| Тема урока | | Содержание урока Ученик должен знать | Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
Мы граждане единого Отечества ( 13 ч) |
1. | Общество-это мы | Комбинированный 1 час | Систематизировать уже имеющиеся представления о необходимости объединения людей в сообществ. Сопоставлять понятия «гражданин» и «соотечественник», выявлять общее и различное. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. | Умение слушать и вступать в диалог. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. Различать допустимые и недопустимые формы поведения. |
2. | Российский народ | Урок введения новых знаний 1час | Факторы, объединяющие граждан России. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. | Развитие готовности к сотрудничеству. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. | Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. | Умение корректировать, вносить свои изменения в способ действия, в случае расхождения с эталоном. |
3. | Конституция России | Урок введения новых знаний 1 час | Конституция России как документ, раскрывающий вопросы государственного устройства страны. Сопоставлять понятия «гражданин» и «соотечественник», выявлять общее и различное. | Освоение личностного смысла учения; -осознавать значимость зависимости жизни на Земле | Умение рассматривать, сравнивать, классифицироватьструктурировать. | Сотрудничество в поиске информации. | Умение высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией. |
4 | Права ребенка. | Урок введения новых знаний 1час | Права ребенка, гарантированные Федеральным законом. Устанавливать соответствие внутреннего смысла статей о правах ребёнка и нормы отношения к детям в культуре народов России; объяснять связь между правами и обязанностями; обсуждать вопрос о расширении прав и обязанностей ребёнка по мере его взросления | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении. | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. | Умение аргументировать своё предложение. Убеждать и уступать. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. |
5 | Государственное устройство России | Урок введения новых знаний 1час | Особенности государственного устройства. Употреблять специальную лексику документов. Устанавливать связь особенностей государственного устройства России и положений её Конституции; объяснять, в чём состоит роль Президента и трёх ветвей власти в России; вы-двигать предположение о том, зачем необходима независимость трёх ветвей власти друг от друга. Называть имя, отчество, фамилию действующего Президента. | Осознавать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего | Анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления. |
6 | Российский союз равных | Урок введения новых знаний 1час | Особенности субъектов РФ. Дать представление о том насколько велика наша страна, познакомить с народами населяющими нашу страну | Осознавать необходимость уважать чужие традиции. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки | Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий. |
7 | Государственная граница России | Урок введения новых знаний 1час | Устройство государственной границы, её значение, охрана. Формировать представление о правилах пересечения границ. | Осознавать необходимость уважать чужие традиции. Соблюдать закон страны. | Анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки | Умение корректировать, вносить свои изменения в способ действия, в случае расхождения с эталоном. |
8 | Путешествие за границу России. | Урок введения новых знаний 1час | Познакомить с соседними государствами, как проходят встречи каких-либо организаций, групп, государств. | Освоение личностного смысла учения - ценить и понимать следующие базовые ценности «добро», «мир», «Родина». | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты | Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. | Умение корректировать, вносить свои изменения в способ действия, в случае расхождения с эталоном. |
9 | Сокровища России и их хранители | Урок введения новых знаний 1час | Творческое сотрудничество как общественно значимая ценность в культуре народов. Воспитывать чувство гордости за национальную культуру,. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении. | Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Умение договариваться, находить общее решение. | Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий. |
10 | Творческий союз | Урок введения новых знаний 1час | Диалог культур народов России. Познакомить с деятелями культуры края. Воспитывать чувство гордости за национальную культуру. Толерантно относиться к людям разных национальностей. | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | Поиск и выделение нужной информации. Формирование универсального логического действия - синтеза | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки | Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий. |
11 | Обобщение по разделу «Мы-граждане единого Отечества» | Обобщающий урок. 1 час | Продолжение воображаемых путешествий. Научить работать с дополнительными источниками информации. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении. | Поиск и выделение нужной информации. Формирование универсального логического действия - синтеза | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо вопрос или предмет. Умение находить общее решение. | Умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с эталоном. Прогнозирование результата. |
12 | Наши проекты «За страницами учебника» | Обобщающий урок. 1 час | Уметь презентовать рассказ о жизни и традициях народов России в творческой форме | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами | Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления. |
13 | Проверочная работа | Обобщающий урок. 1 час | Использовать полученные знания, учиться контролировать и оценивать свою работу. | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов | Поиск и выделение нужной информации. Формирование универсального логического действия - синтеза | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо вопрос или предмет. Умение находить общее решение. | Умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с эталоном. Прогнозирование результата. |
По родным просторам ( 20 ч) |
1 | Карта – наш экскурсовод | Урок введения новых знаний 1час | Сравнивать масштаб физической карты России и карты мира, объяснять разницу. Работая в паре, изучать условные знаки физической карты России, выделять среди них уже известные. Рассказывать по физической карте о нашей стране. Находить на физической карте России природные объекты, изображённые на фотографиях в учебнике. Анализировать текст учебника, различать информацию, которую можно получить с помощью карты, и ту, которая содержится только в тексте | Развитие готовности к сотрудничеству. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | Подведение под понятие распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. | Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. | Умение корректировать, вносить свои изменения в способ действия, в случае расхождения с эталоном. |
2 | По равнинам и горам | Урок введения новых знаний 1час | Анализировать текст учебника, различать информацию, которую можно получить с помощью карты, и ту, которая содержится только в тексте. Находить на физической карте России равнины и горы, представленные на фотографиях в учебнике. Находить на физической карте России равнины и горы, представленные на фотографиях в учебнике. В ходе коллективного обсуждения выявлять связь | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении. | Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание | Умение слушать и вступать в диалог. Развитие готовности к сотрудничеству. | Прогнозирование результатов. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления. |
3 | В поисках подземных кладовых | Урок введения новых знаний 1час | В ходе коллективного обсуждения выявлять связь между особенностями земной поверхности и хозяйствен людей, их обычаями, традициями. Работая в парах, изучать полезные ископаемые разных регионов России (по физической карте), рассказывать о них, соотносить условные знаки и фотографии образцов полезных ископаемых. В ходе практической работы изучать образцы полезных ископаемых, описывать их по приведённому в учебнике плану, извлекать информацию из разных источников, в том числе из атласа-определителя. Сравнивать нефть и природный газ, использовать с этой целью информацию из текста учебника. Высказывать обоснованные суждения о необходимости бережного использования полезных ископаемых | Формирование адекватной и позитивной самооценки. Освоение личностного смысла учения | Поиск и выделение нужной информации. Формирование универсального логического действия - синтеза | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Умение договариваться, находить общее решение. | Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий. |
4 | Наши реки | Урок введения новых знаний 1 час | Высказывать обоснованные суждения о необходимости бережного использования полезных ископаемых Раскрывать значение рек в жизни людей. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении. | Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы | Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо вопрос или предмет. Умение находить общее решение. | Умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с эталоном. Прогнозирование результата. |
5 | Озера – краса Земли | Урок введения новых знаний 1час | Озера России и их значение в жизни людей. уметь находить и показывать их на карте. Сравнивать озера по глубине. | Формирование адекватной и позитивной самооценки. Освоение личностного смысла учения | Умение рассматривать, сравнивать, классифицировать, структурировать. | Сотрудничество в поиске информации. | Умение высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией. |
6 | По морским просторам | Урок введения новых знаний 1час | Моря, омывающие берега России. Различать моря и океаны. Прослеживать по карте связь морей и океанов. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении. | Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки -уметь работать в группе | Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала. |
7 | С севера на юг | Урок введения новых знаний 1час | Природные зоны России продолжают развивать навыки работы с атласом-определителем и дополнительной литературой. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. | Умение аргументировать своё предложение. Убеждать и уступать. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. |
8 | В ледяной пустыне | Урок введения новых знаний 1час | Уметь находить и показывать зону арктических пустынь на карте. Находить связь между живой и неживой природой. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении. | Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. Умение рассматривать, сравнивать, классифицировать, структурировать. | Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных точек зрения на какой либо вопрос или предмет. | Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция. Готовность к преодолению трудностей. |
9 | В холодной тундре | Урок введения новых знаний 1час | Уметь находить и показывать зону тундры на карте. Находить связь между живой и неживой природой. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении. | Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; - сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников | Умение слушать и вступать в диалог. Развитие готовности к сотрудничеству. | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления. |
10 | Среди лесов | Урок введения новых знаний 1час | Уметь находить и показывать зону лесов на карте. Находить связь между живой и неживой природой. Познакомить с растительным и животным миром, деятельностью людей. | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Формирование ценности «любовь» к природе. | - определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; - сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников | Сотрудничество в поиске информации. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. |
11 | В широкой степи | Урок введения новых знаний 1час | Уметь находить и показывать зону степей на карте. Находить связь между живой и неживой природой. Познакомить с растительным и животным миром, деятельностью людей. | Освоение личностного смысла учения. Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении. | Анализ объектов. Умение классифицировать, структурировать знания. | Сотрудничество в поиске информации. Умение слушать и вступать в диалог. Развитие готовности к сотрудничеству. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. |
12 | В жаркой пустыне. | Урок введения новых знаний, 1час | Уметь находить и показывать зону пустыни на карте. Находить связь между живой и неживой природой. Познакомить с растительным и животным миром, деятельностью людей. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении. | Поиск и выделение необходимой информации. Классификация объектов. Умение осознанно и произвольно строить своё предложение. | Умелое оформление своих мыслей в устной и письменной речи. | Умение работать по предложенному учителем плану. |
13 | У теплого моря | Урок введения новых знаний, 1час | Уметь находить и показывать зону субтропиков на карте. Находить связь между живой и неживой природой. Познакомить с растительным и животным миром, деятельностью людей. | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Формирование ценности «любовь» к природе. | Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. | Сотрудничество в поиске информации Умение слушать и вступать в диалог. Развитие готовности к сотрудничеству. | Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция. |
14 | Мы- дети родной земли | Урок введения новых знаний, 1 час | Особенности хозяйственной жизни народов России. Уметь соотносить условия природы с хозяйственной деятельностью людей. | Ценностно-смысловая ориентация учащихся. Формирование адекватной и позитивной самооценки. | Умение рассматривать, сравнивать, классифицировать, структурировать знания. | Умение слушать и вступать в диалог. | Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий. |
15 | В содружестве с природой | Урок введения новых знаний, 1 час | Особенности кочевого и оседлого образа жизни некоторых народов Сибири. Познакомиться с традициями и быта народов Сибири. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. | Поиск и выделение необходимой информации. Классификация объектов. Знаково-символическое моделирование. | Умение аргументировать своё предложение. Сотрудничество в поиске информации. Понимать точку зрения другого; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. |
16 | Как сберечь природу России. | Урок введения новых знаний, 1 час | Экологические проблемы и охрана природы. Пути их решения. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении. | Определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя. | Умение слушать и вступать в диалог. Развитие готовности к сотрудничеству. | Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала. |
17 | По страницам Красной книги. | Урок введения новых знаний 1час | Обобщить представления о факторах, угрожающих живой природе; учить уважительному отношению к живым организмам; сформулировать важнейшие правила поведения в природе, направленные на её сбережения (правила друзей природы). | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Формирование ценности «любовь» к природе. | Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников | Понимать точку зрения другого; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления. |
18 | По заповедникам и национальным паркам. | Урок введения новых знаний 1час | Обобщить представления о факторах, угрожающих живой природе; учить уважительному отношению к живым организмам; сформулировать важнейшие правила поведения в природе, направленные на её сбережения (правила друзей природы). | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Формирование ценности «любовь» к природе. | Подведение под понятие -распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. | Сотрудничество в поиске информации. понимать точку зрения другого; выполнять различные роли в группе, сотрудничать всовместном решении проблемы (задачи) | Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала. |
19 | Наши поекты «За страницами учебника» | Урок введения новых знаний 1 час | Уметь работать с дополнительными источниками информации, Презентовать рассказ о заповедниках и национальных парках. | Осознание ответственности человека за благосостояние общества, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается | Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. | Сотрудничество в поиске информации. | Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция. |
20 | Проверочная работа. | Обобщающий урок 1 час | Уметь контролировать и оценивать свою работу. Корректировать знания и делать выводы. | | Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников | Понимать точку зрения другого; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления. |
Путешествие по реке времени (26 ч) |
1 | В путь по реке времени | Урок введения новых знаний, 1 час | Различать в них поэтический вымысел и реальную историческую основу. Характеризовать народную оценку события по сюжету устного произведения. Различать два значения понятия истории. Обозначать на схеме «Река времени» даты жизни людей и события истории. Определять по дате век события. | Освоение личностного смысла учения; - ценить и понимать следующие базовые ценности через сказку: «добро», «мир», «красота», «желание понимать друг друга» | Поиск и выделение нужной информации. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Сотрудничество в поиске информации. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. |
2 | Путешествуем с археологами | Урок введения новых знаний, 1 час | Определять по дате век события. Называть имена отца истории и родоначальника древнерусского летописания. Описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике и в местном музее; отмечать их возраст на схеме; узнавать, соотносятся ли эти находки с письменными источниками; сравнивать образ оленя в сказках, преданиях и в искусстве скифов, древних народов Сибири. Рассказывать о роли российских археологов в мировой и отечественной исторической науке. | Личностные - освоение личностного смысла учения; - ценить и понимать следующие базовые ценности «добро», «мир», «красота», «желание понимать друг друга | Анализ объектов. Умение классифицировать, структурировать знания. | Формирование собственного мнения и позиции. Умение договариваться и приходить к общему решению. | Принятие и сохранение учебной задачи. Планирование своих действий с учетом данных задач. Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве. |
3 | По страницам летописи | Урок введения новых знаний, 1 час | Показывать на карте древние торговые пути; рассказывать о берестяных грамотах; показывать на карте древние русские города; отмечать на схеме «Река времени» век их первого упоминания в летописи. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении. | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки | Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Умение договариваться, находить общее решение. | Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала. |
4 | Истоки Древней Руси | Урок введения новых знаний, 1 час | Древние торговые пути, их значение в объединении народов. | Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. освоение личностного смысла учения. | Умение осознанно и произвольно строить своё предложение.Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения практических задач. | Умение контролировать действия партнёра. Учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. | Принятие и сохранение учебной задачи. Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве. |
5 | Мудрый выбор | Урок введения новых знаний, 1 час | Важнейшие деяния княгини. Наследницы Киевской Руси Ольги. Обозначать век крещения Руси на схеме «Реки времени». Выявлять архитектурные особенности соборов. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. | Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. | Умение слушать и вступать в диалог. Понимание различных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет. | Формирование адекватной оценки правильности выполнения действий и внесение необходимых корректив. |
6 | Наследница Киевской Руси. | Урок введения новых знаний, 1 час | Роль князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, рассказывать о роли Великого Новгорода и Киева в истории Древней Руси; называть имена родоначальника правящей княжеской династии и его родича | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. | Сотрудничество в поиске информации. | Волевая саморегуляция. Прогнозирование результата. |
7 | Москва- преемница Владимира | Урок введения новых знаний, 1 час | Эпоха княжеских междоусобиц. Обосновывать роль Великого Новгорода и Киева как двух истоков Древнерусского государства. Составлять схему родственных отношений княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого; объяснять значение преемственности в их государственных поступках; характеризовать последствия для истории и культуры России выбора князя Владимира. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. | Поиск и выделение необходимой информации. Классификация объектов. Знаково-символическое моделирование. | Умение аргументировать своё предложение. Сотрудничество в поиске информации отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. |
8 | Начало Московского царства | Урок введения новых знаний 1 час | Эпоха укрепления и расширения Московского княжества. Объяснять важность преемственности в их государственных поступках. | Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. освоение личностного смысла учения. | Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. | Сотрудничество в поиске информации. | Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция. |
9 | Подвижники Руси и землепроходцы | Урок введения новых знаний 1 час | Развитие самых разных направлений деятельностного творчества людей. Знать историю основания сибирских городов. | Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся. | Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение. | Умение аргументировать своё предложение. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. |
10 | На пути к единству | Урок введения новых знаний 1 час | События смутного времени в жизни страны. Обсуждать значимость единства в интересах граждан для сохранения независимости страны. | Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; - самостоятельно делать выводы | Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение. | Умение аргументировать своё предложение. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. |
11 | Начало Российской империи | Урок введения новых знаний 1 час | Преобразования в жизни страны во времена первых царей. Знать о преобразованиях в эпоху Петра 1. Высказывать мотивированное суждение о необходимости отечественных армии и флота, промышленности, науки и образования для развития страны и сохранения её независимости. Характеризовать архитектурный облик Санкт-Петербурга. Объяснять значение названия городов. Называть имена императрицы и скульптура, воздвигнувших памятник Петру 1 в Санкт-Петербурге. Сопоставлять деятельность князя Александра Невского и Петра 1мна западных границах Отечества. | Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. освоение личностного смысла учения. | Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение. | Умение аргументировать своё предложение. Сотрудничество в поиске информации. отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов. | Формирование адекватной оценки правильности выполнения действий и внесение необходимых корректив. |
12 | «Жизнь- Отечеству, честь- никому » | Урок введения новых знаний 1 час | . Характеризовать преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху. Обосновывать значительность деятельности М.В.Ломоносова, А.В.Суворова, Ф.Ф.Ушакова. Приводить примеры сохранения памяти о них в России и за рубежом. Обсуждать социальную значимость названных понятий. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. | Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы. | Сотрудничество в поиске информации. | Волевая саморегуляция. Прогнозирование результата. |
13 | Отечественная война 1812 года. | Урок введения новых знаний 1 час | Характеризовать войну с Наполеоном как народную, отечественную войну. Находить сведения и рассказывать о памятниках и памятных местах Москвы и России, связанных с событиями Отечественной войны 1812 года. Приводить примеры сохранения памяти об Отечественной войне 1812 года. Сопровождать рассказ фотографиями… | Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; - самостоятельно делать выводы | Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников | Сотрудничество в поиске информации. отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов. | Формирование адекватной оценки правильности выполнения действий и внесение необходимых корректив. |
14 | Великий путь | Урок введения новых знаний 1 час | Характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог в 19 веке. Приводить названия и даты строительства первых железных дорог в России, Транссибирская магистраль. Отмечать эти даты на ленте времени. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. | Поиск и выделение необходимой информации. Классификация объектов. Знаково-символическое моделирование. Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. | Умение аргументировать своё предложение. Сотрудничество в поиске информации | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. |
15 | Золотой век театра и музыки. | Урок введения новых знаний 1 час | Характеризовать развитие театрального и музыкального искусства России в 19 веке. Приводить полные названия первых консерваторий, всемирного признания достижений российского искусства. Передавать впечатления от восприятия музыкального произведения отечественного композитора 19 – начала 20 веков. | Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. освоение личностного смысла учения. | Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение. | Сотрудничество в поиске информации. отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. | Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция |
16 | Рассвет изобразительного искусства и литературы. | Урок введения новых знаний 1 час | Обобщать знания о произведениях великих русских художников и писателей. Характеризовать достижения мирового уровня в этих видах искусства. Называть имена и названия любимых произведений отечественных писателей. Рассказывать о важнейших хранилищах изобразительного искусства. Передавать впечатление от восприятия картины отечественного художника 19 – начала 20 веков. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников | Понимать точку зрения другого; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления. |
17 | В поисках справедливости | Урок введения новых знаний 1 час | Характеризовать переустройство общественной и частной жизни людей. Приводить примеры изменения названий городов и улиц. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. | Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение | Сотрудничество в поиске информации. отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. |
18 | Век бед и побед | Урок введения новых знаний 1 час | Характеризовать особенности развития страны. Составлять рассказ этих событий. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | Оределять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; - сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников | Понимать точку зрения другого; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления. |
19 | «Вставай страна огромная» | Урок введения новых знаний 1 час | Характеризовать особенности развития страны. Составлять рассказ этих событий. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение | Сотрудничество в поиске информации. отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. |
20 | Трудовой фронт России | Урок введения новых знаний 1 час | Характеризовать подвиги людей в тылу во время войны. Раскрывать понятия «трудовой фронт». Составлять рассказ о жизни и труде в тылу во время Вов. | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; - сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников | Понимать точку зрения другого; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) | Формирование адекватной оценки правильности выполнения действий и внесение необходимых корректив. |
21 | «Нет в России семьи такой » | Урок введения новых знаний 1 час | Обсуждать значение семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти. Раскрывать глубину человеческих переживаний, отразившихся в о фронтовых письмах. Характеризовать документы, воспоминания и реликвии Вов 1941-1945 гг в своей семье. Приводить примеры таких документов из музеев. Записывать воспоминания старших родственников о военном времени. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов. | Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение | Сотрудничество в поиске информации. отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления. |
22 | После великой войны | Урок введения новых знаний 1 час | Характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в первые пять послевоенных лет. Приводить примеры разрушений и потерь в Вов. Рассказывать о земляках тружениках первой послевоенной пятилетки. | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников | Понимать точку зрения другого; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. |
23 | Экскурсия в музей боевой славы. | Урок –экскурсия 1 час | Посещение достопримечательностей и святынь своего края, города. Составление Календаря памятных дат нашего Отечества с включением страниц, посвящённых событиям истории своего края и своих земляков. Оформление выставки «Книги памяти» по семейным воспоминаниям к празднованию Дня Победы. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов | Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение | Сотрудничество в поиске информации. отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. |
24 | Достижения 1950- 1970х годов | Урок введения новых знаний 1 час | Характеризовать созидательную деятельность страны в 50-70е гг. Приводить примеры достижений в науке и технике, промышленности, образовании и искусстве, в спорте. Рассказывать о земляках-труженниках второй половины 20 века. | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников | Понимать точку зрения другого; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. |
25 | Наши поекты «За страницами учебника» | Обобщающий урок 1 час | Организация поисково-исследовательской работы по истории и культуре своего края, конкретного местожительства (названия города (села), рек, озёр в его окрестностях, народные исторические предания об основателях и первых жителях, устные свидетельства и письменные документы о знаменитых земляках, примечательных событиях в разные исторические периоды и т. п.). | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов | Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение | Сотрудничество в поиске информации. отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления. |
26 | Проверочная работа. | Обобщающий урок 1 час | Уметь контролировать и оценивать свою работу. Корректировать знания и делать выводы. | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников | Умение слушать и вступать в диалог. Развитие готовности к сотрудничеству. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. |
Мы строим будущее России ( 9 ч ) |
1 | Современная Россия | Урок введения новых знаний 1 час | Характеризовать особенности жизни страны во второй половине 80-90 годах. Приводить примеры преобразований. | Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся. | Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение. | Умение аргументировать своё предложение. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. |
2 | Хороша чест, когда есть, что есть | Урок введения новых знаний 1 час | Характеризовать положительный опыт в Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства. Приводить примеры благотворного воздействия культурных растений, домашних животных на жизнь людей. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. | Поиск и выделение необходимой информации. Нахождение ответов на вопросы, используя учебник. | Оформление своей мысли в устной и письменной речи. | Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция. |
3 | Умная сила России | Урок введения новых знаний, 1 час | Характеризовать положительный опыт сотрудничества промышленности и науки для улучшения условий жизни сотрудников промышленных производств. Приводить примеры такого сотрудничества. Обсуждать значений понятий «социальная ответственность». | Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. Освоение личностного смысла учения. | Поиск и выделение необходимой информации. Нахождение ответов на вопросы, используя учебник. | Оформление своей мысли в устной и письменной речи. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки | Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция. |
4 | Светлая душа России | Урок введения новых знаний 1 час | Характеризовать выдающиеся явления в современной жизни страны. Приводить примеры таких явлений и событий. | Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; - самостоятельно делать выводы | Поиск и выделение необходимой информации. Нахождение ответов на вопросы, используя учебник. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция. |
5 | Начни с себя | Урок введения новых знаний 1 час | Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников. Оценивать уровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее. Высказывать доказательное суждение о взаимной зависимости между собственным благом и процветанием России. | Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; - самостоятельно делать выводы | Поиск и выделение необходимой информации. Нахождение ответов на вопросы, используя учебник. | Оформление своей мысли в устной и письменной речи. | Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция. |
6 | Наши поекты «За страницами учебника» | Обобщающий урок 1 час | Проведение конкурса проектов «Я строю будущее России» с участием старшеклассников и членов своих семей, с приглашением в оргкомитет конкурса представителей местных властей города (района, села). | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Нравственно-этическая ориентация. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Структурирование знаний. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. |
7 | Проверочная работа. | Обобщающий урок 1 час | Уметь контролировать и оценивать свою работу. Корректировать знания и делать выводы. | Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся. | Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников | Сотрудничество в поиске информации. отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления. |
8 | Итоговая контрольная работа. | Обобщающий урок 1 час | Уметь контролировать и оценивать свою работу. Корректировать знания и делать выводы. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала | Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение. | Понимать точку зрения другого; - выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. |
9 | Обобщение пройденного за год | Обобщающий урок 1 час | Обобщение по разделу и по всему учебнику. | Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся. | Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников | Сотрудничество в поиске информации. отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления. |