Календарно-тематическое планирование по технологии 4 класс
Календарно-тематическое планирование по технологии 4 класс
Рабочая программа составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта по начальной школе (2009 г.); на основании Примерной программы по технологии с использованием методических рекомендаций Н.М.Конышевой к учебно-методическому комплекту «Технология» Художественно-конструкторская деятельность. 4 класс» (издательство: Смоленск «Ассоциация XXI век, 2010 год) для 4 класса, с учетом регионального компонента и Основной образовательной программы гимназии. Региональный компонент отражен в содержании заданий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по технологии 4 класс »
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта по начальной школе (2009 г.); на основании Примерной программы по технологии с использованием методических рекомендаций Н.М.Конышевой к учебно-методическому комплекту «Технология» Художественно-конструкторская деятельность. 4 класс» (издательство: Смоленск «Ассоциация XXI век, 2010 год) для 4 класса, с учетом регионального компонента и Основной образовательной программы гимназии. Региональный компонент отражен в содержании заданий.
Особенности курса «Технология»
Особенность уроков технологии состоит в том, что в них понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты познавательной деятельности занимают равноправное положение. В связи с этим данный курс, построенный на основе интеграции интеллектуальной и практической деятельности, составляет ощутимый противовес тотальному вербализму в обучении, который захлестнул современную школу и наносит колоссальный ущерб здоровью детей. В программе реализованы возможности курса технологии в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности.
Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Задачи курса:
формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека;
формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
формирование знаний и представлений о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;
формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.
Согласно календарному учебному графику МБОУ гимназии № 5 г. Морозовска технология реализуется в объёме 33 часа из расчёта 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения обучающимися учебной программы
Личностные
У учащихся будут сформированы:
положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;
представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания;
Могут быть сформированы:
устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
привычка к организованности, порядку, аккуратности;
адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;
Предметные
Учащиеся научатся:
использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия;
работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности;
Учащиеся получат возможность научиться:
определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
руководствоваться правилами при выполнении работы;
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия дляполучение необходимых результатов;
самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;
Познавательные
Учащиеся научатся:
находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями;
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности;
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.
Система оценки индивидуальных достижений учащихся
Оценивание индивидуальных достижений учащихся гимназии осуществляется на основании локального акта «Система оценивания учебных достижений учащихся 1-4 классов».
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Дата проведения
Основные виды деятельности
Формируемые универсальные
учебные действия
Характеристика учебной деятельности учащихся
Из глубины веков – до наших дней – 11 часов
1
Керамика в культуре народов мира. Лепка сосуда.
05.09
Познавательные: находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради; анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
Коммуникативные: формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы.
Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте
Личностные: положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности
Рассматривать, читать учебник и рабочие тетради.
Обсуждать общее содержание учебника и тетрадей.
Обсуждать смысл историко-культурных традиций.
Обсуждать содержание творческих работ и проектов на предстоящий учебный год.
2
Керамика в культуре народов мира. Лепка сосуда (продолжение работы).
12.09
Познавательные: находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради; анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
Коммуникативные: формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы.
Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте
Личностные: положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности
Рассматриватьобразцы керамических изделий.
Анализировать форму сосудов, её функциональность и внешнюю выразительность.
Анализировать различные способы практической работы, обсуждать их и сравнивать.
Изготавливать изделия по образцам, инструкции и замыслу.
Познавательные: находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради; анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
Коммуникативные: формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы.
Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте
Личностные: положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности
Читать, анализировать и обсуждатьинформацию в учебнике.
Рассматриватьобразцы изделий.
Выполнять эскизы декоративных плиток.
Распределять работу в парах, группах по изготовлению декоративных изразцов.
Познавательные: находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради; анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
Коммуникативные: формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы.
Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте
Личностные: положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности
Читать, анализировать и обсуждатьинформацию в учебнике.
Рассматриватьобразцы изделий.
Выполнять эскизы декоративных плиток.
Распределять работу в парах, группах по изготовлению декоративных изразцов.
Выполнять работу в соответствии с замыслом.
5
Архитектурная керамика. Изразец (продолжение).
Коллективное панно.
03.10
Познавательные: находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради; анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
Коммуникативные: формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы.
Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте
Личностные: положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности
Читать, анализировать и обсуждатьинформацию в учебнике.
Рассматриватьобразцы изделий.
Выполнять эскизы декоративных плиток.
Распределять работу в парах, группах по изготовлению декоративных изразцов.
Выполнять работу в соответствии с замыслом.
