Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования по литературному чтению и авторской программы Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого.
Программа предназначена для учащихся 2 класса средней общеобразовательной школы.
Учебный предмет «Литературное чтение» является составляющей обязательной части учебного плана начального общего образования МБОУ «СОШ №9» ЭМР на 2015-2016 учебный год.
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» рассчитана на 5 часов в неделю. Увеличение часов, отводимых на изучение литературного чтения, произошло за счет 1 часа части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, с целью обеспечения целенаправленного руководства самостоятельным чтением учащихся доступной им по содержанию разнообразной литературы, а так же для повышения эффективности использования проектно-исследовательской деятельности в рамках изучения данного предмета.
Особенность обучения в начальной школе состоит в том, что именно на данной ступени у учащихся начинается формирование элементов учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребенка возникают теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); происходит становление потребности и мотивов учения. С учетом сказанного в данном курсе в основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методические принципы:
Направленность уроков литературного чтения на формирование ценностных ориентаций находит отражение в первую очередь в отборе произведений для чтения и слушания. Тексты содержат нравственные проблемы, актуальные для ребёнка младшего школьного возраста, их содержание близко жизненному опыту и интересно им. Ребёнок имеет возможность расширять и углублять свои представления о социально-нравственных значимых ценностях от класса к классу. На формирование нравственных ценностей оказывает влияние методика работы с литературным произведением. При работе с текстом необходимо исходить из природы литературного произведения, т. е., как отмечала известный методист М. А. Рыбникова, идти «путями литературными», выделять не нравоучительные выводы из произведения, а художественный образ, питающий активное воображение читателя и открывающий ему тот путь, которым автор пришёл к своим выводам. Образная форма искусства, затрагивая эмоциональную сферу, делает сердце отзывчивым и позволяет глубоко вникнуть в смысл прочитанного;
Развитие устной, а затем письменной речи является составной частью каждого урока. Кроме того, выделяются специальные уроки, на которых происходит развитие речи, это рубрики «Наш театр», «Мастерская писателя» и т. д.
Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.
( ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать виды речевой деятельности в разных ситуациях общения).
Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.
(предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений: деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление плана, умение кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами; а также решение коммуникативно-речевых задач).
Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность.
(нацелен на развитие художественно-этической деятельности, формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы).
Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.
(определяет содержание и выбор книг для чтения: отечественных и зарубежных классиков, произведения литературы современных писателей России и других стран, произведения устного народного творчества)
2. Технология проблемного обучения.
3. Технология проектной деятельности.
4. Технология исследовательской деятельности.
5. Игровая технология.
6. Технология дифференцированного обучения.
7. Здоровьесберегающие технологии.
8. Информационные технологии.
Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся. Познавательная активность проявляется и развивается в деятельности. Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают активные формы и методы обучения.
Внедрение в образовательный процесс активных форм и методов обучения позволяет создать благоприятную почву для инновационной познавательной деятельности учащихся, при этом получают развитие коммуникативные умения детей. Учащиеся получают навыки исследовательской деятельности, учатся делать выводы и умозаключения, грамотно обосновывать свои ответы.
В основе реализации образовательной программы по литературному чтению лежит системно-деятельностный подход, который предполагает компетентностный подход, направленный на формирование и развитие компетентностей: коммуникативных, социальных, культурологических, общекультурных, бытовых, экономических, политических, информационных, познавательных, рефлексивных.
УМК Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение»
УМК Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкогого «Литературное чтение»
№ урока | Наименование тем уроков | Вид учебной деятельности учащихся | Дата проведения |
План | Коррек |
I триместр |
1. | Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе | | |
2. | Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: рукописная книга, иллюстрация | | | |
3. | Любите книгу. Ю. Энтин. Слово про слово. В. Боков. Книга – учитель… | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены. Объяснять, в чем ценность книги. Объяснять нравственный смысл стихотворений о книгах. Определять нравственный смысл слова «добро». Рассказывать о своем отношении к книге. Определять конкретный смысл понятий рукописная книга, иллюстрация. Работать в паре, выслушивать мнения друг друга. Определять название выставки книг. Классифицировать книги по темам. Находить нужную книгу по заданным параметрам. Находить информацию о возникновении книг в детских, научно-энциклопедических статьях и художественных текстах. Находить нужную информацию в специальных справочных книгах — энциклопедиях. Учиться выбирать книгу в библиотеке. Находить значение слова в толковом словаре. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Объяснять смысл пословиц о книгах, высказывания М. Горького о книге. Рассматривать иллюстрации известных художников к детским книгам. Соотносить иллюстрацию и содержание детской книги. Определять главную мысль стихотворения | | |
4. | Г. Ладонщиков. Лучший друг. Пословицы о книге. М. Горький о книгах | | |
5. | Книги из далёкого прошлого. Книги из пергамента в форме свитка. Складная книга Древнего Востока. | | |
6. | Книги из деревянных дощечек. Рукописные книги Древней Руси. Исследовательская работа по теме «Рукописная книга». | | |
7. | Славянская письменность. Н. Кончаловская. В монастырской келье… | | |
8. | Мы идём в библиотеку. Выставка книг. Энциклопедии. Справочная литература для детей. | | |
9. | Мои любимые художники-иллюстраторы. Владимир Лебедев. Алексей Пахомов. Евгений Чарушин. | | |
10. | По следам самостоятельного чтения. Ю. Мориц. Трудолюбивая старушка. Главная мысль стихотворения. | | |
11. | По следам семейного чтения. Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о добре. | | |
12. | Чтение и иллюстрирование пословиц. Тестирование по теме «Любите книгу». | | | |
13. | Вводный урок раздела. Основные понятия раздела: сравнение, сборник | Воспринимать красоту родного края в произведениях литературы и живописи. Рассказывать о красоте своей страны. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Сравнивать произведения живописи и произведения литературы. Сравнивать прозаический и поэтический тексты. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Определять название выставки книг. Классифицировать книги по подтемам. Находить нужную книгу по заданным параметрам. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Распределять роли. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Определять конкретный смысл понятий «сравнение», «сборник». Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Находить эпитеты, сравнения. Объяснять смысл понятий «темп», «интонация». Выбирать стихотворения для выразительного чтения. Наблюдать, как с помощью художественных средств автор передаёт читателю свои чувства и настроение, выраженные в прозаическом и поэтическом текстах. Наблюдать, как с помощью красок автор передаёт свои чувства и настроение, выраженные в репродукциях картин известных художников. Составлять рассказ об осени на основе репродукции картины, используя слова художественных текстов; на основе собственных наблюдений. Озаглавливать текст строчками из прочитанных произведений. Инсценировать произведение. | | |
14. | Осень в художественном произведении А. Пушкина, С. Аксакова | | |
15. | Осень в произведениях живописи В. Поленова, А. Куинджи. | | |
16. | А. Майков. «Кроет уж лист золотой…». С. Есенин. Закружилась листва золотая… | | |
17. | Ф. Васильев. Болото в лесу. Эпитет и сравнения – средства художественной выразительности, используемые в авторских текста | | |
18. | И. Токмакова. Опустел скворечник… Повтор как одно из основных средств художественной выразительности. Темп чтения | | |
19. | А. Плещеев. Осень наступила… | | |
20. | Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки. | | |
21. | Народные приметы. Осенние загадки. | | |
22. | Мы идём в библиотеку. Сборники стихотворений и рассказов о природе. | | |
23. | По следам самостоятельного чтения. Цвета осени. С. Маршак. Сентябрь. Октябрь. Л. Яхнин. Осень в лесу. Н. Сладков. Сентябрь. | | |
24. | По следам семейного чтения. С.Образцов. Стеклянный пруд. | | |
25. | Создание текста по аналогии рассказа С. Образцова «Стеклянный пруд». | | |
26. | Наш театр. Инсценирование произведения Н.Сладкова «Осень» | | |
27. | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Н.Никитин «Встреча зимы». | | |
28. | И.Бунин. «Листопад». | | |
29. | Чтение стихов об осени. Проверочная работа по теме «Краски осени». | | |
30. | Работа над ошибками. Вводный урок раздела. Освоение основных понятий раздела: сказка, сказочный персонаж, вымысел. | Читать самостоятельно учебный материал (вопросы, задания к текстам). Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Выбирать вопросы, на которые предстоит ответить при чтении раздела. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Определять конкретный смысл понятий: сказка, сказочный персонаж, вымысел. Называть имена известных русских собирателей сказок: А.Н. Афанасьева, В.И. Даля. Находить в библиотеке книгу по заданной теме. Высказываться о своём отношении к народным сказкам. Восстанавливать события сказки на основе рисунков. Рассказывать сказку по иллюстрациям; на основе картинного плана. Рассказывать сказку с использованием опорных слов. Определять качества главных героев сказки; называть их. Делить текст на части. Объяснять, что в сказке является правдой, а что вымыслом. Сравнивать героев, события сказки. Находить в тексте сравнения с помощью слов «будто», «как», «словно». Выявлять особенности сказочного текста с учётом места проживания людей. Распределять роли; договариваться о совместном представлении сказки. Читать сказку по ролям, определять речевую задачу персонажей (выразить просьбу, удивление). Выразительно читать сказочные диалоги. Составлять план сказки; дополнять составленный план. Определять главную мысль на основе пословиц. Соотносить пословицу и содержание сказки. Подготовить выставку книг: группировать книги по подтемам; находить нужную книгу на основе характеристики; рассказывать о книге по составленному плану. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Сочинять текст на основе опорных слов и прочитанных произведений о лисе. | | |
31. | Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль. Исследовательская работа по теме «Русская народная сказка». | | |
32. | Русская народная сказка. Заячья избушка. | | |
33. | Пересказ сказки «Заячья избушка» по серии иллюстраций. | | |
34. | Русская народная сказка. Лисичка-сестричка и волк. Пересказ сказки по серии иллюстраций. | | |
35. | Восстановление событий сказки на основе рисунков. Пересказ сказки по серии иллюстраций. | | |
36. | Корякская сказка. Хитрая лиса. Сравнение героев сказок. | | |
37. | Русская народная сказка. Зимовье зверей. | | |
38. | Чтение сказки «Зимовье зверей» по ролям. | | |
39. | Русская народная сказка. У страха глаза велики. | | |
40. | Составление плана сказки «У страха глаза велики». | | |
41. | Белорусская сказка. Пых. Сравнение сказок | | |
42. | Мы идём в библиотеку. Работа с тематическим каталогом. | | |
43. | По следам самостоятельного чтения. Хантыйская сказка. Идэ. Главная мысль сказки. | | |
44. | Семейное чтение. Русская народная сказка. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. | | |
45. | Описание героев сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | | |
46. | Нанайская сказка. Айога. Выразительное чтение диалога. | | |
47. | Ненецкая сказка. Кукушка. Сравнение событий сказки | | |
48. | Русская народная сказка «Лиса и журавль». | | |
49. | Наш театр. Инсценирование сказки «Лиса и журавль» | | |
50. | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу «Мир народной сказки». | | |
51. | Словесное описание лисы на основе опорных слов и прочитанных художественных произведений. | | |
52. | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Проверочная работа по теме «Народные сказки» | | |
53. | Работа над ошибками. Вводный урок раздела. Освоение основных понятий раздела: закличка, небылица, прикладное искусство, перевод. | Читать самостоятельно учебный материал (вопросы, задания к текстам). Находить вопросы, на которые предстоит ответить при чтении раздела. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения представлены в разделе. Различать понятия: закличка, небылица, прикладное искусство, перевод. Составлять устный рассказ по картине. Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Работать в группе, распределять задания в группе, договариваться друг с другом. Находить нужный материал на основе экспонатов, книг, статей. Готовить сообщение по заданной тематике. Находить книгу в библиотеке по заданной теме. Объяснять назначение справочной и энциклопедической литературы. Сочинять свои стихи (небылицы) на основе художественного текста. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Читать выразительно небылицы, заклички. | | |
54. | Б. Кустодиев. Масленица. Устное сочинение по картине | | |
55. | Народное творчество. Прикладной проект по теме « Мы идём в музей». | | |
56. | Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши. | | |
57. | Э.Успенский «Память». Ю.Мориц «Хохотальная путаница» Приём создания авторских произведений на основе народных. | | |
58. | Мы идём в библиотеку. Устное народное творчество. | | |
59. | Самостоятельное чтение. Стихи Д. Хармса «Весёлый старичок» «Небывальщина». | | |
II триместр |
60. | Семейное чтение. К. Чуковский. Путаница. Небылица | | | |
61. | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Тестирование по теме «Веселый хоровод». | | | |
62. | Урок – игра «Весёлый хоровод». | | |
63. | Вводный урок раздела. Освоение основных нравственных понятий раздела: доброжелательность, терпение, уважение. Пословицы о дружбе | Читать самостоятельно учебный текст. Определять вопросы, на которые предстоит ответить при чтении раздела. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Выразительно читать стихотворения. Выбирать стихотворения для заучивания наизусть. Обсуждать с другом значения понятий: доброжелательность, терпение, уважение. Объяснять смысл пословиц о дружбе. Обсуждать в классе проблемы «Кого можно назвать другом», «Что такое настоящая дружба», «Как найти друзей», «Правильно ли поступили герои рассказа А. Гайдара?». Придумывать рассказы на основе рисунков. Восстанавливать порядок событий на основе рисунков. Составлять план пересказа; сопоставлять придуманный план с планом в учебнике. Подробно пересказывать от имени героя. Определять главную мысль произведения; соотносить главную мысль с пословицей. Распределять роли для инсценировки; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Находить нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам. Называть выставку книг; группировать книги по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике | | |
64. | Стихотворения о дружбе. М. Пляцковский. «Настоящий друг». В. Орлов. «Я и мы». | | |
65. | Устное сочинение на основе иллюстраций. | | |
66. | Н. Носов «На горке». | | |
67. | Н. Носов. Подробный пересказ от имени героя. | | |
68. | Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях и дружбе. | | |
69. | Самостоятельное чтение. С. Михалков. Как друзья познаются. Главная мысль. | | |
70. | Э. Успенский. Крокодил Гена и его друзья. Обсуждение проблемы «Как найти друзей». | | |
71. | А. Гайдар « Чук и Гек». | | |
72. | Семейное чтение. Обсуждение проблемы рассказа «Чук и Гек» на уроке и в семье | | |
73. | И. А. Крылов. Стрекоза и Муравей. | | |
74. | Наш театр. Инсценирование басни «Стрекоза и Муравей». | | |
75. | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Тестирование по теме «Мы – друзья». | | |
76. | Вводный урок раздела «Здравствуй, Матушка Зима!». Освоение основных понятий раздела: выразительное чтение. | Читать выразительно понравившийся текст. Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении произведений раздела. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Выразительно читать стихотворения. Находить в тексте стихотворения средства художественной выразительности: эпитеты, сравнения, олицетворения. Придумывать свои сравнения, подбирать эпитеты, олицетворения. Читать наизусть стихотворения. Распределять роли для инсценировки; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Участвовать в работе группы; находить нужный материал для подготовки к празднику. Рассказывать о празднике Рождества Христова. Отгадывать загадки; соотносить загадку с отгадкой. Находить нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы | | |
77. | Традиции русского народа. Социальный проект по теме «Новогодняя елка». | | |
78. | Лирические стихотворения о зиме Ф. Тютчева. Чародейкою зимой…, А. Пушкина. Вот север, тучи, нагоняя… Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение | | |
79. | С. Есенина. Берёза. Поёт зима, аукает… Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. | | |
80. | Праздник Рождества Христова. Саша Черный. Рождественское. | | |
81. | К.Фофанов. Ещё те звёзды не погасли… Рассказ о празднике | | |
82. | К. Бальмонт. К зиме. Выразительное чтение. | | |
83. | С. Маршак. Декабрь. Средства художественной выразительности: олицетворения | | |
84. | А. Барто. Дело было в январе… Сказочное в лирическом стихотворении. | | |
85. | С. Дрожжин. Улицей гуляет… Выразительное чтение. | | |
86. | Загадки зимы. Соотнесение отгадки и загадки | | |
87. | Зима. Информационно – исследовательский проект по теме «Где живет Дед Мороз». | | |
88. | Урок – игра «Поле чудес». Проверочная работа по теме «Здравствуй, матушка – зима». | | |
89. | Работа над ошибками. Вводный урок раздела «Чудеса случаются». Освоение основных понятий раздела: литературная сказка | Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения в нём представлены. Осмысливать понятие «литературная сказка». Давать характеристику героев; называть их качества. Обсуждать с друзьями проблему, можно ли рыбку из сказки А.С. Пушкина назвать благодарной, справедливой, доброй. Определять основные события сказки. Называть главную мысль сказки. Соотносить смысл сказки с пословицей. Соотносить рисунки и текст. Подробно пересказывать сказку. Сравнивать сказки: героев, события. Распределять роли для исценирования; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Находить нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам. Называть выставку книг; группировать книги по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике | | |
90. | Мои любимые писатели. Сказки А. С. Пушкина | | |
91. | А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. | | |
92. | А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. Особенности литературной сказки. | | |
93. | А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. Исследовательская работа по теме «Чему учит сказка?» | | |
94. | Д. Мамин-Сибиряк. Алёнушкины сказки. Выставка книг | | |
95. | Д. Мамин-Сибиряк. Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост. | | |
96. | Герои сказки Д. Мамина-Сибиряка. Особенности литературной сказки. | | |
97. | Чему учит сказка Д. Мамина-Сибиряка? | | |
98. | Дж. Харрис. Братец Лис и братец Кролик. | | |
99. | Особенности литературной сказки. Описание поступков героев сказки. | | |
100. | Д. Мамин – Сибиряк. Дж. Харрис. Сравнение литературных сказок. | | |
101. | Э. Распе. Из книги «Приключения барона Мюнхгаузена». Особенности литературной сказки. | | |
102. | Мы идём в библиотеку. Литературные сказки Г.Х.Андерсена. | | |
103. | К. Чуковский. Из книги «Приключения Бибигона». | | |
104. | Самостоятельное чтение. Описание приключений «Бибигона». Особенности литературной сказки. | | |
105. | Сравнение. Бибигон и барон Мюнхаузен. | | |
106. | Семейное чтение. Л. Толстой. Два брата. | | |
107. | Чему учит произведение Л. Толстого «Два брата»? | | |
108. | К. Чуковский. Краденое солнце | | | |
109. | Наш театр. Инсценирование произведения К. Чуковского «Краденое солнце». | | |
110. | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Проверочная работа по теме «Чудеса случаются» | | |
