kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

" Календарно-тематическое планирование по литературному чтению во 2 классе " (УМК Гармония)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению разработано в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами обязательного начального образования ( УМК Гармония)....////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«" Календарно-тематическое планирование по литературному чтению во 2 классе " (УМК Гармония) »

Календарно-тематическое планирование по предмету «Литературное чтение» 2 класс (4ч/нед, 136 уроков)


Тема урока

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые предметные результаты

освоения материала

Универсальные учебные действия

Виды контроля


Кол-во часов

Дата

Раздел I

Читая — думаем (26 часов)


1

Знакомство с учебником.

М. Бородицкая «Первое сентября»; В. Берестов «Читалочка».



Комбинированный урок.

Знакомство с литературными произведениями школьной тематики. Создание положительной мотивации к обучению в целом и к чтению в частности.


Знание структуры учебника, способов ориентирования в учебнике.

Умение составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация).


Различать типы книг (изданий), виды информации (научная, художественная) с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг.


1


2

К. Ушинский «Наше Отечество».



Урок изучения нового материала.

Знакомство с произведениями классиков советской детской литературы. Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Определение темы текста. Обогащение словарного запаса.


Умение читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать его, делить на смысловые части; создавать небольшое устное высказывание на заданную тему.

Работать с учебным текстом, определяя вопрос или вопросы, на которые дает ответы текст. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения. Читать целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы.

Пересказ прочитанного произведения.

1


3

В. Орлов «Родное»; П. Воронько «Лучше нет родного края»; Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине»;

О. Дриз «Загадка».



Урок-конкурс.

Знакомство с произведениями о Родине, природе, приключениях. Выяснение роли иллюстрации в книге и в понимании произведения. Определение темы текста. Обогащение словарного запаса. Тренировка в заучивании наизусть.


Знание правил заучивания стихотворений.

Умение выполнять словесное рисование картин природы; читать осознанно текст художественного произведения, учить стихотворные произведения наизусть (по выбору); составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой). Пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг.

Чтение наизусть. Фронтальный опрос.

1


4

Б. Заходер «Два и три»; Р. Сеф «Считалочка»; М. Юдалевич «Три плюс пять».



Комбинированный урок.

Участие в коллективном рассуждении о значении обучения и умения читать. Определение темы текста.

Умение читать осознанно текст художественного произведения, стихотворные произведения наизусть (по выбору); анализировать название произведения.

Декламировать произведения. Определять эмоциональный характер текста. Соотносить название произведения с его содержанием.

Чтение наизусть.

1


5

В. Левин «Чудеса в авоське»; С. Иванов «Какой сегодня весёлый снег...», «Зимой Ваня сделал кормушку...».



Урок формирования умений и навыков.

Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях).


Знание понятия «рифма».

Умение находить рифму в произведении; рифмовать слова, текст; читать осознанно текст художественного произведения.

Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Развивать воссоздающее и творческое воображение.

Чтение наизусть. Фронтальный опрос.

1


6

А. Шибаев «Кто слово найдёт».



Комбинированный урок.

Обогащение словарного запаса.

Тренировка в заучивании наизусть.


Умение составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); делить текст на смысловые части.

Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Соотносить название произведения с его содержанием.

Чтение наизусть. Фронтальный опрос.

1


7

В. Берестов «Если хочешь пить», «Гололедица».



Урок формирования умений и навыков.

Формирование осознанности и выразительности чтения. Знакомство с русскими народными пословицами.


Умение создавать небольшой устный текст на заданную тему; подбирать пословицы к стихам; приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).

Соотносить пословицы с произведениями.

Различать жанры произведений: малые фольклорные и литературные формы.

Индивидуальный опрос.

1


8

Б. Заходер «Как Волк песни пел».



Урок-инсценировка.

Освоение чтения по ролям. Выявление подтекста читаемого произведения.


Умение прогнозировать характер текста по названию (заголовку); определять жанр произведения; читать осознанно текст художественного произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; пересказывать текст.

Прогнозировать характер текста. Определять жанр произведения. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.

Индивидуальный опрос. Выразительное чтение.

1


9

С. Прокофьева «Сказка о том, как зайцы испугали Серого Волка».



Урок формирования умений и навыков.

Выявление подтекста читаемого произведения. Чтение по ролям. Составление небольшого рассказа по иллюстрации и по названию.


Умение делить текст на смысловые части, составлять его простой план; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу.

Соотносить название произведения с его содержанием. Соотносить фрагменты текста и иллюстрации. Читать по ролям, используя интонационные средства выразительности. Читать «про себя», осознавая содержание текста.

Индивидуальный опрос. Выразительное чтение.

1


10

B. Зотов «За двумя зайцами».



Комбинированный урок.

Обсуждение значения сноски в тексте и работа с ней. Определение темы текста. Обогащение словарного запаса.


Знание понятия «сноска».

Умение работать с элементом книги «сноска»; читать выразительно и осознанно текст художественного произведения, пересказывать его, делить на смысловые части, составлять простой план; различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); различать сказки народные и литературные.

Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Читать вслух плавно целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания.

Индивидуальный опрос. Выразительное чтение.

1


11-

12

Э. Шим «Жук на ниточке», «Очень вредная крапива».


Уроки формирования умений и навыков.

Характеристика персонажа. Составление небольшого рассказа о персонаже. Определение идеи произведения. Чтение по ролям.


Умение читать выразительно текст художественного произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения.

Ориентироваться в книге по обложке. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать литературного героя.

Фронтальный опрос. Пересказ прочитанного произведения.

1

1


13

Л.Н. Толстой «Косточка».



Урок изучения нового материала.

Знакомство с литературными произведениями нравственной тематики. Формирование нравственной позиции, а также личностных качеств: трудолюбия, правдивости, доброжелательности, стремления прийти на помощь, смелости, скромности. Знакомство с творчеством Л.Н. Толстого, с понятием «быль».

Умение читать осознанно текст художественного произведения; различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу.

Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать литературного героя.

Индивидуальный опрос. Выразительное чтение.

1


14

C. Прокофьева «Когда можно плакать?»



Комбинированный урок.

Определение идеи произведения, отношения автора и собственного отношения к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана.


Умение читать осознанно текст художественного произведения; делить его на смысловые части, составлять простой план, небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности. Определять эмоциональный характер текста.

Составление плана. Фронтальный опрос.

1


15

В. Сухомлинский «Пусть будут и Соловей, и Жук».



Урок-диспут.

Составление небольшого рассказа по иллюстрации. Сравнение произведений, персонажей разных произведений. Ранжирование произведений по тематике, жанру.

Умение давать характеристику персонажу; определять главную мысль произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.

Индивидуальный опрос.

1


16

С. Козлов «В сладком морковном лесу»; В. Осеева «Сторож».



Урок формирования умений и навыков.

