kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературное чтение- один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей :

овладение осознанным, беглым чтением,

развитие художественно-творческих способностей,

обогащение нравственного опыта младших школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по литературному чтению »

МОУ «Основная общеобразовательная школа с.Каменка

Пугачевского района Саратовской области»


«Рассмотрено»

Руководитель ШМО нач.классов

_____________/Арапова Н.В. /


Протокол № __ от «_ _»

_____________ 2015 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ «ООШ с. Каменка»

_____________ /Резникова Е.Ф./.

«__»____________2015 г.


«Утверждаю»

Директор МОУ «ООШ с. Каменка»

__________

/И.А.Казарина/


Приказ № ___ от

«__»___________2015 г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Араповой Надежды Васильевны , 1категория


по технологии ,4 класс








2015 - 2016 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для учащихся 4 класса разработана в соответствии:

  • с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г);

  • с рекомендациями Примерной программы по литературному чтению /Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2011.

  • с программой Л.А.Ефросининой, М.И.Омороковой «Литературное чтение» 1-4 классы - М.: Вентана- Граф, 2012 г;

  • с содержанием учебника / Литературное чтение:4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 частях/ Ефросинина Л.А.,М.И.Оморокова-2-е издание доработанное –М.:Вентана-Граф,2008г.

Цели и задачи обучения литературному чтению


Литературное чтение — один из основных предметов в сис­теме начального образования. Наряду с русским языком он фор­мирует функциональную грамотность, способствует общему раз­витию и духовно-нравственному воспитанию ребёнка. Успеш­ность изучения курса литературного чтения обеспечивает резуль­тативность обучения по другим предметам начальной школы.

Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельнос­ти; совершенствование всех видов речевой деятельности;

  • развитие художественно-творческих и познавательных спо­собностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художест­венных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представ­лений о добре и зле, уважения к культуре народов многона­циональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской ком­петентности младшего школьника, осознание себя как грамот­ного читателя, способного к использованию читательской дея­тельности как средства самообразования. Читательская компе­тентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, зна­нием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение» в особой мере влияет на решение следующих задач:

  1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает прежде всего формиро­вание осмысленного читательского навыка (интереса к процес­су чтения и потребности читать произведения разных видов ли­тературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения уча­щиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией (слово, текст, кни­га), интерпретировать информацию в соответствии с запросом.

  1. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, исполь­зовать её для расширения знаний об окружающем мире. В ре­зультате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведе­ний и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, спра­вочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.

  1. Воспитание эстетического отношения к действительнос­ти, отражённой в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художест­венного произведения как особого вида искусства; формиро­ванию умения определять его художественную ценность и ана­лизировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими ви­дами искусства (живопись, музыка и др.); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.

  1. Формирование нравственных ценностей и эстетическо­го вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности ма­ленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведени­ем младший школьник осваивает основные нравственно-эти­ческие ценности взаимодействия с окружающим миром, полу­чает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окра­шенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как пред­посылки собственного поведения в жизни.


Общая характеристика курса



Программа состоит из пяти разделов.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает следую­щие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их един­стве иивзаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).

В разделе «Круг чтения» реализуются принципы­потбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной чита­тельской деятельности, компетентности в области детской ли­тературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6-10 лет, читательских предпочтений младших школьников.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представле­ниями о видах и жанрах литературы, о средствах выразитель­ности языка.

Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе чита­тельской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановка «живых картин», чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста: устному словесному рисованию, разным формам пересказа, созданию собственного текста на основе художественного про­изведения (текст по аналогии).

Чтение: работа с информацией

Работа с информацией, полученной из выходных сведений, аннотации, содержания. Сбор информации о произведении после чтения. Использование информации из готовых таблиц для характеристики героев. Нахождение информации. Оценка полученной информации о книге и литературных героях.

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану МОУ «ООШ с.Каменка Пугачевского района Саратовской области» на 2015-2016 год на изучение пред­мета в 4 классе выделяется 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в год).





Ценностные ориентиры содержания курса литературного чтения

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знако­мятся с художественными произведениями, нравственный по­тенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе пол­ноценного восприятия художественного произведения форми­руется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, со­ответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие тех­ники чтения, совершенствование качества чтения, особенно ос­мысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок заду­мывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нрав­ственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

Планируемые результаты освоения курса «Литературное чтение»


Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальней­шего развития и успешного обучения; формирование потреб­ности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-историческим наследи­ем России, общечеловеческими ценностями; восприятие лите­ратурного произведения как особого вида искусства; полно­ценное восприятие художественной литературы; эмоциональ­ная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приёмов поиска нужной информа­ции; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (де­ление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование пред­ставления о правилах и нормах поведения, принятых в обще­стве; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

Предметными результатами обучения в начальной школе являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понима­ния прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования ху­дожественных, научно-популярных и учебных текстов; умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятель­ности; умение составлять несложные монологические высказы­вания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и опи­сания; умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстни­ками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.


