Развернутое тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Чтение и начальное литературное образование, 2013.
На изучение литературного чтения отводится 105 часов в учебный год (3 часа в неделю).
– на проведение проверочных работ – 6 ч (проводятся по 15 минут на уроках обобщения по каждому разделу);
– библиотечных уроков – 2 ч.
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
1. Бунеев, Р. Н. Литературное чтение. 2 класс. «Маленькая дверь в большой мир» : учебник : в 2 ч. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М. : Баласс, 2013
2. Бунеев, Р. Н. Тетрадь по литературному чтению к учебнику «Маленькая дверь в большой мир». 2 класс / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М. : Баласс, 2013.
Промежуточная и итоговая аттестация по литературному чтению осуществляется согласно Уставу образовательного учреждения и Положению об аттестации обучающихся начальной школы.
Содержание авторской учебной программы, не обязательное для изучения, в развернутом тематическом планировании внесено в раздел «Элементы дополнительного (необязательного) содержания».
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Элементы дополнительного (необязательного) содержания | Домашнее задание | Дата проведения |
план | факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | Вводный урок | 1 | Урок повторения | Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением | Знать способы ориентирования в учебнике. Уметь различать элементы книги (учебника): обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация | | | Выучить понравившееся стихотворение наизусть | | |
Раздел 1. «Там, на неведомых дорожках…» (19часов) |
2 | Мир сказок нашего детства.Там на неведомых дорожках. Б. Заходер. Скзочка | 1 | Урок повторения | Произведения классиков отечественной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Понимание содержания литературного произведения. Осознанное чтение целыми словами. Участие в диалоге. Декламация | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – читать стихотворные произведения наизусть; | Текущий. Чтение стихотворения наизусть | Обучение пониманию скрытого смысла заголовка. Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте | Выразительное чтение | | |
3 | Русская народная сказка «Иавн-крестьянский сын и чудо-юдо» | 1 | Урок открытия новых знаний | Произведения устного народного творчества. . | | Обучение пониманию скрытого смысла заголовка. | Выразительное чтение; | | |
| | | | Жанр произведения: народная сказка. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Осознанное чтение | – различать элементы книги; – пересказывать текст, делить текст на части, составлять план | | Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте | отметить элементы сказок | | |
4 | Русская народная сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» | 1 | Урок повторения | Произведения устного народного творчества. Произведения о добре и зле. Жанр произведения: народная сказка. Выразительное чтение, использование интонаций, соответству-ющих смыслу текста | Уметь: – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – приводить примеры из произведений фольклора; – различать сказки народные и литературные | Текущий. (Карточки по теме «Признаки сказки») | Характер героев. Его поступки и мотивы. «Сказочные приметы»: зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные эпитеты. Язык народных сказок | Пересказ сказки по плану в тетради. № 3, с. 2; изменить 4-ю часть | | |
5 | Самые интересные книги, прочитанные летом. Структура книги | 1 | Урок обобщения (библиотечный урок) | Знание примерной тематики книг для детского чтения, их авторов. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), огла-влением. Пересказ текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении | Тематический. Смотр знаний | Умение пользоваться предисловием, послесловием | | | |
6 | П. Ершов. «Конек-Горбунок» | 1 | Урок открытия новых знаний | Жанр: литературная сказка. Произведения о добре и зле. Понимание содержания литературного произведения: тема, события, их последовательность. Герои произведения | | | Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов | Выразительно читать 6-ю строфу | | |
7 | П. Ершов. «Конек-Горбунок» | 1 | Урок повторения | Выразительное, осознанное чтение | | Текущий. Выразительное чтение 6-й строфы | Язык авторских сказок. Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте | Выучить наизусть понравившийся отрывок | | |
| | | | | | | | | |
8 | А. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | Урок развития умений и навыков | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Жанр: литературная сказка. Произведения о добре и зле. | Текущий. Прослушивание и обсуждение рассуждений. | Особенности волшебных сказок («сказочные приметы»). Умение относить сказочных героев к одной из групп | Перечитать сказку; объяснить значение архаизмов | | |
| | | | Понимание содержания литературного произведения: тема, события, их последовательность. Выразительное, правильное чтение | – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; | | (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи). Характер героя, его поступки и их мотивы | | | |