Характеристика персонажа. Составление небольшого рассказа о персонаже. Выявление подтекста читаемого произведения. Определение идеи произведения.


Умение использовать силу голоса при чтении; пересказывать текст, читать по ролям; делить текст на смысловые части, составлять его простой план.


Характеризовать литературного героя. Составлять небольшой рассказ о герое. Определять собственное отношение к персонажу. Определять отношение автора к персонажу.

Индивидуальный опрос, пересказ.

1


17

В. Осеева «Кто наказал его?»; А. Барто «Рыцари».



Комбинированный урок.

Формирование нравственной позиции, а также личностных качеств: трудолюбия, правдивости, доброжелательности, стремления прийти на помощь, смелости, скромности.

Умение использовать силу голоса при чтении; пересказывать текст, читать по ролям; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; составлять небольшое монологическое высказывание.

Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.

Чтение наизусть. Фронтальный опрос.

1


18

В. Осеева «Плохо»; Д. Хармс «Удивительная кошка».



Урок формирования умений и навыков.

Характеристика персонажа. Составление небольшого рассказа о персонаже. Выявление подтекста читаемого произведения.

Умение оценивать события, героев произведения; анализировать взаимоотношения героев, оценивать их поступки; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); прогнозировать содержание текста на основе заглавия и иллюстрации.

Читать «про себя», понимая содержание текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Соотносить название произведения с его содержанием. Соотносить пословицы с произведениями.


Индивидуальный опрос. Выразительное чтение.

1


19

Русская народная сказка «Лиса и журавль».



Урок изучения нового материала.

Знакомство со сказками народными (разных народов) и литературными (авторскими). Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Характеристика персонажа. Освоение приема драматизации.

Умение читать осознанно текст художественного произведения; приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); различать сказки народные и литературные.


Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Читать вслух плавно целыми словами. Характеризовать персонаж в опоре на текст. Соотносить название произведения с его содержанием.

Фронтальный опрос.

1


20

Индийская сказка «Ссора птиц».



Урок формирования умений и навыков.

Знакомство со сказками народными (разных народов) и литературными (авторскими). Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Характеристика персонажа. Выявление подтекста произведения. Определение идеи произведения.

Умение читать выразительно, артистично текст художественного произведения, пересказывать его и инсценировать; различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); оценивать поступки героев сказки.

Соотносить иллюстрации с фрагментами текста.

Определять тему, идею произведения. Озаглавливать прочитанные отрывки и иллюстрации.


Индивидуальный опрос. Выразительное чтение.

1


21

В. Берестов «Посадили игрушку на полку...», Э. Мошковская «Всего труднее дело...».



Комбинированный урок.

Определение авторского и собственного отношения к литературному персонажу.


Умение определять эмоциональный характер читаемого произведения; читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости), выразительно в парах по частям; оценивать чтение товарища.

Пересказывать прочитанное в опоре на схему, картинный план, используя языковые выразительные средства из прочитанного текста. Составлять рассказ по иллюстрации.

Фронтальная беседа.

1


22

Русская народная сказка «Самое дорогое».



Урок-инсценировка.

Знакомство с понятием «бытовая сказка». Озаглавливание прочитанного, иллюстраций. Пополнение словарного запаса. Обучение художественному пересказу прочитанного.


Знание особенностей бытовой сказки.

Умение пересказывать с опорой на картинный план; читать осознанно текст художественного произведения; приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня).

Выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки.

Индивидуальный опрос. Выразительное чтение.

1


23

С. Баруздин «Кузнец».



Урок формирования умений и навыков.

Развитие читательской интуиции, совершенствование навыков чтения. Ознакомление с новой авторской сказкой. Обучение нахождению черт сходства с народной сказкой.

Умение читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); пересказывать текст (объем не более 1,5 страниц); приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.

Чтение по ролям.

1


24

Б. Заходер «Петя мечтает».



Урок формирования умений и навыков.

Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Определение темы произведения.


Умение читать осознанно текст художественного произведения, оценивать события, героев; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); прогнозировать содержание по заголовку; анализировать стихотворный текст; отличать «добрый смех» от иронии.

Составлять небольшой рассказ о герое. Определять собственное отношение к персонажу. Определять отношение автора к персонажу.

Индивидуальный опрос. Выразительное чтение.

1


25

Русская народная сказка «Два Мороза».



Комбинированный урок.

Обучение художественному пересказу прочитанного. Освоение приема драматизации. Составление рассказа по иллюстрации.


Знание понятий: «драматизация», «волшебная сказка».

Умение читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; пересказывать, делить текст на смысловые части, составлять его простой план; оценивать события, героев произведения; приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); различать сказки народные и литературные.

Выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки.

Инсценировка, заучивание ролей наизусть.

1


26

Тест №1.



Урок контроля знаний, умений и навыков.

Проверка усвоения основных понятий, предметных и универсальных учебных умений.

Знание значений понятий: «сноска», «быль», «драматизация».

Умение различать произведения различных жанров; отвечать на вопросы по содержанию произведения; характеризовать героя.


Самостоятельная работа.

1


Раздел II

Читаем правильно (10 часов)


27

В. Бардадым «Мы читаем!»; В. Гусев «Вот так кот»; Н. Бурсов «Кот и крот».



Комбинированный урок.

Знакомство с понятием «скороговорка». Работа над выразительностью чтения, ритмом.

Знание понятия «скороговорка», ее назначения.

Умение читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Читать вслух плавно целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями.

Фронтальный опрос.

1


28

Д. Биссет «Орёл и овечка».


Урок формирования умений и навыков.

Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения.


Умение давать характеристику необычным персонажам; читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль; оценивать события, героев произведения, выделять опорные слова.

Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств.


Индивидуальный опрос, пересказ.

1


29

В. Драгунский «Заколдованная буква».



Урок изучения нового материала.


Урок формирования умений и навыков.

Определение идеи произведения, авторского и собственного отношения к литературному персонажу.

Знание понятия «орфоэпическое чтение».

Умение читать орфоэпически, по ролям; определять тему, характер и главную мысль произведения; пересказывать текст.

Соотносить название произведения с его содержанием. Инсценировать прочитанное. Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр».


Орфоэпическое чтение по ролям.

1


30

В. Драгунский «Заколдованная буква».



Урок изучения нового материала.


Урок формирования умений и навыков.

Определение идеи произведения, авторского и собственного отношения к литературному персонажу.

Знание понятия «орфоэпическое чтение».

Умение читать орфоэпически, по ролям; определять тему, характер и главную мысль произведения; пересказывать текст.

Соотносить название произведения с его содержанием. Инсценировать прочитанное. Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр».


Орфоэпическое чтение по ролям.

1


31

В. Драгунский «Когда я был маленький».


Урок формирования умений и навыков.


Обучение правильному называнию книги (автор, заглавие). Обучение выбору книги по заданной учителем теме. Ранжирование произведений по тематике, жанру.


