№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Основные виды учебной деятельности | Планируемые результаты освоения материала | Универсальные учебные действия |
1 четверть (9 часов) Как работать с учебником (1 час) |
1 | | Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником. | Урок введения в новую тему. | Анализировать и сравнивать учебник, рабочую тетрадь. Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий. | Знание структуры учебника. Умение подбирать необходимые инструменты и материалы, необходимые для изготовления изделий. | Использовать знаково-символические средства, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
Земледелие (1 час) |
2 | | Деятельность человека на земле. Практическая работа «Выращивание лука». | Урок-практика. | Искать и анализировать информацию о земледелии. Составлять рассказ о профессиях на основе наблюдений и собственного опыта. | Знание понятия «земледелие», профессий: садовод, овощевод. Умение составить небольшой рассказ на основе своих наблюдений и опыта, применить на практике свои умения. | Строить речевое высказывание в устной форме, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с точкой зрения ученика, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. |
Посуда (4 часа) |
3 | | Виды посуды. Изделие «Корзина с цветами». | Урок изучения нового материала. | Сравнивать посуду по виду и материалу. Освоить приём наматывания, обмотки и переплетения ниток для изготовления изделий. Соблюдать правила безопасности. | Знание видов посуды и материалов, из которых ее делают; понятий «керамика», «глазурь». Умение применять технику плетения. | Исследовать доступные материалы: их виды, физические и технологические свойства. |
4 | | Закрепление приёмов работы с пластилином. Изделие «Семейка грибов на поляне». | Урок закрепления и систематизации знаний. | Отличать съедобные грибы от несъедобных, плоды лесные и садовые. Составить план работы по слайдам. Работать с пластилином. Дополнить работу природным материалом. | Знание съедобных и несъедобных грибов, лесные и садовые плоды. Умение работать с пластилином, планировать свою работу. | Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. |
5 | | Знакомство с техникой изготовления изделий – тесто -пластикой. Изделие «Игрушка из теста». | Комбинированный урок. | Составлять рассказ о профессиях пекаря, кондитера на основе своих наблюдений и собственного опыта. Осваивать способ приготовления солёного теста и приёмы работы с ним. Сравнивать приёмы работы с тестом и пластилином. | Знание понятия «тестопластика». Умение сравнивать материалы и делать выводы, составлять небольшой рассказ на основе своих наблюдений, работать с пластичными материалами. | Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предполагаемых изделий. |
6 | | Проект «Праздничный стол». | Урок-проект. | Изготовление изделий из материалов по выбору учащихся. Составить план работы. Работа в группах. | Знание свойств солёного теста, глины, пластилина. Умение планировать свою работу, работать в группе. | Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. |
Народные промыслы (4 часа) |
7 | | Хохломская роспись как народный промысел, ее особенности. Изделие «Золотая хохлома». | Урок- путешествие. | Освоить технику папье-маше, технологию создания хохломского растительного орнамента. | Знание понятий: «народно-прикладное искусство», «орнамент». Умение работать с информацией, самостоятельно делать выводы о значении народных промыслов. | Осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы, соотносить этапы изготовления изделия с этапами создания изделия в стиле хохломы. |
8 | | Городецкая роспись как народный промысел, ее особенности. Изделие «Городецкая роспись». | Урок- исследование. | Наблюдать и выделять особенности городецкой росписи: тематика, композиция, элементы (фигуры людей, животных, цветы). Сравнивать особенности хохломской и городецкой росписи. Выполнить аппликацию из бумаги. | Знание понятий: «имитация», «роспись», «подмалёвок». Умение работать с ножницами, соблюдая технику безопасности, организовать рабочее место, отвечать на вопросы учителя. | Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания. Исследовать конструктивные особенности используемых инструментов. |
9 | | Дымковская игрушка как народный промысел, ее особенности. Изделие «Дымковская игрушка». | Комбинированный урок. | Наблюдать и выделять особенности дымковской игрушки. Закрепить навыки работы с пластилином. Самостоятельно составить план работы по изготовлению изделия. | Знание особенностей видов народных промыслов. Умение отличать виды народных промыслов, работать с пластилином, самостоятельно составлять план работы по изготовлению изделия. | Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям. |
2 четверть (7 часов) |
10 | | Выполнение деревенского пейзажа в технике рельефной картины. Изделие - пейзаж «Деревня». | Урок-проект. | Освоить технику изготовления рельефной картины с использованием пластилина. Использовать при создании эскиза художественные приёмы построения композиции. | Знание понятий «рельеф», «пейзаж». Умение работать с пластилином, организовывать рабочее место, самостоятельно составлять план работы по изготовлению изделия. | Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. |
Домашние животные и птицы (3 часа) |
11 | | Создание движущейся конструкции. Изделие «Лошадка». | Урок изучения нового материала. | Конструировать из бумаги движущуюся игрушку - лошадку. Закрепить навыки разметки деталей по шаблону, раскроя при помощи ножниц. | Знание понятия: «животновод», «коневод», «конюх». Умение пользоваться инструкциями, инструментами при работе над изделием. | Конструировать объекты с учётом технических и художественно-декоративных условий: определять особенности конструкции, подбирать соответствующие инструменты и материалы. |
12 | | Аппликация из природного материала. Изделие «Курочка из крупы». | Комбинированный урок. | Осваивать способы и приёмы работы с пшеном, фасолью, рисом и т.п., выполнять аппликацию в технике «мозаика». Экономно расходовать материалы при выполнении работы. | Знание понятий: «инкубатор», «калька», «курятник», «птичник», «птицефабрика». Умение использовать особенности материала для передачи цвета, объёма и фактуры реальных объектов. | Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. |
13 | | Проект «Деревенский двор». | Урок-проект. | Изготовить объёмное изделие на основе развёртки. Распределить обязанности в группе. Выполнить изделие и оценить, используя заданные критерии. | Знание понятия «развёртка». Умение планировать свою работу, работать в группе. | Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. |
Новый год (1 час) |
14 | | Изготовление изделий из яичной скорлупы. Изделие «Новогодняя маска». | Урок-игра. | Закрепить навыки работы с яичной скорлупой. Узнать понятие «симметричные фигуры» и найти симметрию в своём изделии. Создать разные изделия, используя одну технологию, и сравнить их. | Знание понятия «симметрия фигур». Умение планировать свою работу, использовать элементы художественного творчества, оформлять изделие при помощи красок. | Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания. Оценивать по заданным критериям. |
Строительство (1 час) |
15 | | Выполнение работы в технике полуобъёмной пластики. Изделие «Изба». | Урок изучения нового материала. | Осваивать новые понятия, находить их значение в словаре учебника и в других источниках. Составлять рассказ на основе иллюстраций. Выполнять разметку по шаблону. Оценивать качество выполнения работы. | Знание понятий: «венец», «наличник», «причелина». Умение ориентироваться в учебнике, искать информацию в дополнительной литературе, применять навыки организации рабочего места. | Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя изученную художественную технику. |
В доме (3 часа) |
16 | | Изготовление помпона и игрушки на основе помпона. Изделие «Домовой». | Комбинированный урок. | Осуществлять поиск информации и сравнивать традиции убранства жилищ, поверья, правила приёма гостей у разных народов России. Осваивать правила работы с циркулем. | Знание традиций народов России. Умение работать с циркулем, вырезать круги при помощи циркуля, соблюдать правила безопасности при работе с циркулем. | Конструировать объекты с учётом технических и художественно-декоративных условий. Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания. Оценивать по заданным критериям. |
3 четверть (10 часов) |
17 | | Проект «Убранство избы». Изделие «Русская печь». | Урок-проект. | Анализировать иллюстрации учебника, сравнивать убранство русской избы с убранством жилища, традиционного для данного региона. Выполнить изделие из пластичных материалов. | Знание понятий «утварь», «лежанка», «устье», «шесток»; профессии - печник, истопник. | Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. |
18 | | Изготовление модели ковра. Изделие «Коврик». | Урок обобщения и систематизации знаний. | Наблюдать и анализировать структуру ткани, находить уток и основу, определять виды и способы переплетений. Осваивать новый вид работы -переплетение полос бумаги. | Знание понятий: «переплетение», «основа», «уток». Умение выполнять разметку деталей по линейке, раскрой деталей ножницами, выполнять разные виды переплетения бумаги, создавать узор по своему замыслу. | Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. |
Народный костюм (3 часа) |
19 | | Работа с нитками и картоном. Освоение приёма плетения в три нити. Изделие «Русская красавица». | Урок изучения нового материала. | Искать и отбирать информацию о народных костюмах, сравнивать и находить общее и различное в национальных костюмах. Исследовать виды тканей, свойства и состав тканей. Осваивать приёмы плетения косички в три нити. Выполнять аппликацию на основе материала учебника. | Знание понятий: «волокна», «виды волокон», «сутаж», «плетение». Умение анализировать детали праздничного женского головного убора и причёски, использовать приёмы работы с бумагой, раскроя деталей при помощи ножниц и применять правила безопасной работы с ними. | Конструировать объекты с учётом технических и художественно-декоративных условий. Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания. Оценивать по заданным критериям. |
20 | | Технология выполнения строчки косых стежков. Изделие «Кошелёк». | Комбинированный урок. | Исследовать виды ниток и определять с помощью учителя их названия. Осваивать строчку косых стежков. Использовать правила работы с иглой. Выполнять разметку ткани по шаблону. | Знание правил рационального и безопасного использования инструментов и приспособлений. Умение пришивать пуговицы разными способами, контролировать и оценивать свою работу по заданным критериям. | Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; использовать знаково-символические средства. |
21 | | Виды швов и стежков для вышивания. Изделие «Салфетка». | Урок обобщения изученного. | Осваивать технологию выполнения тамбурного шва, использовать пяльцы для вышивки. Использовать правила работы с иглой. | Знание правил рационального и безопасного использования инструментов и приспособлений. Умение пользоваться иголкой, соблюдая правила безопасности, выполнять швы. | Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания. Оценивать по заданным критериям. |
Человек и вода. Рыболовство (3 часа) |
22 | | Изготовление изделия в технике - изонить. Изделие: композиция «Золотая рыбка». | Урок-сказка. | Объяснять значение воды для жизни на Земле. Освоить технику «изонить». Создавать изделия, украшенные в технике «изонить»: анализировать образец изделия, определять необходимые материалы и инструменты. Переносить рисунок орнамента с помощью копировальной бумаги. | Знание понятий: «изонить», «рыболовство». Умение использовать материалы учебника для открытия нового знания, составлять план изготовления изделия по слайдам, контролировать и корректировать свою работу. | Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы. |
23 | | Проект «Аквариум». Изделие «Аквариум». | Урок-проект. | Составлять рассказ об аквариумных рыбках. Разделиться на группы, ставить цель, самостоятельно обсуждать план изготовления изделия. Составлять композицию из природного материала. | Знание понятия «аквариум». Умение работать в группе, придерживаться плана работы, осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата, проводить презентацию готового изделия. | Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. |
24 | | Полуобъёмная аппликация. Изделие «Русалка». | Комбинированный урок. | Осваивать технику создания полуобъёмной аппликации. Анализировать образец, определять особенности соединения деталей в полуобъёмной аппликации. | Знание понятий: «русалка», «сирена». Умение выполнять полуобъёмную аппликацию, пользоваться правилами безопасности при работе с ножницами. | Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя изученную художественную технику. |
Человек и воздух (3 часа) |
25 | | Освоение техники оригами. Изделие «Птица счастья». | Урок- путешествие. | Искать информацию о традициях использования символических птиц счастья в культуре разных народов. Осваивать способы работы с бумагой: сгибание, складывание. Осваивать приём складывания изделий техникой оригами. | Знание понятий: «оригами», «оберег». Умение пользоваться дополнительной литературой, выполнять изделия, соблюдая инструкции. | Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы. |
26 | | Изготовление объёмной модели мельницы на основе развёртки. Изделие «Ветряная мельница». | Комбинированный урок. | Наблюдать за природными явлениями в воздушном пространстве. Проводить эксперимент по определению скорости и направления ветра. Анализировать готовую модель. Определять приёмы и способы изготовления. | Знание понятия «мельница», профессию - мельник. Умение составлять рассказ о способах использования ветра человеком, выбирать необходимые для изготовления ветряной мельницы материалы и инструменты. | Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя изученную художественную технику. |
4 четверть (8 часов) |
27 | | Изготовление изделия из фольги. Изделие «Флюгер». | Урок- исследование. | Узнать назначение флюгера, конструктивные особенности и использование. Познакомиться с новым материалом - фольгой, с её свойствами и возможностью использования. | Знание понятия «флюгер». Умение применять свойства нового материала при изготовлении работы, самостоятельно выполнять раскрой и отделку изделия, делать выводы о значении использования силы ветра человеком. | Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; использовать знаково-символические средства. |
Человек и информация (3 часа) |
28 | | Книгопечатание. История книгопечатания. Изделие «Книжка-ширма». | Урок - виртуальная экскурсия. | Составлять рассказ об истории книгопечатания, о способах изготовлении книг. Делать выводы о значении книг. Использовать правила разметки деталей по линейке. Осваивать вклейку страницы в сгиб при помощи клапанов. | Знание понятий: «книгопечатание», «книжка-ширма». Умение выделять этапы работы над изделием и корректировать их, пользоваться правилами техники безопасности при работе с инструментами. | Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя изученную художественную технику. |
29 | | Поиск информации в Интернете. Способы поиска информации. | Урок-практика. | Осваивать правила безопасного использования компьютера. Исследовать возможности Интернета. Находить информацию с помощью взрослого. | Знание понятий: «компьютер», «Интернет». Умение включать и выключать компьютер, входить в Интернет, формулировать запрос для поиска информации в сети. | Исследовать материальные и информационные объекты, наблюдать на экране компьютера образы информационных объектов различной природы (графика, тексты, видео, интерактивное видео). |
30 | | Правила набора текста. | Урок-практика. | Осваивать правила набора текста. Создавать небольшой текст по заданию учителя. Использовать возможности Интернета для поиска информации по запросу. | Знание понятий: «компьютер», «Интернет», «набор текста». Умение пользоваться правилами клавиатурного письма, составлять небольшие тексты по заданию учителя. | Проектировать информационное изделие: создавать образ в соответствии с замыслом. Искать, отбирать и использовать необходимые составные элементы информационной продукции. |
Заключение (1 час) |
31 | | Подведение итогов. | Урок- обобщение. | Организовать и оформить выставку изделий. Презентовать работы. Оценивать выступления по заданным критериям. | Умение выделять достоинства и недостатки работ, оценивать выступления по заданным критериям. | Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. |
32-34 | | Резерв | | | | |