9 | А. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | Урок рефлексии | Понимание содержания литературного произведения: тема, события, их последовательность. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного | – приводить примеры из произведений фольклора; – различать сказки народные и литературные | Текущий. Са-мостоятельная работа. (Анализ текста. Составление рассказов о персонажах по плану) | Развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия, материал для характеристики героя | Выразительно читать последнюю часть; № 5, с. 38 учебника | | |
10 | А. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». А. Пушкин-сказочник | 1 | Урок обобщения | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Построение небольшого монологического высказывания о произведении | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – читать стихотворные произведения наизусть (обязательные и по выбору); – различать элементы книги; – уметь пересказывать текст, делить текст на части, составлять план; | Тематический. Проверка умения анализировать произведение | Развитие внимание к авторскому слову в художественном тексте, размышление по поводу того, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово | Нарисовать обложку для книги с этой сказкой; № 4, с. 4 тетради | | |
11 | В. Одоевский. «Мороз Иванович» | 1 | Урок развития умений и навыков | Произведения о взаимоотношениях людей, о добре и зле. Жанр: литературная сказка. Составление вопросов по содержанию прочитанного | Текущий. Выборочное чтение | Волшебные сказки В. Одоевского. Характер героя, его поступки и их мотивы. «Сказочные приметы» | Выразительно читать 1–3-ю части, диалог | | |
12 | В. Одоевский. «Мороз Иванович» | 1 | Урок повторения | Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Текущий. Набор карточек по теме «Авторские и народные | | Придумать 2 вопроса к тексту | | |
13 | П. Бажов. «Серебряное копытце» | 1 | Урок открытия новых знаний | Произведения классиков детской литературы. Правильное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – читать стихотворные произведения наизусть (обязательные и по выбору); – различать элементы книги; – пересказывать текст, делить текст на части, составлять план; | | Осмысление цели чтения. Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте. Жанр произведения: сказ | Выразительно читать 2-ю часть; читать по ролям | | |
14 | П. Бажов. «Серебряное копытце» | 1 | Урок повторения | Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравствен-ных переживаний. Иллюстрация в книге и ее роль. Осознанное чтение | Текущий. Раздаточный материал по теме «Характеристика персонажа». Чтение по ролям | Характер героев, их поступки и мотивы | Перечитать сказку, найти народные слова и выражения; № 2, с. 8 тетради | | |
15 | Литовская сказка «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса» | 1 | Урок развития умений и навыков | Жанр: народная сказка. Произведения о добре и зле, о приключениях. Декламация | Текущий. Проверка результатов работы с текстом | «Сказочные приметы». Умение находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы; | Выполнить рисунки к сказке (по группам) | | |
| | | | | – составлять небольшое монологическое | | относить сказочных героев к одной из групп | | | |
16 | Литовская сказка «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса» | 1 | Урок повторения | Пересказ текста | высказывание с опорой на авторский текст; – приводить примеры из произведений фольклора; – различать сказки народные и литературные | Текущий. Прослушивание пересказов. Смотр-конкурс. Сопоставление рисунков с содержанием текста | | Выучить концовку сказки наизусть | | |
17 | Литовская сказка «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса» | 1 | Урок повторения | Декламация. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – читать стихотворные произведения наизусть (обязательные и по выбору); – различать элементы книги; – уметь пересказывать текст, делить текст на части, составлять план; | Текущий. Прослушивание отрывков, выученных наизусть | | | | |
18 | Литовская сказка «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса» | 1 | Урок обобщения | Тематический. Практическая работа. (Выполнение анализа сказки) | «Сказочные приметы» | Сочинить свою сказку | | |
19 | Русские народные скороговорки | 1 | Урок развития умений и навыков | Малые фольклорные жанры. Правильность чтения. Установка на постепенное увеличение скорости чтения | Тематический. Прослушивание и анализ сказок, написанных детьми | | Выучить три скороговорки; № 4, с. 12 тетради | | |
26 | Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит». Глава «Пауки и мухи» | 1 | Урок развития навыков и умений | Осознанное выразительное чтение | | Текущий. Подбор слов для словесного рисования | Осмысление цели чтения | Подчеркнуть рассуждения хоббита о себе | | |
27 | Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит». Глава «Пауки и мухи» | 1 | Урок развития навыков и умений | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного | | Текущий. Зачитывание рассуждений. Выборочное чтение | | Выразительно читать 5–6-ю части; выписать черты характера Бильбо | | |
