Авторы Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, В. Г. Горецкий
№ | Дата | Тип урока | Тема урока | Решаемые проблемы | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты |
| | | Вводный урок (1 час) |
| | Введение в предмет. Знакомство с учебником | 1. Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника | Познакомить и заинтересовать новой учебной книгой | Структура учебника, диалог, восприятие текста | Умение находить информацию в учебнике и работать с ней, восприятие текста на слух, умение интонационно выделять знаки препинания, вести диалог | П.: Знать и применять систему условных обозначений. Пользоваться словарём в конце учебника. Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия К.: Строить понятные для партнёра высказывания. Развитие навыков сотрудничества | Развитие самостоятельности, адекватная мотивация учебной деятельности |
| | | Книги — мои друзья (4 часа) |
| | Урок «открытия» нового знания; | 1. Вводный урок по содержанию раздела. Наставления детям Владимира Мономаха. | Формировать умение правильно читать (целыми словами, осмысленно, выразительно), ориентироваться в учебнике, находить нужную главу в содержании учебника | книжная мудрость, печатная книга. | Умение находить информацию в учебнике и работать с ней, восприятие текста на слух, умение интонационно выделять знаки препинания, вести диалог | П.: определять смысл нравственных понятий Р.: анализировать произведение, формировать начальные навыки работы с библиотечным каталогом К.: задавать вопросы, умение слушать собеседника | Формирование учебных мотивов, интереса к новому, развитие самостоятельности |
| | Урок «открытия» нового знания | 2. Б. Горбачевский. Первопечатник Иван Федоров. | Формирование умения находить информацию в учебнике и работать с ней | Иллюстрация, красная строка, заставка, миниатюра? Первопечатник, друкарь, иноземные книги | Умение распределять книги по разным основаниям, умение ориентироваться в учебнике | Р.: проявлять познавательную активность, проводить сравнение книг П.: способность принимать и сохранять полученные знания К.: формулировать собственное мнение и позицию | Формирование мотивации учебной деятельности |
| | Комбинированный урок | 3. Первая «Азбука» Ивана Федорова. Наставления Библии | Показать значение книги в жизни современного человека, воспитывать уважительное отношение к книге как культурной ценности | Рукописная книга, свиток, складная книга, пергамент, береста Тематический каталог, справочники, хранилище книг Иллюстрации, художники-иллюстраторы, заставка, миниатюра | Формирование умения извлекать информацию из материала | Р.: проявлять познавательную активность П.: строить речевое высказывание К.: задавать вопросы, умение слушать собеседника | Формирование учебных мотивов, интереса к далёкому прошлому |
| | Урок развивающего контроля. | 4 Проект. Мы идем в музей книги | Как создавались первые книги | Музей. Экспозиция. Экспонат. Рукопись. Миряне | Умение определять тему урока, которая представлена различными объектами; осмысление правил взаимодействия в группе. | К.: Работа в группе. Р.: Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. | Формирование учебных мотивов, интереса к далёкому прошлому |
| | | Жизнь дана на добрые дела (17 часов) |
| | Комбинированный урок | 1. Вводный урок по содержанию раздела.. Работа с выставкой книг | Познакомить с историей возникновения письменности на Руси. | поступок, честность, верность слову | Формирование умения извлекать информацию из материала | П.: определять смысл нравственных понятий Р.: анализировать произведение, формировать начальные навыки работы с библиотечным каталогом К.: задавать вопросы, умение слушать собеседника | Формирование интереса к чтению книг |
| | урок повторительно-обобщающий | 2.Пословицы разных народов о человеке и его делах В.И. Даль Пословицы и поговорки русского народа | Познакомить с особенностями малых жанров устного народного творчества (фольклор), развивать интерес к предметам старины | Фольклор, заклички, приговорки, потешки, небылицы, перевертыши, прикладное искусство | Формирование умения распознавать особенности фольклорных форм, умения осмысленного восприятия произведения живописи, формирование умения участвовать в коллективной беседе | Р.: Развивать интерес к предметам старины П.: Распознавать особенности фольклорных форм К.: осуществлять развитие навыка выразительного чтения | Воспитание эстетического вкуса, знакомство с культурно-историческим наследием и осмысление его значения |
| | урок повторительно-обобщающий | 3. В.И. Даль Пословицы и поговорки русского народа | Познакомить с малым жанром устного народного творчества:пословицами | Пословицы и поговорки | Формирование умения распознавать особенности фольклорных форм | Р.: Развивать интерес к предметам старины П.: Распознавать особенности фольклорных форм К.:Участвовать в работе группы | Формирование интереса к чтению книг |
| | Комбинированный урок | 4. Н.Носов. Огурцы. Смысл поступка. Характеристика героя | Познакомить с книгами Н. Носова, учить определять главную мысль произведения, учить распределять книги по разным основаниям, подбирать название выставки, учить составлять план и пересказывать текст по плану | Завязка, кульминация, развязка | Формирование умения осмысливать прозаический текст, освоение приемов выборочного чтения, формирование умения делить текст на части, озаглавливать части текста и иллюстрации, умения создавать свой текст на основе авторского текста, , составлять план текста, умение пересказывать текст по плану | Р.: Познакомить с произведениями Н. Носова П.: Формировать умение осмысливать прозаический текст К.: осуществлять развитие навыка выразительного чтения и рассказывания | Формирование мотивации учебной деятельности |
| | Комбинированный урок | 5. Н.Носов. Огурцы. Характеристика героя | Учить характеризовать героя по его речи и поступкам, | Завязка, кульминация, развязка | Находить в тексте ключевые слова, характеризовать героя | Р.: Понимать и принимать учебную задачу П.: Формировать умение осмысливать прозаический текст К.: осуществлять развитие навыка выразительного чтения и рассказывания | Формирование интереса к произведениям Н.Носова |
| | Комбинированный урок | 6. Создание рассказа по аналогии на тему «Что такое добро» | Осмысление понятий «благородный поступок», «честность», «верность слову», пословицы «Жизнь дана на добрые дела». | Поступок. Честность. | Формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми вы сталкиваетесь в жизненных ситуациях. | П.: определять смысл нравственных понятий Р.: анализировать произведение, формировать начальные навыки работы с библиотечным каталогом К.: задавать вопросы, умение слушать собеседника | Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |
| | Комбинированный урок | 7. М.Зощенко. Не надо врать. Смысл поступка. Пересказ | Формировать систему нравственно-этических ценностей, обобщить представления о дружбе | Дружба, дружелюбность, честность | Осмысленное принятие ценности дружбы, , , формирование умения сравнивать и сопоставлять тексты разных жанров | Р.: Закрепить полученные знания П.: Формировать умение сравнивать и сопоставлять тексты разных жанров К.: осуществлять развитие навыка выразительного чтения и рассказывания | Формирование мотивации учебной деятельности |
| | Комбинированный урок | 8.. М.Зощенко. Не надо врать. Пересказ | Закрепить полученные знания об особенностях жанра, учить сравнивать, сопоставлять тексты разных жанров | Дружба, дружелюбность, честность | формирование умения пересказывать текст по заданному алгоритму | Р.: Принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей П.: Формировать умение сопоставлять тексты разных жанров К.: осуществлять развитие навыка выразительного чтения и рассказывания | Формировать представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных произведениях |
| | Комбинированный урок | 9. Л. Каминский. Сочинение. | Формировать систему нравственно-этических ценностей, обобщить представления о дружбе | Дружба, дружелюбность, честность, отзыв | Осмысленное принятие ценности дружбы, формирование умения пересказывать текст по заданному алгоритму | П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия К.: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | Формировать положительную мотивацию для дальнейшего обучения |
| | Комбинированный урок | 10. Л. Каминский. Сочинение. Отзыв на книгу. Обсуждение отзыва в группе | Закрепить полученные знания об особенностях жанра, учить сравнивать, сопоставлять тексты разных жанров | Дружба, дружелюбность, честность, отзыв | Осмысленное принятие ценности дружбы, формирование умения пересказывать текст по заданному алгоритму, , формирование умения сравнивать и сопоставлять тексты разных жанров | П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия К.: Обсудите с друзьями как вы поступаете в подобной ситуации | Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |
| | Комбинированный урок | 11. М. Зощенко. Через тридцать лет. Поступок героя | Формировать систему нравственно-этических ценностей, обобщить представления о дружбе, закрепить полученные знания об особенностях жанра, учить сравнивать, сопоставлять тексты разных жанров | Честность, поступок, герой | Формирование умения давать оценку герою произведения, опираясь на текст; умение объяснять свои чувства, расширение словарного запаса | П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия К.: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | Формирование мотивации учебной деятельности |