В 4 классе расширяется круг детского чтения. Учащие­ся знакомятся с новыми жанрами (баллада, миф, преда­ние, очерк, легенда), новыми именами писателей и поэтов. Продолжается работа над структурой художественного произведения (компонентами сюжета) и сравнением про­изведений разных жанров. Усложняются и сами произве­дения.'

Все творческие работы проводятся в классе под руковод­ством учителя, так как носят обучающий характер. Формы организации творческих работ могут быть разные: индиви­дуальные, групповые, работа в парах.









Содержание тем учебного курса

4 класс (136 ч)





Содержательная линия

Учебный материал

Количество часов

Требования ФГОС

Планируемые результаты


Виды контроля

Универсальные учебные действия

Предметные


Знать

Уметь

1.

Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни.

Сравнение и отличия произ­ведений малых фольклорных форм.

Обогащение словаря, форми­рование навы­ков чтения.

Закрепление литературовед­ческих понятий, формирование читательских умений

10 ч.

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Характеризовать понятия: загадка, пословица, дразнилка, скороговорка.

Применять умение самостоятельно оценивать свою начитанность


к/р -1

2.

Басни. Русские баснописцы.


Развитие навы­ков чтения, ре­чи, творческих способностей

Определение и проверка уровня начитанности, читательских умений; форми-рование основ читательской самостоятель­ности

7ч.

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Получить знание основного содержания былины, тему произведения, анализировать содержание, составлять план. Рассказывать по плану.

Применять умение выделять мораль в басне.

Классифицировать понятия: басня, мораль, вступление, рассказ; выразительно читать басни, давать оценку героям, выделять в тексте части басни


к/р -1

3.

Произведения русской классической литературы – 63 ч. к/ -4


В.А.Жуковского

Работа над восприятием художественного произведения, отработка навыков чтения

Развитие навыков чтения и чита­тельских умений (описание, иллю­стрирование, объяснение пове­дения и поступки героев)

Моде­лирование об­ложки для книги

Определение уровня сформи­рованности учебной чита­тельской дея­тельности


формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Получить представление об олицетворении,

определять задачи чтения, наблюдать над употреблением знаков препинания, выбором тона и темпа чтения.

Высказывать свое мнение о прочитанном, давать оценку героям, работать самостоятельно в тетрадях и с книгами дополнительного чтения



Произведения Пушкина



овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.


использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Различать особенности формы и содержания языка (эпитеты, сравнения, олицетворения).

Определять главную мысль, характеризовать героев положительных и отрицательных.

Слушать сказку, отвечать на вопросы, делить

текст на части, составлять план. Кратко пересказывать по плану



Произведения М.Ю. Лермонтова



принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета

Различать понятия: эпитет, сравнение, рифма.

Определять тему стихотворения, выразительно читать.

Слушать стихотворения, сравнивать эмоциональное настроение стихотворений.

Понимать содержание текста, определять главную мысль произведения, сравнивать песни М.Ю. Лермонтова с народными песнями.


.

Произведения П. Ершова



развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Наблюдать за изменением настроения, определять главную мысль.

Определять тему произведения, определять тон и темп чтения, наблюдать за употреблением знаков препинания, указанием пауз, выделением логических ударений.



Произведения Гаршина



формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.


овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Выявлять особенности волшебных сказок, сказок народных и литературных.

Различать главную мысль сказки, характеризовать героев, выражать свое отношение к героям сказки.

Наблюдать за особенностью стихотворных строк, выразительно читать.




Произведения Гарина - Михайловского



развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей


готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Характеризовать образ темы (внешний вид, поступки, отношение к Жучке), выделять кульминационный момент и выразительно читать этот эпизод.

Определять авторскую позицию, выражать свое отношение к произведению и поступку героя.

Обсуждать рассказы, понимать основное содержание текста.


4.

Произведения зарубежных писателей

Развитие читательских навыков.

Работа с текстом


12ч.

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.


определение общей цели и путей ее достижения;

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной

деятельности;


Характеризовать главного героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям повести, речь).

Характеризовать изученные произведения
Х. К. Андерсена и уметь их анализировать.

Получить знания о новом жанре произведения
Х. К. Андерсена; выразительно читать.

Показать уровень сформированности читательских навыков.

к/р -2

5.

В мире книг.