28 | Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит». Глава «Пауки и мухи» | 1 | Урок повторения | Понимание содержания литературного произведения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст, делить текст на части, составлять план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст | Текущий. Составление характеристики | Характер героев, их поступки и мотивы | Выразительно читать 7–8-ю части; составить рассказ о Бильбо по плану; № 4, с. 16 тетради | | |
| | | | | | | | | |
29 | А. Милн. «Винни-Пух» | 1 | Урок развития навыков и умений | Произведения зарубежной литературы о приключениях. Герои произведения. | Текущий. Проверка умения работать с текстом | Осмысление цели чтения | Найти слова и выражения, вызывающие улыбку | | |
| | | | Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Выразительное чтение. Умение задавать вопросы по содержанию | | | | | | |
30 | А. Милн. «Винни-Пух». Наблюдение над характерами героев, языком сказки | 1 | Урок развития навыков и умений | Герои произведения | | Текущий. Зачитывание найденных слов и выражений | Развитие умения находить в тексте материал для характеристики героя: речь героя | Найти отрывки к иллюстрациям; составить рассказ о Винни-Пухе | | |
31 | А. Милн. «Винни-Пух» | 1 | Урок повторения | Пересказ текста | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст, делить текст на части, составлять план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст | Текущий. Выступления детей на конкурсе «Лучший рассказчик». Прослушивание рассказов о Винни-Пухе | Пересказ от лица разных героев | Подготовить два вопроса к тексту | | |
| | | | | | | | | |
32 | А. Н. Толстой. «Приключения Буратино». (Глава «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино») | 1 | Урок развития навыков и умений | Произведения отечественной литературы. Герои произведения. Восприятие их эмоционально-нравственных переживаний | Текущий. Проверка творческого задания | Характер героя, его поступки и их мотивы. Обучение прогнозированию содержания текста | Подготовиться к инсценированию (№ 3, с. 19 тетради) | | |
33 | А. Н. Толстой. «Приключения Буратино». (Глава «Буратино первый раз в жизни приходит в отчаяние, но все кончается благополучно») | 1 | Урок развития навыков и умений | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Понимание содержания прочитанного текста. Герои произведения. Восприятие их эмоционально-нравствен-ных переживаний | | Текущий. Инсценирование отрывка из сказки | Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте, размышления по поводу того, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово, как автор рисует словами | Перечитать с. 143–151, вопросы на с. 151 | | |
34 | А. Н. Толстой. «Приключения Буратино». Герои сказки. Два мира в сказке | 1 | Урок повторения | | | Текущий. Работа по составленным детьми вопросам | | Выразительно читать отрывок из главы, не помещенной в учебник | | |
35 | Дж. Родари. «Приключения Чиполлино» | 1 | Урок развития умений и навыков | Произведения зарубежной литературы. Произведения о взаимоотношениях людей, о добре и зле. Жанр: сказочная повесть. Умение работать с книгой: оглавлением, аннотацией. Пересказ текста | – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст | Текущий. Прослушивание выступлений детей на тему «Чему учит сказка» | Характер героя, его поступки и их мотивы. Жанр: сказочная повесть. Обучение прогнозированию | Выразительно читать с.153–157; пересказывать от имени героев | | |
36 | Дж. Родари. «Приключения Чиполлино». Составление характеристики Буратино | 1 | Урок повторения | | | Текущий. Прослушивание пересказов | Развитие умения осмысливать заглавие. Обучение выбору наиболее подходящего заглавия | Прочитать и пересказать главу, не помещенную в учебник | | |
37 | А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон…» | 1 | Урок развития навыков и умений | Произведения зарубежной литературы. Правильное, выразительное осознанное чтение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) | – пересказывать текст, делить текст на части, составлять план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст | Текущий. Игровая ситуация. (Прослушивание аннотаций) | Прогнозирование содержания художественного текста. Осмысление цели чтения | Пересказать отрывок о паровой машине | | |
38 | А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон…» | 1 | Урок повторения | Использование интонаций, соответствующих смыслу текста | | Текущий. Прослушивание пересказов. Конкурс на «самого лучшего в мире рассказчика» | Характеры героев, их поступки и мотивы | Самостоятельно прочитать и пересказать отрывок о другой шалости Карлсона | | |
39 | А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон…» | 1 | Урок рефлексии | Восприятие и переживание эмоционально-нравственных переживаний героев | | Текущий. Набор заданий по теме «Сказочные человечки». Прослушивание пересказов | | Подготовиться по одному из направлений: конкурс на лучший фантик; музей пластилиновых фигур; составление пожеланий персонажу | | |
40 | Любимые герои – сказочные человечки | 1 | Урок обобщения | | – пересказывать текст, делить текст на части, составлять план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст | Тематический. Смотр знаний | Придуманные авторами сказочные герои | | | |
41 | Коротышки – ска-зочные человечки из Цветочного го-рода (роман-сказка Н. Носова «Приключения Незнай-ки и его друзей»). Выбор книги | 1 | Урок обобщения (библиотечный урок) | Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.) | Тематический. Смотр знаний. (Выступление детей) | Характеры героев, их поступки и мотивы | | | |
Раздел 3. сказочные богатыри (11 часов) |
42 | Поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» (отрывки). Введение в эпоху | 1 | Урок открытия новых знаний | Произведения выдающихся представителей русской литературы | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. | | Развитие внимание к авторскому слову в художественном тексте | Выучить отрывок наизусть | | |
43 | Богатырская «Сказка про Илью Муромца» | 1 | Урок развития умений и навыков | Жанр произведения: народная сказка. Понимание содержания произведения. Восприятие на слух. Осознанное чтение | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст, делить текст на части, составлять план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст | Текущий. Набор карточек по теме «Былины». Прослушивание и анализ рассказов о былинах | Развитие внимания к языку художественного произведения | Перечитать сказку. Найти и подчеркнуть по одному глав-ному предложению в каждой части; № 3, с. 26 тетради | | |
44 | «Сказка про Илью Муромца» | 1 | Урок рефлексии | Выразительное чтение, с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста | Текущий. Программированный опрос. (Набор заданий по теме «Былины».) | | Выразительно читать понравившийся отрывок | | |
45 | Отрывок из былины «Илья Муромец и Святогор» | 1 | Урок повторения | Участие в диалоге. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Текущий. Прослушивание понравившихся отрывков | Характеры героев | Выразительно читать отрывок; вопрос № 2, с.187 учебника | | |
46 | Сравнение богатырской сказки и былины | 1 | Урок обобщения | Составление небольшого монологического высказывания о произведении. Аргументация своего мнения с привлечением текста произведения. Различение жанров произведений | | Текущий. Пересказ отрывков. Самостоятельная работа | | Нарисовать оружие богатырей и подобрать пословицы, которые под-ходят к прочитанным произведениям (дифференцированно для мальчиков и девочек) | | |
47 | Киргизская сказка «Дыйканбай и дэв» | 1 | Урок развития навыков и умений | Произведения зарубежной литературы. Жанр: народная сказка | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст, делить текст на части, составлять план; | Текущий. Проверка творческого задания | Характер героя, его поступки и их мотивы | Составить план, разде-лив сказку на 3 части | 3 четверть. | |
48 | Киргизская сказка «Дыйканбай и дэв» | 1 | Урок закрепления изученного материала | Произведения зарубежной литературы. Жанр: народная сказка | Текущий. Тест-опрос. Тест по теме «Сказки разных народов». (Анализ составленных планов) | Читать 1-ю часть сказки «Богатырь Назнай»; № 4, с. 28 тетради | | |
49 | Дагестанская сказка «Богатырь Назнай» | 1 | Урок развития навыков и умений | Составление небольшого монологического высказывания о произведении. Аргументация своего мнения с привлечением текста произведения | Текущий. Обсуждение выбранных детьми качеств | Развитие внимания к языку художественного произведения | Выразительно читать 2 и 3-ю части; вопрос 5, с. 200 учебника | | |
50 | Дагестанская сказка «Богатырь Назнай» | 1 | Урок закрепления изученного материала | Выразительное чтение | – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст | Текущий. Фронтальный опрос. (Зачитывание наиболее остроумных отрыв-ков сказки) | Высказывание своего отношения к прочитанному | Нарисовать иллюстрацию к сказке; № 3, с. 29 тетради | | |
51 | Проверка умений и навыков чтения | 1 | Урок контроля | Осознанное, правильное выразительное чтение с соблюдением норм литературного произношения | | Промежуточный | | | | |
52 | Былины, легенды, предания | 1 | Урок обобщения | Произведения устного народного творчества. Жанры. Умение работать с книгой | Тематический. Смотр знаний | Жанры: былина, легенда, предание | | | |
ПРаздел 4. сказка мудростью богата (18 часов) |
53 | Татарская сказка «Мудрый старик» | 1 | Урок развития навыков и умений | Произведения устного народного творчества. Произведения о взаимоотношениях людей, о добре и зле. Различие жанров произведений, герои произведения. Составление устного высказывания с использованием аргументации своего мнения | | Текущий. Прослушивание устных высказываний по заданной на прошлом уроке теме | Характер героя, его поступки и мотивы. Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов | Читать сказку по ролям | | |
54 | Татарская сказка «Мудрый старик». (Составление плана, пересказ) | 1 | Урок повторения | Устное изложение текста по плану | Знать названия; понимать основное содержание изученных литературных произведений. | Текущий. Прослушивание чтения сказки по ролям; пересказ по плану | «Сказочные приметы»: зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные эпитеты | Повторить классификацию сказок | | |
55 | Киргизская сказка «Мудрая девушка» | 1 | Урок развития навыков и умений | Различие жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения | | Текущий. Проверка понимания прочитанного в ходе самостоятельной работы дома | Характер героя, его поступки и их мотивы | Перечитать сказку | | |
56 | Киргизская сказка «Мудрая девушка» | 1 | Урок развития навыков и умений | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения | | | Озаглавить части сказки (№ 4, с. 32–33 тетради) | | |
57 | Завершение работы над киргизской сказкой «Мудрая девушка» | 1 | Урок повторения | Пересказ текста | | Текущий. Прослушивание придуманных детьми заголовков | Выбор вида чтения: выборочное | Проиллюстрировать загадки хана и отгадки Даанышман | | |
58 | Русская сказка «Мудрая дева» | 1 | Урок развития навыков и умений | Различие жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения | Знать названия; понимать основное содержание изученных литературных произведений. | Текущий. Проверка творческого задания | Обучение пониманию скрытого смысла заголовка | Читать по ролям | | |
| | | | Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героев | Уметь: – пересказывать текст (не более 1,5 с); – делить текст на смысловые части; – составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – различать жанры художественных произведений; – использовать приобретенные знания для самостоятельного чтения книг, высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении | (организация выставки детских работ) | | | | |
59 | Русская сказка «Мудрая дева» | 1 | Урок развития навыков и умений | Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героев | Текущий. Прослушивание чтения по ролям | | Подумать над пробле-мным вопросом: почему авторы учебника поместили все три сказ-ки рядом? | | |
60 | «Как появились разные народы» (долганская сказка) | 1 | Урок развития навыков и умений | Различие жанров произведений. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения | Текущий. Участие детей в викторине, составленной из подготовленных ими в ходе самостоятельного чтения загадок | Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов | Перечитать и пересказать сказку. По желанию найти и прочитать сказки разных народов сходного содержания | | |
61 | Корейская сказка «Честный мальчик» | 1 | Урок повторения | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения | Знать названия; понимать основное содержание изученных литературных произведений. Уметь: – пересказывать текст (не более 1,5 с); – делить текст на смысловые части; – составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – различать жанры художественных произведений; – использовать приобретенные знания для самостоятельного чтения книг, для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении | Текущий. Прослушивание пересказов сказки. Дополнительно прослушивание пересказов сказок других народов | «Сказочные приметы»: зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные эпитеты | Читать по ролям | | |
62 | Японская сказка «Настоятель и служка» (сказка первая) | 1 | Урок развития навыков и умений | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения | Текущий. Прослушивание чтения по ролям | Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов. Развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия, материал для характеристики героя | Пересказать сказку и придумать для нее заголовок | | |
63 | Японская сказка «Настоятель и служка» (сказка вторая) | 1 | Урок повторения | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Текущий. Пересказ сказки | Размышление над поступками героев | Разделить сказку на 3 части, нарисовать к одной из частей иллюстрацию | | |
64 | Русская сказка «Три калача и одна баранка». Иван Франко «Сказка о глупости» | 1 | Урок открытия новых знаний | Формулирование основной мысли текста (частей текста), соотнесение основной мысли и заглавия текста (части текста) | Текущий. Проверка деления текста на части, выставка иллюстраций | Жанр: сказка-анекдот | Выучить наизусть сказку «Три калача и одна баранка» | | |
65 | Завершение работы над сказкой. И. Франко. «Сказка о глупости» | 1 | Урок повторения | Герои произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Знать названия; понимать основное содержание изученных литературных произведений. Уметь: – пересказывать текст (не более 1,5 с); – делить текст на смысловые части; – составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – различать жанры художественных произведений; – использовать приобретенные знания для самостоятельного чтения книг, для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении | Текущий. Чтение наизусть сказки «Три калача и одна баранка» | Характер героя, его поступки и мотивы | Выучить одну часть «Сказки о глупости» наизусть | | |
66 | Какие вопросы задают сказки? | 1 | Урок обобщения | Пересказ текста. Составление самостоятельных высказываний по данной теме | Тематический. Смотр знаний | | | | |
67 | Русские народные загадки | 1 | Урок открытия новых знаний | Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений. Малые фольклорные жанры | Текущий. Рассказывание придуманных историй по пословицам | Виды загадок, разновидности их структуры. Творческая работа: сочинение загадок | Придумать загадку самостоятельно | | |
68 | Литературные загадки | 1 | Урок развития умений и навыков | Малые жанры | Текущий. Отгадывание загадок, придуманных детьми. | Виды загадок, разновидности их структуры. Творческая работа: сочинение загадок | Сочинить свою или выучить авторскую загадку; | | |
| | | | | | Анализ структуры составленных загадок и соотнесение их с одной из групп, предложенной на прошлом уроке классификации | | найти в сборнике загадок самую трудную | | |
69 | Народные колыбельные песни | 1 | | Малые фольклорные жанры. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих содержанию произведения | | Текущий. Конкурс загадок. Подведение итогов по номинациям | Выделение языковых средств художественной выразительности | Выучить наизусть одну колыбельную песню и проиллюстрировать ее | | |
70 | Авторские колыбельные песни | 1 | Урок развития умений и навыков | Малые фольклорные жанры. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих содержанию произведения | | Текущий. Исполнение колыбельных песен. Сопоставление песен с иллюстрациями | Выделение языковых средств художественной выразительности | Выучить одну (по желанию) авторскую колыбельную песню наизусть | | |
Раздел 5. «сказка – ложь, да в ней намек…» (17часов) |
71 | Введение в новый раздел. Ю. Мориц «Слониха, слоненок и слон…» | 1 | Урок развития умений и навыков | Различение жанров произведений. Стихотворение. Выразительное чтение | Знать названия; понимать основное содержание изученных литературных произведений; знать их авторов. Уметь: – определять тему и главную мысль произведения; | Текущий. Игра-конкурс «Дочки-матери». (Исполнение колыбельных для кукол) | Выделение языковых средств художественной выразительности | Читать английскую народную песенку «Кораблик». Выучить наизусть понравившееся стихотворение | | |
72 | Русская сказка «Лиса и рак». Сказка братьев Гримм «Еж и заяц» | 1 | Урок повторения | Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений. Сказка. Декламация | – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст | Текущий. Чтение наизусть стихотворений | Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов | Выучить наизусть сказку «Лиса и рак» | | |
73 | Русская сказка «Лиса и рак». Сказка братьев Гримм «Еж и заяц» | 1 | Урок повторения | Восприятие на слух и понимание художественного произведения | Уметь: – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть; – приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); – различать жанры художественной литературы; – приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; – использовать приобретенные знания и умения для самостоятельного чтения книг, высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении | Текущий. Чтение сказки «Лиса и рак» наизусть | | Подумать над вопросом: чему вас научили эти сказки? | | |
74 | Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки» | 1 | Урок повторения | Произведения устного народного творчества. Различение жанров. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Работа с текстом | Текущий. Обсуждение предложенного вопроса о пользе прочитанных сказок | Способ чтения: выборочное | Дочитать сказку до конца | | |
75 | Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки» | 1 | Урок повторения | Различение жанров. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Текущий. Ответы на вопросы по содержанию самостоятельно прочитанного дома отрывка | Развитие внимания к слову в художественном тексте, размышления по поводу того, почему из всего многообразия слов выбрано именно это слово. Язык народных сказок | Пересказать сказку | | |
76 | Африканская сказка «Похождения дикого кота Симбы» | 1 | Урок развития навыков и умений | Произведения устного народного творчества. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея) | | Текущий. Прослушивание пересказов сказки | Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов | Научиться читать выразительно | | |
77 | Африканская сказка «Похождения дикого кота Симбы» | 1 | Урок развития навыков и умений | Самостоятельное формулирование вопросов к тексту по ходу чтения | | Текущий. Выразительное чтение сказки | | Ответить на последний вопрос | | |
78 | Сказка афроамериканцев США «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну» | 1 | Урок повторения | Произведения устного народного творчества. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения | | Текущий. Выставка иллюстраций и выборочный пересказ по ним | Развитие внимания к слову в художественном тексте, размышления по поводу того, почему из всего многообразия слов выбрано именно это слово. Язык народных сказок | Дочитать сказку до конца | | |
79 | Сказка афроамериканцев США «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну» | 1 | Урок повторения | Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения | – приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); – различать жанры художественной литературы; – приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу | Текущий. Пересказ прочитанного дома отрывка | Развитие умения находить ключевые слова в тексте | Перечитать сказку и озаглавить части. № 1, с. 42 тетради | | |
80 | Сказка афроамериканцев США «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну» | 1 | Урок повторения | Пересказ текста по плану. Герои произведения. Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста | Текущий. Прослушивание заголовков к частям сказки | Характер героя, его поступки и их мотивы. Выбор способа чтения – выборочное | Составить рассказ о братце Кролике. Прочитать другую сказку из книги «Сказки дядюшки Римуса» | | |
81 | Эстонская сказка «Почему у зайца губа рассечена». Латышская сказка «Как петух лису обманул» | 1 | Урок развития навыков и умений | Произведения устного народного творчества. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения | – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть; – приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); – различать жанры художественной литературы; – приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу Знать названия; понимать основное содержание изученных литературных произведений; знать их авторов. Уметь: – определять тему и главную мысль произведения; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; | Текущий. Проверка творческого задания | Выбор способа чтения: выборочное. Творческая работа: сочинение сказок | Подготовиться к инсценированию сказки «Как петух лису обманул» | | |
82 | Эстонская сказка «Почему у зайца губа рассечена». Латышская сказка «Как петух лису обманул» | 1 | Урок развития навыков и умений | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения | Текущий. Инсценирование сказки | | Задание на с. 81 | | |
83 | Александр Курляндский. «Ну, погоди!» | 1 | Урок открытия новых знаний | Произведения современной отечественной литературы. Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста | Текущий. Игра «Аукцион» на повторение характеристик сказочных персонажей-животных Проверка творческих заданий, выполненных дома | Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов. Выбор способа чтения: выборочное. Сказка-сценарий | Составить диафильм к сценарию сказки | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
84 | Генрих Сапгир. «Песня». Л. Квитко. «Веселый жук» | 1 | Урок развития умений и навыков | Произведения современной отечественной литературы. Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. Декламация. Различение жанров произведений: стихотворение | – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть; – приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); – различать жанры художественной литературы; – приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу | Текущий. Прослушивание пересказов выпусков «Ну, погоди!» | Выбор способа чтения: выборочное | Выучить одно стихотворение по желанию наизусть | | |
85 | Л. Квитко. «Смелые воробьи». Ю. Мориц. «Резиновый ежик» | 1 | Урок повторения | Произведения современной отечественной литературы. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. Декламация | Текущий. Чтение стихотворений наизусть. Соотнесение эмоционального настроя стихотворений и музыкального фрагмента | | Выучить понравившееся стихотворение наизусть. Вспомнить, по возможности, какие собственные сказки про игрушки рассказывала мама или бабушка | | |
86 | Авторские считалки | 1 | Урок открытия новых знаний | Малые жанры. Считалки | Знать названия; понимать основное содержание изученных литературных произведений; знать их авторов. Уметь: – определять тему и главную мысль произведения; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть; – приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); – различать жанры художественной литературы; | Текущий. Рассказывание наизусть понравившихся стихотворений. Рассказывание по желанию услышанных в детстве от родных сказок собственного сочинения | Выделение языковых средств художественной выразительности | Подобрать или вспомнить считалки; проиллюстрировать их. Задание на с. 96 (1-й абзац) | | |
87 | Борис Заходер. «Считалия». Литературные игры Обобщение по разделу. | 1 | Урок повторения | Произведения современной отечественной литературы. Декламация | Текущий. Проверка подготовленных детьми считалок в игровой форме | | Проиллюстрировать фрагменты «Считалии» | | |
Раздел 6. самое обыкновенное чудо (18 часов) |
88 | Г. Горбовский. «Розовый слон» | 1 | Урок повторения | Произведения современной отечественной литературы. Различение жанров. Стихотворение. Декламация. Восприятие и понимание эмоцио-нально-нравствен-ных переживаний | Знать названия, понимать содержание изученных литературных произведений; знать их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости); – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – различать жанры художественных произведений; | | Обучение пониманию скрытого смысла заголовка | Выразительно читать стихотворение; нарисовать его главного героя | | |
89 | Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» (1-я часть 2 часть) | 1 | Урок развития навыков и умений | Произведения зарубежной литературы. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Декламация | Текущий. Выразительное чтение стихотворения | Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов | Прочитать 2-ю часть и пересказать ее | | |
90 | Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». (3- 4я часть). Знакомство с Маленьким принцем | 1 | Урок развития навыков и умений | Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравствен-ных переживаний | Текущий. Выборочный пересказ | Характер героев и мотивы их поступков | Читать 3 и 4-ю части | | |
91 | Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». (5 и 6-я части). «А как это – приручить?» | 1 | Урок развития навыков и умений | Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | – приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного чтения книг Уметь: – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении; самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам | Текущий. Чтение 3-й части с заданием (по ролям) | Характер героев и мотивы их поступков | Выучить наизусть монолог Лиса | | |
92 | Джанни Родари. «Солнце и туча» | 1 | Урок развития навыков и умений | Произведения зарубежной литературы. Выразительное чтение | Текущий. Проверка творческого задания: ин-сценирование фрагментов сказки | Выбор способа чтения: выборочное. Выделение языковых средств художественной выразительности. Творческая работа: сочинение сказки | Пересказать сказку. Попытаться самостоятельно сочинить сказку на одну из тем: «Роза и шипы», «Вода и огонь» (№ 6, с. 48 тетради) | | |
93 | Джанни Родари. «Как Алиса в море побывала». В. Орлов. «Я рисую море» | 1 | Урок повторения | Произведения зарубежной литературы. Выразительное чтение. Различение жанров: сказка, стихотворение | | Текущий. Проверка творческого задания: прослушивание сочиненных детьми сказок | Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов. Творческая работа: сочинение сказки | Выразительно читать сказку. Задание 2 на с. 127 учебника | | |
94 | Валентин Берестов. «Честное гусеничное» | 1 | Урок развития навыков и умений | Произведения современной отечественной литературы. Различение жанров. Сказка Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения | Знать названия, понимать содержание изученных литературных произведений; знать их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости); – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части; | Текущий. Прослушивание чтения стихотворения наизусть | Развитие умений делить текст на части, самостоятельно озаглавливать части | Перечитать сказку и нарисовать портреты героини к каждой части, подписать их словами из текста | | |
95 | Виктор Хмельницкий. «Дождь в лесу», «Соловей и бабочка» | 1 | Урок повторения | Произведения современной отечественной литературы | | Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте, размышление по поводу того, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово | Выучить наизусть одну сказку | | |
96 | Виктор Хмельницкий. «Дождь в лесу», «Соловей и бабочка» | 1 | Урок повторения | Произведения современной отечественной литературы | – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – различать жанры художественных произведений; – приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного чтения книг | Текущий. Чтение сказки наизусть | | Проиллюстрировать 2-ю сказку | | |
97 | Г. Цыферов. «Град», «Про чудака лягушонка» | 1 | Урок повторения | Произведения современной отечественной литературы. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Восприятие на слух и понимание художественных произведений различных жанров | Текущий. Создание диафильма по сказке «Снег и скрипка» | Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов. Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте | Выучить наизусть сказку «Про чудака лягушонка» | | |
98 | Б. Сергуненков. «Куда лето прячется», «Одуванчик» | 1 | Урок рефлексии | Произведения современной отечественной литературы. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Знать названия, понимать содержание изученных литературных произведений; знать их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости); | Текущий. Прослушивание чтения сказки наизусть. Самооценка результатов работы с текстом | Обучение придумыванию вариантов заглавий, выбору наиболее подходящего заглавия, пониманию скрытого смысла заголовка | Пересказать одну сказку близко к тексту. Прочитать сказку «Неспетая песня» и придумать два вопроса к ее содержанию | | |
99 | Б. Сергуненков. «Неспетая песня», «Мальчик и леший, «Кот белый – кот черный» | 1 | Урок повторения | Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения | – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – различать жанры художественных произведений; – приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного чтения книг | Текущий. Прослушивание пересказов (вид пересказа – выборочный). Работа по вопросам, составленным детьми к тексту | Творческая работа: сочинение сказки | Читать сказку «Кот белый – кот черный», ответить на вопросы к сказке на с. 140 | | |
100 | Сказки-миниатюры | 1 | Урок обобщения | Произведения современной отечественной литературы. Умение работать с книгой. Восприятие на слух и понимание художественных произведений. Выразительное чтение | Знать названия, понимать содержание изученных литературных произведений; знать их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости); | Тематический. Просмотр творческих работ учащихся | Творческая работа: разыгрывание сказки | | | |