| | урок комплексного применения знаний | 12. Мы идем в библиотеку. Рассказы о детях.. | Учить распределять книги по разным основаниям, подбирать название выставки | Завязка, кульминация, развязка | Формирование умения осмысливать прозаический текст, освоение приемов выборочного чтения, формирование умения делить текст на части, озаглавливать части текста и иллюстрации, умения создавать свой текст на основе авторского текста, | Р.: Принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей П.: Формировать умение сопоставлять тексты разных жанров К.: Осуществлять развитие навыка выразительного чтения и рассказывания | Формировать положительную мотивацию для дальнейшего обучения |
| | Комбинированный урок | 13.Самостоятельное чтение. Н. Носов. Трудная задача | Познакомить с книгами Н. Носова, учить определять главную мысль произведения, учить характеризовать героя по его речи и поступкам | Завязка, кульминация, развязка | Находить в тексте ключевые слова, характеризовать героя, составлять план текста, умение пересказывать текст по плану | Р.: Познакомить с произведениями Н. Носова П.: Формировать умение осмысливать прозаический текст К.: Осуществлять развитие навыка выразительного чтения и рассказывания | Формирование интереса к произведениям Н.Носова |
| | Комбинированный урок | 14.. Семейное чтение. Притчи | Учить определять главную мысль произведения | Доброта, счастье, любовь, здоровье | Осмыслить содержание произведения, коллективно обсуждать прочитанное; | Р.: Умение сравнивать способ действия и его результата с заданным эталоном П.: Принимать и сохранять цели и задачи К.: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера учебной деятельности | Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям |
| | творческая мастерская, | 15.В. Драгунский. Где это видано, где это слыхано... | Учить характеризовать героя по его речи и поступкам, | репетиция, инсценировка, пионер, октябрята, организации | Осмыслить содержание произведения В. Драгунского «Где это видано, где это слыхано...»; Учить распределять роли; Учить читать по ролям, передавая особенности характера героя при помощи мимики | П.: Моделировать действия и поступки Р.: Умение сравнивать способ действия и его результата с заданным эталоном К.: Приходить к общему решению в совместной деятельности. Планировать возможный вариант ответа | Формировать положительную мотивацию для дальнейшего обучения |
| | творческая мастерская, | 16. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | Проверить сформированность умения работать с учебной книгой | | Проверить сформированность предметных и над- предметных (чтение и работа с информацией) умений. | | |
| | Урок развивающего контроля. | .17. Контрольная работа | Уметь самостоятельно выполнять контрольную работу | Выполнение контрольной работы | Формировать умение самостоятельно выполнять проверочную работу | Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия | Формирование способности к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев |
| | | Волшебная сказка (15 часов) |
| | Урок «открытия» нового знания | 1. Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы | Читать самостоятельно учебный материал (вопросы, задания к текстам). Познакомить с первыми собирателями русских народных сказок | Сказка, сказка о животных, бытовая сказка, волшебная сказка, сказочный герой, структура сказки | Умение классифицировать книги по различным основаниям, умение рассказывать текст сказки с помощью иллюстраций | П.: Понимание различий жанров народного творчества Р.: Умение сравнивать способ действия и его результата с заданным эталоном К.: Приходить к общему решению в совместной деятельности. Построение рассуждений. Обсуждения в парах | Формировать положительную мотивацию для дальнейшего обучения |
| | урок комплексного применения знаний | 2. Русская сказка Иван - царевич и Серый Волк.. Характеристика героя. | Пробудить интерес к народной сказке как произведению устного народного творчества | Сказка, сказка о животных, бытовая сказка, волшебная сказка, структура сказки | Умение рассказывать текст сказки с помощью иллюстраций | Р.: Проявлять познавательную активность П.: Строить речевое высказывание К.: Осуществлять развитие навыка выразительного чтения | Формировать чувство гордости за Великую русскую литературу |
| | урок комплексного применения знаний | 3. Русская сказка Иван - царевич и Серый Волк. Характеристика героя. | Пробудить интерес к народной сказке как произведению устного народного творчества | Сказочный герой, структура сказки | Умение характеризовать героев сказки | Р.: Проявлять познавательную активность П.: Строить речевое высказывание К.: Участвовать в работе группы | Формировать чувство гордости за Великую русскую литературу |
| | урок комплексного применения знаний | 4.В. Васнецов. Иван - царевич на сером волке. Рассказ по картине | Научиться создавать устное высказывание на основе картины | Рисунки, иллюстрации, репродукции картин | Определение характера персонажей по их внешнему виду | Р.: Формировать умение представлять обобщенный план работы с репродукциями картины П.: Строить речевое высказывание К.: Участвовать в работе группы | Формировать положительную мотивацию для дальнейшего обучения |
| | урок комплексного применения знаний | 5. Русская сказка. Летучий корабль. Особенности волшебной сказки | Научить сравнивать сказки со сходным сюжетом: находить сходство и различие, научить давать характеристику главного героя сказки, сравнивать его с другими героями; находить в сказках отражение быта, традиций культуры определённого народа, сочинившего сказку | Сказка, сказка о животных, бытовая сказка, волшебная сказка, сказочный герой, структура сказки | Умение сравнивать: находить сходство и различие, умение давать характеристику героям сказки, умение выбирать интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста | Р.: проявлять познавательную активность П.: строить речевое высказывание К.: осуществлять развитие навыка выразительного чтения | Формировать чувство гордости за Великую русскую литературу |
| | урок комплексного применения знаний | 6. Русская сказка. Летучий корабль. Характеристика героев сказки | Научить осмысливать содержание текста, наблюдать за развитием сюжета, характеризовать героев сказки, научить составлять план текста и пересказывать текст по плану | Сказка, сказка о животных, бытовая сказка, волшебная сказка, сказочный герой, структура сказки | Умение выделять главную мысль в тексте, умение составлять план текста, пересказ, умение работать в группах, сравнивать и обобщать | П.: Понимание различий жанров народного творчества Р.: Умение сравнивать способ действия и его результата с заданным эталоном К.: Приходить к общему решению в совместной деятельности. Построение рассуждений. Обсуждения в парах | Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям |
| | урок повторительно-обобщающий | 7. Мы идем в библиотеку. Сборники сказок. Тематические каталоги. | Познакомить с книгами сказок, работа по классификации книг и определение темы выставки, формирование потребности в самостоятельном чтении | Сказка, сказка о животных, бытовая сказка, волшебная сказка, сказочный герой, структура сказки | Умение работать с тематическим каталогом, умение находить книги по различным основаниям, умение классифицировать книги, умение самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы | Р.: проявлять познавательную активность П.: строить речевое высказывание К.: задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, умение слушать собеседника | Формировать положительную мотивацию для дальнейшего обучения |
| | урок комплексного применения знаний | 8. Самостоятельное чтение. Русская сказка. Морозко. Характеристика героев сказки. Пересказ | Научить осмысливать содержание текста, наблюдать за развитием сюжета, характеризовать героев сказки | Сказка, сказка о животных, бытовая сказка, волшебная сказка, сказочный герой, структура сказки | Умение выделять главную мысль в тексте умение работать в группах, сравнивать и обобщать | Р.: Проявлять познавательную активность П.: Строить речевое высказывание К.: Осуществлять развитие навыка выразительного чтения | Формировать чувство гордости за Великую русскую литературу |
| | урок комплексного применения знаний | 9. Русская сказка. Морозко. Пересказ | Научить осмысливать содержание текста, , научить составлять план текста и пересказывать текст по плану | Волшебная сказка, сказочный герой, структура сказки | Умение выделять главную мысль в тексте, умение составлять план текста, пересказ | П.: Моделировать действия и поступки Р.: Умение сравнивать способ действия и его результата с заданным эталоном К.: Приходить к общему решению в совместной деятельности. Планировать возможный вариант ответа | Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям |
| | урок комплексного применения знаний | 10. Семейное чтение. Русская сказка. Белая уточка. Смысл сказки. | Научить сравнивать сказки со сходным сюжетом: находить сходство и различие, научить давать характеристику главного героя сказки, сравнивать его с другими героями; находить в сказках отражение быта, традиций культуры определённого народа, сочинившего сказку | Сказка, сказка о животных, бытовая сказка, волшебная сказка, сказочный герой, структура сказки | Умение сравнивать: находить сходство и различие, умение давать характеристику героям сказки, умение выбирать интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста | П.: Понимание различий жанров народного творчества Р.: Умение сравнивать способ действия и его результата с заданным эталоном К.: Приходить к общему решению в совместной деятельности. Построение рассуждений Обсуждения в парах | Формировать понимание значения русской литературы для всего мира |
