлов «Ёжик в тумане». | 1 |
-
| 16.05 | Подводное путешествие. С. Козлов «Ёжик и море». Путешествие по городу. Н. Носов «Метро». | 1 |
-
| 18.05 | Морское путешествие. В. Бианки «Как мышонок попал в мореплаватели». СО № 11 «Путешествие». | 1 |
-
| 22.05 | Помощь в путешествии. В. Бианкн «Как муравьишка домой спешил» | 1 |
-
| 23.05 | СО №12 за 4 четверть. | 1 |
-
| 25.05 | Н. Носов «Воздушное путешествие Незнайки». Проект «Реклама путешествия». | 1 |