Развитие навыков чтения и чита­тельских умений (описание, иллю­стрирование, объяснение пове­дения и поступки героев)

Моде­лирование об­ложки для книги


31ч

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Применять умение работать с книгой, анализировать содержание. Слушать и работать с книгами стихов русских поэтов (группировка по темам: о Родине, о природе).

Читать в лицах, выделять реплики, инсценировать отдельные картины.

Различать жанры произведений С. Я. Маршака.

Применять умение выразительно читать, отвечать на вопросы, выполнять задания в тетради.

Различать структурные единицы произведения. Анализировать басню, читать выразительно.

Различать понятие басня, вступление, рассказ, мораль, олицетворение.


к/р -1

6.

Путешествия. Приключения. Фантастика.

Развитие восприятия художе­ственного про­изведения, читательских умений

Выделение главной мысли, развитие навыков выразительного чтения

Работа с текстом

13ч

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.



Читать выразительно очерк

Работать с дополнительной

Литературой.

Работать по содержанию, составлять сюжетно-композиционный треугольник, высказывать свою точку зрения о героях и произведении. Понимать основное содержание текста, определять тему произведения, основную мысль, эпитеты, сравнения.


Характеризовать книги
Н. П. Вагнера.

Понимать основное содержание текста, слушать и работать с книгами для дополнительного чтения

к/р -9



















Учебно-тематический план.



№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

Формы контроля

к/р проекты

1

Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни

10

1

2

Басни. Русские баснописцы

7

1

3

Произведения русской классической литературы

63

4 2

4

Произведения зарубежных писателей

12

2

5

В мире книг

31

1 1

6

Путешествия. Приключения. Фантастика.

13

1


Итого:

136

9 4









Календарно-тематическое планирование

по литературному чтению



Класс 4

Учитель : Арапова .В.

Количество часов

Всего 136 часа; в неделю 4часа.

Плановых контрольных уроков 9 ч., проектов 4

Административных контрольных уроков ___ч.



Планирование составлено на основе программы Л.А.Ефросининой, М.И.Омороковой «Литературное чтение» 1-4 классы - М.: Вентана- Граф, 2012 г.

Учебники: Литературное чтение:4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 частях/ Ефросинина Л.А., М.И.Оморокова-2-е издание доработанное –М.:Вентана-Граф,2015г.

«Литературное чтение. Учебная хрестоматия»: 4 класс : авт.-сост.Л. А. Ефросинина.- М.; Вентана-Граф, 2015.

Рабочая тетрадь: Литературное чтение» рабочие тетради № 1,2, авт.-сост.Л. А. Ефросинина.- М.; Вентана-Граф, 2015.
















Название разделов и тем

Колич. часов

Дата

по плану

Дата фактически

Тип урока

Наглядность, ТСО, ИКТ

Повторение

Примечание

Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни ( 7 ч)


1

Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый волк»

Дополнительное чтение: малые формы фольклора.

1



Р

Схема «Жанры фольклора».


Понятие «быль»-рассказ о реальных событиях.


2

Дополнительное чтение: русская народная сказка «Марья Моревна»

Былина «Волх Всеславович»

1



Онз

Схема «Жанры фольклора».


Книги –справочники.


3

.Дополнительное чтение: былины «Вольга Святославич», «Святогор»

1



Онз

Схемы обложек произведений.


Выделять главную мысль текста


4

Народные легенды. «Легенда о граде Китеже». «Легенда о покорении Сибири Ермаком»

1



Онз

Таблицы со словами-чувствами.


Краткий пересказ текста.


5

Дополнительное чтение: Шотландская легенда «Рыцарь – Эльф», библейская легенда «Суд Соломона»

1



Онз

Схема «Жанры фольклора».


Пересказ по плану


6

Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения»

Дополнительное чтение: песня – слава «Русская Земля»

1



Онз

Таблицы со словами-чувствами.


Ритм, логическое ударение


7

Проверь себя: «Фольклор» Дополнительное чтение: героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море»

1



Рк

Схема «Жанры фольклора».


Особенности легенды: реальный факт в сказочном изложении.


Басни. Русские баснописцы ( 7 ч)


8

И.А.Крылов «Стрекоза и муравей»; И.И.Хемницер «Стрекоза»; Л.Н.Толстой «Стрекоза и муравьи»



1



Онз

Презентация «Басни И.А. Крылова».


Библиографические сведения об авторах басен.


9

И.И. Хемницер «Друзья». Дополнительное чтение: И.А.Крылов «Крестьянин в беде».



1



Онз

Схема «Структура басни».


Особенности басни: мораль, ирония, аллегория.


10

Слушание и работа с книгами басен.

