kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Календарно-тематическое планирование 2 класс окружающий мир Школа России 2017-2018

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебник Плешакова А.А. 2 урока в неделю. За год 68 часов. При составлении планирования учтены новые требования. Региональное содержание для Архангельска. Домашнее задание указано в последней колонке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование 2 класс окружающий мир Школа России 2017-2018»

Практическая часть программы

Окружающий мир 2 класс

Вид работы

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Год

Проект

1

2

1

2

6

Контрольная работа

-

1

1

1

3

Практическая работа

2

2

1

2

7

Проверочные работы

2

-

2

1

5

Экскурсии

1

-

1

2

4

РС

2

2

2

1

7

РСМ

3

-

4

1

8



Региональное содержание

Тема

Содержание

4

Моя малая Родина

Родной город, памятники истории и культуры, достопримечательности.

9

Здоровье человека, живущего на Севере

Двигательная активность в условиях Севера. Закаливание организма.

24

Животные и растения Севера

Животные и растения водоёмов Севера, охрана животных и растений. Красная книга Арх.области.

32

Моя малая Родина

Родной город, особенности труда и быта, профессии, распространённые в Арх.области.

37

Здоровье человека, живущего на Севере

Двигательная активность в условиях Севера. Закаливание организма.

42

Животные и растения Севера

Животные и растения водоёмов Севера, приспособления к климатическим условиям. Охрана животных и растений. Красная книга Арх.области.

54

Времена года на Севере

Наблюдение за изменением высоты солнца над линией горизонта и происходящими в связи с этим сезонными изменениями в природе (практ работа). Животный и растительный мир в разные времена года. Труд людей.

Контрольные работы


II четверть

Контрольная работа (тест) по теме «Природа»

Вариант 1

А1. Что относится к живой природе?

1 – вулкан 3 – дуб

2 – сосулька 4 – звезда

А2. Что является осадками?

1 – дождь 3 – ветер

2 – гололёд 4 – метель

А3. Сколько созвездий в зодиаке?

1 – девять 3 – двенадцать

2 – десять 4 – пятнадцать

А4. Как ты можешь помочь в охране воздуха?

1 – меньше дышать 3 – не ездить в автобусе

2 – высаживать деревья 4 – бороться с браконьерами

А5. Какое растение является кустарником?

1 – клён 3 – репейник

2 – кедр 4 – смородина

А6. Что называют невидимыми нитями природы?

1 – паутину в лесу 3 – грибницу

2 – корни деревьев 4 – связи в природе

А7. Какое домашнее животное даёт человеку шерсть?

1 – кошка 3 – курица

2 – овца 4 – корова

А8. Почему Красная книга одета в красный переплёт?

1 – это красиво

2 – это сигнал опасности

3 – это сигнал того, что животные и растения спасены

4 – красный цвет выбран случайно

В1. Какого явления природы не бывает весной?

1 – таяния снега 3 – листопада

2 – грозы 4 – снегопада

В2. Как нельзя использовать реки?

1 – для получения электроэнергии

2 – для купания

3 – для мытья машин

4 – для полива растений

В3. Какое животное здесь лишнее?

1 – страус 3 – синица

2 – орёл 4 – белка

С1. Каких животных кормят шишки с семенами?

1 – белку 3 – мышь

2 – синицу 4 – ежа


С2. О каких растениях и животных рассказывают страницы Красной книги?

1 – об исчезающих 3 – о красивых

2 – об ископаемых 4 – о восстановленных


Вариант 2

А1. Что не относится к явлениям природы?

1 – буран 3 – полив растений

2 – гром 4 – осадки

А2. Какое сезонное природное явление относится к осени?

1 – цветение растений 3 – образование сосулек

2 – морозы 4 – листопад

А3. Что образуют полевой шпат, кварц и слюда?

1 – мрамор 3 – известняк

2 – гранит 4 – кремень

А4. Чтобы беречь воду, нужно:

1 – закрывать кран 3 – не купаться в реке

2 – реже мыть руки 4 – меньше пить

А5. Какое животное относится к рыбам?

1 – щука 3 – утка

2 – пингвин 4 – лягушка

А6. Какой кустарник является культурным?

1 – акация 3 – смородина

2 – орешник 4 – калина

А7. Какой водой надо поливать комнатные растения?

1 – горячей 3 – кипячёной

2 – холодной 4 – комнатной температуры

А8. Собак какой породы используют пограничники?

1 – лайка 3 – восточноевропейская овчарка

2 – спаниель 4 – болонка

В1. Что не является признаком живых организмов?

1 – они дышат 3 – они думают

2 – они питаются 4 – они растут

В2. Как называется наука о погоде?

1 – метеорология 3 – биология

2 – экология 4 – математика

В3. Какого цвета воздух?

1 – белого 3 – бесцветный

2 – голубого 4 – серого

С1. Какое утверждение верное?

1 – Тело птиц покрыто перьями.

2 – У зверей две конечности.

3 – У насекомых четыре пары ног.

4 – Тело рыб покрыто шерстью.

С2. Из каких культурных растений пекут хлеб?

1 – из овса 3 – из гречихи

2 – из ячменя 4 – из пшеницы


III четверть

Контрольная работа (тест) по теме «Жизнь города и села»

Вариант 1

А1. Кто работает в торговле?

1 – продавец 3 – сталевар

2 – врач 4 – учитель

А2. Что делают из металла?

1 – ткань 3 – книги

2 – автомобили 4 – мебель


А3. Какая техника нужна для строительства дома?

1 – бетономешалка 3 – троллейбус

2 – каток 4 – поливальная машина

А4. К какому виду транспорта относится такси?

1 – к грузовому 3 – к специальному

2 – к пассажирскому 4 – к спортивному

А5. Что относится к учреждениям культуры?

1 – школа 3 – больница

2 – театр 4 – милиция

А6. Кто в работе использует грим, костюмы, сцену?

1 – учёный 3 – повар

2 – учитель 4 – актёр

А7. Какие сезонные изменения происходят в природе зимой?

1 – птицы улетают в тёплые края

2 – деревья сбрасывают листву

3 – осадки выпадают в виде снега

4 – звери выводят детёнышей

А8. Какое дерево кормит зимой снегирей?

1 – ель 3 – рябина

2 – сосна 4 – дуб

В1. Какая машина роет котлован для фундамента?

1 – экскаватор 3 – самосвал

2 – подъёмный кран 4 – бетономешалка

В2. К какому виду транспорта относятся паром, теплоход, катер?

1 – к воздушному 3 – к водному

2 – к наземному 4 – к подземному

В3. Где работает ткачиха?

1 – в школе 3 – на фабрике

2 – в больнице 4 – в столовой

С1. Что может быть выставлено в музеях?

1 – клетки с животными 3 – чучела животных

2 – живые цветы 4 – конфеты

С2. На чём писали в древние времена?

1 – на песке 3 – на воде

2 – на папирусе 4 – на шёлке


Вариант 2

А1. Кто работает в сельском хозяйстве?

1 – конструктор 3 – доярка

2 – актёр 4 – товаровед

А2. Что делают из глины?

1 – бумагу 3 – кирпич

2 – одежду 4 – инструменты

А3. Какая техника нужна для поднятия грузов на высоту?

1 – экскаватор 3 – самосвал

2 – подъёмный кран 4 – бульдозер

А4. Какой автомобиль относится к специальному виду транспорта?

1 – метро 3 – машина скорой помощи

2 – самолёт 4 – автобус

А5. Что относится к образовательным учреждениям?

1 – университет 3 – выставка

2 – больница 4 – музей

А6. Что необходимо для работы повару?

1 – нитки 3 – сито

2 – микроскоп 4 – указка

А7. Какого явления природы не бывает зимой?

1 – снегопада 3 – радуги

2 – замерзания рек 4 – морозов

А8. Чем питаются лоси и зайцы?

1 – травой под снегом 3 – опавшими листьями

2 – корой молодых деревьев 4 – хвоей

В1. Что не нужно на стройке?

1 – автокран 3 – бульдозер

2 – землеройная машина 4 – комбайн

В2. Какое транспортное средство здесь лишнее?

1 – паровоз 3 – пароход

2 – теплоход 4 – баржа

В3. Кто не работает в кафе?

1 – официант 3 – стоматолог

2 – повар 4 – буфетчик

С1. Кто работает в учреждениях культуры?

1 – кондитер 3 – кондуктор

2 – конструктор 4 – режиссёр

С2. Люди какой профессии могут работать и в городе, и в селе?

1 – учитель 3 – инженер

2 – агроном 4 – доярка


Контрольная работа (тест) по теме «Здоровье и безопасность»

Вариант 1

А1. Как называется часть тела человека, в которой располагаются внутренние органы?

1 – конечности 3 – шея

2 – туловище 4 – голова

А2. Что может быть одно на всю семью?

1 – носовой платок 3 – зубная щётка

2 – мыло 4 – расчёска

А3. Какое утверждение верное?

1 – Дорогу можно переходить на зелёный сигнал светофора.

2 – Если нет светофора, дорогу переходить нельзя.

3 – По зебре дорогу можно переходить на любой сигнал светофора.

4 – Если есть знак перехода, то можно не смотреть на дорогу.

А4. Какими предметами в доме можно играть детям?

1 – острыми 3 – кубиками

2 – электрическими 4 – лекарствами

А5. По какому телефону вызывают пожарных?

1 – 04 3 – 03

2 – 02 4 – 01

А6. Найди неверное утверждение.

1 – Купаться в водоёме нужно под присмотром взрослых.

2 – Нельзя купаться в незнакомом месте.

3 – В холодной воде купаться нельзя.

4 – На пляж можно ходить без взрослых.

А7. Что делать, если не можешь определить гриб?

1 – положить в корзинку

2 – попробовать на вкус

3 – не брать

4 – понюхать

А8. Кому можно открыть дверь, если ты дома один?

1 – милиционеру 3 – почтальону

2 – слесарю 4 – маме или папе

В1. Как часто надо чистить зубы?

1 – через час 3 – два раза в день

2 – один раз в день 4 – после еды

В2. Чего нельзя делать, если почувствовал запах газа?

1 – открывать окно 3 – звонить по телефону 04

2 – включать свет 4 – проверять, закрыты ли краны на плите

В3. Какое животное может быть опасно для человека?

1 – змея 3 – лиса

2 – лягушка 4 – ёж

С1. Что делать, если потерял родителей в незнакомом месте?

1 – стоять там, где потерял родителей

2 – пойти с любым человеком, который предложит тебе помощь

3 – пытаться найти дорогу домой самому

4 – громко кричать, не обращая внимания на окружающих

С2. Какие органы входят в отделы «внутренней кухни» человека?

1 – желудок 3 – сердце

2 – ухо 4 – лёгкие


Вариант 2

А1. Как называется орган дыхания человека?

