Календарно-тематическое планирование по окружающенму миру в 1 классе
Календарно-тематическое планирование по окружающенму миру в 1 классе
Пояснительная записка
Программа по окружающему миру для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Цель данной программы:
• развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
• освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Программа по окружающему миру для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Цель данной программы:
• развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
• освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Задачи:
• Изучить различные процессы и явления окружающего мира;
• Развить умения задавать вопросы и искать в доступной им форме ответы на них;
• Развить логическое мышление и речь – умение логически обосновывать суждения, приводить примеры, доказательства;
• Развить представление о пространстве и времени.
• Сформировать у детей представление об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах;
В ходе усвоения содержания курса учащиеся получают возможность:
• Сформировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
• Осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
• Осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, сравнение, классификация и др., с получением информации от окружающих людей);
• Развивать навыки установления и выявления причинно – следственных связей в окружающем мире.
В процессе изучения курса «Мир вокруг нас» систематизируются и расширяются представления детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развивается интерес к их познанию, происходит обогащение нравственного опыта учащихся, воспитывается любовь к своему городу (селу), к своей Родине. Курс нацелен на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде.
При этом средствами учебного предмета обеспечивается существенное воздействие на развитие у учащихся речи и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нем человека. В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни. Идея связей как бы цементирует разнообразные элементы содержания курса, значительно усиливая его воспитательный и развивающий потенциал.
В 1 классе еще не выделяются и не структурируются в самостоятельные разделы программы те или иные предметные области действительности (например, живая природа, техника и т. д.). Ребенок в этом возрасте - первооткрыватель мира, и его интересует все. Целостный образ окружающего формируется через «мозаику» его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы: Что? Кто? Kaк? Когда? Почему? Зачем? и др.
Первоклассники учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной им форме ответы на них.
Первый круг вопросов, сгруппированных в теме « Что и кто?», обеспечивает формирование у детей представлений об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах. Предпочтение отдается самому близкому, тому, что доступно непосредственному чувственному опыту детей. Второй круг вопросов (тема «Как, откуда и куда?») - это познание учащимися различных процессов, явлений окружающего мира, как естественных, так и связанных с деятельностью людей. Третий круг вопросов (тема «Где и когда?») развивает представления детей о пространстве и времени, а четвертый (тема «Почему и зачем?») обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определения целей и смысла той или иной человеческой деятельности.
Учебное содержание в каждой теме выстраивается в основном по единой схеме: мир неживой природы; растения и животные; мир людей и созданных ими предметов; наше здоровье и безопасность; экология. Продвигаясь в освоении курса от темы к теме, учащиеся вновь и вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о них, рассматривая их с новых точек зрения.
Предпочтительные формы организации учебного процесса: фронтальная, парная, индивидуальная.
Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос, в меньшей степени письменный опрос.
Тематическое планирование
№
Тема
Кол-во часов
Дата
Планируемые результаты обучения
Возможные виды деятельности учащихся
Примеча-ние
Освоение предметных знаний
Универсальные учебные действия
1.
Экскурсия №1. Что такое окружающий мир.
ОБЖ. Безопасное поведение в парке, в скверах, в лесу.
1
Обучающийся научится:
– различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;
– различать объекты природы и предметы, сделанные человеком;
– сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних
признаков;
– различать и называть основные части растений;
– узнавать растения – деревья, кустарники, травы, приводить примеры;
– использовать иллюстративный определитель растений и животных;
– соблюдать правила экологического поведения в школе, в быту (экономия воды и электроэнергии, раздельный сбор мусора) и природной среде;
– описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки.
Личностные:
Формирование учебно - познавательного интереса к предмету. Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассниками. Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи. Принятие ценности природного мира. Честное, самокритичное отношение к своему поведению. Ориентация на содержательные моменты школьной действительности. Способность радоваться успехам одноклассников. Осознание ответственности человека за общее благополучие жизни на планете. Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности. Умение отвечать за свои поступки. Формирование негативного отношения к невыполнению человеком своих обязанностей. Установка на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках. Понимание связи между деятельностью человека и состоянием природы. Принятие ценности природного мира.
Познавательные:
Умение называть окружающие предметы и их признаки. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Умение наблюдать сезонные изменения в природе. Умение фиксировать информацию об окружающем мире с помощью наблюдения. Умение сравнивать и различать объекты живой и неживой природы.
Коммуникативные:
Умение вступать в диалог. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Умение договариваться, находить общее решение.
Умение работать в группах по изучению учебного материала. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.
Регулятивные:
Моделирование различных ситуаций поведения на природе. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве. Умение адекватно принимать оценку учителя.
Развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию.
Называние окружающих предметов и их признаков. Сравнение и различие разных группы животных. Различие предметов и выделение их признаки. Моделирование жизненных ситуаций, выбор допустимых форм поведения.
Наблюдать сезонные изменения в природе (во время экскурсий). Сравнивать и различать объекты живой и неживой природы. Характеризовать отличия и звёзд и планет. Различать части цветкового растения
2.
Где мы живем. Экскурсия по школе №2.
ОБЖ. Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома.
1
3.
Природа и ее изменчивость.
ОБЖ. Экологические катастрофы.
1
4-5.
Природа – первый «учебник» человека.
ОБЖ. Огонь и человек. Безопасное поведение при пожаре.
2
6.
Вселенная и космос.
1
7.
Земля как планета.
1
8.
Осенняя экскурсия №3 в природу.
1
9.
Значение воды на Земле.
ОБЖ. Основы личной гигиены: умывание и купание.
1
10.
Значение воздуха на Земле.
ОБЖ. Чистый воздух, его значение, причины загрязнения воздуха.
1
11.
Разнообразие природы.
Экскурсия №4. Знакомство с природой родного края.
1
12-13.
Неживая и живая природа.
2
14-15.
Живая природа. Царства живой природы.
ОБЖ. Правила поведения на природе.
2
16.
Растения.
1
17.
Зависимость растений от природных условий.
1
18.
Растения и человек.
Практическая работа №1. Уход за комнатными арстениями.
1
19-20.
Животные.
2
21.
Разнообразие растений и животных.
1
22.
Природа и человек.
1
23.
Земная поверхность.
1
24.
Труд человека.
1
25.
Самостоятельная работа. Проверь себя.
1
26.
Экскурсия №5. Поздняя осень.
1
27.
Модели и изображения Земли.
1
Обучающийся получит знания:
Общее представление об истории людей. Древнейшие люди - собиратели растений. Человек - охотник. Кочевник и землевладельцы. Человек - часть природы. Человек — часть природы. Природа — источник удовлетворения потребностей людей. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, экосистем, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.
Личностные:
Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности.
Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности.
Формирование адекватного понимания причин успешности или неуспешности деятельности. Понимание положительного и отрицательного влияния деятельности человека на природу.
Познавательные:
Умение поиска и выделения нужной информации. Умение устанавливать причинно-следственные связи. Умение поиска и выделения нужной информации. Умение различать изученные объекты по названным признакам.
Коммуникативные:
Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Формирование умения задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.
Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Регулятивные:
Умение ориентироваться в учебнике, слушать и отвечать на вопросы. Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.
Объяснять назначение глобуса, карты и плана, их условных знаков. Находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия. Сравнивать и различать разные формы земной поверхности. Находить на физической карте разные водоемы и определять их названия.
28.
Географическая карта.
1
29.
Азбука географии.
1
30.
Тепловые пояса Земли.
1
31.
Облик Земли постоянно меняется.
1
32.
Так или не так?
1
33.
Самостоятельная работа. Проверь себя.
1
34-35.
Появление и развитие жизни на Земле.
Экскурсия №5 в краеведческий музей.
2
36.
Древние растения и животные.
1
37.
Современные растения и животные.
1
38.
Древняя и современная природа Земли.
1
39-40.
Растительноядные и хищные животные.
2
41.
Зимняя экскурсия №6. Природа зимой.
ОБЖ. Опасности на скользкой дороге.
1
42.
Становление человека. Предки человека.
1
43.
Человек прямоходящий.
1
44.
Орудия труда.
ОБЖ. Техника безопасности.
1
45.
Родовой строй.
1
46.
Одомашнивание животных. Домашние животные и их предки.
ОБЖ. Меры безопасности при обращении с домашними животными.
1
47.
Начало оседлой жизни.
1
48.
Земля рассказывает о себе.
1
49.
Самостоятельная работа. Проверь себя.
1
50.
Мы – часть окружающего мира. Кто такие «мы».
1
Обучающийся научится:
– узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; различать прошлое,
настоящее и будущее;
– определять родственные связи в семье;
– соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы;
– использовать правила поведения в общественных местах и на улице.
– оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в обществе
сверстников с позиции этических чувств и доброжелательности;
– находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России
– Москву, свой регион и его главный город.
Личностные:
Формирование адекватной самооценки. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Умение использовать в общении правила вежливости. Понимание чувств других людей и сопереживание им. Формирование внутренней позиции школьника на уровне бережного отношения к природе.
Различение и оценивание форм поведения допустимых и недопустимых в общественных местах.
Познавательные:
Формирование умения поиска и выделения нужной информации.
Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач.
Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Умение контролировать свои действия и действия партнёров. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Регулятивные:
Умение различать допустимые и недопустимые формы поведения в общественных местах. Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. Умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом. Умение слушать и отвечать на заданный вопрос, ориентироваться в учебнике.
Различать и оценивать формы поведения допустимые и недопустимые в общественных местах. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. Анализировать ситуации поведения (во время экскурсий в природу или по населенному пункту). Практическая работа: правила личной гигиены. Анализировать ситуации поведения на дорогах, улицах, игровых площадках. Оценивать особенности дорожного движения и выбирать безопасные маршруты движения. Выбирать оптимальные формы поведения дома, в школе, в природе. Моделировать ситуации, при которых необходимо вмешательство пожарных, аварийной и медицинской службы. Объяснять символический смысл основных изображений Государственного герба России, узнавать его среди других гербов. Воспроизводить основные правила и обязанности граждан России, права ребенка.
51.
Мы – разные по возрасту и внешнему виду.
1
52.
Мы живем в разных природных условиях.
ОБЖ. Безопасное поведение на улице.
1
53.
Люди живут в разных странах.
1
54.
Мы живем в разном времени суток.
ОБЖ. Режим дня.
1
55.
Мы заняты разным делом.
ОБЖ. Техника безопасности при работе с инструментами.
1
56.
Мы должны охранять окружающую среду.
1
57.
Весенняя экскурсия №7 в природу.
ОБЖ. Осторожно, гололед!
1
58.
«Россия – любимая наша страна».
Экскурсия №8 в краеведческий музей.
1
59.
Транспорт и связь.
ОБЖ. Правила поведения на дороге.
1
60-61.
Что вы знаете о своей стране.
Исследовательская работа №2. Наши соседи на планете Земля.