1



Омн

Схема «Положительные герои. Отрицательные герои произведения

Реплика


11

А.Е.Измайлов «Кукушка»,

Дополнительное чтение: И.А.Крылов «Осел и соловей»

А.Е.Измайлов «Лестница»

1



Онз

Рисунки учеников

Мораль, аллегория.


12

И.Крылов «Мартышка и очки», «Квартет».

Дополнительное чтение: С.В.Михалков «Слово о Крылове».

1



Онз

Иллюстрации к басням

Аннотация книги.


13

Слушание и работа с детскими книгами и журналами

1



Р

Рисунки учеников

Особенности басен.


14



Проверь себя: «Басни»

В. А. Жуковский «Песня», «Ночь», «Воспоминания»


1



Рк

тетрадь

Своё отношение к поступкам героев.



Произведения русской классической литературы (63 ч)


15

Волшебные сказки. В.А.Жуковский «Спящая царевна».


1



Омн

Иллюстрации к сказкам

Сравнение сказок


16

Слушание и работа с книгами Жуковского.

Дополнительное чтение: «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, кощеевой дочери».

1



Онз

Портрет Тетрадь



17

Произведения А.С. Пушкина. А.С. Пушкин «Осень».

А.С. Пушкин «И.И.Пущину»


1



Онз

Портрет, Иллюстрации к сказкам

Сравнение сказок


18

И.И.Пущин «Заметки о Пушкине» (отрывок)

А.Пушкин «Зимняя дорога»

1



Онз

Портрет

Ритм, тон, логические ударения, паузы.


19

А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке». Из воспоминаний В.И.Даля.

1



Онз

Тетрадь

Сравнение произведений


20

Произведения А. С. Пушкина .

Дополнительное чтение: А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

1



р




Произведения М.Ю.Лермонтова

21

Стихи М.Ю.Лермонтова «Москва, Москва! Люблю тебя как сын…», «Парус»

Проект «Портрет любимого писателя»/ старт/



1



Омн

Таблицы со словами-чувствами, портрет.


Метафора


22

Стихи о природе. М.Ю.Лермонтов «Горные вершины…», «Утес…»



1



Онз

Таблицы со словами-чувствами.


Сравнение стихотворений


23

М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб», восточная сказка


1



Онз

Презентация «М.Ю.Лермонтов»

Особенности восточной сказки.


24

Книги-справочники о М.Ю.Лермонтове.

Дополнительное чтение: М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»,

1



Р

Рисунки учеников

Легенды, баллады.


25

М.Ю.Лермонтов «Казачья колыбельная песня».. Обобщающий урок.

Проект «Портрет любимого писателя»/защита/

1



Р

Тетрадь

Особенности колыбельных песен.


Произведения П.П.Ершова


26

Волшебные сказки. П.П.Ершов «Конёк-горбунок».

1



Онз

Портрет, презентация.

Признаки сказки


27

Проверь себя: «Русские поэты» П.П.Ершов «Кто он»

1



рк

Портрет, презентация.

Биография поэта.


Произведения В. М. Гаршина

28

В.М.Гаршин «Сказка о гордом Аггее». Пересказ старинной легенды.

1



Онз

Портрет, презентация.

Что такое легенда.


29

В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница»

1



Онз

Схема «Положительные герои. Отрицательные герои произведения

Краткий пересказ.


30

В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе» «Пленница»

1



Онз

Портрет,

Сравнение сказок.


31

В.М.Гаршин «Attalea Princeps»

1



Онз

Схемы-рисунки «Чувства и эмоции».


Сравнение произведений


32

Проверь себя. Страничка книгочея. Детские журналы и газеты

1



Рк

Тетрадь

Книги- справочники


Произведения русских писателей о детях

33

Н.Г.Гарин-Михайловский «Старый колодец» (глава из повести «Детство Темы»)


1



Онз


Справка об авторе

34

К.М.Станюкевич «Максимка».

Д.Н.Мамин- Сибиряк «Вертел»

1



Онз


Структурные единицы произведения



Произведения зарубежных писателей

35

В.Гюго «Козетта» (отдельные главы)


1



Онз


Сравнение произведений


36

Марк Твен «Приключение Тома Сойера» (отдельные главы).


1



Онз

Учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь,

Образ героя


37

Сказка Х.К.Андерсена «Дикие лебеди»



1



Онз

Учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь,

Характеристика героев.


38

Х.К.Андерсен «Дети года». Проверь себя «Писатели детям».


1



Рк

Учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь,

Строфа (двустишие)



В мире книг

39

Древнегреческий миф «Арион»



1



Онз

Схемы-рисунки «Чувства и эмоции».


Структурные единицы произведения



40

Древнегреческий миф

«Дедал и Икар»



1



Онз

Хрестоматия, презентация

Особенности древнегреческих мифов.


41

Славянский миф «Ярило-солнце»

Древнеиндийские мифы «Творение». «Создание ночи».


1



Онз

Схема «Жанры фольклора».


Сравнение мифов.


42

Слушание и работа с детскими книгами. Китайский миф «Подвиги стрелка И».



1



Онз

Хрестоматия, презентация

Книги с мифами народов мира.


43

Обобщение по разделу «Мифы народов мира»

Проект: «Жанры древнерусской литературы» /старт /



1



Рк

тетрадь

Особенности мифов.


44

Книги Древней Руси. Отрывок из «Повести временных лет». «О князе Владимире». «Деятельность Ярослава. (Похвала книгам).



1



Омн

Схемы-рисунки «Чувства и эмоции».


Первые книги руси.


45

Отрывки из «Повести временных лет», «Повести о Никите Кожемяке», «О Кирилле и Мефодии», «Наставления Ярослава Мудрого славянам»



1



Онз

Хрестоматия, презентация

Летопись, летописцы, житиё. Кирилл и Мефодий- просветители.


46

.

Отрывок из «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха».


1



Онз

Схема «Жанры фольклора».




47

Проект: «Жанры древнерусской литературы» /защита/

1



Р

Презентация

Своё мнение о прочитанном.


48

Проверь себя: « В мире книг»

1



Рк

Презентация

Литературные жанры


Произведения Л.Н.Толстого


49

Повторение произведений Л.Н.Толстого. «Воспоминания Л.Н.Толстого»

1



Р

Тетрадь, учебник , презентация

Произведения Л.Н.Толстого.


50

Быль Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

1



Онз

учебник, раб.тетрадь

Понятие «быль»-рассказ о реальных событиях.


51

Л.Н.Толстой «Акула»

1



Онз

учебник, раб.тетрадь

Книги –справочники.


52

Л.Н.Толстой «Два брата» «Мужик и водяной»

1



Онз

учебник, раб.тетрадь

Выделять главную мысль текста


53

Л.Н. Толстой «Черепаха» «Русак»

1



Онз

учебник, раб.тетрадь

Краткий пересказ текста.


54

Л.Н.Толстой «Святогор -богатырь»

1



Омн

учебник, раб.тетрадь презентация

Пересказ по плану


55

Проверь себя «Произведения Л. Н. Толстого»

1



Рк

Произведения Л.Н.Толстого.

Характеристика героев.




Произведения А.А.Блока


56

А.А.Блок «Россия»

1



Онз

учебник, раб.тетрадь

Ритм, логическое ударение


57

А.А Блок «Рождество»

1



Онз

учебник, раб.тетрадь

Комментировать заголовок, определять позицию поэта, выразительно читать наизусть.


Произведения К.Д.Бальмонта

58

К.Д. Бальмонт «Россия». «К зиме»

1



Онз


Учебник,раб. тетрадь

Сравнение стихов А. А.Блока


59

К.Д.Бальмонт «Снежинка», «Камыши»

1



Онз

Учебник,рабочая тетрадь


Метафора, художественный приём


60

Сказочные стихи: К. Д.Бальмонт «У чудищ», «Как я пишу стихи»

1



Омн

учебник, рабочая тетрадь


Особенность сказочных стихов.


61

Слушание и работа с детской книгой. К.Д.Бальмонт «Русский язык», «Золотая рыбка»

1



Р

учебник, рабочая тетрадь

Основное содержание текста


Произведения А. И. Куприна, К.И.Чуковского



62

А.И.Куприн «Скворцы»

1



Онз

учебник, рабочая тетрадь


Анализ произведения по вопросам.


63

А.И.Куприн «Скворцы».Составление плана.

1



Р

учебник, рабочая тетрадь


Анализ произведения по вопросам.


64

А.И.Куприн Слушание:«Легенда о нищих», «Воспоминания о Чехове»


1



Онз

Детские книги

Творческая работа, текст и рисунок.


65

А.И.Куприн. Слушание «Воспоминания о Чехове»


1



Омн

Детские книги

Творческая работа, текст и рисунок.


66

Слушание и работа с детской книгой. Стихи русских поэтов. Н.А.Некрасов «Генерал Топтыгин»

1



Р

Учебник-хрестоматия,тетрадь, презентация

очерк


67

К.И.Чуковский «Николай Алексеевич Некрасов».

1



Онз

Хрестоматия, тетрадь

Портрет героя,персонаж.