Умение делить текст на смысловые части, составлять его простой план; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Озаглавливать текст, иллюстрацию. Сравнивать произведения схожей тематики. Сравнивать персонажей близких по тематике произведений.

Фронтальный опрос, пересказ.

1


32

В. Драгунский «Не пиф, не паф!»



Комбинированный урок.

Определение темы произведения. Характеристика персонажа. Определение собственного отношения к литературному персонажу.


Умение оценивать события, героев произведения, составлять словесный портрет (описание героя); объяснять смысловой и эмоциональный подтекст; читать осознанно текст художественного произведения; определять авторское отношение к персонажам.

Читать «про себя», осознавая содержание текста. Определять эмоциональный характер произведения. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

Индивидуальный опрос. Выразительное чтение.

1


33

Н. Носов «Находчивость».



Урок формирования умений и навыков.

Пополнение словарного запаса. Обучение художественному пересказу прочитанного. Составление рассказа по иллюстрации.


Умение читать по ролям; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. Выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки.

Фронтальный опрос.

1


34

Дж. Родари «Машинка для приготовления уроков».



Урок повторения и систематизации знаний.

Определение идеи произведения, авторского и собственного отношения к литературному персонажу.


Умение определять мотивы поведения героев, читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль, оценивать события, героев.

Характеризовать персонаж в опоре на текст. Соотносить название произведения с его содержанием; иллюстрации с фрагментами текста.

Индивидуальный опрос. Выразительное чтение.

1


35

Б. Заходер «Муравей».



Урок формирования умений и навыков.

Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения.

Умение строить рассказ по опорным картинкам; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события; находить в тексте логически законченные части произведения.


Корректировать картинный план. Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения.

Индивидуальный опрос.

1


36

Контрольное чтение №1.



Урок контроля умений и навыков.

Проверка техники чтения.




1


Раздел III

Читаем быстро (7 часов)


37

Скороговорки; И. Мазнин «Шла лисица»; Е. Благинина «У Вари…»; М. Бородицкая «Были галчата в гостях у волчат».



Комбинированный урок.

Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Участие в конкурсе скороговорок.


Знание правил заучивания и определения скороговорок.

Умение четко проговаривать скороговорки и чистоговорки в быстром темпе; читать осознанно текст художественного произведения; приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).

Читать вслух плавно целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями.

Индивидуальный опрос. Выразительное чтение.

1


38

Р. Сеф «Бесконечные стихи»; Э. Мошковская «Болельщик».



Урок-конкурс.

Обогащение словарного запаса. Тренировка в заучивании наизусть.


Знание определения лирического героя стихотворения.

Умение прогнозировать содержание произведения; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору).


Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.

Чтение наизусть.

1


39

Ю. Ермолаев «Угодили».



Урок формирования умений и навыков.

Выявление подтекста читаемого произведения. Определение идеи произведения. Определение отношения автора к персонажу.


Умение читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Читать «про себя», понимая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств.

Индивидуальный опрос. Выразительное чтение.

1


40

В. Осеева «Просто старушка».



Урок-инсценировка.

Определение авторского и собственного отношения к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения.

Умение определять характер персонажей; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; пересказывать текст; оценивать события, героев.

Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Инсценировать прочитанное. Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр».

Фронтальный опрос.

1


41

В. Голявкин «Как я под партой сидел».



Урок формирования умений и навыков.

Пополнение словарного запаса. Обучение художественному пересказу прочитанного. Освоение приема драматизации.


Умение определять, от какого лица идет повествование, тему текста; читать осознанно текст художественного произведения; пересказывать текст; различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня).

Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр».

Индивидуальный опрос. Выразительное чтение.

1


42

В. Голявкин «Про то, для кого Вовка учится»; дагестанская сказка «Храбрый мальчик».



Комбинированный урок.

Сравнение произведений, их персонажей. Знакомство со сказками народными (разных народов) и литературными (авторскими).



Умение читать осознанно текст художественного произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения.

Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.

Фронтальный опрос. Пересказ.

1


43

Тест №2.



Урок контроля знаний, умений и навыков.

Проверка предметных и универсальных учебных умений.

Умение понимать содержание текста и подтекста несложных по художественному и смысловому уровню произведений; определять слово по элементам входящих в него букв; давать персонажам достаточную характеристику.


Самостоятельная работа.

1


Раздел IV

Читаем выразительно (20 часов)


44

А. Прокофьев «Как на горке, на горе»; А. Фет «Чудная картина...».



Урок формирования умений и навыков.

Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения.


Умение читать выразительно, осознанно текст художественного произведения, определять его тему и главную мысль; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); рассказывать о поэтах А. Прокофьеве, А. Фете; понимать настроение лирического героя.

Читать «про себя», осознавая содержание произведения. Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

Чтение наизусть.

1


45

С. Воронин «Храбрый клоун».


Уроки формирования умений и навыков.


Характеристика персонажа. Определение темы, идеи произведения, авторского и собственного отношения к литературному персонажу.



Умение прогнозировать жанр произведения; определять мотив поведения героев путем выбора правильного ответа из текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; оценивать события, героев; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Читать «про себя», осознавая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Определять тему, идею произведения.

Индивидуальный опрос. Выразительное чтение. Фронтальный опрос.

1


46

С. Воронин «Храбрый клоун».


Уроки формирования умений и навыков.


Характеристика персонажа. Определение темы, идеи произведения, авторского и собственного отношения к литературному персонажу.



Умение прогнозировать жанр произведения; определять мотив поведения героев путем выбора правильного ответа из текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; оценивать события, героев; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Читать «про себя», осознавая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Определять тему, идею произведения.

Индивидуальный опрос. Выразительное чтение. Фронтальный опрос.

1


47

С. Маршак «Жадина»; О. Григорьев «Яма»; Э. Успенский «Всё в порядке».



Комбинированный урок.

Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Определение темы произведения.


Умение выполнять творческую работу (сочинение сказок); читать осознанно текст художественного произведения; читать по ролям; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору).

Читать вслух плавно целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания.

Индивидуальный опрос. Выразительное чтение.

1


48

В. Осеева «Три товарища»; Н. Матвеева «Девочка и пластилин».



Урок-диспут.

Формирование нравственной позиции, а также личностных качеств: трудолюбия, правдивости, доброжелательности, стремления прийти на помощь, смелости, скромности.

Умение характеризовать персонажи; определять собственное отношение к их поступкам; читать осознанно текст художественного произведения; определять его тему и главную мысль.

Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Инсценировать прочитанное.

Фронтальный опрос.

1


49

Ю. Ермолаев «Два пирожных».



Урок формирования умений и навыков.

Определение отношения автора к персонажу. Определение собственного отношения к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения.


Умение оценивать события, героев произведения; объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств.

Индивидуальный опрос. Выразительное чтение.

1


50

Э. Мошковская «Обида».



Комбинированный урок.

Составление партитуры для выразительного чтения.

Умение определять эмоциональный тон персонажа; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); проводить лексическую работу; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Определять эмоциональный характер текста.

Фронтальный опрос.

1


51

Э. Мошковская «Трудный путь»; Е. Благинина «Посидим в тишине».



Урок изучения нового материала.

Знакомство с понятием «пауза». Паузы – длительные и короткие – в зависимости от смысла читаемого.

Знание понятия «пауза».

Умение читать осознанно текст художественного произведения, соблюдая паузы; определять тему и главную мысль; оценивать события, героев; читать стихотворные произведения наизусть.

Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Определять эмоциональный характер текста.


Индивидуальный опрос. Выразительное чтение.

1


52

И. Дик «Красные яблоки».



Уроки формирования умений и навыков.

Формирование нравственной позиции, а также личностных качеств: трудолюбия, правдивости, доброжелательности, стремления прийти на помощь, смелости, скромности. Чтение по ролям.

Знание понятия «логическое ударение».

Умение определять построение, характер текста, глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное; использовать силу голоса для постановки логического ударения; участвовать в диалоге; формулировать и высказывать свое мнение о прочитанном по плану.

Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Составлять небольшой рассказ о герое по ранее составленному плану.

Составление плана.

Пересказ прочитанного текста.

1


53

И. Дик «Красные яблоки».



Уроки формирования умений и навыков.

Формирование нравственной позиции, а также личностных качеств: трудолюбия, правдивости, доброжелательности, стремления прийти на помощь, смелости, скромности. Чтение по ролям.

Знание понятия «логическое ударение».

Умение определять построение, характер текста, глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное; использовать силу голоса для постановки логического ударения; участвовать в диалоге; формулировать и высказывать свое мнение о прочитанном по плану.

Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Составлять небольшой рассказ о герое по ранее составленному плану.

Составление плана.

Пересказ прочитанного текста.

1


54

А. Барто «Перед сном»; С. Козлов «Заяц и Медвежонок».



Урок – творческий отчёт.

Чтение по ролям. Обобщение прочитанных произведений по заданным параметрам.


Знание понятия «темп чтения».

Умение устанавливать темп чтения в зависимости от смысла читаемого; работать с иллюстрациями; читать осознанно текст художественного произведения; оценивать его события, героев; читать стихотворные произведения.

Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Озаглавливать текст, иллюстрацию. Сравнивать произведения схожей тематики. Сравнивать персонажей близких по тематике произведений.

Фронтальный опрос.

1


55

И. Пивоварова «Про сверчка, мышь и паучка».



Урок формирования умений и навыков.

Озаглавливание прочитанного текста, иллюстрации. Пополнение словарного запаса.



Умение озаглавливать иллюстрации и эпизоды из текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять его тему и главную мысль.

Соотносить название произведения с его содержанием. Соотносить иллюстрации с фрагментами текста.

Фронтальный опрос.

1


56

К. Ушинский «Гусь и журавль», «Кто дерёт нос кверху».



Урок изучения нового материала.

Знакомство с жанром басни. Знакомство с эпитетом (без термина). Чтение по ролям.


Умение участвовать в диалоге; отвечать на вопросы по тексту; читать осознанно текст художественного произведения.

Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Озаглавливать текст, иллюстрацию. Сравнивать произведения схожей тематики.

Индивидуальный опрос. Выразительное чтение.

1


57

Н. Юсупов «Серый волк».



Комбинированный урок.

Анализ заголовка произведения. Чтение по ролям.


Умение прогнозировать содержание текста по заголовку; участвовать в диалоге; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Инсценировать прочитанное. Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр».

Фронтальный опрос.

1


58

Дж. Родари «Рыбы»; Б. Заходер «Кискино горе».



Урок формирования умений и навыков.

Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Определение темы произведения. Характеристика персонажа.

Умение соблюдать интонацию при чтении; читать осознанно текст художественного произведения.

Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

Индивидуальный опрос. Выразительное чтение.

1


59

Э. Мошковская «Говорящая кошка»; А. Фройденберг «Великан и мышь».



Урок формирования умений и навыков.

Определение идеи произведения, авторского и собственного отношения к литературному персонажу. Озаглавливание прочитанного текста.

Умение определять тему и главную мысль произведения; читать стихотворные произведения наизусть; определять мотив поведения героев путем выбора правильного ответа из текста.


Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания.

Фронтальный опрос.

1


60- 61

Д. Биссет «Про тигрёнка Бинки, у которого исчезли полоски».



Уроки закрепления и систематизации знаний.

Знакомство с сюжетной схемой. Составление картинного плана. Пополнение словарного запаса. Обучение художественному пересказу прочитанного.



Умение определять характер произведения по рисункам; работать с иллюстрациями; читать осознанно текст художественного произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; читать стихотворные произведения наизусть.

Озаглавливать прочитанное и иллюстрации. Корректировать картинный план. Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. Выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки.

Индивидуальный опрос. Выразительное чтение.

1



1


62

К. Ушинский «Спор деревьев».



Урок-инсценировка.

Составление рассказа по иллюстрации. Обучение правильному называнию книги (автор, заглавие). Освоение приема драматизации.



Знание понятия «драматизация».

Умение инсценировать, читать по ролям сказку; сравнивать рассказ со сказкой; выражать свои чувства по отношению к прочитанному; определять тему и главную мысль произведения.

Пересказывать прочитанное в опоре на схему, картинный план, используя языковые выразительные средства из текста. Составлять рассказ по иллюстрации. Иллюстрировать прочитанное.

Чтение по ролям.

1


63

Контрольное чтение №2.



Урок контроля умений и навыков.

Проверка техники чтения.




1


Раздел V

Автор и его герои (22 часа)


64

В. Голявкин «Про весёлую книжку».



Комбинированный урок.

Определение темы произведения. Характеристика персонажа. Пополнение словарного запаса.


Умение объяснять авторское отношение к героям; читать бегло и осознанно текст художественного произведения; давать характеристику героям рассказа.

Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. Характеризовать персонаж в опоре на текст.

Индивидуальный опрос. Выразительное чтение.

1


65

С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах».



Урок-конкурс.

Определение отношения автора к персонажу. Освоение приема драматизации.

Умение объяснять авторское отношение к героям; читать выразительно и по ролям стихотворение; определять тему и главную мысль произведения.

Характеризовать персонаж в опоре на текст. Выразительно читать литературные произведения по ролям.

Чтение наизусть.

1


66

Л. Пантелеев «Карусели».



Уроки формирования умений и навыков.


Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения.

Умение соблюдать интонацию; читать осознанно текст художественного произведения; составлять картинный план по прочитанному тексту; определять тему и главную мысль произведения.