| | урок комплексного применения знаний | 11.. Русская сказка. Белая уточка.. Пересказ | Научить осмысливать содержание текста, , научить составлять план текста и пересказывать текст по плану | Сказка, сказка о животных, бытовая сказка, волшебная сказка, сказочный герой, структура сказки | Умение выбирать интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста | П.: Моделировать действия и поступки Р.: Умение сравнивать способ действия и его результата с заданным эталоном К.: Приходить к общему решению в совместной деятельности. Планировать возможный вариант ответа | Формировать положительную мотивацию для дальнейшего обучения |
| | творческая мастерская, | 12. Наш театр. Русская сказка. По щучьему велению. | Как инсценировать произведение | Сказка, сказка о животных, бытовая сказка, волшебная сказка, сказочный герой, структура сказки | Умение находить в сказках отражение быта, традиций народов, строить собственное суждение | П.: Выполнять задания творческого и поискового характера. Пересказ сказки от лица её героев Р.: Умение определять функцию учителя в учебной деятельности и оценивать это умение К.: Приходить к общему решению в совместной деятельности. Коллективные инсценировки сказки | Формировать чувство гордости за Великую русскую литературу |
| | творческая мастерская, | 13. Наш театр. Русская сказка. По щучьему велению. | Как инсценировать произведение | Волшебная сказка, сказочный герой, структура сказки | Умение распределять роли, договариваться друг с другом | П.: Выполнять задания творческого и поискового характера. Р.: Умение определять функцию учителя в учебной деятельности и оценивать это умение К.: Приходить к общему решению в совместной деятельности. Коллективные инсценировки сказки | Умение коллективно обсуждать прочитанное, навык читать текст по ролям |
| | урок повторительно-обобщающий | 14. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | Научить находить в сказках отражение быта, традиций народов, находить сходство и различие, научить давать характеристику главного героя сказки | Сказка, сказка о животных, бытовая сказка, волшебная сказка, сказочный герой, структура сказки | Умение находить в сказках отражение быта, традиций народов, строить собственное суждение, сравнивать | Р.: Проявлять познавательную активность П.: Строить речевое высказывание К.: Осуществлять развитие навыка выразительного чтения | Формировать понимание значения русской литературы для всего мира |
| | Урок развивающего контроля. | 15.Контрольная работа. | | | | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | Формирование способности к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев |
| | | Люби все живое (20 часов) |
| | Урок «открытия» нового знания | 1. Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: художественный и познавательный рассказы, автор - рассказчик, периодическая литература | Определять конкретный смысл понятий: художественный и познавательный рассказы | Научно-познавательные и художественные тексты | Учить находить в художественном тексте средства художественной выразительности, позволяющие увидеть созданный автором образ; учить работать с текстом повествовательного характера. | Р.: проявлять познавательную активность П.: строить речевое высказывание К.: осуществлять развитие навыка выразительного чтения | Формировать положительную мотивацию для дальнейшего обучения |
| | урок комплексного применения знаний | 2. Сравнение художественной и научно — познавательной литературы. | Определять отличительные особенности текстов | Научно-познавательные и художественные тексты | Сравнивать художественный и научно-познавательный текст; определять тему, главную мысль, основные особенности содержания. | Р.: Самостоятельно оценивать свою работу П.: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей К.: Участвовать в диалоге, уметь слушать чужое мнение | Формировать мотивацию обращения к книге как источнику получения информации |
| | урок комплексного применения знаний | 3.. . К.Паустовский. Барсучий нос | Познакомить с книгами К.Паустовского, определять главную мысль произведения, | Завязка, кульминация, развязка | Учить находить в тексте средства художественной выразительности, позволяющие увидеть созданный автором образ; учить работать с текстом | Р.: Вносить коррективы в свои действия П.: Сравнить художественное произведение К .Паустовского с текстом "Барсук" из энциклопедии К.: Уважать мнение собеседника | Формирование способности к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев |
| | урок комплексного применения знаний | 4. К.Паустовский. Барсучий нос. Пересказ | Научить осмысливать содержание текста, , научить составлять план текста и пересказывать текст по плану | Завязка, кульминация, развязка | Умение выбирать интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста | П.: Моделировать действия и поступки Р.: Умение сравнивать способ действия и его результата с заданным эталоном К.: Приходить к общему решению в совместной деятельности. Планировать возможный вариант ответа | Рассматривать книгу как нравственную ценность |
| | урок комплексного применения знаний | 5. В.Берестов. Кошкин кот. Особенности художественного текста | Выявлять особенности юмористического произведения | Особенности юмористического произведения | Учить работать с текстом поэтического характера | Р.: Самостоятельно оценивать свою работу П.: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей К.: Участвовать в диалоге, уметь слушать чужое мнение | Формирование способности к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев |
| | урок комплексного применения знаний | 6. Б.Заходер. Вредный кот. Смысл названия стихотворения | Выявлять особенности юмористического произведения | Особенности юмористического произведения | Учить работать с текстом поэтического характера | Р.: Самостоятельно планировать свою учебную деятельность П.: Предложить свои варианты названия стихотворения К.: осуществлять развитие навыка выразительного чтения | Формировать положительную мотивацию для дальнейшего обучения |
| | Получение новых знаний | 7. В.Бианки. Приключения Муравьишки. Правда и вымысел в сказке В.Бианки | Пробудить интерес к народной сказке как произведению устного народного творчества | Сказка, сказка о животных, структура сказки | Познакомить с произведениями В. Бианки и О. Полонского | Р.: Самостоятельно оценивать свою работу П.: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей К.: Участвовать в диалоге, уметь слушать чужое мнение | Формировать положительную мотивацию для дальнейшего обучения |
| | урок повторительно-обобщающий | 8. Создание текста по аналогии. Как муравьишке бабочка помогала добраться домой | Научить осмысливать содержание текста, наблюдать за развитием сюжета, характеризовать героев сказки, научить составлять план текста и пересказывать текст по плану | Сказка, сказка о животных, бытовая сказка, структура сказки | Учить сравнивать художественный и научно-познавательный текст; находить общее и различия; | П.: Моделировать действия и поступки Р.: Умение сравнивать способ действия и его результата с заданным эталоном К.: Приходить к общему решению в совместной деятельности. Планировать возможный вариант ответа | Формировать положительную мотивацию для дальнейшего обучения |
| | урок повторительно-обобщающий | 9. О .Полонский. Муравьиное царство. | Научить сравнивать сказки со сходным сюжетом: находить сходство и различие, научить давать характеристику главного героя сказки, сравнивать его с другими героями; находить в сказках отражение быта, традиций культуры определённого народа, сочинившего сказку | Сказка, сказка о животных, сказочный герой, структура сказки | Учить находить в художественном тексте средства художественной выразительности, позволяющие увидеть созданный автором образ. | П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия К.: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | Формировать положительную мотивацию для дальнейшего обучения |
| | урок повторительно-обобщающий | .10. Тим Собакин. Песни бегемотов | Научить сравнивать сказки со сходным сюжетом: находить сходство и различие, научить давать характеристику главного героя сказки, сравнивать его с другими героями; находить в сказках отражение быта, традиций культуры определённого народа, сочинившего сказку | Сказка, сказка о животных, бытовая сказка, волшебная сказка, сказочный герой, структура сказки | Учить находить в художественном тексте средства художественной выразительности, позволяющие увидеть созданный автором образ. | П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия К.: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | Формировать положительную мотивацию для дальнейшего обучения |
| | урок повторительно-обобщающий | 11. Мы идем в библиотеку. Сборники произведений о природе. | Познакомить с книгами сказок, работа по классификации книг и определение темы выставки, формирование потребности в самостоятельном чтении | Сказка, сказка о животных, бытовая сказка, волшебная сказка, сказочный герой, структура сказки | Познакомить с творчеством Тима Собакина; | Р.: проявлять познавательную активность П.: строить речевое высказывание К.: задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, умение слушать собеседника | формирование позитивного отношения к чтению, к книге, умение работать в коллективе, отстаивать свою позицию. |
