1 | Разнообразование музыкальных историй. Балет как целостная музыкальная история (9 ч) | Разнообразие музыкальных историй | Разнообразие музыкальных историй (введение в тему года) Развитие в музыке- преобразование, сопоставление, столкновение музыкальных интонаций, тем, образов. Музыкальный материал Музыкальные произведения, пройденные в первом классе. Рассказывают о наиболее интересных встречах с музыкой в летние каникулы. Размышляют о развитии как общей закономерности музыкального искусства, явлений природы, жизни человека. Вспоминают (по рисункам и фотографиям) пройденные музыкальные произведения. Наблюдают за развитием музыкальных образов в пройденных произведениях. Воплощают музыкальное развитие образов в собственном исполнении (в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластическом движении). | Размышлять о музыкальном развитии как художественном воспроизведении явлений природы и жизни человека. Исследовать развитие музыкальных образов в пройденных произведениях и передавать развитие образов в своём исполнении. Углубление представлений о неразрывном единстве музыки и жизни. (Л.) Развитие познавательного интереса. (Л.) Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. (П.) Анализировать художественное произведение как процесс и как результат. (П.) Взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности. (Р.) Уметь слушать собеседника, участвовать в коллективном обсуждении. (К.) | |
2 | Разнообразование музыкальных историй. Балет как целостная музыкальная история | Музыкальные истории в вокальной музыке | А. П. Бородин. Спящая княжна (сказка) Развёртывание музыкальной истории в романсе. Основные принципы развития в музыке (повтор и контраст) Единство содержания и построения романса. Форма рондо. «А мы просо сеяли». Русская народная песня Развёртывание музыкальной истории в песне (взаимодействие слов и музыки). Исполнительское развитие в песне. Элементы театрализации в исполнении песни. Н. А. Римский-Корсаков. Финальная сцена из оперы Снегурочка» (фрагмент). Былина о Вольге и Микуле Развёртывание музыкальной истории в былине. Музыкальные образы былины. Варьирование напева в былине. Характер музыкальной речи сказителя и её инструментальное сопровождение. М. И. Глинка. Интродукция к опере Руслан и Людмила». Сочиняют мелодию к словам рефрена романса Бородина, подбирают способы развития интонации, подходящие для передачи волшебного сна. Разучивают и исполняют мелодии рефрена и эпизодов романса. Соотносят художественно-образное содержание романса с формой его воплощения (рондо) Разучивают и исполняют русскую народную песню «А мы просо сеяли». Знакомятся с видеофрагментом претворения народной песни в опере Римского-Корсакова «Снегурочка», анализируют её звучание и инсценировку Разучивают и исполняют фрагмент былины. Импровизируют продолжение былины, стараются передать её интонационно-образные особенности. Анализируют соотношение напева и слов в былине, выявляют следование напева за развитием слов (свободное варьирование). Анализируют по видеозаписи пение Баяна в интродукции оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила». | Анализировать развёртывание музыкальных историй в романсе, песне, былине, характеризовать их образный строй, особенности мелодии, сопровождения, манеры исполнения. Воплощать развитие музыкальных образов в разных жанрах вокальной музыки (песня, романс, былина). Исполнять мелодии романса и песни с опорой на нотную запись. Выявлять действие принципов повтора и контраста (сходства и различия) в вокальных произведениях разной формы (куплетная форма, рондо, былинное сказание). Исследовать соотношение слов и напева в былине. Сочинять мелодии к словам романса. Выявлять смысл исполнительского развития в песне. Составлять исполнительский план народной песни и разыгрывать песню с одноклассниками. Наблюдать за претворением народно-песенных жанров в оперных произведениях. Эмоционально постигать народное песенное творчество. (Л.) Развивать интерес к художественной деятельности. (Л.) Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. (П.) Понимать возможность различных интерпретаций одного музыкального произведения. (П.) Обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую (групповую) позицию. (Р.) Уметь действовать по плану. (Р.) Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками: работать в парах, группах. (К.) Овладевать средствами вербального и невербального общения. (К.) | |
3 | Разнообразование музыкальных историй. Балет как целостная музыкальная история | Музыкальные истории в инструментальной музыке | А. К. Лядов. «Кикимора». Сказание. Симфоническая Картина Программная музыка. Соотношение литературной программы и музыкальной истории. Характеристики музыкальных героев (интонации, тембры). Развитие образа Кикиморы. Единство выразительности и изобразительности в произведении. Импровизируют интонации музыкальных героев симфонической картины в опоре на литературную программу. Знакомятся с образами симфонической картины и передают в исполнении (пластически интонируют, вокализируют) их выразительные и изобразительные особенности. Слушают и пластически импровизируют симфоническую картину целиком. Выявляют этапы развития образа Кикиморы. Размышляют о соотношении музыкального произведения и его литературной программы. | Иметь представление о литературной программе симфонической картины А. К. Лядова «Кикимора». Импровизировать музыкальные характеристики персонажей народного сказания о Кикиморе. Воплощать музыкальные характеристики персонажей симфонической картины А. К. Лядова «Кикимора» в разных видах музыкальной деятельности. Расширять представление о выразительных и изобразительных возможностях инструментов симфонического оркестра. Определять на слух звучание отдельных инструментов симфонического оркестра. Охватить симфоническую картину целостно, выделять этапы развития образа Кикиморы. Сравнивать литературную программу и музыку симфонической картины, выявлять сходство и различие в характеристике образа Кикиморы. Развитие потребности в общении с произведениями отечественной художественной культуры. (Л.) Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. (Л.) Переводить художественный образ из одного вида искусства в другой. (П.) Делить художественное произведение на смысловые части. (П.) Составлять исполнительский план и действовать в соответствии с ним. (Р.) Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. (Р.) Обсуждать разные точки зрения на одно явление и вырабатывать общую (групповую) позицию. (К.) Уметь слушать собеседника, участвовать в коллективном обсуждении. (К.) Взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности. (К.) | |
4 | Разнообразование музыкальных историй. Балет как целостная музыкальная история | Музыкальные истории в инструментальной музыке | Людвиг ван Бетховен. Четвёртый концерт для фортепиано с оркестром. Вторая часть (два разворота) Специфика развёртывания музыкальной истории в инструментальном концерте. Диалог фортепиано и оркестра. Развитие музыкальных образов и средства его воплощения. Слушают и анализируют вторую часть Четвёртого концерта для фортепиано с оркестром Бетховена. Выявляют диалогичность развёртывания музыкальной истории в части концерта. Исполняют диалог фортепиано и оркестра(пластическое интонирование, вокализация). Определяют этапы развития двух музыкальных образов, наблюдают за изменениями в музыкальной речи этих героев. Сочинить литературную программу к произведению. Выявлять черты стиля (музыкальные образы и их развитие) музыки Л. в. Бетховена. | Выявлять жизненное содержание диалога фортепиано и оркестра, наблюдать за развитием интонаций, тем-образов. Соотносить музыку второй части Четвёртого концерта для фортепиано с оркестром Бетховена с её графической моделью. Создавать пластическую модель музыки второй части концерта. Сопоставлять и характеризовать контрастные музыкальные образы, анализировать средства их воплощения. Передавать в исполнении диалог двух контрастных музыкальных героев. Характеризовать выразительные и изобразительные возможности фортепиано. Выявлять этапы диалога и отмечать изменения в средствах музыкальной выразительности. Озаглавливать часть концерта и сочинять к ней краткую программу Развитие потребности в общении с произведениями зарубежной музыкальной культуры. (Л.) Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. (П.) Оценивать языковые особенности и структуру художественного произведения. (П.) Расширять представление о выразительности диалога в инструментальной музыке. (П.) Соотносить варианты решения одной творческой задачи. (П.) Рефлексировать в ходе творческого сотрудничества. (Р.) Учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале. (Р.) Обсуждать и корректировать результаты своей исполнительской деятельности. (Р.) Принимать участие в коллективном обсуждении и исполнении художественного произведения. (К.) Расширять опыт вербального и невербального общения. (К.) | |
5 | Разнообразование музыкальных историй. Балет как целостная музыкальная история | Чем отличаются музыкальные истории в произведениях малых и крупных форм музыки | С. С. Прокофьев. «Сказки старой бабушки». Пьесы для фортепиано Воплощение музыкальных историй в малых формах музыки (пьеса). Музыкальный портрет рассказчицы. Характеристика сказочных образов пьесы. Выразительные возможности фортепиано. Создают композиторский план фортепианной пьесы в опоре на эпиграф. Слушают, анализируют и исполняют (пластически интонируют, напевают) пьесу. Характеризуют музыкальный портрет рассказчицы и её сказку. Передают в исполнении выразительность и изобразительность образов пьесы. Исследуют особенности музыкальной истории, воплощённой в инструментальной пьесе. С. С. Прокофьев. Балет «Золушка». Вступление Музыкально-сценический портрет Золушки (составной портрет). Лейттемы Золушки. Слушают и разучивают три темы Золушки в разных видах музыкальной деятельности. Соотносят лейттемы Золушки со словесными характеристиками композитора. Знакомятся со вступлением к балету, размышляют о его образном содержании. Прогнозируют развитие действия в балете, ориентируясь по его вступлению и литературной первооснове. | Характеризовать особенности развёртывания музыкальных историй в разных жанрах инструментальной музыки (симфоническая картина, концерт для фортепиано с оркестром, фортепианная пьеса). Моделировать образное содержание фортепианной пьесы по эпиграфу. Характеризовать музыкальные образы фортепианной пьесы в авторском исполнении. Соотносить название пьесы и её эпиграф с характером образов пьесы и их развитием. Воплощать в разных видах музыкальной деятельности портрет рассказчицы и содержание её сказки. Определять потенциальные возможности воплощения содержания музыкальной истории в небольшой инструментальной пьесе. Расширить представление о творческом портрете С. С. Прокофьева –композитора и пианиста Иметь представление о составном музыкальном портрете Распознавать образный смысл тем-характеристик Золушки и воплощать их в разных видах музыкальной деятельности. Исполнять темы Золушки с ориентацией на нотную запись. Характеризовать содержание вступления к балету. Развитие познавательного интереса к художественной деятельности. (Л.) Эмоционально-ценностное отношение к творческим достижениям выдающихся композиторов (Л.) Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. (П.) Моделировать содержание художественного произведения. (П.) Переводить художественный образ с языка одного вида искусства на другой. (П.) Сравнивать разные жанры музыки по существенным признакам. (П.) Сопоставлять и связывать контрастные образы одного произведения. (П.) Расширять опыт вербального и невербального общения. (К.) Развитие эстетического восприятия в процессе знакомства с шедеврами отечественной музыки. (Л.) Развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости. (Л.) Составление целого из частей. (П.) | |
6 | Разнообразование музыкальных историй. Балет как целостная музыкальная история | Музыкальная история в балете С. С. Прокофьев. Балет «Золушка». Первое действие | С. С. Прокофьев. Балет «Золушка». Первое действие (три разворота) Подготовка сестёр к балу. Мечты Золушки о бале. Подготовка Золушки к балу. Музыкально- сценические портреты действующих лиц. Единство музыкальной и пластической интонации («звуковая жестикуляция»). Музыкальные образы мачехи, сестёр, Феи-нищенки. Слушают, анализируют и исполняют (пластически интонируют, напевают) музыкальные фрагменты- характеристики героев. Распознают по музыке изменения состояния героев и последовательность сценического действия в балете. Сравнивают гавот в исполнении сестёр и Золушки, передают особенности их исполнения в пластическом интонировании. Наблюдают за преобразованием лейттем балета, объясняют смысл этих изменений. Слушают и характеризуют две темы Феи-нищенки, предполагают их развитие в балете. Составляют режиссёрский сценарий музыкального фрагмента, опираясь на музыку и авторский комментарий к ней. Инсценируют (пантомима) музыкальные фрагменты балета. Знакомятся с видеофрагментом сцены балета и анализируют её интерпретацию. | Распознавать по музыке последовательность сценических событий. Воплощать (в пении, пластическом интонировании, пантомиме) музыкальные образы героев балета. Составлять исполнительский план фрагментов балета (на основе пояснений автора) и участвовать в их инсценировке. Узнавать лейттемы балета и соотносить характер их звучания со сценическим действием. Анализировать видеофрагмент балета, наблюдать за соотношением музыки и её сценического воплощения. Узнавать на слух вальсовые темы и выявлять их роль в характеристике Золушки. Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков людей. (Л.) Развитие эмпатии и эмоционально-нравственной отзывчивости. (Л.) Переводить художественный образ с языка одного вида искусства на другой. (П.) Соотносить варианты решения одной творческой задачи. (П.) Понимать информацию. представленную в неявном виде. (П.) Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. (П.) Взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности. (Р.) Уметь действовать по плану. (Р.) Участвовать в обсуждении художественных произведений. (К.) Сопоставлять разные точки зрения на одно явление. (К.) | |
7 | Разнообразование музыкальных историй. Балет как целостная музыкальная история | Музыкальная история в балете С. С. Прокофьев. Балет «Золушка». Второе действие | С. С. Прокофьев. Балет «Золушка». Второе действие (три разворота) Бал во дворце Короля. Приезд Золушки на бал. Полночь. Характеристика места и времени действия в танцевальной музыке (паспье, бурре, гавот и др.). Образы Принца и придворных. Драматическая кульминация балета. Факторы сквозного музыкального развития: лейттемы, лейтжанры. Балетные формы (вариации, адажио, танцевальная сюита, кода и др.). Инсценируют (пантомима') музыкальные фрагменты балета. Знакомятся с видеофрагментом сцены балета и анализируют её интерпретацию. Слушают, анализируют и исполняют (пластически интонируют, напевают) музыкальные характеристики героев и основные этапы развития действия. Характеризуют по музыке старинных французских танцев обстановку на балу и облик придворных. Переводят ритмоинтонации старинных французских танцев в пластические движения. Исполняют в пластическом интонировании танцы Худышки и Кубышки, выявляют особенности развития их музыки. Составляют музыкально-пластический портрет Принципа: выявляют жанровую основу его музыки и подбирают характерные жесты и движения. Моделируют музыку появления Золушки на балу. Сравнивают звучание темы вальса на балу и в мечтах Золушки о бале. ищут в музыке доказательства развития чувств Принца и Золушки. Моделируют завершение второго действия. Участвуют в коллективном обсуждении видеофрагмента финала второго действия | Распознавать по музыке старинных французских танцев облик придворных и обстановку на балу. Подбирать движения к музыке одного из танцев, знакомиться с исполнением этого танца в балете по видеозаписи. Предполагать причины неожиданных пауз и акцентов в танцах Кубышки и Худышки, давать эстетическую оценку их танцам. Узнавать на слух тему Принца, характеризовать её интонационно-жанровую основу. Узнавать на слух темы вариаций Золушки и Принца. выявлять синтез их интонаций в мелодии дуэта. Моделировать содержание финала второго действия и отбирать для него темы из уже звучавших в балете. Узнавать темы вальсов и боя часов, звучавших в первом действии. Наблюдать за развитием образа Золушки во втором действии. Слушать, пластически интонировать финал второго действия, обсуждать вариант его сценического решения по видеофрагменту. Определять смысл звучания темы «счастливой Золушки» в окончании действия. Развитие познавательного интереса. (Л.) Развитие эмпатии и эмоционально-нравственной отзывчивости. (JI.) Расширять представления о разнообразии культурных и социальных традиций. (П.) Распознавать жизненное содержание художественного произведения. (П.) Синтезировать целое из частей и самостоятельно достраивать недостающие компоненты. (П.) Овладевать средствами вербального и невербального общения. (К.) Проводить аналогии и устанавливать причинно- следственные связи. (П.) Моделировать развитие музыки до её прослушивания. (П.) Переводить художественный образ с языка одного вида искусства на другой. (П.) Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. (Р.) Взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности. (К.) Формулировать собственное мнение, подтверждать его примерами. (К.) | |
8 | Разнообразование музыкальных историй. Балет как целостная музыкальная история | Музыкальная история в балете С. С. Прокофьев. Балет «Золушка». Третье действие | С. С. Прокофьев. Балет «Золушка». Третье действие (три разворота). Поиски Золушки. Утро после бала. Принц нашёл Золушку. Факторы сквозного музыкального развития: лейттемы, лейтжанры, жанровые и тематические арки. Галоп. Слушают, анализируют и исполняют (пластически интонируют, напевают) музыкальные характеристики героев и фрагменты развития действия. Характеризуют музыку галопов Принца, разыскивающего Золушку. Определяют по музыке события, происходящие во время остановок Принца. Анализируют одну из песен примерки туфельки по видеозаписи. Моделируют музыкальные воспоминания Золушки и её сестёр о бале на основе тематических реминисценций. Анализируют сцену воспоминаний девушек о бале по видеофрагменту. Моделируют и инсценируют сцену примерки туфельки, отбирают подходящие для этой сцены темы из уже звучавших в балете. Сравнивают звучание темы «счастливой Золушки» во вступлении, финале второго действия и завершении балета, дают каждому варианту название. | Передавать в пластическом интонировании состояние Принца. объяснять выбор жанровой основы музыки путешествия Принца. Распознавать по музыке последовательность сценических событий во время остановок Принца. Воспринимать художественные реминисценции как воспоминания о прошедших событиях. Моделировать воспоминания Золушки и сестёр о бале. Моделировать и разыгрывать с одноклассниками сцену примерки туфельки в доме отца Золушки (по аналогии со сценами путешествия Принца). Сравнивать варианты звучания темы «счастливой Золушки» на разных этапах музыкальной истории. Эмоционально-ценностное отношение к творческим достижениям выдающихся отечественных композиторов. (Л.) Развитие эмпатии и эмоционально-нравственной отзывчивости. (Л.) Распознавать жизненное содержание художественного произведения. (П.) Понимать информацию, представленную в неявном виде. (П.) Синтезировать целое из частей с самостоятельным достраиванием недостающих компонентов. (П.) Выявлять логику повторения тем-образов в разных частях одного произведения. (П.) Взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности. (Р.) Формулировать собственное мнение, подтверждать его примерами из художественного произведения. (К.) Участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений. (К.) | |
9 | Разнообразование музыкальных историй. Балет как целостная музыкальная история | Музыкальная история в балете С. С. Прокофьев. Балет «Золушка». Обобщение | С. С. Прокофьев. Балет «Золушка». Обобщение (один разворот) Музыкальная история о Золушке, рассказанная С. С. Прокофьевым. Идея балета и основные этапы развития действия. Родство и контраст образов. Жанровые и тематические арки. Специфика развёртывания музыкальной истории в балете. Музыкальные и сюжетные предпосылки объединения номеров балета в сцены. Рассказывают в пении, пластическом интонировании музыкальную историю балета. Объясняют логику членения музыкальной истории балета на действия (акты). Приводят доказательства сквозного развития в музыкальной истории балета. Переинтонируют музыкальные темы героев балета от лица Принца и мачехи. Сравнивают две интерпретации одной сцены балета и участвуют в их коллективном обсуждении. Выявляют черты стиля (образы и их развитие, музыкальный язык) музыки Прокофьева | Охватывать целостно балет как музыкальную историю. Узнавать на слух петь и пластически интонировать основные темы балета. Понимать структуру балета. Иметь представление о роли лейттем, лейтжанров, реминисценций в создании целостной музыкальной истории. Размышлять над значением вальса в характеристике Золушки. Творчески «пересказывать». переинтонировать ключевые фрагменты музыки балета от лица разных героев. Размышлять нал основной идеей и особенностями музыкального языка балета С. С. Прокофьева «Золушка». Сравнивать варианты музыкально-сценического решения одного из фрагментов балета. Расширять представление об образном строе музыки С. С. Прокофьева, особенностях его музыкального языка. Формирование оптимистического мировосприятия. (Л.) Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков людей. (Л.) Развитие эмпатии и эмоционально-нравственной отзывчивости. (Л.) Иметь опыт пересказа текста художественного произведения от лица разных героев. (П.) Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников. (Р.) Взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности. (Р.) Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном прозведении в разных видах музыкальной деятельности. (Р.) | |
10 | Симфония как целостная музыкальная история (7 ч) | Чайковский. Четвёртая симфония (IV-я часть), | Пётр Ильич Чайковский. Четвёртая симфония. Четвёртая часть. Финал (четыре разворота) Функция четвёртой части (финала) в симфонии. Специфика развёртывания музыкальной истории в финале. Симфоническое развитие на основе повтора и контраста. Жанровая характеристика образов финала. Взаимосвязь характера тем и их развития. Тембровое варьирование. Подголосок. | Иметь первоначальное представление о симфонии как четырёхчастном цикле и об особенностях каждой его части. Различать на слух две симфонические темы, определять их место в симфонии Чайковского в опоре на графическую запись. Различать на слух и исполнять две симфонические темы, определять их место в симфонии П. И. Чайковского в опоре на представление о композиционных функциях тематизма Пятой симфонии Л. в. Бетховена Распознавать жизненное содержание художественного произведения. (П.) Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников. (Р.) Взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности. (Р.) Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности. (Р.) Ориентироваться в графической модели музыкального произведения. (П.) Прогнозировать целое на основе его части. (П.) | |
11 | Симфония как целостная музыкальная история | Жанровые основы образов финала | П. И. Чайковский. Четвёртая симфония (IV-я часть). Жанровые основы образов финала. Взаимосвязь характера тем и их развития. Тембровое варьирование. Подголосок. Слушают, анализируют (в опоре на графическую запись), вокализируют, подбирают жесты для пластического воплощения музыкальных образов финала Четвёртой симфонии Чайковского. Прогнозируют местоположение разученных тем в симфонии П. И. Чайковского. | Проводить аналогию между финалами симфоний Л. в. Бетховена и П. И. Чайковского. Выявлять особенности претворения народной песни в симфонической музыке. Следить за преобразованием тем в музыке финала, выявлять смысловые этапы их развития. Соотносить характер тем с характером (приёмами) их развития. Охватывать часть симфонии целостно – как процесс и как результат. Составлять исполнительский план финала и воплощать его в пластическом интонировании в опоре на графическую запись. Ориентироваться в графической модели музыкального произведения. Соотносить содержание и построение музыки. Участвовать в «конкурсе дирижеров» с исполнением фрагмента финала симфонии П. И. Чайковского. Проводить аналогии и устанавливать причинно-следственные связи. (П.) Распознавать жизненное содержание художественного произведения. (П.) Ориентироваться в графической модели музыкального произведения. (П.) Прогнозировать целое на основе его части. (П.) | |
12 | Симфония как целостная музыкальная история | Кульминация финала, | П. И. Чайковский. Четвёртая симфония (IV-я часть). Кульминация финала, роль новой темы в «музыкальной истории» финала. Тембровые особенности звучания отдельных инструментов симфонического оркестра. Сопоставляют музыкальные образы по сходству и различию. Определяют этапы развития тем, выявляют изменения в их характере, применяют при анализе знание средств музыкальной выразительности. Воплощают развитие музыкальных образов в исполнении (вокализация, пластическое интонирование). Определяют кульминацию финала, характеризуют новую тему и выявляют её роль в музыкальной истории финала. Определяют характер взаимодействия тем в коде финала. Составляют исполнительский план финала и пластически интонируют его. Участвуют в конкурсе «дирижёров» с исполнением фрагмента финала симфонии П. И. Чайковского. | Использовать графическую запись для решения учебных задач. Расширить представление о тембровых красках звучания отдельных инструментов симфонического оркестра. Соотносить содержание и построение музыки. Участвовать в конкурсе «дирижёров» с исполнением фрагмента финала симфонии П. И. Чайковского. Представлять произведение искусства с разных сторон: художественной, научной. Проводить аналогию между финалами Симфоний Бетховена и П. И. Чайковского. Выявлять особенности претворения народной песни в симфонической музыке. Следить за преобразованием тем в музыке финала, выявлять смысловые этапы их развития. Распознавать жизненное содержание художественного произведения. (П.) Ориентироваться в графической модели музыкального произведения. (П.) Прогнозировать целое на основе его части.(П.) Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности.(Р.) Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников. (Р.) Участвовать в учебном диалоге при обсуждении художественных произведений. (К.) Высказывать свою точку зрения и обосновывать её. (К.) | |
13 | Симфония как целостная музыкальная история | Пётр Ильич Чайковский. Четвёртая симфония (Ш-я часть). Скерцо | Пётр Ильич Чайковский. Четвёртая симфония Третья часть Скерцо (два разворота) Функция третьей части (скерцо) в симфонии. Жанровые основы образов скерцо. Взаимосвязь характера тем и их развития. Пиццикато струнных. Построение части (трёхчастная форма). Интонационные связи скерцо и финала. Моделируют характер третьей части симфонии П. И. Чайковского в опоре на взаимосвязь скерцо и финала Пятой симфонии Л. в. Бетховена. Импровизируют мелодии скерцо и их развитие, исходя из образных и жанровых характеристик композитора. | Предвосхищать характер третей части симфонии Чайковского по аналогии с образным строем третьей части симфонии Бетховена. Сочинять мелодии для скерцо симфонии П. И. Чайковского на основе словесной характеристики композитора. Развитие познавательного интереса. (Л.) Эмоционально-ценностное отношение к шедеврам отечественной музыки. (Л.) Распознавать жизненное содержание художественного произведения. (П.) Постигать произведение искусства с разных сторон: художественной, научной, языковой. (П.) Проводить аналогии и устанавливать причинно-следственные связи. (П.) Делить художественное произведение на смысловые части. (П.) Ориентироваться в графическом конспекте части музыкального произведения. (П.) Осознавать место возможных ошибок при исполнении произведения и находить пути их преодоления. (Р.) Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников. (Р.) Коллективно обсуждать прослушанное, аргументировать собственное мнение, опираясь на музыку произведения. (К.) | |
14 | Симфония как целостная музыкальная история | Скерцо. Взаимосвязь характера тем и их развития | П. И. Чайковский. Четвёртая симфония (Ш-я часть). Скерцо. Взаимосвязь характера тем и их развития. Пиццикато струнных. Построение части (трехчастная форма). Слушают, анализируют и исполняют (напевают, пластически интонируют) музыку третьей части. Распознают выразительные и изобразительные особенности музыки скерцо. Характеризуют выразительность исполнительского приёма (пиццикато). Продумывают исполнительский план и исполняют скерцо в опоре на графическую запись. Сравнивают две интерпретации фрагмента скерцо. Участвуют в конкурсе «дирижёров» и оценивают собственное исполнение и исполнение одноклассников. | Охватывать часть симфонии целостно, выделять в ней смысловые разделы. Соотносить содержание и построение музыки скерцо. Составлять исполнительский план скерцо и воплощать его в пластическом интонировании. Расширить представление о тембровых красках и приёмах исполнения инструментов симфонического оркестра. Сравнивать две интерпретации одного фрагмента скерцо. Участвовать в конкурсе «дирижёров» с исполнением фрагмента скерцо симфонии П. И. Чайковского. Импровизировать мелодии для скерцо симфонии Чайковского на основе словесной характеристики композитора. Делить художественное произведение на смысловые части. Осознавать место возможных ошибок при исполнении произведения и находить пути их преодоления. (Р.) Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников. (Р.) Коллективно обсуждать прослушанное, аргументировать собственное мнение, опираясь на музыку произведения. (К.) Проводить аналогии и устанавливать причинно-следственные связи. (П.) Делить художественное произведение на смысловые части. (П.) Ориентироваться в графическом конспекте части музыкального произведения. (П.) . Развитие познавательного интереса. (Л.) | |
15 | Симфония как целостная музыкальная история | Функция второй части (медленной) в симфонии. | Пётр Ильич Чайковский. Четвёртая симфония. Вторая часть (два разворота) Функция второй части (медленной) в симфонии. Жанровые особенности образов медленной части симфонии. Протяжённость мелодии основной темы. Тембровое варьирование. Элементы звукоизобразительности. Построение части (трёхчастная форма с изменённой репризой). Интонационные связи второй части, скерцо и финала. Моделируют образный строй второй части симфонии П. И. Чайковского в опоре на представление об образном строе второй части Пятой симфонии Л. в. Бетховена. Слушают, анализируют и разучивают основные темы второй части, следят за их развитием, сравнивают характер их звучания у разных инструментов. | Предвосхищать характер второй части симфонии П. И. Чайковского по аналогии с образным строем второй части симфонии Л. в. Бетховена. Слушать основную тему второй части и выражать в исполнении её характер и особенности развёртывания. Выявлять интонационные связи основной темы второй части с темами других частей симфонии. Анализировать развитие музыки во второй части. Охватывать часть симфонии целостно, выделять в ней смысловые разделы. Расширить представление о тембровых красках и приемах исполнения отдельных инструментов и групп симфонического оркестра. Участвовать в «конкурсе дирижеров» с исполнением фрагмента скерцо симфонии П. И. Чайковского. Развитие познавательного интереса. (Л.) Эмоционально-ценностное отношение к шедеврам отечественной музыки. (Л.) Распознавать жизненное содержание художественного произведения. (П.) Постигать произведение искусства с разных сторон: художественной, научной, языковой. (П.) Проводить аналогии и устанавливать причинно-следственные связи. (П.) Осознавать место возможных ошибок при исполнении произведения и находить пути их преодоления. (Р.) | |
16 | Симфония как целостная музыкальная история | Интонационные связи скерцо и финала. | Пётр Ильич Чайковский. Четвёртая симфония. Вторая часть (два разворота) Слушают, анализируют и разучивают основные темы второй части, следят за их развитием, сравнивают характер их звучания у разных инструментов. Выявляют звукоизобразительные интонации (в репризе), уточняющие характеристику образного строя второй части. Соотносят художественно-образное содержание второй части с формой его воплощения. Продумывают исполнительский план и исполняют фрагмент второй части в опоре на графическую запись. Жанровые основы образов Скерцо. Взаимосвязь характера тем и их развития. Пиццикато струнных. Участвуют в «конкурсе дирижеров» с исполнением фрагмента скерцо симфонии П. И. Чайковского. Проводят аналогии и устанавливают причинно-следственные связи. | Расширять представление о тембровых красках и приёмах исполнения инструментов симфонического оркестра. Составлять исполнительский план второй части и воплощать его в пластическом интонировании в опоре на графический конспект. Участвовать в конкурсе «дирижёров» с исполнением фрагмента второй части симфонии П. И. Чайковского. Развитие познавательного интереса. (Л.) Эмоционально-ценностное отношение к шедеврам отечественной музыки. (Л.) Распознавать жизненное содержание художественного произведения. (П.) Постигать произведение искусства с разных сторон: художественной, научной, языковой. (П.) Проводить аналогии и устанавливать причинно-следственные связи. (П.) Делить музыку части на смысловые разделы. (П.) Ориентироваться в графическом конспекте части симфонии. (П.) Осознавать место возможных ошибок при исполнении произведения и находить пути их преодоления. (Р.) Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников. (Р.) Коллективно обсуждать музыкальное произведение, аргументировать свою точку зрения. (К.) | |
17 | Опера как целостная музыкальная история (10 ч) | Музыкальная история в опере М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин». | М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин». Первое действие. В селе Домнине. Интродукция (два разворота) Экспозиция образов русских людей: их отношение к Родине, к своему народу, его истории. Многоплановость образных характеристик русского народа. Музыкальный язык хоров крестьян, связь с русской народной песней. Типы хоров (мужской, женский, смешанный). Вспоминают о событиях интродукции в процессе слушания, анализа и исполнения её хоров. Инсценируют фрагмент сцены встречи ополченцев. Устанавливают интонационные связи между темами хоров интродукции в опоре на графическую запись. Подбирают русские народные песни, похожие на хоры интродукции и выявляют между ними интонационную и жанровую общность. Распознают по музыке развитие сценического действия в опере. | Иметь общее представление о месте, времени, обстановке действия в опере «Иван Сусанин» Глинки. Распознавать по музыке происходящее на сцене действие. Определять на слух и петь мелодии хоров интродукции. Исследовать интонационные связи хоров интродукции. Выявлять родство мелодий хоров интродукции с мелодиями русских народных песен. Уважение к защитникам Родины. (Л.) Распознавать жизненное содержание художественного произведения. (П.) Выделять существенные характеристики для решения поставленной задачи. (П.) Корректировать результаты своей исполнительской деятельности. (Р.) Обсуждать с одноклассниками смысл происходящих изменений. (К.) Расширять опыт вербального и невербального общения. (К.) | |
18 | Опера как целостная музыкальная история | Опера «Иван Сусанин» Первое действие | Первое действие (продолжение) В селе Домнине. Каватина и рондо Антониды (один разворот) Музыкальный портрет Антониды. Особенности её музыкальной речи. Распев. Двухчастное построение: каватина и рондо. Высокий женский голос сопрано. В селе Домнине. Сцена Сусанина с крестьянами и хор гребцов (один разворот) Музыкально-образная Характеристика Ивана Сусанина. Речитатив. Народно-жанровые истоки его музыкального языка. Низкий мужской голос бас. Интонационное родство музыкальной речи героев выразительность и изобразительность музыки хора дружинников (гребцов). Отражение сценического действия в развитии музыки хора. Слушают, напевают темы каватины и рондо Антониды в опоре на графическую запись. Характеризуют музыкальный образ Антониды, размышляют о причинах контраста её состояний. Соотносят образное содержание и форму его воплощения в музыкальной характеристике Антониды. Выявляют характерные интонации в музыкальной речи героини. Слушают, анализируют диалог Ивана Сусанина и крестьян. Передают в своём исполнении эмоционально-образный строй музыкальной речи Сусанина. Выявляют связь музыкальной речи героя с народной песенностью. | Распознавать по музыке чувства и мысли героини. Сопоставлять каватину и рондо, размышлять о жизненных основаниях контрастных состояний героини. Напевать темы каватины и рондо, выявлять интонации, характерные для музыкальной речи Антониды. Приводить примеры родства интонаций музыкальной речи Антониды и хоров крестьян из интродукции. Составлять музыкальный портрет Сусанина по его фразам, обращённым к Антониде и односельчанам. Характеризовать музыкальную речь Сусанина, выявлять её интонационные связи с темами Антониды и хоров интродукции. Раскрывать выразительные и изобразительные черты мелодии и аккомпанемента хора дружинников (гребцов). Петь, составлять исполнительский план и инсценировать хор гребцов. Развитие эмпатии и сопереживания героине, эмоционально-нравственной отзывчивости. (Л.) Распознавать жизненное содержание художественного образа. (П.) Раскрывать смысл олицетворения образов природы в художественном произведении. (П.) Устанавливать связи, невысказанные в тексте напрямую, объяснять их. (П.) | |
19 | Опера как целостная музыкальная история | Опера «Иван Сусанин». Второе действие. | Первое действие (завершение) В селе Домнине. Приезд Собинина, трио и финал (два разворота) Двуплановость музыкальной характеристики Собинина: сочетание героики и лирики. Жанровые истоки его музыкальной речи. Оперные формы (трио, хоровая сцена, финал). Высокий мужской голос тенор. Размышляют о роли Минина и Пожарского в организации народного сопротивления. Разучивают тему трио и моделируют реакцию Сусанина и Антониды на предложение Собинина сыграть свадьбу. Исполняют трио по ролям. Выявляют интонационные связи тем трио и финала первого действия с предшествую -щей музыкой оперы. Слушают, анализируют и исполняют музыку завершающей сцены первого действия. Знакомятся с видеофрагментом первого действия и обсуждают просмотренное с одноклассниками. | Иметь общее представление о деятельности К. Минина и Д. Пожарского по организации народного ополчения. Петь и характеризовать мелодию трио, устанавливать интонационные связи с предшествующей музыкой оперы. Моделировать реакцию Сусанина и Антониды на предложение Собинина. Разыгрывать по ролям сцену трио Собинина, Антониды и Сусанина. Разучивать основную тему финала первого действия и исполнять её от лица Богдана, Сусанина. Устанавливать интонационные связи мелодии финального хора с предшествующими мелодиями оперы. Знакомиться с видеофрагментом первого действия оперы, анализировать сценическое воплощение музыки. Целостно охватывать первое действие оперы. Развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости. (Л.) Соотносить желания и поступки героев с нравственными нормами. (Л.) Сопоставлять разные точки зрения на одно явление. (П.) Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. (Р.) Уметь действовать по плану. (Р.) Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками: работать в парах, группах. (К.) Овладевать средствами вербального и невербального общения. (К.) Анализировать видеофрагмент первого действия оперы, соотносить музыкальные и сценические образы. (П.) | |
20 | Опера как целостная музыкальная история | Опера «Иван Сусанин». Третье действие | М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин». Второе действие Во дворце короля Сигизмунда (два разворота) Экспозиция образов польской шляхты. Противоречие между внешней красотой и захватническими помыслами. Интонационно-жанровые основы музыки поляков (танцевальность, ритмоинтонации полонеза, краковяка, мазурки). Слушают, анализируют и исполняют (пластически интонируют, напевают) основную тему и вступительные фанфары полонеза. Исследуют соотношение слов и музыки в женском хоре. Разучивают (поют и пластически интонируют) тему краковяка. Выявляют выразительность синкопированого ритма в процессе переинтонирования темы краковяка. Слушают, поют, пластически интонируют музыку падекатра, выявляют его жанровую основу. | Петь, узнавать на слух вступительные фанфары и основную тему полонеза, ритмические формулы и темы краковяка, падекатра, мазурки. Подыскивать шаг и импровизировать движения польских танцев. Характеризовать соотношение мелодии и слов в женском хоре. Экспериментировать с ритмоформулами краковяка и мазурки, характеризовать выразительность синкоп. Выявлять жанровую основу падекатра. Ориентироваться в графической записи тем полоне за и мазурки. Иметь представление о событиях, прерывающих ход бала. Выявлять общие черты в музыке польских танцев. Анализировать видеофрагмент второго действия оперы, соотносить музыкальный и сценический образы. Целостно охватывать второе действие оперы. Ориентация в нравственном содержании помыслов героев оперы. (Л.) Уважительное отношение к культуре других народов. (Л.) Распознавать жизненное содержание художественного образа. (П.) Обобщать характерные черты польских танцев. (П.) Переводить художественный образ с языка одного вида искусства на другой. (П.) Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. (Р.) Участвовать в коллектив ном обсуждении и исполнении фрагмента художественного произведения. (К.) | |
21 | Опера как целостная музыкальная история | Сцена подготовки к свадьбе | М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин». Третье действие В избе Сусанина. Песня Вани, диалог Вани и Сусанина. Сцена подготовки к свадьбе. Музыкальная характеристика Вани. Атмосфера в доме Сусанина. Отношение героев друг к другу. Характеристика быта семьи Сусаниных: разнообразие жанровых истоков. Отношение героев друг к другу. Оперные формы: дуэт, квартет. Речитатив. Низкий женский голос контральто. Сочиняют мелодию к словам песни Вани. Слушают, разучивают и исполняют песню Вани. Анализируют выразительность аккомпанемента песни, определяют её жанровую основу. Слушают и анализируют диалог Сусанина и Вани, разучивают его основные темы. Составляют и разыгрывают композицию из фрагментов песни Вани и его диалога с Сусаниным. Размышляют о неразрывной связи событий в стране и в семье Сусанина. Слушают и напевают основные темы квартета, тему семейного счастья. Импровизируют мелодии к словам Сусанина и Вани на основе темы семейного счастья. Знакомятся с видеофрагментом сцены и обсуждают просмотренное. Распознают интонации приближающейся фанфары полонеза, моделируют последующее развитие событий. | Понимать ход сценического действия (отношения в семье, события в стране, подготовка к свадьбе). Сочинять мелодию к словам песни Вани. Разучивать, характеризовать и узнавать на слух темы песни Вани, его диалога с Сусаниным, квартета. Расширять опыт музыкальной исполнительской деятельности (соло, дуэт, ансамбль, хор). Вместе с одноклассниками составлять и разыгрывать композицию из фрагментов сцены Сусанина и Вани. Анализировать видеофрагмент сцены подготовки к свадьбе (по выбору), соотносить музыкальный и сценический образы героев. Напевать на слух тему семейного счастья. Понимать ход сценического действия (отношения в семье, подготовка к свадьбе). Напевать и узнавать на слух тему семейного счастья. Озвучивать на основе темы семейного счастья. Озвучивать слова реплик Сусанина и Вани на основе интонаций темы семейного счастья. Размышлять о причине звучания фанфар полонеза в доме Сусанина. Исполнять (инсценировать) фрагменты третье- го действия. Развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости. (Л.) Понимание и адекватная оценка чувств и мыслей героев. (Л.) Расширение представлений о культурных (семейных) традициях народа. (Л.) Распознавать жизненное содержание художественных образов. (П.) Устанавливать причинно-следственные связи. (П.) Переводить художественный образ с языка одного вида искусства на другой. (П.) Искать необходимые данные для решения творческой задачи. (П.) Ориентироваться в графической модели музыкальной темы. (П.) Выявлять смысловые единицы художественного текста. (П.) Составлять целое из частей. (П.)Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности и действовать по плану. (Р.) Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками: работать в парах и группах. (К.) | |
22 | Опера как целостная музыкальная история | Сцена вторжения поляков | Третье действие (продолжение) Сцена вторжения поляков (три разворота) Драматическая кульминация оперы. Этапы развития диалога Сусанина и поляков. Психологическая мотивация поведения героев. Столкновение интонаций противоборствующих сил. Опора музыкальной речи Сусанина и поляков на темы, звучавшие в первом и втором действиях. Моделируют поведение Сусанина в создавшейся ситуации. Слушают диалог Сусанина и поляков, разучивают и исполняют его основные реплики. Выявляют смысловые этапы развития диалога. Распознают в музыкальной речи Сусанина и поляков интонации и темы, звучавшие ранее в опере. Вслушиваются в звучание оркестрового сопровождения и выявляют его смысл. Импровизируют мелодию на слова обращения Сусанина к Ване, выявляют связь речевой и музыкальной интонации. Составляют план инсценировки фрагмента диалога и разыгрывают его. Знакомятся с видеофрагментом сцены и обсуждают сценическое воплощение музыки. | Понимать причину появления поляков в доме Сусанина. Моделировать, слушать, анализировать диалог Сусанина и поляков, выявлять его смысловые этапы. Исследовать интонационное содержание музыкальной речи Сусанина и поляков на каждом этапе их диалога. Выявлять интонационные связи музыкальной речи поляков и Сусанина со звучавшей ранее музыкой оперы. Понимать прямой и переносный смысл речи Сусанина в диалоге с поляками. Понимать, какой смысл приобретают в завершении сцены звучавшие ранее темы и интонации. Сочинять мелодию на слова обращения Сусанина к Ване. Анализировать сценическое воплощение противостояния Сусанина и поляков по видеозаписи. Продумывать исполнительский план инсценировки фрагмента диалога Сусанина и поляков и принимать участие в исполнении этого фрагмента. Углубление познавательного интереса к музыкальным занятиям. (Л.) Приобретение опыта эмоционально го переживания жизненных проблем других людей, сочувствия людям, находящимся в трудной ситуации. (Л.) Понимание и адекватная оценка поступков, чувств и мыслей героев. (Л.) Понимать прямой и переносный смысл текста художественного произведения. (П.) Понимать смысл преобразований музыкальных тем и интонаций. (П.) Прогнозировать последовательность развития событий. (П.) Структурировать раздел художественного произведения. (П.) Строить логическую цепь рассуждений. (П.) Находить способы решения творческой задачи в зависимости от конкретных условий. (Р.) Участвовать в коллективном обсуждении и исполнении фрагмента художественного произведения. (К.) Овладевать средствами вербального и невербального общения. (К.) | |
23 | Опера как целостная музыкальная история | Сцена Антониды с подругами | Третье действие (завершение) Сцена Антониды с подругами. Контраст внешнего действия (девичник) и внутреннего состояния Антониды. Жанры свадебный хор, романс. Моделируют сценическую ситуацию девичника. Разучивают свадебный хор и романс Антониды. Сравнивают мелодию романса с каватиной и рондо Антониды из первого действия, выявляют родство интонаций. Составляют план инсценировки диалога Антониды с девушками и разыгрывают диалог по ролям. | Понимать противоречивость сценической ситуации девичника. Петь, узнавать на слух музыку женского хора и романса Антониды. Выявлять интонационные связи музыкальной речи Антониды со звучавшей ранее музыкой оперы. Продумывать исполнительский план инсценировки фрагмента диалога Антониды и девушек и принимать участие в его исполнении. Целостно охватывать третье действие оперы. Понимание и адекватная оценка поступков, чувств и мыслей героев. (Л.) Расширение опыта эмоционального сопереживания, сочувствия героям, находящимся в трудной ситуации. (Л.) Расширение представлений о культурных (обрядовых) традициях народа. (П.) Распознавать жизненное содержание художественных образов. (П.) Выделять существенные характеристики художественного текста. (П.) Проводить сравнение разных фрагментов одного художественного произведения. (П.) Анализировать собственное исполнение и вносить в него необходимые коррективы. (Р.) Принимать участие в исполнении музыкального диалога по ролям. (К.) | |
24 | Опера как целостная музыкальная история | Опера «Иван Сусанин». Четвертое действие. | М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин». Четвёртое действие Сцена у посада (один разворот) Музыкальная картина зимнего леса. Образ Вани в сцене у посада. Диалог Вани с ополченцами. Четвёртое действие Сцена в лесу (три разворота) Характеристика состояния поляков и Сусанина в лесу. Преобразование темы мазурки. Подвиг Ивана Сусанина и его музыкальное воплощение. Речитатив и ария Сусанина. Мысленное прощание с семьёй: реминисценции тем Антониды, Вани, Собинина. Распознают по оркестровому вступлению место и время сценического действия, состояние героя. Слушают, анализируют сцену у посада. Выявляют этапы развития образов Вани и ополченцев, характеризуют особенности их музыкальной речи. Разучивают фрагменты речитатива и арии Вани. Импровизируют диалог Вани и ополченцев в парах. Составляют композицию из фрагментов сцены и разыгрывают её с одноклассниками. Распознают по оркестровому вступлению место, время действия и состояние героев. Сравнивают (напевают, передают в движении) характер звучания мазурки в лесу и на балу. Импровизируют музыкальные фразы Сусанина и поляков. Слушают сцену в лесу и характеризуют развитие конфликта Сусанина и поляков. Слушают и разучивают арию Сусанина, передают в исполнении душевное состояние героя. Определяют по оркестровым реминисценциям, с кем мысленно прощается Сусанин перед смертью. | Распознавать по музыке обстановку действия и состояние героя. Петь, узнавать на слух основные темы сцены Анализировать развитие характера героя, его музыкальной речи (интонации, построение фраз, стиль речи). Импровизировать (в парах) диалог Вани и ополченцев. Продумывать исполнительский план фрагмента сцены у посада и принимать участие в его инсценировке. Целостно охватывать сцену у посада. Сравнивать музыкальные характеристики поляков в лесу и на балу передавать контраст музыки в исполнении. Выразительно исполнять речитатив и арию Сусанина. Предвосхищать по оркестровым фрагментам последовательность воспоминаний Сусанина в завершении арии. Целостно охватывать сцену в лесу. Составлять целое из частей, самостоятельно достраивать, восполнять недостающие компоненты. (П.) Анализировать художественный образ и прогнозировать его развитие, подтверждать своё мнение примерами из произведения. (П.) Расширять опыт использования монологической и диалогической речи. (Р.) Участвовать в коллективном обсуждении и исполнении фрагмента художественного произведения. (К.) Понимать прямой и переносный смысл художественного текста. (П.) Устанавливать причинно-следственные связи. (П.) Прогнозировать развитие художественного образа. (П.) Анализировать развитие художественного образа, подтверждать своё мнение примерами из произведения. (П.) Вносить коррективы в учебное действие после его завершения. (Р.) Участвовать в коллективном обсуждении и исполнении фрагмента художественного произведения. (К.) Расширять опыт вербального и невербального общения. (К.) | |
25 | Опера как целостная музыкальная история | Опера «Иван Сусанин». Эпилог | М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин». Эпилог На Красной площади. Эпилог. Хор «Славься» – апофеоз героико-патриотической идеи оперы. Обобщение музыкальной характеристики русского народа в гимнической теме заключительного хора. Моделируют образный строй музыки заключительной сцены оперы. Подбирают мелодию для заключительного хора из мелодий, прозвучавших в опере. Слушают и разучивают хор «Славься». Слушают фрагмент трио Антониды, Вани и Собинина, размышляют об отношении народа к своим героям. Знакомятся с видеофрагментом эпилога оперы. | Подбирать мелодию (интонации) для заключительного хора эпилога из ранее звучавших в опере. Разучивать и выразительно исполнять хор «Славься». Понимать смысл звучания траурной музыки в праздничном эпилоге оперы. Принятие нравственных ценностей своего народа. (Л.) Сохранение памяти о людях, отдавших жизнь за независимость Родины. (Л.) Прогнозировать завершение художественного произведения. (П.) Сопоставлять, сравнивать, выявлять существенные характеристики фрагментов художественного произведения. (П.) Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников. (Р.) Взаимодействовать с учителем и одноклассниками в процессе учебной деятельности.(К.) | |
26 | Опера как целостная музыкальная история | Опера «Иван Сусанин». Обобщение. | Опера «Иван Сусанин». Обобщение (два разворота) Конфликт оперы и этапы его музыкального воплощения. Интонационно-жанровые характеристики Противоборствующих сил (песенность в темах русского народа и его героев, танцевальность – в характеристике польской шляхты). Образы главных героев оперы. Лейттемы. Запечатление подвига Сусанина в разных видах искусства. Вспоминают основные этапы развития действия в опере М. И. Глинки «Иван Сусанин». Исполняют (в пении и движении) музыкальные темы русских образов и выявляют в них общие характерные черты. Исполняют (в пении и движении) музыкальные темы поляков и выявляют в них общие характерные черты. Сравнивают музыкальные характеристики образов русских и поляков. Вспоминают лейттемы оперы и исполняют их в соответствии с конкретны- ми сценическими ситуациями. Выражают своё отношение к героям оперы в разных видах художественной деятельности. | Иметь представление об исторических событиях, положенных в основу сюжета оперы Глинки. Петь, узнавать на слух основные темы оперы. Выявлять характерные интонации в музыке русских и в музыке поляков. Определять лейттемы оперы и передавать характер их звучания на разных этапах развития действия. Анализировать сценическое воплощение эпилога по видеозаписи. Знакомиться с произведениями разных видов искусств, посвящённых подвигу Сусанина. Целостно охватывать оперу. Становление гражданской идентичности на основе знакомства с историческим прошлым своего народа, представленным в художественном произведении. (Л.) Переживание сопричастности подвигам защитников Отечества. (Л.) Гордость за творческие достижения представителей национальной культуры. (Л.) Понимание связи российского государственного праздника День народного единства и исторических событий, отражённых в опере «Иван Сусанин» Глинки. (Л.) Анализировать сквозное развитие образов в художественном произведении. (П.) Сравнивать и обобщать язык противоборствующих героев художественного произведения. (П.) Сопоставлять отражение одного исторического события в разных видах искусств. (П.) Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности. (Р.) Участвовать в коллективном обсуждении и исполнении фрагмента художественного произведения. (К.) | |
27 | Симфония как целостная музыкальная история (продолжение) (6 ч) | Музыкальная история в симфонии | П. И. Чайковский. Четвёртая симфония. Первая часть (пять разворотов) Характеристика первой части симфонии. Основные этапы развития музыкального действия: интродукция, экспозиция, разработка, реприза, кода. Знакомятся с основной темой первой части, анализируют психологическое состояние главного героя. Моделируют тему интродукции (фатум) по реакции на неё главного героя, подбирают из знакомой музыки симфонии тему интродукции. Читают и анализируют описание темы-фатума, данное композитором. Слушают, анализируют и исполняют интродукцию первой части, выявляют сходные интонации в темах фатума и главного героя. Моделируют веер реакций главного героя на тему-фатум в словах и звуках, сравнивают свои варианты с оригиналом. Моделируют побочную тему в опоре на словесную характеристику П. И. Чайковского. Подбирают жесты для пластической модели основных тем экспозиции и исполняют экспозицию целиком. | Предвосхищать характер первой части симфонии Чайковского по аналогии с первой частью Пятой симфонией Бетховена. Распознавать в музыкальной истории первой части симфонии жизненные образы и человеческие отношения. Охватывать музыкальную историю первой части симфонии как процесс и как результат. Иметь представление о функциях основных разделов первой части симфонии. Выявлять изменения, происходящие в музыкальных темах (на основе принципов повтора и контраста). Моделировать темы, разделы музыки первой части до их прослушивания. Воплощать музыкальные образы первой части симфонии и важнейшие моменты их развития в разных видах музыкальной деятельности. Проводить аналогии и устанавливать причинно-следственные связи. Ориентироваться в графической модели музыкального произведения. Эмоционально-ценностное отношение к шедеврам отечественной музыки. (Л.) Формирование эстетических чувств на основе постижения отечественной музыкальной классики. (Л.) Развитие сопереживания и эмоционально-нравственной отзывчивости. (Л.) Распознавать жизненное содержание художественно- го произведения. (П.) Проводить аналогии и устанавливать причинно следственные связи. (П.) Ориентироваться в графической модели музыкально- го произведения. (П.) | |
28 | Симфония как целостная музыкальная история | Характеристика образов первой части Четвёртой симфонии П. И. Чайковского | Характеристика образов первой части, их жанровые особенности. Взаимосвязь характера тем и их развития. Симфоническое развитие на основе принципов повтора и контраста. Характеристика образов первой части, их жанровые особенности. Описание темы-фатума, данное композитором. Предполагают последующее развитие событий, исходя из характеристики темы-фатума П. И. Чайковским. Слушают и исполняют разработку в опоре на графический конспект. Определяют этапы в разработке, характеризуют содержание каждого из них. Анализируют взаимодействие тем главного героя и фатума, выявляют изменения в их отношениях. Воплощают диалогичность склада музыки симфонии в пластическом интонировании. Слушают коду, делят её на смысловые части, подбирают жесты и пластически интонируют коду. Формулируют итог развития музыкальной истории первой части. Сравнивают звучание темы главного героя в экспозиции, разработке, репризе и коде, соотносят жесты, передающие разные его состояния. П. И. Чайковский. Четвёртая симфония. Первая часть. | Узнавать на слух и характеризовать музыкальные темы и основные этапы их развития. Выявлять интонационные связи между темами (сходными и контрастными) первой части симфонии. Создавать пластическую модель музыкальной истории и соотносить её с графической моделью. Сопоставлять и обобщать содержащиеся в разных разделах первой части музыкальные темы-образы. Передавать диалогический характер музыки в пластическом интонировании. Расширять представление о выразительных возможностях инструментов симфонического оркестра. Прогнозировать целое на основе его части.(П.) Делить произведение на смысловые части. (П.) Знакомиться с понятием «конфликт», наблюдать за поведением героя в конфликтной ситуации. (П.) Понимать содержание художественного произведения, представленное в неявном виде. (П.) Устанавливать связи, невысказанные в тексте напрямую, объяснять их. (П.) Воспроизводить художественное произведение подробно и сжато. (П.) Принимать и сохранять учебную задачу. (Р.) Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности. (Р.) Овладевать средствами вербального и невербального общения. (К.) Участвовать в коллективном обсуждении прослушанного, высказывать собственное мнение, опираясь на музыку произведения. (К.) | |
29 | Симфония как целостная музыкальная история | П. И. Чайковский. Четвёртая симфония Обобщение | П. И. Чайковский. Четвёртая симфония Обобщение (два разворота) Своеобразие симфонической сюжетности: значительность тем-образов и интенсивность их развития. Конфликт как движущая сила развития музыкальной истории. Единство симфонического цикла: содержание и построение частей, их соотношение в цикле как отражение многогранной жизни человека. Вспоминают основные этапы развёртывания музыкальной истории Четвёртой симфонии П. И. Чайковского в пении и пластическом интонировании. Соотносят звучание симфонии с её краткой графической записью. Пластически интонируют крупный раздел или часть симфонии. Размышляют над определением Четвёртой симфонии П. И. Чайковского как «музыкальной драмы». Выявляют круг интонаций, тем-образов, характерных для музыки П. И. Чайковского. | Охватывать целиком музыкальную историю Четвёртой симфонии П. И. Чайковского. Ориентироваться в графическом конспекте симфонии и опираться на него при слушании, анализе и исполнении симфонии. Узнавать на слух и исполнять основные темы всех частей симфонии и важнейшие этапы их развития. Исполнять (пластически интонировать) часть симфонии (по выбору). Расширять представление об образном строе музыки П. И. Чайковского и особенностях его музыкальной речи. Признание и уважение художественных ценностей культуры России. (Л.) Формирование эстетических чувств и оптимистического мировосприятия на основе знакомства с отечественной музыкальной классикой. (Л.) Приобщение к шедеврам мирового музыкального искусства. (Л.) Воспроизводить художественное произведение подробно и сжато. (П.) Выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения. (П.) Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности. (Р.) Высказывать свою точку зрения и обосновывать её. (К.) | |
30 | Симфония как целостная музыкальная история | Мир музыкальных историй | Мир музыкальных историй Музыкальные истории в произведениях М. И. Глинки, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Л. в. Бетховена, А. П. Бородина, А. К. Лядова. Круг образов, особенности развёртывания музыкальных историй в опере, балете, симфонии, концерте, симфонической поэме, романсе и песне. Характерные черты музыкальных стилей композиторов- классиков. Вспоминают пройденные во втором классе музыкальные истории, воплощённые в произведениях разных жанров музыкального искусства. Поют, пластически интонируют, инсценируют фрагменты музыкальных произведений, изученных на уроках музыки за год. Размышляют над высказыванием П. И. Чайковского о программности его Четвёртой симфонии. Обсуждают с одноклассниками сходство и различие программной и непрограммной инструментальной музыки. Характеризуют ведущую роль музыки в музыкально-сценических жанрах. Разрабатывают правила конкурсов на лучшего знатока музыки и участвуют в них. | Сопоставлять музыкальные истории в произведениях М. И. Глинки, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Л. в. Бетховена, А. П. Бородина, А. К. Лядова. Воплощать и анализировать музыкальные образы и их развитие в произведениях инструментальной музыки. Инсценировать фрагменты музыкально-театральных произведений и характеризовать их специфику. Узнавать на слух основные темы и важнейшие этапы их развития в пройденных произведениях. Выявлять особенности музыкального языка произведений разных композиторов. Расширение представления о взаимосвязи отечественной и зарубежной музыкальных культур. (Л.) Признание и уважение художественных ценностей культуры России. (Л.) Формирование эстетических чувств на основе знакомства с мировой музыкальной классикой. (Л.) | |
31 | Симфония как целостная музыкальная история | Мир музыкальных историй в симфонии | Взаимосвязь характера тем и их развития. Диалогичность склада музыки симфонии. Особенности звучания темы главного героя в экспозиции, разработке, репризе и коде. П. И. Чайковский. Четвёртая симфония. Первая часть. Своеобразие симфонической сюжетности: значительность тем-образов и интенсивность их развития. Конфликт как «движущая сила» развития «музыкальной истории». Единство симфонического цикла: содержание и построение частей, их соотношение в цикле как отражение многогранной жизни человека. «Музыкальной драмы». Круг интонаций, тем-образов, характерных для музыки Чайковского. | Иметь представление о функциях основных разделов первой части симфонии. Выявлять интонационные связи между темами (сходными и контрастными) первой части симфонии. Выявлять изменения, происходящие в музыкальных темах (на основе принципов повтора и контраста). Узнавать на слух и характеризовать музыкальные темы и основные этапы их развития. Прогнозировать целое на основе его части. Делить произведение на смысловые части. Знакомиться с понятием «конфликт», наблюдать за поведением героя в конфликтной ситуации. Приобщение к шедеврам мирового музыкального искусства. (Л.) Воспроизводить художественное произведение подробно и сжато. (П.) Выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения. (П.) Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности. (Р.) Высказывать свою точку зрения и обосновывать её. (К.) | |
32 | Симфония как целостная музыкальная история | «Музыкальные истории» в опере, балете, симфонии. | Музыкальные истории в произведениях Глинки, Чайковского, Прокофьева, Бетховена, Бородина, Лядова. Круг образов, особенности развертывания «музыкальных историй» в опере, балете, симфонии, концерте, симфонической поэме, романсе и песне. Произведения М. И. Глинки, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева | Расширять представление о группах инструментов симфонического оркестра и тембрах отдельных инструментов. Выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения. Высказывать свою точку зрения и обосновывать её. Охватывать целостно музыкальную историю Четвертой симфонии Чайковского. Ориентироваться в графическом конспекте симфонии и опираться на него при слушании, анализе. Узнавать на слух и исполнять основные темы всех частей симфонии и важнейшие этапы их развития. Расширять представление об образном строе музыки Чайковского и особенностях его музыкальной речи. Сопоставлять музыкальные истории в произведениях Глинки, Чайковского, Прокофьева, Бетховена, Бородина, Лядова. Воплощать и анализировать музыкальные образы и их развитие в произведениях инструментальной музыки. Прогнозировать целое на основе его части.(П.) Делить произведение на смысловые части. (П.) Знакомиться с понятием «конфликт», наблюдать за поведением героя в конфликтной ситуации. (П.) Понимать содержание художественного произведения, представленное в неявном виде. (П.) Устанавливать связи, невысказанные в тексте напрямую, объяснять их. (П.) | |
33 | Мир музыкальных историй | Обобщающий урок | Характерные черты музыкального стиля композиторов-классиков. Сходство и различие программной и не программной инструментальной музыки. Викторина: «Лучший знаток музыки». Произведения : М. И. Глинки, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Л. Бетховена, А. П. Бородина, А. К. Лядова, Глинки, пройденные во втором классе. | Узнавать на слух основные темы и важнейшие этапы их развития в пройденных произведениях. Слушать и исполнять любимые произведения. Выявлять особенности музыкального языка произведений разных композиторов. Выявлять неразрывные связи искусства и жизни. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Продумать программу концертных выступлений и подготовиться к ним. Приобщение к шедеврам мирового музыкального искусства. (Л.) Воспроизводить художественное произведение подробно и сжато. (П.) Выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения. (П.) Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности. (Р.) Высказывать свою точку зрения и обосновывать её. (К.) | |
34 | Мир музыкальных историй | Обобщающий урок | Произведения Глинки, Чайковского, Прокофьева, Бетховена, Бородина, Лядова, пройденные во втором классе | Слушать и исполнять любимые произведения. Узнавать на слух основные темы и важнейшие этапы их развития в пройденных произведениях Продумать программу концертных выступлений и подготовиться к ним. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения. (П.) Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности. (Р.) Высказывать свою точку зрения и обосновывать её. (К.) | |