Календарно-тематическое планирование 2 класс окружающий мир Школа России 2017-2018
Календарно-тематическое планирование 2 класс окружающий мир Школа России 2017-2018
Учебник Плешакова А.А. 2 урока в неделю. За год 68 часов. При составлении планирования учтены новые требования. Региональное содержание для Архангельска. Домашнее задание указано в последней колонке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование 2 класс окружающий мир Школа России 2017-2018»
Практическая часть программы
Окружающий мир 2 класс
Вид работы
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Год
Проект
1
2
1
2
6
Контрольная работа
-
1
1
1
3
Практическая работа
2
2
1
2
7
Проверочные работы
2
-
2
1
5
Экскурсии
1
-
1
2
4
РС
2
2
2
1
7
РСМ
3
-
4
1
8
Региональное содержание
№
Тема
Содержание
4
Моя малая Родина
Родной город, памятники истории и культуры, достопримечательности.
9
Здоровье человека, живущего на Севере
Двигательная активность в условиях Севера. Закаливание организма.
24
Животные и растения Севера
Животные и растения водоёмов Севера, охрана животных и растений. Красная книга Арх.области.
32
Моя малая Родина
Родной город, особенности труда и быта, профессии, распространённые в Арх.области.
37
Здоровье человека, живущего на Севере
Двигательная активность в условиях Севера. Закаливание организма.
42
Животные и растения Севера
Животные и растения водоёмов Севера, приспособления к климатическим условиям. Охрана животных и растений. Красная книга Арх.области.
54
Времена года на Севере
Наблюдение за изменением высоты солнца над линией горизонта и происходящими в связи с этим сезонными изменениями в природе (практ работа). Животный и растительный мир в разные времена года. Труд людей.
Контрольные работы
II четверть
Контрольная работа (тест) по теме «Природа»
Вариант 1
А1. Что относится к живой природе?
1 – вулкан 3 – дуб
2 – сосулька 4 – звезда
А2. Что является осадками?
1 – дождь 3 – ветер
2 – гололёд 4 – метель
А3. Сколько созвездий в зодиаке?
1 – девять 3 – двенадцать
2 – десять 4 – пятнадцать
А4. Как ты можешь помочь в охране воздуха?
1 – меньше дышать 3 – не ездить в автобусе
2 – высаживать деревья 4 – бороться с браконьерами
А5. Какое растение является кустарником?
1 – клён 3 – репейник
2 – кедр 4 – смородина
А6. Что называют невидимыми нитями природы?
1 – паутину в лесу 3 – грибницу
2 – корни деревьев 4 – связи в природе
А7. Какое домашнее животное даёт человеку шерсть?
1 – кошка 3 – курица
2 – овца 4 – корова
А8. Почему Красная книга одета в красный переплёт?
1 – это красиво
2 – это сигнал опасности
3 – это сигнал того, что животные и растения спасены
4 – красный цвет выбран случайно
В1. Какого явления природы не бывает весной?
1 – таяния снега 3 – листопада
2 – грозы 4 – снегопада
В2. Как нельзя использовать реки?
1 – для получения электроэнергии
2 – для купания
3 – для мытья машин
4 – для полива растений
В3. Какое животное здесь лишнее?
1 – страус 3 – синица
2 – орёл 4 – белка
С1. Каких животных кормят шишки с семенами?
1 – белку 3 – мышь
2 – синицу 4 – ежа
С2. О каких растениях и животных рассказывают страницы Красной книги?
1 – об исчезающих 3 – о красивых
2 – об ископаемых 4 – о восстановленных
Вариант 2
А1. Что не относится к явлениям природы?
1 – буран 3 – полив растений
2 – гром 4 – осадки
А2. Какое сезонное природное явление относится к осени?
1 – цветение растений 3 – образование сосулек
2 – морозы 4 – листопад
А3. Что образуют полевой шпат, кварц и слюда?
1 – мрамор 3 – известняк
2 – гранит 4 – кремень
А4. Чтобы беречь воду, нужно:
1 – закрывать кран 3 – не купаться в реке
2 – реже мыть руки 4 – меньше пить
А5. Какое животное относится к рыбам?
1 – щука 3 – утка
2 – пингвин 4 – лягушка
А6. Какой кустарник является культурным?
1 – акация 3 – смородина
2 – орешник 4 – калина
А7. Какой водой надо поливать комнатные растения?
1 – горячей 3 – кипячёной
2 – холодной 4 – комнатной температуры
А8. Собак какой породы используют пограничники?
1 – лайка 3 – восточноевропейская овчарка
2 – спаниель 4 – болонка
В1. Что не является признаком живых организмов?
1 – они дышат 3 – они думают
2 – они питаются 4 – они растут
В2. Как называется наука о погоде?
1 – метеорология 3 – биология
2 – экология 4 – математика
В3. Какого цвета воздух?
1 – белого 3 – бесцветный
2 – голубого 4 – серого
С1. Какое утверждение верное?
1 – Тело птиц покрыто перьями.
2 – У зверей две конечности.
3 – У насекомых четыре пары ног.
4 – Тело рыб покрыто шерстью.
С2. Из каких культурных растений пекут хлеб?
1 – из овса 3 – из гречихи
2 – из ячменя 4 – из пшеницы
III четверть
Контрольная работа (тест) по теме «Жизнь города и села»
Вариант 1
А1. Кто работает в торговле?
1 – продавец 3 – сталевар
2 – врач 4 – учитель
А2. Что делают из металла?
1 – ткань 3 – книги
2 – автомобили 4 – мебель
А3. Какая техника нужна для строительства дома?
1 – бетономешалка 3 – троллейбус
2 – каток 4 – поливальная машина
А4. К какому виду транспорта относится такси?
1 – к грузовому 3 – к специальному
2 – к пассажирскому 4 – к спортивному
А5. Что относится к учреждениям культуры?
1 – школа 3 – больница
2 – театр 4 – милиция
А6. Кто в работе использует грим, костюмы, сцену?
1 – учёный 3 – повар
2 – учитель 4 – актёр
А7. Какие сезонные изменения происходят в природе зимой?
1 – птицы улетают в тёплые края
2 – деревья сбрасывают листву
3 – осадки выпадают в виде снега
4 – звери выводят детёнышей
А8. Какое дерево кормит зимой снегирей?
1 – ель 3 – рябина
2 – сосна 4 – дуб
В1. Какая машина роет котлован для фундамента?
1 – экскаватор 3 – самосвал
2 – подъёмный кран 4 – бетономешалка
В2. К какому виду транспорта относятся паром, теплоход, катер?
1 – к воздушному 3 – к водному
2 – к наземному 4 – к подземному
В3. Где работает ткачиха?
1 – в школе 3 – на фабрике
2 – в больнице 4 – в столовой
С1. Что может быть выставлено в музеях?
1 – клетки с животными 3 – чучела животных
2 – живые цветы 4 – конфеты
С2. На чём писали в древние времена?
1 – на песке 3 – на воде
2 – на папирусе 4 – на шёлке
Вариант 2
А1. Кто работает в сельском хозяйстве?
1 – конструктор 3 – доярка
2 – актёр 4 – товаровед
А2. Что делают из глины?
1 – бумагу 3 – кирпич
2 – одежду 4 – инструменты
А3. Какая техника нужна для поднятия грузов на высоту?
1 – экскаватор 3 – самосвал
2 – подъёмный кран 4 – бульдозер
А4. Какой автомобиль относится к специальному виду транспорта?
1 – метро 3 – машина скорой помощи
2 – самолёт 4 – автобус
А5. Что относится к образовательным учреждениям?
1 – университет 3 – выставка
2 – больница 4 – музей
А6. Что необходимо для работы повару?
1 – нитки 3 – сито
2 – микроскоп 4 – указка
А7. Какого явления природы не бывает зимой?
1 – снегопада 3 – радуги
2 – замерзания рек 4 – морозов
А8. Чем питаются лоси и зайцы?
1 – травой под снегом 3 – опавшими листьями
2 – корой молодых деревьев 4 – хвоей
В1. Что не нужно на стройке?
1 – автокран 3 – бульдозер
2 – землеройная машина 4 – комбайн
В2. Какое транспортное средство здесь лишнее?
1 – паровоз 3 – пароход
2 – теплоход 4 – баржа
В3. Кто не работает в кафе?
1 – официант 3 – стоматолог
2 – повар 4 – буфетчик
С1. Кто работает в учреждениях культуры?
1 – кондитер 3 – кондуктор
2 – конструктор 4 – режиссёр
С2. Люди какой профессии могут работать и в городе, и в селе?
1 – учитель 3 – инженер
2 – агроном 4 – доярка
Контрольная работа (тест) по теме «Здоровье и безопасность»
Вариант 1
А1. Как называется часть тела человека, в которой располагаются внутренние органы?
1 – конечности 3 – шея
2 – туловище 4 – голова
А2. Что может быть одно на всю семью?
1 – носовой платок 3 – зубная щётка
2 – мыло 4 – расчёска
А3. Какое утверждение верное?
1 – Дорогу можно переходить на зелёный сигнал светофора.
2 – Если нет светофора, дорогу переходить нельзя.
3 – По зебре дорогу можно переходить на любой сигнал светофора.
4 – Если есть знак перехода, то можно не смотреть на дорогу.
А4. Какими предметами в доме можно играть детям?
1 – острыми 3 – кубиками
2 – электрическими 4 – лекарствами
А5. По какому телефону вызывают пожарных?
1 – 04 3 – 03
2 – 02 4 – 01
А6. Найди неверное утверждение.
1 – Купаться в водоёме нужно под присмотром взрослых.
2 – Нельзя купаться в незнакомом месте.
3 – В холодной воде купаться нельзя.
4 – На пляж можно ходить без взрослых.
А7. Что делать, если не можешь определить гриб?
1 – положить в корзинку
2 – попробовать на вкус
3 – не брать
4 – понюхать
А8. Кому можно открыть дверь, если ты дома один?
1 – милиционеру 3 – почтальону
2 – слесарю 4 – маме или папе
В1. Как часто надо чистить зубы?
1 – через час 3 – два раза в день
2 – один раз в день 4 – после еды
В2. Чего нельзя делать, если почувствовал запах газа?
1 – открывать окно 3 – звонить по телефону 04
2 – включать свет 4 – проверять, закрыты ли краны на плите
В3. Какое животное может быть опасно для человека?
1 – змея 3 – лиса
2 – лягушка 4 – ёж
С1. Что делать, если потерял родителей в незнакомом месте?
1 – стоять там, где потерял родителей
2 – пойти с любым человеком, который предложит тебе помощь
3 – пытаться найти дорогу домой самому
4 – громко кричать, не обращая внимания на окружающих
С2. Какие органы входят в отделы «внутренней кухни» человека?
1 – желудок 3 – сердце
2 – ухо 4 – лёгкие
Вариант 2
А1. Как называется орган дыхания человека?
1 – лёгкие 3 – сердце
2 – желудок 4 – грудь
А2. Как должен падать свет при письме?
1 – слева 3 – сверху
2 – справа 4 – со всех сторон
А3. На какой сигнал светофора можно переходить дорогу?
1 – на зелёный
2 – на жёлтый и зелёный
3 – на все, если есть зебра
4 – на все, если это перекрёсток
А4. По какому телефону надо звонить, если в квартире что-то загорится?
1 – 01 3 – 09
2 – 02 4 – 03
А5. Что обязательно нужно сообщить, когда вызываешь пожарных?
1 – свой рост 3 – причину возникновения пожара
2 – свой адрес 4 – свой возраст
А6. Что можно делать в воде?
1 – удерживать своего друга в воде
2 – переворачивать матрас
3 – спокойно плавать с товарищем
4 – перегибаться через край лодки
А7. Какая ягода ядовитая?
1 – волчье лыко 3 – брусника
2 – черника 4 – клюква
А8. В каком случае можно пойти с незнакомым человеком?
1 – если он просит показать дорогу
2 – если он пришёл по поручению мамы
3 – если он приглашает покататься
4 – ни в каком случае
В1. Почему надо мыть руки часто?
1 – чтобы сохранить кожу
2 – чтобы руки были красивыми
3 – чтобы не заболеть
4 – чтобы не расстраивать родителей
В2. Что при возгорании нельзя заливать водой?
1 – мебель 3 – одежду
2 – электроприборы 4 – шторы
В3. Что делать, если пчела залетела в комнату?
1 – поймать её 3 – махать руками
2 – открыть окно 4 – бегать по комнате
С1. Что делать, если гроза застала тебя в лесу?
1 – встать под высокое дерево
2 – выйти на открытое место
3 – спрятаться в кустарнике
4 – купаться в реке
С2. Чем опасны незнакомые водоёмы?
1 – там могут быть опасные ямы и течения
2 – там живут рыбы
3 – там купаются незнакомые люди
4 – там песчаное дно
Контрольная работа (тест) по теме «Общение»
Вариант 1
А1. Кто не является членом семьи?
1 – брат 3 – внук
2 – бабушка 4 – друг
А2. Для чего дети ходят в школу?
1 – отдыхать 3 – получать знания
2 – играть 4 – общаться с друзьями
А3. Каких помещений не бывает в школе?
1 – столовой 3 – учебных кабинетов
2 – парикмахерской 4 - медпункта
А4. Что нужно сказать при встрече с учителем?
1 – здравствуйте 3 – привет
2 – благодарю 4 – как дела?
А5. Кого надо пропустить в дверь первым?
1 – друга 3 – маму
2 – брата 4 – папу
А6. Что можно подарить девочке на день рождения?
1 – мамины бусы 3 – ненужную книгу
2 – старую игрушку 4 – цветы
А7. Что нельзя брать в театр и кинотеатр?
1 – животных 3 – бинокль
2 – программку 4 – очки
А8. Как невежливо вести себя в театре после спектакля?
1 – тихо уйти 3 – кричать «браво»
2 – аплодировать 4 – дарить цветы
В1. Какие обязанности в семье есть у детей?
1 – помогать взрослым по дому
2 – помогать зарабатывать деньги
3 – вместе отдыхать
4 – готовить ужин
В2. Какие обязанности в школе не надо выполнять учащимся?
1 – дежурить по классу 3 – ходить на родительские собрания
2 – учиться 4 – выполнять правила поведения
В3. Какой кусок торта надо взять с блюда?
1 – самый красивый 3 – самый большой
2 – самый крайний 4 – самый вкусный
С1. В каких школьных кабинетах нужно соблюдать особые правила безопасности?
1 – в кабинете химии 3 – в кабинете истории
2 – в кабинете математики 4 – в кабинете русского языка
3 – пытаться найти дорогу домой самому
4 – громко кричать, не обращая внимания на окружающих
С2. Укажи сказку о дружной семье.
1 – «Репка» 3 – «Кот в сапогах»
2 – «Золушка» 4 – «Колобок»
Вариант 2
А1. Кто должен делать уборку в доме?
1 – мама 3 – дети
2 – бабушка 4 – вся семья
А2. Кто не работает в школе?
1 – врач 3 – директор
2 – учитель 4 – инженер
А3. Какого правила поведения в школе не существует?
1 – если прозвенел звонок, надо идти на урок
2 – нельзя мусорить в школе
3 – на переменах можно бегать по коридору
4 – на уроке нельзя мешать учителю и одноклассникам
А4. Что нужно говорить после обеда?
1 – извините 3 – пока
2 – до свидания 4 – спасибо
А5. Что нужно сделать сначала, позвонив по телефону?
1 – извиниться 3 – попросить позвать того, кому звонишь
2 – поздороваться 4 – спросить, с кем ты говоришь
А6. Что можно делать во время киносеанса?
1 – вскакивать с места 3 – выйти, извинившись
2 – разговаривать 4 – махать руками
А7. Что не является самым ценным в дружбе?
1 – обмен игрушками 3 – любовь и уважение друг к другу
2 – согласие 4 – взаимная помощь
А8. Как поступить, если подарок не понравился?
1 – отдать назад 3 – поблагодарить
2 – обидеться 4 – выбросить
В1. Чего дети не должны делать?
1 – мыть посуду 3 – делать ремонт
2 – пылесосить 4 – ходить в магазин
В2. Что невежливо делать за столом?
1 – отламывать кусочек хлеба
2 – есть курицу руками
3 – читать
4 – вынимать ложку из чашки
В3. Что опасно делать в метро?
1 – подходить к краю платформы
2 – ехать на эскалаторе
3 – проходить через турникет
4 – ехать в вагоне стоя
С1. Какое «волшебное» слово из рассказа В.Осеевой помогло мальчику?
1 – здравствуй 3 – до свидания
2 – спасибо 4 – пожалуйста
С2. Кому не нужно уступать место в общественном транспорте?
1 – пожилым людям 3 – пассажирам с детьми
2 – инвалидам 4 - одноклассникам
IV четверть
Контрольная работа (тест) по теме «Путешествия»
Вариант 1
А1. Какой стороны горизонта не существует?
1 – севера 3 – восхода
2 – юга 4 – запада
А2. Какой конец стрелки компаса должен совпадать с буквой С?
1 – любой 3 – красный
2 – синий 4 – чёрный
А3. Как называются небольшие возвышения на равнинах?
1 – горы 3 – овраги
2 – холмы 4 - балки
А4. Что называют устьем реки?
1 – начало реки
2 – место впадения в другую реку или море
3 – реку, которая впадает в другую реку
4 – самое узкое место реки
А5. Где на карте показан север?
1 – вверху 3 – слева
2 – внизу 4 – справа
А6. Почему Москва является главным городом нашей страны?
1 – он самый красивый
2 – он самый большой
3 – он находится в центре страны
4 – в нём находятся президент и правительство
А7. Как называются огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой?
1 – страны 3 – океаны
2 – материки 4 – острова
А8. Укажи материк, на котором расположена наша страна.
1 – Австралия 3 – Южная Америка
2 – Евразия 4 – Африка
В1. Какая сторона горизонта показана на компасе между буквами Ю и З?
1 – север 3 – юго-запад
2 – восток 4 – северо-восток
В2. Как можно укрепить склон оврага?
1 – посадить кусты 3 – посыпать песком
2 – посеять траву 4 – покрыть асфальтом
В3. Где живут белые медведи?
1 – на Кавказе
2 – на побережье Северного Ледовитого океана
3 – на Дальнем Востоке
4 – в Уральских горах
С1. Какие объекты не обозначены на карте?
1 – горы 3 – реки
2 – дома 4 – острова
С2. Какое название относится к морям России?
1 – Чёрное 3 – Ладожское
2 – Байкал 4 – Средиземное
Вариант 2
А1. Что определяют с помощью компаса?
1 – расстояние 3 – температуру воды
2 – стороны горизонта 4 – виды осадков
А2. Как называются большие участки суши, имеющие ровную или почти ровную
поверхность?
1 – холмы 3 – овраги
2 – равнины 4 – горы
А3. Что не относится к водоёмам?
1 – река 3 – бассейн
2 – озеро 4 – ручей
А4. Как называют начало реки?
1 – приток 3 – исток
2 – устье 4 – рукав
А5. Какая сторона горизонта показана на карте слева?
1 – север 3 – запад
2 – юг 4 – восток
А6. Кто основал Санкт-Петербург?
1 – Юрий Долгорукий 3 – Дмитрий Донской
2 – Иван Третий 4 – Пётр Первый
А7. На сколько океанов делится Мировой океан?
1 – на три 3 – на пять
2 – на четыре 4 – на шесть
А8. Какая страна носит то же самое название, что и материк?
1 – Соединённые Штаты Америки 3 – Австралия
2 – Россия 4 – Великобритания
В1. В какую сторону надо выходить из леса, если заходил в него, двигаясь на север?
1 – на север 3 – на восток
2 – на запад 4 – на юг
В2. Найди неверное утверждение.
1 – Весной птицы вьют гнёзда.
2 – Весной река освобождается ото льда.
3 – Весной появляются проталины.
4 – Весной птицы улетают на юг.
В3. Что на карте показано зелёным цветом?
1 – низменности 3 – возвышенности
2 – горы 4 – вся суша
С1. Людям какой профессии необходим компас?
1 – морякам 3 – врачам
2 – учителям 4 – парикмахерам
С2. В какую сторону дует северный ветер?
1 – на север 3 – на запад
2 – на юг 4 – на восток
Календарно – тематическое планирование
уроков ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА во 2 классе
2 часа в неделю (68 часов)
Плешаков. А. А. Окружающий мир. 2 класс : учебник для общеобразовательных учреждений : в 2 ч. /
А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2017 г.
Где мы живём (6 часов)
№п/п
Дата
Наименование разделов, тем
Планируемые результаты
«Выпускник научится»
Домашнее задание
1.
05.09
Беседа по технике безопасности. Знакомство с учебником.
- Повторять правила поведения на уроке, обращения с книгой;
- ориентироваться в учебнике по окружающему миру;
- рассматривать иллюстрации, соотносить их содержанием текста в учебнике.
- знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий.
- находить нужный раздел и нужный параграф в содержании учебника.
- оценивать свои достижения на уроке.
уч.с.3-7,
отвечать на вопр.
2.
07.09
Родная страна.
РС М Всякому мила своя сторона. Родной город.
- Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
- различать государственные символы России (герб, флаг, гимн), отличать герб, флаг России от гербов, и флагов других стран; исполнять гимн России;
- анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны, приводить примеры народов России, различать национальные языки и государственный язык России;
- работать со взрослыми: извлекать из различных источников сведения о символах России;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
раб. тетр. С. 7,№3
с.8 праздник в Архангельске, написать о нём
3.
12.09
Город и село. Наш дом.
- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- сравнивать город и село;
- рассказывать о своём доме по плану;
- формулировать выводы;
- распределять обязанности по выполнению проекта;
- собирать информацию о выдающихся земляках;
- оценивать свои достижения на уроке.
с.8-11
раб. тетр. С. 9,№2
с.10,№3 в деревне
подготовка проекта
4.
14.09
Проект «Мой родной город».
Р/С Родной город, памятники истории и культуры, достопримечательности.
- Проводить презентацию с демонстрацией фотографий;
- оценивать свои достижения.
5.
19.09
Природа и рукотворный мир.
РС М Времена года на Севере
- Различать объекты природы и предметы рукотворного мира; работать в паре и группе;
- классифицировать объекты окружающего мира;
- формулировать выводы из изученного материала;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
уч.с.,15-17
раб. тетр. С.15,№3,4
6.
21.09
Проверочная работа. Обобщение по разделу «Где мы живем».
- Выполнять тестовые задания учебника;
- оценивать свои достижения и достижения учащихся.
уч.с.,18-22
раб. тетр. С. 16
Природа (20 часов)
7.
26.09
Неживая и живая природа. Связи между живой и неживой природой.
- Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
- классифицировать объекты природы по существенным признакам;
- различать объекты неживой и живой природы;
- работать в паре: обсуждать свои выводы, осуществлять самопроверку;
- устанавливать связи между живой и неживой природой;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
уч.с.,24-27
раб. тетр. С. 17,№2,с.18,№5
8.
28.09
Явления природы. Практическая работа «Измерение температуры».
-Работать в паре: различать объекты и явления природы;
-приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений;
-рассказывать (по наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева;
- практическая работа: знакомиться с устройством термометра, проводить опыты, измерять температуру воздуха, воды, тела человека и фиксировать результаты измерений;
- оценивать свои достижения на уроке.
уч.с.,28-31
раб. тетр. С. 21,№4,с.24,№7
9.
03.10
Погода.
Р/С Двигательная активность в условиях Севера. Закаливание организма.
Наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса;
- характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра;
- приводить примеры погодных явлений;
- сопоставлять научные и народные предсказания погоды;
- работать со взрослыми: вести наблюдения за погодой, составить сборник народных примет своего народа;
- оценивать свои достижения на уроке.
уч.с.,32-35
раб. тетр. С.25,№3,
с.26№6
10.
05.10
В гости к осени. Экскурсия «Неживая природа осенью».
- Наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость между ними;
- определять природные объекты с помощью атласа-определителя;
- оценивать результаты своих достижений на экскурсии.
уч.с.,36-39
раб. тетр. С. 29,№4
11.
10.10
В гости к осени. Живая природа.
РС М Всякому дню забота своя. Особенности Поморского календаря – энциклопедия народной жизни
- Работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе;
- рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений);
- сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии;
- прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе;
- находить информацию о созвездиях в дополнительной литературе, Интернете;
- оценивать результаты свои достижения на уроке, осуществлять самопроверку.
уч.с.,40-43
раб. тетр. С.31,№3
13.
17.10
Заглянем в кладовые земли. Практическая работа «Горные породы».
- Практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды;
- различать горные породы и минералы;
- работать в паре: готовить краткие сообщения о горных породах и минералах;
- формулировать выводы;
- оценивать свои достижения на уроке.
уч.с.,44-47
раб. тетр. С.33,№3,с.34,№4
14.
19.10
Значение воздуха. Красота неба.
- Рассказывать о значении воздуха для растений, животных и человека;
- работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха;
- описывать эстетическое воздействие созерцания неба на человека;
- наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности;
- находить информацию об охране воздуха родного края;
- оценивать свои достижения на уроке.
С.48-51,
Раб.тет.с.36,№3
15.
24.10
Значение воды. Красота воды.
- Рассказывать о значении воды для растений, животных и человека;
- работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воды;
- описывать эстетическое воздействие созерцания водных просторов на человека;
- находить информацию об охране воды родного края;
- оценивать свои достижения на уроке.
уч.с.,52-55
раб. тетр. С.38,№4
16.
26.10
Какие бывают растения. Красота растений.
-Устанавливать по схеме различия между группами растений;
-работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку;
- приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края;
- определять растения с помощью атласа-определителя;
- оценивать эстетическое воздействие растений на человека.
уч.с.,56-59
раб. тетр. С.40,№4,5
17.
31.10
Какие бывают животные.
- Работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки;
- работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщением;
- сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зелёные страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни;
- оценивать свои достижения на уроке.
уч.с.,60-63
раб. тетр. С.43,№4,с.45,№8
18.
02.11
Проверочная работа
Невидимые нити: взаимосвязь растительного и животного миров.
- Устанавливать взаимосвязи в природе;
- моделировать изучаемые взаимосвязи;
- выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей;
- оценивать свои достижения.
уч.с.,64-67
раб. тетр. С. 45-47
19.
14.11
Дикорастущие и культурные растения.
- Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения;
- осуществлять контроль и коррекцию;
- классифицировать культурные растения по определённым признакам;
- находить информацию о растениях;
- обсуждать материалы книги «Великан на поляне»;
- оценивать свои достижения на уроке.
уч.с.,68-71
раб. тетр. С.49,№3
20.
16.11
Дикие и домашние животные.
- Сравнивать и различать диких и домашних животных;
- приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека;
- рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними;
- оценивать свои достижения на уроке.
уч.с.,72-75
раб. тетр. С.52,№4,6
21.
21.11
Комнатные растения. Практическая работа «Уход за комнатными растениями».
- Узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку;
- определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса;
- оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека;
- оценивать свои достижения на уроке.
уч.с.,76-79
раб. тетр.С.54,№2,с.55,№5
22.
23.11
Животные живого уголка. Практическая работа «Уход за домашними животными».
- Рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними;
- рассказывать о своём отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы;
- осваивать приёмы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями;
- оценивать свои достижения на уроке.
уч.с.,80-83
раб. тетр. С.57,№5
23.
28.11
Породы кошек и собак.
- Определять породы кошек и собак;
- обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме;
- объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу;
- оценивать свои достижения на уроке.
уч.с.,84-87
раб. тетр. С.59,№3
24.
30.11
Красная книга.
Р/С Животные и растения водоёмов Севера, охрана животных и растений. Красная книга Арх.области.
- Выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных;
- предлагать и обсуждать меры по их охране;
- использовать тексты учебника для подготовки собственного рассказа о Красной книге;
- подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору);
- оценивать свои достижения на уроке.
уч.с.,88-91
раб. тетр. С.60,№3,с.61,№5
25.
05.12
Будь природе другом! Проект «Красная книга».
- Анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них;
- знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками;
- оценивать бережное или потребительское отношение к природе;
- формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.
уч.с.,64-68
раб. тетр. С. 42
Путешествия (17 часов)
52.
22.03
Горизонт.
- Сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта;
- различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
- анализировать текст учебника;
- формулировать вывод о форме Земли;
- оценивать свои достижения на уроке.
уч.с.,70-73
раб. тетр. С. 43,№2,с.44,№5
53.
03.04
Ориентирование на местности. Компас. Практическая работа «Как пользоваться компасом».
- Находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём селе;
- знакомиться с устройством компаса и правилами работы;
- осваивать приёмы ориентирования по компасу;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
уч.с.,74-77
раб. тетр. С. 47
54.
05.04
Р/С Наблюдение за изменением высоты солнца над линией горизонта и происходящими в связи с этим сезонными изменениями в природе . Животный и растительный мир в разные времена года. Труд людей.
Ориентирование на местности. Природные признаки.
- Знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам.
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
уч.с.,74-77
раб. тетр. С. 48,№6
55.
10.04
Формы земной поверхности. Красота гор.
- Сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности;
- анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе;
- сравнивать по схеме холм и гору;
- характеризовать поверхность своего края;
- оценивать свои достижения на уроке.
уч.с.,78-81
раб. тетр. С.50
56.
12.04
Водные богатства. Красота моря.
- Различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию;
-анализировать схему частей реки;
- на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края;
- обсуждать эстетическое воздействие моря на человека;
- составлять фото-рассказ на тему «Красота моря»;
- оценивать свои достижения на уроке.
уч.с.,82-85
раб. тетр. С.53
57.
17.04
В гости к весне. Экскурсия «Неживая природа весной».
- Наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»;
- формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека;
- оценивать свои достижения на уроке.
уч.с.,86-89
раб. тетр. С. 55
58.
19.04
Живая природа весной.
Проверочная работа по теме «Формы земной поверхности».
- Рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края;
- знакомиться с изменениями в неживой и живой природе весной;
- моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе;
- наблюдать весенние явления в природе и фиксировать свои наблюдения в рабочей тетради;
- оценивать свои достижения на уроке.
уч.с.,86-89
раб. тетр. С.58
59.
24.04
Россия на карте. Практическая работа «Как читать карту».
- Сравнивать изображение России на глобусе и карте;
- соотносить пейзажи России на фотографиях с местоположением их на физической карте России;
- осваивать приёмы чтения карты;
- учиться правильно показывать объекты на настенной карте;
- оценивать свои достижения на уроке.
уч.с.,90-95
раб. тетр. С.61
60.
26.04
Проект «Города России».
Распределять обязанности по выполнению проекта;
- в дополнительных источниках находить сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города;
- составлять презентацию своего исследования;
- презентовать свои проекты;
- оценивать свои достижения на уроке.
уч.с.,96-97
раб. тетр. С. 62-63
61.
03.05
Путешествие по Москве.
- Находить Москву на карте России;
- знакомиться с планом Москвы;
- описывать достопримечательности по фотографиям;
- отличать герб Москвы от гербов других городов;
- совершить виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета;
- оценивать свои достижения на уроке.
уч.с.,98-101
раб. тетр. С. 65
с.66,№6
62.
08.05
Московский Кремль. Красная площадь.
- Обсуждать значение Московского Кремля и Красной площади для каждого жителя России;
- находить на фотографии достопримечательности Кремля и Красную площадь;
- находить сведения об истории Кремля и красной площади, - готовить сообщение;
- оценивать свои достижения на уроке.
уч.с.,102-107
раб. тетр. С. 69
63.
10.05
Город на Неве.
- Находить Санкт-Петербург на карте России;
- знакомиться с планом Санкт-Петербурга;
- описывать достопримечательности по фотографиям;
- отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов;
- совершить виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу с помощью Интернета;
- оценивать свои достижения на уроке.
уч.с.,108-113
раб. тетр. С.71,№4
с.72,№6
64.
15.05
Путешествие по планете.
РСМ Наш Северный край. Архангельская область, Архангельск – областной центр.
- Сравнивать глобус и карту мира;
- находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки;
- соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира;
- оценивать свои достижения на уроке.
уч.с.,114-117
раб. тетр. С. 74-75
65.
17.05
Путешествие по материкам.
Контрольная работа за год.
- Находить материки на карте мира;
- знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации;
- готовить сообщения и выступать с ними перед классом;
- оценивать свои достижения на уроке.
уч.с.,118-123
раб. тетр. С.78
проект с.82
66.
22.05
Страны мира. Проект «Страны мира».
- Сравнивать физическую и политическую карты мира;
- находить и показывать на политической карте мира территорию Россию и других стран;
- определять, каким странам принадлежат представленные флаги;
- распределять обязанности по выполнению проекта;
- готовить сообщения о выбранных странах;
- подбирать фотографии достопримечательностей;
- оценивать свои достижения на уроке.
уч.с.,124-127
раб. тетр.
С. 79,№3,с.81
67.
24.05
В гости к лету.
Экскурсия «Впереди лето».
- Определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя;
- приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе;
- рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям;
-за лето подготовить фото-рассказ по темам «Красота лета», «Красота животных»;