6
Древнее ремесло – плетение изделий.
Плетёная коробочка.
10.10
Познавательные: анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности.
Личностные: понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире.
Коммуникативные:организовать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь.
Регулятивные: устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов.
Читать, анализировать и обсуждатьинформацию в учебнике.
Рассматриватьобразцы изделий.Анализировать приёмы выполнения работы.
Изготавливатькоробочку в технике плетения.
Обсуждать варианты работы с товарищами.
7
Проектирование изделий в технике плетения из полос.
17.10
Личностные:осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке.
Регулятивные:осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.
Познавательные:использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.
Коммуникативные: в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания
Читать, анализировать и обсуждать информацию в учебнике.
Решать задачина доконструирование и переконструирование изделий.
Выполнять мини-проекты: создавать эскизы изделий в соответствии с поставленными условиями.
Конструировать изделия в соответствии с дизайнерской задачей.
8
Цепочки из бисера. Изготовление узора «колечки».
24.10
Познавательные: анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности.
Личностные: понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире.
Коммуникативные:организовать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь.
Регулятивные: устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов.
Читатьтекст, рассматриватьобразцы изделий.
Восприниматьновую информацию по изучаемой теме, обсуждать ее.
Решать задачи на завершение эскизов и составление схем цепочек из бисера с узором «колечки».
Упражняться в выполнении цепочки из бисера с узором «колечки».
9
Цепочки из бисера. Изготовление узора «крестик».
31.10
Познавательные: анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности.
Личностные: понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире.
Коммуникативные:организовать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь.
Регулятивные: устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов.
Читатьтекст, рассматриватьобразцы изделий.
Восприниматьновую информацию по изучаемой теме, обсуждать ее.
Решать задачи на завершение эскизов и составление схем цепочек из бисера с узором «крестик».
Изготавливать цепочки из бисера с узором «крестик».
10
Изготовление цепочки из бисера.
14.11
Личностные:осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке.
Регулятивные:осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.
Познавательные:использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.
Коммуникативные: в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания
Читатьтекст, рассматриватьобразцы изделий.
Восприниматьновую информацию по изучаемой теме, обсуждать ее.
Выполнять эскизы различных узоров декоративных цепочек из бисера.
Конструироватьи изготавливатьцепочку из бисерав соответствии с эскизом.
11
Изготовление цепочки из бисера (завершение работы).
21.11
Личностные:осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке.
Регулятивные:осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.
Познавательные:использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.
Коммуникативные: в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания
Читатьтекст, рассматриватьобразцы изделий.
Восприниматьновую информацию по изучаемой теме, обсуждать ее.
Выполнять эскизы различных узоров декоративных цепочек из бисера.
Конструироватьи изготавливатьцепочку из бисерав соответствии с эскизом.
Традиции мастеров в изделиях для праздника – 9 часов
12-
Бумагопластика. Гофрированная подвеска.
.
28.11
Познавательные: анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности.
Личностные: понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире.
Коммуникативные:организовать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь.
Регулятивные: устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов.
Читать текст, рассматривать и анализироватьизображения зрительного ряда.
Выполнять разметку прямоугольных полос из бумаги.
Упражнятьсяв выполнении ритмичных складок.
Конструировать гофрированную подвеску из бумаги.
13
Бумагопластика. Гофрированная подвеска.
05.12
Познавательные: анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности.
Личностные: понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире.
Коммуникативные:организовать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь.
Регулятивные: устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов.
Читать текст, рассматривать и анализироватьизображения зрительного ряда.
Выполнять разметку прямоугольных полос из бумаги.
Упражнятьсяв выполнении ритмичных складок.
Конструировать гофрированную подвеску из бумаги.
14
Бумагопластика. Футляр – упаковка для подарка.
12.12
Познавательные: анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности.
Личностные: понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире.
Коммуникативные:организовать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь.
Регулятивные: устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов.
Читать, слушатьобъяснения,рассматривать и анализироватьобразцы.
Рассматривать и анализироватьграфические схемы и инструкции.
Обсуждать приёмы выполнения работы.
Упражнятьсяв различных способах трансформации бумаги в объёмные формы.
Решать задачи на конструирование «в уме».
Конструироватьфутляр - упаковку для подарка на основе новых технологий работы.
15
Карнавальные шапочки и маски(оригами).
19.12
Познавательные: анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности.
Личностные: понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире.
Коммуникативные:организовать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь.
Регулятивные: устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов.
Читать графические инструкции, выполнять по ним работу. Конструировать головной убор и маску для карнавального костюма.
Осуществлять подбор материалов и выполнять оформление изделия в соответствии с творческой задачей.
16
Карнавальные шапочки и маски(оригами).
26.12
Познавательные: анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности.
Личностные: понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире.
Коммуникативные:организовать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь.
Регулятивные: устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов.
Читать графические инструкции, выполнять по ним работу. Конструировать головной убор и маску для карнавального костюма.
Осуществлять подбор материалов и выполнять оформление изделия в соответствии с творческой задачей
17
Святочные фигурные пряники (лепка из солёного теста).
16.01
Познавательные: анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности.
Личностные: понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире.
Коммуникативные:организовать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь.
Регулятивные: устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов.
Выполнять творческие эскизы изделия в соответствии с канонами культурных традиций.
Изготавливать изделия на основе инструкции в соответствии с творческим замыслом.
18
Святочные фигурные пряники (лепка из солёного теста).
23.01
Познавательные: анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности.
Личностные: понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире.
Коммуникативные:организовать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь.
Регулятивные: устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов.
Выполнять творческие эскизы изделия в соответствии с канонами культурных традиций.
Изготавливать изделия на основе инструкции в соответствии с творческим замыслом.
19
Декоративная рамка для фото (барельеф).
30.01
Познавательные: анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности.
Личностные: понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире.
Коммуникативные:организовать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь.
Регулятивные: устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов.
Воспринимать и анализировать образцы изделий.
Решать задачи на конструирование декоративной рамки для фото на основе стилевой гармонии; выполнять творческие эскизы декоративной рамки.
Отбиратьспособы обработки материала в соответствии с решаемой декоративно-художественной задачей.
Обсуждать возможные варианты выполнения работы.
Конструировать декоративную рамку в соответствии с творческой задачей.
20
Декоративная рамка для фото (барельеф).
06.02
Личностные:осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке.
Регулятивные:осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.
Познавательные:использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.
Коммуникативные: в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания
Воспринимать и анализировать образцы изделий.
Решать задачи на конструирование декоративной рамки для фото на основе стилевой гармонии; выполнять творческие эскизы декоративной рамки.
Отбиратьспособы обработки материала в соответствии с решаемой декоративно-художественной задачей.
Обсуждать возможные варианты выполнения работы.
Конструировать декоративную рамку в соответствии с творческой задачей.
21
Работа с тканью. Петельный шов.
13.02
Познавательные: анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности.
Личностные: понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире.
Коммуникативные:организовать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь.
Регулятивные: устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов.
Читатьтекст, рассматривать и анализироватьинструкции.
Упражнятьсяв выполнении петельного шва.
Изготавливать образцы петельного шва на ткани.
22
Петельный шов. Сувениры из ткани и ниток.
20.02
Познавательные: анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности.
Личностные: понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире.
Коммуникативные:организовать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь.
Регулятивные: устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов.
Читатьтекст,рассматривать и анализироватьобразцы изделий.
Обсуждать возможные варианты выполнения работы. Выбирать варианты.
Подбирать материалы в соответствии с решаемой декоративно-художественной задачей.
Выкраиватьдетали из ткани.
Изготавливатьсувениры из ткани с использованием петельного шва.
23
Петельный шов. Сувениры из ткани и ниток.
27.02
Познавательные: анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности.
Личностные: понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире.
Коммуникативные:организовать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь.
Регулятивные: устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов.
Читатьтекст,рассматривать и анализироватьобразцы изделий.
Обсуждать возможные варианты выполнения работы. Выбирать варианты.
Подбирать материалы в соответствии с решаемой декоративно-художественной задачей.
Выкраиватьдетали из ткани.
Изготавливатьсувениры из ткани с использованием петельного шва.
24
Декоративные кармашки из ткани (выкройка).
06.03
Познавательные: анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности.
Личностные: понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире.
Коммуникативные:организовать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь.
Регулятивные: устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов.
Читать текст, рассматривать и анализироватьобразцы изделий.
Планировать работу по изготовлению декоративного кармашка.
Конструировать и изготавливать выкройку по инструкции / по собственному замыслу.
25
Декоративные кармашки из ткани (разметка и раскрой).
13.03
Познавательные: анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности.
Личностные: понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире.
Коммуникативные:организовать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь.
Регулятивные: устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов.
Читать текст, рассматривать и анализироватьобразцы изделий.
Планировать работу по изготовлению декоративного кармашка.
Конструировать и изготавливать выкройку по инструкции / по собственному замыслу.
26
Декоративные кармашки из ткани (завершение работы).
20.04
Личностные:осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке.
Регулятивные:осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.
Познавательные:использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.
Коммуникативные: в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания
Читать текст, рассматривать и анализироватьобразцы изделий.
Планировать работу по изготовлению декоративного кармашка.
Конструировать и изготавливать выкройку по инструкции / по собственному замыслу.
В каждом деле – свои секреты – 7 часов
27
Приёмы и технологии аппликации из соломки.
03.04
Познавательные: анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности.
Личностные: понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире.
Коммуникативные:организовать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь.
Регулятивные: устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов.
Читать, рассматривать и обсуждатьтекстовую информацию и образцы изделий.
Изготавливатьаппликацию из соломки.
Решать творческие задачи по созданию вариантов декоративных аппликаций из соломки.
28
Приёмы и технологии аппликации из соломки.
10.04
Познавательные: анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности.
Личностные: понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире.
Коммуникативные:организовать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь.
Регулятивные: устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов.
Читать, рассматривать и обсуждатьтекстовую информацию и образцы изделий.
Изготавливатьаппликацию из соломки.
Решать творческие задачи по созданию вариантов декоративных аппликаций из соломки.
29
Приёмы и технологии аппликации из соломки.
17.04
Познавательные: анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности.
Личностные: понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире.
Коммуникативные:организовать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь.
Регулятивные: устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов.
Читать, рассматривать и обсуждатьтекстовую информацию и образцы изделий.
Изготавливатьаппликацию из соломки.
Решать творческие задачи по созданию вариантов декоративных аппликаций из соломки.
30
Тиснение по фольге: перевод рисунка.
24.04
Познавательные: анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности.
Личностные: понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире.
Коммуникативные:организовать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь.
Регулятивные: устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов.
Читать, слушать, оценивать и обсуждать информацию культурных традициях и их отражении в творчестве мастеров.
Рассматривать и обсуждатьобразцы изделий.
Читать инструкцию по изготовлению изделия в технике тиснения по металлу, планировать и распределять работу на последующие уроки.
Создавать эскизы изделий.
Выполнять перевод рисунка с эскиза на фольгу.
31
Тиснение по фольге: перевод рисунка.
08.05
Познавательные: анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности.
Личностные: понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире.
Коммуникативные:организовать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь.
Регулятивные: устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов.
Читать, слушать, оценивать и обсуждать информацию культурных традициях и их отражении в творчестве мастеров.
Рассматривать и обсуждатьобразцы изделий.
Читать инструкцию по изготовлению изделия в технике тиснения по металлу, планировать и распределять работу на последующие уроки.
Создавать эскизы изделий.
Выполнять перевод рисунка с эскиза на фольгу.
32
Тиснение по фольге: завершение работы.
15.05
Познавательные: анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности.
Личностные: понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире.
Коммуникативные:организовать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь.
Регулятивные: устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов.
Читать, слушать, оценивать и обсуждать информацию культурных традициях и их отражении в творчестве мастеров.
Рассматривать и обсуждатьобразцы изделий.
Читать инструкцию по изготовлению изделия в технике тиснения по металлу, планировать и распределять работу на последующие уроки.
Создавать эскизы изделий.
Выполнять перевод рисунка с эскиза на фольгу.
33
Подведение итогов года. Итоговая выставка.
22.05
Личностные:осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке.
Регулятивные:осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.
Познавательные:использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.
Коммуникативные: в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания
Рассматривать и анализировать экспонаты выставки.
Делать краткие сообщения (для родителей и других посетителей выставки) об отдельных работах.
Обмениваться впечатлениями об экспонатах выставки и учебных достижениях.
Проекты
1 вариант. «Город, в котором удобно и приятно жить» (коллективная работа).
2 вариант. «Традиции мастеров: из глубины веков – до наших дней». Изготовление изделий на основе традиционных ремесел народной культуры (индивидуальная, парная или групповая работа).
Содержание курса
Содержательные линии
Требования ФГОС
Планируемые результаты по предмету
Базовый уровень
Повышенный (функциональный) уровень
1 Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
2.Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
3. Конструирование и моделирование
• называть наиболее распространенные в своем регионе профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности;
• понимать общие правила создания предметов рукотворного мира:
• организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы;
• применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
• выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам.
• анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
• решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
• изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
уважительно относиться к труду людей;
понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
• отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
• прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
• соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток;
• создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.