111. | Работа над ошибками. Вводный урок раздела «Весна, весна! И всё ей радо!». Освоение основных понятий раздела: олицетворение, воображение. | Читать самостоятельно учебный текст (задания, вопросы, комментарии). Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения в нём представлены. Находить в тексте олицетворения, объяснять своими словами значение понятия «воображение». Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Выразительно читать стихотворения. Определять тему произведений, рассматриваемых на уроке. Сравнивать образы, представленные в лирическом стихотворении. Сравнивать произведения живописи и литературы. Создавать собственные тексты по произведению живописи. Представлять свою творческую работу в группе, в классе. Задавать вопросы по прочитанным произведениям. Оценивать вопросы учащихся. Распределять роли для исценирования; договариваться друг с другом. Находить олицетворения в лирическом стихотворении: придумывать свои сравнения. Инсценировать произведение. Находить нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам. Называть выставку книг; группировать книги по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике | | |
112. | Ф. Тютчев. Зима недаром злится… Приём контраста в лирическом стихотворении | | |
113. | Весна в лирических стихотворениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелёва, Т. Белозёрова и произведения живописи А. Куинджи. | | |
114. | Сравнение произведений о весне. | | |
115. | Картины весны в произведениях А. Чехова, А. Фета, А.Барто. | | |
III триместр |
116. | Стихи о весне. Создание вопросов на основе прочитанных произведений | | | |
117. | Мы идём в библиотеку. Стихи русских поэтов о весне | | | |
118. | Самостоятельное чтение. Стихи о весне. С. Маршак. И. Токмакова. Саша Чёрный. | | | |
119. | Устное сочинение по картине И. Левитана «Ранняя весна». | | | |
120. | Семейное чтение. А. Майков. Христос Воскрес! | | | |
121. | К. Крыжицкий. Ранняя весна. | | | |
122. | С. Маршак. Двенадцать месяцев. | | | |
123. | Наш театр. Инсценирование сказки «Двенадцать месяцев». | | | |
124. | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Тестирование по теме «Стихи о весне». | | | |
125. | Вводный урок раздела «Мои самые близкие и дорогие». Освоение основных нравственных понятий раздела: семья, согласие, ответственность | Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения в нём представлены. Обсуждать в паре, в группе, что такое согласие, ответственность. Рассказывать о традициях своей семьи. Рассказывать о своей маме. Размышлять, в чём заключается семейное счастье. Соотносить содержание текста и пословицу. Выразительно читать стихотворение. Называть качества героев произведения. Читать диалог по ролям. Инсценировать произведение. Находить нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам. Составлять каталог книг на тему «Моя любимая мама». Называть выставку книг; группировать книги по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике | | |
126. | Стихи о маме и папе. Р. Рождественский. Ю. Энтин. Б. Заходер. Выразительное чтение | | |
127. | А. Барто. Перед сном. Р. Сеф. Если ты ужасно гордый… Рассказ о маме. Дж. Родари. Кто командует? Главная мысль. | | |
128. | Мы идём в библиотеку. Книги о маме. Составление каталога по теме. | | |
129. | Самостоятельное чтение. Э. Успенский. Если был бы я девчонкой. Разгром. Б. Заходер. Никто. | | |
130. | Семейное чтение. Л. Толстой. Отец и сыновья. Старый дед и внучек | | |
131. | Характеристика героев произведений Л.Толстого и их поступки. | | |
132. | Наш театр. Е. Пермяк. Как Миша хотел маму перехитрить. Инсценирование | | |
133. | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Тестирование по теме «Мои самые близкие и дорогие». | | |
134. | Вводный урок раздела «Люблю всё живое». Освоение основных нравственных понятий раздела: сочувствие, сопереживание | Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут в нём изучаться. Обсуждать в классе, что такое сочувствие, сопереживание. Определять авторское отношение к изображаемому. Находить слова, которые помогают представить картину, героя, событие. Выразительно читать, отражая авторскую позицию. Определять основные события произведения. Обсуждать с друзьями поступки героев. Придумывать продолжение историй. Составлять план произведения в соответствии с планом в учебнике на основе опорных слов. Характеризовать героя произведения. Читать диалог по ролям. Инсценировать произведение. Сравнивать художественный и научный тексты. Участвовать в проектной деятельности; договариваться друг с другом. Отбирать необходимый материал (снимки, рассказы, стихи) в фотоальбом. Составлять рассказ по серии картинок. Задавать вопросы к тексту; оценивать эти вопросы. Находить нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам. Называть выставку книг; группировать книги по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике | | |
135. | Саша Чёрный. Жеребёнок. Авторское отношение к изображаемому | | |
136. | С. Михалков. Мой щенок. Дополнение содержания теста. | | |
137. | Г. Снегирёв. Отважный пингвинёнок. Поступки героев | | |
138. | М. Пришвин. Ребята и утята. Составление плана | | |
139. | Е. Чарушин. Страшный рассказ. | | |
140. | Составление плана на основе опорных слов по произведению Е. Чарушина «Страшный рассказ». | | |
141. | Сравнение художественного и научно-познавательного текста. Н. Рубцов. Про зайца. Текст из энциклопедии. Заяц. | | |
142. | В. Берестов. «С фотоаппаратом». Информационно- исследовательский проект по теме « Создание фотоальбома о природе». | | |
143. | Мы идём в библиотеку. Рассказы и сказки о природе В. Бианки. | | |
144. | Мои любимые писатели. В. Бианки. Хитрый лис и умная уточка. | | |
145. | Составление плана на основе опорных слов по рассказам В. Бианки. | | |
146. | Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова. Составление рассказа на основе серии картинок. | | |
147. | Семейное чтение. В. Сухомлинский. Почему плачет синичка? | | |
148. | Г. Снегирёв. Куда улетают птицы на зиму? Постановка вопросов к тексту. | | |
149. | Наш театр. В. Бианки. Лесной колобок-колючий бок. Инсценирование. | | |
150. | Шутки-минутки. В. Берестов. Заяц-барабанщик. Коза | | |
151. | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Проверочная работа по теме «Люблю все живое». | | |
152. | Работа над ошибками. Вводный урок раздела. Освоение основных нравственных понятий раздела: взаимопонимание, трудолюбие, честность, сочувствие. | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела. Обсуждать с друзьями, что такое честность, сочувствие, трудолюбие, взаимопонимание; кого можно назвать честным, трудолюбивым. Объяснять смысл заголовка. Придумывать свои заголовки. Объяснять смысл пословиц; соотносить содержание текста с пословицей. Обсуждать поступки героев произведения. Рассуждать о том, кого можно назвать сильным человеком; что значит поступать по совести. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Составлять рассказ на тему (по плану). Инсценировать произведение. Делить текст на части. Пересказывать текст подробно. Находить нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам. Определять тему выставки книг; группировать книги по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике | | |
153. | Какие дела самые важные. С. Баруздин. Стихи о человеке и его делах. Заголовок. | | |
154. | Л. Яхнин. Пятое время года. Силачи. Заголовок. | | |
155. | В. Осеева. Просто старушка. Смыл заголовка. | | |
156. | Э. Шим. «Не смей!» Исследовательская работа по теме «Кого можно назвать сильным человеком» | | |
157. | А. Гайдар. Совесть. Е. Григорьева. Во мне сидит два голоса… | | |
158. | Соотнесение содержания рассказа, стихотворения с пословицей по произведениям А. Гайдара и Е. Григорьевой. | | |
159. | Работа со словом. Дискуссия на тему «Что значит поступать по совести» | | |
160. | В. Осеева. Три товарища | | |
161. | И. Пивоварова «Сочинение». | | |
162. | Составление рассказа на тему «Как я помогаю маме». | | |
163. | Мы идём в библиотеку. Мои любимые писатели Н.Носов. | | |
164. | Самостоятельное чтение. Н. Носов. Затейники. Подбор заголовка. | | |
165. | Н. Носов. Фантазёры. Чтение по ролям. | | |
166. | Семейное чтение. И. Крылов. Лебедь, рак и щука. Смысл басни | | |
167. | Наш театр. С. Михалков. Не стоит благодарности | | |
168. | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу «Жизнь дана на добрые дела». | | |