«ЛИЦЕЙ ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА»
«1 » сентября 2014г.
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и примерной программы системы Л.В.Занкова, для преподавания в четырехлетней начальной школе в общеобразовательных классах. Система Л.В. Занкова сформировалась в ходе психолого-педагогического исследования соотношения особенностей обучения и развития школьников Основная особенность системы и основная трудность ее разработки и заключается в согласовании ведущей роли обучения с чрезвычайно бережным отношением к внутреннему миру ребенка, с предоставлением простора его индивидуальности, то есть в согласовании внешних и внутренних факторов развития. Осознание единства и постоянной противоречивости этих двух начал и является ведущей движущей силой развития системы, цель которой – целостное развитие ребенка, его интеллекта, воли, чувств, эмоционально-нравственной сферы. Все это создает основу для усвоения знаний, умений и навыков. Вовлечение в процесс не только интеллектуальных, но и эмоционально-волевых качеств и стремлений обучающихся является, в свою очередь, базисом развития духовного потенциала личности, обеспечивает условия для формирования духовного здоровья детей. При этом сам процесс обучения предполагает достаточно высокий уровень субъектности ученика. Система обучения ориентирована в большей степени на развитие социальных компетенций, эмпатийного отношения к одноклассникам Но так как с самого начала она была ориентирована на реализацию тех идей, которые сейчас обозначены в концепции модернизации в практике школы, то построена и охарактеризована система в логике педагогических категорий и понятий: – цель обучения – оптимальное общее развитие каждого ребенка;
• задача обучения – представить учащимся целостную широкую картину мира средствами науки, литературы и искусства;
• дидактические принципы – обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса учения, быстрый темп прохождения учебного материала, работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого;
• содержание образования – типические свойства методической системы: многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность; формы организации обучения; система изучения успешности обучения и развития школьников; характер взаимоотношений между участниками педагогического процесса, понятный, близкий каждому педагогу язык. Однако постепенно содержательное наполнение этих понятий принципиально менялось, то есть менялись дидактические условия. Каждое из этих условий и все они в целостности несут в себе возможность соединения двух противоположных начал: руководство учением школьников и предоставление им свободы для проявления их индивидуальности.
УМК создает условия для решения воспитательных задач и формирования общеучебных умений, в том числе коммуникативной грамотности, выдержана актуальность, практическая значимость учебного материала для обучающихся. Большая часть учебников разработана на основе межпредметной и (или) широкой внутрипредметной интеграции. Именно интегрированный курс, у которого есть возможность представить детям разные стороны действительности, создает условия для включения в активную учебную деятельность учащихся с разным типом мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим. Условием для этого является разноуровневое содержание, позволяющее подходить к его анализу многоаспектно. Программа рассчитана на обучение детей с разным уровнем развития т.к. в классе обучаются дети с низким и высоким уровнем развития. Программа направлена на развитие познавательной сферы, ИКТ –компетенций через организацию дифференцированной работы на уроке, подготовку к олимпиадам, интеллектуальным конкурсам, через реализацию развивающего курса «Умники и умницы». Программа направлена на развитие здоровьесберегающих навыков через организацию динамических пауз.
Окружающий мир.
Курс "Мы и окружающий мир" разработан в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленной на достижение оптимального общего развития школьников (Л.В. Занкова). Это интегрированный курс, который предусматривает обучение детей в четырехлетней начальной школе.
Представление целостной широкой картины мира с ее внутренними взаимосвязями между различными областями знания является ключевым требованием системы общего развития школьников. Этому требованию в наибольшей мере может соответствовать именно интегрированный курс, содержание которого составляют материалы из астрономии, географии, биологии, истории в их единстве и взаимопроникновении, то есть то, из чего на данном этапе развития школьника складывается его представление об окружающем мире.
Так, начальные представления о космосе служат базой для понимания процессов, происходящих в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа - это та среда, в которой развивается история человечества, а человек своей деятельностью изменяет природу Земли. Исключение какого-либо звена из этой цепочки нарушает ход развития современной жизни и, соответственно, логику учебного курса. Единство неживой и живой природы, роль развития человека и общества на разных этапах истории и постепенное высвобождение человека из-под власти природы, наконец, вмешательство человека в природу - такие взаимозависимости прослеживаются от первого к четвертому классу. В первом классе она дана в самом общем виде, курс носит пропедевтический характер, но в нем уже заложен исторический подход к рассматриваемым явлениям.
Этот подход к развитию содержания сохраняется и во втором классе, в котором на первый план выступает неживая и живая природа и методы познания мира. В третьем и четвертом классах на первый план выходят знания о человеке и человеческом обществе. От класса к классу в историческом плане прослеживается, как постепенно человек преодолевал свою зависимость от стихийных природных сил и усиливал свое влияние на природу. Возникновение экологических проблем связано с определенным этапом развития человеческого общества и очень ясно показывает реально существующие зависимости, с одной стороны, человека от природы, с другой, - природы от человека.
Программа построена по принципу "дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания" (Л.В. Занков. Обучение и развитие. С. 101). В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей.
Таким образом, с первого класса постоянно увеличивается количество и уровень рассматриваемых ребенком связей, постепенно они образуют, по выражению Л.В. Занкова, все более и более густую сетку. Предметами осмысления учеников становятся вечное движение, изменчивость самого мира и представлений о нем человека, долгий и трудный процесс познания законов и явлений природы, методы исследования и формы выражения этих представлений.
В курсе реализуется диалектическое единство теоретического и практического содержания в их историческом развитии. Все естественные науки выросли из человеческой практики. Чтобы выжить, человек вынужден был приспосабливаться к местным условиям. При этом у них возникало много вопросов: почему сменяется день и ночь, почему идет снег и дождь, почему бывает холодно и тепло, почему разнообразен растительный и животный мир Земли, почему так отличается в других странах жизнь людей и их культура и т.д. Постепенно человек накапливал достаточно знаний, чтобы ответить на возникающие вопросы.
Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий:
1) развитие научных знаний разного уровня обобщения (мироведческих, страноведческих и краеведческих);
4) сведения о людях, открывших и открывающих знания о мире.
сопоставляются противоположные по своим признакам объекты природы, одни и те же объекты природы в разное время года и суток, в разных частях Земли, сопоставляется Россия с другими странами, прошлое и настоящее природы и человека.
Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках "Мы и окружающий мир", дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов. Учитель может ограничиться предусмотренным органами образования минимумом содержания или его расширить с учетом возможностей класса и отдельных учеников.
Богатое содержание - не единственное условие общего развития школьников. Важно, чтобы это содержание добывалось ими в процессе самостоятельной деятельности либо индивидуально, либо в группе. В программе курса выделены виды связей между различными компонентами окружающего мира, а также общеучебные умения, которые предполагают возможность активно и творчески оперировать имеющимися знаниями.
Погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме.
Таким образом, всеми своими средствами курс создает условия для общего развития школьников.
Учебный курс "Мы и окружающий мир" призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
• на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерное(tm) окружающего мира, его противоречивости;
• в ходе решения первой задачи развивать историческое мышление, формировать экологическую грамотность;
• формировать умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и времени, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы, делать обобщения и выводы;
• воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; на ознакомительном уровне представить науки, помогающие познавать окружающий мир.
– знание основных моральных норм поведения.
на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе.
– оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
– выполнять учебные действия в устной речи и во внутреннем плане.
– понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
– пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
– производить сравнение, сериацию и класссификацию по заданным критериям.
– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы, рекомендуемых учителем;
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
– использовать в общении правила вежливости.
– передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.
№ п/п | Тема | Планируемые результаты | Виды деятельности | Количество часов | № задания | Дата |
предметные | Метапредметные и личностные (УУД) |
1. | Глава Общий взгляд на Землю ( 5 часов) Материки и океаны Земли. | Знать: - что такое окружающий мир; - названия материков и океанов; - самое большое государство в мире; - достопримечательности столицы; - о космонавтах, исследованиях космоса Уметь: - определять на карте и глобусе материки, океаны, столицу нашего государства; - наблюдать за окружающим миром (взаимосвязь предметов живой и неживой природы) | Личностные: - Формировать внутреннюю позицию школьников на уровне положительного отношения к занятиям по курсу: «Окружающий мир» - содействовать проявлению интереса при ознакомлении с материками и океанами, исследователями космоса, изучении России как самого большого государства в мире и родины космонавтов, Москвы – столицы России;. - формировать адекватную мотивацию учебной деятельности при знакомстве с материками и океанами, исследователями космоса, при изучении России как самого большого государства в мире и родины космонавтов, Москвы – столицы России; . Регулятивные: - определять цель учебной деятельности с помощью учителя при изучении материков и океанов, исследователей космоса, при выполнении практической работы «Работа с физической картой России»умению находить материки и океаны по контурной карте, при изучении России как самого большого государства в мире и родины космонавтов, Москвы – столицы России; - Составление алгоритма нахождения учебной задачи с помощью учителя при определении материков и океанов на контурной карте и глобусе, ознакомлении с исследователями космоса, с практической работой по нахождению материков и океанов на контурной карте; при изучении России как самого большого государства в мире и родины космонавтов, Москвы – столицы России; - умение прогнозировать и контролировать свою деятельность в соответствии с определённым алгоритмом при определении материков и океанов на глобусе и карте, изучении России как самого большого государства в мире и родины космонавтов, Москвы – столицы России; - умение корректировать и оценивать способы решения и результат поисковой учебной задачи по определению совместно с учителем критериев при изучении материков и океанов Земли, России как самого большого государства в мире и родины космонавтов, Москвы – столицы России Познавательные: 1.Общеучебные: Пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе при изучении материков и океанов, исследователей космоса, при выполнении практической работы«Работа с физической картой России» умению находить материки и океаны по контурной карте;
2.Логические: - понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте. Коммуникативные - умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; - умение задавать вопросы; | Работа с физической картой России и полушарий, глобусом, контурной картой полушарий. Участие в викторине «По материкам и океанам» Работа с инфомационными источниками (учебник, тетрадь на печатной основе) Отгадывание загадок, кроссвордов. Презентация «Достопримечательности Москвы» Работа в группах Участие в игре выставке «Гордость отечественной космонавтики» (на основе портретов российских космонавтов и конструкторов). Подготовка короткого сообщения. Просмотр научно-популярного фильма о развитии отечест- венной космонавтики или подготовленной учителем тематической компьютерной презентации. Составление вопросов к просмотренному материалу | 1 | | |
2. | Россия –самое большое государство в мире. | 1 | | |
3. | Москва – столица. | 1 | | |
4. | Россия – родина космонавтики. | 1 | | |
5. | Практическая работа. Работа с физической картой России и полушарий, глобусом, с контурной картой полушарий. | 1 | | |
6. | Глава Как изучают окружающий мир. (14 часов) Органы чувств. Правила гигиены. | Знать: Знать органы (глаза, уши, нос, язык, кожа) и соответствующие им чувства (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). Правила организации учебного труда в школе и дома. Распознавать предметы, созданные человеком для хранения информации, – носители информации (книги, картины, рекламный щит, расписание поездов, кассеты и диски и т.д.). Иметь представление о труде старших и сверстников. Роли учителя. Чем классный коллектив отличается от школьного. Узнавать и показывать на рисунках основные приборы и инструменты, которыми пользуется человек в быту и для изучения окружающего мира. Различать твердые, жидкие и газообразные (1–2 примера)вещества Устанавливать связи между живой и неживой природой, между природой и человеком. Уметь: Соблюдать правила, позволяющие сохранить хорошее зрение и слух. Анализировать работу органов обоняния и вкуса человека. Характеризовать (на основе звукозаписей, видеоряда или картин) получаемую органами чувств информацию, чувства и образы, которые воспринимает человек при прослушивании музыкальных произведений и созерцании произведений изобразительного искусства. Определять на шкале термометра различные значения температуры. Понимать различия между источниками информации об окружающем мире. Работать над этапами проведения исследования: определять цели (для чего?); предполагать (какие действия окажут какие изменения?); проверять предположения (проведение опыта); делать выводы (соответствует ли цель результатам?) Классифицировать природные тела по величине, форме, окраске, веществам, из которых они образованы. Называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел; Использовать полученные знания для объяснения бережного отношения человека к природе. Проводить несложные измерения, опыты с использованием простейших измерительных приборов. Соблюдать технику безопасности. | Личностные: Проявление интереса при изучении органов чувств, различных источников информации, использовании приборов и инструментов в различных жизненных ситуациях, определении состава веществ ( твердое, жидкое, газообразное); Интерес к предметно – исследовательской деятельности в практической работе при определении состава вещества (твердое, жидкое, газообразное) и наблюдений при измерении температуры воздуха и воды. Понимание, что здоровье – главное и невосполнимое богатство каждого человека, которое необходимо беречь; Регулятивные: Определение цели учебной деятельности совместно с учителем при изучении при изучении органов чувств, различных источников информации, использовании приборов и инструментов в различных жизненных ситуациях, определении состава веществ ( твердое, жидкое, газообразное); Интерес к предметно – исследовательской деятельности в практической работе при определении состава вещества (твердое, жидкое, газообразное) и наблюдений при измерении температуры воздуха и воды. Составление алгоритма нахождения учебной задачи с помощью учителя при изучении органов чувств, различных источников информации, использовании приборов и инструментов в различных жизненных ситуациях, определении состава веществ ( твердое, жидкое, газообразное); Интерес к предметно – исследовательской деятельности в практической работе при определении состава вещества (твердое, жидкое, газообразное) и наблюдений при измерении температуры воздуха и воды.
Умение прогнозировать и контролировать свою деятельность в соответствии с определяемым алгоритмом при изучении органов чувств, различных источников информации, использовании приборов и инструментов в различных жизненных ситуациях, определении состава веществ ( твердое, жидкое, газообразное); Интерес к предметно – исследовательской деятельности в практической работе при определении состава вещества (твердое, жидкое, газообразное) и наблюдений при измерении температуры воздуха и воды. Умение корректировать и оценивать результат решения учебной задачи по определенным совместно с учителем критериям при изучении органов чувств, различных источников информации, использовании приборов и инструментов в различных жизненных ситуациях, определении состава веществ ( твердое, жидкое, газообразное); Интерес к предметно – исследовательской деятельности в практической работе при определении состава вещества (твердое, жидкое, газообразное) и наблюдений при измерении температуры воздуха и воды.
Адекватно воспринимать оценку своей работы товарищами; Познавательные: 1.Общеучебные: -строить речевое высказывание в различных формах; находить в тексте ответ на заданный вопрос; -проводить сравнение категории веществ в природе (жидкое, твердое, газообразное); -делать выводы; -анализировать изучаемые объекты (источники информации, приборы и инструменты) - уметь пользоваться терминами: «органы чувств», «вещества», «термометр», «планеты», «экология» 2. Логические: -осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий при изучении органов чувств, различных источников информации, использовании приборов и инструментов в различных жизненных ситуациях, определении состава веществ ( твердое, жидкое, газообразное); Интерес к предметно – исследовательской деятельности в практической работе при определении состава вещества (твердое, жидкое, газообразное) и наблюдений при измерении температуры воздуха и воды. «Коммуникативные: – передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; – адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. – строить понятные для партнера высказывания; – задавать вопросы, адекватные данной ситуации;
| Прослушивание записей звуков природы и фрагментов музыкальных произведений разных композиторов. Просмотр фотографий с видами природы, репродукций пейзажной и жанровой живописи. Анализ информации, полученной из разных источников. Работа в группах. Игра « Что в мешке» ( на определение предметов с помощью органов осязания) Классификация различных информационных источников (например, сказки, повести, статьи, изображения и т.д.) по признаку их достоверности/недостоверности. Составление перечня обязанностей школьника и обсуждение его с одноклассниками. Приводить примеры заботы школьников о младших товарищах. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения с друзьями. Знакомство с методикой сбора информации в процессе исследовательской деятельности (по А.И. Савенкову): самостоятельный сбор необходимой информации по заданной учителем теме. Посещение с экскурсией школьной библиотеки. Осуществление поиска необходимой книги с помощью алфавитного каталога. Различение природных объектов и изделий (искусственных предметов). Характеристика их отличительных свойств. Определение веществ, из которых образованы природные или сделанные человеком предметы (тела). Определение образов природы в изделиях, созданных руками человека Обсуждение темы «Как следует беречь природу родного края» на основе впечатлений, полученных от экскурсии в краеведческий музей (ознакомление с природой родного края) Практические работы: Работа с моделью термометра. Измерение температуры воздуха; температуры воды с помощью учителя. Изучение мелких предметов при помощи лупы. | 1 | | |
7. | Что надо знать, чтобы сохранить органы чувств здоровыми. Правилами организации учебного труда дома и в школе. | 1 | | |
8. | Источники информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет. Исследовате- льская работа. | 1 | | |
9. | Труд и творчество старших и сверстников. Учеба как вид творческой деятельности. | 1 | | |
10. | Классный, школьный коллектив. Роль учителя. | 1 | | |
11. | Приборы и инструменты. Назначение и устройство термометра. | 1 | | |
12. | Вещества. Три состояния вещества в природе – твердое, жидкое, газообразное, их основные свойства. | 1 | | |
13. | Экология - наука о взаимосвязях между живыми организмами и окружающей средой. | 1 | | |
14. | Практическая работа. Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств; определение свойств веществ, находящихся в твердом, жидком и газообразном состоянии; знакомство с лупой, термометром. | 1 | | |
15. | Глава Космос и Земля. ( 14 часов) Звезды. Солнце – звезда. | Знать: Обучающиеся должны *иметь представление: о связи между движением Земли, сменой дня и ночи, сменой времён года; о природных явлениях и стихийных бедствиях на Земле и своей местности. - что Земля - планета, Солнце - звезда, Луна - спутник Земли; Связь смены дня и ночи и времен года с вращением Земли, её вращением вокруг Солнца Как ориентироваться по местным признакам, солнцу, по отношению к собственному телу. Что такое горизонт, линия горизонта, стороны горизонта, как можно ориентироваться по местным признакам. -устройство компаса и правила пользования им; Иметь представление о глобусе и географической карте. Особенности рельефа, погоды, растительного и животного мира своей местности; правила поведения в природе и меры её охраны. Уметь: - ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, пользоваться условными обозначениями учебника и тетради; - оценивать роль науки в познании мира; - характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления; - сравнивать и различать день и ночь, времена года; - объяснять (характеризовать) движение Земли относительно солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года; - устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца; -находить стороны горизонта по Солнцу и компасу; - применять полученные знания и умения на уроках в жизни. | Личностные: - формировать чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края при изучении формы Земли, красоты и ландшафта родного края. - формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира при изучении планет, созвездий и Солнца, смены дня, ночи и времен года, погоды и климата, умению ориентироваться на местности по отношению к собственному телу, Солнцу и местным признакам, при проведении практической работы « Изготовление примитивного компаса». - формировать позитивное эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру при ознакомлении с луной – спутником Земли и другими планетами солнечной системы, сменой дня и ночи и времен года, погодой и климатом, со сторонами горизонта и компасом, основными формами земной поверхности. Регулятивные: - определять цель учебной деятельности с помощью учителя при знакомстве с луной – спутником Земли и другими планетами солнечной системы, сменой дня и ночи и времен года, погодой и климатом, со сторонами горизонта и компасом, формой Земли, областью жизни на Земле, основными формами земной поверхности. - планировать учебную деятельность на уроке, находить алгоритм учебной задачи с помощью учителя при знакомствес луной – спутником Земли и другими планетами солнечной системы, сменой дня и ночи и времен года, погодой и климатом, со сторонами горизонта и компасом, основными формами земной поверхности; - умение прогнозировать свою деятельность в соответствии с определенным ранее алгоритмом при изучении с луной – спутником Земли и другими планетами солнечной системы, сменой дня и ночи и времен года, погодой и климатом, со сторонами горизонта и компасом, основными формами земной поверхности. - умение корректировать и оценивать способ решения, результат решения учебной задачи по определенным совместно с учителем критериям при изучении с луной – спутником Земли и другими планетами солнечной системы, сменой дня и ночи и времен года, погодой и климатом, со сторонами горизонта и компасом, основными формами земной поверхности. Познавательные: Общеучебные: - осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме при изучении Луны – спутника Земли и других планет солнечной системы, сменой дня и ночи и времен года, погодой и климатом, со сторонами горизонта и компасом, основными формами земной поверхности. - уметь пользоваться терминами: «космос», «небесные тела», «звезды», «планеты», «притяжение Земли», «невесомость», «количество солнечного тепла», «рельеф», «температура воздуха», «облачность», «осадки», - пользоваться глобусом при изучении смены дня и ночи и времен года, - применять свой жизненный опыт для решения учебных задач при самостоятельном наблюдении за погодой и описании ее состояния с помощью условных знаков. Логические: - характеризовать времена года, погодные климатические условия; - различать смену времен года и смену дня и ночи; - уметь анализировать рисунок, описывать, что на нем изображено, сопоставлять наблюдаемое с изображением на рисунках, высказывать предположения и аргументировать их при изучении притяжения Земли, смены дня и ночи и времен года, погоды и климата. - уметь проводить под руководством учителя или родителей опыты: земное притяжение, нахождение сторон горизонта по компасу и местным признакам, смена дня и ночи и времен года с помощью теллурия. Коммуникативные: - правильно и грамотно выражать свою речь в диалоге со сверстниками при изучении планет солнечной системы, формы земной поверхности, смены дня и ночи и времен года, погоды и климата, определении сторон горизонта по компасу и местным признакам; - оформлять свои мысли в устной и письменной речи при работе с таблицами «Наблюдение за погодой», «За высотой солнца над горизонтом, за изменением длины тени от предметов в течение светового дня, за фазами Луны». | Учебное сотрудничество. Просмотр фотографий, рисунков звездного неба, звезд, солнца, телескопа. Формулирование предварительного вывода об условиях, необходимых для жизни на Земле (свет, тепло, вода и воздух). Установление связей между объектами природы и явлениями в природе. | 1 | | |
16. | Планеты. Луна – спутник Земли. | Просмотр обучающего фильма « Планеты солнечной системы» «Поиск информации» что такое телескоп. Отгадывание загадок Работа в группах «Планету знаю» | 1 | | |
17. | Форма Земли. | Работа с инфомационными источниками (учебник, тетрадь на печатной основе) Работа с глобусом, географической картой | 1 | | |
18. | Вращение Земли вокруг оси и Солнца. Время: год, месяц, неделя, сутки. Причина смены дня и ночи. | Практическая работа Работа с инфомационными источниками (учебник, тетрадь на печатной основе) | 1 | | |
19. | Область жизни на Земле. | Работа в парах Дидактические игры; ИКТ; выполнение индивидуальных заданий; работа с книгой; | 1 | | |
20. | Ориентирование по отношению к собственному телу, Солнцу и местным признакам. | Практическое занятие «Учим друг друга» | 1 | | |
21. | Горизонт, стороны горизонта. Компас. Практическая работа: Изготовление примитивного компаса. | Работа с инфомационными источниками (учебник, тетрадь на печатной основе) «Составление справочника» Практическая работа | 1 | | |
22. | Представление о глобусе и географичес- кой карте. Практическая работа: «Нахождение на глобусе и карте изучаемых объектов» | Работа в группе «Учим друг друга» Работа с глобусом и картой. «Проверь себя» - работа с разными источниками информации (словарями, справочниками, энциклопедиями), в том числе на электронных носителях; | 1 | | |
23. | Основные формы земной поверхности (рельеф): равнина, горы, холмы, овраги. | Дидактические игры; ИКТ; выполнение индивидуальных заданий; работа с книгой; работа в парах и группах. бота с глобусом, картой. Соотнесение рисунка с картой. Знакомство с картинами разных художников. Работа с дидактическим материалом (карточками). Предположения о причинах разнообразия природных условий нашей страны. Нахождение иллюстраций по заданию учителя | 1 | | |
24. | Формы земной поверхности, свойственные родному краю. | Проектная работа «Мой край – просто необыкновенный!» Определение основных этапов исследовательской деятельности Соотнесение природы родного края с природой России. Установление причинно-следственных связей. Участие в беседе. Формулирование вопросов. работа в тетради на печатной основе. | 1 | | |
25. | Красота и разнообразие ландшафтов России и родного края. | Работа с инфомационными источниками (учебник, доп. литература о Ставропольском крае) Анализ информации, полученной из разных источников. | 1 | | |
26. | Практическая работа. Ориентирование на местности относительно собственного тела, по солнцу, компасу и местным признакам. | Учебное сотрудничество при работе в группах. Работа с компасом, ориентирование по местным признакам Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Участвовать в диалоге. | 1 | | |
27. | Экскурсия в планетарий. | Посещение с экскурсией планетария . Знакомство с правилами поведения на экскурсии, инструкцией по соблюдению мер безопасности. | 1 | | |
28. | Наблюдения за высотой солнца над горизонтом, за изменением длины тени от предметов в течение светового дня, за фазами Луны; за погодой. | Формулирование выводов из наблюдений и, опираясь на имеющийся опыт (что можно увидеть днем, а что ночью?), сопоставление научных сведений с результатами наблюдений за изменением тени от предметов в течении светового дня, за фазами луны. работа в тетради на печатной основе. | 1 | | |
29. | Глава Взаимодейст- вие сил природы (22 часа) Влияние Солнца на сушу. | Знать: - о трех состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния в другое; - основные свойства воды и воздуха, причины круговорота воды в природе; о значении воды в жизни человека, необходимости ее охраны и рационального использования; - состав воздуха (азот, кислород, углекислый газ, примеси) - легко определяемые свойства воздуха -о необходимости охраны воздуха от загрязнения; - некоторые взаимосвязи между компонентами неживой и живой природы; О некоторых стихийных бедствиях на Земле; Об изменениях поверхностиЗемли под воздействием Солнца, воды, ветра и деятельности человека. - правила поведения в природе и меры ее охраны; Уметь: Проводить наблюдения простые опыты, фиксировать их результаты. Устанавливать некоторые связи между организмами и средой их обитания. Приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе. Оценивать свое поведение в природе. Выполнять правила поведения в природе. | Личностные: - формировать чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края при изучении состава и свойств воды и воздуха, в определении правил поведения на водоеме, значении воды и воздуха на Земле, взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами живой и неживой природы; - формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира при изучении состава и свойств воды и воздуха, в определении правил поведения на водоеме, значении воды и воздуха на Земле, взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами живой и неживой природы; практической работы. - формировать позитивное эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру при ознакомлении с составом и свойствами воды и воздуха, в определении правил поведения на водоеме, значении воды и воздуха на Земле, взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами живой и неживой природы; Познавательные: Общеучебные: Умение воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты,использовать знаково-символические средства, овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций при ознакомлении с составом и свойствами воды и воздуха, в определении правил поведения на водоеме, значении воды и воздуха на Земле, взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами живой и неживой природы. Логические: -осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий при изучении состава и свойств воды и воздуха, в определении правил поведения на водоеме, значении воды и воздуха на Земле, взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами живой и неживой природы; Регулятивные: -организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.) при изучении состава и свойств воды и воздуха, в определении правил поведения на водоеме, значении воды и воздуха на Земле, взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами живой и неживой природы; · принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий при изучении состава и свойств воды и воздуха, в определении правил поведения на водоеме, значении воды и воздуха на Земле, взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами живой и неживой природы; · планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами при изучении состава и свойств воды и воздуха, в определении правил поведения на водоеме, значении воды и воздуха на Земле, взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами живой и неживой природы; · действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетрадипри изучении состава и свойств воды и воздуха, в определении правил поведения на водоеме, значении воды и воздуха на Земле, взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами живой и неживой природы; · контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя) при изучении состава и свойств воды и воздуха, в определении правил поведения на водоеме, значении воды и воздуха на Земле, взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами живой и неживой природы; · оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения при изучении состава и свойств воды и воздуха, в определении правил поведения на водоеме, значении воды и воздуха на Земле, взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами живой и неживой природы. Коммуникативные: - Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи( на уровне предложения или небольшого текста) - Слушать и понимать речь других. - Вступать в беседу на уроке и в жизни. - Совместно договариваться о правилах общения иповедения в школе и следовать им. - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). · уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела. · участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации). | Формулирование выводов из наблюдений и, опираясь на имеющийся опыт( Как влияет Солнце на сушу?) Творческая работа «Чтобы было на Земле если….» работа в тетради на печатной основе. | 1 | | |
30. | Тепловые пояса Земли и смена времён года. | Работа с инфомационными источниками (учебник,) Анализ информации, полученной из разных источников. | 1 | | |
31. | Вода. Вода на Земле. | Просмотр обучающего фильма. Групповая работа Дидактическая игра «Вода» | 1 | | |
32. | Водоёмы естественные: океан, море, озеро, река, болото. Водоёмы искусственные: пруд, водохранилище, каналы. | Группировка объектов окружающего мира по заданным и самостоятельно выделенным признакам. работа в тетради на печатной основе. | 1 | | |
33. | Правила безопасного поведения на водоёмах. | Создание плаката « Какие правила поведения на водоеме нужно знать » | 1 | | |
34. | Три состояния воды. Вода в атмосфере. Снег, лёд. | Проведения опытов, наблюдения, фиксирование результата | 1 | | |
35. | Свойства воды. Вода – растворитель. Очистка воды от примесей фильтрованием. | Проведения опытов, наблюдения, фиксирование результата, презентация опыта. | 1 | | |
36. | Вода – одно из условий жизни на Земле. | Обсуждение проблемы урока; работа над составлением рассказа по теме урока; изготовление знаков- береги воду! Анализ диаграммы соотношения на Земле суши и воды. Формулирование выводов на основе наблюдений. | 1 | | |
37. | Вода в быту человека. | Совместная разработка правил безопасности жизнедеятельности. работа в тетради на печатной основе. | 1 | | |
38. | Воздух. Представление о его составе. | Работа с инфомационными источниками (учебник,) Анализ информации, полученной из разных источников. Просмотр обучающего фильма. | 1 | | |
39. | Свойства воздуха. | Работа в группах Дидактическая игра «Хитроумные решения» работа в тетради на печатной основе. | 1 | | |
40. | Воздух как условие горения. Что такое ветер? Практическая работа: Определение направления ветра с помощью флюгера. | Проведение опытов. Формулирование выводов на основе наблюдений. работа в тетради на печатной основе. | 1 | | |
41. | Значение воздухадля растений, животных и человека. | Обсуждение проблемы урока; работа над составлением рассказа по теме урока; работа в тетради на печатной основе. | 1 | | |
42. | Взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами неживой природы. | Работа с инфомационными источниками (учебник,) Анализ информации, полученной из разных источников. | 1 | | |
43. | Явления природы: снегопад, листопад, ветер, гроза; смена времени года. | Работа в группах с энциклопедическим текстом, и выявление о том, что такое ( листопад, снегопад, ветер, гроза, смена времен года) | 1 | | |
44. | Круговорот воды в природе. Представления о стихийных бедствиях на Земле. | игра «Ходят капельки по кругу» Работа в группах составление сказки «Путешествие капельки» | 1 | | |
45. | Стихийные бедствия, возможные в местности, где находится школа. | Формулирование выводов из наблюдений и, опираясь на имеющийся опыт (Какие стихийные бедствия возможны в нашей местности) Что нужно делать если… | 1 | | |
46. | Изменение поверхности Земли под воздействием Солнца, воды, ветра и деятельности человека. | Работа в парах по проблеме «Может ли такое быть…?» Проведение опытов; работа в тетради на печатной основе. | 1 | | |
47. | Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веществами. | Дидактические игры; ИКТ; выполнение индивидуальных заданий; работа с книгой; работа в парах и группах. | 1 | | |
48. | Практическая работа: Определение свойств воздуха, воды. Растворение в воде веществ, фильтрование; | Проведение опытов; работа в тетради на печатной основе. | 1 | | |
49. | Экскурсия к водоему: наблюдения за состоянием водоема в разное время года. Обсуждение правил поведения у водоема. | Посещение водоема. Знакомство с правилами поведения на экскурсии, инструкцией по соблюдению мер безопасности. | 1 | | |
50. | Экскурсия «Ознакомление с экологическим состоянием своей местности» | Формулирование выводов из наблюдений и, опираясь на имеющийся опыт . | 1 | | |
51. | Глава Живая природа. (18 часов) Царства живой природы: растения, животные, грибы, бактерии. | Знать: Иметь представления о царствах живой природы: растениях, животных, грибах; - условия, необходимые для жизни растений и животных; - правила поведения в природе и меры ее охраны; Уметь: - различать мхи, папоротники, хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы; диких и домашних животных; животных разных групп; - приводить примеры представителей разных групп растений и животных; - ухаживать за комнатными растениями; подкармливать птиц зимой; - устанавливать связи между растениями и животными; - подводить объект под понятия разного уровня обобщения (природа живая и неживая,, группы животных, группы растений | Личностные: - проявлять интерес к окружающему миру при изучении растений, животных, грибов, бактерий; - проявлять интерес к предметно-исследовательской деятельности при определении признаков живых организмов | Дидактические игры; ИКТ; выполнение индивидуальных заданий; работа с книгой; работа в парах и группах. | 1 | | |
52. | Признаки живых организмов: дыхание, питание, рост, движение, размножение, умирание. Практическая работа:Наблюдение и уход за комнатными растениями. | Регулятивные: - определение цели учебной деятельности совместно с учителем при ознакомлении с многообразием растений и животных и их ролью в жизни человека; - составление с помощью учителя алгоритма определения признаков живых организмов - умение прогнозировать и контролировать свою деятельность в соответствии с определённым алгоритмом при определении частей растений; - умение корректировать и оценивать способ решения, результат решения учебной задачи по определенным совместно с учителем критериям при изучении растений и животных Познавательные: Общеучебные: - осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы, рекомендуемых учителем; -применять свой жизненный опыт для решения учебных задач при самостоятельном наблюдении за растениями и животными Логические: - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебных задач при изучении частей растений, животных - уметь анализировать рисунок, описывать, что на нем изображено, сопоставлять наблюдаемое с изображением на рисунках, высказывать предположения и аргументировать их при изучении растений и жи Коммуникативные: - правильно и грамотно выражать свою речь в диалоге со сверстниками при изучении животных и растений; – задавать вопросы, адекватные ситуации при изучении частей растений, водорослей, папоротников, хвойных и цветковых растений, трав дикорастущих и культурных, овощей и фруктов; - оформлять свои мысли в устной и письменной речи при работе с таблицами «Дикорастущие и культурные растения», «Овощи и фрукты»,«Части растений», «Дикие и домашние животные» | Обсуждение проблемы урока; работа над составлением плана по теме урока; Проведение практической работы.работа в тетради на печатной основе. | 1 | | |
53. | Многообразие растений и их роль в жизни человека. Бережное отношение человека к растениям. | Работа с демонстрационными таблицами и гербариями с целью наблюдения над многообразием растений; выделение групп растений; выяснение их представительства в нашей области | 1 | | |
54. | Растения родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. | Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы о растениях родного края. | 1 | | |
55. | Части растения: (корень, стебель, лист, цветок,, плод, семя). Условия необходимые для жизни растений ( свет, тепло, воздух, вода) Практическая работа:Проращивание семян; наблюдение за развитием растений в разных условиях; | Работа с опорными схемами; выяснение взаимосвязи: солнце-растение-человек. Работа с гербарием: описание растения, его частей; сравнение и выявление общего между различными растениями; определение слов, повторяющихся при описании). Различение существенных признаков от несущественных при определении растения. Самостоятельное извлечение информации из рисунка (определение частей растения: корень, стебель, лист, цветок, плод, семена). Нахождение частей целого. Обсуждение значения корня, стебля, листьев, плода, цветка для растения. Предположение последствий отсутствия отдельных частей у растения | 1 | | |
56. | Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Деревья, кустарники, травы. | Дидактические игры; ИКТ; выполнение индивидуальных заданий; работа с книгой; работа в парах и группах. работа в тетради на печатной основе. | 1 | | |
57. | Дикорастущие и культурные растения. Овощи и фрукты. Части растений, которые мы едим. Плоды и корнеплоды. | | В ходе организации учебного диалога выяснение условий жизни и развития растений; работа с таблицами; рассматривание плодов и семян растений | 1 | | |
58. | Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных ( воздух, вода, тепло, пища) Практическая работа: наблюдение и уход за животными в уголке живой природы. | Игра «Каждому своё»; классификация животных в зависимости от особенностей питания; работа по составлению цепи питания | 1 | | |
59. | Представление о группах животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающие- ся, птицы, млекопитающие; разнообразие животных. | | | Работа с опорными схемами; обучение классификации на основе выделения существенных признаков; работа с энциклопедиями Различение существенных и нее существенных признаков животных. Определение смысла понятий «млекопитающие», «земноводные», «пресмыкающиеся» и др. Диалог, обмен мнениями. Работа в группе. Использование дополнительных источников информации | 1 | | |
60. | Особенности питания разных животных ( насекомые, рыбы, птицы, звери). | | Работа с инфомационными источниками (учебник,) Анализ информации, полученной из разных источников. работа в тетради на печатной основе. | 1 | | |
61. | Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. | | Оценка работы одноклассников. Составление и работа со схемой (деление природы на 4 царства). Извлечение (по заданию учителя) из учебника и дополнительных источников знаний необходимой информации о растениях и животных своей местности | 1 | | |
62. | Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Правила поведения с домашними животными. | | Работа со схемами развития животных; самостоятельная работа с учебником, заполнение таблицы; игровой приём «Путаница» | 1 | | |
63. | Сохранение редких растений, животных. Красная книга. | | | Знакомство с Красной книгой. Оценка примеров зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделирование ситуаций по сохранению природы и ее защиты. Различение и называние предметов, сделанных человеком. Знакомство с понятием «вещество», определяя, из каких веществ сделаны предметы. Изготовление с родителями или одноклассниками кормушки для птиц | 1 | | |
64. | Грибы – съедобные и ядовитые, их разнообразие. Правила сборов грибов. Практическая работа: различение ядовитых грибов. | | | Работа в группах классифицировать по признаку: съедобные и несъедобные грибы. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Участвовать в диалоге. презентация по теме «Грибы» | 1 | | |
65. | Бактерии, их роль в жизни живой природы и человека. Гигиена тела и жилища. | | | Дидактические игры; ИКТ; выполнение индивидуальных заданий; работа с книгой; работа в парах и группах. | 1 | | |
66. | Красота и разнообразие природы России. | | | ИКТ; выполнение индивидуальных заданий; работа с книгой; работа в парах и группах. | 1 | | |
67. | Экскурсия в природу, в зоопарк, в ботанический сад. | | | Описание и сравнение внешнего вида растений. Наблюдение за сезонными изменениями, происходящими в природе (погода, время года, деревья, грибы, растения). Выделение существенных признаков растений. Сравнение и различение деревьев, кустарников и трав, культурных и дикорастущих, Определение отличительных особенностей животных зоопарка от животных дикой природы. | 1 | | |
68. | Закрепление и обобщение изученного. | | | Комплексная проверочная работа | 1 | | |
| Итого | | | | 68 | | |