№ п.п | Результаты | Темы, проблемы и основные вопросы | Кол-во часов | Дата | Понятийный аппарат |
Метапредметный, личностный | Предметный | План | Факт |
1 четверть |
Общий взгляд на Землю. (6 часов) |
1 | Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе; - представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России. Обучающийся получит возможность для формирования: - интереса к познанию окружающего мира; - чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ. Регулятивные УУД Обучающийся научится: - выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане. Обучающийся получит возможность научиться: - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. Познавательные УУД Обучающийся научится: - пользоваться знаками, символами, схемами, приведенными в учебной литературе; - строить сообщения в устной форме; - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Обучающийся получит возможность научиться: - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; Обучающийся получит возможность научиться: - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач | Обучающийся научится: - узнавать государственную символику РФ и своего региона; - определять родственные связи в семье; - находить информацию в ходе беседы с родителями, со старшими родственниками. | Наша Родина. Семья и труд. У. С. 3-7 Т. № 1, 2 | 1 | 03.09.2013 | | Россия – самое большое государство мира. Москва – столица. Отличие человека от животных и от древних людей. Семья – самое близкое окружение человека. Нормы жизни в семье: добрые взаимоотношения, забота членов семьи друг о друге. Распределение домашних обязанностей. |
2 | Обучающийся научится: - иметь представление об изменениях в природе и человеческом обществе в настоящее время, каким закономерностям они подчиняются; - различать прошлое, настоящее и будущее; - сравнивать (на основе иллюстративного материала) памятники архитектуры, одежду, вооружение различных эпох. | Загадки Земли. Связь прошлого с настоящим. У. С. 8-11 Т. № 3 | 1 | 05.09.2013 | | Что такое история. Исторические источники. Историческая карта. Счет лет в истории. Начальные представления о культуре России в разные исторические времена. Картины быта, труда, традиций людей в прошлом. |
3 | Обучающийся научится: - работать с текстом и рабочей тетрадью; - понимать значение космонавтики для изучения Земли. | Россия – родина космонавтики. Экскурсия в краеведческий музей. У. С. 12-14 Т. № 4 | 1 | 10.09.2013 | | Россия – родина космонавтики. Земля – планета. |
4 | Обучающийся научится: - определять своеобразное расположение материков; - работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны. | Материки. Тепловые пояса. У. С. 14-17 Т. № 5 | 1 | 12.09.2013 | | Материки и океаны Земли. Материки, их расположение на карте, названия. Глобус – как модель Земли. |
5 | Обучающийся научится: - определять своеобразное расположение материков; - работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны. | Мировой океан. У. С. 17-20 Т. № 6, 8 | 1 | 17.09.2013 | | Материки и океаны Земли. Материки, их расположение на карте, названия. Глобус – как модель Земли. |
6 | Обучающийся научится: - различать понятия «океан», «море», «озеро», «река»; - показывать на карте или глобусе различные водоемы; - называть моря Северного Ледовитого океана; - работать с рабочей тетрадью. | Северный Ледовитый океан. Тест по теме «Общий взгляд на Землю» У. С. 20-24 Т. № 7, 9 | 1 | 19.09.2013 | | Материки и океаны Земли. Понятия «океан», «море», «озеро». Моря Северного Ледовитого океана. |
Как изучают окружающий мир. ( 10 часов) |
7 | Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе; - интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях; - понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; Обучающийся получит возможность для формирования: - понимания чувств одноклассников, учителя; - интереса к познанию окружающего мира; - чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ; - представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. Регулятивные УУД Обучающийся научится: - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; - адекватно воспринимать оценку своей работы учителем; - выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане. Обучающийся получит возможность научиться: - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. Познавательные УУД Обучающийся научится: - пользоваться знаками, символами, схемами, приведенными в учебной литературе; - строить сообщения в устной форме; - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Обучающийся получит возможность научиться: - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; - формулировать собственное мнение и позицию; - строить понятные для партнера высказывания. Обучающийся получит возможность научиться: - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач; - учитывать другое мнение и позицию. | Обучающийся научится: - понимать назначения органов чувств для познания окружающего мира. - выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде. Обучающийся получит возможность научиться: - использовать на практике основные правила познания окружающего мира | Сто наук. Органы чувств человека. У. С. 25-28 Т. № 10, 11 | 1 | 24.09.2013 | | Органы чувств человека. Личная гигиена школьника. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, на водоемах в разное время года. Профессии людей. |
8 | Обучающийся научится: - понимать назначения органов чувств для познания окружающего мира. - выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде. Обучающийся получит возможность научиться: - использовать на практике основные правила познания окружающего мира | Органы чувств человека. Зрение и слух. У. С. 28-29 Т. № 13, 15 | 1 | 26.09.2013 | | Органы чувств человека. Личная гигиена школьника. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, на водоемах в разное время года. Профессии людей. |
9 | Обучающийся научится: - понимать назначения органов чувств для познания окружающего мира. - выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде. Обучающийся получит возможность научиться: - использовать на практике основные правила познания окружающего мира | Органы чувств человека. Обоняние и вкус, осязание. Практическая работа «Как работают органы чувств» У. С. 29-33 Т. № 12, 14 | 1 | 01.10.2013 | | Органы чувств человека. Личная гигиена школьника. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, на водоемах в разное время года. Профессии людей. |
10 | Обучающийся получит возможность научиться: - использовать на практике основные правила познания окружающего мира; - понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, опыт, книги, Интернет. | Язык науки. Тест по теме «Органы чувств» У. С. 33-35 Т. № 16 | 1 | 03.10.2013 | | Способы познания окружающего мира: наблюдения, рассуждения, выводы. Источник информации об окружающем мире – справочник, энциклопедия. |
11 | Обучающийся получит возможность научиться: - использовать на практике основные правила познания окружающего мира; - понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, опыт, книги, Интернет. | Наблюдения, рассуждения, выводы. У. С. 35-39 Т. № 17 | 1 | 08.10.2013 | | Способы познания окружающего мира: наблюдения, рассуждения, выводы. Источник информации об окружающем мире – справочник, энциклопедия. |
12 | Обучающийся научится: - соблюдать правила безопасности при работе с инструментами и приборами; - работать с рисунком учебника; - формулировать выводы из наблюдений и, опираясь на имеющийся опыт, сопоставление научных сведений с результатами наблюдений за объектами природы; - измерять температуру тела, вес и рост человека; - измерять температуру воздуха с помощью термометра. | Инструменты и приборы. Практическая работа «Определение температуры» У. С. 40-43 Т. № 18, 19 | 1 | 10.10.2013 | | Изучение инструментов и приборов (флюгер, термометр). Температура воздуха. Правила измерения температуры тела человека |
13 | Обучающийся получит возможность научиться: - использовать на практике основные правила познания окружающего мира; - понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, опыт, книги, Интернет. | Книги и другие средства информации. У. С. 43-47 Т. № 20, 21 | 1 | 15.10.2013 | | Важное значение средств массовой информации в нашей общей жизни: радио, телевидение, пресса, Интернет. Дополнительные источники информации: словари, энциклопедии, справочники и правила работы с ними. Общение с помощью средств связи и информации. Ответственность СМИ перед обществом. |
14 | Обучающийся научится: - приводить примеры веществ, описывать их; - характеризовать свойства веществ; - определять из каких веществ состоят предметы. | Тела и вещества. Свойства веществ. Проект «Свойства веществ» У. С. 47-52 Т. № 22, 23 | 1 | 17.10.2013 | | Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Свойства веществ. |
15 | Обучающийся научится: - правилам поведения, способствующим сохранению природы. - характеризовать влияние человека на природу; - оценивать личную роль в охране природы. | Человек и природа. Практическая работа «Свойства веществ» У. С. 52-54 Т. № 24-26 | 1 | 22.10.2013 | | Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. |
16 | | Контрольная работа по теме « Как изучают окружающий мир» | 1 | 24.10.2012 | | Проверка ЗУН |
2 четверть |
Космос. (4 часа) |
17 | Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе; - представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России. Обучающийся получит возможность для формирования: - интереса к познанию окружающего мира; - чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ; - самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД Обучающийся научится: - выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане; - самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне. Обучающийся получит возможность научиться: - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; Познавательные УУД Обучающийся научится: - пользоваться знаками, символами, схемами, приведенными в учебной литературе; - строить сообщения в устной форме; - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Обучающийся получит возможность научиться: - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; Обучающийся получит возможность научиться: - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач | Обучающийся научится: - характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли. | Главные особенности космоса. Звезда по имени Солнце. У. С. 55-60 Т. № 27 | 1 | 05.11.2013 | | Главные особенности космоса. Наука астрономия. Звезда по имени Солнце. Солнечная система. Знакомство со звездным небом. Наука астрономия. |
18 | Обучающийся научится: - характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли. | Планеты. Звезды и созвездия. У. С. 60-64 Т. № 28, 29 | 1 | 07.11.2013 | | Планеты Солнечной системы. Строение Солнечной системы. Созвездия. Полярная звезда. Солнце—источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь). Общая характеристика условий жизни на земле: свет, тепло, воздух, вода. Земля-планета. Как найти полярную звезду. Путь указывают звезды. |
19 | Обучающийся научится: - характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли. | Луна – спутник Земли. У. С. 64-67 Т. № 30, 31 | 1 | 12.11.2013 | | Солнечная система. Отличия планет. Космическое тело, близкое к земле. Лунный календарь. Хитрость Колумба. |
20 | Обучающийся научится: - характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли. | Не верь глазам своим. Тест по теме «Солнечная система» У. С. 67-68 Т. № 32, 33 | 1 | 14.11.2013 | | Нарисуй отгадки. Найди правильный ответ. Реши кроссворд. |
Планета Земля. (10 часов) |
21 | Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе; - ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей; - представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России. Обучающийся получит возможность для формирования: - интереса к познанию окружающего мира; - чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ. Регулятивные УУД Обучающийся научится: - выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане; - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя. Обучающийся получит возможность научиться: - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. Познавательные УУД Обучающийся научится: - пользоваться знаками, символами, схемами, приведенными в учебной литературе; - строить сообщения в устной форме; - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Обучающийся получит возможность научиться: - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; - понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; - формулировать собственное мнение и позицию. Обучающийся получит возможность научиться: - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач; - навыкам взаимоконтроля; | Представление о строении Земли и географической оболочке как области жизни, в которой взаимодействуют живая и неживая природа, человек и человеческое общество. | Наш общий дом. У. С. 69-70 Т. № 34 | 1 | 19.11.2013 | | Понятия: литосфера, гидросфера, атмосфера. Строение земли. |
22 | Обучающийся научится: - ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, природным приметам. | Горизонт. У. С. 71-74 Т. № 35, 36 | 1 | 21.11.2013 | | Горизонт. Стороны горизонта. Линия горизонта. Компас и правила пользования им. |
23 | Обучающийся научится: - ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, природным приметам. | Строение Земли. У. С. 74-77 Т. № 37 | 1 | 26.11.2013 | | Строение земли. Биосфера. Сфера разумной жизни. |
24 | Обучающийся научится: - ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, природным приметам. | Ориентирование. Стороны горизонта. Тест по теме «Горизонт» У. С. 77-80 Т. № 38 | 1 | 28.11.2013 | | Ориентирование на местности: определение сторон горизонта с помощью компаса. |
25 | Обучающийся научится: - ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, природным приметам. | Компас. Практическая работа по теме «Компас» У. С. 80-82 Т. № 39, 44, 45 | 1 | 03.12.2013 | | Ориентирование на местности: определение сторон горизонта с помощью компаса. |
26 | Обучающийся научится: - ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, природным приметам. | Народные приметы ориентирования. Экскурсия в природу. У. С. 82-83 Т. № 40, 43 | 1 | 05.12.2013 | | Ориентирование по отношению к собственному телу, Солнцу и местным признакам |
27 | Обучающийся научится: - работать с глобусом и географической картой; - показывать экватор, полушария, полярного круга на глобусе и карте. | Глобус и географическая карта. У. С. 84-86 Т. № 41, 42 | 1 | 10.12.2013 | | Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Земная ось. Экватор. Полушария. Полярный круг. |
28 | Обучающийся научится: - описывать рельеф местности; - описывать детали рельефа (глубину и высоту). | Рельеф Земли. Проект «Моделирование поверхности Земли» У. С. 87-89 Т. № 46, 47 | 1 | 12.12.2013 | | Равнины, горы, холмы, овраги (узнавание в природе и на рисунке). |
29 | Обучающийся научится: - различать рельеф и ландшафт; - оценивать воздействие человека на природу. | Ландшафт. У. С. 90-91 Т. № 48 | 1 | 17.12.2013 | | Оценка воздействия человека на природу (положительное и отрицательное). |
30 | | Контрольная работа по теме «Планета Земля» | 1 | 19.12.2013 | | Обобщение понимания зависимости между деятельностью человека и состоянием природы. |
31 | | Анализ контрольной работы | 1 | 24.12.2013 | | Исправление ошибок в контрольной работе. Подведение итогов по пройденной теме. |
3 четверть |
Взаимодействие сил природы. (22 часа) |
31 | Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе; - интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях; - представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России. Обучающийся получит возможность для формирования: - интереса к познанию окружающего мира; - чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ; - ориентации в поведении на принятые моральные нормы. Регулятивные УУД Обучающийся научится: - выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане; - самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне. Обучающийся получит возможность научиться: - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов. Познавательные УУД Обучающийся научится: - пользоваться знаками, символами, схемами, приведенными в учебной литературе; - строить сообщения в устной форме; - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; - смысловому восприятию познавательного текста. Обучающийся получит возможность научиться: - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; - строить понятные для партнера высказывания; - задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценивать ее в процессе общения. Обучающийся получит возможность научиться: - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач - строить монологическое высказывание; - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. | Обучающийся научится: - определять влияние Солнца на сушу, тепловые пояса; - определять зависимость наличия тепловых поясов от формы Земли, т.е. различия в ее нагревании. | Тепловые пояса Земли. У. С. 92-94 Т. № 49, 50 | 1 | 14.01.2014 | | Влияние Солнца на сушу. Тепловые пояса. |
32 | Обучающийся получит возможность научиться: - определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года; | Смена времен года. У. С. 94-98 Т. № 51 | 1 | 16.01.2014 | | Особенности времён года (на основе наблюдений). Дни весеннего и осеннего равноденствия, день зимнего солнцестояния. |
33 | Обучающийся научится: - характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли. | Особенности Земли как планеты. У. С. 98-99 Т. № 52 | 1 | 21.01.2014 | | Первичное знакомство с веществами. |
34 | Обучающийся научится: - определять основные формы рельефа; - определять разницу в нагревании воды, воздуха, суши и их свойств при нагревания. | Суша под Солнцем. Практическая работа по теме «Нагревание гранита» У. С. 99-100 Т. № 53, 54 | 1 | 23.01.2014 | | Первичное знакомство с веществами. Изменение рельефа местности под воздействием Солнца, воды и воздуха. |
35 | Обучающийся научится: - давать определение понятию «вулкан», «землетрясение»; определять от чего они происходят. | Внутренние силы Земли. У. С. 102-104 Т. № 55 | 1 | 28.01.2014 | | Огненное кольцо Тихого океана. Землетрясения. Вулкан. Стихийные бедствия. |
36 | Обучающийся научится: - различать твердые, жидкие и газообразные вещества; - определять три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе. | Воды Земли. Вода: её значение и свойства. Тепло и вода. У. С. 3-7 Т. № 56, 57 | 1 | 30.01.2014 | | Вода. Легко определяемые свойства воды: цвет, вкус, прозрачность, текучесть. Форма воды. Общие свойства для всех жидкостей. Свойство горячей воды медленно отдавать тепло. Водоёмы естественные: океан, море, озеро, река, болото. Водоёмы искусственные—пруд, водохранилище, канал. |
37 | Обучающийся научится: - различать твердые, жидкие и газообразные вещества; - определять три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе. | Воды Земли. Три состояния воды. Практическая работа по теме «Три состояния воды» У. С. 7-10 Т. № 58, 63, 62 | 1 | 04.02.2014 | | Опыт «Переход воды из одного состояния в другое». Испарение. |
38 | Обучающийся научится: - различать твердые, жидкие и газообразные вещества; - определять три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе. | Воды Земли. Что такое снег. Практическая работа «Почему снег рыхлый» У. С. 10-13 Т. № 59, 60, 65 | 1 | 06.02.2014 | | Вода. Три состояния воды. Свойства и внешний вид снега. |
39 | Обучающийся научится: - различать твердые, жидкие и газообразные вещества; - определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе. | Воды Земли. Почему лед плавает. Что такое айсберг. У. С. 13-18 Т. № 49, 50, 61, 64 | | 11.02.2014 | | Свойства воды. Свойства воды при замерзании. Полезен ли лед зимой. |
40 | Обучающийся научится: - различать твердые, жидкие и газообразные вещества. | Воды Земли. Вода – растворитель. Практическая работа «Вода - растворитель» У. С. 18-20 Т. № 66, 68 | 1 | 13.02.2014 | | Очистка воды от примесей фильтрованием. Охрана водоёмов. |
41 | Обучающийся научится: - различать твердые, жидкие и газообразные вещества. | Воды Земли. Вода – растворитель. Практическая работа «Очистка воды фильтрованием» У. С. 18-20 Т. № 69 | 1 | 18.02.2014 | | Очистка воды от примесей фильтрованием. Охрана водоёмов. |
42 | Обучающийся научится: - различать твердые, жидкие и газообразные вещества. | Воды Земли. Подземные воды. Тест по теме «Воды Земли» У. С. 21-23 Т. № 67 | 1 | 20.02.2014 | | Образование пещер. Родники. Минеральные источники. Гейзеры. |
43 | Обучающийся научится: - различать твердые, жидкие и газообразные вещества; - определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека. | Воздух. Состав воздуха. У. С. 24-26 Т. № 70 | 1 | 25.02.2014 | | Воздух – смесь газообразных веществ. Значение воздуха для живой природы. Отличие воздуха в городе и в лесу. |
44 | Обучающийся научится: - проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; соблюдать технику безопасности; - определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека. | Воздух. Свойства воздуха. Практическая работа «Свойства воздуха» У. С. 26-30 Т. № 71, 72 | 1 | 27.02.2014 | | Значение воздуха на Земле. Свойства воздуха. Сжимаемость и упругость, проводимость звука. |
45 | Обучающийся научится: - проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; соблюдать технику безопасности; - определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека. | Движение воздуха. Ветры. Грозные ветры. Тест по теме «Свойства воздуха» У. С. 30-35 Т. № 73, 74 | 1 | 04.03.2014 | | Как образуются ветры. Различия температур. Профессии людей, которым необходимо знать направление ветра. Грозные ветры. Стихийные бедствия от ветра. |
46 | Обучающийся научится: - различать твердые, жидкие и газообразные вещества; - объяснять причины круговорота воды в природе. | Круговорот воды в природе. Проект «Путешествие капельки» У. С. 35-39 Т. № 75 | 1 | 06.03.2014 | | Воздействие Солнца на воды океанов, морей, рек, озер. Взаимодействие воздуха и нагретой воды. Схема маршрута воды при ее круговороте в природе |
47 | Обучающийся научится: - различать твердые, жидкие и газообразные вещества; - объяснять причины круговорота воды в природе. | Круговорот «отравленной воды». Вода, ветер и рельеф. У. С. 39-40 Т. № 76 | 1 | 11.03.2014 | | Круговорот загрязненной воды. Свалки мусора и их влияние на водоемы. Природные явления. |
48 | Обучающийся научится: - понимать связь человека с неживой природой | Человек и неживая природа. У. С. 40-41 Т. № 77, 78 | 1 | 13.03.2014 | | Использование человеком объектов неживой природы. Дисскусия о неживой природе. |
49 | | Обобщение по теме «Взаимодействие сил природы». Экскурсия в природу. | 1 | 18.03.2014 | | Охрана суши, воды, воздуха от загрязнения вредными веществами. |
50 | | Контрольная работа по теме «Взаимодействие сил природы» | 1 | 20.03.2014 | | Проверка знаний, умений, навыков |
4 четверть |
Живая природа. (18 часов) |
52 | Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе; - представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России - ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей. Обучающийся получит возможность для формирования: - интереса к познанию окружающего мира; - чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ; - ориентация в поведении на принятые моральные нормы; - представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. Регулятивные УУД Обучающийся научится: - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; - выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане; - самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне. Обучающийся получит возможность научиться: - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом. Познавательные УУД Обучающийся научится: - пользоваться знаками, символами, схемами, приведенными в учебной литературе; - строить сообщения в устной форме; - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; - смысловому восприятию познавательного текста. - устанавливать причинно-следственные связи в изученном круге явлений; - подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа – сделанное человеком; природа живая – неживая; группы растений, группы животных). Обучающийся получит возможность научиться: - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; - понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении); - обобщать (самостоятельно выделять класс объектов). Коммуникативные УУД Обучающийся научится: - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; - воспринимать другое мнение и позицию; - формулировать собственное мнение и позицию; - умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя). Обучающийся получит возможность научиться: - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. | Обучающийся научится: - сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; - определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода); - приводить примеры представителей разных групп растений; | Жизнь – особенность нашей планеты. У. С. 42-44 Т. № 79 | 1 | 01.04.2014 | | Многообразие растений и их роль в жизни человека. Царства живой природы (растения, животные, грибы, бактерии). Признаки живых организмов. Условия необходимые для появления жизни на Земле |
53 | Обучающийся научится: - сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; - определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода); - приводить примеры представителей разных групп растений; узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники, лишайники. | Растения. Группы растений. Водоросли, лишайники, мхи, папоротники. У. С. 45-52 Т. № 80, 81 | 1 | 03.04.2014 | | Растения: разнообразие, внешнее строение, условия жизни. |
54 | Обучающийся научится: - различать хвойные, цветковые растения; - узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые; | Хвойные и цветковые растения. Тест по теме «Группы растений» У. С. 52-57 Т. № 83 | 1 | 08.04.2014 | | Растения: разнообразие, внешнее строение, условия жизни (наблюдения в окружающей местности, сравнения). |
55 | Обучающийся научится: - устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного материала); - использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; - различать дикорастущие и культурные растения; | Дикорастущие и культурные растения. У. С. 57-60 Т. № 86, 87 | 1 | 10.04.2014 | | Сравнение дикорастущих и культурных растений. Связь живой и неживой природы. |
56 | Обучающийся научится: - проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; соблюдать технику безопасности; - определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода) | Условия для прорастания семян и роста растений. Растения, которые мы едим. Практическая работа «Прорастание семян» У. С. 60-66 Т. № 84, 85 | 1 | 15.04.2014 | | Исследование условий для пророста и роста растений. Части растений, которые мы едим. Плоды и корнеплоды Человек и растения: понимание ценности растений для жизни человека, охрана растительного мира. |
57 | Обучающийся научится: - правилам ухода (полива, рыхления) за комнатными растениями. -различать съедобные и ядовитые грибы; | Растения-путешественники. Грибы. Практическая работа «Прорастание плесени» У. С. 67-73 Т. № 84, 85, 90 | 1 | 17.04.2014 | | История появления культурных растений в России. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Комнатные растения и уход за ними. Растения в Красной книге. Съедобные и несъедобные грибы. Разнообразие грибов. |
58 | | Проверочная работа по теме «Царства растений и грибов» Т. № 88, 89, 91 | 1 | 22.04.2014 | | Проверка знаний, умений, навыков |
59 | Обучающийся научится: - определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища); -животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери); - приводить примеры представителей разных групп животных | Животные. Взаимосвязь растительного и животного мира. Группы животных. У. С. 73-83 Т. № 92, 93, 94 | 1 | 24.04.2014 | | Животные: разнообразие. Взаимосвязи растений и животных (общее представлений). Классы животных: моллюски, насекомые, паукообразные. Разнообразие групп животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, пресмыкающиеся (рептилии), земноводные, птицы, млекопитающие (звери). Признаки строения животных в группах. Значение насекомых в природе. |
60 | Обучающийся научится: - описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы. | Особенности размножения разных групп животных. Животные и среда их обитания. У. С. 84-89 Т. № 95, 96, 97 | 1 | 29.04.2014 | | Способы размножения животных разных групп. Условия необходимые для разных групп животных. |
61 | Обучающийся научится: - определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища); | Питание животных. У. С. 89-91 Т. № 98, 99 | 1 | 06.05.2014 | | Особенности питания разных животных. Травоядные и хищники, всеядные. Работа с рисунком. Сходство и различие животных. Цепь питания. Питание птиц. |
62 | Обучающийся научится: - различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери) | Дикие и домашние животные. Тест по теме «Животные» У. С. 92-95 Т. № 100, 101, 102 | 1 | 08.05.2014 | | Дикие и домашние животные (различие). Человек и животные: понимание животных для жизни человека. Охрана животного мира. |
63 | Обучающийся научится: - определять бактерии и их роль в жизни живой природы и человека; их размеры и среду обитания | Бактерии. У. С. 96-97 Т. № 103, 104 | 1 | 13.05.2014 | | Бактерии и их роль в жизни живой природы и человека. Размеры и среда обитания. |
64 | | Контрольная работа по теме «Живая природа» | 1 | 15.05.2014 | | Обобщение по теме «Живая природа» |
65 | Обучающийся научится: - соблюдать правила гигиены | Работа над ошибками. Гигиена. У. С. 98-100 Т. № 105 | 1 | 20.05.2014 | | Гигиена тела и жилища. |
66 | | Проект «Растительный и животный мир нашего края» | 1 | 22.05.2014 | | |
67 | | Резервные уроки | | 27.05.2014 | | |
68 | | | 29.05.2014 | | |