kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Календарно-тематическое планирование. Математика. 2 класс. УМК "Перспектива".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе ФГОС начального общего образования. Расчитана на 5 ч в неделю.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование. Математика. 2 класс. УМК "Перспектива".»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

Энгельсского муниципального района Саратовской области


«Согласовано»

Руководитель МО

_________ /­­­Е.Р. Иващенко/

Протокол №1

от «28» августа 2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №9» ЭМР

____________ /Н.В. Николаева/

«02» сентября 2015г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №9» ЭМР

____________ /С.Ф. Родионова/

Приказ № ______

от «___» сентября 2015г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

по учебному предмету «математика»

для учащихся 2 класса «Д»


на 2016-2017 учебный год






Составитель:

Благун Гулнара Хамзяевна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории
















Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования по математике и авторской программы Дорофеева Г.В., Мираковой Т.Н.Математика.

Программа предназначена для учащихся 2 класса средней общеобразовательной школы.

Содержание курса математики направлено, прежде всего, на интеллектуальное развитие младших школьников: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, а также реализует следующие цели обучения:

  • сформировать у учащихся значимые с точки зрения общего образования арифметические и геометрические представления о числах и отношениях, алгоритмах выполнения арифметических действий, свойствах этих действий, величинах и их измерении, о геометрических фигурах;

  • владение математическим языком, знаково-символическими средствами, установление отношений между математическими объектами служит средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в повседневной практике;

  • овладение важнейшими элементами учебной деятельности в процессе реализации содержания курса на уроках математики обеспечивает формирование у учащихся «умения учиться», что оказывает заметное влияние на развитие их познавательных способностей;

  • решение математических (в том числе арифметических) текстовых задач оказывает положительное влияние на эмоционально-волевое сферу личностиучащихся, развивает умение преодолевать трудности, настойчивость, волю.

Основные задачи данногокурса:

  • обеспечение естественного введения детей в новую для них предметную область «Математика» через усвоение элементарных норм математической речи и навыков учебной деятельности в соответствии с возрастными особенностями (счёт, вычисления, решение задач, измерения, моделирование, проведение несложных индуктивных и дедуктивных рассуждений, распознавание и изображение фигур и т. д.);

  • формирование мотивации и развитие интеллектуальных способностей учащихся для продолжения математического образования в основной школе и использования математических знаний на практике;

  • развитие математической грамотности учащихся, в том числе умение работать с информацией в различных знаково-символических формах одновременно с формированием коммуникативных УУД;

  • формирование у детей потребности и возможностей самосовершенствования.

Учебный предмет «Математика» является составляющей обязательной части учебного плана начального общего образования МБОУ «СОШ №9» ЭМР на 2015-2016 учебный год.

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» рассчитана на 5 часов в неделю.

Увеличение часов, отводимых на изучение математики,произошло за счет 1 часа части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, с целью расширения возможностей личностного развития учащегося в соответствии с его индивидуальностью, а так же для повышения эффективности использования проектно-исследовательской деятельности в рамках изучения данного предмета.

Особенность обучения в начальной школе состоит в том, что именно на данной ступени у учащихся начинается формирование элементов учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребенка возникают теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); происходит становление потребности и мотивов учения. С учетом сказанного в данном курсе в основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методические принципы:

  • анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе;

  • возможность широкого применения изучаемого материала на практике;

  • взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным;

  • обеспечение преемственности с дошкольной математической подготовкой и содержанием следующей ступени обучения в средней школе;

  • обогащение математического опыта младших школьников за счёт включения в курс дополнительных вопросов.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Представленная в программе система обучения математике опирается на наиболее развитые в младшем школьном возрасте эмоциональный и образныйкомпоненты мышления ребенка и предполагает формирование математических знаний и умений на основе широкой интеграции математики с другими областями знания.

Содержаниеобучения в программе представлено разделами «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».

Понятие «натуральное число» формируется на основе понятия «множество». Оно раскрывается в результате практической работы с предметными множествами и величинами. Сначала число представлено как результат счёта, а позже — как результат измерения. Измерение величин рассматривается как операция установления соответствия между реальными предметами и множеством чисел. Тем самым устанавливается связь между натуральными числами и величинами: результат измерения величины выражается числом.

Расширение понятия «число», новые виды чисел, концентры вводятся постепенно в ходе освоения счёта и измерения величин. Таким образом, прочные вычислительные навыки остаются наиважнейшими в предлагаемом курсе. Выбор остального учебного материала подчинён решению главной задачи — отработке техники вычислений.

Арифметические действия над целыми неотрицательными числами рассматриваются в курсе по аналогии с операциями над конечными множествами. Действия сложения и вычитания, умножения и деления изучаются совместно.

Осваивая данный курс математики, младшие школьники учатся моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Для этого в курсе предусмотрены вычисления на числовом отрезке, что способствует усвоению состава числа, выработке навыков счёта группами, формированию навыка производить вычисления осознанно. Работа с числовым отрезком (или числовым лучом) позволяет ребёнку уже на начальном этапе обучения решать достаточно сложные примеры, глубоко понимать взаимосвязь действий сложения и вычитания, а также готовит учащихся к открытию соответствующих способов вычислений, в том числе и с переходом через десяток, решению задач на разностное сравнение и на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.

Вычисления на числовом отрезке (числовом луче) не только способствуют развитию пространственных и логических умений, но что особенно важно, обеспечивают закрепление в сознании ребёнка конкретного образа алгоритма действий, правила.

При изучении письменных способов вычислений подробно рассматриваются соответствующие алгоритмы рассуждений и порядок оформления записей.

Основная задача линии моделей и алгоритмов в данном курсе заключается в том, чтобы наряду с умением правильно проводить вычисления сформировать у учащихся умение оценивать алгоритмы, которыми они пользуются, анализировать их, видеть наиболее рациональные способы действий и объяснять их.

Умение решать задачи — одна из главных целей обучения математике в начальной школе. В предлагаемом курсе понятие «задача» вводится не сразу, а попрошествии длительного периода подготовки.

Отсроченный порядок введения термина «задача», её основных элементов, а также повышенное внимание к процессу вычленения задачной ситуации из данного сюжета способствуют преодолению формализма в знаниях учащихся, более глубокому пониманию внешней и внутренней структуры задачи, развитию понятийного, абстрактного мышления. Ребёнок воспринимает задачу не как нечто искусственное, а как упражнение, составленное по понятным законам и правилам.

На основе наблюдений и опытов учащиеся знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.

Большинство геометрических понятий вводится без определений. Значительное внимание уделяется формированию умений распознавать и находить модели геометрических фигур на рисунке, среди предметов окружающей обстановки, правильно показывать геометрические фигуры на чертеже, обозначать фигуры буквами, читать обозначения.

В начале курса знакомые детям геометрические фигуры (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, овал) предлагаются лишь в качестве объектов для сравнения или счёта предметов. Аналогичным образом вводятся и элементы многоугольника: углы, стороны, вершины и первые наглядно-практические упражнения на сравнение предметов по размеру. Например, ещё до ознакомления с понятием «отрезок» учащиеся, выполняя упражнения, которые построены на материале, взятом из реальной жизни, учатся сравнивать длины двух предметов на глаз с использованием приёмов наложения или приложения, а затем с помощью произвольной мерки (эталона сравнения). Эти практические навыки им пригодятся в дальнейшем при изучении различных способов сравнения длин отрезков: визуально, с помощью нити, засечек на линейке, с помощью мерки или с применением циркуля и др.

Особое внимание в курсе уделяется различным приёмам измерения величин. Например, рассматриваются два способа нахождения длины ломаной: измерение длины каждого звена с последующим суммированием и «выпрямление» ломаной.

Элементарные геометрические представления формируются в следующем порядке: сначала дети знакомятся с топологическими свойствами фигур, а затем с проективными и метрическими.

В результате освоения курса математики у учащихся формируются общие учебные умения, они осваивают способы познавательной деятельности.

При обучении математике по данной программе в значительной степени реализуются межпредметные связи — с курсами русского языка, литературного чтения, технологии, окружающего мира и изобразительного искусства.

Например, понятия, усвоенные на уроках окружающего мира, учащиеся используют при изучении мер времени (времена года, части суток, год, месяцы и др.) и операций над множествами (примеры множеств: звери, птицы, домашние животные, растения, ягоды, овощи, фрукты и т. д.), при работе с текстовыми задачами и диаграммами (определение массы животного, возраста дерева, длины реки, высоты горного массива, глубины озера, скорости полёта птицы и др.). Знания и умения, приобретаемые учащимися на уроках технологии и изобразительного искусства, используются в курсе начальной математики при изготовлении моделей фигур, построении диаграмм, составлении и раскрашивании орнаментов, выполнении чертежей, схем и рисунков к текстовым задачами др.

При изучении курса формируется установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат. Решая задачи об отдыхе во время каникул, о посещении театров и библиотек, о разнообразных увлечениях (коллекционирование марок, открыток, разведение комнатных цветов, аквариумных рыбок и др.), учащиеся получают возможность обсудить проблемы, связанные с безопасностью и здоровьем, активным отдыхом и др.

Освоение содержания данного курса побуждает младших школьников использовать не только собственный опыт, но и воображение: от фактического опыта и эксперимента — к активному самостоятельному мысленному эксперименту с образом, являющемуся важным элементом творческого подхода к решению математических проблем.

Кроме того, у учащихся формируется устойчивое внимание, умение сосредотачиваться.

В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:

элементы арифметики; величины и их измерение; логико-математические понятия; алгебраическая пропедевтика; элементы геометрии. Для каждой из этих линий отобраны основные понятия, вокруг которых развертывается все содержание обучения. Понятийный аппарат включает следующие четыре понятия, вводимые без определений: число, отношение, величина, геометрическая фигура.

Кроме того, важной ценностью содержания обучения является работа с

информацией, представленной таблицами, графиками, диаграммами, схемами, базами данных; формирование соответствующих умений на уроках математики оказывает существенную помощь при изучении других школьных предметов, умение испытывать удовлетворение от выполненной работы.

Основные составляющие учебно-воспитательного процесс

Широкий спектр педагогических технологий дает возможность педагогу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся. 
1.Технология личностно-ориентированного обучения.

2.Технология проблемного обучения.

3.Технология проектной деятельности.

4. Технология исследовательской деятельности.

5.Игровая технология.

6.Технология дифференцированного обучения.

7.Здоровьесберегающие технологии.

8.Информационные технологии.

Формы организации учебного процесса

Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся. Познавательная активность проявляется и развивается в деятельности. Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают активные формы и методы обучения.

1) уроки: уроки открытия нового знания, уроки рефлексии, уроки обобщения и систематизации знаний, уроки развивающего контроля, экскурсии, путешествие, викторины, исследование.