| | урок повторительно-обобщающий | 12.Периодическая печать. Журналы для детей. Выставка детских журналов | Формирование потребности в самостоятельном чтении | Детская периодическая печать | Формировать умение ориентировать в журналах, находить информацию в периодической печати | П.: Формировать умение извлекать информацию при использовании периодической печатью. Р.: Умение вносить коррективы в в свою учебную деятельность К.: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | Формировать способность к самооценке своей работы |
| | Комбинированный урок | 13.Самостоятель-ное чтение. Д.Мамин - Сибиряк. Серая Шейка. Смысл поступка героев | Формирование потребности в самостоятельном чтении | Завязка, кульминация, развязка | Формировать , бытовая сказка, волшебная сказка мотивированный интерес к книге и чтению. | П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия К.: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | Формировать положительную мотивацию для дальнейшего обучения |
| | Комбинированный урок | 14. Д.Мамин - Сибиряк. Серая Шейка. Пересказ | Научить осмысливать содержание текста, , научить составлять план текста и пересказывать текст по плану | Завязка, кульминация, развязка | Умение выбирать интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста | П.: Моделировать действия и поступки Р.: Умение сравнивать способ действия и его результата с заданным эталоном К.: Приходить к общему решению в совместной деятельности. Планировать возможный вариант ответа | Рассматривать книгу как нравственную ценность |
| | Комбинированный урок | 15. Н.Носов. Карасик. Смысл поступка героев | Научить осмысливать содержание текста, наблюдать за развитием сюжета | Завязка, кульминация, развязка | Выявлять особенности юмористического произведения; | П.: Определить характер персонажей и дать анализ поступкам Р.: Самостоятельно планировать свои учебные действия К.: Приходить к общему решению в совместной деятельности. Планировать возможный вариант ответа | Формировать положительную мотивацию для дальнейшего обучения |
| | Комбинированный урок | 16. Н.Носов. Карасик. Характеристика героев произведения | Характеризовать героев рассказа, научить составлять план текста и пересказывать текст по плану | Завязка, кульминация, развязка | Определять свою позицию к героям книги | П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия К.: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | Рассматривать книгу как нравственную ценность |
| | творческая мастерская, | 17. Наш театр. М.Горький. Воробьишко. | Как инсценировать произведение | Сказка, сказка о животных, бытовая сказка, волшебная сказка, сказочный герой, структура сказки | Умение находить в сказках отражение быта, традиций народов, строить собственное суждение, сравнивать | Р.: проявлять познавательную активность П.: строить речевое высказывание К.: осуществлять развитие навыка выразительного чтения | Развитие самосто-ятельности, интереса к новому, умения участво-вать в коллектив-ной |
| | урок повторительно-обобщающий | 18.Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу | Научить определять конкретный смысл понятий: художественные и познавательные рассказы, автор-рассказчик, периодическая литература | Научно-познавательные и художественные тексты | Умение находить в текстах традиций народов, строить собственное суждение, сравнивать | П.: Формировать умение составлять тексты по аналогии Р.: Умение вносить коррективы в в свою учебную деятельность К.: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | Формировать способность к самооценке своей работы |
| | урок повторительно-обобщающий | 19.Маленькие и большие секреты страны Литературии. Отзыв на книгу о природе | Научить определять конкретный смысл понятий: художественные и познавательные рассказы, автор-рассказчик, периодическая литература | Научно-познавательные и художественные тексты | Умение находить в текстах традиций народов, строить собственное суждение, сравнивать | П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия К.: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | Формировать понимание значения русской литературы для всего мира |
| | Урок развивающего контроля. | 20.Контрольная работа. | Проверить сформированность умения работать с учебной книгой | | Проверить сформированность предметных и над- предметных (чтение и работа с информацией) умений. | Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия | Формировать понимание значения русской литературы для всего мира |
| | | Картины русской природы (12часов) |
| | Урок «открытия» нового знания | 1. Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности. | Познакомить с особенностями малых жанров устного народного творчества (фольклор), развивать интерес к предметам старины | Прозаические тексты. Средства художественной выразительности. Тема, главная мысль, композиция | Учить анализировать лирический текст. Учить анализировать произведение фотографического искусства. | П.: Умение понимать и принимать всю красоту родной природы Р.: Умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того,что неизвестно К.: Приходить к общему решению в совместной деятельности. Делиться своими впечатлениями о зиме с одноклассниками | Воспитание эстетического вкуса, знакомство с культурно-историческим наследием и осмысление его значения |
| | Комбинированный урок | 2.И. Шишкин. Зимой в лесу. Устное сочинение по картине | Познакомить с особенностями малых жанров устного народного творчества (фольклор) | Средства художественной выразительности. Тема, главная мысль, композиция | Учить анализировать лирический текст. Учить анализировать произведение фотографического искусства | П.: Умение понимать и принимать всю красоту родной природы Р.: Умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того,что неизвестно К.: Приходить к общему решению в совместной деятельности. | Воспитание эстетического вкуса, знакомство с культурно-историческим наследием и осмысление его значения |
| | Комбинированный урок | 3.. Н. Некрасов. Славная осень | Познакомить с произведениями малых жанров устного народного творчества, учить сравнивать произведения фольклора с авторскими произведениями | Художник-пейзажист | Учить сравнивать поэтические и прозаические произведения, художественные произведения и фотографии. | П.: Умение понимать и принимать всю красоту родной природы Р.: Умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что неизвестно К.: Приходить к общему решению в совместной деятельности .Делиться своими впечатлениями об осени с одноклассниками | Формировать чувство гордости за Великую русскую литературу |
| | Комбинированный урок | 4 М.Пришвин. Осинкам холодно. Ф.Тютчев. Листья. А.Фет. Осень. Настроение стихотворения | Как сравнить прозаическое произведение и поэтическое. | Средства выразительности. Лирическая зарисовка | Определять сравнения, олицетворения | Средства художественной выразительности | Сравнивать лирические поэтические и прозаические тексты |
| | Комбинированный урок | 5. Ф.Тютчев. Листья. контраст как средство создания образа | Определять сравнения, олицетворения | Средства художественной выразительности | Сравнивать лирические поэтические и прозаические тексты | П.: Умение самостоятельно творчески мыслить, понимая задачу урока Р.: Умение сравнивать способ действия и его результата с заданным эталоном К.: Приходить к общему решению в совместной деятельности. Работаем в коллективе и парах | Формировать чувство гордости за Великую русскую литературу |
| | Комбинированный урок | 6.А.Фет.Осень,Настроение стихотворения | Определять сравнения, олицетворения | Средства художественной выразительности | Сравнивать лирические поэтические и прозаические тексты | П.: Умение выразительно с пониманием читать стихи Р.: Умение выбирать и преодолевать препятствия К.: Приходить к общему решению в совместной деятельности. | Воспитание эстетического вкуса, знакомство с культурно-историческим наследием и осмысление его значения |
| | Комбинированный урок | 7. И.Бунин. Первый снег. В.Поленов. Ранний снег. Сравнение произведений литературы и живописи | Как сравнить прозаическое произведение и поэтическое. | Стих.Проза.Лирика.Рифма.Ритм | Сравнивать лирические поэтические и прозаические тексты и картины живописи . Основные отличия | П.: Умение сравнивать тексты и картины. Р.: Работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы К.: Совместно оценивать результат работы | Ценностное отношение к природному миру и социальной роли ученика |
| | урок повторительно-обобщающий | 8. Мы идем в библиотеку. Сборники произведений о природе. | Понимание роли чтеца | Грамотность. Нравственность. Эстетика. Красота | Учить работать с книгой; учить пользоваться тематическим каталогом. | П.: Умение выразительно с пониманием читать стихи Р.: Умение выбирать и преодолевать препятствия К.: Приходить к общему решению в совместной деятельности. | Формировать чувство гордости за Великую русскую литературу |
| | Комбинированный урок | 9.Самостоятельное чтение. К.Бальмонт. Снежинка | Каковы средства художественной выразительности | Настроение .Интонация | Умение наблюдать за жизнью слов в тексте | П.: Умение самостоятельно творчески мыслить, понимая задачу урока Р.: Умение сравнивать способ действия и его результата с заданным эталоном К.: Приходить к общему решению в совместной деятельности. Работаем в коллективе и парах | Формировать чувство гордости за Великую русскую литературу |
| | Комбинированный урок | 10. К.Паустовский. В саду уже поселилась осень... Краски осени. И.Остроухов. Парк. А.Савиров. Зима. | Каковы средства художественной выразительности | Настроение .Интонация | Умение наблюдать за жизнью слов в тексте | П.: Умение выразительно с пониманием читать стихи Р.: Умение выбирать и преодолевать препятствия К.: Приходить к общему решению в совместной деятельности. | Ценностное отношение к природному миру и социальной роли ученика |
| | Комбинированный урок | 11. И.Остроухов. Парк. А.Савиров. Зима. | Каковы средства художественной выразительности | Настроение .Интонация | Сравнивать произведения литературы и живописи | . П.: Умение самостоятельно творчески мыслить, понимая задачу урока Р.: Умение сравнивать способ действия и его результата с заданным эталоном К.: Приходить к общему решению в совместной деятельности. Работаем в коллективе и парах | Воспитание умения позитивного общения друг с другом, нравственных устоев |
| | Урок развивающего контроля. | 12. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу | Проверить сформированность умения работать с учебной книгой | | Проверить сформированность предметных и над- предметных (чтение и работа с информацией) умений. | Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия | Формировать понимание значения русской литературы для всего мира |
| | | Великие русские писатели (30 часов) |
| | Урок «открытия» нового знания | 1. Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: сказка в стихах, басня, иллюстрация. Великие русские писатели. В.Берестов. А.С.Пушкин. | Познакомить с произведениями советских писателей о дружбе, формировать представление о дружбе и друзьях, воспитать умение позитивного общения друг с другом | Доброжелательность, терпение, уважение, дружба, рассказ, герой рассказа, басня | Умение работать с книгой, отбирать необходимый материал, осмысленное и выразительное чтение произведений, умение создавать высказывание, текст | П.: Умение выразительно с пониманием читать стихи Р.: Умение выбирать и преодолевать препятствия К.: Приходить к общему решению в совместной деятельности | Воспитание умения позитивного общения друг с другом, нравственных устоев |
| | | 2.Великие русские писатели. В.Берестов. А.С.Пушкин | Учить определять главную мысль произведения | Доброжелательность, терпение, уважение, дружба, рассказ, герой рассказа, басня | Умение сравнивать произведения, определять главную мысль произведения | П.: Умение понимать и принимать всю красоту родной природы Р.: Умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что неизвестно К.: Приходить к общему решению в совместной | Ценностное отношение к природному миру и социальной роли ученика |
| | Комбинированный урок | 3. А.С.Пушкин. Зимнее утро. | Каковы средства художественной выразительности в произведениях А.С.Пушкина | Олицетворение. Сравнение. | Учить формулировать тему урока на основе ключевых слов. | Р.: Познакомить с произведениями о природе П.: Формировать представление о русской природе К.: осуществлять развитие навыка выразительного чтения и рассказывания | Формировать чувство гордости за Великую русскую литературу |
| | Комбинированный урок | 4.И.Грабарь. Зимнее утро. Сравнение произведений литературы и живописи | Каковы средства художественной выразительности в произведениях | Олицетворение. Сравнение | Умение сравнивать произведения, определять главную мысль произведения | Р.: Самостоятельно планировать свои действия П.: Сравнить настроение стихотворения с репродукцией К.: осуществлять развитие навыка выразительного чтения и рассказывания | Ценностное отношение к природному миру и социальной роли ученика |
| | Комбинированный урок | 5.. А.С.Пушкин. Зимний вечер. | Каковы средства художественной выразительности в произведениях А.С.Пушкина | Завязка, кульминация, развязка | Учить работать с лирическим текстом. | Р.: Познакомить с произведениями А.С.Пушкина П. Сравнивать тексты стихотворений Зимнее утро и Зимний вечер К.: Участвовать в работе группы | Формировать понимание значения русской литературы для всего мира |
| | Комбинированный урок | 6.Ю.Клевер. Закат солнца зимой. Зимний пейзаж с избушкой. | Учить определять главную мысль произведения | Олицетворение. Сравнение | Умение сравнивать произведения, определять главную мысль произведения | П.: Умение понимать и принимать всю красоту родной природы Р.: Умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что неизвестно К.: Приходить к общему решению в совместной | Ценностное отношение к природному миру и социальной роли ученика |
| | Обобщающий урок | 7.. А.С.Пушкин. Опрятней модного паркета... П.Брейгель. Зимний пейзаж.. | Каковы средства художественной выразительности в произведениях А.С.Пушкина | Грамотность. Нравственность. Эстетика. Красота | Формирование умения осмысливать прозаический текст, освоение приемов выборочного чтения, формирование умения делить текст на части, озаглавливать части текста и иллюстрации, умения создавать свой текст на основе авторского текста, находить в тексте ключевые слова, характеризовать героя, составлять план текста, умение пересказывать текст по плану | Р.: Познакомить с произведениями А.С.Пушкина П.: Формировать умение осмысливать лирический текст К.: осуществлять развитие навыка выразительного чтения и рассказывания | Формировать чувство гордости за Великую русскую литературу |
| | Творческая мастерская | 8.В.Суриков. Взятие снежного городка. Устное сочинение по картине | Каковы средства художественной выразительности в произведениях | Средства художественной выразительности | Сравнивать лирические поэтические и прозаические тексты, соотносить их с живописью | П.: Умение выразить устно понимание средств художественной выразительности Р.: Умение выбирать и преодолевать препятствия К.: Приходить к общему решению в совместной деятельности. | Воспитание эстетического вкуса, знакомство с культурно-историческим наследием и осмысление его значения |
| | Урок открытия нового | 9.. А.С.Пушкин. Сказка о царе Саптане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. | Познакомить с особенностями жанра сказки , учить определять главную мысль произведения, учить характеризовать героев произведения, учить соотносить поступки и мотивы героев с нравственно-этическими нормами | сказка, мораль | Формировать нравственные ценности, отражённые в поэтической сказке А. С. Пушкина. | Р.: Ознакомиться с особенностями жанра басни П.: Формировать умение давать характеристику героя К.: осуществлять развитие навыка выразительного чтения и рассказывания | Формировать чувство гордости за Великую русскую литературу |
| | Комбинированный урок | 10.. А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Г видоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. | Познакомить с особенностями жанра басни, учить определять главную мысль произведения, учить характеризовать героев произведения, учить соотносить поступки и мотивы героев с нравственно-этическими нормами | Сказка, мораль | Учить работать с текстом сказки в поэтической форме | Р.: Ознакомиться с особенностями жанра басни П.: Формировать умение давать характеристику героя К.: осуществлять развитие навыка выразительного чтения и рассказывания | Формировать чувство гордости за Великую русскую литературу |
| | Комбинированный урок | 11.. А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.. Особенности сюжета | Формировать систему нравственно-этических ценностей, обобщить представления о дружбе, закрепить полученные знания об особенностях жанра басни, учить сравнивать, сопоставлять тексты разных жанров | Сказка, мораль | Учить работать с текстом сказки в поэтической форме | Р.: Закрепить полученные знания П.: Формировать умение сравнивать и сопоставлять тексты разных жанров К.: осуществлять развитие навыка выразительного чтения и рассказывания | Формировать чувство гордости за Великую русскую литературу |
| | Комбинированный урок | 12. А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Г видоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. .Характеристика героев | Подготовить праздничный концерт, учить находить средства художественной выразительности в лирических текстах, учить передавать эмоциональное настроение в лирическом произведении, выразительно читать, учить творчески интерпретировать текст | Ритм, интонация, настроение, пауза, знаки препинания, тема чтения, лирическое стихотворение | Соотносить текст сказки с произведением живописи; определять тему и главную мысль; характеризовать героев картины. | Р.: Ознакомиться со средствами художественной выразительности П.: Формировать умение находить средства художественной выразительности К.: осуществлять развитие навыка выразительного чтения и рассказывания | Формировать чувство гордости за Великую русскую литературу |
| | урок повторительно-обобщающий | 13. А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Г видоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Особенности языка литературной сказки | Учить находить средства художественной выразительности для создания образа в лирическом тексте, учить читать выразительно, отражая развитие чувства в лирическом стихотворении, учить сравнивать различные стихотворения по содержанию и настроению | Ритм, интонация, настроение, пауза, знаки препинания, тема чтения, лирическое стихотворение | Формирование умения находить средства художественной выразительности, умение выбирать интонацию | Р.: Ознакомиться со средствами художественной выразительности П.: Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. К.: , умение коллективно обсуждать прочитанное, высказывать свое суждение в группе или в паре | Формировать чувство гордости за Великую русскую литературу |
| | Комбинированный урок | 14. А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Прием звукозаписи для создания образа моря, комара, шмеля… | Учить находить средства художественной выразительности для создания образа в лирическом тексте, учить читать выразительно, отражая развитие чувства в лирическом стихотворении, учить сравнивать различные стихотворения по содержанию и настроению | Ритм, интонация, настроение, пауза, знаки препинания, тема чтения, лирическое стихотворение | Формирование умения находить средства художественной выразительности, умение выбирать интонацию | Р.: Ознакомиться со средствами художественной выразительности П.: Формировать умение находить средства художественной выразительности К.: осуществлять развитие навыка выразительного чтения и рассказывания, формулировать собственное мнение и позицию | Формировать положительную мотивацию для дальнейшего обучения |
| | Комбинированный урок | 15. Сказки А.С.Пушкина. | Учить находить средства художественной выразительности для создания образа в лирическом тексте, учить читать выразительно, отражая развитие чувства в лирическом стихотворении, учить сравнивать различные стихотворения по содержанию и настроению | Ритм, интонация, настроение, пауза, знаки препинания, тема чтения, лирическое стихотворение | Формирование умения находить средства художественной выразительности, умение выбирать интонацию, | П.: Выполнять задания творческого и поискового характера. Пересказ сказки от лица её героев Р.: Умение определять функцию учителя в учебной деятельности и оценивать это умение К.: Приходить к общему решению в совместной деятельности. Коллективные инсценировки | Формировать положительную мотивацию для дальнейшего обучения |
| | урок повторительно-обобщающий | 16. И.Я.Билибин- иллюстратор сказок А.С.Пушкина | Учить находить средства художественной выразительности | Средства художественной выразительности | Формирование умения находить средства художественной выразительности | . П.: Умение самостоятельно творчески мыслить, понимая задачу урока Р.: Умение сравнивать способ действия и его результата с заданным эталоном К.: Приходить к общему решению в совместной деятельности. Работаем в коллективе и парах | Воспитание умения позитивного общения друг с другом, нравственных устоев |
| | | 17. И.А.Крылов. Басни | Учить находить средства художественной выразительности в баснях | «наставления», «иносказания», «нравоучительный комический рассказ» баснописец. | Формирование умения находить средства художественной выразительности, умение выбирать интонацию, умение коллективно обсуждать прочитанное, высказывать свое суждение в группе или в паре | Р.: Ознакомиться со средствами художественной выразительности П.: Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. К.: осуществлять развитие навыка выразительного чтения и рассказывания, формулировать собственное мнение и позицию | Формировать положительную мотивацию для дальнейшего обучения |
| | Комбинированный урок | 18. И.А.Крылов. Слон и Моська. Особенности структуры басни | Учить находить средства художественной выразительности в баснях | «наставления», «иносказания», «нравоучительный комический рассказ» | Формирование умения находить средства художественной выразительности, умение выбирать интонацию, умение коллективно обсуждать прочитанное, высказывать свое суждение в группе или в паре | Р.: Ознакомиться со средствами художественной выразительности П.: Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. К.: осуществлять развитие навыка выразительного чтения и рассказывания, формулировать собственное мнение и позицию | Формировать положительную мотивацию для дальнейшего обучения |
| | Комбинированный урок | 19. И.А.Крылов. Чиж и голубь. Особенности структуры басни | Учить находить средства художественной выразительности в баснях | Ритм, интонация, настроение, пауза, знаки препинания, тема чтения, лирическое стихотворение | Формирование умения находить средства художественной выразительности, умение выбирать интонацию, умение коллективно обсуждать прочитанное, высказывать свое суждение в группе или в паре | Р.: Ознакомиться со средствами художественной выразительности П.: Формировать умение находить средства художественной выразительности К.: осуществлять развитие навыка выразительного чтения и рассказывания, формулировать собственное мнение и позицию | Формировать положительную мотивацию для дальнейшего обучения |
| | Комбинированный урок | 20.Великие русские писатели..Л.Н Толстой. Краткий пересказ статьи | Умение осмыслить научно-познавательную статью | Роль великих русских писателей в русской литературе | Формировать умение кратко пересказывать статью | П. Составить свое высказывание о прочитанной статье Р. Самостоятельно оценивать свою работу К. Обсуждать в паре, группе сою позицию | Формировать чувство гордости за Великую русскую литературу |
| | Комбинированный урок | 21. Л.Н. Толстой «Лев и собачка» Быль. Особенности сюжета | Почему лев не съел собачку | рассказ, герой, лирический текст, сюжет; | Формировать нравственные позиции на основе чтения высоко-художественных текстов. | П.: определять смысл нравственных понятий Р.: анализировать произведение, формировать начальные навыки работы с библиотечным каталогом К.: задавать вопросы, умение слушать собеседника | формирование позитивного отношения к чтению, умение отстаивать свою позицию. |
| | Комбинированный урок | 22 Л.Н.Толстой. Лебеди Составление плана. | Осмысление понятий «наставления», «иносказания», «нравоучительный комический рассказ»; умение работать с текстом. | рассказ, герой, лирический текст, сюжет; | Учить работать с прозаическим текстом. | П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия К.: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | формирование позитивного отношения к чтению, к книге, умение работать в коллективе, отстаивать свою позицию. |
| | Комбинированный урок | 23. Л.Н.Толстой. Акула. Смысл названия составление плана | Осмысление понятий «наставления», «иносказания», «нравоучительный комический рассказ»; умение работать с текстом. | рассказ, герой, лирический текст, сюжет; | Учить работать с прозаическим текстом. | П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия К.: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | формирование позитивного отношения к чтению, к книге, умение работать в коллективе, отстаивать свою позицию. |
| | Комбинированный урок | 24. Мы идем в библиотеку. Книги великих писателей. А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, И.А.Крылов. | Умение осуществлять поиск необходимой информации. | рассказ, герой, лирический текст, сюжет; | Учить работать с прозаическим текстом. | П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия К.: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | Формирование культуры общения |
| | Комбинированный урок | 25.Самостоятель-ное чтение. J1.Толстой. Волга и Вазуза | Осмысление базовых ценностей: благородство, дружба, понимание, сочувствие. | рассказ, герой, лирический текст, сюжет; | Учить работать с прозаическим текстом | П.: определять смысл нравственных понятий Р.: анализировать произведение, формировать начальные навыки работы с библиотечным каталогом К.: задавать вопросы, умение слушать собеседника | формирование позитивного отношения к чтению, к книге, умение работать в коллективе, отстаивать свою позицию. |
| | Комбинированный урок | 26. Л.Толстой. Как гуси Рим спасли. Особенности жанра | Умение работать с текстом: осмысление структурных особенностей рассказа; характеристика героев; понимание главной мысли. | «благородство», «честность», «любовь»; | Формировать интерес к творчеству Л. Толстого. | П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия К.: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | Формирование культуры общения |
| | творческая мастерская, | 27. И.А.Крылов. «Квартет» Инсценирование | Учить видеть средства художественной выразительности, используемые в баснях | Ритм, интонация, настроение, пауза, знаки препинания, тема чтения, лирическое стихотворение | Умение видеть средства художественной выразительности, формирование творческих способностей (создание загадки) | Р.: Научиться видеть средства художественной выразительности П.: Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. К.:Формулировать собственное мнение и позицию | Формировать положительную мотивацию для дальнейшего обучения |
| | урок повторительно-обобщающий | 28. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу | Умение работать с текстом: осмысление структурных особенностей рассказа; характеристика героев; понимание главной мысли. | | Формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, представленных в текстах. | П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия К.: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | формирование позитивного отношения к чтению, к книге, умение работать в коллективе, отстаивать свою позицию. |
| | урок повторительно-обобщающий | 29. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Что такое согласие. | Умение работать с текстом: осмысление структурных особенностей рассказа; характеристика героев; понимание главной мысли. | | Формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, представленных в текстах. | П.: определять смысл нравственных понятий Р.: анализировать произведение, формировать начальные навыки работы с библиотечным каталогом К.: задавать вопросы, умение слушать собеседника | формирование позитивного отношения к чтению, к книге, умение работать в коллективе, отстаивать свою позицию. |
| | Урок развивающего контроля. | 30. Контрольная работа | Проверить сформированность умения работать с учебной книгой | | Проверить сформированность предметных и над- предметных (чтение и работа с информацией) умений. | Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия | Формировать понимание значения русской литературы для всего мира |
| | | Литературная сказка (19 часов) |
| | Урок «открытия» нового знания | 1. Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ. | Самостоятельное чтение произведений русских писателей, включение их в свой круг чтения. | Сказ, сказка, народная, литературная | Формировать понятие «литературная сказка»; сравнивать литературную и народную сказку. | П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия К.: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | формирование позитивного отношения к чтению, к книге, умение работать в коллективе, отстаивать свою позицию. |
| | Комбинированный урок | 2. В.Даль. Девочка Снегурочка. Сравнение с народной сказкой | Выявление особенностей литературной и народной сказок. | Литературная сказка, герой, структура сказки | Познакомить с авторской сказкой В. Даля «Девочка Снегурочка»; учить работать с повествовательным текстом. | П.: определять смысл нравственных понятий Р.: анализировать произведение, формировать начальные навыки работы с библиотечным каталогом К.: задавать вопросы, умение слушать собеседника | Формирование культуры общения |
| | Комбинированный урок | 3. В.Даль. Девочка Снегурочка. Особенности литературной сказки | Каковы особенности литературной сказки | Литературная сказка, герой, структура сказки | Усвоить понятие «литературная сказка» учить работать с повествовательным текстом. | П.: определять смысл нравственных понятий Р.: анализировать произведение, формировать начальные навыки работы с библиотечным каталогом К.: задавать вопросы, умение слушать собеседника | формирование позитивного отношения к чтению, к книге, умение работать в коллективе, отстаивать свою позицию. |
| | творческая мастерская, | 4. В.Одоевский. Мороз Иванович. Сравнение с народной сказкой «Морозко» | Как описывает автор героев сказки | Литературная сказка, герой, структура сказки | Познакомить с авторской сказкой В. Одоевского «Мороз Иванович»; | П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия К.: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | формирование позитивного отношения к чтению, к книге, умение работать в коллективе, отстаивать свою позицию. |
| | творческая мастерская, | 5. В.Одоевский. Мороз Иванович. Сравнение героев | Как описывает автор героев сказки | Сказка, сказка о животных, бытовая сказка, волшебная сказка, сказочный герой, структура сказки | Умение рассказывать текст сказки с помощью иллюстраций | П.: определять смысл нравственных понятий Р.: анализировать произведение, формировать начальные навыки работы с библиотечным каталогом К.: задавать вопросы, умение слушать собеседника | формирование позитивного отношения к чтению, к книге, умение работать в коллективе, отстаивать свою позицию. |
| | творческая мастерская, | 6. Д.Мамин - Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу. | Как описывает автор героев сказки | Литературная сказка герой литературной сказки, структура сказки | Формировать понятие «литературная сказка» | П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия К.: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | Формирование культуры общения |
| | творческая мастерская, | 7. Д.Мамин - Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу. Герои произведения | Как описывает автор героев сказки | Литературная сказка герой литературной сказки, структура сказки | Познакомить с авторской сказкой Д. Мамина-Сибиряка учить работать с повествовательным текстом. | П.: определять смысл нравственных понятий Р.: анализировать произведение, формировать начальные навыки работы с библиотечным каталогом К.: задавать вопросы, умение слушать собеседника | формирование позитивного отношения к чтению, к книге, умение работать в коллективе, отстаивать свою позицию. |
| | Комбинированный урок | 8. Переводная литература для детей | Каковы особенности переводной литературы | Переводная литература, переводчик | Формировать понятие «переводная литература»; учить работать с повествовательным текстом. | П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия К.: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | Формирование культуры общения |
| | Комбинированный урок | 9. Переводная литература для детей. Б.Заходер. Винни - Пух (предисловие). Особенности переводной литературы | Каковы особенности переводной литературы | Переводная литература, переводчик | Познакомить с авторской сказкой А. Милна «Вини-Пух и все-все-все», переводной литературой Б. Заходера. учить работать с повествовательным текстом. | П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия К, Умение работать в коллективе, отстаивать свою позицию. | Формирование культуры общения |
| | Комбинированный урок | 10. Р.Киплинг. Маугли. Особенности произведения | Каковы особенности переводной литературы ы | Джунгли Маугли, герой | Учить работать с повествовательным текстом. | П.: определять смысл нравственных понятий Р.: анализировать произведение, формировать начальные навыки работы с библиотечным каталогом К.: задавать вопросы, умение слушать собеседника | Формирование культуры общения |
| | Комбинированный урок | 11. Р.Киплинг. Маугли. Герои произведения | Каковы особенности переводной литературы ы | Джунгли Маугли, герой | Познакомить с литературной сказкой Р. Киплинга «Маугли»; осмысливать понятие «человек»; обсудить, какие человеческие качества были присущи Маугли. | П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия К.: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | формирование позитивного отношения к чтению, к книге, умение работать в коллективе, отстаивать свою позицию. |
| | Комбинированный урок | 12. Дж. Родари. Волшебный барабан. Особенности переводной литературы | Каковы особенности переводной литературы | | Формировать понятие «переводная литература»; познакомить с литературной сказкой. | П.: определять смысл нравственных понятий Р.: анализировать произведение, формировать начальные навыки работы с библиотечным каталогом К.: задавать вопросы, умение слушать собеседника | Формирование культуры общения |
| | творческая мастерская, | 13. Дж. Родари. Волшебный барабан. Сочинение возможного конца сказки | Каковы особенности переводной литературы | | Учить работать с повествовательным текстом. | П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия К.: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | формирование позитивного отношения к чтению, к книге, умение работать в коллективе, отстаивать свою позицию. |
| | урок повторительно-обобщающий | 14.. Мы идем в библиотеку. Литературные сказки | Чем отличаются русские народные сказки от зарубежных | Сказ, сказка, народная, литературная, переводная литература | Узнавание книги по обложке; сравнение разных книг; их классификация; обобщение представленного; составление собственного текста по итогам исследования на основе фактов | Выявление особенностей поэтических текстов. Использование критериев для обоснования своего суждения. | Формирование культуры общения |
| | Комбинированный урок | 15.Самостоятель-ное чтение. Тим Собакин. Лунная сказка | Как оценивать поступки героев | Стихотворение, герои, отношение автора к героям | Познакомить с творчеством Тима Собакина | П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия К.: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | формирование позитивного отношения к чтению, к книге, умение работать в коллективе, отстаивать свою позицию. |
| | Комбинированный урок | 16. Семейное чтение. Ю.Коваль. Сказка о серебряном соколе. | Как оценивать поступки героев | Стихотворение, герои, отношение автора к героям | Формировать мотивированный интерес к книге и чтению. | П.: определять смысл нравственных понятий Р.: анализировать произведение, формировать начальные навыки работы с библиотечным каталогом К.: задавать вопросы, умение слушать собеседника | Формирование культуры общения |
| | Комбинированный урок | 17. С.Михалков. Упрямый козленок. Инсценирование | Как оценивать поступки героев | Стихотворение, герои, отношение автора к героям | Формировать мотивированный интерес к книге и чтению | П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия К.: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | формирование позитивного отношения к чтению, к книге, умение работать в коллективе, отстаивать свою позицию. |
| | творческая мастерская, | 18. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | Умение работать с текстом: осмысление структурных особенностей рассказа; характеристика героев; понимание главной мысли. | | Формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, представленных в текстах. | П.: определять смысл нравственных понятий Р.: анализировать произведение, формировать начальные навыки работы с библиотечным каталогом К.: задавать вопросы, умение слушать собеседника | формирование позитивного отношения к чтению, к книге, умение работать в коллективе, отстаивать свою позицию. |
| | Урок развивающего контроля. | 19. Контрольная работа | Проверить сформированность умения работать с учебной книгой | | Проверить сформированность предметных и над- предметных (чтение и работа с информацией) умений. | Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия | Формировать понимание значения русской литературы для всего мира |
| | | Картины родной природы (18 часов) |
| | Урок «открытия» нового знания | 1. Вводный урок по содержанию раздела | Что такое стихи | Творчество, рассказ, проза, стихотворение, жанр | Учить формулировать тему урока на основе ключевых слов; составлять план урока, проводить рефлексию на основе данного плана; | П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия К.: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | Формирование культуры общения |
| | Комбинированный урок | 2. Основные понятия раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение. Б.Заходер. Что такое стихи | Определять конкретный смысл понятий: творчество, стихотворение, рассказ | Творчество, рассказ, проза, стихотворение, жанр | Учить формулировать тему урока на основе ключевых слов; составлять план урока, проводить рефлексию на основе данного плана; | П. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут изучаться Р. .: Научиться видеть средства художественной выразительности К. Принимать участие в работе группы | Формирование культуры общения |
| | Комбинированный урок | 3. И.Соколов — Микитов. Март в лесу | Как анализировать текст-описание | Картина, живописец | Развить умение слышать и слушать художественное произведение, проводить анализ художественного текста, расширить представление о взаимоотношениях человека и природы. | П.: определять смысл нравственных понятий Р.: анализировать произведение, формировать начальные навыки работы с библиотечным каталогом К.: задавать вопросы, умение слушать собеседника | формирование позитивного отношения к чтению, к книге, умение работать в коллективе, отстаивать свою позицию. |
| | творческая мастерская, | 4. Устное сочинение на тему «Мелодии весеннего леса» | Как описать мелодии весеннего леса | Лес, весна, мелодия | Развить умение слышать и слушать художественное произведение, проводить анализ художественного текста, расширить представление о взаимоотношениях человека и природы.. | П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия К.: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | формирование позитивного отношения к чтению, к книге, умение работать в коллективе, отстаивать свою позицию. |
| | Комбинированный урок | 5. А.Майков. Весна. Е.Волков. В конце зимы. Е.Пурвит. Последний снег. | Сравнение произведений живописи и литературы | Прием контраста в изображении зимы и весны. | Развивать интерес к чтению лирических текстов. | Р.: Научиться видеть средства художественной выразительности П.: Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. К.: осуществлять развитие навыка выразительного чтения и рассказывания, формулировать собственное мнение и позицию | формирование позитивного отношения к чтению, к книге, умение работать в коллективе, отстаивать свою позицию. |
| | Комбинированный урок | 6. С.Есенин. Сыплет черемуха... В.Борисов - Мусатов. Весна. | Сравнение произведений живописи и литературы | Прием контраста в изображении зимы и весны. | Умение анализировать лирический текст. Умение анализировать произведение фотографического искусства. | П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия К.: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | Формирование культуры общения |
| | Комбинированный урок | 7. С.Есенин. С добрым утром! | Сравнение произведений живописи и литературы | Прием контраста в изображении зимы и весны. | Умение анализировать лирический текст. Умение анализировать произведение фотографического искусства. | Р.: Научиться видеть средства художественной выразительности П.: Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. К.: осуществлять развитие навыка выразительного чтения и рассказывания, формулировать собственное мнение и позицию | формирование позитивного отношения к чтению, к книге, умение работать в коллективе, отстаивать свою позицию. |
| | Комбинированный урок | 8. Ф.Тютчев. Весенняя гроза. | Сравнение произведений живописи и литературы | Прием звукописи как средство создания образа | Учить сравнивать поэтические и прозаические произведения, художественные произведения и фотографии. | Р.: Научиться видеть средства художественной выразительности П.: Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. К.: осуществлять развитие навыка выразительного чтения и рассказывания, формулировать собственное мнение и позицию | формирование позитивного отношения к чтению, к книге, умение работать в коллективе, отстаивать свою позицию. |
| | творческая мастерская, | 9. А.Васнецов. После дождя. И.Шишкин. Дождь в дубовом лесу. Сравнение произведений искусства | Сравнение произведений живописи и литературы | Прием звукописи как средство создания образа | Учить сравнивать поэтические и прозаические произведения, художественные произведения и фотографии. | П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия К.: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | Формирование культуры общения |
| | Комбинированный урок | 10. О.Высотская. Одуванчик. З.Александрова. Одуванчик. Сравнение образов | Сравнение произведений живописи и литературы | Сравнение образов | Учить сравнивать поэтические и прозаические произведения, художественные произведения и фотографии. | Р.: Научиться видеть средства художественной выразительности П.: Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. К.: осуществлять развитие навыка выразительного чтения и рассказывания, формулировать собственное мнение и позицию | формирование позитивного отношения к чтению, к книге, умение работать в коллективе, отстаивать свою позицию. |
| | творческая мастерская, | 11. М.Пришвин. Золотой луг. Сравнение поэтических и прозаических текстов | Сравнение поэтических и прозаических текстов | Золотой луг | Учить сравнивать поэтические и прозаические произведения, художественные произведения и фотографии. | П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия К.: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | формирование позитивного отношения к чтению, к книге, умение работать в коллективе, отстаивать свою позицию. |
| | Комбинированный урок | 12. А.Толстой. Колокольчики мои, цветики степные... | Сравнение произведений живописи и литературы | Прием звукописи как средство создания образа.Авторское отношение к изображаемому | Учить сравнивать поэтические и прозаические произведения, художественные произведения и фотографии. | Р.: Научиться видеть средства художественной выразительности П.: Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. К.:, формулировать собственное мнение | Формирование культуры общения |
| | Комбинированный урок | 13. Саша Черный. Летом. А.Рылов. Зеленый шум. | Сравнение произведений живописи и литературы | Сравнение образов | Учить сравнивать поэтические и прозаические произведения, художественные произведения и фотографии. | П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия К.: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | формирование позитивного отношения к чтению, к книге, умение работать в коллективе, отстаивать свою позицию. |
| | Комбинированный урок | 14. Ф.Тютчев. В небе тают облака... А.Саврасов. Сосновый бор на берегу реки. | Сравнение произведений живописи и литературы | Сравнение образов | Умение анализировать лирический текст. Умение анализировать произведение фотографического искусства. | Р.: Научиться видеть средства художественной выразительности П.: Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. К.: осуществлять развитие навыка выразительного чтения и рассказывания, формулировать собственное мнение и позицию | формирование позитивного отношения к чтению, к книге, умение работать в коллективе, отстаивать свою позицию. |
| | урок повторительно-обобщающий | 15. Мы идем в библиотеку. Сборники произведений о природе | Сравнение произведений живописи и литературы | Сравнение образов | Учить сравнивать поэтические и прозаические произведения, художественные произведения и фотографии. | П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия К.: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | Формирование культуры общения |
| | творческая мастерская, | 16. Самостоятельное чтение. Г.Юдин. Поэты | Называть особенности поэтического творчества | Средства художественной выразительности в художественных текстах | Учить работать с книгой; учить пользоваться тематическим каталогом. | Р.: Научиться видеть средства художественной выразительности П.: Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. К.: осуществлять развитие навыка выразительного чтения и рассказывания, формулировать собственное мнение и позицию | формирование позитивного отношения к чтению, к книге, умение работать в коллективе, отстаивать свою позицию. |
| | Комбинированный урок | 17. Я.Аким. Как я написал первое стихотворение. | Называть особенности поэтического творчества | Средства художественной выразительности в художественных текстах | Учить работать с книгой; учить пользоваться тематическим каталогом. | П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия К.: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | формирование позитивного отношения к чтению, к книге, умение работать в коллективе, отстаивать свою позицию. |
| | Обобщающий урок | 18. Обобщающий урок по теме | Находить нужную книгу по теме | Средства художественной выразительности в художественных текстах | Учить работать с книгой; учить пользоваться тематическим каталогом. | П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия К.: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | формирование позитивного отношения к чтению, к книге, умение работать в коллективе, отстаивать свою позицию. |