Развивать воссоздающее и творческое воображение. Корректировать картинный план. Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения.

Фронтальный опрос.

1


67

Л. Пантелеев «Карусели».



Уроки формирования умений и навыков.


Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения.

Умение соблюдать интонацию; читать осознанно текст художественного произведения; составлять картинный план по прочитанному тексту; определять тему и главную мысль произведения.

Развивать воссоздающее и творческое воображение. Корректировать картинный план. Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения.

Фронтальный опрос.

1


68

Л. Пантелеев «Как поросёнок говорить научился».



Комбинированный урок.

Анализ заголовка произведения. Сравнение произведений и их персонажей. Ранжирование произведений по тематике, жанру.


Умение прогнозировать содержание текста по его названию; определять тему и главную мысль произведения; выполнять творческий пересказ; отличать рассказ от сказки; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать литературного героя. Составлять небольшой рассказ о герое. Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр».

Творческий пересказ с продолжением.

1


69

В. Голявкин «В шкафу».


Уроки формирования умений и навыков.


Характеристика персонажа. Составление небольшого рассказа о персонаже по заранее составленному картинному плану. Словесное рисование.


Умение составлять картинный план; читать осознанно текст художественного произведения; определять его тему и главную мысль; отвечать за свои поступки.

Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения.


Составление картинного плана. Творческий пересказ с продолжением.

1


70

В. Голявкин «В шкафу».


Уроки формирования умений и навыков.


Характеристика персонажа. Составление небольшого рассказа о персонаже по заранее составленному картинному плану. Словесное рисование.


Умение составлять картинный план; читать осознанно текст художественного произведения; определять его тему и главную мысль; отвечать за свои поступки.

Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения.


Составление картинного плана. Творческий пересказ с продолжением.

1


71

А. Гайдар «Совесть».


Урок формирования умений и навыков.

Формирование нравственной позиции, а также личностных качеств: трудолюбия, правдивости, доброжелательности, стремления прийти на помощь, смелости, скромности. Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения.

Умение определять характер текста; читать осознанно художественное произведение; определять тему и главную мысль; оценивать события, героев.

Читать «про себя», понимая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств.

Фронтальный опрос.

1


72

Б. Юнгер «Белая роза».



Урок закрепления знаний.

Выявление подтекста читаемого произведения. Определение идеи произведения, авторского отношения к литературному персонажу.


Умение объяснять авторское отношение к героям текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения, анализировать сказку.

Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

Фронтальный опрос.

1


73

Г. Цыферов «Град».



Комбинированный урок.

Характеристика персонажа, составление небольшого рассказа о нем. Чтение по ролям.


Умение описывать характер героев текста; читать осознанно текст художественного произведения; оценивать его события, героев; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Характеризовать литературного героя. Составлять небольшой рассказ о герое. Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр».


Индивидуальный контроль: выразительное чтение диалога ослика и медведя.

1


74

Г. Горбовский «Розовый слон».



Урок формирования умений и навыков.

Определение авторского и собственного отношения к литературному персонажу.

Умение выполнять творческую работу (сочинение рассказа); читать выразительно стихотворение; создавать небольшой устный текст на заданную тему; отвечать на вопросы.

Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. Составлять монологическое высказывание.

Сочинение истории о слонике.

1


75

Ф. Кривин «Родная коробка».



Урок формирования умений и навыков.

Пополнение словарного запаса. Обучение художественному пересказу прочитанного.


Умение определять главную мысль, сформулированную в тексте; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Иллюстрировать прочитанное. Характеризовать персонаж в опоре на текст. Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр».

Фронтальный опрос.

1


76

В. Чаплина «Мушка».



Комбинированные уроки.

Составление картинного плана. Составление небольшого рассказа по иллюстрации. Соотнесение иллюстраций с текстом.


Умение подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям; определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений.

Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Озаглавливать текст, иллюстрацию. Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств.

Индивидуальный опрос. Выразительное чтение.

1


77

В. Чаплина «Мушка».



Комбинированные уроки.

Составление картинного плана. Составление небольшого рассказа по иллюстрации. Соотнесение иллюстраций с текстом.


Умение подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям; определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений.

Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Озаглавливать текст, иллюстрацию. Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств.

Пересказ прочитанного.

1


78

Л. Пантелеев «Две лягушки».



Урок формирования умений и навыков.

Характеристика персонажа. Выявление подтекста читаемого произведения. Определение идеи произведения.


Умение выполнять творческий пересказ от лица автора и лица героев; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; делить текст на смысловые части, составлять его простой план.

Читать «про себя», понимая содержание текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств.


Творческий пересказ от лица автора и от лица главного героя.

1


79

Е. Пермяк «Волшебные краски».



Урок формирования умений и навыков.

Определение отношения автора к персонажу. Сравнение произведений, их персонажей. Обобщение прочитанных произведений по заданным параметрам.


Знание понятия «логическое ударение».

Умение использовать силу голоса для постановки логического ударения и передачи характера текста; объяснять авторское отношение к персонажам текста; определять тему и главную мысль; оценивать события и героев.

Сравнивать персонажей близких по тематике произведений. Обобщать прочитанное.

Фронтальный опрос. Выразительное чтение.

1


80

С. Михалков «Аисты и лягушки».



Урок-инсценировка.

Формирование осознанности и выразительности чтения. Определение отношения автора к персонажу.


Умение читать по ролям; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль.

Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр».

Индивидуальный опрос. Выразительное чтение.

1


81

С. Козлов «Правда, мы будем всегда?»



Комбинированный урок.

Анализ заголовка произведения. Определение собственного отношения к литературному персонажу.


Умение определять характер текста по заглавию; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; оценивать события, героев.

Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Определять эмоциональный характер текста.

Индивидуальный опрос. Выразительное чтение.

1


82

С. Козлов «Вольный осенний ветер».



Урок формирования умений и навыков.

Характеристика персонажа. Составление небольшого рассказа о персонаже. Пополнение словарного запаса.


Умение читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; оценивать события и героев.

Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Характеризовать персонаж в опоре на текст.

Фронтальный опрос.

1


83

Л.Н. Толстой «Зайцы»; Н. Рубцов «Про зайца».



Урок-конкурс.

Обогащение словарного запаса. Тренировка в заучивании наизусть. Определение отношения автора к персонажу.


Умение определять жанр, тему стихотворения, мотив поведения героев; читать осознанно текст художественного произведения; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

Чтение наизусть.

1


84

Русская народная сказка «Заяц-хваста».



Урок-викторина.

Сравнение произведений, их персонажей. Обобщение прочитанных произведений по заданным параметрам.


Умение выделять эпизоды из текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; прогнозировать содержание текста перед чтением и в процессе чтения.

Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр». Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения.

Фронтальный опрос.

1


85

Тест №3.



Урок контроля знаний, умений и навыков.

Проверка предметных и универсальных учебных умений.