2)проекты: информационные, исследовательские, социальные

Внедрение в образовательный процесс активных форм и методов обучения позволяет создать благоприятную почву для инновационной познавательной деятельности учащихся, при этом получают развитие коммуникативные умения детей. Учащиеся получают навыки исследовательской деятельности, учатся делать выводы и умозаключения, грамотно обосновывать свои ответы.

К учебнику разработаны рабочие тетради с печатной основой (Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика.Рабочая тетрадь.2 класс),в которых представлены поисковые, исследовательские и творческие задания.

Ожидаемые образовательные результаты в рамках ФГОС

Личностными результатами обучения учащихся являются:

  • самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;

  • готовность и способность к саморазвитию;

  • сформированность мотивации к обучению;

  • способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;

  • заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;

  • готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;

  • способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;

  • способность к самоорганизованности;

  • высказывать собственные суждения и давать им обоснование; владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей

  • успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).

Метапредметнымирезультатами обучения являются:

  • владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение,

  • сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);

  • понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;

  • планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее

  • эффективного способа достижения результата;

  • выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);

  • создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;

  • понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;

  • адекватное оценивание результатов своей деятельности;

  • активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог;

  • умение работать в информационной среде.

Предметными результатами учащихся на выходе из начальной школы являются:

  • овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;

  • умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;

  • овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями

  • вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;

  • умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.

В основе реализации образовательной программы по математикележит системно-деятельностныйподход,который предполагает компетентностный подход, направленный на формирование и развитие компетентностей: коммуникативных, социальных, культурологических, общекультурных, бытовых, экономических, политических, информационных, познавательных, рефлексивных.











Содержание учебного предмета «Математике»

(5 ч. в неделю)

УМК Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б.«Математика»


п/п

Тематический блок


Кол-во часов

Разделы

1

Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание в пределах 20.

16 ч.

2

Умножение.

36 ч.

3

Деление.

30 ч.

4

  1. Числа от 0 до 100. Нумерация.

13 ч.

5

  1. Сложение и вычитание в пределах 100.

37 ч.

6

Умножение и деление круглых чисел.

8 ч.

7

  1. Переместительное свойство умножения.

8 ч.

8

  1. Измерение геометрических фигур.

11 ч.

9

  1. Решение текстовых задач.

10 ч.


Всего:

169 ч.

Практическая часть

Контрольные работы

10

Проверочные работы

6

Математические диктанты

8

Самостоятельные работы

8

Количество уроков с использованием ИКТ

50 %

Количество проектов

3

Количество исследовательских работ

3



Темы проектов, исследовательских работ учащихся


п/п

Тема проектов, исследовательских работ

Сроки реализации

1

Исследовательская работа «Лучи вокруг меня» по теме «Луч и его обозначение».

14.09

2

Прикладной проект «Город будущего» по теме «Многоугольники».

02.10

3

Исследовательская работа «Алгоритм сложения столбиком» по теме «Сложение чисел без перехода через десяток».

11.02

4

Исследовательская работа «Алгоритм вычитания столбиком» по теме «Вычитание чисел без перехода через десяток».

15.02

5

Социальный проект «Домик для птиц» по теме «Прямоугольник. Квадрат».

07.04

6

Прикладной проект «Ферма моей мечты» по теме «Периметр многоугольника».

12.04






Тематическое планирование

по математике (5 ч. в неделю)

УМК Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б.«Математика»


урока



Наименование тем уроков


Вид учебной деятельности учащихся

Дата проведения


План

Коррек

тировка

I триместр

1

Сложение и вычитание в пределах 20.

Моделировать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим; понимать и использовать знаки, связанные со сложением и вычитанием;выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20;

вычислять значение числового выражения в одно—два действия на сложение и вычитание (без скобок).

02.09


2

Повторение приемов сложения в пределах 20.

03.09


3

Повторение приемов вычитания в пределах 20.

04.09


4

Закрепление знаний по теме «Сложение и вычитание в пределах 20».

07.09


5

Луч, его направления.

Отличать луч от других

геометрических фигур и объяснять своё суждение; чертить луч;

выполнять учебное задание, используя алгоритм; вступать в учебный диалог; формулировать понятные для партнёра высказывания.

08.09


6

Обобщение знаний по теме «Луч».

09.09


7

Числовой луч.

Чертить числовой луч; отмечать заданные точки на числовом луче;

находить сумму одинаковых

слагаемых, используя значение числового луча; раскладывать число на сумму одинаковых слагаемых,

используя значение числового луча;

вычислять математические выражения, используя значение числового луча.

10.09


8

Обобщение знаний по теме «Числовой луч».

Читать задание и самостоятельно выпол­нять. Применять полученные математические знания для решения учебно-практических за­дач. Овладение основа­ми математической речи.

11.09


9

Луч и его обозначение. Исследовательская работа «Лучи вокруг меня».

Характеризировать свойства геометрических фигур

14.09


10

Закрепление знаний по теме «Числовой луч».

Характеризовать свойства геометрических фигур.

Сравнивать геометрические фигуры по форме.

15.09


11

Обозначение луча.

Отличать луч от других

геометрических фигур и объяснять своё суждение; выполнять учебное задание, используя алгоритм; вступать в учебный диалог;

формулировать понятные для партнёра.

16.09


12

Входной мониторинг предметных результатов (контрольная работа).

Самостоятельно разбирать задание и вы­полнять его, соблюдать орфографический режим, работать в информационном поле.

17.09


13

Закрепление знаний по теме «Обозначение луча». Работа над ошибками.

Отличать луч от других

геометрических фигур и объяснять своё суждение; выполнять учебное задание, используя алгоритм; вступать в учебный диалог;

формулировать понятные для партнёра.

18.09


14

Угол.

Определять угол; чертить угол; определять вершину и

стороны угла.

21.09


15

Обозначение угла.

Называть угол и читать

его название; отличать угол от других геометрических фигур и обосновывать своё суждение.

22.09


16

Сумма одинаковых слагаемых.

Определять выражения с одинаковыми слагаемыми; составлять арифметическое выражение с действием сложения; осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от учителя, взрослых.

23.09


17

Умножение.

Подбирать к арифметическому выражению с действием сложения соответствующее выражение с действием умножения; составлять арифметическое выражение с действием сложения и действием умножения; вычислять арифметическое выражение любым способом.

24.09


18

Обобщение знаний по теме «Умножение».

25.09


19

Умножение числа 2.

Определять взаимосвязь между действием сложения и действием умножения при вычислении арифметического выражения и обосновывать своё суждение; составлять таблицу умножения числа 2; вычислять арифметическое выражение, используя действие умножения; комментировать арифметическое выражение, используя разные варианты представления; решать задачи, применяя рациональный способ вычисления.

28.09


20

Закрепление знаний по теме «Умножение числа 2».

29.09


21

Повторение по теме «Умножение числа 2». Математический диктант.

30.09


22

Ломаная линия. Обозначение ломаной.

Отличать ломаную линию от других геометрических фигур и обосновывать своё суждение; определять ломаную линию

среди различных геометрических

фигур; чертить ломаную линию;

обозначать геометрическую

фигуру.

01.10


23

Многоугольник. Прикладной проект «Город будущего»

Определять многоугольник

среди различных геометрических

фигур; чертить многоугольник;

обозначать геометрическую

фигуру.

02.10


24

Закрепление знаний по теме «Многоугольник».

05.10


25

Умножение числа 3.

Определять взаимосвязь между действием сложения и действием умножения при вычислении арифметического выражения и обосновывать своё суждение; составлять таблицу умножения числа 3; вычислять арифметическое выражение, используя действие умножения; комментировать арифметическое выражение, используя разные варианты представления; решать задачи, применяя рациональный способ вычисления.

06.10


26

Закрепление знаний по теме «Умножение числа 3».

07.10


27

Повторение по теме «Умножение числа 3».

08.10


28

Проверочная работа по теме «Табличное умножение на 2,3».

Самостоятельно разбирать задание и вы­полнять его, соблюдать орфографический режим, работать в информационном поле.

09.10


29

Куб.

Распознавать куб; находить на модели куба его элементы: вершины, грани, ребра; находить в окружающей обстановке предметы в форме куба.

12.10


30

Работа над ошибками. Умножение числа 4.

Определять взаимосвязь между действием сложения и действием умножения при вычислении арифметического выражения и обосновывать своё суждение; составлять таблицу умножения числа 4; вычислять арифметическое выражение, используя действие умножения; комментировать арифметическое выражение, используя разные варианты представления; решать задачи, применяя рациональный способ вычисления.

13.10


31

Закрепление знаний по теме «Умножение числа 4».

14.10


32

Повторение по теме «Умножение числа 4».

15.10


33

Контрольная работа по теме «Табличное умножение на 2,3,4».

Самостоятельно разбирать задание и вы­полнять его, соблюдать орфографический режим, работать в информационном поле.

16.10


34

Работа над ошибками. Множители. Произведение.

Называть компоненты и результат действия умножение; использовать данные таблицы Пифагора для вычисления арифметических выражений; определять взаимосвязь между действием сложения и действием умножения при вычислении арифметического выражения и обосновывать своё суждение; применять приобретённые умения при решении арифметического выражения и задач на умножение.

19.10


35

Обобщение знаний по теме «Множители. Произведение».

20.10


36

Умножение числа 5.

Определять взаимосвязь между действием сложения и действием умножения при вычислении арифметического выражения и обосновывать своё суждение; составлять таблицу умножения числа 5; вычислять арифметическое выражение, используя действие умножения; комментировать арифметическое выражение, используя разные варианты представления; решать задачи, применяя рациональный способ вычисления.

21.10


37

Закрепление знаний по теме «Умножение числа 5».

22.10


38

Повторение по теме «Умножение на 5».

23.10


39

Умножение числа 6.

Определять взаимосвязь между действием сложения и действием умножения при вычислении арифметического выражения и обосновывать своё суждение; составлять таблицу умножения числа 6; вычислять арифметическое выражение, используя действие умножения; комментировать арифметическое выражение, используя разные варианты представления; решать задачи, применяя рациональный способ вычисления.

26.10


40

Закрепление знаний по теме «Умножение числа 6».

27.10


41

Повторение по теме «Умножение на 6». Самостоятельная работа.

28.10


42

Работа над ошибками. Умножение чисел 0 и 1.

Определять взаимосвязь действия умножения и действия сложения при условии, что первый компонент в арифметическом выражении равен 1, и обосновывать своё мнение;

определять взаимосвязь действия умножения и действия сложения при условии; самостоятельно применять знание особых случаев умножения чисел 0 и 1.

29.10


43

Закрепление знаний по теме «Умножение чисел 0 и 1».

30.10


44

Проверочная работа по теме «Табличное умножение на 5,6,7,8,9».

Самостоятельно разбирать задание и вы­полнять его, соблюдать орфографический режим, работать в информационном поле.