1 – лёгкие 3 – сердце

2 – желудок 4 – грудь

А2. Как должен падать свет при письме?

1 – слева 3 – сверху

2 – справа 4 – со всех сторон

А3. На какой сигнал светофора можно переходить дорогу?

1 – на зелёный

2 – на жёлтый и зелёный

3 – на все, если есть зебра

4 – на все, если это перекрёсток

А4. По какому телефону надо звонить, если в квартире что-то загорится?

1 – 01 3 – 09

2 – 02 4 – 03

А5. Что обязательно нужно сообщить, когда вызываешь пожарных?

1 – свой рост 3 – причину возникновения пожара

2 – свой адрес 4 – свой возраст

А6. Что можно делать в воде?

1 – удерживать своего друга в воде

2 – переворачивать матрас

3 – спокойно плавать с товарищем

4 – перегибаться через край лодки

А7. Какая ягода ядовитая?

1 – волчье лыко 3 – брусника

2 – черника 4 – клюква

А8. В каком случае можно пойти с незнакомым человеком?

1 – если он просит показать дорогу

2 – если он пришёл по поручению мамы

3 – если он приглашает покататься

4 – ни в каком случае

В1. Почему надо мыть руки часто?

1 – чтобы сохранить кожу

2 – чтобы руки были красивыми

3 – чтобы не заболеть

4 – чтобы не расстраивать родителей


В2. Что при возгорании нельзя заливать водой?

1 – мебель 3 – одежду

2 – электроприборы 4 – шторы

В3. Что делать, если пчела залетела в комнату?

1 – поймать её 3 – махать руками

2 – открыть окно 4 – бегать по комнате

С1. Что делать, если гроза застала тебя в лесу?

1 – встать под высокое дерево

2 – выйти на открытое место

3 – спрятаться в кустарнике

4 – купаться в реке

С2. Чем опасны незнакомые водоёмы?

1 – там могут быть опасные ямы и течения

2 – там живут рыбы

3 – там купаются незнакомые люди

4 – там песчаное дно


Контрольная работа (тест) по теме «Общение»

Вариант 1

А1. Кто не является членом семьи?

1 – брат 3 – внук

2 – бабушка 4 – друг

А2. Для чего дети ходят в школу?

1 – отдыхать 3 – получать знания

2 – играть 4 – общаться с друзьями

А3. Каких помещений не бывает в школе?

1 – столовой 3 – учебных кабинетов

2 – парикмахерской 4 - медпункта

А4. Что нужно сказать при встрече с учителем?

1 – здравствуйте 3 – привет

2 – благодарю 4 – как дела?

А5. Кого надо пропустить в дверь первым?

1 – друга 3 – маму

2 – брата 4 – папу

А6. Что можно подарить девочке на день рождения?

1 – мамины бусы 3 – ненужную книгу

2 – старую игрушку 4 – цветы

А7. Что нельзя брать в театр и кинотеатр?

1 – животных 3 – бинокль

2 – программку 4 – очки

А8. Как невежливо вести себя в театре после спектакля?

1 – тихо уйти 3 – кричать «браво»

2 – аплодировать 4 – дарить цветы

В1. Какие обязанности в семье есть у детей?

1 – помогать взрослым по дому

2 – помогать зарабатывать деньги

3 – вместе отдыхать

4 – готовить ужин

В2. Какие обязанности в школе не надо выполнять учащимся?

1 – дежурить по классу 3 – ходить на родительские собрания

2 – учиться 4 – выполнять правила поведения

В3. Какой кусок торта надо взять с блюда?

1 – самый красивый 3 – самый большой

2 – самый крайний 4 – самый вкусный


С1. В каких школьных кабинетах нужно соблюдать особые правила безопасности?

1 – в кабинете химии 3 – в кабинете истории

2 – в кабинете математики 4 – в кабинете русского языка

3 – пытаться найти дорогу домой самому

4 – громко кричать, не обращая внимания на окружающих

С2. Укажи сказку о дружной семье.

1 – «Репка» 3 – «Кот в сапогах»

2 – «Золушка» 4 – «Колобок»


Вариант 2

А1. Кто должен делать уборку в доме?

1 – мама 3 – дети

2 – бабушка 4 – вся семья

А2. Кто не работает в школе?

1 – врач 3 – директор

2 – учитель 4 – инженер

А3. Какого правила поведения в школе не существует?

1 – если прозвенел звонок, надо идти на урок

2 – нельзя мусорить в школе

3 – на переменах можно бегать по коридору

4 – на уроке нельзя мешать учителю и одноклассникам

А4. Что нужно говорить после обеда?

1 – извините 3 – пока

2 – до свидания 4 – спасибо

А5. Что нужно сделать сначала, позвонив по телефону?

1 – извиниться 3 – попросить позвать того, кому звонишь

2 – поздороваться 4 – спросить, с кем ты говоришь

А6. Что можно делать во время киносеанса?

1 – вскакивать с места 3 – выйти, извинившись

2 – разговаривать 4 – махать руками

А7. Что не является самым ценным в дружбе?

1 – обмен игрушками 3 – любовь и уважение друг к другу

2 – согласие 4 – взаимная помощь

А8. Как поступить, если подарок не понравился?

1 – отдать назад 3 – поблагодарить

2 – обидеться 4 – выбросить

В1. Чего дети не должны делать?

1 – мыть посуду 3 – делать ремонт

2 – пылесосить 4 – ходить в магазин

В2. Что невежливо делать за столом?

1 – отламывать кусочек хлеба

2 – есть курицу руками

3 – читать

4 – вынимать ложку из чашки

В3. Что опасно делать в метро?

1 – подходить к краю платформы

2 – ехать на эскалаторе

3 – проходить через турникет

4 – ехать в вагоне стоя

С1. Какое «волшебное» слово из рассказа В.Осеевой помогло мальчику?

1 – здравствуй 3 – до свидания

2 – спасибо 4 – пожалуйста

С2. Кому не нужно уступать место в общественном транспорте?

1 – пожилым людям 3 – пассажирам с детьми

2 – инвалидам 4 - одноклассникам


IV четверть

Контрольная работа (тест) по теме «Путешествия»

Вариант 1

А1. Какой стороны горизонта не существует?

1 – севера 3 – восхода

2 – юга 4 – запада

А2. Какой конец стрелки компаса должен совпадать с буквой С?

1 – любой 3 – красный

2 – синий 4 – чёрный

А3. Как называются небольшие возвышения на равнинах?

1 – горы 3 – овраги

2 – холмы 4 - балки

А4. Что называют устьем реки?

1 – начало реки

2 – место впадения в другую реку или море

3 – реку, которая впадает в другую реку

4 – самое узкое место реки

А5. Где на карте показан север?

1 – вверху 3 – слева

2 – внизу 4 – справа

А6. Почему Москва является главным городом нашей страны?

1 – он самый красивый

2 – он самый большой

3 – он находится в центре страны

4 – в нём находятся президент и правительство

А7. Как называются огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой?

1 – страны 3 – океаны

2 – материки 4 – острова

А8. Укажи материк, на котором расположена наша страна.

1 – Австралия 3 – Южная Америка

2 – Евразия 4 – Африка

В1. Какая сторона горизонта показана на компасе между буквами Ю и З?

1 – север 3 – юго-запад

2 – восток 4 – северо-восток

В2. Как можно укрепить склон оврага?

1 – посадить кусты 3 – посыпать песком

2 – посеять траву 4 – покрыть асфальтом

В3. Где живут белые медведи?

1 – на Кавказе

2 – на побережье Северного Ледовитого океана

3 – на Дальнем Востоке

4 – в Уральских горах

С1. Какие объекты не обозначены на карте?

1 – горы 3 – реки

2 – дома 4 – острова

С2. Какое название относится к морям России?

1 – Чёрное 3 – Ладожское

2 – Байкал 4 – Средиземное


Вариант 2

А1. Что определяют с помощью компаса?

1 – расстояние 3 – температуру воды

2 – стороны горизонта 4 – виды осадков

А2. Как называются большие участки суши, имеющие ровную или почти ровную

поверхность?

1 – холмы 3 – овраги

2 – равнины 4 – горы

А3. Что не относится к водоёмам?

1 – река 3 – бассейн

2 – озеро 4 – ручей

А4. Как называют начало реки?

1 – приток 3 – исток

2 – устье 4 – рукав

А5. Какая сторона горизонта показана на карте слева?

1 – север 3 – запад

2 – юг 4 – восток

А6. Кто основал Санкт-Петербург?

1 – Юрий Долгорукий 3 – Дмитрий Донской

2 – Иван Третий 4 – Пётр Первый

А7. На сколько океанов делится Мировой океан?

1 – на три 3 – на пять

2 – на четыре 4 – на шесть

А8. Какая страна носит то же самое название, что и материк?

1 – Соединённые Штаты Америки 3 – Австралия

2 – Россия 4 – Великобритания

В1. В какую сторону надо выходить из леса, если заходил в него, двигаясь на север?

1 – на север 3 – на восток

2 – на запад 4 – на юг

В2. Найди неверное утверждение.

1 – Весной птицы вьют гнёзда.

2 – Весной река освобождается ото льда.

3 – Весной появляются проталины.

4 – Весной птицы улетают на юг.

В3. Что на карте показано зелёным цветом?

1 – низменности 3 – возвышенности

2 – горы 4 – вся суша

С1. Людям какой профессии необходим компас?

1 – морякам 3 – врачам

2 – учителям 4 – парикмахерам

С2. В какую сторону дует северный ветер?

1 – на север 3 – на запад

2 – на юг 4 – на восток


Календарно – тематическое планирование

уроков ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА во 2 классе

2 часа в неделю (68 часов)

Плешаков. А. А. Окружающий мир. 2 класс : учебник для общеобразовательных учреждений : в 2 ч. /

А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2017 г.

Где мы живём (6 часов)


п/п

Дата

Наименование разделов, тем

Планируемые результаты

«Выпускник научится»

Домашнее задание

1.

05.09

Беседа по технике безопасности. Знакомство с учебником.

- Повторять правила поведения на уроке, обращения с книгой;

- ориентироваться в учебнике по окружающему миру;

- рассматривать иллюстрации, соотносить их содержанием текста в учебнике.

- знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий.

- находить нужный раздел и нужный параграф в содержании учебника.

- оценивать свои достижения на уроке.

уч.с.3-7,

отвечать на вопр.

2.

07.09

Родная страна.

РС М Всякому мила своя сторона. Родной город.











- Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;

- различать государственные символы России (герб, флаг, гимн), отличать герб, флаг России от гербов, и флагов других стран; исполнять гимн России;

- анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны, приводить примеры народов России,  различать  национальные языки и государственный язык России;

- работать со взрослыми: извлекать из различных источников сведения о символах России;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и  оценивать  свои достижения на уроке.

раб. тетр. С. 7,№3

с.8 праздник в Архангельске, написать о нём

3.

12.09

Город и село. Наш дом.







- Понимать учебную  задачу урока и стремиться её выполнить;

- сравнивать город и село;

- рассказывать о своём доме по плану;

- формулировать выводы;

- распределять обязанности по выполнению проекта;

- собирать информацию о выдающихся земляках;

- оценивать свои достижения на уроке.

с.8-11

раб. тетр. С. 9,№2

с.10,№3 в деревне

подготовка проекта

4.

14.09

Проект «Мой родной город».

Р/С Родной город, памятники истории и культуры, достопримечательности.

- Проводить презентацию с демонстрацией фотографий;

- оценивать свои достижения.


5.

19.09

Природа и рукотворный мир.

РС М Времена года на Севере


- Различать объекты природы и  предметы рукотворного мира; работать в паре и группе;

 - классифицировать объекты окружающего мира;

- формулировать выводы из изученного материала;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

уч.с.,15-17

раб. тетр. С.15,№3,4

6.

21.09

Проверочная работа. Обобщение по разделу «Где мы живем».

- Выполнять тестовые задания учебника;

- оценивать свои достижения и достижения учащихся.

уч.с.,18-22

раб. тетр. С. 16



Природа (20 часов)


7.

26.09

Неживая и живая природа. Связи между живой и неживой природой.








- Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;

- классифицировать объекты природы по существенным признакам;

- различать объекты неживой и живой природы;

- работать в паре: обсуждать свои выводы, осуществлять самопроверку;

- устанавливать связи между живой и неживой природой;

- формулировать выводы из изученного материала,  отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

уч.с.,24-27

раб. тетр. С. 17,№2,с.18,№5

8.

28.09

Явления природы. Практическая работа «Измерение температуры».








-Работать в паре: различать объекты и явления природы;

-приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений;

-рассказывать (по наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева;

- практическая работа: знакомиться с устройством термометра, проводить опыты, измерять температуру воздуха, воды, тела человека и фиксировать результаты измерений;

- оценивать свои достижения на уроке.

уч.с.,28-31

раб. тетр. С. 21,№4,с.24,№7

9.

03.10

Погода.

Р/С Двигательная активность в условиях Севера. Закаливание организма.





 Наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса;

- характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра;

- приводить примеры погодных явлений;

- сопоставлять научные и народные предсказания погоды;

- работать со взрослыми: вести наблюдения за погодой,  составить сборник народных примет своего народа;

- оценивать свои достижения на уроке.

уч.с.,32-35

раб. тетр. С.25,№3,

с.26№6

10.

05.10

В гости к осени. Экскурсия «Неживая природа осенью».



- Наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость между ними;

- определять природные объекты с помощью атласа-определителя;

- оценивать результаты своих достижений на экскурсии.

уч.с.,36-39

раб. тетр. С. 29,№4

11.

10.10

В гости к осени. Живая природа.

РС М Всякому дню забота своя. Особенности Поморского календаря – энциклопедия народной жизни






- Работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе;

- рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений);

- сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии;

- прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе;

- оценивать свои достижения на уроке.

уч.с.36-39,

раб. тетр. С.30

12.

12.10

Звездное небо.







- Находить на рисунке знакомые созвездия;

- сопоставлять иллюстрацию с описанием созвездия;

- моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея;

- находить информацию о созвездиях в дополнительной литературе,  Интернете;

- оценивать результаты свои достижения на уроке, осуществлять самопроверку.

уч.с.,40-43

раб. тетр. С.31,№3

13.

17.10

Заглянем в кладовые земли. Практическая работа «Горные породы».





- Практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды;

- различать горные породы и минералы;

- работать в паре: готовить краткие сообщения о горных породах и минералах;

- формулировать выводы;

- оценивать свои достижения на уроке.

уч.с.,44-47

раб. тетр. С.33,№3,с.34,№4

14.

19.10

Значение воздуха. Красота неба.









- Рассказывать о значении воздуха для растений, животных и человека;

- работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха;

- описывать эстетическое воздействие созерцания неба на человека;

- наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности;

- находить информацию об охране воздуха родного края;

- оценивать свои достижения на уроке.

С.48-51,

Раб.тет.с.36,№3

15.

24.10

Значение воды. Красота воды.







- Рассказывать о значении воды для растений, животных и человека;

- работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воды;

- описывать эстетическое воздействие созерцания водных просторов на человека;

- находить информацию об охране воды родного края;

- оценивать свои достижения на уроке.

уч.с.,52-55

раб. тетр. С.38,№4

16.

26.10

Какие бывают растения. Красота растений.





-Устанавливать по схеме различия между группами растений;

-работать в паре: называть и классифицировать  растения, осуществлять самопроверку;

- приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края;

- определять растения с помощью атласа-определителя;

- оценивать эстетическое воздействие растений на человека.

уч.с.,56-59

раб. тетр. С.40,№4,5

17.

31.10

Какие бывают животные.









- Работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки;

- работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщением;

- сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зелёные страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни;

- оценивать свои достижения на уроке.

уч.с.,60-63

раб. тетр. С.43,№4,с.45,№8

18.

02.11

Проверочная работа

Невидимые нити: взаимосвязь растительного и животного миров.



- Устанавливать взаимосвязи в природе;

- моделировать изучаемые взаимосвязи;

- выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей;

- оценивать свои достижения.

уч.с.,64-67

раб. тетр. С. 45-47

19.

14.11

Дикорастущие и культурные растения.






- Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения;

- осуществлять контроль и коррекцию;

- классифицировать культурные растения по определённым признакам;

- находить информацию о растениях;

- обсуждать материалы книги «Великан на поляне»;

- оценивать свои достижения на уроке.

уч.с.,68-71

раб. тетр. С.49,№3

20.

16.11

Дикие и домашние животные.





- Сравнивать и различать диких и домашних животных;

- приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека;

- рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними;

- оценивать свои достижения на уроке.

уч.с.,72-75

раб. тетр. С.52,№4,6

21.

21.11

Комнатные растения. Практическая работа «Уход за комнатными растениями».





- Узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку;

- определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса;

- оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека;

- оценивать свои достижения на уроке.

уч.с.,76-79

раб. тетр.С.54,№2,с.55,№5

22.

23.11

Животные живого уголка. Практическая работа «Уход за домашними животными».





- Рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними;

- рассказывать о своём отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы;

- осваивать приёмы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями;

- оценивать свои достижения на уроке.

уч.с.,80-83

раб. тетр. С.57,№5

23.

28.11

Породы кошек и собак.





- Определять породы кошек и собак;

- обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме;

- объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу;

- оценивать свои достижения на уроке.

уч.с.,84-87

раб. тетр. С.59,№3

24.

30.11

Красная книга.

Р/С Животные и растения водоёмов Севера, охрана животных и растений. Красная книга Арх.области.






- Выявлять причины исчезновения  изучаемых растений и животных;

- предлагать и обсуждать меры по их охране;

- использовать тексты учебника для подготовки собственного рассказа о Красной книге;

- подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору);

- оценивать свои достижения на уроке.

уч.с.,88-91

раб. тетр. С.60,№3,с.61,№5

25.

05.12

Будь природе другом! Проект «Красная книга».









- Анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них;

- знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками;

- предлагать аналогичные правила;

- распределять обязанности по выполнению проекта;

- извлекать информацию из различных источников;

- составлять собственную Красную книгу;

- презентовать Красную книгу;

- оценивать свои достижения на уроке.

уч.с.,92-95

раб.тетр.С.62,№2

с.64-65

26.

07.12

Контрольная работа по разделу «Природа».




- Выполнять тестовые задания учебника;

- оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

- оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

- формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

уч.с.,98-102

раб. тетр.С.66

Жизнь города и села (9 часов)


27.

12.12

Составные части экономики.








- Рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану, анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов;

- моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом;

- извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего села и готовить сообщение;

- оценивать свои достижения на уроке.

уч.с.,104-107

раб. тетр.С.68-69,№4,5,6

28.

14.12

Из чего что сделано.





- Классифицировать предметы по характеру материала;

- прослеживать производственные цепочки, моделировать их,  приводить примеры использования природных материалов для производства изделий;

- оценивать свои достижения на уроке.

уч.с.,108-111

раб. тетр.С.71,

№2,4

29.

19.12

Как построить дом.







- Рассказывать о строительстве городского и сельского домов (по своим наблюдениям);

- сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского;

- рассказывать о строительных объектах в своём селе;

- предлагать вопросы к тексту;

- оценивать свои достижения на уроке.

уч.с.,112-115

раб. тетр. С.72,№1

30.

21.12

Какой бывает транспорт.




- Классифицировать средства транспорта;

- узнавать транспорт служб экстренного вызова;

- запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03;

- оценивать свои достижения на уроке.

уч.с.,116-119

раб. тетр. С.75,№2,с.77,№6


31.

26.12

Культура и образование.




- Различать учреждения культуры и образования;

- приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе;

- оценивать свои достижения на уроке.

уч.с.,120-123

раб. тетр. С.79,№3,4

32.

28.12

Все профессии важны. Проект «Профессии».

Р/С Родной город, особенности труда и быта, профессии, распространённые в Арх.области.




- Рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи;

- определять названия профессий по характеру деятельности;

- обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни;

- формулировать выводы;

- распределять обязанности по подготовке проекта;

- интервьюировать респондентов об особенностях их профессий;

- оценивать свои достижения на уроке.

уч.с.,124-127

раб. тетр. С.80,№5,с.81,№3,с.82-83

33.

11.01

В гости к зиме. Экскурсия «Неживая природа зимой».






- Наблюдать над зимними погодными явлениями;

- исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов;

- распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений, следы животных;

- наблюдать за поведением зимующих птиц;

- оценивать свои достижения на уроке.

уч.с.,130-133

раб.тетр. с.85,вариант2

34.

16.01

В гости к зиме. Живая природа зимой.

РСМ Животные и растения нашего края.




- Обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий;

- формулировать правила безопасного поведения на улице зимой, вести наблюдения в природе и фиксировать их в «Научном дневнике»;

- оценивать свои достижения на уроке.

уч.с.,130-133

раб. тетр.С.87

35.

18.01

Проверочная работа по разделу «Жизнь города и села».




- Выполнять тестовые задания учебника;

- оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

- оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

- формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

уч.с.,134-139

раб. тетр.С.88

Здоровье и безопасность (9 часов)


36.

23.01

Строение тела человека.




- Называть и показывать внешние части тела человека;

- определять на муляже положение внутренних органов человека;

- моделировать внутреннее строение тела человека;

- оценивать свои достижения на уроке.

уч.с.,4-7

раб. тетр.С.4,№2, 3

37.

25.01

Если хочешь быть здоров.

Р/С Двигательная активность в условиях Севера. Закаливание организма.



- Рассказывать о своём режиме дня;

- составлять рациональный режим дня школьника;

- обсуждать сбалансированное питание школьника;

- различать продукты растительного и животного происхождения;

- формулировать правила личной гигиены и соблюдать их;

- оценивать свои достижения на уроке.

уч.с.,8-11

раб. тетр. С.6 режим,с.7,№5

38.

30.01

Берегись автомобиля!






- Моделировать сигналы светофоров;

- характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах;

- соотносить изображения и названия дорожных знаков;

- формулировать правила движения по загородной дороге;

- оценивать свои достижения на уроке.

уч.с.,12-13

раб. тетр. С.9,№2

39.

01.02

Школа пешехода. Практическая работа «Правила дорожного движения».



- Формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов;

- учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС;

- оценивать свои достижения на уроке.

уч.с.,14-17

раб. тетр. С.11

40.

06.02

Домашние опасности.






- Объяснять потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций;

- формулировать правила безопасного поведения в быту;

-узнавать правила по предложенным в учебнике знакам;

- сравнивать свои знаки с представленными в учебнике;

- оценивать свои достижения на уроке.

уч.с.,18-21

раб. тетр. С.14,№4

41.

08.02

Пожар









- Характеризовать пожароопасные предметы;

- запомнить правила предупреждения пожара;

- моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону;

- рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности;

- находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение;

- оценивать свои достижения на уроке.

уч.с.,22-25

раб. тетр. С.15,№1

42.

13.02

На воде и в лесу.

Р/С Животные и растения водоёмов Севера, охрана животных и растений. Красная книга Арх.области.




- Характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу;

- запомнить правила поведения во время купания;

- различать съедобные и ядовитые грибы;

- находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы»;

- определять с помощью атласа-определителя жалящих насекомых;

- оценивать свои достижения на уроке.

уч.с.,26-29

раб. тетр. с.17№3,с.19,№5

43.

15.02

Опасные незнакомцы.







- Характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми;

- предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях;

- моделировать звонок по телефону в полицию и МЧС;

- моделировать правила поведения в ходе ролевых игр;

- оценивать свои достижения на уроке.

уч.с.,30-35

раб. тетр. С.20,№7,С.21,№2

44.

20.02

Проверочная работа по разделу «Здоровье и безопасность».




- Выполнять тестовые задания учебника;

- оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

- оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

- формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

уч.с.,36-40

раб. тетр. С. 22

Общение (7 часов)


45.

22.02

Наша дружная семья.

РСМ Родной очаг. Семья, фамилии, семейные традиции.




- Рассказывать по рисункам и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях;

- формулировать понятие «культура общения»;

- обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи;

- моделировать ситуации семейного чтения, семейных обедов;

- оценивать свои достижения на уроке.

уч.с.,42-45

раб. тетр. С. 24,№2,3

46.

27.02

Проект «Родословная».






- Интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их  именах, отчествах, фамилиях;

- отбирать фотографии из семейного архива;

- составлять родословное древо семьи;

- презентовать свой проект;

- оценивать свои достижения на уроке.

уч.с.,46-47

раб. тетр. С. 26-27

47.

01.03

Роль школы.

РС М Мальчик из Холмогор.

М.В. Ломоносов.






- Рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе;

- обсуждать вопрос о культуре общения в школе;

- формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её;

- оценивать с нравственных позиций формы поведения;

- моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах;

- оценивать свои достижения на уроке.

уч.с.,48-51

раб. тетр. С. 28-29,с.33

48.

06.03

Правила вежливости.






- Обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения;

- формулировать привила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной;

- моделировать ситуации общения в различных ситуациях;

- оценивать свои достижения на уроке.

уч.с.,52-55

раб. тетр. С. 34,№3,5

49.

13.03

Ты и твои друзья.






- Обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России;

-обсуждать проблему подарка в день рождения друга;

- обсуждать правила поведения за столом;

- формулировать правила этикета в гостях;

- оценивать свои достижения на уроке.

уч.с.,56-59

раб. тетр. С. 38

50.

15.03

Мы – зрители и пассажиры.

РС М Путь – дорога. Морские, речные пути, железная дорога; воздушные линии, шоссе. Дорога в космос.


- Обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре) и формулировать их;

- обсуждать правила поведения в общественном транспорте и формулировать их на основе иллюстраций учебника;

- оценивать свои достижения на уроке.

уч.с.,60-63

раб. тетр. С.40,№4,С. 41,№3

51.

20.03

Контрольная работа за 3 четверть.

Обобщение по разделу «Общение».




- Выполнять тестовые задания учебника;

- оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

- оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

- формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.

уч.с.,64-68

раб. тетр. С. 42


Путешествия (17 часов)


52.

22.03

Горизонт.





- Сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта;

- различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

- анализировать текст учебника;

- формулировать вывод о форме Земли;

- оценивать свои достижения на уроке.

уч.с.,70-73

раб. тетр. С. 43,№2,с.44,№5

53.

03.04

Ориентирование на местности. Компас. Практическая работа «Как пользоваться компасом».

- Находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём селе;

- знакомиться с устройством компаса и правилами работы;

- осваивать приёмы ориентирования по компасу;

- формулировать выводы из изученного материала,  отвечать на итоговые вопросы и оценивать  свои достижения на уроке.

уч.с.,74-77

раб. тетр. С. 47

54.

05.04

Р/С Наблюдение за изменением высоты солнца над линией горизонта и происходящими в связи с этим сезонными изменениями в природе . Животный и растительный мир в разные времена года. Труд людей.

Ориентирование на местности. Природные признаки.

- Знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам.

- формулировать выводы из изученного материала,  отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

уч.с.,74-77

раб. тетр. С. 48,№6

55.

10.04

Формы земной поверхности. Красота гор.





- Сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности;

- анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе;

- сравнивать по схеме холм и гору;

- характеризовать поверхность своего края;

- оценивать свои достижения на уроке.

уч.с.,78-81

раб. тетр. С.50

56.

12.04

Водные богатства. Красота моря.








- Различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию;

-анализировать схему частей реки;

- на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края;

- обсуждать эстетическое воздействие моря на человека;

- составлять фото-рассказ на тему «Красота моря»;

- оценивать свои достижения на уроке.

уч.с.,82-85

раб. тетр. С.53

57.

17.04

В гости к весне. Экскурсия «Неживая природа весной».





- Наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»;

- формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека;

- оценивать свои достижения на уроке.

уч.с.,86-89

раб. тетр. С. 55

58.

19.04

Живая природа весной.

Проверочная работа по теме «Формы земной поверхности».






- Рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края;

- знакомиться с изменениями в неживой и живой природе весной;

- моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе;

- наблюдать весенние явления в природе и фиксировать свои наблюдения в рабочей тетради;

- оценивать свои достижения на уроке.

уч.с.,86-89

раб. тетр. С.58

59.

24.04

Россия на карте. Практическая работа «Как читать карту».





- Сравнивать изображение России на глобусе и карте;

- соотносить пейзажи России на фотографиях с местоположением их на физической карте России;

- осваивать приёмы чтения карты;

- учиться правильно показывать объекты на настенной карте;

- оценивать свои достижения на уроке.

уч.с.,90-95

раб. тетр. С.61

60.

26.04

Проект «Города России».






 Распределять обязанности по выполнению проекта;

- в дополнительных источниках находить сведения  об истории и достопримечательностях избранного для исследования города;

- составлять презентацию своего исследования;

- презентовать свои проекты;

- оценивать свои достижения на уроке.

уч.с.,96-97

раб. тетр. С. 62-63

61.

03.05

Путешествие по Москве.







- Находить Москву на карте России;

- знакомиться с планом Москвы;

- описывать достопримечательности по фотографиям;

- отличать герб Москвы от гербов других городов;

- совершить виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета;

- оценивать свои достижения на уроке.

уч.с.,98-101

раб. тетр. С. 65

с.66,№6

62.

08.05

Московский Кремль. Красная площадь.






- Обсуждать значение Московского Кремля и Красной площади для каждого жителя России;

- находить на фотографии достопримечательности Кремля и Красную площадь;

- находить сведения об истории Кремля и красной площади, - готовить сообщение;

- оценивать свои достижения на уроке.

уч.с.,102-107

раб. тетр. С. 69

63.

10.05

Город на Неве.







- Находить Санкт-Петербург на карте России;

- знакомиться с планом Санкт-Петербурга;

- описывать достопримечательности по фотографиям;

- отличать герб Санкт-Петербурга  от гербов других городов;

- совершить виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу  с помощью Интернета;

- оценивать свои достижения на уроке.

уч.с.,108-113

раб. тетр. С.71,№4

с.72,№6

64.

15.05

Путешествие по планете.

РСМ Наш Северный край. Архангельская область, Архангельск – областной центр.



- Сравнивать глобус и карту мира;

- находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки;

- соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира;

- оценивать свои достижения на уроке.

уч.с.,114-117

раб. тетр. С. 74-75

65.

17.05

Путешествие по материкам.

Контрольная работа за год.




- Находить материки на карте мира;

- знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации;

- готовить сообщения и выступать с ними перед классом;

- оценивать свои достижения на уроке.

уч.с.,118-123

раб. тетр. С.78

проект с.82

66.

22.05

Страны мира. Проект «Страны мира».







- Сравнивать физическую и политическую карты мира;

- находить и показывать на политической карте мира территорию Россию и других стран;

- определять, каким странам принадлежат представленные флаги;

- распределять обязанности по выполнению проекта;

- готовить сообщения о выбранных странах;

- подбирать фотографии достопримечательностей;

- оценивать свои достижения на уроке.

уч.с.,124-127

раб. тетр.

С. 79,№3,с.81

67.

24.05

В гости к лету.

Экскурсия «Впереди лето».






- Определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя;

- приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе;

- рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям;

-за лето подготовить фото-рассказ по темам «Красота лета», «Красота животных»;

- оценивать свои достижения на уроке.

уч.с.,130-133

раб. тетр. С.85

68.

29.05

Обобщение по разделу «Путешествия».




- Выполнять тестовые задания учебника;

- оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

- оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

- формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Календарно-тематическое планирование 2 класс окружающий мир Школа России 2017-2018

Автор: Абакумова Елена Анатольевна

Дата: 13.08.2017

Номер свидетельства: 425352


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства