|   № п.п   |    Результаты   |    Темы, проблемы и основные вопросы   |    Кол-во часов   |    Дата   |    Понятийный аппарат   |  
  |   Метапредметный, личностный   |    Предметный   |    План   |    Факт   |  
  |   1 четверть   |  
  |   Общий взгляд на Землю. (6 часов)   |  
  |   1   |    Личностные УУД  У обучающегося будут сформированы:  - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;  - представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России.  Обучающийся получит возможность для формирования:  - интереса к познанию окружающего мира;  - чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ.  Регулятивные УУД  Обучающийся научится:  - выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.  Обучающийся получит возможность научиться:  - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.  Познавательные УУД  Обучающийся научится:  - пользоваться знаками, символами, схемами, приведенными в учебной литературе;  - строить сообщения в устной форме;  - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.  Обучающийся получит возможность научиться:  - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме.  Коммуникативные УУД  Обучающийся научится:  - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;  Обучающийся получит возможность научиться:  - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач   |    Обучающийся научится:    - узнавать государственную символику РФ и своего региона;  - определять родственные связи в семье;  - находить информацию в ходе беседы с родителями, со старшими родственниками.     |    Наша Родина. Семья и труд.  У. С. 3-7  Т. № 1, 2   |    1   |    03.09.2013   |         |    Россия – самое большое государство мира. Москва – столица. Отличие человека от животных и от древних людей. Семья – самое близкое окружение человека. Нормы жизни в семье: добрые взаимоотношения, забота членов семьи друг о друге. Распределение домашних обязанностей.     |  
  |   2   |    Обучающийся научится:  - иметь представление об изменениях в природе и человеческом обществе в настоящее время, каким закономерностям они подчиняются;    - различать прошлое, настоящее и будущее;  - сравнивать (на основе иллюстративного материала) памятники архитектуры, одежду, вооружение различных эпох.     |    Загадки Земли. Связь прошлого с настоящим.    У. С. 8-11  Т. № 3   |    1   |    05.09.2013   |         |    Что такое история. Исторические источники. Историческая карта. Счет лет в истории. Начальные представления о культуре России в разные исторические времена. Картины быта, труда, традиций людей в прошлом.     |  
  |   3   |    Обучающийся научится:  - работать с текстом и рабочей тетрадью;  - понимать значение космонавтики для изучения Земли.       |    Россия – родина космонавтики. Экскурсия в краеведческий музей.  У. С. 12-14  Т. № 4   |    1   |    10.09.2013   |         |    Россия – родина космонавтики. Земля – планета.   |  
  |   4   |    Обучающийся научится:  - определять своеобразное расположение материков;    - работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны.   |    Материки. Тепловые пояса.    У. С. 14-17  Т. № 5   |    1   |    12.09.2013   |         |    Материки и океаны Земли. Материки, их расположение на карте, названия. Глобус – как модель Земли.   |  
  |   5   |    Обучающийся научится:  - определять своеобразное расположение материков;    - работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны.   |    Мировой океан.    У. С. 17-20  Т. № 6, 8   |    1   |    17.09.2013   |         |    Материки и океаны Земли. Материки, их расположение на карте, названия. Глобус – как модель Земли.   |  
  |   6   |    Обучающийся научится:  - различать понятия «океан», «море», «озеро», «река»;  - показывать на карте или глобусе различные водоемы;  - называть моря Северного Ледовитого океана;  - работать с рабочей тетрадью.   |    Северный Ледовитый океан. Тест по теме «Общий взгляд на Землю»  У. С. 20-24  Т. № 7, 9   |    1   |    19.09.2013   |         |    Материки и океаны Земли. Понятия «океан», «море», «озеро». Моря Северного Ледовитого океана.   |  
 
           |   Как изучают окружающий мир. ( 10 часов)   |  
  |   7   |    Личностные УУД  У обучающегося будут сформированы:  - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;  - интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;  - понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;  Обучающийся получит возможность для формирования:  - понимания чувств одноклассников, учителя;  - интереса к познанию окружающего мира;  - чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;  - представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.  Регулятивные УУД  Обучающийся научится:  - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;  - адекватно воспринимать оценку своей работы учителем;  - выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.  Обучающийся получит возможность научиться:  - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;  - на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.  Познавательные УУД  Обучающийся научится:  - пользоваться знаками, символами, схемами, приведенными в учебной литературе;  - строить сообщения в устной форме;  - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.  Обучающийся получит возможность научиться:  - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме.  Коммуникативные УУД  Обучающийся научится:  - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;  - формулировать собственное мнение и позицию;  - строить понятные для партнера высказывания.    Обучающийся получит возможность научиться:  - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;  - учитывать другое мнение и позицию.   |    Обучающийся научится:  - понимать назначения органов чувств для познания окружающего мира.    - выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде.  Обучающийся получит возможность научиться:  - использовать на практике основные правила познания окружающего мира       |    Сто наук. Органы чувств человека.    У. С. 25-28  Т. № 10, 11   |    1   |    24.09.2013   |         |    Органы чувств человека. Личная гигиена школьника. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, на водоемах в разное время года. Профессии людей.   |  
  |   8   |    Обучающийся научится:  - понимать назначения органов чувств для познания окружающего мира.    - выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде.  Обучающийся получит возможность научиться:  - использовать на практике основные правила познания окружающего мира       |    Органы чувств человека. Зрение и слух. У. С. 28-29  Т. № 13, 15   |    1   |    26.09.2013   |         |    Органы чувств человека. Личная гигиена школьника. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, на водоемах в разное время года. Профессии людей.   |  
  |   9   |    Обучающийся научится:  - понимать назначения органов чувств для познания окружающего мира.    - выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде.  Обучающийся получит возможность научиться:  - использовать на практике основные правила познания окружающего мира       |    Органы чувств человека. Обоняние и вкус, осязание. Практическая работа «Как работают органы чувств»  У. С. 29-33  Т. № 12, 14   |    1   |    01.10.2013   |         |    Органы чувств человека. Личная гигиена школьника. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, на водоемах в разное время года. Профессии людей.   |  
  |   10   |    Обучающийся получит возможность научиться:  - использовать на практике основные правила познания окружающего мира;  - понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, опыт, книги, Интернет.       |    Язык науки.    Тест по теме «Органы чувств»  У. С. 33-35  Т. № 16   |    1   |    03.10.2013   |         |    Способы познания окружающего мира: наблюдения, рассуждения, выводы. Источник информации об окружающем мире – справочник, энциклопедия.     |  
  |   11   |    Обучающийся получит возможность научиться:  - использовать на практике основные правила познания окружающего мира;  - понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, опыт, книги, Интернет.       |    Наблюдения, рассуждения, выводы. У. С. 35-39  Т. № 17   |    1   |    08.10.2013   |         |    Способы познания окружающего мира: наблюдения, рассуждения, выводы. Источник информации об окружающем мире – справочник, энциклопедия.     |  
  |   12   |    Обучающийся научится:  - соблюдать правила безопасности при работе с инструментами и приборами;  - работать с рисунком учебника;    - формулировать выводы из наблюдений и, опираясь на имеющийся опыт, сопоставление  научных сведений с результатами наблюдений за объектами природы;  - измерять температуру тела, вес и рост человека;  - измерять температуру воздуха с помощью термометра.   |    Инструменты и приборы. Практическая работа «Определение температуры»  У. С. 40-43  Т. № 18, 19   |    1   |    10.10.2013   |         |    Изучение инструментов и приборов (флюгер, термометр). Температура воздуха. Правила измерения температуры тела человека     |  
  |   13   |    Обучающийся получит возможность научиться:  - использовать на практике основные правила познания окружающего мира;  - понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, опыт, книги, Интернет.       |    Книги и другие средства информации. У. С. 43-47  Т. № 20, 21   |    1   |    15.10.2013   |         |    Важное значение средств массовой информации в нашей общей жизни: радио, телевидение, пресса, Интернет. Дополнительные источники информации: словари, энциклопедии, справочники и правила работы с ними. Общение с помощью средств связи и информации. Ответственность СМИ перед обществом.     |  
  |   14   |    Обучающийся научится:  - приводить примеры веществ, описывать их;  - характеризовать свойства веществ;  - определять из каких веществ состоят предметы.   |    Тела и вещества. Свойства веществ. Проект «Свойства веществ»  У. С. 47-52  Т. № 22, 23   |    1   |    17.10.2013   |         |    Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Свойства веществ.     |  
  |   15   |    Обучающийся научится:  - правилам поведения, способствующим сохранению природы.    - характеризовать влияние человека на природу;  - оценивать личную роль в охране природы.   |    Человек и природа. Практическая работа «Свойства веществ»  У. С. 52-54  Т. № 24-26   |    1   |    22.10.2013   |         |    Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира.     |  
  |   16   |         |    Контрольная работа по теме « Как изучают окружающий мир»     |    1   |    24.10.2012   |         |    Проверка ЗУН   |  
 
           |   2 четверть   |  
  |   Космос. (4 часа)   |  
  |   17   |    Личностные УУД  У обучающегося будут сформированы:  - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;  - представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России.  Обучающийся получит возможность для формирования:  - интереса к познанию окружающего мира;  - чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;  - самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.  Регулятивные УУД  Обучающийся научится:  - выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;  - самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне.  Обучающийся получит возможность научиться:  - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;  Познавательные УУД  Обучающийся научится:  - пользоваться знаками, символами, схемами, приведенными в учебной литературе;  - строить сообщения в устной форме;  - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.  Обучающийся получит возможность научиться:  - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме.  Коммуникативные УУД  Обучающийся научится:  - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;  Обучающийся получит возможность научиться:  - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач   |    Обучающийся научится:  - характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли.   |    Главные особенности космоса. Звезда по имени Солнце.    У. С. 55-60  Т. № 27   |    1   |    05.11.2013   |         |    Главные особенности космоса. Наука астрономия. Звезда по имени Солнце. Солнечная система. Знакомство со звездным небом. Наука астрономия.   |  
  |   18   |    Обучающийся научится:  - характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли.   |    Планеты. Звезды и созвездия.    У. С. 60-64  Т. № 28, 29   |    1   |    07.11.2013   |         |    Планеты Солнечной системы. Строение Солнечной системы. Созвездия. Полярная звезда. Солнце—источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь). Общая характеристика условий жизни на земле: свет, тепло, воздух, вода. Земля-планета. Как найти полярную звезду. Путь указывают звезды.   |  
  |   19   |    Обучающийся научится:  - характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли.   |    Луна – спутник Земли.    У. С. 64-67  Т. № 30, 31   |    1   |    12.11.2013   |         |    Солнечная система. Отличия планет. Космическое тело, близкое к земле. Лунный календарь. Хитрость Колумба.   |  
  |   20   |    Обучающийся научится:  - характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли.   |    Не верь глазам своим. Тест по теме «Солнечная система»  У. С. 67-68  Т. № 32, 33   |    1   |    14.11.2013   |         |    Нарисуй отгадки. Найди правильный ответ. Реши кроссворд.   |  
 
           |   Планета Земля. (10 часов)   |  
  |   21   |    Личностные УУД  У обучающегося будут сформированы:  - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;  - ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей;  - представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России.  Обучающийся получит возможность для формирования:  - интереса к познанию окружающего мира;  - чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ.  Регулятивные УУД  Обучающийся научится:  - выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;  - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.  Обучающийся получит возможность научиться:  - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.  Познавательные УУД  Обучающийся научится:  - пользоваться знаками, символами, схемами, приведенными в учебной литературе;  - строить сообщения в устной форме;  - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.  Обучающийся получит возможность научиться:  - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;  - понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте.  Коммуникативные УУД  Обучающийся научится:  - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;  - формулировать собственное мнение и позицию.  Обучающийся получит возможность научиться:  - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;  - навыкам взаимоконтроля;       |    Представление о строении Земли и географической оболочке как области жизни, в которой взаимодействуют живая и неживая природа, человек и человеческое общество.   |    Наш общий дом.    У. С. 69-70  Т. № 34   |    1   |    19.11.2013   |         |    Понятия: литосфера, гидросфера, атмосфера. Строение земли.   |  
  |   22   |    Обучающийся научится:  - ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, природным приметам.   |    Горизонт.    У. С. 71-74  Т. № 35, 36   |    1   |    21.11.2013   |         |    Горизонт. Стороны горизонта. Линия горизонта. Компас и правила пользования им.   |  
  |   23   |    Обучающийся научится:  - ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, природным приметам.   |    Строение Земли.    У. С. 74-77  Т. № 37   |    1   |    26.11.2013   |         |    Строение земли. Биосфера. Сфера разумной жизни.   |  
  |   24   |    Обучающийся научится:  - ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, природным приметам.   |    Ориентирование. Стороны горизонта. Тест по теме «Горизонт»  У. С. 77-80  Т. № 38   |    1   |    28.11.2013   |         |    Ориентирование на местности: определение сторон горизонта с помощью компаса.   |  
  |   25   |    Обучающийся научится:  - ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, природным приметам.   |    Компас. Практическая работа по теме «Компас»  У. С. 80-82  Т. № 39, 44, 45   |    1   |    03.12.2013   |         |    Ориентирование на местности: определение сторон горизонта с помощью компаса.   |  
  |   26   |    Обучающийся научится:  - ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, природным приметам.   |    Народные приметы ориентирования.  Экскурсия в природу.  У. С. 82-83  Т. № 40, 43       |    1   |    05.12.2013   |         |    Ориентирование по отношению к собственному телу, Солнцу и местным признакам   |  
  |   27   |    Обучающийся научится:    - работать с глобусом и географической картой;  - показывать экватор, полушария, полярного круга на глобусе и карте.   |    Глобус и географическая карта. У. С. 84-86  Т. № 41, 42   |    1   |    10.12.2013   |         |    Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Земная ось. Экватор. Полушария. Полярный круг.   |  
  |   28   |    Обучающийся научится:  - описывать рельеф местности;  - описывать детали рельефа (глубину и высоту).   |    Рельеф Земли. Проект «Моделирование поверхности Земли»  У. С. 87-89  Т. № 46, 47   |    1   |    12.12.2013   |         |    Равнины, горы, холмы, овраги (узнавание в природе и на рисунке).   |  
  |   29   |    Обучающийся научится:  - различать рельеф и ландшафт;  - оценивать воздействие человека на природу.   |    Ландшафт.    У. С. 90-91  Т. № 48   |    1   |    17.12.2013   |         |    Оценка воздействия человека на природу (положительное и отрицательное).   |  
  |   30   |         |    Контрольная работа по теме «Планета Земля»   |    1   |    19.12.2013   |         |    Обобщение понимания зависимости между деятельностью человека и состоянием природы.   |  
  |   31   |         |    Анализ контрольной работы   |    1   |    24.12.2013   |         |    Исправление ошибок в контрольной работе. Подведение итогов по пройденной теме.   |  
 
           |   3 четверть   |  
  |   Взаимодействие сил природы. (22 часа)   |  
  |   31   |    Личностные УУД  У обучающегося будут сформированы:  - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;  - интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;  - представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России.  Обучающийся получит возможность для формирования:  - интереса к познанию окружающего мира;  - чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;  - ориентации в поведении на принятые моральные нормы.  Регулятивные УУД  Обучающийся научится:  - выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;  - самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне.  Обучающийся получит возможность научиться:  - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;  - на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов.    Познавательные УУД  Обучающийся научится:  - пользоваться знаками, символами, схемами, приведенными в учебной литературе;  - строить сообщения в устной форме;   - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;  - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;  - смысловому восприятию познавательного текста.  Обучающийся получит возможность научиться:  - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;  - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире.  Коммуникативные УУД  Обучающийся научится:  - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;  - строить понятные для партнера высказывания;  - задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценивать ее в процессе общения.  Обучающийся получит возможность научиться:  - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач  - строить монологическое высказывание;  - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.   |    Обучающийся научится:  - определять влияние Солнца на сушу, тепловые пояса;  - определять зависимость наличия тепловых поясов от формы Земли, т.е. различия в ее нагревании.   |    Тепловые пояса Земли.    У. С. 92-94  Т. № 49, 50   |    1   |    14.01.2014   |         |    Влияние Солнца на сушу. Тепловые пояса.   |  
  |   32   |    Обучающийся получит возможность научиться:  - определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года;   |    Смена времен года.    У. С. 94-98  Т. № 51   |    1   |    16.01.2014   |         |    Особенности времён года (на основе наблюдений). Дни весеннего и осеннего равноденствия, день зимнего солнцестояния.   |  
  |   33   |    Обучающийся научится:  - характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли.   |    Особенности Земли как планеты.    У. С. 98-99  Т. № 52   |    1   |    21.01.2014   |         |    Первичное знакомство с веществами.   |  
  |   34   |    Обучающийся научится:  - определять основные формы рельефа;  - определять разницу в нагревании воды, воздуха, суши и их свойств при нагревания.   |    Суша под Солнцем. Практическая работа по теме «Нагревание гранита»  У. С. 99-100  Т. № 53, 54   |    1   |    23.01.2014   |         |    Первичное знакомство с веществами. Изменение рельефа местности под воздействием Солнца, воды и воздуха.   |  
  |   35   |    Обучающийся научится:  - давать определение понятию «вулкан», «землетрясение»; определять от чего они происходят.   |    Внутренние силы Земли.    У. С. 102-104  Т. № 55   |    1   |    28.01.2014   |         |    Огненное кольцо Тихого океана. Землетрясения. Вулкан. Стихийные бедствия.   |  
  |   36   |    Обучающийся научится:    - различать твердые, жидкие и газообразные вещества;  - определять три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе.   |    Воды Земли. Вода: её значение и свойства. Тепло и вода.    У. С. 3-7  Т. № 56, 57   |    1   |    30.01.2014   |         |    Вода. Легко определяемые свойства воды: цвет, вкус, прозрачность, текучесть. Форма воды. Общие свойства для всех жидкостей. Свойство горячей воды медленно отдавать тепло. Водоёмы естественные: океан, море, озеро, река, болото. Водоёмы искусственные—пруд, водохранилище, канал.   |  
  |   37   |    Обучающийся научится:    - различать твердые, жидкие и газообразные вещества;  - определять три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе.   |    Воды Земли. Три состояния воды. Практическая работа по теме «Три состояния воды»  У. С. 7-10  Т. № 58, 63, 62   |    1   |    04.02.2014   |         |    Опыт «Переход воды из одного состояния в другое». Испарение.     |  
  |   38   |    Обучающийся научится:    - различать твердые, жидкие и газообразные вещества;  - определять три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе.   |    Воды Земли. Что такое снег. Практическая работа «Почему снег рыхлый»  У. С. 10-13  Т. № 59, 60, 65   |    1   |    06.02.2014   |         |    Вода. Три состояния воды. Свойства и внешний вид снега.     |  
  |   39   |    Обучающийся научится:    - различать твердые, жидкие и газообразные вещества;  - определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе.   |    Воды Земли. Почему лед плавает. Что такое айсберг.    У. С. 13-18  Т. № 49, 50, 61, 64   |         |    11.02.2014   |         |    Свойства воды. Свойства воды при замерзании. Полезен ли лед зимой.   |  
  |   40   |    Обучающийся научится:    - различать твердые, жидкие и газообразные вещества.   |    Воды Земли. Вода – растворитель. Практическая работа «Вода - растворитель»  У. С. 18-20  Т. № 66, 68   |    1   |    13.02.2014   |         |    Очистка воды от примесей фильтрованием. Охрана водоёмов.   |  
  |   41   |    Обучающийся научится:    - различать твердые, жидкие и газообразные вещества.   |    Воды Земли. Вода – растворитель. Практическая работа «Очистка воды фильтрованием»  У. С. 18-20  Т. № 69   |    1   |    18.02.2014   |         |    Очистка воды от примесей фильтрованием. Охрана водоёмов.   |  
  |   42   |    Обучающийся научится:    - различать твердые, жидкие и газообразные вещества.   |    Воды Земли. Подземные воды. Тест по теме «Воды Земли»  У. С. 21-23  Т. № 67   |    1   |    20.02.2014   |         |    Образование пещер. Родники. Минеральные источники. Гейзеры.     |  
  |   43   |    Обучающийся научится:    - различать твердые, жидкие и газообразные вещества;  - определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека.   |    Воздух. Состав воздуха.    У. С. 24-26  Т. № 70   |    1   |    25.02.2014   |         |    Воздух – смесь газообразных веществ. Значение воздуха для живой природы. Отличие воздуха в городе и в лесу.   |  
  |   44   |    Обучающийся научится:    - проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; соблюдать технику безопасности;  - определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека.     |    Воздух. Свойства воздуха. Практическая работа «Свойства воздуха»  У. С. 26-30  Т. № 71, 72   |    1   |    27.02.2014   |         |    Значение воздуха на Земле. Свойства воздуха. Сжимаемость и упругость, проводимость звука.   |  
  |   45   |    Обучающийся научится:    - проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; соблюдать технику безопасности;  - определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека.     |    Движение воздуха. Ветры. Грозные ветры. Тест по теме «Свойства воздуха»   У. С. 30-35  Т. № 73, 74   |    1   |    04.03.2014   |         |    Как образуются ветры. Различия температур. Профессии людей, которым необходимо знать направление ветра. Грозные ветры. Стихийные бедствия от ветра.   |  
  |   46   |    Обучающийся научится:    - различать твердые, жидкие и газообразные вещества;  - объяснять причины круговорота воды в природе.   |    Круговорот воды в природе. Проект «Путешествие капельки»  У. С. 35-39  Т. № 75   |    1   |    06.03.2014   |         |    Воздействие Солнца на воды океанов, морей, рек, озер. Взаимодействие воздуха и нагретой воды. Схема маршрута воды при ее круговороте в природе   |  
  |   47   |    Обучающийся научится:    - различать твердые, жидкие и газообразные вещества;  - объяснять причины круговорота воды в природе.   |    Круговорот «отравленной воды». Вода, ветер и рельеф.    У. С. 39-40  Т. № 76   |    1   |    11.03.2014   |         |    Круговорот загрязненной воды. Свалки мусора и их влияние на водоемы. Природные явления.     |  
  |   48   |    Обучающийся научится:  - понимать связь человека с неживой природой   |    Человек и неживая природа.    У. С. 40-41  Т. № 77, 78   |    1   |    13.03.2014   |         |    Использование человеком объектов неживой природы. Дисскусия о неживой природе.   |  
  |   49   |         |    Обобщение по теме «Взаимодействие сил природы». Экскурсия в природу.   |    1   |    18.03.2014   |         |     Охрана суши, воды, воздуха от загрязнения вредными веществами.       |  
  |   50   |         |    Контрольная работа по теме «Взаимодействие сил природы»   |    1   |    20.03.2014   |         |    Проверка знаний, умений, навыков   |  
 
           |    4 четверть   |  
  |    Живая природа. (18 часов)   |  
  |   52   |    Личностные УУД  У обучающегося будут сформированы:  - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;  - представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России  - ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей.  Обучающийся получит возможность для формирования:  - интереса к познанию окружающего мира;  - чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;  - ориентация в поведении на принятые моральные нормы;  - представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.  Регулятивные УУД  Обучающийся научится:  - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;  - выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;  - самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне.  Обучающийся получит возможность научиться:  - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;  - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.  Познавательные УУД  Обучающийся научится:  - пользоваться знаками, символами, схемами, приведенными в учебной литературе;  - строить сообщения в устной форме;  - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;  - смысловому восприятию познавательного текста.  - устанавливать причинно-следственные связи в изученном круге явлений;  - подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа – сделанное человеком; природа живая – неживая; группы растений, группы животных).  Обучающийся получит возможность научиться:  - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;  - понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);  - обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).  Коммуникативные УУД  Обучающийся научится:  - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;  - воспринимать другое мнение и позицию;  - формулировать собственное мнение и позицию;  - умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя).  Обучающийся получит возможность научиться:  - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.   |    Обучающийся научится:  - сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;  - определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода);  - приводить примеры представителей разных групп растений;       |    Жизнь – особенность нашей планеты.    У. С. 42-44  Т. № 79   |    1   |    01.04.2014   |         |    Многообразие растений и их роль в жизни человека. Царства живой природы (растения, животные, грибы, бактерии). Признаки живых организмов. Условия необходимые для появления жизни на Земле   |  
  |   53   |    Обучающийся научится:  - сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;  - определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода);  - приводить примеры представителей разных групп растений;  узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники, лишайники.       |    Растения. Группы растений. Водоросли, лишайники, мхи, папоротники.        У. С. 45-52  Т. № 80, 81   |    1   |    03.04.2014   |         |    Растения: разнообразие, внешнее строение, условия жизни.     |  
  |   54   |    Обучающийся научится:  - различать хвойные, цветковые растения;  - узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые;       |    Хвойные и цветковые растения. Тест по теме «Группы растений»  У. С. 52-57  Т. № 83   |    1   |    08.04.2014   |         |    Растения: разнообразие, внешнее строение, условия жизни (наблюдения в окружающей местности, сравнения).   |  
  |   55   |    Обучающийся научится:  - устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного материала);    - использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;  - различать дикорастущие и культурные растения;   |    Дикорастущие и культурные растения.    У. С. 57-60  Т. № 86, 87   |    1   |    10.04.2014   |         |    Сравнение дикорастущих и культурных растений. Связь живой и неживой природы.   |  
  |   56   |    Обучающийся научится:    - проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; соблюдать технику безопасности;  - определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода)       |    Условия для прорастания семян и роста растений. Растения, которые мы едим. Практическая работа «Прорастание семян»    У. С. 60-66  Т. № 84, 85   |    1   |    15.04.2014   |         |    Исследование условий для пророста и роста растений.  Части растений, которые мы едим. Плоды и корнеплоды Человек и растения: понимание ценности растений для жизни человека, охрана растительного мира.   |  
  |   57   |    Обучающийся научится:  - правилам ухода (полива, рыхления) за комнатными растениями.    -различать съедобные и ядовитые грибы;   |    Растения-путешественники. Грибы. Практическая работа «Прорастание плесени»  У. С. 67-73  Т. № 84, 85, 90   |    1   |    17.04.2014   |         |    История появления культурных растений в России.    Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.  Комнатные растения и уход за ними. Растения в Красной книге. Съедобные и несъедобные грибы. Разнообразие грибов.   |  
  |   58   |         |    Проверочная работа по теме «Царства растений и грибов»  Т. № 88, 89, 91   |    1   |    22.04.2014   |         |    Проверка знаний, умений, навыков   |  
  |   59   |    Обучающийся научится:  - определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);   -животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери);  - приводить примеры представителей разных групп животных   |    Животные. Взаимосвязь растительного и животного мира. Группы животных.    У. С. 73-83  Т. № 92, 93, 94   |    1   |    24.04.2014   |         |    Животные: разнообразие. Взаимосвязи растений и животных (общее представлений). Классы животных: моллюски, насекомые, паукообразные. Разнообразие групп животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, пресмыкающиеся (рептилии), земноводные, птицы, млекопитающие (звери). Признаки строения животных в группах. Значение насекомых в природе.   |  
  |   60   |    Обучающийся научится:  - описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы.   |    Особенности размножения разных групп животных. Животные и среда их обитания.  У. С. 84-89  Т. № 95, 96, 97   |    1   |    29.04.2014   |         |    Способы размножения животных разных групп. Условия необходимые для разных групп животных.     |  
  |   61   |    Обучающийся научится:  - определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);      |    Питание животных.    У. С. 89-91  Т. № 98, 99   |    1   |    06.05.2014   |         |    Особенности питания разных животных. Травоядные и хищники, всеядные. Работа с рисунком. Сходство и различие животных. Цепь питания. Питание птиц.     |  
  |   62   |    Обучающийся научится:  - различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери)   |    Дикие и домашние животные. Тест по теме «Животные»  У. С. 92-95  Т. № 100, 101, 102   |    1   |    08.05.2014   |         |    Дикие и домашние животные (различие). Человек и животные: понимание животных для жизни человека. Охрана животного мира.   |  
  |   63   |    Обучающийся научится:  - определять бактерии и их роль в жизни живой природы и человека; их размеры и среду обитания   |    Бактерии.    У. С. 96-97  Т. № 103, 104   |    1   |    13.05.2014   |         |    Бактерии и их роль в жизни живой природы и человека. Размеры и среда обитания.   |  
  |   64   |         |    Контрольная работа по теме «Живая природа»   |    1   |    15.05.2014   |         |    Обобщение по теме «Живая природа»   |  
  |   65   |    Обучающийся научится:  - соблюдать правила гигиены   |    Работа над ошибками. Гигиена.  У. С. 98-100  Т. № 105   |    1   |    20.05.2014   |         |    Гигиена тела и жилища.   |  
  |   66   |         |    Проект «Растительный и животный мир нашего края»   |    1   |    22.05.2014   |         |         |  
  |   67   |         |    Резервные уроки   |         |    27.05.2014   |         |         |  
  |   68   |         |         |    29.05.2014   |         |         |