Произведения И.А.Бунина

68

И. А.Бунин «Гаснет вечер, даль синеет…», «Детство»

1



Онз

учебник, рабочая тетрадь

Библиографические сведения о Бунине.


69

И.А.Бунин « Шире грудь распахнись для принятия…», «Листопад».

1



Онз

Учебник, тетрадь

Находить эпитеты, сравнения, олицетворения.



Произведения С. Я. Маршака

70

С.Я.Маршак «Словарь», «Зелёная застава»

1



Омн

Учебник, хрестоматия

Знать жанры произведений, уметь работать со стихотворением.


71

С.Я.Маршак пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»

1



Онз

Учебник, презентация.

Картина, реплика, ремарка


72

С.Я.Маршак пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»

1



Омн

Учебник, презентация.

Картина, реплика, ремарка


73

Слушание и работа с детскими книгами. С. Я.Маршак «Сказка про козла»

1



Р

Детские журналы

Инсценирование сказки


74

С.Я.Маршак-переводчик. Р.Бёрнс «В горах моё сердце…» С.Я.Маршак «Ледяной остров»

1



Онз

иллюстрации

Справка об авторе, работа со справочной литературой.


75

Н.А.Заболоцкий «Детство», «Лебедь в зоопарке».

1



Онз

Презентация, учебник

Сравнение стихотворений, строф, тем.


76

Н.А.Заболоцкий «Весна в лесу» Стихи о родине и родной природе.

1



Онз

учебник-хрестоматия

Сравнение произведений Заболоцкого


77

Э.Сетон-Томпсон «Виннипегский волк»

1



Онз

Учебник-хрестоматия, рабочая тетрадь

Аннотация книг


78

Дополнительное чтение. В. М.Песков «В гостях у Сетон-Томпсона»

1



Р

Учебник-хрестоматия, рабочая тетрадь

Аннотация книг


Произведения о детях войны

79

В.П.Катаев «Сын полка»

1



Онз

Презентация учебник-хрестоматия

Уметь рассказать о любимом литературном герое.


80

К.М.Симонов «Сын артиллериста»

1



Онз

учебник-хрестоматия

Рассказ о герое



Произведения Н.М.Рубцова, С.В.Михалкова

81

Стихи о родине.Н,М,Рубцов «Берёзы»


Проект «Мой отчий дом»/старт/

1



Р

Презентация учебник-хрестоматия

Анализировать стихотворение ,читать выразительно ,определять точку зрения автора


82

Стихи о родине. Н,М,Рубцов «Тихая моя Родина»

1



Онз

Презентация учебник-хрестоматия

Сравнение стихотворений


83

Стихи о животных. Н.М.Рубцов «Ласточка» А.П.Платонов «Любовь к родине,или путешествие воробья.»

1



Р

Презентация учебник-хрестоматия

Сравнение стихотворений


84

Проверь себя «Стихи о Родине, о животных».


Проект «Мой отчий дом»/защита/

1



Рк

Детские книги

Уметь определять главную мысль текста,описание картин, выделять эпитеты,сравнения.


85

С.В.Михалков «Школа» «Хижина дяди Тома»

1



Онз

учебник, рабочая тетрадь

Знакомство с книгой Г.Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»


86

Басни С.В.Михалкова «Зеркало» «Любитель книг» «Чужая беда»

1



Онз

учебник, рабочая тетрадь

Сравнение басен


87

С.В.Михалков «Штиль» «Как старик корову продавал»

1



омн

учебник, рабочая тетрадь

Мораль басни


Очерки

88

Юмористические произведения. Н.Н.Носов «Федина задача»

1



Омн

учебник, рабочая тетрадь

Понятия юмор,ирония.



89

Слушание и работа с детскими произведениями. В.Драгунский «Тайное становится явным» И.Л.Гамазкова «Страдания»

1



Р

учебник, рабочая тетрадь

Работать с детской книгой.


Очерки


90

Очерки о Родине.И.С.Соколов-микитов «Родина» М.А.Шолохов «Любимая мать-отчизна»

1



Онз

учебник, рабочая тетрадь

Понятия очерк, герой очерка,


91

А.И.Куприн «Сказки Пушкина» Н.С.Шер «Картины-сказки»

1



Онз

учебник, рабочая тетрадь

тема очерка


92

Ю.Я.Яковлев «Право на жизнь»

1



Онз

учебник, рабочая тетрадь

Особенности очерка (герой, описание, выражение точки зрения)


93

Р.С.Сеф «О стихах Джани Родари»

1



Онз

учебник, рабочая тетрадь

Особенности очерка


Путешествия. Приключения. Фантастика( 10 ч)


94

Н.П.Вагнер «Фея Фантаста" Проект «Я –не волшебник, я только учусь.»/старт/

1



Онз

учебник, рабочая тетрадь

Работа с текстом


95

Н.П.Вагнер «Руф и Руфина»

1



Онз

учебник, рабочая тетрадь

Сравнительная характеристика


96

Н.П.Вагнер «Берёза» «Сказка»

1



Онз

учебник, тетрадь

Худ. приемы


97

Джонатан Свифт «Гулливер в стране лилипутов»

1



Онз

учебник, рабочая тетрадь

Аннотация книги


98

В.Рыбаков «О книге Дж. Свифта»

1



Онз

учебник, рабочая тетрадь

Особенности очерка


99

В.В.Вересаев «Легенда»,

Восточная сказка «Звезда».

1



Онз

учебник, рабочая тетрадь

Что такое легенда


100

Проверь себя . «Произведения зарубежных писателей»

Н.П.Найденова «Мой друг»

1



Рк

учебник, рабочая тетрадь

Структурные единицы произведения


101

Книги о путешествиях и приключениях. Проект «Я –не волшебник, я только учусь.»/защита/

1



Омн

учебник, рабочая тетрадь

Что такое легенда


102

Обобщающий урок. Задание на лето.


1



р

учебник, тетрадь

Список литературы .




























Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению



К концу обучения в 4 классе ученик достигнет следующих ре­зультатов и научится:

  • понимать и оценивать духовные ценности, которые несёт в себе художественная литература; объяснять понятия «чест­ность», «отзывчивость», «ответственность», «добро», «зло»;

  • понимать значение отечественной и зарубежной литерату­ры как части культуры, сохраняющей и передающей нравствен­ные ценности, традиции, этические нормы общения;

  • осознавать себя гражданином России, понимать ценность многонациональной литературы своей страны и мира;

  • проявлять доброжелательность и отзывчивость к другим людям, уважительное отношение к культуре других народов;

  • работать с произведениями, книгами, проектами по темам и разделам индивидуально, в парах и группах, пользуясь коммуникативными универсальными умениями (умением слушать одноклассников и учителя, дискутировать с ними, грамотно выражая свою позицию и при этом уважая мнение и позицию собеседников);

--- пользоваться регулятивными универсальными учебными действиями в организации своей работы с литературными произведениями (понимать учебную задачу, составлять алгоритм учебных действий, выполнять учебные действия, контролировать свои действия, оценивать результат работы).


Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»



Ученик научится:

— проявлять интерес к чтению, использовать чтение как универсальное умение для работы с любым произведением и любым источником информации, для обогащения читательского опыта;

— воспринимать умение читать как инструмент для своего интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития, способ приобретения знаний и опыта;

— пользоваться чтением для решения различных учебных за дач и удовлетворения читательского интереса, поиска нужной информации на межпредметном уровне;

— читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимав и осознавать прочитанное (читать вслух не менее 80 слов в минуту, молча — не менее 100 слов в соответствии с индивидуальными возможностями);

— читать выразительно подготовленные или изученные изведения из круга чтения, определяя задач)' чтения в соответствии с орфоэпическими нормами;

— пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым (выборочным)), осознавать и объяснять выбор вида и формы чтения для той или иной работы;

— различать художественную, научно-популярную, учебную и справочную литературу;

— ориентироваться в содержании художественного произведения, прослушанного или прочитанного; самостоятельно определять тему, жанр, авторскую принадлежность и главную мысль, выделять сюжетную линию: устанавливать причинно- следственную связь в развитии событий и их последовательность, отвечать на вопросы, задавать вопросы и дополнять ответы одноклассников по сюжету произведения;

— работать с учебным, научно-популярным и справочным текстами: понимать смысл, определять тему и выделять микротемы (подтемы), отвечать на вопросы и задавать вопросы по тексту, дополнять ответы и подтверждать их цитатами из текста;

— понимать и объяснять поступки героев, высказывать своё мнение о них, соотносить с нравственными нормами и определять авторскую позицию;

— пересказывать содержание произведения подробно, кратко или выборочно, устно или письменно;

— выразительно декламировать подготовленные стихотворные произведения;

— составлять по образцу краткую аннотацию и отзыв на литературное произведение или книгу;

— пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно находить нужную книгу в библиотеке.

Ученик получит возможность научиться:

— воспринимать художественную литературу как вид искусства;

— определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к произведениям, героям и их поступкам;

— отмечать изменения своего эмоционального состояния И процессе чтения художественного произведения;

— сравнивать художественные и научно-популярные произведения, выделяя 2-3 отличительные особенности;

— формулировать свою мысль в форме монологического высказывания небольшого объёма (повествование, рассуждение, описание) с опорой на авторский текст;

работать с детскими периодическими изданиями (журналы и газеты): находить нужную информацию, знакомиться с современной детской литературой.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

-- различать тексты произведений: стихотворный и прозаический, учебный, художественный и научно-популярный, соотносить типы текста с жанром;

— сопоставлять жанры произведений фольклора (сказка, былина, песня, пословица, загадка) по структуре;

— использовать в речи литературоведческие понятия: произведение, тема и главная мысль произведения, диалог, монолог, герой произведения, автор произведения, жанр произведения, автор — герой произведения, автор-рассказчик, главный и второстепенные герои, положительные и отрицательные герои произведения;

— практически находить в тексте произведения средства выразительности-эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры и объяснять их роль;

— подбирать к словам синонимы и антонимы, ориентируясь на их контекстное значение.

Ученик получит возможность научиться:

— сравнивать и характеризовать тексты, используя литературоведческие понятия (прозаическая и стихотворная форма, фольклорное и авторское произведение);

— находить в тексте диалоги и монологи героев произведений, описания (пейзажи и портреты героев), повествования и рассуждения;

— различать понятия «произведение», «книга», «периодические издания» (газеты, журналы), использовать их для решения учебных задач.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

— читать по ролям литературное произведение, инсценировать произведение, моделировать «живые картины» к эпизодам произведения или элементам сюжета (вступление, кульминация, заключение);

— создавать по аналогии произведения разных жанров (загадки, сказки, рассказы, былины);

— выполнять индивидуально, в парах или группах тематические проекты (собирать информацию, оформлять материал по проекту в виде рукописных книг, книг-самоделок; представлять результаты работы на конкурсах, предметных неделях, библиотечных уроках, школьных праздниках);

— писать небольшие сочинения на заданную тему по иллюстрациям или репродукциям картин к произведению; отзывы о произведениях, о героях произведений.

Ученик получит возможность научиться:

— творчески пересказывать текст произведения от имени героя, от лица автора, от своего имени;

— сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам;

— пересказывать текст с зачитыванием отдельных эпизодов, читать произведение с рассказыванием и чтением наизусть отдельных эпизодов;

— создавать собственные тексты (повествование — по аналогии; рассуждение — развёрнутый ответ на вопрос; описание — характеристика героя или пейзаж).

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

— находить и выделять главную и второстепенную информацию в тексте произведения;

— прогнозировать содержание книги, исходя из названия (фамилия автора и заголовок) и анализа её структуры (оглавление (содержание), аннотация, титульный лист);

— работать с моделями, таблицами, схемами: сравнивать, дополнять, составлять; использовать моделирование для решения учебных задач;

— использовать информацию из текстов произведений для описания пейзажей, портретов героев;

— пользоваться разными источниками информации, печатными и электронными справочниками (словари, энциклопедии), соответствующими возрасту, сравнивать информацию из разных источников.

Ученик получит возможность научиться:

— находить явную и скрытую (контекстуальную) информацию в тексте;

— находить необходимую информацию о книгах, об авторах книг и произведений в справочниках и энциклопедиях, в том числе электронных;

— собирать информацию для выполнения проектов по темам и разделам, обобщать, развивая эрудицию и читательский кругозор;

— сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников, выявлять достоверную (противоречивую) информацию.






















Перечень материально-технического обеспечения


1. Беседы с учителем (методика обучения): 4 класс/Под редакцией Л. Е. Журовой.-М. Вентана –Граф, 2006.

2.Ефросинина Л. Е. «Оценка знаний» Издательство «Вентана –Граф», 2008.

3.Ефросинина Л. А. Литературное чтение в начальной школе :контрольные работы, тексты литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения,,диагностические задания:2 части Издательство «Вентана –Граф», 2010.

4. Ефросинина Л.А. Литературное чтение : учебник. 2 части- М.: Вентана-Граф, 2008.

5. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: рабочие тетради. 2 части- М.: Вентана-Граф, 2014.

6. Ефросинина Л.А. Хрестоматия по литературному чтению.- М.: Вентана-Граф, 2014.


7. Методические рекомендации. к составлению календарно- тематического планирования.

8. Начальные классы. Приложение к газете «Первое сентября».

9. Программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера:

«Иллюстрированная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий».
















Список литературы


  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2009 г);

  • Примерная программа по литературному чтению /Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2011.

  • программа Л.А.Ефросининой, М.И.Омороковой «Литературное чтение» 1-4 классы - М.: Вентана- Граф, 2012 г;




18




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению

Автор: Арапова Надежда Васильевна

Дата: 24.09.2015

Номер свидетельства: 233477


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства