№ | Дата | Тема | Цели | Оборудование и электронно-образовательные ресурсы | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Коррекционно-развивающая работа |
Пед.меры | Пед.средства |
1 четверть (16 ч) |
Наш край (22 ч) |
1 2 | | Что такое погода. Эко.пр.1: наблюдение за изменениями природы небольшой местности, оценка её экологического состояния (летние наблюдения). | Сформировать у учащихся элементарные научные представления о погоде и ее явлениях (изменение температуры воздуха, облачности, осадках). Учить детей наблюдать и делать выводы, фиксировать результаты наблюдений. Организовать наблюдение за изменением высоты Солнца на небосклоне | | Использовать ранее полученные знания при характеристике погоды; проводить наблюдения за погодой в группе и фиксировать результаты в таблице. Объяснять, как изменяется температура воздуха с высотой, как образуются ветер и осадки. Объяснять, как погода зависит от ветра; предсказывать погоду, используя местные признаки. Доказывать значение научных предсказаний погоды. | Развитие умения наблюдать, анализировать, делать выводы. | Работа с картинками. |
| Как погода зависит от ветра. Грозные явления природы. Эко.пр2: экскурсия на пришкольный участок. Изучение объектов природы на пришкольном участке. Оценка его экологического состояния. Изучение погоды Вологодской области. | Активизировать знания учащихся об образовании ветра, полученные в 3 классе; показать зависимость погоды от ветра. Раскрыть значение таких явлений природы, как гроза, смерч, гололед в жизни людей | http://www.uchportal.ru/load/47-1-0-52032 Проектор, интерактивная доска ,ноутбуки. | Характеризовать погоду по результатам наблюдений за неделю и за месяц. Объяснять значение плана и карты в жизни человека. Приводить примеры из истории создания карт. Характеризовать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги). Объяснять, как Солнце, вода, ветер и деятельность человека изменяют поверхность суши. Характеризовать значение и использование горючих полезных ископаемых, железных и цветных руд, удобрений. Доказывать необходимость бережного использования полезных ископаемых и приводить примеры их рационального использования. Характеризовать основные виды почв, объяснять причины разнообразия почв. | Развитие умения наблюдать и анализировать. | Игра «Кто лишний» |
3 | | Предсказание погоды. Эко.пр.3: экскурсия на пришкольный участок. Способы ориентирования во времени и пространстве. | Раскрыть значение прогноза погоды в жизни человека. Познакомить с некоторыми народными приметами. Повторить и обобщить знания по теме «Погода» | | Развитие наблюдательности и внимания. | Игра «Давай дружить» |
4 | | Экскурсия в смешанный лес. | Показать красоту и разнообразие растений смешанного леса. Познакомить с некоторыми животными смешанного леса. Показать приспособленность обитателей леса к условиям жизни и их связи друг с другом. Показать примеры положительного и отрицательного влияния человека на лес, познакомить с мероприятиями по его охране | | | Развитие умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы. | Игра «Кто здесь живёт» |
5 | | Экскурсия к водоёму. Эко.пр.5:экскурсия на берег реки. Изучение полезных ископаемых и почв Вологодского края. | Познакомить учащихся с растениями и животными пресного водоема. Показать приспособленность обитателей водоема к среде обитания и их связи друг с другом. Показать положительное и отрицательное влияние человека на обитателей водоема | | Обобщать результаты наблюдений, делать выводы. Правильно вести себя во время грозы, метели, гололеда, жары, сильных морозов. Проводить наблюдения за объектами природы в группе и индивидуально, используя план, собирать природный материал, делать зарисовки, фото и видео съемку. Читать план и карту с помощью условных знаков, применяя масштаб. Изображать путь от дома до школы. Составлять описание местности. Участвовать в природоохранительной деятельности по предупреждению образования и роста оврагов. Моделировать формы поверхности суши из песка, глины или пластилина. Исследовать на основе опытов свойства некоторых полезных ископаемых и почв. | Развитие зрительной памяти и внимания, наблюдательности. | Игра «Что изменилось» |
6 | | Экскурсия на луг Эко.пр.7: экскурсия на луг. Изучение сообществ луга. Оценка их экологического состояния. | Познакомить учащихся с растениями и животными луга. Показать приспособленность обитателей луга к условиям жизни и их связи друг с другом. Показать влияние деятельности человека на луг. | http://pochemu4ka.ru/load/nachalnye_klassy/prezentacii/195 Проектор, интерактивная доска ,ноутбуки. | Развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы. | Игра «Угадай!» Составление рассказа. |
7 | | Наша местность на плане и карте. Эко.пр.8: экскурсия в парк, сквер. Изучение памятника природы части заповедника, части заказника. | Познакомить учащихся со значением планов и карт в жизни человека. Активизировать знания и умения по ориентированию в пространстве, полученные на уроках в 3 классе. Развивать пространственные представления учащихся и их воображение | | | Развитие зрительной памяти и внимания, наблюдательности. | Игра «Что изменилось» |
8 | | План местности. Масштаб. Пр.р. «Чтение плана местности с помощью условных знаков» | Закрепить знания учащихся о масштабе; познакомить учащихся с планом местности; формировать умение читать план местности; учить видеть в условных знаках реальные предметы. Развивать воображение и память учащихся | https://docs.google.com/viewer?url=http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/11/11/plan_mestnosti_4_klass.pptx&chrome=true Проектор, интерактивная доска ,ноутбуки. | | Развитие умения наблюдать, анализировать, делать выводы. | Работа с картинками. |
9 | | Географическая карта. Пр.р. «чтение географической карты с помощью условных знаков, показ нашего края» | Сформировать представление о карте; научить понимать и читать карту. Формировать представление о красоте и богатстве родной страны | http://pochemu4ka.ru/load/nachalnye_klassy/prezentacii/195 Проектор, интерактивная доска ,ноутбуки. | | Развитие умения наблюдать и анализировать. | Игра «Кто лишний» |
10 | | Равнины. Пр.р. «показ на физической карте России равнин» | Развивать у детей наблюдательность, мышление, восприятие красоты окружающей природы. Закрепить представления о горизонте, линии горизонта | | | Развитие наблюдательности и внимания. | Игра «Давай дружить» |
11 | | Горы. Огнедышащие горы. Пр.р. «показ на физической карте России гор» | Продолжить формирование представлений о формах поверхности. Обучать детей сравнению, формулированию выводов. Формировать восприятие красоты окружающего мира | | | Развитие умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы. | Игра «Кто здесь живёт» |
12 | | Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши. | Формировать у младших школьников представления об изменениях поверхности суши под воздействием солнца, ветра, воды | | | Развитие зрительной памяти и внимания, наблюдательности. | Игра «Что изменилось» |
13 | | Как деятельность человека изменяет поверхность суши. | Показать характер воздействия деятельности людей на формы поверхности. Сравнить это воздействие с процессами, которые происходят по естественным причинам. Формировать ответственное отношение к окружающей среде. На материале темы урока обобщить и закрепить знания, полученные при изучении темы «Формы поверхности суши» | | | Развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы | Игра «Угадай!» Составление рассказа. |
14 | | Богатства недр. | Показать значение добычи и использования полезных ископаемых в хозяйственной деятельности людей. Расширить и углубить знания учащихся о свойствах важнейших полезных ископаемых (нефти, природного газа, железных и цветных руд и др.). Учить сравнивать, обобщать, делать выводы | | | Развитие зрительной памяти и внимания, наблюдательности. | Игра «Что изменилось» |
15 | | Разнообразие почв. Пр.р. «исследование свойств почвы» | Познакомить учащихся с разнообразием почв. Повторить тему «Состав и свойства почвы», познакомить со способами повышения плодородия почвы. Учить детей видеть взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами природы | http://оооатс.рф/blogs/mivaf/prezentacija-raznoobrazie-pochv-4-klass-planeta-znanii-skachat.html Проектор, интерактивная доска ,ноутбуки. | | Развитие зрительной памяти и внимания, наблюдательности. | Игра «Что изменилось» |
Наш край (продолжение) |
16 | | Что такое природное сообщество. Какие растения растут на лугу. Пр.р. «рассматривание гербарных экземпляров растений лугов Вологодского края» | Сформировать у учащихся общее представление о природном сообществе. Дать представление о луге как природном сообществе. Познакомить с растениями луга, показать их приспособленность к условиям жизни. | | Объяснять, что такое природное сообщество. Выделять признаки приспособленности растений и животных к условиям жизни в сообществах. Приводить примеры взаимосвязей между обитателями природных сообществ. Характеризовать роль каждого из компонентов природного сообщества. Оценивать влияние человека на состояние природных сообществ. Сравнивать условия жизни в различных природных сообществах и на этой основе объяснять разнообразие их обитателей. Объяснять отличие искусственных сообществ от природных. Прогнозировать изменения в природных и искусственных сообществах в результате исчезновения отдельных компонентов. характеризовать использование и мероприятия по охране природных и искусственных сообществ. Характеризовать особенности природы своего края: погоду, формы поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почву, природные и искусственные сообщества. | Развитие умения наблюдать, анализировать, делать выводы | Работа с картинками. |
17 | | Животные — обитатели луга. Луг в жизни человека. Пр.р. «моделирование цепи питания обитателей луга» | Познакомить учащихся с животными луга. Показать признаки приспособленности животных к условиям жизни на лугу. Дать примеры связей животных друг с другом и с другими обитателями луга. Показать необходимость бережного отношения к обитателям луга, рационального использования и охраны лугов. | http://pochemu4ka.ru/load/nachalnye_klassy/prezentacii/prezentacija_quot_razmnozhenie_i_razvitie_zhivotnykh_quot/195-1-0-3792 Проектор, интерактивная доска ,ноутбуки. | Развитие умения наблюдать и анализировать. | Игра «Кто лишний» |
18 | | Лес. Какие растения растут в лесу. Пр.р. «рассматривание гербарных экземпляров растений лесов Вологодского края». | Уточнить представления учащихся об условиях жизни в лесу. Продолжить знакомство с особенностями растений леса, учить различать эти растения; показать приспособленность растений леса к совместной жизни | http://pochemu4ka.ru/load/nachalnye_klassy/prezentacii/195 Проектор, интерактивная доска ,ноутбуки | Развитие наблюдательности и внимания. | Игра «Давай дружить» |
19 | | Животные — обитатели леса. Лес в жизни человека. Пр.р. «моделирование цепи питания обитателей леса» | Расширить и уточнить знания учащихся о животных смешанного леса; показать приспособленность животных смешанного леса к условиям жизни; выявить связи между обитателями смешанного леса. Убедить учащихся в необходимости бережного отношения к обитателям леса и их охраны. | http://pochemu4ka.ru/load/nachalnye_klassy/prezentacii/195 Проектор, интерактивная доска ,ноутбуки. | | Развитие умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы. | Игра «Кто здесь живёт» |
20 | | Река, озеро, пруд. Водоём. Эко.пр.6: экскурсия на реку. Изучение водоёмов края и изменений в жизни растений и животных в течении суток и времени года. Оценка экологического состояния водоёма. | Уточнить представления учащихся об условиях жизни в пресных водоемах; расширить знания о растениях и животных пресного водоема, их приспособленности к условиям жизни; выявить связи между обитателями пресного водоема. Показать необходимость бережного отношения к обитателям водоема и их охраны. | http://ppt4web.ru/okruzhajushhijj-mir/vodoemy-nashego-kraja.html Проектор, интерактивная доска ,ноутбуки. | Читать схемы, характеризующие круговорот веществ в природе; моделировать цепи питания. Проводить наблюдения за организмами в природных сообществах, выделяя признаки их приспособленности к условиям жизни и взаимосвязи. Работать с таблицами, текстами, картами, схемами, справочной литературой по теме раздела и в реализации проектной деятельности | Развитие зрительной памяти и внимания, наблюдательности. | Игра «Что изменилось» |
21 | | Искусственные сообщества. Поле. Пр.р. «рассматривание гербарных экземпляров культурных растений полей Вологодского края». Животные — обитатели полей. Пр.р. «моделирование цепи питания обитателей полей | Сформировать у учащихся общее представление об искусственном сообществе. Расширить знания о культурных растениях. Познакомить с особенностями внешнего вида, выращивания и использования картофеля, наиболее распространенных зерновых, овощных и технических культур своего края Познакомить учащихся с животными полей; показать связи животных поля с растениями и друг с другом. | | | Развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы. | Игра «Угадай!» Составление рассказа. |
22 | | Сад. Животные обитатели садов. Пр.р. : «рассматривание гербарных экземпляров плодовых растений нашего края». Пр.р. «моделирование цепи питания обитателей садов». Проверочная работа по теме: «Наш край» | Расширить знания учащихся о культурных растениях сада; научить различать наиболее распространенные в данной местности плодовые деревья и кустарники. Познакомить с животными, обитающими в садах. Показать связи животных сада с растениями и друг с другом Проверить знания. Умения, навыки по теме « Наш край», правила работы в паре и группе. | http://pochemu4ka.ru/load/nachalnye_klassy/prezentacii/195 Проектор, интерактивная доска ,ноутбуки. | | Развитие умения наблюдать, анализировать, делать выводы. | Работа с картинками. |
Развитие умения наблюдать и анализировать | Игра «Кто лишний» |
Наша Родина на планете Земля (12ч) |
23 | | Какую форму имеет Земля. Пр.р. «моделирование формы поверхности суши из песка, глины или пластилина. | Углубить знания учащихся о форме Земли, продолжить формирование представления о научных методах познания окружающего мира. | | Давать определение материкам и океанам. Показывать на карте полушарий материки и океаны, Северный и Южный полюс, экватор, параллели, меридианы. Обозначать на контурной карте материки и океаны, полюса, экватор. Объяснять причины смены дня и ночи, времен года. Находить и показывать на карте и глобусе различные географические объекты (горы, равнины, моря, реки, границы государств, города и др.). Характеризовать разнообразие условий жизни на Земле, выявлять их влияние на растительный и животный мир, жизнь людей на примере пустынь Африки, экваториальных лесов Южной Америки, Антарктиды. Находить и показывать на карте России основные формы поверхности, моря, реки, полезные ископаемые, границы России, столицу, некоторые города, обозначать их на контурной карте. Показывать на карте основные природные зоны России. Характеризовать условия жизни, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей основных природных зон России. Оценивать влияние человека на природу каждой из изучаемых природных зон, характеризовать меры по их охране. Сравнивать особенности природы в разных природных зонах, называть причины различий. Характеризовать экологические проблемы России, своего края и своей местности. Приводить примеры международного сотрудничества по охране природы. Доказывать, что люди планеты Земля в ответе за ее будущее. | Развитие зрительной памяти и внимания, наблюдательности. | Игра «Что изменилось» |
24 | | Карта полушарий. Пр.р. « Показ на карте полушарий материков и океанов, полюсов, экватора, параллелей, меридианов. Пр.р. «Обозначение на контурной карте материков и океанов, полюсов, экватора, параллелей, меридианов. | Повторить знание о глобусе как модели Земли; познакомить с картой полушарий. Продолжить работу по формированию информационной грамотности. Учить детей умению работать с географической картой, диаграммами. | | Развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы. | Игра «Угадай!» Составление рассказа. |
25 | | Движение Земли. Тепловые пояса. Пр.р. «демонстрация движения Земли вокруг своей оси и вокруг солнца на моделях». | Сформировать у учащихся представления о суточном и годовом движении Земли. Продолжить формирование представления о научных методах познания окружающего мира. Развивать пространственное воображение учащихся | http://ppt4web.ru/okruzhajushhijj-mir/pojasa-zemli0.html Проектор, интерактивная доска ,ноутбуки. | Развитие зрительной памяти и внимания, наблюдательности. | Игра «Что изменилось» |
26 | | В пустынях Африки. Пр.р : « показ на глобусе и политической карте стран Африки» | Познакомить учащихся с природными условиями Сахары, ее растительным и животным миром. Показать приспособленность организмов к условиям жизни в пустынях и их взаимосвязи. Познакомить с занятиями населения Сахары. | http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/12/14/prezentatsiya-afrika Проектор, интерактивная доска ,ноутбуки. | Развитие умения наблюдать, анализировать, делать выводы. | Работа с картинками. |
27 | | В экваториальном лесу Южной Америки. Пр.р.: «Показ на глобусе и политической карте стран Южной Америки». | Познакомить учащихся с условиями жизни в экваториальных лесах Южной Америки. Показать особенности растительного и животного мира экваториальных лесов. Показать значение экваториальных лесов для планеты и необходимость их охраны | | Развитие умения наблюдать и анализировать. | Игра «Кто лишний». |
28 | | Антарктида. Австралия. Евразия Пр.р.: «Показ на глобусе и политической карте стран Австралии и Евразии» | Познакомить учащихся с особенностями природы Антарктиды и Австралии. Дать общую характеристику Евразии. | | Развитие наблюдательности и внимания. | Игра «Давай дружить» |
Наша Родина на планете Земля ( продолжение) |
29 | | Природа нашей России. Карта России. Пр.р.: «показ на карте и глобусе географических объектов» Пр.р.: «Показ на карте России равнин, гор, морей, рек, столицы, границы России, г. Череповца, полезные ископаемые» | Повторить и обобщить знания о планах и картах; продолжить формирование умения работать с географическими картами. Дать представление о некоторых географических объектах на территории России. Учить понимать красоту окружающего мира. | http://www.myshared.ru/slide/483664/ Проектор, интерактивная доска ,ноутбуки. | Доказывать опытным путем, что Земля имеет шарообразную форму. Демонстрировать движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца на моделях. Находить дополнительную информацию об изучаемых объектах, используя различные источники и отражать ее в разнообразной форме: сочинениях, фотоальбомах, видеофильмах и др. Проводить исследование, как деятельность человека влияет на природу. Участвовать в коллективном обсуждении мер по охране природы своей местности, выдвигать предложения по улучшению природоохранной деятельности. Участвовать в мероприятиях по охране природы своей местности. Отражать красоту природы и богатство Родины в различных творческих работах. Участвовать в проектной деятельности по изучению природы России | Развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы. | Игра «Угадай!» Составление рассказа. |
30 | | Природные зоны России. Арктические пустыни. Пр.р.: «показ на карте природных зон России зоны арктических пустынь». | Дать учащимся общее представление о природных зонах, показать причины последовательной смены природных зон России в направлении с севера на юг. Познакомить с природными условиями зоны арктических пустынь; показать приспособленность обитателей зоны арктических пустынь к условиям жизни, выявить связи между ними. Показать влияние деятельности человека на природу зоны арктических пустынь, познакомить с мероприятиями по ее охране. | | Развитие умения наблюдать, анализировать, делать выводы. | Работа с картинками. |
31 | | Тундра. Тундра и человек. Пр.р.: «показ на карте природных зон России зоны тундры». | Познакомить учащихся с природой тундры в сравнении с природой зоны арктических пустынь; показать приспособленность обитателей тундры к условиям жизни; выявить связи, сложившиеся между обитателями тундры. Познакомить учащихся с занятиями населения тундры, показать их связь с природными условиями; показать влияние деятельности человека на природу тундры и необходимость ее охраны | http://www.myshared.ru/slide/445453/ Проектор, интерактивная доска ,ноутбуки. | | Развитие умения наблюдать и анализировать. | Игра «Кто лишний» |
32 | | Зона лесов. Леса и человек. Пр.р.: «показ на карте природных зон России зоны лесов». | Познакомить учащихся с природными условиями лесной зоны на основе сравнения с природными условиями тундры. Расширить и углубить знания о растениях и животных леса, их приспособленности к условиям жизни и взаимосвязях. Углубить знания о связях между высотой солнца над горизонтом и температурой воздуха, количеством осадков и растениями, растениями и животными. Показать влияние деятельности человека на зону лесов и необходимость ее охраны | http://ppt4web.ru/ehkologija/les-i-chelovek.html Проектор, интерактивная доска ,ноутбуки. | | Развитие наблюдательности и внимания. | Игра «Давай дружить». |
33 | | Степи. Степи и человек. Пр.р.: «показ на карте природных зон России зоны степей». | Познакомить учащихся с природными условиями степной зоны на основе сравнения с природными условиями тундры. Познакомить с растительным и животным миром зоны степей. Выявить признаки приспособленности растений и животных степной зоны к условиям жизни; показать связи между обитателями степей. Показать влияние деятельности человека на зону степей и необходимость ее охраны | http://vosmiletka.ucoz.ru/load/mamonova_n_f/uroki/prezentacija_po_okruzhajushhemu_miru_quot_zona_stepej_step_i_chelovek/58-1-0-176 Проектор, интерактивная доска ,ноутбуки. | | Развитие умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы. | Игра «Кто здесь живёт» |
34 | | Экологические проблемы России. Международное сотрудничество по охране природы. Опыт «Очищение загрязнённой воды» Проверочная работа по теме: «Наша Родина на планете Земля». | Расширить и углубить знания учащихся об экологических проблемах России. Показать некоторые пути решения экологических проблем. Познакомить с международным сотрудничеством по охране природы; показать ответственность людей за будущее планеты Земля. | | | Развитие зрительной памяти и внимания, наблюдательности. | Игра «Что изменилось». |
Наши верные помощники (1 ч) |
35 | | История на карте. Исторические источники Пр.р.: «работа с исторической картой». | Познакомить учащихся с понятием «историческая карта», показать ее отличие от географической, познакомить с условными обозначениями, которые встречаются на исторической карте. Познакомить учащихся с историческими источниками (вещественными, письменными, устными) | | Работать с исторической картой: читать легенду карты, отличать историческую карту от географической, описывать сведения, полученные из карты. Различать вещественные, письменные, устные исторические источники. Преобразовать знаково-графическую информацию в текстовую при работе с картой. Извлекать информацию из любых исторических источников ( письменных, устных, вещественных). Строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников/ Находить дополнительную информацию в словарях, энциклопедиях, справочниках. Сравнивать тексты на одну тему, находить ошибки в тексте (рабочая тетрадь). Составлять летопись своей семьи | Развитие зрительной памяти и внимания, наблюда- тельности. | Игра «Что изменилось» |
Древняя Русь (5 ч) |
Древнерусское государство (3 ч) |
36 | | Первые русские князья. | Познакомить учащихся с деятельностью первых русских князей. | http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2012/01/04/vozniknovenie-moskvy-pervye-moskovskie-knyazya Проектор, интерактивная доска ,ноутбуки. | Пересказывать часть текста учебника. Находить в тексте ответы на вопросы. Сравнивать высказывания с текстом учебника, оценивать их правильность (рабочая тетрадь). Описывать памятники культуры на основе иллюстраций и наблюдений. Обсуждать значение памятников культуры и необходимости их охраны. Давать оценку исторической личности на основе текста учебника. Показывать на исторической карте основные события, извлекать информацию из карты. | Развитие умения наблюдать, анализировать, делать выводы. | Работа с картинками. |
37 | | Князь Владимир. Крещение Руси. | Познакомить учащихся с деятельностью князя Владимира и основными положениями христианства — религии, которую приняла Русь. | | Развитие умения наблюдать и анализировать. | Игра «Кто лишний» |
38 | | Культура Древней Руси. | Сформировать представление о культуре Древней Руси | | Развитие наблюдательности и внимания. | Игра «Давай дружить» |
Монгольское завоевание (2 ч) |
39 | | Борьба с иноземными захватчиками. Александр Невский. Пр.р. «работа с исторической картой». | Рассказать учащимся о борьбе русских княжеств с иноземными захватчиками | | Находить исторические сведения в литературных произведениях. Сравнивать литературные и исторические источники. Объяснять исторический смысл устойчивых выражений русского языка (рабочая тетрадь) Составлять логический рассказ о посещении исторических, краеведческих музеев. Наблюдать и сравнивать различные объекты культуры. Выдвигать свои предложения по охране местных памятников культуры. Работать со словарем в конце учебника. Искать информацию в дополнительных источниках, готовить на ее основе сообщения | Развитие зрительной памяти и внимания, наблюдательности. | Игра «Что изменилось» |
40 | | Куликовская битва. Дмитрий Донской. Пр.р. «работа с исторической картой. | Познакомить учащихся с деятельностью князя Дмитрия Донского. | http://www.myshared.ru/slide/38889/ Проектор, интерактивная доска ,ноутбуки | Развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы. | Игра «Угадай!» Составление рассказа. |
Московское царство (6ч) |
Московское государство (2 ч) |
41 | | Первый русский царь. Преобразования в государстве. Пр.р.: «моделирование путешествие купца в старину» | Познакомить учащихся с развитием государства в XVI веке. | http://www.slideshare.net/kihnb/4-11339483 Проектор, интерактивная доска ,ноутбуки. | Описывать исторические события на основе текста учебника, сравнивать события, делать обобщения. Определять длительность событий, определять век по дате, устанавливать хронологию событий (рабочая тетрадь). Показывать на исторической карте основные события, извлекать информацию из карты. Находить в тексте слова для характеристики исторической личности, делать обобщение и выводы. свое участие, представлять результаты своей деятельности | Развитие зрительной памяти и внимания, наблюдательности. | Игра «Что изменилось» |
42 | | Как жили люди на Руси в XIV—XVI веках.Домострой. Пр.р. «изготовление макета одежды» | Познакомить учеников с бытовой жизнью русских людей XIV—XVI веков. | | Развитие зрительной памяти и внимания, наблюдательности. | Игра «Что изменилось» |
Россия в XVII в.(4 ч) |
43 | | Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский Пр.р. «работа с исторической картой | Познакомить детей с основными событиями смутного времени. | http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2014/01/13/prezentatsiya-po-teme-smutnoe-vremya Проектор, интерактивная доска ,ноутбуки. | Составлять рассказ по иллюстрации, извлекать информацию из иллюстративного материала. Устанавливать причинно-следственные связи между событиями и последствиями событий. Классифицировать имена, названия, понятия (рабочая тетрадь). Составлять вопросы по теме. Самостоятельно изучать тексты из вариативной части учебника, находить дополнительную информацию, готовить сообщения. Моделировать путешествие купца в старину (прокладывать по карте маршрут, составлять описание товаров, прогнозировать трудности путешествия). Выражать свои мысли и чувства по поводу исторических событий. Обсуждать с товарищем ответы на предложенные вопросы, вырабатывать общую точку зрения. Оценивать результаты своей деятельности. Выбирать форму участия в проектной деятельности (создание рукописной книги, макет храма), предлагать свои проекты, самостоятельно распределять роли и планировать | Развитие умения наблюдать, анализировать, делать выводы. | Работа с картинками. |
44 | | Русское государство при первых Романовых. | Познакомить учащихся с основными событиями России XVII века; рассказать о преобразованиях первых Романовых. | | Развитие умения наблюдать и анализировать. | Игра «Кто лишний» |
45 | | Расширение границ России в XVII веке. Пр.р. «работа с исторической картой» | Показать процесс освоения земель Сибири и Дальнего Востока; познакомить учащихся с именами первых землепроходцев. | | Развитие наблюдательности и внимания. | Игра «Давай дружить» |
46 | | Обобщающий урок по теме «Россия вVIIв | Повторить и обобщить пройденный материал. | | Развитие умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы. | Игра «Кто здесь живёт» |
Российская империя 9ч) |
Эпоха преобразований (1 час) |
47 | | Пётр I. Реформы в Российском государстве. Преобразования в культуре, науке, быту. Познакомить учащихся с деятельностью царя-реформатора Петра I. | | http://www.myshared.ru/slide/271824 Проектор, интерактивная доска ,ноутбуки. | Описывать исторические события на основе текста учебника, сравнивать события, делать обобщения. Определять длительность событий, век по дате, устанавливать хронологию событий. Показывать на исторической карте основные события извлекать информацию из карты. | Развитие зрительной памяти и внимания, наблюдательности. | Игра «Что изменилось» |
Век Екатерины (2часа) |
48 49 | | Изменения в Российском государстве. Императрица Екатерина II Образование и наука в XVIII веке Пр.р. «работа с исторической картой» | Рассказать учащимся об изменениях в государстве при Екатерине II. Познакомить учащихся с именами великих военачальников А.В. Суворовым и Ф.Ф. Ушаковым Рассказать учащимся о развитии образования и науки в XVIII веке. Познакомить учащихся с именами известного ученого М.В. Ломоносова и изобретателя И.П. Кулибина | http://ekaterina-ii.lit-info.ru/review/ekaterina-ii/007/654.htm Проектор, интерактивная доска ,ноутбуки. | Составлять рассказ по иллюстрации, извлекать информацию из иллюстративного материала. Устанавливать причинно – следственные связи между событиями и последствиями событий. Вспоминать известные факты, связывать их с изученными. Знакомиться с краеведческими материалами , связанными с изученной наукой, описывать их , делиться впечатлениями, высказывать свое отношение к истории края. | Развитие зрительной памяти и внимания, наблюдательности | Игра «Что изменилось» |
Развитие наблюдательности и внимания. | Игра «Давай дружить» |
XIX век: победы и открытия (6 ч) |
50 | | Война 1812 года. Пр.р. «работа с исторической картой» | Познакомить учащихся с Отечественной войной 1812 года | http://www.myshared.ru/slide/425979/ Проектор, интерактивная доска ,ноутбуки. | Сравнивать вооружение русских воинов разных эпох, одежду. Связывать впечатления от произведений искусства на исторические темы с историческими событиями. Выбирать форму участия проектной деятельности, предлагать свои проекты, самостоятельно распределять роли и планировать свое участие, представлять результаты своей работы. Оценивать результат своей деятельности. Участвовать в коллективном обсуждении полученных результатов. | Развитие умения наблюдать, анализировать, делать выводы. | Работа с картинками. |
51 | | Отмена крепостного права. | Продолжить знакомство детей с основными событиями XIX века | | Развитие умения наблюдать и анализировать. | Игра «Кто лишний» |
52 53 | | Наука и техника в XIX веке Город и горожане. Мода XIX века. Пр.р.: «изготовление макета города» | Познакомить учащихся с основными достижениями науки и техники в XIX веке. Познакомить с именами и открытиями ученых П.Н. Яблочкова, Н.И. Пирогова, К.А. Тимирязева Познакомить учащихся с основными изменениями, произошедшими в облике русских городов в XIX веке, а также с изменениями в одежде, моде и кулинарном искусстве | | Развитие наблюдательности и внимания. | Игра «Давай дружить» |
54 | | Культура XIX век.а | Познакомить учащихся с основными культурными достижениями XIX века, с именами выдающихся деятелей культуры | | | Развитие зрительной памяти и внимания, наблюдательности. | Игра «Что изменилось» |
55
| | Проверочная работа по теме: «Российская империя» | Проверить знания учащихся по пройденному материалу. | | | Развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы. | Игра «Угадай!» Составление рассказа. |
Российское государство (13ч) |
Россия в начале XX века (5 ч) |
56 | | Революция в России. | Познакомить учащихся с основными событиями начала XX века. | | Описывать исторические события на основе текста учебника и дополнительной информации .Сравнивать события, делать выводы. Определять длительность событий, век по дате, устанавливать хронологию событий. Давать оценку исторической личности ,аргументировать свои высказывания, делать обобщение и выводы. Составлять рассказ по иллюстрации, извлекать информацию из иллюстративного материала. | Развитие умения наблюдать, анализировать делать выводы. | Работа с картинками |
57 | 16.04 | Россия в годы Советской власти. | Познакомить учащихся с основными событиями развития России в 20—30 годы XX века. | | Развитие зрительной памяти и внимания, наблюдательности. | Игра «Что изменилось» |
58 | | Великая Отечественная война. | Познакомить учащихся с основными событиями Великой Отечественной войны: битвой под Москвой, Сталинградским сражением, Курской битвой, блокадой Ленинграда; показать героический подвиг народа Познакомить учащихся с работой тыла в годы войны; рассказать о самоотверженном труде всех людей. | http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2012/03/22/prezentatsiya-velikaya-otechestvennaya-voyna Проектор, интерактивная доска ,ноутбуки. | Развитие наблюдательности и внимания. | Игра «Давай дружить» |
59 | | Тыл в годы войны. Победа над фашизмом. Пр.р. «работа с исторической картой» |
Развитие умения наблюдать, анализировать делать выводы. | Работа с картинками |
60 | | Восстановление народного хозяйства. Научные достижения XX века. | Познакомить учащихся с процессом последовательного восстановления народного хозяйства; с главными научными достижениями XX века | | Устанавливать причинно – следственные связи. Интервьюировать родственников о жизни членов семьи в течении ХХ века. | Развитие зрительной памяти и внимания, наблюдательности. | Игра «Что изменилось» |
Современная Россия (8часа) |
61 | | По северным городам России Пр.р.: «показ на физической карте России городов севера России» | Познакомить учащихся с северными городами России; показать их своеобразие и особенности Познакомить учащихся с городами Центральной России; показать их своеобразие и особенности Познакомить учащихся с городами Урала и Сибири; показать их своеобразие и особенности. | http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/01/10/prezentatsiya-puteshestvie-po-rossii-3-chast Проектор, интерактивная доска ,ноутбуки. | Определять местоположения городов на карте России, названия стран, граничащих с Россией. Описывать города России по аналогии с описанием в учебнике. Собирать краеведческий материал о родном городе, узнавать о местоположении достопримечательностей города, архитектурных памятников, посещать их, а также места исторических событий. | Развитие зрительной памяти и внимания, наблюдательности. | Игра «Что изменилось» |
62 | | По городам Центральной России Пр.р.: «показ на физической карте России городов севера России» |
Развитие зрительной памяти и внимания, наблюдательности. | Игра «Что изменилось» |
Развитие зрительной памяти и внимания, наблюдательности. | Игра «Что изменилось» |
63 | | Города Урала и Сибири. Пр.р.: «показ на физической карте России городов Урала и Сибири» |
64 | | Дальний Восток. Южные города России. Россия в мировом сообществе. Пр.р.: «показ на физической карте России городов Дальнего Востока». | Познакомить учащихся с городами Дальнего Востока; с южными городами России Познакомить учащихся с положением России в мировом сообществе. Рассказать о международных организациях, о традициях и праздниках разных народов. | | Развитие наблюдательности и внимания. | Игра «Давай дружить» |
65 | | Контрольная работа за год. | Обобщить полученные знания по всему курсу «Окружающий мир» | | | Развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы. | |
66
| | Россия в Мировом сообществе. | Познакомить учащихся с некоторыми особенностями жизни современного человека. | | Выбирать форму участия в проектной деятельности, предлагать свои проекты , самостоятельно распределять роли и планировать свое участие, представлять результаты своей деятельности. | Развитие зрительной памяти и внимания, наблюдательности. | Игра «Угадай!» Составление рассказа |
http://ppt4web.ru/biologija/ehvoljucija-cheloveka.html Проектор, интерактивная доска ,ноутбуки. |
67 | | Жизнь современного человека. |
68 | | Обобщающий урок по теме «Современная Россия» | Обобщить полученные знания по всему курсу «Окружающий мир» | | | Развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы. | |