09.11


45

Работа над ошибками. Умножение чисел 7,8,9.

Определять взаимосвязь между действием сложения и действием умножения при вычислении арифметического выражения и обосновывать своё суждение; составлять таблицы умножения чисел 7,8,9; вычислять арифметическое выражение, используя действие умножения; комментировать арифметическое выражение, используя разные варианты представления; решать задачи, применяя рациональный способ вычисления.

10.11


46

Закрепление знаний по теме «Умножение чисел 7,8,9».

11.11


47

Повторение по теме «Умножение чисел 7,8,9».

12.11


48

Контрольная работа по теме «Табличное умножение на 5,6,7,8,9».

Самостоятельно разбирать задание и вы­полнять его, соблюдать орфографический режим, работать в информационном поле.

13.11


49

Работа над ошибками. Таблица умножения в пределах 20.

Вычислять арифметические выражения, используя действия сложения и умножения, использовать данные таблицы Пифагора для вычисления арифметических выражений.

16.11


50

Закрепление знаний по теме «Таблица умножения в пределах 20».

17.11


51

Урок повторения и самоконтроля по теме «Табличное умножение».

Заменять суммы одинаковых слагаемых действием умножения; применять знание особых случаев вычисления с 0 и 1; использовать приобретённые умения при решении арифметического выражения и задач на умножение.

18.11


52

Деление.

Составлять арифметическое выражение с использованием знака действия деления; вычислять арифметическое выражение на деление в пределах 20 с помощью числового луча, предметных действий, рисунков, схем.

19.11


53

Задачи на деление.

Выполнять действие деления; решать простые задачи на деление по содержанию и деление на равные части.

20.11


54

Деление на 2.

Составлять арифметическое выражение на основе взаимосвязи действий умножения и деления; вычислять арифметическое выражение, используя таблицу деления в пределах 20; решать простые задачи, используя действие деления.

23.11


55

Закрепление по теме «Деление на 2».

24.11


56

Повторение по теме «Деление на 2». Математический диктант.

25.11


57

Пирамида.

Распознавать пирамиду, различные виды пирамид: треугольную, четырёхугольную и т. д.; находить на модели пирамиды её элементы: вершины, грани, ребра; находить в окружающей обстановке предметы в форме пирамиды.

26.11


58

Деление на 3.








Составлять арифметическое выражение на основе взаимосвязи действий умножения и деления; вычислять арифметическое выражение, используя таблицу деления в пределах 20; решать простые задачи, используя действие деления.

27.11


II триместр

59

Закрепление знаний по теме «Деление на 3».

Составлять арифметическое выражение на основе взаимосвязи действий умножения и деления; вычислять арифметическое выражение, используя таблицу деления в пределах 20; решать простые задачи, используя действие деления.

30.11


60

Повторение по теме «Деление на 3».

01.12


61

Делимое. Делитель. Частное.

Вычислять арифметическое выражение, используя действие деления; комментировать арифметическое выражение, используя разные варианты представления; согласовывать свои действия при выполнении учебного задания в паре.

02.12


62

Обобщение знаний по теме «Делимое. Делитель. Частное». Самостоятельная работа.

03.12


63

Работа над ошибками. Деление на 4.

Составлять арифметическое выражение на основе взаимосвязи действий умножения и деления;

вычислять арифметическое выражение, используя таблицу деления в пределах 20; решать простые задачи, используя действие деления.

04.12


64

Закрепление знаний по теме «Деление на 4».

07.12


65

Повторение по теме «Деление на 4».

08.12


66

Проверочная работа по теме «Деление на 2,3,4».

Самостоятельно разбирать задание и вы­полнять его, соблюдать орфографический режим, работать в информационном поле.

09.12


67

Работа над ошибками. Деление на 5.

Составлять арифметическое выражение на основе взаимосвязи действий умножения и деления;

вычислять арифметическое выражение, используя таблицу деления в пределах 20; решать простые задачи, используя действие деления.

10.12


68

Закрепление знаний по теме «Деление на 5».

11.12


69

Повторение по теме «Деление на 5».

14.12


70

Порядок выполнения действий.

использовать порядок действий при вычислении арифметического выражения без скобок, которое содержит действия первой и второй ступени.

15.12


71

Обобщение знаний по теме «Порядок выполнения действий».

16.12


72

Промежуточный мониторинг предметных результатов (контрольная работа)

Самостоятельно разбирать задание и вы­полнять его, соблюдать орфографический режим, работать в информационном поле.

17.12


73

Работа над ошибками. Деление на 6.

Составлять арифметическое выражение на основе взаимосвязи действий умножения и деления;

вычислять арифметическое выражение, используя таблицу деления в пределах 20; решать простые задачи, используя действие деления.

18.12


74

Закрепление знаний по теме «Деление на 6».

21.12


75

Повторение по теме «Деление на 6».

22.12


76

Деление на 7,8,9 и 10.Математический диктант.

Составлять арифметическое выражение на основе взаимосвязи действий умножения и деления;

вычислять арифметическое выражение, используя таблицу деления в пределах 20; решать простые задачи, используя действие деления.

23.12


77

Закрепление знаний по теме «Деление на 7,8,9 и 10».

24.12


78

Повторение по теме «Деление на 7,8,9,10».

25.12


79

Контрольная работа по теме «Табличное деление».

Самостоятельно разбирать задание и вы­полнять его, соблюдать орфографический режим, работать в информационном поле.

28.12


80

Работа над ошибками.Урок повторения и самоконтроля по теме «Табличное деление».

Решать простые задачи на деление по содержанию и деление на равные части; использовать порядок действий при вычислении арифметического выражения без скобок, содержащего действия первой и второй ступени; составлять арифметическое выражение на основе взаимосвязи действий умножения и деления;

использовать таблицу деления в пределах 20 при вычислении арифметического выражения.

29.12


81

Счёт десятками.

Выполнять порядковый счёт десятками; выполнять вычисления арифметических выражений с десятками.

11.01


82

Круглые числа.

Выполнять вычисления арифметических выражений с круглыми числами; сравнивать круглые числа с другими числами, используя соответствующие

знаки.

12.01


83

Образование чисел, которые больше 20.

Читать и записывать числа от 21 до 100;

раскладывать двузначные числа на десятки и единицы; определять количество десятков и единиц в числах от 21 до 100 и обосновывать своё мнение.

13.01


84

Обобщение знаний по теме «Образование чисел, которые больше 20».

14.01


85

Закрепление знаний по теме «Образование чисел, которые больше 20».

15.01


86

Повторение по теме «Образование чисел, которые больше 20». Самостоятельная работа.

18.01


87

Работа над ошибками. Старинные меры длины.

Измерять длину предмета старинными мерами; решать задачи со старинными мерами длины.

19.01


88

Закрепление знаний по теме «Старинные меры длины».

20.01


89

Метр.

Измерять длину предметов при помощи метра; переводить единицу измерения длины «метр» в дециметры и сантиметры дециметры и сантиметры;

выполнять вычисления с

именованными числами; сравнивать именованные числа.

21.01


90

Метр. Соотношение между единицами длины. Математический диктант.

22.01


91

Обобщение знаний по теме Метр».

25.01


92

Закрепление знаний по теме «Метр».

26.01


93

Проверочная работа по теме «Метр».

Самостоятельно разбирать задание и вы­полнять его, соблюдать орфографический режим, работать в информационном поле.

27.01


94

Работа над ошибками. Умножение круглых чисел.

Выполнять умножение круглых чисел двумя способами; определять рациональный способ умножения двузначного круглого числа на однозначное и обосновывать своё мнение.

28.01


95

Закрепление знаний по теме «Умножение круглых чисел».

29.01


96

Повторение по теме «Умножение круглых чисел».

01.02


97

Деление круглых чисел.

Выполнять деление круглых чисел; определять приём деления двузначного круглого числа на однозначное и обосновывать своё мнение.

02.02


98

Закрепление знаний по теме «Деление круглых чисел». Самостоятельная работа.

03.02


99

Работа над ошибками. Повторение по теме «Деление круглых чисел».

04.02


100

Урок повторения и самоконтроля по теме «Умножение и деление круглых чисел».

Выполнять действия умножения и деления круглых чисел; умножать любые числа в пределах 100 на 0 и на 1; сравнивать арифметические выражения, используя знаки ,

05.02


101

Контрольная работа по теме ««Умножение и деление круглых чисел».

Самостоятельно разбирать задание и вы­полнять его, соблюдать орфографический режим, работать в информационном поле.

08.02


102

Работа над ошибками. Сложение и вычитание без перехода через десяток. Вычисления вида 35+2, 2+35.

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.

Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.

09.02


103

Вычисления вида 60+24,

56-20, 56-2, 23+15, 69-24.

Выполнять письменное сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100 без перехода через разряд; решать задачи и записывать вычисления в столбик.

10.02


104

Сложение чисел без перехода через десяток. Исследовательская работа «Алгоритм сложения столбиком».

11.02


105

Закрепление знаний по теме «Сложение чисел без перехода через десяток». Математический диктант.

12.02


106

Вычитание чисел без перехода через десяток. Исследовательская работа «Алгоритм вычитания столбиком».

15.02


107

Закрепление знаний по теме «Вычитание чисел без перехода через десяток».

16.02


108

Сложение и вычитание без перехода через десяток.

17.02


109

Обобщение знаний по теме «Сложение и вычитание без перехода через десяток». Самостоятельная работа.

18.02


110

Работа над ошибками. Закрепление знаний по теме «Сложение и вычитание без перехода через десяток».

19.02


111

Повторение по теме «Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток».

22.02


112

Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток».

Самостоятельно разбирать задание и вы­полнять его, соблюдать орфографический режим, работать в информационном поле.

24.02


113

Работа над ошибками. Сложение с переходом через десяток. Вычисления вид 26+4, 3+47

Выполнять письменное сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100 с переходом через разряд; решать задачи, записывая вычисления в столбик; определять порядок письменного сложения двузначных чисел в пределах 100 с переходом через разряд и обосновывать своё мнение; определять удобную форму записи при письменном сложении двузначных чисел в пределах 100 с переходом через разряд.

25.02


114

Сложение и вычитание с переходом через десяток.






26.02


III триместр

115

Закрепление знаний по теме «Сложение и вычитание с переходом через десяток».

Выполнять письменное сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100 с переходом через разряд; решать задачи, записывая вычисления в столбик;определять удобную форму записи при письменном сложении двузначных чисел в пределах 100 с переходом через разряд.

29.02


116

Обобщение знаний по теме «Сложение чисел без перехода через десяток». Самостоятельная работа.

01.03


117

Работа над ошибками. Скобки.

Читать арифметические выражения со скобками; выполнять порядок действий в числовых выражениях со скобками; определять отличие выражений со скобками и без скобок и обосновывать своё мнение; определять порядок действий при вычислении выражения со скобками и обосновывать своё мнение.

02.03


118

Закрепление знаний по теме «Скобки».

03.03


119

Обобщение знаний по теме «Скобки».

04.03


120

Устные и письменные приёмы вычислений вида 35-15, 30-4.

Выполнять письменное сложение двузначных чисел в пределах 100 с переходом через разряд; решать задачи, записывая вычисления в столбик.

07.03


121

Числовые выражения.

Вычислять, записывать и решать различные числовые выражения;

решать составную задачу в два действия и записывать решение в виде числового выражения; определять числовое выражение и обосновывать своё мнение.

09.03


122

Обобщение знаний по теме «Числовые выражения».

10.03


123

Устные и письменные приёмы вычислений вида 60-17, 38+14.

Выполнять письменное сложение двузначных чисел в пределах 100 с переходом через разряд; решать задачи, записывая вычисления в столбик.

11.03


124

Обобщение по теме «Устные и письменные приемы вычислений».

14.03


125

Контрольная работа по теме ««Числовые выражения».

Самостоятельно разбирать задание и вы­полнять его, соблюдать орфографический режим, работать в информационном поле.

15.03


126

Работа над ошибками. Длина ломаной.

Измерять длину ломаной; чертить ломаную линию заданной длины; определять ломаную линию среди геометрических фигур.

16.03


127

Обобщение знаний по теме «Длина ломаной».

17.03


128

Закрепление знаний по теме «Длина ломаной».

18.03


129

Устные и письменные приёмы вычислений вида 32-5, 51-27. Математический диктант.

Выполнять письменное сложение двузначных чисел в пределах 100 с переходом через разряд; решать задачи, записывая вычисления в столбик; определять удобную форму записи при письменном вычитании двузначных чисел в пределах 100 с переходом через разряд.

21.03


130

Закрепление знаний по теме «Сложение и вычитание с переходом через десяток».

22.03


131

Повторение по теме «Сложение и вычитание с переходом через десяток».

23.03


132

Контрольная работа по теме ««Сложение и вычитание двузначных чисел».

Самостоятельно разбирать задание и вы­полнять его, соблюдать орфографический режим, работать в информационном поле.

24.03


133

Работа над ошибками. Взаимно обратные задачи.

Составлять и решать взаимно обратные задачи.

25.03


134

Закрепление знаний по теме «Взаимно обратные задачи». Повторение по теме «Луч».

04.04


135

Обобщение знаний по теме «Взаимно обратные задачи». Повторение по теме «Многозначные числа».

05.04


136

Прямой угол. Повторение по теме «Умножение».

Определять в интерьере класса, в окружающих предметах прямые углы и объяснять своё суждение; чертить прямой угол, давать ему имя.

06.04


137

Прямоугольник. Квадрат. Социальный проект «Домик для птиц». Повторение по теме «Деление».

Измерять стороны геометрической фигуры (прямоугольник и квадрат);

строить геометрические фигуры по заданному размеру; определять различие прямоугольника и квадрата и обосновывать своё мнение.

07.04


138

Обобщение знаний по теме «Прямоугольник. Квадрат». Повторение по теме «Умножение на 2,3,4».

08.04


139

Периметр многоугольника. Повторение по теме «Умножение на 5,6,7».

Измерять стороны многоугольника и вычислять его периметр; определять значение и смысл термина «периметр многоугольника».

11.04


140

Закрепление знаний по теме «Периметр многоугольника». Прикладной проект «Ферма моей мечты».

12.04


141

Периметр прямоугольника. Повторение по теме «Умножение на 8,9».

13.04


142

Закрепление знаний по теме «Периметр прямоугольника». Самостоятельная работа. Повторение по теме «Деление на 2,3,4,5».

14.04


143

Работа над ошибками. Периметр квадрата. Повторение по теме «Деление на 6,7,8,9».

15.04


144

Закрепление знаний по теме «Квадрата». Повторение по теме «Сложение в пределах 100 без перехода через десяток».

18.04


145

Обобщение знаний по теме «Периметр многоугольников».Повторение по теме «Вычитание в пределах 100 без перехода через десяток».

19.04


146

Проверочная работа по теме «Периметр многоугольника».

Самостоятельно разбирать задание и вы­полнять его, соблюдать орфографический режим, работать в информационном поле.

20.04


147

Работа над ошибками. Переместительное свойство умножения.Повторение по теме «Сложение в пределах 100 с переходом через десяток».

Применять переместительное свойство умножения при вычислении арифметического выражения.

21.04


148

Закрепление по теме «Переместительное свойство умножения».Повторение по теме «Вычитание в пределах 100 с переходом через десяток».

22.04


149

Умножение чисел на 0 и на 1. Повторение по теме «Числовые выражения».

Сравнивать арифметические выражения с умножением на 0 и на 1; умножать число на 0 и на 1, используя правило.

25.04


150

Закрепление знаний по теме «Умножение чисел на 0 и на 1». Повторение по теме «Скобки».

26.04


151

Итоговый мониторинг предметных результатов (контрольная работа).

Самостоятельно разбирать задание и вы­полнять его, соблюдать орфографический режим, работать в информационном поле.

27.04


152

Работа над ошибками. Час. Минута. Повторение по теме «Периметр квадрата».

Переводить единицы измерения времени: часы в минуты, в сутки и наоборот; выполнять вычисление именованных чисел столбиком без перехода через разряд; решать задачи с единицами измерения времени; выполнять сравнение именованных чисел, используя знаки:,

28.04


153

Обобщение знаний по теме «Час. Минута». Математический диктант.

29.04


154

Закрепление знаний по теме «Час. Минута».Повторение по теме «Периметр прямоугольника».

03.05


155

Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Повторение по теме «Сложение вида 36+4,36+24».

Решать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц; решать задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз; определять удобный приём вычисления и обосновывать своё мнение.

04.05


156

Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз.Повторение по теме «Сложение вида 47+36».

Планировать решение задачи.

Выбирать наиболее целесообразный способ решения текстовой задачи.

Объяснять выбор арифметических действий для решения

Выбирать самостоятельно способ решения задачи.

05.05


157

Решение задач на кратное сравнение.Повторение по теме «Вычитание вида 60-4, 60-24».

Выбирать наиболее целесообразный способ решения текстовой задачи.

Владеть коммуни­кативными умениями с целью реализации возможностей успеш­ного сотрудничества с учителем.

06.05


158

Обобщение знаний по теме «Задачи на увеличение и уменьшение в несколько раз». Повторение по теме «Вычитание вида «74-36».

Выбирать наиболее целесообразный способ решения текстовой задачи.

Выбирать самостоятельно способ решения задачи.

Владеть коммуни­кативными умениями с целью реализации возможностей успеш­ного сотрудничества с учителем.

10.05


159

Закрепление знаний по теме «Задачи на увеличение и уменьшение в несколько раз». Самостоятельная работа.

11.05


160

Работа над ошибками. Обобщение знаний по теме «Задачи на кратное сравнение». Повторение по теме «Метр».

12.05


161

Урок повторения и самоконтроля по теме «Задачи на кратное сравнение». Повторение по теме «Табличное умножение».

Составлять и решать взаимно обратные задачи и задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.

13.05


162

Урок повторения и самоконтроля по теме «Решение составных задач». Повторение по теме «Табличное деление».

Составлять и решать составные задачи.

16.05


163

Контрольная работа по теме «Решение задач»

Самостоятельно разбирать задание и вы­полнять его, соблюдать орфографический режим, работать в информационном поле.

17.05


164

Работа над ошибками. Итоговое повторение. Сложение и вычитание двузначных чисел.

Выполнять письменное сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100 без перехода через разряд; решать задачи и записывать вычисления в столбик.

18.05


165

Табличное умножение.

Владеть коммуни­кативными умениями с целью реализации возможностей успеш­ного сотрудничества с учителем.

19.05


166

Табличное деление. Математический диктант.

20.05


167

Сложение и вычитание без перехода через десяток в пределах 100.

Выполнять письменное сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100 без перехода через разряд; решать задачи и записывать вычисления в столбик.

23.05


168

Сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 100.

24.05


169

Периметр многоугольника.

Измерять стороны многоугольника и вычислять его периметр; определять значение и смысл термина «периметр многоугольника».

25.05











Информационно-методическое обеспечение

УМКДорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б.«Математика»

Литература для учителя:

  • Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011г.

  • Баврин И.И., Фрибус Е.А. Занимательные задачи по математике. М.: Владос, 1999г.

  • Возлинская М.В. Задачник. Нестандартная математика в школе. М., 1993г.

  • Герман О.И. Математика. 2 класс. Карточки заданий.Саратов.: Лицей, 2009г.

  • Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.В. Дорофеева и Т.Н. Мираковой. 1-4 классы. Просвещение, 2014г.

  • Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Уроки математики. 2 класс (160 с.) – Просвещение, 2014г.

  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011г.

  • Контрольно-измерительные материалы. Математика: 2 класс / Сост. Т.Н.Ситникова. – М.: ВАКО, 2012г.

  • Пупышева О.И. Олимпиадные задания по математике. 1-4 классы. М.: ВАКО, 2014г.

  • Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников: книга для учителя. М.: Просвешение, 2012г.

  • Степанова С.Ю. Сборник задач по математике для учащихся 1-3 классов: пособие для учителей и родителей. И.: «Свиток», 1996г.

  • Шатилова А.С, Шмидтова Л.М. Занимательная математика. КВН, викторины. М.: Айрис-пресс, 1999г.

  • Шарыгин И.Ф. Математический винегрет. М.: Орион, 2010г.

Литература для учащихся:

  • Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика. Учебник. 2 класс. В 2-х частях (Ч. 1 – 128 с., ч. 2 – 112 с.)– Просвещение, 2015г.

  • Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2-х частях (Ч. 1 – 96 с., ч. 2 – 96 с.)– Просвещение, 2015г.

Адреса электронных ресурсов:

  • Официальный сайт УМК «Перспектива» (http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx? od_ no=12371)

  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. (http://school-collection.edu.ru)

  • Презентации уроков «Начальная школа». (http://nachalka.info/about/193)

  • Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). (www. festival. 1september.ru)

  • Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. 2 класс четырехлетней начальной школы : методическое пособие для учителя к учебнику «Математика. 2 класс» / Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н.. – Режим доступа : http://www.prosv.ru/ebooks/bantova_matematika_1_fragm

  • 2. МОиН РФ. Итоговые проверочные работы : дидактические и раздаточные материалы. – Режим доступа : http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=443

Техническое обеспечение

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. 

  2. Интерактивная доска.  

  3. Компьютер.

  4. Мультимедийный проектор

  5. Многофункциональное устройство (МФУ). 






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Календарно-тематическое планирование. Математика. 2 класс. УМК "Перспектива".

Автор: Благун Гульнара Хамзяевна

Дата: 25.08.2017

Номер свидетельства: 426215


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства