№ | Тема урока | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые предметные результаты освоения материала | Универсальные учебные действия | Виды контроля | Кол-во часов | Дата |
Раздел I Читая — думаем (26 часов) | |
1 | Знакомство с учебником. М. Бородицкая «Первое сентября»; В. Берестов «Читалочка». | Комбинированный урок. | Знакомство с литературными произведениями школьной тематики. Создание положительной мотивации к обучению в целом и к чтению в частности. | Знание структуры учебника, способов ориентирования в учебнике. Умение составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация). | Различать типы книг (изданий), виды информации (научная, художественная) с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг. | | 1 | |
2 | К. Ушинский «Наше Отечество». | Урок изучения нового материала. | Знакомство с произведениями классиков советской детской литературы. Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Определение темы текста. Обогащение словарного запаса. | Умение читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать его, делить на смысловые части; создавать небольшое устное высказывание на заданную тему. | Работать с учебным текстом, определяя вопрос или вопросы, на которые дает ответы текст. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Читать целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы. | Пересказ прочитанного произведения. | 1 | |
3 | В. Орлов «Родное»; П. Воронько «Лучше нет родного края»; Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине»; О. Дриз «Загадка». | Урок-конкурс. | Знакомство с произведениями о Родине, природе, приключениях. Выяснение роли иллюстрации в книге и в понимании произведения. Определение темы текста. Обогащение словарного запаса. Тренировка в заучивании наизусть. | Знание правил заучивания стихотворений. Умение выполнять словесное рисование картин природы; читать осознанно текст художественного произведения, учить стихотворные произведения наизусть (по выбору); составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. | Заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой). Пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг. | Чтение наизусть. Фронтальный опрос. | 1 | |
4 | Б. Заходер «Два и три»; Р. Сеф «Считалочка»; М. Юдалевич «Три плюс пять». | Комбинированный урок. | Участие в коллективном рассуждении о значении обучения и умения читать. Определение темы текста. | Умение читать осознанно текст художественного произведения, стихотворные произведения наизусть (по выбору); анализировать название произведения. | Декламировать произведения. Определять эмоциональный характер текста. Соотносить название произведения с его содержанием. | Чтение наизусть. | 1 | |
5 | В. Левин «Чудеса в авоське»; С. Иванов «Какой сегодня весёлый снег...», «Зимой Ваня сделал кормушку...». | Урок формирования умений и навыков. | Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях). | Знание понятия «рифма». Умение находить рифму в произведении; рифмовать слова, текст; читать осознанно текст художественного произведения. | Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Развивать воссоздающее и творческое воображение. | Чтение наизусть. Фронтальный опрос. | 1 | |
6 | А. Шибаев «Кто слово найдёт». | Комбинированный урок. | Обогащение словарного запаса. Тренировка в заучивании наизусть. | Умение составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); делить текст на смысловые части. | Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Соотносить название произведения с его содержанием. | Чтение наизусть. Фронтальный опрос. | 1 | |
7 | В. Берестов «Если хочешь пить», «Гололедица». | Урок формирования умений и навыков. | Формирование осознанности и выразительности чтения. Знакомство с русскими народными пословицами. | Умение создавать небольшой устный текст на заданную тему; подбирать пословицы к стихам; приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки). | Соотносить пословицы с произведениями. Различать жанры произведений: малые фольклорные и литературные формы. | Индивидуальный опрос. | 1 | |
8 | Б. Заходер «Как Волк песни пел». | Урок-инсценировка. | Освоение чтения по ролям. Выявление подтекста читаемого произведения. | Умение прогнозировать характер текста по названию (заголовку); определять жанр произведения; читать осознанно текст художественного произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; пересказывать текст. | Прогнозировать характер текста. Определять жанр произведения. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. | Индивидуальный опрос. Выразительное чтение. | 1 | |
9 | С. Прокофьева «Сказка о том, как зайцы испугали Серого Волка». | Урок формирования умений и навыков. | Выявление подтекста читаемого произведения. Чтение по ролям. Составление небольшого рассказа по иллюстрации и по названию. | Умение делить текст на смысловые части, составлять его простой план; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу. | Соотносить название произведения с его содержанием. Соотносить фрагменты текста и иллюстрации. Читать по ролям, используя интонационные средства выразительности. Читать «про себя», осознавая содержание текста. | Индивидуальный опрос. Выразительное чтение. | 1 | |
10 | B. Зотов «За двумя зайцами». | Комбинированный урок. | Обсуждение значения сноски в тексте и работа с ней. Определение темы текста. Обогащение словарного запаса. | Знание понятия «сноска». Умение работать с элементом книги «сноска»; читать выразительно и осознанно текст художественного произведения, пересказывать его, делить на смысловые части, составлять простой план; различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); различать сказки народные и литературные. | Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Читать вслух плавно целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. | Индивидуальный опрос. Выразительное чтение. | 1 | |
11- 12 | Э. Шим «Жук на ниточке», «Очень вредная крапива».
| Уроки формирования умений и навыков. | Характеристика персонажа. Составление небольшого рассказа о персонаже. Определение идеи произведения. Чтение по ролям. | Умение читать выразительно текст художественного произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения. | Ориентироваться в книге по обложке. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать литературного героя. | Фронтальный опрос. Пересказ прочитанного произведения. | 1 1 | |
13 | Л.Н. Толстой «Косточка». | Урок изучения нового материала. | Знакомство с литературными произведениями нравственной тематики. Формирование нравственной позиции, а также личностных качеств: трудолюбия, правдивости, доброжелательности, стремления прийти на помощь, смелости, скромности. Знакомство с творчеством Л.Н. Толстого, с понятием «быль». | Умение читать осознанно текст художественного произведения; различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу. | Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать литературного героя. | Индивидуальный опрос. Выразительное чтение. | 1 | |
14 | C. Прокофьева «Когда можно плакать?» | Комбинированный урок. | Определение идеи произведения, отношения автора и собственного отношения к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана. | Умение читать осознанно текст художественного произведения; делить его на смысловые части, составлять простой план, небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. | Читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности. Определять эмоциональный характер текста. | Составление плана. Фронтальный опрос. | 1 | |
15 | В. Сухомлинский «Пусть будут и Соловей, и Жук». | Урок-диспут. | Составление небольшого рассказа по иллюстрации. Сравнение произведений, персонажей разных произведений. Ранжирование произведений по тематике, жанру. | Умение давать характеристику персонажу; определять главную мысль произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему. | Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. | Индивидуальный опрос. | 1 | |
16 | С. Козлов «В сладком морковном лесу»; В. Осеева «Сторож». | Урок формирования умений и навыков. | Характеристика персонажа. Составление небольшого рассказа о персонаже. Выявление подтекста читаемого произведения. Определение идеи произведения. | Умение использовать силу голоса при чтении; пересказывать текст, читать по ролям; делить текст на смысловые части, составлять его простой план. | Характеризовать литературного героя. Составлять небольшой рассказ о герое. Определять собственное отношение к персонажу. Определять отношение автора к персонажу. | Индивидуальный опрос, пересказ. | 1 | |
17 | В. Осеева «Кто наказал его?»; А. Барто «Рыцари». | Комбинированный урок. | Формирование нравственной позиции, а также личностных качеств: трудолюбия, правдивости, доброжелательности, стремления прийти на помощь, смелости, скромности. | Умение использовать силу голоса при чтении; пересказывать текст, читать по ролям; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; составлять небольшое монологическое высказывание. | Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. | Чтение наизусть. Фронтальный опрос. | 1 | |
18 | В. Осеева «Плохо»; Д. Хармс «Удивительная кошка». | Урок формирования умений и навыков. | Характеристика персонажа. Составление небольшого рассказа о персонаже. Выявление подтекста читаемого произведения. | Умение оценивать события, героев произведения; анализировать взаимоотношения героев, оценивать их поступки; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); прогнозировать содержание текста на основе заглавия и иллюстрации. | Читать «про себя», понимая содержание текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Соотносить название произведения с его содержанием. Соотносить пословицы с произведениями. | Индивидуальный опрос. Выразительное чтение. | 1 | |
19 | Русская народная сказка «Лиса и журавль». | Урок изучения нового материала. | Знакомство со сказками народными (разных народов) и литературными (авторскими). Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Характеристика персонажа. Освоение приема драматизации. | Умение читать осознанно текст художественного произведения; приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); различать сказки народные и литературные. | Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Читать вслух плавно целыми словами. Характеризовать персонаж в опоре на текст. Соотносить название произведения с его содержанием. | Фронтальный опрос. | 1 | |
20 | Индийская сказка «Ссора птиц». | Урок формирования умений и навыков. | Знакомство со сказками народными (разных народов) и литературными (авторскими). Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Характеристика персонажа. Выявление подтекста произведения. Определение идеи произведения. | Умение читать выразительно, артистично текст художественного произведения, пересказывать его и инсценировать; различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); оценивать поступки героев сказки. | Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Определять тему, идею произведения. Озаглавливать прочитанные отрывки и иллюстрации. | Индивидуальный опрос. Выразительное чтение. | 1 | |
21 | В. Берестов «Посадили игрушку на полку...», Э. Мошковская «Всего труднее дело...». | Комбинированный урок. | Определение авторского и собственного отношения к литературному персонажу. | Умение определять эмоциональный характер читаемого произведения; читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости), выразительно в парах по частям; оценивать чтение товарища. | Пересказывать прочитанное в опоре на схему, картинный план, используя языковые выразительные средства из прочитанного текста. Составлять рассказ по иллюстрации. | Фронтальная беседа. | 1 | |
22 | Русская народная сказка «Самое дорогое». | Урок-инсценировка. | Знакомство с понятием «бытовая сказка». Озаглавливание прочитанного, иллюстраций. Пополнение словарного запаса. Обучение художественному пересказу прочитанного. | Знание особенностей бытовой сказки. Умение пересказывать с опорой на картинный план; читать осознанно текст художественного произведения; приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня). | Выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки. | Индивидуальный опрос. Выразительное чтение. | 1 | |
23 | С. Баруздин «Кузнец». | Урок формирования умений и навыков. | Развитие читательской интуиции, совершенствование навыков чтения. Ознакомление с новой авторской сказкой. Обучение нахождению черт сходства с народной сказкой. | Умение читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); пересказывать текст (объем не более 1,5 страниц); приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки). | Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. | Чтение по ролям. | 1 | |
24 | Б. Заходер «Петя мечтает». | Урок формирования умений и навыков. | Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Определение темы произведения. | Умение читать осознанно текст художественного произведения, оценивать события, героев; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); прогнозировать содержание по заголовку; анализировать стихотворный текст; отличать «добрый смех» от иронии. | Составлять небольшой рассказ о герое. Определять собственное отношение к персонажу. Определять отношение автора к персонажу. | Индивидуальный опрос. Выразительное чтение. | 1 | |
25 | Русская народная сказка «Два Мороза». | Комбинированный урок. | Обучение художественному пересказу прочитанного. Освоение приема драматизации. Составление рассказа по иллюстрации. | Знание понятий: «драматизация», «волшебная сказка». Умение читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; пересказывать, делить текст на смысловые части, составлять его простой план; оценивать события, героев произведения; приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); различать сказки народные и литературные. | Выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки. | Инсценировка, заучивание ролей наизусть. | 1 | |
26 | Тест №1. | Урок контроля знаний, умений и навыков. | Проверка усвоения основных понятий, предметных и универсальных учебных умений. | Знание значений понятий: «сноска», «быль», «драматизация». Умение различать произведения различных жанров; отвечать на вопросы по содержанию произведения; характеризовать героя. | | Самостоятельная работа. | 1 | |
Раздел II Читаем правильно (10 часов) | |
27 | В. Бардадым «Мы читаем!»; В. Гусев «Вот так кот»; Н. Бурсов «Кот и крот». | Комбинированный урок. | Знакомство с понятием «скороговорка». Работа над выразительностью чтения, ритмом. | Знание понятия «скороговорка», ее назначения. Умение читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); создавать небольшой устный текст на заданную тему. | Читать вслух плавно целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. | Фронтальный опрос. | 1 | |
28 | Д. Биссет «Орёл и овечка». | Урок формирования умений и навыков. | Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. | Умение давать характеристику необычным персонажам; читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль; оценивать события, героев произведения, выделять опорные слова. | Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. | Индивидуальный опрос, пересказ. | 1 | |
29 | В. Драгунский «Заколдованная буква». | Урок изучения нового материала. Урок формирования умений и навыков. | Определение идеи произведения, авторского и собственного отношения к литературному персонажу. | Знание понятия «орфоэпическое чтение». Умение читать орфоэпически, по ролям; определять тему, характер и главную мысль произведения; пересказывать текст. | Соотносить название произведения с его содержанием. Инсценировать прочитанное. Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр». | Орфоэпическое чтение по ролям. | 1 | |
30 | В. Драгунский «Заколдованная буква». | Урок изучения нового материала. Урок формирования умений и навыков. | Определение идеи произведения, авторского и собственного отношения к литературному персонажу. | Знание понятия «орфоэпическое чтение». Умение читать орфоэпически, по ролям; определять тему, характер и главную мысль произведения; пересказывать текст. | Соотносить название произведения с его содержанием. Инсценировать прочитанное. Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр». | Орфоэпическое чтение по ролям. | 1 | |
31 | В. Драгунский «Когда я был маленький». | Урок формирования умений и навыков. | Обучение правильному называнию книги (автор, заглавие). Обучение выбору книги по заданной учителем теме. Ранжирование произведений по тематике, жанру. | Умение делить текст на смысловые части, составлять его простой план; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. | Озаглавливать текст, иллюстрацию. Сравнивать произведения схожей тематики. Сравнивать персонажей близких по тематике произведений. | Фронтальный опрос, пересказ. | 1 | |
32 | В. Драгунский «Не пиф, не паф!» | Комбинированный урок. | Определение темы произведения. Характеристика персонажа. Определение собственного отношения к литературному персонажу. | Умение оценивать события, героев произведения, составлять словесный портрет (описание героя); объяснять смысловой и эмоциональный подтекст; читать осознанно текст художественного произведения; определять авторское отношение к персонажам. | Читать «про себя», осознавая содержание текста. Определять эмоциональный характер произведения. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. | Индивидуальный опрос. Выразительное чтение. | 1 | |
33 | Н. Носов «Находчивость». | Урок формирования умений и навыков. | Пополнение словарного запаса. Обучение художественному пересказу прочитанного. Составление рассказа по иллюстрации. | Умение читать по ролям; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. | Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. Выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки. | Фронтальный опрос. | 1 | |
34 | Дж. Родари «Машинка для приготовления уроков». | Урок повторения и систематизации знаний. | Определение идеи произведения, авторского и собственного отношения к литературному персонажу. | Умение определять мотивы поведения героев, читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль, оценивать события, героев. | Характеризовать персонаж в опоре на текст. Соотносить название произведения с его содержанием; иллюстрации с фрагментами текста. | Индивидуальный опрос. Выразительное чтение. | 1 | |
35 | Б. Заходер «Муравей». | Урок формирования умений и навыков. | Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. | Умение строить рассказ по опорным картинкам; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события; находить в тексте логически законченные части произведения. | Корректировать картинный план. Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. | Индивидуальный опрос. | 1 | |
36 | Контрольное чтение №1. | Урок контроля умений и навыков. | Проверка техники чтения. | | | | 1 | |
Раздел III Читаем быстро (7 часов) | |
37 | Скороговорки; И. Мазнин «Шла лисица»; Е. Благинина «У Вари…»; М. Бородицкая «Были галчата в гостях у волчат». | Комбинированный урок. | Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Участие в конкурсе скороговорок. | Знание правил заучивания и определения скороговорок. Умение четко проговаривать скороговорки и чистоговорки в быстром темпе; читать осознанно текст художественного произведения; приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки). | Читать вслух плавно целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. | Индивидуальный опрос. Выразительное чтение. | 1 | |
38 | Р. Сеф «Бесконечные стихи»; Э. Мошковская «Болельщик». | Урок-конкурс. | Обогащение словарного запаса. Тренировка в заучивании наизусть. | Знание определения лирического героя стихотворения. Умение прогнозировать содержание произведения; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору). | Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. | Чтение наизусть. | 1 | |
39 | Ю. Ермолаев «Угодили». | Урок формирования умений и навыков. | Выявление подтекста читаемого произведения. Определение идеи произведения. Определение отношения автора к персонажу. | Умение читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему. | Читать «про себя», понимая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. | Индивидуальный опрос. Выразительное чтение. | 1 | |
40 | В. Осеева «Просто старушка». | Урок-инсценировка. | Определение авторского и собственного отношения к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. | Умение определять характер персонажей; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; пересказывать текст; оценивать события, героев. | Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Инсценировать прочитанное. Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр». | Фронтальный опрос. | 1 | |
41 | В. Голявкин «Как я под партой сидел». | Урок формирования умений и навыков. | Пополнение словарного запаса. Обучение художественному пересказу прочитанного. Освоение приема драматизации. | Умение определять, от какого лица идет повествование, тему текста; читать осознанно текст художественного произведения; пересказывать текст; различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня). | Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр». | Индивидуальный опрос. Выразительное чтение. | 1 | |
42 | В. Голявкин «Про то, для кого Вовка учится»; дагестанская сказка «Храбрый мальчик». | Комбинированный урок. | Сравнение произведений, их персонажей. Знакомство со сказками народными (разных народов) и литературными (авторскими). | Умение читать осознанно текст художественного произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения. | Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. | Фронтальный опрос. Пересказ. | 1 | |
43 | Тест №2. | Урок контроля знаний, умений и навыков. | Проверка предметных и универсальных учебных умений. | Умение понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; определять слово по элементам входящих в него букв; давать персонажам достаточную характеристику. | | Самостоятельная работа. | 1 | |
Раздел IV Читаем выразительно (20 часов) | |
44 | А. Прокофьев «Как на горке, на горе»; А. Фет «Чудная картина...». | Урок формирования умений и навыков. | Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. | Умение читать выразительно, осознанно текст художественного произведения, определять его тему и главную мысль; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); рассказывать о поэтах А. Прокофьеве, А. Фете; понимать настроение лирического героя. | Читать «про себя», осознавая содержание произведения. Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. | Чтение наизусть. | 1 | |
45 | С. Воронин «Храбрый клоун». | Уроки формирования умений и навыков. | Характеристика персонажа. Определение темы, идеи произведения, авторского и собственного отношения к литературному персонажу. | Умение прогнозировать жанр произведения; определять мотив поведения героев путем выбора правильного ответа из текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; оценивать события, героев; создавать небольшой устный текст на заданную тему. | Читать «про себя», осознавая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Определять тему, идею произведения. | Индивидуальный опрос. Выразительное чтение. Фронтальный опрос. | 1 | |
46 | С. Воронин «Храбрый клоун». | Уроки формирования умений и навыков. | Характеристика персонажа. Определение темы, идеи произведения, авторского и собственного отношения к литературному персонажу. | Умение прогнозировать жанр произведения; определять мотив поведения героев путем выбора правильного ответа из текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; оценивать события, героев; создавать небольшой устный текст на заданную тему. | Читать «про себя», осознавая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Определять тему, идею произведения. | Индивидуальный опрос. Выразительное чтение. Фронтальный опрос. | 1 | |
47 | С. Маршак «Жадина»; О. Григорьев «Яма»; Э. Успенский «Всё в порядке». | Комбинированный урок. | Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Определение темы произведения. | Умение выполнять творческую работу (сочинение сказок); читать осознанно текст художественного произведения; читать по ролям; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору). | Читать вслух плавно целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. | Индивидуальный опрос. Выразительное чтение. | 1 | |
48 | В. Осеева «Три товарища»; Н. Матвеева «Девочка и пластилин». | Урок-диспут. | Формирование нравственной позиции, а также личностных качеств: трудолюбия, правдивости, доброжелательности, стремления прийти на помощь, смелости, скромности. | Умение характеризовать персонажи; определять собственное отношение к их поступкам; читать осознанно текст художественного произведения; определять его тему и главную мысль. | Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Инсценировать прочитанное. | Фронтальный опрос. | 1 | |
49 | Ю. Ермолаев «Два пирожных». | Урок формирования умений и навыков. | Определение отношения автора к персонажу. Определение собственного отношения к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. | Умение оценивать события, героев произведения; объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. | Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. | Индивидуальный опрос. Выразительное чтение. | 1 | |
50 | Э. Мошковская «Обида». | Комбинированный урок. | Составление партитуры для выразительного чтения. | Умение определять эмоциональный тон персонажа; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); проводить лексическую работу; создавать небольшой устный текст на заданную тему. | Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Определять эмоциональный характер текста. | Фронтальный опрос. | 1 | |
51 | Э. Мошковская «Трудный путь»; Е. Благинина «Посидим в тишине». | Урок изучения нового материала. | Знакомство с понятием «пауза». Паузы – длительные и короткие – в зависимости от смысла читаемого. | Знание понятия «пауза». Умение читать осознанно текст художественного произведения, соблюдая паузы; определять тему и главную мысль; оценивать события, героев; читать стихотворные произведения наизусть. | Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Определять эмоциональный характер текста. | Индивидуальный опрос. Выразительное чтение. | 1 | |
52 | И. Дик «Красные яблоки». | Уроки формирования умений и навыков. | Формирование нравственной позиции, а также личностных качеств: трудолюбия, правдивости, доброжелательности, стремления прийти на помощь, смелости, скромности. Чтение по ролям. | Знание понятия «логическое ударение». Умение определять построение, характер текста, глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное; использовать силу голоса для постановки логического ударения; участвовать в диалоге; формулировать и высказывать свое мнение о прочитанном по плану. | Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Составлять небольшой рассказ о герое по ранее составленному плану. | Составление плана. Пересказ прочитанного текста. | 1 | |
53 | И. Дик «Красные яблоки». | Уроки формирования умений и навыков. | Формирование нравственной позиции, а также личностных качеств: трудолюбия, правдивости, доброжелательности, стремления прийти на помощь, смелости, скромности. Чтение по ролям. | Знание понятия «логическое ударение». Умение определять построение, характер текста, глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное; использовать силу голоса для постановки логического ударения; участвовать в диалоге; формулировать и высказывать свое мнение о прочитанном по плану. | Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Составлять небольшой рассказ о герое по ранее составленному плану. | Составление плана. Пересказ прочитанного текста. | 1 | |
54 | А. Барто «Перед сном»; С. Козлов «Заяц и Медвежонок». | Урок – творческий отчёт. | Чтение по ролям. Обобщение прочитанных произведений по заданным параметрам. | Знание понятия «темп чтения». Умение устанавливать темп чтения в зависимости от смысла читаемого; работать с иллюстрациями; читать осознанно текст художественного произведения; оценивать его события, героев; читать стихотворные произведения. | Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Озаглавливать текст, иллюстрацию. Сравнивать произведения схожей тематики. Сравнивать персонажей близких по тематике произведений. | Фронтальный опрос. | 1 | |
55 | И. Пивоварова «Про сверчка, мышь и паучка». | Урок формирования умений и навыков. | Озаглавливание прочитанного текста, иллюстрации. Пополнение словарного запаса. | Умение озаглавливать иллюстрации и эпизоды из текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять его тему и главную мысль. | Соотносить название произведения с его содержанием. Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. | Фронтальный опрос. | 1 | |
56 | К. Ушинский «Гусь и журавль», «Кто дерёт нос кверху». | Урок изучения нового материала. | Знакомство с жанром басни. Знакомство с эпитетом (без термина). Чтение по ролям. | Умение участвовать в диалоге; отвечать на вопросы по тексту; читать осознанно текст художественного произведения. | Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Озаглавливать текст, иллюстрацию. Сравнивать произведения схожей тематики. | Индивидуальный опрос. Выразительное чтение. | 1 | |
57 | Н. Юсупов «Серый волк». | Комбинированный урок. | Анализ заголовка произведения. Чтение по ролям. | Умение прогнозировать содержание текста по заголовку; участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; создавать небольшой устный текст на заданную тему. | Инсценировать прочитанное. Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр». | Фронтальный опрос. | 1 | |
58 | Дж. Родари «Рыбы»; Б. Заходер «Кискино горе». | Урок формирования умений и навыков. | Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Определение темы произведения. Характеристика персонажа. | Умение соблюдать интонацию при чтении; читать осознанно текст художественного произведения. | Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. | Индивидуальный опрос. Выразительное чтение. | 1 | |
59 | Э. Мошковская «Говорящая кошка»; А. Фройденберг «Великан и мышь». | Урок формирования умений и навыков. | Определение идеи произведения, авторского и собственного отношения к литературному персонажу. Озаглавливание прочитанного текста. | Умение определять тему и главную мысль произведения; читать стихотворные произведения наизусть; определять мотив поведения героев путем выбора правильного ответа из текста. | Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. | Фронтальный опрос. | 1 | |
60- 61 | Д. Биссет «Про тигрёнка Бинки, у которого исчезли полоски». | Уроки закрепления и систематизации знаний. | Знакомство с сюжетной схемой. Составление картинного плана. Пополнение словарного запаса. Обучение художественному пересказу прочитанного. | Умение определять характер произведения по рисункам; работать с иллюстрациями; читать осознанно текст художественного произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; читать стихотворные произведения наизусть. | Озаглавливать прочитанное и иллюстрации. Корректировать картинный план. Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. Выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки. | Индивидуальный опрос. Выразительное чтение. | 1 1 | |
62 | К. Ушинский «Спор деревьев». | Урок-инсценировка. | Составление рассказа по иллюстрации. Обучение правильному называнию книги (автор, заглавие). Освоение приема драматизации. | Знание понятия «драматизация». Умение инсценировать, читать по ролям сказку; сравнивать рассказ со сказкой; выражать свои чувства по отношению к прочитанному; определять тему и главную мысль произведения. | Пересказывать прочитанное в опоре на схему, картинный план, используя языковые выразительные средства из текста. Составлять рассказ по иллюстрации. Иллюстрировать прочитанное. | Чтение по ролям. | 1 | |
63 | Контрольное чтение №2. | Урок контроля умений и навыков. | Проверка техники чтения. | | | | 1 | |
Раздел V Автор и его герои (22 часа) | |
64 | В. Голявкин «Про весёлую книжку». | Комбинированный урок. | Определение темы произведения. Характеристика персонажа. Пополнение словарного запаса. | Умение объяснять авторское отношение к героям; читать бегло и осознанно текст художественного произведения; давать характеристику героям рассказа. | Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. Характеризовать персонаж в опоре на текст. | Индивидуальный опрос. Выразительное чтение. | 1 | |
65 | С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах». | Урок-конкурс. | Определение отношения автора к персонажу. Освоение приема драматизации. | Умение объяснять авторское отношение к героям; читать выразительно и по ролям стихотворение; определять тему и главную мысль произведения. | Характеризовать персонаж в опоре на текст. Выразительно читать литературные произведения по ролям. | Чтение наизусть. | 1 | |
66 | Л. Пантелеев «Карусели». | Уроки формирования умений и навыков. | Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. | Умение соблюдать интонацию; читать осознанно текст художественного произведения; составлять картинный план по прочитанному тексту; определять тему и главную мысль произведения. | Развивать воссоздающее и творческое воображение. Корректировать картинный план. Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. | Фронтальный опрос. | 1 | |
67 | Л. Пантелеев «Карусели». | Уроки формирования умений и навыков. | Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. | Умение соблюдать интонацию; читать осознанно текст художественного произведения; составлять картинный план по прочитанному тексту; определять тему и главную мысль произведения. | Развивать воссоздающее и творческое воображение. Корректировать картинный план. Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. | Фронтальный опрос. | 1 | |
68 | Л. Пантелеев «Как поросёнок говорить научился». | Комбинированный урок. | Анализ заголовка произведения. Сравнение произведений и их персонажей. Ранжирование произведений по тематике, жанру. | Умение прогнозировать содержание текста по его названию; определять тему и главную мысль произведения; выполнять творческий пересказ; отличать рассказ от сказки; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения. | Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать литературного героя. Составлять небольшой рассказ о герое. Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр». | Творческий пересказ с продолжением. | 1 | |
69 | В. Голявкин «В шкафу». | Уроки формирования умений и навыков. | Характеристика персонажа. Составление небольшого рассказа о персонаже по заранее составленному картинному плану. Словесное рисование. | Умение составлять картинный план; читать осознанно текст художественного произведения; определять его тему и главную мысль; отвечать за свои поступки. | Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. | Составление картинного плана. Творческий пересказ с продолжением. | 1 | |
70 | В. Голявкин «В шкафу». | Уроки формирования умений и навыков. | Характеристика персонажа. Составление небольшого рассказа о персонаже по заранее составленному картинному плану. Словесное рисование. | Умение составлять картинный план; читать осознанно текст художественного произведения; определять его тему и главную мысль; отвечать за свои поступки. | Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. | Составление картинного плана. Творческий пересказ с продолжением. | 1 | |
71 | А. Гайдар «Совесть». | Урок формирования умений и навыков. | Формирование нравственной позиции, а также личностных качеств: трудолюбия, правдивости, доброжелательности, стремления прийти на помощь, смелости, скромности. Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. | Умение определять характер текста; читать осознанно художественное произведение; определять тему и главную мысль; оценивать события, героев. | Читать «про себя», понимая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. | Фронтальный опрос. | 1 | |
72 | Б. Юнгер «Белая роза». | Урок закрепления знаний. | Выявление подтекста читаемого произведения. Определение идеи произведения, авторского отношения к литературному персонажу. | Умение объяснять авторское отношение к героям текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения, анализировать сказку. | Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. | Фронтальный опрос. | 1 | |
73 | Г. Цыферов «Град». | Комбинированный урок. | Характеристика персонажа, составление небольшого рассказа о нем. Чтение по ролям. | Умение описывать характер героев текста; читать осознанно текст художественного произведения; оценивать его события, героев; создавать небольшой устный текст на заданную тему. | Характеризовать литературного героя. Составлять небольшой рассказ о герое. Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр». | Индивидуальный контроль: выразительное чтение диалога ослика и медведя. | 1 | |
74 | Г. Горбовский «Розовый слон». | Урок формирования умений и навыков. | Определение авторского и собственного отношения к литературному персонажу. | Умение выполнять творческую работу (сочинение рассказа); читать выразительно стихотворение; создавать небольшой устный текст на заданную тему; отвечать на вопросы. | Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. Составлять монологическое высказывание. | Сочинение истории о слонике. | 1 | |
75 | Ф. Кривин «Родная коробка». | Урок формирования умений и навыков. | Пополнение словарного запаса. Обучение художественному пересказу прочитанного. | Умение определять главную мысль, сформулированную в тексте; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. | Иллюстрировать прочитанное. Характеризовать персонаж в опоре на текст. Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр». | Фронтальный опрос. | 1 | |
76 | В. Чаплина «Мушка». | Комбинированные уроки. | Составление картинного плана. Составление небольшого рассказа по иллюстрации. Соотнесение иллюстраций с текстом. | Умение подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям; определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений. | Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Озаглавливать текст, иллюстрацию. Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. | Индивидуальный опрос. Выразительное чтение. | 1 | |
77 | В. Чаплина «Мушка». | Комбинированные уроки. | Составление картинного плана. Составление небольшого рассказа по иллюстрации. Соотнесение иллюстраций с текстом. | Умение подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям; определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений. | Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Озаглавливать текст, иллюстрацию. Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. | Пересказ прочитанного. | 1 | |
78 | Л. Пантелеев «Две лягушки». | Урок формирования умений и навыков. | Характеристика персонажа. Выявление подтекста читаемого произведения. Определение идеи произведения. | Умение выполнять творческий пересказ от лица автора и лица героев; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; делить текст на смысловые части, составлять его простой план. | Читать «про себя», понимая содержание текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. | Творческий пересказ от лица автора и от лица главного героя. | 1 | |
79 | Е. Пермяк «Волшебные краски». | Урок формирования умений и навыков. | Определение отношения автора к персонажу. Сравнение произведений, их персонажей. Обобщение прочитанных произведений по заданным параметрам. | Знание понятия «логическое ударение». Умение использовать силу голоса для постановки логического ударения и передачи характера текста; объяснять авторское отношение к персонажам текста; определять тему и главную мысль; оценивать события и героев. | Сравнивать персонажей близких по тематике произведений. Обобщать прочитанное. | Фронтальный опрос. Выразительное чтение. | 1 | |
80 | С. Михалков «Аисты и лягушки». | Урок-инсценировка. | Формирование осознанности и выразительности чтения. Определение отношения автора к персонажу. | Умение читать по ролям; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль. | Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр». | Индивидуальный опрос. Выразительное чтение. | 1 | |
81 | С. Козлов «Правда, мы будем всегда?» | Комбинированный урок. | Анализ заголовка произведения. Определение собственного отношения к литературному персонажу. | Умение определять характер текста по заглавию; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; оценивать события, героев. | Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Определять эмоциональный характер текста. | Индивидуальный опрос. Выразительное чтение. | 1 | |
82 | С. Козлов «Вольный осенний ветер». | Урок формирования умений и навыков. | Характеристика персонажа. Составление небольшого рассказа о персонаже. Пополнение словарного запаса. | Умение читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; оценивать события и героев. | Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Характеризовать персонаж в опоре на текст. | Фронтальный опрос. | 1 | |
83 | Л.Н. Толстой «Зайцы»; Н. Рубцов «Про зайца». | Урок-конкурс. | Обогащение словарного запаса. Тренировка в заучивании наизусть. Определение отношения автора к персонажу. | Умение определять жанр, тему стихотворения, мотив поведения героев; читать осознанно текст художественного произведения; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); создавать небольшой устный текст на заданную тему. | Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. | Чтение наизусть. | 1 | |
84 | Русская народная сказка «Заяц-хваста». | Урок-викторина. | Сравнение произведений, их персонажей. Обобщение прочитанных произведений по заданным параметрам. | Умение выделять эпизоды из текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; прогнозировать содержание текста перед чтением и в процессе чтения. | Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр». Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. | Фронтальный опрос. | 1 | |
85 | Тест №3. | Урок контроля знаний, умений и навыков. | Проверка предметных и универсальных учебных умений. | Умение определять тему и главную мысль произведения; озаглавливать тексты; выделять в них главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному. | | Самостоятельная работа. | 1 | |
Раздел VI Слова, слова, слова... (10 часов) | |
86 | Г. Цыферов «Как цыпленок впервые сочинил сказку»; шотландская песенка. | Урок формирования умений и навыков. | Освоение приема «музыкальное иллюстрирование». Обогащение словарного запаса. Формирование осознанности и выразительности чтения. | Умение участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения; читать осознанно текст; определять тему и главную мысль; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения. | Определять эмоциональный характер текста. Иллюстрировать прочитанное. | Индивидуальный опрос. Выразительное чтение. | 1 | |
87 | Б. Шергин «Рифмы». | Урок изучения нового материала. | Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии). | Знание языковых средств выразительности; понятия «рифма». Умение читать выразительно и осознанно текст художественного произведения; выделять языковые средства выразительности; определять тему и главную мысль произведения. | Читать вслух плавно целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. | Фронтальный опрос. | 1 | |
88 | В. Даль «Кузовок»; А. Барто «Игра в слова»; И. Токмакова «Лягушки»; В. Берестов «Курица». | Урок повторения и систематизации знаний. | Обогащать словарный запас. Обучение выбору книги по заданной учителем теме. | Умение работать со словарем; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; оценивать события, героев; читать стихотворные произведения. | Озаглавливать текст, иллюстрацию. Сравнивать произведения схожей тематики. | Фронтальный опрос. | 1 | |
89 | Б. Заходер «Дырки в сыре». | Урок формирования умений и навыков. | Составление картинного плана. Освоение приема драматизации. | Знание звукоподражания как средства выразительности. Умение находить средства выразительности в произведении. | Корректировать картинный план. Выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки. | Чтение наизусть по ролям. | 1 | |
90 | А. Шибаев «Переполох», «Прислушайся к слову». | Комбинированный урок. | Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. | Умение анализировать образность художественной речи; читать выразительно стихотворение; определять тему и главную мысль произведения. | Определять эмоциональный характер текста. Выразительно читать литературные произведения. | Индивидуальный опрос. Выразительное чтение. | 1 | |
91 | Р. Сеф «Кактус», «На свете всё на всё похоже...». | Комбинированный урок. | Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. | Умение определять эмоциональность характера текста; читать выразительно и осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; читать стихотворные произведения наизусть. | Определять эмоциональный характер текста. Выразительно читать литературные произведения. | Фронтальный опрос. | 1 | |
92 | Г. Цыферов «Что такое звёзды?»; А.К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает...». | Урок формирования умений и навыков. | Знакомство с олицетворением (без термина). Обогащение словарного запаса. Освоение приема «музыкальное иллюстрирование». | Умение читать осознанно текст художественного произведения; сравнивать предметы; определять тему и главную мысль. | Заучивать стихотворения наизусть и декламировать их. Элементарно иллюстрировать текст. Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по его содержанию. | Фронтальный опрос. | 1 | |
93 | А.К. Толстой «Колокольчики мои...»; С. Есенин «Черемуха»; М. Исаковский «Ветер»; В. Рахманов «Одуванчики». | Урок изучения нового материала. | Знакомство с олицетворением (без термина). Обогащение словарного запаса. Освоение приема «музыкальное иллюстрирование». | Умение определять эмоциональность характера текста; читать осознанно текст художественного произведения; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); выполнять лексическую работу; создавать небольшой устный текст на заданную тему. | Заучивать стихотворения наизусть и декламировать их. Элементарно иллюстрировать текст. Определять его эмоциональный характер. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. | Фронтальный опрос. | 1 | |
94 | Тест №4. | Урок контроля знаний, умений и навыков. | Проверка предметных и универсальных учебных умений. | Умение прогнозировать содержание и жанр произведения перед чтением; ориентироваться в заявленных программой жанрах и их особенностях; правильно называть элементы книги и их назначение. | | Самостоятельная работа. | 1 | |
95 | Обобщение по теме. | Урок-викторина. | Обобщение прочитанных произведений по заданным параметрам. Обучение правильному называнию книги (автор, заглавие). Обучение ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению). | Знание правил систематизации книг. Умение систематизировать книги; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; пересказывать текст; делить его на смысловые части, составлять простой план, небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. | Сравнивать произведения схожей тематики и персонажей, близких по тематике произведений. Ранжировать небольшие произведения по тематике, жанровой принадлежности. Обобщать прочитанное. | Фронтальная работа. | 1 | |
Раздел VII План и пересказ (22 часа) | |
96 | Н. Сладков «Медведь и Солнце». | Урок формирования умений и навыков. | Чтение по ролям. Составление картинного плана. Характеристика персонажа. | Умение анализировать языковое оформление текста; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить его на смысловые части, составлять простой план, небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения. | Читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности. Составлять небольшой рассказ о герое. Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. | Индивидуальный опрос. Выразительное чтение. | 1 | |
97 | В. Осеева «Добрая хозяюшка». | Урок формирования умений и навыков. | Определение идеи произведения, авторского и собственного отношения к литературному персонажу. | Умение редактировать сказку; читать осознанно текст художественного произведения; определять идею; характеризовать героев. | Определять собственное и авторское отношение к персонажу. Соотносить название произведения с его содержанием. | Фронтальный опрос. | 1 | |
98 | Б. Житков «Храбрый утёнок». | Комбинированный урок. | Анализ заголовка произведения. Озаглавливание прочитанного текста, иллюстрации. Составление картинного плана. | Умение определять тему текста по рисункам; работать с иллюстрациями; составлять картинный план. | Определять собственное отношение к персонажу. Озаглавливать текст, иллюстрацию. Корректировать картинный план. | Фронтальный опрос. | 1 | |
99 | Э. Мошковская «Жадина». | Урок обобщения и систематизации. | Анализ заголовка произведения. Озаглавливание прочитанного текста, иллюстрации. Составление картинного плана. | Умение определять средства выразительности; читать осознанно текст художественного произведения; озаглавливать стихотворение по содержанию. | Сравнивать персонажей, близких по тематике произведений. Озаглавливать текст, иллюстрацию. Корректировать картинный план. | Фронтальный опрос. | 1 | |
100 | Тест №5. | Урок контроля знаний, умений и навыков. | Проверка предметных и универсальных учебных умений. | Умение понимать текст и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений; осознавать отношение автора к тому, о чём ведётся речь, и собственное отношение к тому, что и как написано; определять слово по элементам входящих в него букв. | | Самостоятельная работа. | 1 | |
101 | Русская народная сказка «Мена». | Уроки изучения нового материала. | Знакомство с фольклорными произведениями. Формирование осознанности и выразительности чтения. Пополнение словарного запаса. Обучение художественному пересказу прочитанного. | Знание понятия «диалог». Умение составлять характеристику главных героев; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; пересказывать сказку по схематическому плану. | Читать выразительно, передавая эмоциональный характер текста и соблюдая знаки препинания. Читать по ролям, используя интонационные средства выразительности. | Пересказ, индивидуальный опрос. | 1 | |
102 | Русская народная сказка «Мена». | Уроки изучения нового материала. | Знакомство с фольклорными произведениями. Формирование осознанности и выразительности чтения. Пополнение словарного запаса. Обучение художественному пересказу прочитанного. | Знание понятия «диалог». Умение составлять характеристику главных героев; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; пересказывать сказку по схематическому плану. | Читать выразительно, передавая эмоциональный характер текста и соблюдая знаки препинания. Читать по ролям, используя интонационные средства выразительности. | Пересказ, индивидуальный опрос. | 1 | |
103 | В. Сухомлинский «Вьюга». | Урок формирования умений и навыков. | Деление текста на смысловые части и их озаглавливание. Составление рассказа по иллюстрации. Определение идеи произведения. | Умение определять главную мысль текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения. | Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Определять тему, идею произведения. | Фронтальный опрос. | 1 | |
104 | Контрольное чтение №3. | Урок контроля умений и навыков. | Проверка техники чтения. | | | | 1 | |
105 | Н. Носов «На горке». | Комбинированный урок. | Составление рассказа по картинному плану. Определение темы произведения. Характеристика персонажа. | Умение определять тему текста по рисункам; работать с иллюстрациями; читать осознанно текст художественного произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему. | Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. | Фронтальный опрос. | 1 | |
106 | В. Осеева «Хорошее». | Урок формирования умений и навыков. | Анализ заголовка произведения. Чтение по ролям. Составление картинного плана. Характеристика персонажа. | Умение анализировать соответствие названия рассказа и содержания; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев. | Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Корректировать картинный план. Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. Пересказывать прочитанное в опоре на схему, картинный план, используя языковые выразительные средства из прочитанного текста. | Фронтальный опрос. Выразительное чтение. | 1 | |
107 | Д. Биссет «Про поросёнка, который учился летать». | Урок – творческий отчёт. | Составление плана произведения. Определение темы произведения. Характеристика персонажа. | Умение корректировать деформированный план; читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль; пересказывать текст; соотносить содержание сказки и древнего мифа. | Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Характеризовать персонаж в опоре на текст. | Пересказ от лица главного героя произведения. | 1 | |
108 | В. Гаршин «Лягушка-путешественница». | Уроки формирования умений и навыков. | Обогащение словарного запаса. Составление плана. Обучение пересказу от лица главного героя. Определение отношения автора к персонажу. | Умение отбирать отрывки к иллюстрациям; читать осознанно текст художественного произведения; анализировать характер главного героя; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст. | Характеризовать персонаж в опоре на текст. Определять тему, идею произведения. Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. Пересказывать прочитанное. | Пересказ от лица главного героя произведения. Индивидуальный опрос. | 1 | |
109 | В. Гаршин «Лягушка-путешественница». | Уроки формирования умений и навыков. | Обогащение словарного запаса. Составление плана. Обучение пересказу от лица главного героя. Определение отношения автора к персонажу. | Умение отбирать отрывки к иллюстрациям; читать осознанно текст художественного произведения; анализировать характер главного героя; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст. | Характеризовать персонаж в опоре на текст. Определять тему, идею произведения. Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. Пересказывать прочитанное. | Выразительное чтение. Фронтальный опрос. | 1 | |
110 | С. Михалков «Бараны»; К. Ушинский «Два козлика». | Комбинированный урок. | Освоение приема драматизации. Определение идеи произведения. Характеристика персонажа. | Умение читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; оценивать события, героев; сравнивать, наблюдать, делать выводы. | Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Пересказывать прочитанное. Выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки. | Индивидуальный опрос. Выразительное чтение. | 1 | |
111 | С. Козлов «Черный омут». | Уроки формирования умений и навыков. | Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана. Выявление подтекста произведения. Определение отношения автора к персонажу. | Умение выделять народные черты в авторской сказке; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; оценивать события, героев; преодолевать трудности; различать сказки народные и литературные. | Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию. Соотносить название произведения с его содержанием. Корректировать картинный план. | Словесное рисование. Графическое рисование. Индивидуальный опрос. Выразительное чтение. | 1 | |
112 | С. Козлов «Черный омут». | Уроки формирования умений и навыков. | Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана. Выявление подтекста произведения. Определение отношения автора к персонажу. | Умение выделять народные черты в авторской сказке; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; оценивать события, героев; преодолевать трудности; различать сказки народные и литературные. | Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию. Соотносить название произведения с его содержанием. Корректировать картинный план. | Словесное рисование. Графическое рисование. Индивидуальный опрос. Выразительное чтение. | 1 | |
113 | Контрольная работа (тест) | Урок контроля знаний, умений и навыков. | Проверка предметных и универсальных учебных умений. | Умение давать персонажам полную характеристику; определять тему и главную мысль произведения; соотносить содержание произведения с языковыми средствами выразительности. | | Самостоятельная работа. | 1 | |
114 | М. Пляцковский «Как Утёнок свою тень потерял». | Урок формирования умений и навыков. | Формирование осознанности и выразительности чтения. Знакомство с сюжетной схемой. Составление картинного плана, работа с деформированным картинным планом. | Умение редактировать деформированный план; прогнозировать характер текста (прием антиципации); определять тему, идею и главную мысль; пересказывать текст; делить его на смысловые части, составлять простой план; различать сказки народные и литературные; определять позицию автора. | Соотносить название произведения с его содержанием; иллюстрации – с фрагментами текста. Озаглавливать прочитанное и иллюстрации. | Фронтальный опрос. | 1 | |
115 | Е. Карганова «Как Цыпленок голос искал». | Урок формирования умений и навыков. | Знакомство с сюжетной схемой. Освоение приема драматизации. Составление комиксов. | Умение озвучивать иллюстрации картинного плана; читать осознанно текст художественного произведения и рассуждать; определять тему и главную мысль; составлять комиксы. | Корректировать картинный план. Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. Пересказывать прочитанное в опоре на схему, картинный план, используя языковые выразительные средства из прочитанного текста. | Словесное и графическое рисование. | 1 | |
116 | Немецкая сказка «Русалочка». | Комбинированный урок. | Составление картинного плана, работа с деформированным планом. Озаглавливание прочитанного, иллюстраций. Обучение художественному пересказу прочитанного. | Умение редактировать деформированный план; выполнять словесное рисование; переводить картинный план в словесный; выделять особенности героев сказки; анализировать иллюстрации; различать сказки народные и литературные. | Корректировать картинный план. Выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки. Пересказывать прочитанное в опоре на схему, картинный план, используя языковые выразительные средства из прочитанного текста. | Фронтальный опрос. Выразительное чтение. | 1 | |
117 | Немецкая сказка «Русалочка». | Комбинированный урок. | Составление картинного плана, работа с деформированным планом. Озаглавливание прочитанного, иллюстраций. Обучение художественному пересказу прочитанного. | Умение редактировать деформированный план; выполнять словесное рисование; переводить картинный план в словесный; выделять особенности героев сказки; анализировать иллюстрации; различать сказки народные и литературные. | Корректировать картинный план. Выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки. Пересказывать прочитанное в опоре на схему, картинный план, используя языковые выразительные средства из прочитанного текста. | Фронтальный опрос. Выразительное чтение. | 1 | |
Раздел VIII В мире книг (15 часов) | |
118 | К. Ушинский «Два плуга». | Урок формирования умений и навыков. | Обучение правильному называнию книги (автор, заглавие); ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению). | Умение формулировать тему небольшого текста; читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); определять тему и главную мысль; создавать небольшой устный текст на заданную тему. | Соотносить пословицы с произведениями. Определять тему, идею произведения. | Фронтальный опрос. | 1 | |
119 | Л.Н. Толстой «Филипок». | Урок формирования умений и навыков. | Обучение правильному называнию книги (автор, заглавие); ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению). | Умение излагать события от имени героя текста; выразительно читать рассказ; определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять его простой план. | Характеризовать персонаж в опоре на текст. Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. Ориентироваться в книге по обложке, содержанию. | | 1 | |
120 | В. Авдеенко «Маленькая Баба-Яга». | Комбинированный урок. | Обучение правильному называнию книги (автор, заглавие); ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению). Чтение по ролям. | Знание понятия «авторские ремарки». Умение читать осознанно, выразительно, по ролям; определять тему и главную мысль произведения; четко отвечать на вопросы; различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); различать сказки народные и литературные. | Характеризовать персонаж в опоре на текст. Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. Ориентироваться в книге по обложке, содержанию. | | 1 | |
121 | Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой». Тест №7. | Урок обобщения и систематизации знаний. | Обучение правильному называнию книги (автор, заглавие); ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению). Проверка предметных и универсальных учебных умений. | Умение отвечать на вопросы; соотносить пословицы с изученными художественными произведениями. | Выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки. Ориентироваться в книге по обложке, содержанию. | Фронтальная работа. Самостоятельная работа. | 1 | |
122 | Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца». | Урок формирования умений и навыков. | Формирование осознанности и выразительности чтения. Определение темы произведения. Характеристика персонажа. Обучение ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению). Книжные иллюстрации и их авторы. | Умение искать ответы на вопросы в тексте; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; различать сказки народные и литературные. | Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Характеризовать персонаж в опоре на текст. Соотносить название произведения с его содержанием. | Фронтальный опрос. | 1 | |
123 | Н. Сладков «Бежал ёжик по дорожке». | Урок формирования умений и навыков. | Обучение выбору книги по заданной учителем теме; ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению). | Умение составлять картинный план; читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); определять тему и главную мысль произведения; отвечать на вопросы, рассуждать, делать выводы, придумывать свои вопросы к сказке. | Осуществлять выбор книги по заданному параметру. Сравнивать персонажей близких по тематике произведений. Пересказ прочитанного. | Пересказ прочитанного. Составление картинного плана. | 1 | |
124 | М. Пришвин «Ёж». | Комбинированный урок. | Обучение выбору книги по заданной учителем теме; ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению). | Умение выполнять словесное рисование; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; пересказывать текст; делить его на смысловые части, составлять простой план; находить в тексте понравившийся фрагмент и выразительно читать его. | Осуществлять выбор книги по заданному параметру. Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. Выразительно читать литературные произведения | Словесное рисование. Графическое рисование. | 1 | |
125 | Б. Заходер «Птичья школа». | Урок-викторина. | Обучение выбору книги по заданной учителем теме; ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению). | Умение анализировать шуточные стихотворения; комментировать прочитанное, словесно иллюстрировать отдельные эпизоды; сравнивать стихотворения разных авторов; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев. | Иллюстрировать прочитанное. Участвовать в литературной викторине. Ориентироваться в книге по обложке, содержанию. | Фронтальный опрос. | 1 | |
126 | Н. Носов «Затейники». | Урок формирования умений и навыков. | Обучение выбору книги по заданной учителем теме; ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению). Определение идеи произведения, авторского и собственного отношения к литературному персонажу. | Умение объяснять авторское отношение к героям текста; пересказывать так, чтобы получилось смешно, таинственно, страшно, как у автора; определять тему и главную мысль произведения. | Ориентироваться в книге по обложке, содержанию. Характеризовать персонаж в опоре на текст. Инсценировать прочитанное. Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр». | Фронтальный опрос. | 1 | |
127 | Н. Носов «Живая шляпа». | Урок обобщения и систематизации. | Обучение выбору книги по заданной учителем теме; ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению). Определение идеи произведения, авторского и собственного отношения к литературному персонажу. | Умение выделять юмор в веселых рассказах; самостоятельно работать с текстом; «рисовать» картинки к рассказу; пересказывать текст; составлять картинный план. | Ориентироваться в книге по обложке, содержанию. Характеризовать персонаж в опоре на текст. Инсценировать прочитанное. Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр». | Пересказ. | 1 | |
128 | Е. Пермяк «Торопливый ножик», «Самое страшное». | Урок изучения нового материала. | Знакомство с понятием «предисловие» и его ролью в литературном произведении. Формирование осознанности и выразительности чтения. Определение темы произведения. Характеристика персонажа. | Знание понятия «предисловие». Умение анализировать поучительные рассказы; читать по ролям; участвовать в беседе по содержанию рассказа; находить главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения. | Читать «про себя», осознавая содержание текста. Определять эмоциональный характер произведения. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. | Фронтальный опрос. | 1 | |
129 | Н. Носов «Фантазёры». | Урок формирования умений и навыков. | Обучение выбору книги по заданной учителем теме; ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению). Определение идеи произведения, авторского и собственного отношения к литературному персонажу. | Знание понятий: фантазия, небылица, фантазер. Умение выражать собственное отношение к героям текста; выразительно читать по ролям, инсценировать рассказ; находить отрывки по заданию учителя; пересказывать текст. | Характеризовать персонаж в опоре на текст. Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки. | Инсценировка. | 1 | |
130 | Обобщение Тест №8. | Урок контроля знаний, умений и навыков. | Проверка предметных и универсальных учебных умений. | Умение выражать собственное аргументированное мнение о произведениях и героях. | | Самостоятельная работа. | 1 | |
131 | Б. Емельянов «Зелёная букашина». | Урок обобщения и закрепления. | Обучение ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению). Пополнение словарного запаса. Обучение художественному пересказу прочитанного. | Умение: участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения; определять по обложке, титульному листу, предисловию, о чем рассказывает книга; различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация). | Пересказывать прочитанное в опоре на схему, картинный план, используя языковые выразительные средства из прочитанного текста. Ориентироваться в книге по обложке, содержанию. | Фронтальный опрос. | 1 | |
132 | Контрольное чтение №4. | Урок контроля умений и навыков. | Проверка техники чтения. | | | | 1 | |
133-136 | Резерв. | | | | | | | |