Умение определять тему и главную мысль произведения; озаглавливать тексты; выделять в них главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному.


Самостоятельная работа.

1


Раздел VI

Слова, слова, слова... (10 часов)


86

Г. Цыферов «Как цыпленок впервые сочинил сказку»; шотландская песенка.



Урок формирования умений и навыков.


Освоение приема «музыкальное иллюстрирование». Обогащение словарного запаса. Формирование осознанности и выразительности чтения.


Умение участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения; читать осознанно текст; определять тему и главную мысль; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения.

Определять эмоциональный характер текста. Иллюстрировать прочитанное.


Индивидуальный опрос. Выразительное чтение.

1


87

Б. Шергин «Рифмы».



Урок изучения нового материала.

Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии).


Знание языковых средств выразительности; понятия «рифма».

Умение читать выразительно и осознанно текст художественного произведения; выделять языковые средства выразительности; определять тему и главную мысль произведения.

Читать вслух плавно целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями.

Фронтальный опрос.

1


88

В. Даль «Кузовок»; А. Барто «Игра в слова»; И. Токмакова «Лягушки»; В. Берестов «Курица».



Урок повторения и систематизации знаний.

Обогащать словарный запас. Обучение выбору книги по заданной учителем теме.

Умение работать со словарем; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; оценивать события, героев; читать стихотворные произведения.

Озаглавливать текст, иллюстрацию. Сравнивать произведения схожей тематики.

Фронтальный опрос.

1


89

Б. Заходер «Дырки в сыре».



Урок формирования умений и навыков.

Составление картинного плана. Освоение приема драматизации.

Знание звукоподражания как средства выразительности.

Умение находить средства выразительности в произведении.

Корректировать картинный план. Выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки.

Чтение наизусть по ролям.

1


90

А. Шибаев «Переполох», «Прислушайся к слову».



Комбинированный урок.

Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения.

Умение анализировать образность художественной речи; читать выразительно стихотворение; определять тему и главную мысль произведения.

Определять эмоциональный характер текста. Выразительно читать литературные произведения.


Индивидуальный опрос. Выразительное чтение.

1


91

Р. Сеф «Кактус», «На свете всё на всё похоже...».



Комбинированный урок.

Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения.

Умение определять эмоциональность характера текста; читать выразительно и осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; читать стихотворные произведения наизусть.

Определять эмоциональный характер текста. Выразительно читать литературные произведения.


Фронтальный опрос.

1


92

Г. Цыферов «Что такое звёзды?»; А.К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает...».



Урок формирования умений и навыков.

Знакомство с олицетворением (без термина). Обогащение словарного запаса. Освоение приема «музыкальное иллюстрирование».


Умение читать осознанно текст художественного произведения; сравнивать предметы; определять тему и главную мысль.

Заучивать стихотворения наизусть и декламировать их. Элементарно иллюстрировать текст. Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по его содержанию.

Фронтальный опрос.

1


93

А.К. Толстой «Колокольчики мои...»; С. Есенин «Черемуха»; М. Исаковский «Ветер»; В. Рахманов «Одуванчики».



Урок изучения нового материала.

Знакомство с олицетворением (без термина). Обогащение словарного запаса. Освоение приема «музыкальное иллюстрирование».

Умение определять эмоциональность характера текста; читать осознанно текст художественного произведения; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); выполнять лексическую работу; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Заучивать стихотворения наизусть и декламировать их. Элементарно иллюстрировать текст. Определять его эмоциональный характер. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.


Фронтальный опрос.

1


94

Тест №4.



Урок контроля знаний, умений и навыков.

Проверка предметных и универсальных учебных умений.

Умение прогнозировать содержание и жанр произведения перед чтением; ориентироваться в заявленных программой жанрах и их особенностях; правильно называть элементы книги и их назначение.


Самостоятельная работа.

1


95

Обобщение по теме.



Урок-викторина.

Обобщение прочитанных произведений по заданным параметрам. Обучение правильному называнию книги (автор, заглавие). Обучение ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению).


Знание правил систематизации книг.

Умение систематизировать книги; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; пересказывать текст; делить его на смысловые части, составлять простой план, небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Сравнивать произведения схожей тематики и персонажей, близких по тематике произведений. Ранжировать небольшие произведения по тематике, жанровой принадлежности. Обобщать прочитанное.

Фронтальная работа.

1


Раздел VII

План и пересказ (22 часа)


96

Н. Сладков «Медведь и Солнце».



Урок формирования умений и навыков.

Чтение по ролям. Составление картинного плана. Характеристика персонажа.


Умение анализировать языковое оформление текста; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить его на смысловые части, составлять простой план, небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения.

Читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности. Составлять небольшой рассказ о герое. Соотносить иллюстрации с фрагментами текста.


Индивидуальный опрос. Выразительное чтение.

1


97

В. Осеева «Добрая хозяюшка».



Урок формирования умений и навыков.

Определение идеи произведения, авторского и собственного отношения к литературному персонажу.

Умение редактировать сказку; читать осознанно текст художественного произведения; определять идею; характеризовать героев.

Определять собственное и авторское отношение к персонажу. Соотносить название произведения с его содержанием.

Фронтальный опрос.

1


98

Б. Житков «Храбрый утёнок».



Комбинированный урок.

Анализ заголовка произведения. Озаглавливание прочитанного текста, иллюстрации. Составление картинного плана.

Умение определять тему текста по рисункам; работать с иллюстрациями; составлять картинный план.

Определять собственное отношение к персонажу. Озаглавливать текст, иллюстрацию. Корректировать картинный план.


Фронтальный опрос.

1


99

Э. Мошковская «Жадина».


Урок обобщения и систематизации.


Анализ заголовка произведения. Озаглавливание прочитанного текста, иллюстрации. Составление картинного плана.

Умение определять средства выразительности; читать осознанно текст художественного произведения; озаглавливать стихотворение по содержанию.

Сравнивать персонажей, близких по тематике произведений. Озаглавливать текст, иллюстрацию. Корректировать картинный план.

Фронтальный опрос.

1


100

Тест №5.



Урок контроля знаний, умений и навыков.

Проверка предметных и универсальных учебных умений.

Умение понимать текст и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений; осознавать отношение автора к тому, о чём ведётся речь, и собственное отношение к тому, что и как написано; определять слово по элементам входящих в него букв.


Самостоятельная работа.

1


101

Русская народная сказка «Мена».



Уроки изучения нового материала.

Знакомство с фольклорными произведениями. Формирование осознанности и выразительности чтения. Пополнение словарного запаса. Обучение художественному пересказу прочитанного.



Знание понятия «диалог».

Умение составлять характеристику главных героев; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; пересказывать сказку по схематическому плану.

Читать выразительно, передавая эмоциональный характер текста и соблюдая знаки препинания. Читать по ролям, используя интонационные средства выразительности.

Пересказ, индивидуальный опрос.

1


102

Русская народная сказка «Мена».



Уроки изучения нового материала.

Знакомство с фольклорными произведениями. Формирование осознанности и выразительности чтения. Пополнение словарного запаса. Обучение художественному пересказу прочитанного.



Знание понятия «диалог».

Умение составлять характеристику главных героев; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; пересказывать сказку по схематическому плану.

Читать выразительно, передавая эмоциональный характер текста и соблюдая знаки препинания. Читать по ролям, используя интонационные средства выразительности.

Пересказ, индивидуальный опрос.

1


103

В. Сухомлинский «Вьюга».



Урок формирования умений и навыков.

Деление текста на смысловые части и их озаглавливание. Составление рассказа по иллюстрации. Определение идеи произведения.


Умение определять главную мысль текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения.

Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Определять тему, идею произведения.


Фронтальный опрос.

1


104

Контрольное чтение №3.



Урок контроля умений и навыков.


Проверка техники чтения.




1


105

Н. Носов «На горке».



Комбинированный урок.

Составление рассказа по картинному плану. Определение темы произведения. Характеристика персонажа.


Умение определять тему текста по рисункам; работать с иллюстрациями; читать осознанно текст художественного произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.

Фронтальный опрос.

1


106

В. Осеева «Хорошее».



Урок формирования умений и навыков.

Анализ заголовка произведения. Чтение по ролям. Составление картинного плана. Характеристика персонажа.


Умение анализировать соответствие названия рассказа и содержания; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев.

Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Корректировать картинный план. Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. Пересказывать прочитанное в опоре на схему, картинный план, используя языковые выразительные средства из прочитанного текста.

Фронтальный опрос. Выразительное чтение.

1


107

Д. Биссет «Про поросёнка, который учился летать».



Урок – творческий отчёт.

Составление плана произведения. Определение темы произведения. Характеристика персонажа.


Умение корректировать деформированный план; читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль; пересказывать текст; соотносить содержание сказки и древнего мифа.

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Характеризовать персонаж в опоре на текст.

Пересказ

от лица

главного героя произведения.

1


108

В. Гаршин «Лягушка-путешественница».



Уроки формирования умений и навыков.

Обогащение словарного запаса. Составление плана. Обучение пересказу от лица главного героя. Определение отношения автора к персонажу.

Умение отбирать отрывки к иллюстрациям; читать осознанно текст художественного произведения; анализировать характер главного героя; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст.

Характеризовать персонаж в опоре на текст. Определять тему, идею произведения. Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. Пересказывать прочитанное.

Пересказ

от лица главного героя произведения. Индивидуальный опрос.

1


109

В. Гаршин «Лягушка-путешественница».



Уроки формирования умений и навыков.

Обогащение словарного запаса. Составление плана. Обучение пересказу от лица главного героя. Определение отношения автора к персонажу.

Умение отбирать отрывки к иллюстрациям; читать осознанно текст художественного произведения; анализировать характер главного героя; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст.

Характеризовать персонаж в опоре на текст. Определять тему, идею произведения. Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. Пересказывать прочитанное.

Выразительное чтение. Фронтальный опрос.

1


110

С. Михалков «Бараны»; К. Ушинский «Два козлика».



Комбинированный урок.

Освоение приема драматизации. Определение идеи произведения. Характеристика персонажа.


Умение читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; оценивать события, героев; сравнивать, наблюдать, делать выводы.

Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Пересказывать прочитанное. Выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки.

Индивидуальный опрос. Выразительное чтение.

1


111

С. Козлов «Черный омут».


Уроки формирования умений и навыков.

Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана. Выявление подтекста произведения. Определение отношения автора к персонажу.


Умение выделять народные черты в авторской сказке; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; оценивать события, героев; преодолевать трудности; различать сказки народные и литературные.

Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию. Соотносить название произведения с его содержанием. Корректировать картинный план.


Словесное рисование.

Графическое рисование. Индивидуальный опрос. Выразительное чтение.

1


112

С. Козлов «Черный омут».


Уроки формирования умений и навыков.

Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана. Выявление подтекста произведения. Определение отношения автора к персонажу.


Умение выделять народные черты в авторской сказке; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; оценивать события, героев; преодолевать трудности; различать сказки народные и литературные.

Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию. Соотносить название произведения с его содержанием. Корректировать картинный план.


Словесное рисование.

Графическое рисование. Индивидуальный опрос. Выразительное чтение.

1


113

Контрольная работа (тест)



Урок контроля знаний, умений и навыков.

Проверка предметных и универсальных учебных умений.

Умение давать персонажам полную характеристику; определять тему и главную мысль произведения; соотносить содержание произведения с языковыми средствами выразительности.


Самостоятельная работа.

1


114

М. Пляцковский «Как Утёнок свою тень потерял».



Урок формирования умений и навыков.

Формирование осознанности и выразительности чтения. Знакомство с сюжетной схемой. Составление картинного плана, работа с деформированным картинным планом.


Умение редактировать деформированный план; прогнозировать характер текста (прием антиципации); определять тему, идею и главную мысль; пересказывать текст; делить его на смысловые части, составлять простой план; различать сказки народные и литературные; определять позицию автора.

Соотносить название произведения с его содержанием; иллюстрации – с фрагментами текста. Озаглавливать прочитанное и иллюстрации.


Фронтальный опрос.

1


115

Е. Карганова «Как Цыпленок голос искал».



Урок формирования умений и навыков.

Знакомство с сюжетной схемой. Освоение приема драматизации. Составление комиксов.


Умение озвучивать иллюстрации картинного плана; читать осознанно текст художественного произведения и рассуждать; определять тему и главную мысль; составлять комиксы.

Корректировать картинный план. Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. Пересказывать прочитанное в опоре на схему, картинный план, используя языковые выразительные средства из прочитанного текста.

Словесное и графическое рисование.

1


116

Немецкая сказка «Русалочка».



Комбинированный урок.

Составление картинного плана, работа с деформированным планом. Озаглавливание прочитанного, иллюстраций. Обучение художественному пересказу прочитанного.


Умение редактировать деформированный план; выполнять словесное рисование; переводить картинный план в словесный; выделять особенности героев сказки; анализировать иллюстрации; различать сказки народные и литературные.

Корректировать картинный план. Выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки. Пересказывать прочитанное в опоре на схему, картинный план, используя языковые выразительные средства из прочитанного текста.


Фронтальный опрос. Выразительное чтение.

1


117

Немецкая сказка «Русалочка».



Комбинированный урок.

Составление картинного плана, работа с деформированным планом. Озаглавливание прочитанного, иллюстраций. Обучение художественному пересказу прочитанного.


Умение редактировать деформированный план; выполнять словесное рисование; переводить картинный план в словесный; выделять особенности героев сказки; анализировать иллюстрации; различать сказки народные и литературные.

Корректировать картинный план. Выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки. Пересказывать прочитанное в опоре на схему, картинный план, используя языковые выразительные средства из прочитанного текста.


Фронтальный опрос. Выразительное чтение.

1


Раздел VIII

В мире книг (15 часов)


118

К. Ушинский «Два плуга».



Урок формирования умений и навыков.

Обучение правильному называнию книги (автор, заглавие); ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению).


Умение формулировать тему небольшого текста; читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); определять тему и главную мысль; создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Соотносить пословицы с произведениями.

Определять тему, идею произведения.


Фронтальный опрос.


1


119

Л.Н. Толстой «Филипок».


Урок формирования умений и навыков.

Обучение правильному называнию книги (автор, заглавие); ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению).


Умение излагать события от имени героя текста; выразительно читать рассказ; определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять его простой план.

Характеризовать персонаж в опоре на текст. Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. Ориентироваться в книге по обложке, содержанию.



1


120

В. Авдеенко «Маленькая Баба-Яга».



Комбинированный урок.

Обучение правильному называнию книги (автор, заглавие); ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению). Чтение по ролям.


Знание понятия «авторские ремарки».

Умение читать осознанно, выразительно, по ролям; определять тему и главную мысль произведения; четко отвечать на вопросы; различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); различать сказки народные и литературные.

Характеризовать персонаж в опоре на текст. Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. Ориентироваться в книге по обложке, содержанию.



1


121

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой». Тест №7.



Урок обобщения и систематизации знаний.

Обучение правильному называнию книги (автор, заглавие); ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению). Проверка предметных и универсальных учебных умений.

Умение отвечать на вопросы; соотносить пословицы с изученными художественными произведениями.

Выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки. Ориентироваться в книге по обложке, содержанию.

Фронтальная работа. Самостоятельная работа.

1


122

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца».



Урок формирования умений и навыков.

Формирование осознанности и выразительности чтения. Определение темы произведения. Характеристика персонажа. Обучение ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению). Книжные иллюстрации и их авторы.



Умение искать ответы на вопросы в тексте; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; различать сказки народные и литературные.

Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Характеризовать персонаж в опоре на текст. Соотносить название произведения с его содержанием.

Фронтальный опрос.

1


123

Н. Сладков «Бежал ёжик по дорожке».



Урок формирования умений и навыков.

Обучение выбору книги по заданной учителем теме; ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению).

Умение составлять картинный план; читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); определять тему и главную мысль произведения; отвечать на вопросы, рассуждать, делать выводы, придумывать свои вопросы к сказке.

Осуществлять выбор книги по заданному параметру. Сравнивать персонажей близких по тематике произведений. Пересказ прочитанного.


Пересказ прочитанного. Составление картинного плана.

1


124

М. Пришвин «Ёж».


Комбинированный урок.

Обучение выбору книги по заданной учителем теме; ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению).

Умение выполнять словесное рисование; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль; пересказывать текст; делить его на смысловые части, составлять простой план; находить в тексте понравившийся фрагмент и выразительно читать его.

Осуществлять выбор книги по заданному параметру. Выборочно читать текст с целью аргументации своего мнения. Выразительно читать литературные произведения

Словесное рисование. Графическое рисование.

1


125

Б. Заходер «Птичья школа».



Урок-викторина.

Обучение выбору книги по заданной учителем теме; ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению).

Умение анализировать шуточные стихотворения; комментировать прочитанное, словесно иллюстрировать отдельные эпизоды; сравнивать стихотворения разных авторов; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев.

Иллюстрировать прочитанное. Участвовать в литературной викторине. Ориентироваться в книге по обложке, содержанию.

Фронтальный опрос.

1


126

Н. Носов «Затейники».



Урок формирования умений и навыков.

Обучение выбору книги по заданной учителем теме; ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению). Определение идеи произведения, авторского и собственного отношения к литературному персонажу.


Умение объяснять авторское отношение к героям текста; пересказывать так, чтобы получилось смешно, таинственно, страшно, как у автора; определять тему и главную мысль произведения.

Ориентироваться в книге по обложке, содержанию. Характеризовать персонаж в опоре на текст. Инсценировать прочитанное. Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр».


Фронтальный опрос.

1


127

Н. Носов «Живая шляпа».



Урок обобщения и систематизации.

Обучение выбору книги по заданной учителем теме; ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению). Определение идеи произведения, авторского и собственного отношения к литературному персонажу.

Умение выделять юмор в веселых рассказах; самостоятельно работать с текстом; «рисовать» картинки к рассказу; пересказывать текст; составлять картинный план.

Ориентироваться в книге по обложке, содержанию. Характеризовать персонаж в опоре на текст. Инсценировать прочитанное. Сотрудничать с одноклассниками при подготовке и проведении игры «Радиотеатр».

Пересказ.

1


128

Е. Пермяк «Торопливый ножик», «Самое страшное».



Урок изучения нового материала.

Знакомство с понятием «предисловие» и его ролью в литературном произведении. Формирование осознанности и выразительности чтения. Определение темы произведения. Характеристика персонажа.


Знание понятия «предисловие».

Умение анализировать поучительные рассказы; читать по ролям; участвовать в беседе по содержанию рассказа; находить главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения.

Читать «про себя», осознавая содержание текста. Определять эмоциональный характер произведения. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

Фронтальный опрос.

1


129

Н. Носов «Фантазёры».



Урок формирования умений и навыков.

Обучение выбору книги по заданной учителем теме; ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению). Определение идеи произведения, авторского и собственного отношения к литературному персонажу.

Знание понятий: фантазия, небылица, фантазер.

Умение выражать собственное отношение к героям текста; выразительно читать по ролям, инсценировать рассказ; находить отрывки по заданию учителя; пересказывать текст.


Характеризовать персонаж в опоре на текст. Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки.


Инсценировка.

1


130

Обобщение

Тест №8.



Урок контроля знаний, умений и навыков.

Проверка предметных и универсальных учебных умений.

Умение выражать собственное аргументированное мнение о произведениях и героях.


Самостоятельная работа.

1


131

Б. Емельянов «Зелёная букашина».


Урок обобщения и закрепления.

Обучение ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению). Пополнение словарного запаса. Обучение художественному пересказу прочитанного.


Умение: участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения; определять по обложке, титульному листу, предисловию, о чем рассказывает книга; различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация).

Пересказывать прочитанное в опоре на схему, картинный план, используя языковые выразительные средства из прочитанного текста. Ориентироваться в книге по обложке, содержанию.


Фронтальный опрос.

1


132

Контрольное чтение №4.



Урок контроля умений и навыков.

Проверка техники чтения.




1


133-136

Резерв.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дивненко Мария Викторовна

Дата: 04.10.2015

Номер свидетельства: 236173


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства