kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Календарно-тематическое планирование по окружающенму миру во 2 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

I. Пояснительная записка

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и примерной программы системы Л.В.Занкова, для преподавания в четырехлетней начальной школе в общеобразовательных классах. Система Л.В. Занкова сформировалась в ходе психолого-педагогического исследования соотношения особенностей обучения и развития школьников Основная особенность системы и основная трудность ее разработки и заключается в согласовании ведущей роли обучения с чрезвычайно бережным отношением к внутреннему миру ребенка, с предоставлением простора его индивидуальности, то есть в согласовании внешних и внутренних факторов развития. Осознание единства и постоянной противоречивости этих двух начал и является ведущей движущей силой развития системы, цель которой – целостное развитие ребенка, его интеллекта, воли, чувств, эмоционально-нравственной сферы. Все это создает основу для усвоения знаний, умений и навыков. Вовлечение в процесс не только интеллектуальных, но и эмоционально-волевых качеств и стремлений обучающихся является, в свою очередь, базисом развития духовного потенциала личности, обеспечивает условия для формирования духовного здоровья детей. При этом сам процесс обучения предполагает достаточно высокий уровень субъектности ученика.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по окружающенму миру во 2 классе »

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

«ЛИЦЕЙ ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА»

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор :___________

/Царегородцева М.А/

«1 » сентября 2014г.

Тематическое и поурочное планирование

на 2014 - 2015 учебный год

по окружающему миру

Класс(ы):2

Количество часов в неделю: 2ч

Количество часов по учебному плану в год: 68ч

Учебник : Н. Я. Дмитриева Окружающий мир. 2 класс.


Учитель: Косоротова Н.Н.


План рассмотрен на заседании

Методического объединения учителей начальных классов


ПРОТОКОЛ № 1 от 28 августа 2014 г


РУКОВОДИТЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ:

_______________________/____________________/



I. Пояснительная записка

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и примерной программы системы Л.В.Занкова, для преподавания в четырехлетней начальной школе в общеобразовательных классах. Система Л.В. Занкова сформировалась в ходе психолого-педагогического исследования соотношения особенностей обучения и развития школьников Основная особенность системы и основная трудность ее разработки и заключается в согласовании ведущей роли обучения с чрезвычайно бережным отношением к внутреннему миру ребенка, с предоставлением простора его индивидуальности, то есть в согласовании внешних и внутренних факторов развития. Осознание единства и постоянной противоречивости этих двух начал и является ведущей движущей силой развития системы, цель которой – целостное развитие ребенка, его интеллекта, воли, чувств, эмоционально-нравственной сферы. Все это создает основу для усвоения знаний, умений и навыков. Вовлечение в процесс не только интеллектуальных, но и эмоционально-волевых качеств и стремлений обучающихся является, в свою очередь, базисом развития духовного потенциала личности, обеспечивает условия для формирования духовного здоровья детей. При этом сам процесс обучения предполагает достаточно высокий уровень субъектности ученика. Система обучения ориентирована в большей степени на развитие социальных компетенций, эмпатийного отношения к одноклассникам Но так как с самого начала она была ориентирована на реализацию тех идей, которые сейчас обозначены в концепции модернизации в практике школы, то построена и охарактеризована система в логике педагогических категорий и понятий: – цель обучения – оптимальное общее развитие каждого ребенка;

• задача обучения – представить учащимся целостную широкую картину мира средствами науки, литературы и искусства;

• дидактические принципы – обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса учения, быстрый темп прохождения учебного материала, работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого;

• содержание образования – типические свойства методической системы: многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность; формы организации обучения; система изучения успешности обучения и развития школьников; характер взаимоотношений между участниками педагогического процесса, понятный, близкий каждому педагогу язык. Однако постепенно содержательное наполнение этих понятий принципиально менялось, то есть менялись дидактические условия. Каждое из этих условий и все они в целостности несут в себе возможность соединения двух противоположных начал: руководство учением школьников и предоставление им свободы для проявления их индивидуальности.

УМК создает условия для решения воспитательных задач и формирования общеучебных умений, в том числе коммуникативной грамотности, выдержана актуальность, практическая значимость учебного материала для обучающихся. Большая часть учебников разработана на основе межпредметной и (или) широкой внутрипредметной интеграции. Именно интегрированный курс, у которого есть возможность представить детям разные стороны действительности, создает условия для включения в активную учебную деятельность учащихся с разным типом мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим. Условием для этого является разноуровневое содержание, позволяющее подходить к его анализу многоаспектно. Программа рассчитана на обучение детей с разным уровнем развития т.к. в классе обучаются дети с низким и высоким уровнем развития. Программа направлена на развитие познавательной сферы, ИКТ –компетенций через организацию дифференцированной работы на уроке, подготовку к олимпиадам, интеллектуальным конкурсам, через реализацию развивающего курса «Умники и умницы». Программа направлена на развитие здоровьесберегающих навыков через организацию динамических пауз.


Окружающий мир.

Курс "Мы и окружающий мир" разработан в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленной на достижение оптимального общего развития школьников (Л.В. Занкова). Это интегрированный курс, который предусматривает обучение детей в четырехлетней начальной школе.

Представление целостной широкой картины мира с ее внутренними взаимосвязями между различными областями знания является ключевым требованием системы общего развития школьников. Этому требованию в наибольшей мере может соответствовать именно интегрированный курс, содержание которого составляют материалы из астрономии, географии, биологии, истории в их единстве и взаимопроникновении, то есть то, из чего на данном этапе развития школьника складывается его представление об окружающем мире.

Так, начальные представления о космосе служат базой для понимания процессов, происходящих в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа - это та среда, в которой развивается история человечества, а человек своей деятельностью изменяет природу Земли. Исключение какого-либо звена из этой цепочки нарушает ход развития современной жизни и, соответственно, логику учебного курса. Единство неживой и живой природы, роль развития человека и общества на разных этапах истории и постепенное высвобождение человека из-под власти природы, наконец, вмешательство человека в природу - такие взаимозависимости прослеживаются от первого к четвертому классу. В первом классе она дана в самом общем виде, курс носит пропедевтический характер, но в нем уже заложен исторический подход к рассматриваемым явлениям.

Этот подход к развитию содержания сохраняется и во втором классе, в котором на первый план выступает неживая и живая природа и методы познания мира. В третьем и четвертом классах на первый план выходят знания о человеке и человеческом обществе. От класса к классу в историческом плане прослеживается, как постепенно человек преодолевал свою зависимость от стихийных природных сил и усиливал свое влияние на природу. Возникновение экологических проблем связано с определенным этапом развития человеческого общества и очень ясно показывает реально существующие зависимости, с одной стороны, человека от природы, с другой, - природы от человека.

Программа построена по принципу "дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания" (Л.В. Занков. Обучение и развитие. С. 101). В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей.

Таким образом, с первого класса постоянно увеличивается количество и уровень рассматриваемых ребенком связей, постепенно они образуют, по выражению Л.В. Занкова, все более и более густую сетку. Предметами осмысления учеников становятся вечное движение, изменчивость самого мира и представлений о нем человека, долгий и трудный процесс познания законов и явлений природы, методы исследования и формы выражения этих представлений.

В курсе реализуется диалектическое единство теоретического и практического содержания в их историческом развитии. Все естественные науки выросли из человеческой практики. Чтобы выжить, человек вынужден был приспосабливаться к местным условиям. При этом у них возникало много вопросов: почему сменяется день и ночь, почему идет снег и дождь, почему бывает холодно и тепло, почему разнообразен растительный и животный мир Земли, почему так отличается в других странах жизнь людей и их культура и т.д. Постепенно человек накапливал достаточно знаний, чтобы ответить на возникающие вопросы.

Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий:

1) развитие научных знаний разного уровня обобщения (мироведческих, страноведческих и краеведческих);

2) история открытия и познания природы Земли;

3) развитие человека и человеческого общества;

4) сведения о людях, открывших и открывающих знания о мире.

При раскрытии содержания используется прием контраста:

сопоставляются противоположные по своим признакам объекты природы, одни и те же объекты природы в разное время года и суток, в разных частях Земли, сопоставляется Россия с другими странами, прошлое и настоящее природы и человека.

Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках "Мы и окружающий мир", дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов. Учитель может ограничиться предусмотренным органами образования минимумом содержания или его расширить с учетом возможностей класса и отдельных учеников.

Богатое содержание - не единственное условие общего развития школьников. Важно, чтобы это содержание добывалось ими в процессе самостоятельной деятельности либо индивидуально, либо в группе. В программе курса выделены виды связей между различными компонентами окружающего мира, а также общеучебные умения, которые предполагают возможность активно и творчески оперировать имеющимися знаниями.

Погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме.

Таким образом, всеми своими средствами курс создает условия для общего развития школьников.

Учебный курс "Мы и окружающий мир" призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

• на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерное(tm) окружающего мира, его противоречивости;

• в ходе решения первой задачи развивать историческое мышление, формировать экологическую грамотность;

• формировать умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и времени, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы, делать обобщения и выводы;

• воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; на ознакомительном уровне представить науки, помогающие познавать окружающий мир.


Планируемые результаты (универсальные учебные действия)


Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– положительное отношение к школе и учебной деятельности;

– представление о причинах успеха в учебе;

– интерес к учебному материалу;

– знание основных моральных норм поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– понимания чувств других людей;

– представления о своей гражданской идентичности «Я – гражданин России»;

– понимания своей этнической принадлежности;

– чувства сопричастности и гордости за свою Родину и ее народ;

– внутренней позиции обучающегося

на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

– выполнять учебные действия в устной речи и во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

– в сотрудничестве с учителем, классом

находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– выполнять учебные действия в письменной речи;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;

– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

– принимать роль в учебном сотрудничестве;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, учебных пособиях;

– пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

– строить сообщения в устной форме;

– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– устанавливать аналогии;

– устанавливать причиннооследственные связи в изучаемом круге явлений;

– производить сравнение, сериацию и класссификацию по заданным критериям.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы, рекомендуемых учителем;

– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебных задач;

– воспринимать смысл познавательного текста;

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать участие в работе парами, группами;

– допускать существование различных точек зрения;

– строить понятные для партнера высказывания;

– использовать в общении правила вежливости.

Обучающийся получит возможность научиться:

– задавать вопросы, адекватные данной ситуации;

– передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.







п/п

Тема

Планируемые результаты

Виды деятельности

Количество часов

задания

Дата

предметные

Метапредметные и личностные (УУД)

1.

  1. Глава Общий взгляд на Землю

( 5 часов)

Материки и океаны Земли.


Знать:

- что такое окружающий мир;

- названия материков и океанов;

- самое большое государство в мире;

- достопримечательности

столицы;

- о космонавтах, исследованиях космоса


Уметь:

- определять на карте и глобусе материки, океаны, столицу нашего государства;

- наблюдать за окружающим миром (взаимосвязь предметов живой и неживой природы)

Личностные:

- Формировать внутреннюю позицию школьников на уровне положительного отношения к занятиям по курсу: «Окружающий мир»

- содействовать проявлению интереса при ознакомлении с материками и океанами, исследователями космоса, изучении России как самого большого государства в мире и родины космонавтов, Москвы – столицы России;.

- формировать адекватную мотивацию учебной деятельности при знакомстве с материками и океанами, исследователями космоса, при изучении России как самого большого государства в мире и родины космонавтов, Москвы – столицы России;

.

Регулятивные:

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя при изучении материков и океанов, исследователей космоса, при выполнении практической работы «Работа с физической картой России»умению находить материки и океаны по контурной карте, при изучении России как самого большого государства в мире и родины космонавтов, Москвы – столицы России;

- Составление алгоритма нахождения учебной задачи с помощью учителя при определении материков и океанов на контурной карте и глобусе, ознакомлении с исследователями космоса, с практической работой по нахождению материков и океанов на контурной карте; при изучении России как самого большого государства в мире и родины космонавтов, Москвы – столицы России;

- умение прогнозировать и контролировать свою деятельность в соответствии с определённым алгоритмом при определении материков и океанов на глобусе и карте, изучении России как самого большого государства в мире и родины космонавтов, Москвы – столицы России;

- умение корректировать и оценивать способы решения и результат поисковой учебной задачи по определению совместно с учителем критериев при изучении материков и океанов Земли, России как самого большого государства в мире и родины космонавтов, Москвы – столицы России

Познавательные:

1.Общеучебные:

Пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе при изучении материков и океанов, исследователей космоса, при выполнении практической работы«Работа с физической картой России» умению находить материки и океаны по контурной карте;



2.Логические:

- понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные

- умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

- умение задавать вопросы;

Работа с физической картой

России и полушарий, глобусом, контурной картой полушарий.

Участие в викторине «По материкам и океанам»

Работа с инфомационными источниками (учебник, тетрадь на печатной основе)

Отгадывание загадок, кроссвордов.


Презентация «Достопримечательности Москвы»

Работа в группах

Участие в игре выставке «Гордость отечественной космонавтики» (на основе портретов

российских космонавтов и

конструкторов).


Подготовка

короткого сообщения.


Просмотр научно-популярного фильма о развитии отечест-

венной космонавтики или подготовленной учителем тематической компьютерной

презентации.


Составление вопросов к просмотренному материалу





1



2.

Россия –самое большое государство в мире.




1



3.

Москва – столица.






1



4.

Россия – родина космонавтики.





1









5.

Практическая работа.

Работа с физической картой России и полушарий, глобусом, с контурной картой полушарий.






1



6.

  1. Глава Как изучают окружающий мир. (14 часов)

Органы чувств. Правила гигиены.

Знать:


Знать органы (глаза, уши, нос, язык, кожа) и соответствующие им чувства (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание).



Правила организации учебного труда в школе и дома.





Распознавать предметы, созданные человеком для

хранения информации, – носители информации (книги, картины, рекламный щит,

расписание поездов, кассеты и

диски и т.д.).




Иметь представление о труде старших и сверстников.





Роли учителя.

Чем классный коллектив отличается от школьного.


Узнавать и показывать на рисунках

основные приборы и инструменты,

которыми пользуется человек в быту и для изучения окружающего

мира.


Различать твердые, жидкие и газообразные (1–2 примера)вещества



Устанавливать связи между живой и неживой природой, между природой и человеком.


Уметь:

Соблюдать правила, позволяющие сохранить хорошее зрение

и слух.

Анализировать работу органов обоняния и вкуса человека.

Характеризовать (на основе звукозаписей, видеоряда или картин)

получаемую органами чувств информацию, чувства и образы, которые воспринимает человек при

прослушивании музыкальных произведений и созерцании произведений изобразительного искусства.


Определять на шкале термометра различные значения температуры.


Понимать различия между источниками информации об окружающем мире.

Работать над этапами проведения исследования: определять цели (для чего?); предполагать (какие действия окажут какие изменения?); проверять предположения (проведение опыта); делать выводы (соответствует ли цель

результатам?)


Классифицировать природные тела

по величине, форме, окраске, веществам, из которых они образованы.

Называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;


Использовать полученные знания

для объяснения бережного отношения человека к природе.


Проводить несложные измерения,

опыты с использованием простейших измерительных приборов. Соблюдать технику безопасности.

Личностные:

Проявление интереса при изучении органов чувств, различных источников информации, использовании приборов и инструментов в различных жизненных ситуациях, определении состава веществ

( твердое, жидкое, газообразное);

Интерес к предметно – исследовательской деятельности в практической работе при определении состава вещества (твердое, жидкое, газообразное) и наблюдений при измерении температуры воздуха и воды.

Понимание, что здоровье – главное и невосполнимое богатство каждого человека, которое необходимо беречь;

Регулятивные:

Определение цели учебной деятельности совместно с учителем при изучении при изучении органов чувств, различных источников информации, использовании приборов и инструментов в различных жизненных ситуациях, определении состава веществ

( твердое, жидкое, газообразное);

Интерес к предметно – исследовательской деятельности в практической работе при определении состава вещества (твердое, жидкое, газообразное) и наблюдений при измерении температуры воздуха и воды.

Составление алгоритма нахождения учебной задачи с помощью учителя при изучении органов чувств, различных источников информации, использовании приборов и инструментов в различных жизненных ситуациях, определении состава веществ

( твердое, жидкое, газообразное);

Интерес к предметно – исследовательской деятельности в практической работе при определении состава вещества (твердое, жидкое, газообразное) и наблюдений при измерении температуры воздуха и воды.



Умение прогнозировать и контролировать свою деятельность в соответствии с определяемым алгоритмом при изучении органов чувств, различных источников информации, использовании приборов и инструментов в различных жизненных ситуациях, определении состава веществ

( твердое, жидкое, газообразное);

Интерес к предметно – исследовательской деятельности в практической работе при определении состава вещества (твердое, жидкое, газообразное) и наблюдений при измерении температуры воздуха и воды.

Умение корректировать и оценивать результат решения учебной задачи по определенным совместно с учителем критериям при изучении органов чувств, различных источников информации, использовании приборов и инструментов в различных жизненных ситуациях, определении состава веществ

( твердое, жидкое, газообразное);

Интерес к предметно – исследовательской деятельности в практической работе при определении состава вещества (твердое, жидкое, газообразное) и наблюдений при измерении температуры воздуха и воды.



Адекватно воспринимать оценку своей работы товарищами;

Познавательные:

1.Общеучебные:

-строить речевое высказывание в различных формах;

находить в тексте ответ на заданный вопрос;

-проводить сравнение категории веществ в природе (жидкое, твердое, газообразное);

-делать выводы;

-анализировать изучаемые объекты (источники информации, приборы и инструменты)

- уметь пользоваться терминами: «органы чувств», «вещества», «термометр», «планеты», «экология»

2. Логические:

-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий при изучении органов чувств, различных источников информации, использовании приборов и инструментов в различных жизненных ситуациях, определении состава веществ

( твердое, жидкое, газообразное);

Интерес к предметно – исследовательской деятельности в практической работе при определении состава вещества (твердое, жидкое, газообразное) и наблюдений при измерении температуры воздуха и воды.

«Коммуникативные:

– передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. – строить понятные для партнера высказывания;

– задавать вопросы, адекватные данной ситуации;






Прослушивание записей звуков природы и фрагментов музыкальных произведений разных композиторов.


Просмотр фотографий с видами природы, репродукций

пейзажной и жанровой живописи.


Анализ информации, полученной из разных источников.


Работа в группах.

Игра « Что в мешке»

( на определение предметов с помощью органов осязания)


Классификация различных

информационных источников

(например, сказки, повести, статьи, изображения

и т.д.) по признаку их достоверности/недостоверности.

Составление перечня обязанностей школьника и обсуждение его с одноклассниками. Приводить примеры заботы школьников о младших товарищах. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения с друзьями.

Знакомство с методикой сбора

информации в процессе исследовательской деятельности

(по А.И. Савенкову):

самостоятельный сбор необходимой

информации по заданной учителем теме.

Посещение с экскурсией

школьной библиотеки. Осуществление поиска необходимой книги с помощью алфавитного каталога.


Различение природных объектов и изделий (искусственных

предметов).


Характеристика

их отличительных свойств.

Определение веществ, из которых образованы природные

или сделанные человеком

предметы (тела).

Определение образов природы

в изделиях, созданных руками человека


Обсуждение темы «Как следует беречь природу родного края» на основе впечатлений,

полученных от экскурсии в

краеведческий музей (ознакомление с природой родного

края)


Практические работы:

Работа с моделью термометра.

Измерение температуры воздуха; температуры воды с помощью учителя.

Изучение мелких предметов

при помощи лупы.







1



7.

Что надо знать, чтобы сохранить органы чувств здоровыми. Правилами организации учебного труда дома и в школе.







1



8.

Источники информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет. Исследовате-

льская работа.







1



9.

Труд и творчество старших и сверстников. Учеба как вид творческой деятельности.






1



10.

Классный, школьный коллектив.

Роль учителя.



1



11.

Приборы и инструменты. Назначение и устройство термометра.





1



12.

Вещества. Три состояния вещества в природе – твердое, жидкое, газообразное, их основные свойства.






1



13.

Экология - наука о взаимосвязях между живыми организмами и окружающей средой.







1



14.




















Практическая работа.

Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего

мира и их свойств; определение свойств веществ, находящихся в твердом, жидком и газообразном состоянии; знакомство с лупой, термометром.







1



15.

  1. Глава

Космос и Земля.

( 14 часов)

Звезды. Солнце – звезда.

Знать:

Обучающиеся должны *иметь представление: о связи между движением Земли, сменой дня и ночи, сменой времён года; о природных явлениях и стихийных бедствиях на Земле и своей местности.


- что Земля - планета, Солнце - звезда, Луна - спутник Земли;
























Связь смены дня и ночи и времен года с вращением Земли, её вращением вокруг Солнца




Как ориентироваться по местным признакам, солнцу, по отношению к собственному телу.




Что такое горизонт, линия горизонта, стороны горизонта, как можно ориентироваться по местным признакам.


-устройство компаса и правила пользования им;

















Иметь представление о глобусе и географической карте.







Особенности рельефа, погоды, растительного и животного мира своей местности; правила поведения в природе и меры её охраны.

Уметь:

- ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, пользоваться условными обозначениями учебника и тетради;

- оценивать роль науки в познании мира;

- характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления;

- сравнивать и различать день и ночь, времена года;

- объяснять (характеризовать) движение Земли относительно солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года;

- устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;

-находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;

- применять полученные знания и умения на уроках в жизни.

Личностные:

- формировать чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края при изучении формы Земли, красоты и ландшафта родного края.

- формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира при изучении планет, созвездий и Солнца, смены дня, ночи и времен года, погоды и климата, умению ориентироваться на местности по отношению к собственному телу, Солнцу и местным признакам, при проведении

практической работы « Изготовление примитивного компаса».

- формировать позитивное эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру при ознакомлении с луной – спутником Земли и другими планетами солнечной системы, сменой дня и ночи и времен года, погодой и климатом, со сторонами горизонта и компасом, основными формами земной поверхности.


Регулятивные:

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя при знакомстве с луной – спутником Земли и другими планетами солнечной системы, сменой дня и ночи и времен года, погодой и климатом, со сторонами горизонта и компасом, формой Земли, областью жизни на Земле, основными формами земной поверхности.

- планировать учебную деятельность на уроке, находить алгоритм учебной задачи с помощью учителя при знакомствес луной – спутником Земли и другими планетами солнечной системы, сменой дня и ночи и времен года, погодой и климатом, со сторонами горизонта и компасом, основными формами земной поверхности;

- умение прогнозировать свою деятельность в соответствии с определенным ранее алгоритмом при изучении с луной – спутником Земли и другими планетами солнечной системы, сменой дня и ночи и времен года, погодой и климатом, со сторонами горизонта и компасом, основными формами земной поверхности.

- умение корректировать и оценивать способ решения, результат решения учебной задачи по определенным совместно с учителем критериям при изучении с луной – спутником Земли и другими планетами солнечной системы, сменой дня и ночи и времен года, погодой и климатом, со сторонами горизонта и компасом, основными формами земной поверхности.

Познавательные:

Общеучебные:

- осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме при изучении Луны – спутника Земли и других планет солнечной системы, сменой дня и ночи и времен года, погодой и климатом, со сторонами горизонта и компасом, основными формами земной поверхности.

- уметь пользоваться терминами: «космос», «небесные тела», «звезды», «планеты», «притяжение Земли», «невесомость», «количество солнечного тепла», «рельеф», «температура воздуха», «облачность», «осадки»,

- пользоваться глобусом при изучении смены дня и

ночи и времен года,

- применять свой жизненный опыт для решения учебных задач при самостоятельном наблюдении за погодой и описании ее состояния с помощью условных знаков.

Логические:

- характеризовать времена года, погодные климатические условия;

- различать смену времен года и смену дня и ночи;

- уметь анализировать рисунок, описывать, что на нем изображено, сопоставлять наблюдаемое с изображением на рисунках, высказывать предположения и аргументировать их при изучении притяжения Земли, смены дня и ночи и времен года, погоды и климата.

- уметь проводить под руководством учителя или родителей опыты: земное притяжение, нахождение сторон горизонта по компасу и местным признакам, смена дня и ночи и времен года с помощью теллурия.

Коммуникативные:

- правильно и грамотно выражать свою речь в диалоге со сверстниками при изучении планет солнечной системы, формы земной поверхности, смены дня и ночи и времен года, погоды и климата, определении сторон горизонта по компасу и местным признакам;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи при работе с таблицами «Наблюдение за погодой»,

«За высотой солнца над горизонтом, за изменением длины тени от предметов в течение светового дня, за фазами Луны».




Учебное сотрудничество.

Просмотр фотографий, рисунков звездного неба, звезд, солнца, телескопа.

Формулирование

предварительного вывода об условиях, необходимых для жизни на Земле (свет, тепло, вода и воздух). Установление связей

между объектами природы и явлениями

в природе.




1



16.

Планеты. Луна – спутник Земли.









Просмотр обучающего фильма « Планеты солнечной системы»

«Поиск информации» что такое телескоп.

Отгадывание загадок

Работа в группах «Планету знаю»




1



17.

Форма Земли.

Работа с инфомационными источниками (учебник, тетрадь на печатной основе)

Работа с глобусом, географической картой





1



18.

Вращение Земли вокруг оси и Солнца. Время: год, месяц, неделя, сутки. Причина смены дня и ночи.

Практическая работа

Работа с инфомационными источниками (учебник, тетрадь на печатной основе)




1





19.

Область жизни на Земле.

Работа в парах

Дидактические игры; ИКТ; выполнение индивидуальных заданий; работа с книгой;

1



20.

Ориентирование по отношению к собственному телу, Солнцу и местным признакам.


Практическое занятие

«Учим друг друга»





1



21.

Горизонт, стороны горизонта.

Компас.

Практическая работа: Изготовление примитивного компаса.

Работа с инфомационными источниками (учебник, тетрадь на печатной основе)

«Составление справочника»

Практическая работа





1



22.

Представление о глобусе и географичес-

кой карте.

Практическая работа: «Нахождение на глобусе и карте изучаемых объектов»


Работа в группе «Учим друг друга»

Работа с глобусом и картой.

«Про­верь себя»

- работа с разными источниками информации (словарями, справочниками, энциклопедиями), в том числе на электронных носителях;




1



23.

Основные формы земной поверхности

(рельеф): равнина, горы, холмы, овраги.

Дидактические игры; ИКТ; выполнение индивидуальных заданий; работа с книгой; работа в парах и группах.

бота с глобусом, картой. Соотнесение рисунка с картой. Знакомство с картинами

разных художников. Работа с дидактическим материалом (карточками). Предположения о причинах разнообразия природных

условий нашей страны.

Нахождение иллюстраций по заданию учителя





1



24.

Формы земной поверхности, свойственные родному краю.

Проектная работа

«Мой край – просто необыкновенный!»


Определение основных этапов

исследовательской деятельности

Соотнесение природы родного края

с природой России. Установление причинно-следственных связей. Участие в беседе.

Формулирование вопросов.


работа в тетради на печатной основе.




1



25.

Красота и разнообразие ландшафтов России и родного края.

Работа с инфомационными источниками (учебник, доп. литература о Ставропольском крае)

Анализ информации, полученной из разных источников.





1



26.

Практическая работа.

Ориентирование на местности относительно собственного тела, по солнцу, компасу и местным признакам.

Учебное сотрудничество при работе в группах.

Работа с компасом, ориентирование по местным признакам

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Участвовать в диалоге.







1



27.

Экскурсия в планетарий.

Посещение с экскурсией

планетария .

Знакомство с правилами поведения на экскурсии, инструкцией по соблюдению мер

безопасности.



1



28.








Наблюдения за высотой солнца над горизонтом, за изменением длины тени от предметов в течение светового дня, за фазами Луны; за погодой.

Формулирование выводов из наблюдений и, опираясь на имеющийся опыт (что можно увидеть

днем, а что ночью?), сопоставление

научных сведений с результатами наблюдений за изменением тени от предметов в течении светового дня, за фазами луны.

работа в тетради на печатной основе.




1




29.

  1. Глава

Взаимодейст-

вие сил природы

(22 часа)

Влияние Солнца на сушу.

Знать:

- о трех состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния в другое;

- основные свойства воды и воздуха, причины круговорота воды в

природе;

о значении воды в жизни человека, необходимости ее охраны и рационального использования;

- состав воздуха (азот, кислород, углекислый газ, примеси)

- легко определяемые свойства воздуха


-о необходимости охраны воздуха от загрязнения;

- некоторые взаимосвязи между компонентами неживой и живой природы;

О некоторых стихийных бедствиях на Земле;

Об изменениях поверхностиЗемли под воздействием Солнца, воды, ветра и деятельности человека.

- правила поведения в природе и меры ее охраны;




Уметь:


Проводить наблюдения простые опыты, фиксировать их результаты.


Устанавливать некоторые связи между организмами и средой их обитания.


Приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе.


Оценивать свое поведение в природе.


Выполнять правила поведения в природе.

Личностные:

- формировать чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края при изучении состава и свойств воды и воздуха,

в определении правил поведения на водоеме, значении воды и воздуха на Земле, взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами живой и неживой природы;

- формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира при изучении состава и свойств воды и воздуха,

в определении правил поведения на водоеме, значении воды и воздуха на Земле, взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами живой и неживой природы;

практической работы.

- формировать позитивное эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру при ознакомлении с составом и свойствами воды и воздуха,

в определении правил поведения на водоеме, значении воды и воздуха на Земле, взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами живой и неживой природы;


Познавательные:

Общеучебные:

Умение воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты,использовать знаково-символические средства, овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций при ознакомлении с составом и свойствами воды и воздуха,

в определении правил поведения на водоеме, значении воды и воздуха на Земле, взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами живой и неживой природы.


Логические:

-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий при изучении состава и свойств воды и воздуха,

в определении правил поведения на водоеме, значении воды и воздуха на Земле, взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами живой и неживой природы;

Регулятивные:

-организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.) при изучении состава и свойств воды и воздуха,

в определении правил поведения на водоеме, значении воды и воздуха на Земле, взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами живой и неживой природы;


· принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий при изучении состава и свойств воды и воздуха, в определении правил поведения на водоеме, значении воды и воздуха на Земле, взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами живой и неживой природы;


· планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами при изучении состава и свойств воды и воздуха, в определении правил поведения на водоеме, значении воды и воздуха на Земле, взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами живой и неживой природы;


· действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетрадипри изучении состава и свойств воды и воздуха, в определении правил поведения на водоеме, значении воды и воздуха на Земле, взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами живой и неживой природы;


· контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя) при изучении состава и свойств воды и воздуха, в определении правил поведения на водоеме, значении воды и воздуха на Земле, взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами живой и неживой природы;


· оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения при изучении состава и свойств воды и воздуха, в определении правил поведения на водоеме, значении воды и воздуха на Земле, взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами живой и неживой природы.


Коммуникативные:

- Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи( на уровне предложения или небольшого текста)

- Слушать и понимать речь других.

- Вступать в беседу на уроке и в жизни.

- Совместно договариваться о правилах общения иповедения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

· уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.


· участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).



Формулирование выводов из наблюдений и, опираясь на имеющийся опыт( Как влияет Солнце на сушу?) Творческая работа

«Чтобы было на Земле если….»

работа в тетради на печатной основе.


1



30.

Тепловые пояса Земли и смена времён года.


Работа с инфомационными источниками (учебник,)

Анализ информации, полученной из разных источников.

1



31.

Вода. Вода на Земле.


Просмотр обучающего фильма.

Групповая работа

Дидактическая игра «Вода»

1



32.

Водоёмы естественные: океан, море, озеро, река, болото. Водоёмы искусственные: пруд, водохранилище, каналы.

Группировка объектов окружающего мира по заданным и самостоятельно

выделенным признакам.

работа в тетради на печатной основе.






1



33.

Правила безопасного поведения на водоёмах.

Создание плаката

« Какие правила поведения на водоеме нужно знать »


1



34.

Три состояния воды. Вода в атмосфере. Снег, лёд.



Проведения опытов, наблюдения, фиксирование результата



1



35.

Свойства воды. Вода – растворитель. Очистка воды от примесей фильтрованием.

Проведения опытов, наблюдения, фиксирование результата, презентация опыта.




1



36.

Вода – одно из условий жизни на Земле.


Обсуждение проблемы урока; работа над составлением рассказа по теме урока; изготовление знаков- береги воду!

Анализ диаграммы соотношения на

Земле суши и воды. Формулирование выводов на основе наблюдений.




1



37.

Вода в быту человека.

Совместная разработка правил безопасности жизнедеятельности.

работа в тетради на печатной основе.

1



38.

Воздух. Представление о его составе.

Работа с инфомационными источниками (учебник,)

Анализ информации, полученной из разных источников. Просмотр обучающего фильма.


1



39.

Свойства воздуха.


Работа в группах

Дидактическая игра «Хитроумные решения»

работа в тетради на печатной основе.

1



40.

Воздух как условие горения. Что такое ветер?

Практическая работа: Определение направления ветра с помощью флюгера.

Проведение опытов.

Формулирование выводов на основе наблюдений.

работа в тетради на печатной основе.






1



41.

Значение воздухадля растений, животных и человека.


Обсуждение проблемы урока; работа над составлением рассказа по теме урока; работа в тетради на печатной основе.



1



42.

Взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами неживой природы.

Работа с инфомационными источниками (учебник,)

Анализ информации, полученной из разных источников.




1



43.

Явления природы: снегопад, листопад, ветер, гроза; смена времени года.

Работа в группах с энциклопедическим текстом, и выявление о том, что такое

( листопад, снегопад, ветер, гроза, смена времен года)



1



44.

Круговорот воды в природе. Представления о стихийных бедствиях на Земле.

игра «Ходят капельки по кругу»

Работа в группах составление сказки

«Путешествие капельки»




1



45.

Стихийные бедствия, возможные в местности, где находится школа.

Формулирование выводов из наблюдений и, опираясь на имеющийся опыт (Какие стихийные бедствия возможны в нашей местности)

Что нужно делать если…




1



46.

Изменение поверхности Земли под воздействием Солнца, воды, ветра и деятельности человека.

Работа в парах по проблеме «Может ли такое быть…?»

Проведение опытов; работа в тетради на печатной основе.





1



47.

Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веществами.

Дидактические игры; ИКТ; выполнение индивидуальных заданий; работа с книгой; работа в парах и группах.



1



48.

Практическая работа:

Определение свойств воздуха, воды. Растворение в воде веществ, фильтрование;

Проведение опытов; работа в тетради на печатной основе.




1



49.

Экскурсия к водоему: наблюдения за состоянием водоема в разное время года. Обсуждение правил поведения у водоема.


Посещение водоема.

Знакомство с правилами поведения на экскурсии, инструкцией по соблюдению мер

безопасности.






1



50.

Экскурсия «Ознакомление с экологическим состоянием своей местности»

Формулирование выводов из наблюдений и, опираясь на имеющийся опыт .




1






51.


  1. Глава

Живая природа.

(18 часов)

Царства живой природы: растения, животные, грибы, бактерии.

Знать:

Иметь представления о царствах живой природы: растениях, животных, грибах;

- условия, необходимые для жизни растений и животных;

- правила поведения в природе и меры ее охраны;

Уметь:

- различать мхи, папоротники, хвойные, цветковые;

дикорастущие и культурные растения;

съедобные и ядовитые грибы; диких и домашних животных;

животных разных групп;


- приводить примеры представителей разных групп растений и животных;


- ухаживать за комнатными растениями; подкармливать птиц зимой;


- устанавливать связи между растениями и животными;


- подводить объект под понятия разного уровня обобщения (природа живая и неживая,, группы животных, группы растений

Личностные:

- проявлять интерес к окружающему миру при изучении растений, животных, грибов, бактерий;

- проявлять интерес к предметно-исследовательской деятельности при определении признаков живых организмов

Дидактические игры; ИКТ; выполнение индивидуальных заданий; работа с книгой; работа в парах и группах.







1



52.

Признаки живых организмов: дыхание, питание, рост, движение, размножение, умирание.

Практическая работа:Наблюдение и уход за комнатными растениями.

Регулятивные:

- определение цели учебной деятельности совместно с учителем при ознакомлении с многообразием растений и животных и их ролью в жизни человека;


- составление с помощью учителя алгоритма определения признаков живых организмов


- умение прогнозировать и контролировать свою деятельность в соответствии с определённым алгоритмом при определении частей растений;

- умение корректировать и оценивать способ решения, результат решения учебной задачи по определенным совместно с учителем критериям при изучении растений и животных




Познавательные:

Общеучебные:

- осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы, рекомендуемых учителем;


-применять свой жизненный опыт для решения учебных задач при самостоятельном наблюдении за растениями и животными


Логические:

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебных задач при изучении частей растений, животных

- уметь анализировать рисунок, описывать, что на нем изображено, сопоставлять наблюдаемое с изображением на рисунках, высказывать предположения и аргументировать их при изучении растений и жи


Коммуникативные:

- правильно и грамотно выражать свою речь в диалоге со сверстниками при изучении животных и растений;


– задавать вопросы, адекватные ситуации при изучении частей растений, водорослей, папоротников, хвойных и цветковых растений, трав дикорастущих и культурных, овощей и фруктов;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи при работе с таблицами «Дикорастущие и культурные растения», «Овощи и фрукты»,«Части растений», «Дикие и домашние животные»

Обсуждение проблемы урока; работа над составлением плана по теме урока;

Проведение практической работы.работа в тетради на печатной основе.








1



53.

Многообразие растений и их роль в жизни человека. Бережное отношение человека к растениям.

Работа с демонстрационными таблицами и гербариями с целью наблюдения над многообразием растений; выделение групп растений; выяснение их представительства в нашей области

1



54.

Растения родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы о растениях родного края.






1



55.

Части растения: (корень, стебель, лист, цветок,, плод, семя). Условия необходимые для жизни растений ( свет, тепло, воздух, вода)

Практическая работа:Проращивание семян; наблюдение за развитием растений в разных условиях;

Работа с опорными схемами; выяснение взаимосвязи: солнце-растение-человек.

Работа с гербарием: описание растения, его

частей; сравнение и выявление общего между различными растениями; определение

слов, повторяющихся при описании). Различение существенных признаков от несущественных при определении растения. Самостоятельное извлечение информации из

рисунка (определение частей растения: корень, стебель, лист, цветок, плод, семена).

Нахождение частей целого. Обсуждение

значения корня, стебля, листьев, плода,

цветка для растения. Предположение последствий отсутствия отдельных частей

у растения







1



56.

Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Деревья, кустарники, травы.


Дидактические игры; ИКТ; выполнение индивидуальных заданий; работа с книгой; работа в парах и группах.

работа в тетради на печатной основе.

1



57.

Дикорастущие и культурные растения. Овощи и фрукты. Части растений, которые мы едим. Плоды и корнеплоды.


В ходе организации учебного диалога выяснение условий жизни и развития растений; работа с таблицами; рассматривание плодов и семян растений






1



58.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных

( воздух, вода, тепло, пища)

Практическая работа: наблюдение и уход за животными в уголке живой природы.

Игра «Каждому своё»; классификация животных в зависимости от особенностей питания; работа по составлению цепи питания








1



59.

Представление о группах животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающие-

ся, птицы, млекопитающие; разнообразие животных.



Работа с опорными схемами; обучение классификации на основе выделения существенных признаков; работа с энциклопедиями

Различение существенных и нее

существенных признаков животных. Определение смысла понятий «млекопитающие», «земноводные», «пресмыкающиеся» и др. Диалог, обмен мнениями. Работа в

группе. Использование дополнительных источников информации



1



60.

Особенности питания разных животных

( насекомые, рыбы, птицы, звери).


Работа с инфомационными источниками (учебник,)

Анализ информации, полученной из разных источников.

работа в тетради на печатной основе.




1



61.

Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.


Оценка работы одноклассников.

Составление и работа со схемой (деление

природы на 4 царства). Извлечение (по заданию учителя) из учебника и дополнительных источников знаний необходимой информации о растениях и животных своей

местности






1



62.

Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Правила поведения с домашними животными.


Работа со схемами развития животных; самостоятельная работа с учебником, заполнение таблицы; игровой приём «Путаница»





1



63.

Сохранение редких растений, животных. Красная книга.



Знакомство с Красной книгой. Оценка примеров зависимости благополучия жизни людей от

состояния природы. Моделирование ситуаций по сохранению природы и ее защиты.

Различение и называние предметов, сделанных человеком. Знакомство с понятием «вещество», определяя, из каких веществ сделаны предметы. Изготовление с родителями или одноклассниками кормушки для

птиц



1



64.

Грибы – съедобные и ядовитые, их разнообразие. Правила сборов грибов.

Практическая работа: различение ядовитых грибов.




Работа в группах

классифицировать по признаку: съедобные и несъедобные грибы.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Участвовать в диалоге.

презентация по теме «Грибы»






1



65.

Бактерии, их роль в жизни живой природы и человека. Гигиена тела и жилища.



Дидактические игры; ИКТ; выполнение индивидуальных заданий; работа с книгой; работа в парах и группах.




1



66.

Красота и разнообразие природы России.



ИКТ; выполнение индивидуальных заданий; работа с книгой; работа в парах и группах.



1



67.

Экскурсия в природу, в зоопарк, в ботанический сад.



Описание и сравнение внешнего вида растений. Наблюдение за сезонными изменениями, происходящими в природе (погода, время года, деревья, грибы,

растения). Выделение существенных признаков растений. Сравнение и различение деревьев, кустарников и трав, культурных и дикорастущих, Определение отличительных особенностей животных зоопарка от животных дикой природы.




1



68.

Закрепление и обобщение изученного.



Комплексная проверочная работа


1




Итого




68






33



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Календарно-тематическое планирование по окружающенму миру во 2 классе

Автор: Косоротова Надежда Николаевна

Дата: 22.09.2014

Номер свидетельства: 114222


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства