Календарно-тематическое планирование по литературному чтению
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению
Литературное чтение- один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей :
Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по литературному чтению »
МОУ «Основная общеобразовательная школа с.Каменка
Пугачевского района Саратовской области»
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО нач.классов
_____________/Арапова Н.В. /
Протокол № __ от «_ _»
_____________2015 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МОУ «ООШ с. Каменка»
_____________ /Резникова Е.Ф./.
«__»____________2015 г.
«Утверждаю»
Директор МОУ «ООШ с. Каменка»
__________
/И.А.Казарина/
Приказ № ___ от
«__»___________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Араповой Надежды Васильевны ,1категория
по технологии ,4 класс
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для учащихся 4 класса разработана в соответствии:
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г);
с рекомендациями Примерной программы по литературному чтению /Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2011.
с программой Л.А.Ефросининой, М.И.Омороковой «Литературное чтение» 1-4 классы - М.: Вентана- Граф, 2012 г;
с содержанием учебника / Литературное чтение:4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 частях/ Ефросинина Л.А.,М.И.Оморокова-2-е издание доработанное –М.:Вентана-Граф,2008г.
Цели и задачи обучения литературному чтению
Литературное чтение — один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение» в особой мере влияет на решение следующих задач:
Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией (слово, текст, книга), интерпретировать информацию в соответствии с запросом.
Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.
Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка и др.); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.
Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Общая характеристика курса
Программа состоит из пяти разделов.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве иивзаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).
В разделе «Круг чтения» реализуются принципыпотбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6-10 лет, читательских предпочтений младших школьников.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.
Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановка «живых картин», чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста: устному словесному рисованию, разным формам пересказа, созданию собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).
Чтение: работа с информацией
Работа с информацией, полученной из выходных сведений, аннотации, содержания. Сбор информации о произведении после чтения. Использование информации из готовых таблиц для характеристики героев. Нахождение информации. Оценка полученной информации о книге и литературных героях.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МОУ «ООШ с.Каменка Пугачевского района Саратовской области» на 2015-2016 год на изучение предмета в 4 классе выделяется 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в год).
Ценностные ориентиры содержания курса литературного чтения
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Планируемые результаты освоения курса «Литературное чтение»
Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приёмов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
Предметными результатами обучения в начальной школе являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.
В 4 классе расширяется круг детского чтения. Учащиеся знакомятся с новыми жанрами (баллада, миф, предание, очерк, легенда), новыми именами писателей и поэтов. Продолжается работа над структурой художественного произведения (компонентами сюжета) и сравнением произведений разных жанров. Усложняются и сами произведения.'
Все творческие работы проводятся в классе под руководством учителя, так как носят обучающий характер. Формы организации творческих работ могут быть разные: индивидуальные, групповые, работа в парах.
Содержание тем учебного курса
4 класс (136 ч)
№
Содержательная линия
Учебный материал
Количество часов
Требования ФГОС
Планируемые результаты
Виды контроля
Универсальные учебные действия
Предметные
Знать
Уметь
1.
Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни.
Сравнение и отличия произведений малых фольклорных форм.
Закрепление литературоведческих понятий, формирование читательских умений
10 ч.
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Применять умение самостоятельно оценивать свою начитанность
к/р -1
2.
Басни. Русские баснописцы.
Развитие навыков чтения, речи, творческих способностей
Определение и проверка уровня начитанности, читательских умений; форми-рование основ читательской самостоятельности
7ч.
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Получить знание основного содержания былины, тему произведения, анализировать содержание, составлять план. Рассказывать по плану.
Применять умение выделять мораль в басне.
Классифицировать понятия: басня, мораль, вступление, рассказ; выразительно читать басни, давать оценку героям, выделять в тексте части басни
к/р -1
3.
Произведения русской классической литературы – 63 ч. к/ -4
В.А.Жуковского
Работа над восприятием художественного произведения, отработка навыков чтения
Развитие навыков чтения и читательских умений (описание, иллюстрирование, объяснение поведения и поступки героев)
Моделирование обложки для книги
Определение уровня сформированности учебной читательской деятельности
формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Получить представление об олицетворении,
определять задачи чтения, наблюдать над употреблением знаков препинания, выбором тона и темпа чтения.
Высказывать свое мнение о прочитанном, давать оценку героям, работать самостоятельно в тетрадях и с книгами дополнительного чтения
Произведения Пушкина
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Различать особенности формы и содержания языка (эпитеты, сравнения, олицетворения).
Определять главную мысль, характеризовать героев положительных и отрицательных.
Слушать сказку, отвечать на вопросы, делить
текст на части, составлять план. Кратко пересказывать по плану
Произведения М.Ю. Лермонтова
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета
Различать понятия: эпитет, сравнение, рифма.
Определять тему стихотворения, выразительно читать.
Понимать содержание текста, определять главную мысль произведения, сравнивать песни М.Ю. Лермонтова с народными песнями.
.
Произведения П. Ершова
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Наблюдать за изменением настроения, определять главную мысль.
Определять тему произведения, определять тон и темп чтения, наблюдать за употреблением знаков препинания, указанием пауз, выделением логических ударений.
Произведения Гаршина
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Выявлять особенности волшебных сказок, сказок народных и литературных.
Различать главную мысль сказки, характеризовать героев, выражать свое отношение к героям сказки.
Наблюдать за особенностью стихотворных строк, выразительно читать.
Произведения Гарина - Михайловского
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Характеризовать образ темы (внешний вид, поступки, отношение к Жучке), выделять кульминационный момент и выразительно читать этот эпизод.
Определять авторскую позицию, выражать свое отношение к произведению и поступку героя.
Обсуждать рассказы, понимать основное содержание текста.
4.
Произведения зарубежных писателей
Развитие читательских навыков.
Работа с текстом
12ч.
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
определение общей цели и путей ее достижения;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
Характеризовать главного героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям повести, речь).
Характеризовать изученные произведения Х. К. Андерсена и уметь их анализировать.
Получить знания о новом жанре произведения Х. К. Андерсена; выразительно читать.
Показать уровень сформированности читательских навыков.
к/р -2
5.
В мире книг.
Развитие навыков чтения и читательских умений (описание, иллюстрирование, объяснение поведения и поступки героев)
Моделирование обложки для книги
31ч
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Применять умение работать с книгой, анализировать содержание. Слушать и работать с книгами стихов русских поэтов (группировка по темам: о Родине, о природе).
Читать в лицах, выделять реплики, инсценировать отдельные картины.
Различать жанры произведений С. Я. Маршака.
Применять умение выразительно читать, отвечать на вопросы, выполнять задания в тетради.
Различать понятие басня, вступление, рассказ, мораль, олицетворение.
к/р -1
6.
Путешествия. Приключения. Фантастика.
Развитие восприятия художественного произведения, читательских умений
Выделение главной мысли, развитие навыков выразительного чтения
Работа с текстом
13ч
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Читать выразительно очерк
Работать с дополнительной
Литературой.
Работать по содержанию, составлять сюжетно-композиционный треугольник, высказывать свою точку зрения о героях и произведении. Понимать основное содержание текста, определять тему произведения, основную мысль, эпитеты, сравнения.
Характеризовать книги Н. П. Вагнера.
Понимать основное содержание текста, слушать и работать с книгами для дополнительного чтения
к/р -9
Учебно-тематический план.
№ п/п
Наименование раздела
Количество часов
Формы контроля
к/р проекты
1
Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни
10
1
2
Басни. Русские баснописцы
7
1
3
Произведения русской классической литературы
63
4 2
4
Произведения зарубежных писателей
12
2
5
В мире книг
31
1 1
6
Путешествия. Приключения. Фантастика.
13
1
Итого:
136
9 4
Календарно-тематическое планирование
по литературному чтению
Класс 4
Учитель : Арапова .В.
Количество часов
Всего 136 часа; в неделю 4часа.
Плановых контрольных уроков 9 ч., проектов 4
Административных контрольных уроков ___ч.
Планирование составлено на основе программы Л.А.Ефросининой, М.И.Омороковой «Литературное чтение» 1-4 классы - М.: Вентана- Граф, 2012 г.
Учебники: Литературное чтение:4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 частях/ Ефросинина Л.А., М.И.Оморокова-2-е издание доработанное –М.:Вентана-Граф,2015г.
«Литературное чтение. Учебная хрестоматия»: 4 класс : авт.-сост.Л. А. Ефросинина.- М.; Вентана-Граф, 2015.
Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения»
Дополнительное чтение: песня – слава «Русская Земля»
1
Онз
Таблицы со словами-чувствами.
Ритм, логическое ударение
7
Проверь себя: «Фольклор» Дополнительное чтение: героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море»
1
Рк
Схема «Жанры фольклора».
Особенности легенды: реальный факт в сказочном изложении.
Басни. Русские баснописцы ( 7 ч)
8
И.А.Крылов «Стрекоза и муравей»; И.И.Хемницер «Стрекоза»; Л.Н.Толстой «Стрекоза и муравьи»
1
Онз
Презентация «Басни И.А. Крылова».
Библиографические сведения об авторах басен.
9
И.И. Хемницер «Друзья». Дополнительное чтение: И.А.Крылов «Крестьянин в беде».
1
Онз
Схема «Структура басни».
Особенности басни: мораль, ирония, аллегория.
10
Слушание и работа с книгами басен.
1
Омн
Схема «Положительные герои. Отрицательные герои произведения
Реплика
11
А.Е.Измайлов «Кукушка»,
Дополнительное чтение: И.А.Крылов «Осел и соловей»
А.Е.Измайлов «Лестница»
1
Онз
Рисунки учеников
Мораль, аллегория.
12
И.Крылов «Мартышка и очки», «Квартет».
Дополнительное чтение: С.В.Михалков «Слово о Крылове».
1
Онз
Иллюстрации к басням
Аннотация книги.
13
Слушание и работа с детскими книгами и журналами
1
Р
Рисунки учеников
Особенности басен.
14
Проверь себя: «Басни»
В. А. Жуковский «Песня», «Ночь», «Воспоминания»
1
Рк
тетрадь
Своё отношение к поступкам героев.
Произведения русской классической литературы (63 ч)
15
Волшебные сказки. В.А.Жуковский «Спящая царевна».
1
Омн
Иллюстрации к сказкам
Сравнение сказок
16
Слушание и работа с книгами Жуковского.
Дополнительное чтение: «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, кощеевой дочери».
1
Онз
Портрет Тетрадь
17
Произведения А.С. Пушкина. А.С. Пушкин «Осень».
А.С. Пушкин «И.И.Пущину»
1
Онз
Портрет, Иллюстрации к сказкам
Сравнение сказок
18
И.И.Пущин «Заметки о Пушкине» (отрывок)
А.Пушкин «Зимняя дорога»
1
Онз
Портрет
Ритм, тон, логические ударения, паузы.
19
А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке». Из воспоминаний В.И.Даля.
1
Онз
Тетрадь
Сравнение произведений
20
Произведения А. С. Пушкина .
Дополнительное чтение: А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
1
р
Произведения М.Ю.Лермонтова
21
Стихи М.Ю.Лермонтова «Москва, Москва! Люблю тебя как сын…», «Парус»
Проект «Портрет любимого писателя»/ старт/
1
Омн
Таблицы со словами-чувствами, портрет.
Метафора
22
Стихи о природе. М.Ю.Лермонтов «Горные вершины…», «Утес…»
Особенности очерка (герой, описание, выражение точки зрения)
93
Р.С.Сеф «О стихах Джани Родари»
1
Онз
учебник, рабочая тетрадь
Особенности очерка
Путешествия. Приключения. Фантастика( 10 ч)
94
Н.П.Вагнер «Фея Фантаста" Проект «Я –не волшебник, я только учусь.»/старт/
1
Онз
учебник, рабочая тетрадь
Работа с текстом
95
Н.П.Вагнер «Руф и Руфина»
1
Онз
учебник, рабочая тетрадь
Сравнительная характеристика
96
Н.П.Вагнер «Берёза» «Сказка»
1
Онз
учебник, тетрадь
Худ. приемы
97
Джонатан Свифт «Гулливер в стране лилипутов»
1
Онз
учебник, рабочая тетрадь
Аннотация книги
98
В.Рыбаков «О книге Дж. Свифта»
1
Онз
учебник, рабочая тетрадь
Особенности очерка
99
В.В.Вересаев «Легенда»,
Восточная сказка «Звезда».
1
Онз
учебник, рабочая тетрадь
Что такое легенда
100
Проверь себя . «Произведения зарубежных писателей»
Н.П.Найденова «Мой друг»
1
Рк
учебник, рабочая тетрадь
Структурные единицы произведения
101
Книги о путешествиях и приключениях. Проект «Я –не волшебник, я только учусь.»/защита/
1
Омн
учебник, рабочая тетрадь
Что такое легенда
102
Обобщающий урок. Задание на лето.
1
р
учебник, тетрадь
Список литературы .
Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению
К концу обучения в 4 классе ученик достигнет следующих результатов и научится:
понимать и оценивать духовные ценности, которые несёт в себе художественная литература; объяснять понятия «честность», «отзывчивость», «ответственность», «добро», «зло»;
понимать значение отечественной и зарубежной литературы как части культуры, сохраняющей и передающей нравственные ценности, традиции, этические нормы общения;
осознавать себя гражданином России, понимать ценность многонациональной литературы своей страны и мира;
проявлять доброжелательность и отзывчивость к другим людям, уважительное отношение к культуре других народов;
работать с произведениями, книгами, проектами по темам и разделам индивидуально, в парах и группах, пользуясь коммуникативными универсальными умениями (умением слушать одноклассников и учителя, дискутировать с ними, грамотно выражая свою позицию и при этом уважая мнение и позицию собеседников);
--- пользоваться регулятивными универсальными учебными действиями в организации своей работы с литературными произведениями (понимать учебную задачу, составлять алгоритм учебных действий, выполнять учебные действия, контролировать свои действия, оценивать результат работы).
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
— проявлять интерес к чтению, использовать чтение как универсальное умение для работы с любым произведением и любым источником информации, для обогащения читательского опыта;
— воспринимать умение читать как инструмент для своего интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития, способ приобретения знаний и опыта;
— пользоваться чтением для решения различных учебных за дач и удовлетворения читательского интереса, поиска нужной информации на межпредметном уровне;
— читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимав и осознавать прочитанное (читать вслух не менее 80 слов в минуту, молча — не менее 100 слов в соответствии с индивидуальными возможностями);
— читать выразительно подготовленные или изученные изведения из круга чтения, определяя задач)' чтения в соответствии с орфоэпическими нормами;
— пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым (выборочным)), осознавать и объяснять выбор вида и формы чтения для той или иной работы;
— различать художественную, научно-популярную, учебную и справочную литературу;
— ориентироваться в содержании художественного произведения, прослушанного или прочитанного; самостоятельно определять тему, жанр, авторскую принадлежность и главную мысль, выделять сюжетную линию: устанавливать причинно- следственную связь в развитии событий и их последовательность, отвечать на вопросы, задавать вопросы и дополнять ответы одноклассников по сюжету произведения;
— работать с учебным, научно-популярным и справочным текстами: понимать смысл, определять тему и выделять микротемы (подтемы), отвечать на вопросы и задавать вопросы по тексту, дополнять ответы и подтверждать их цитатами из текста;
— понимать и объяснять поступки героев, высказывать своё мнение о них, соотносить с нравственными нормами и определять авторскую позицию;
— пересказывать содержание произведения подробно, кратко или выборочно, устно или письменно;
— составлять по образцу краткую аннотацию и отзыв на литературное произведение или книгу;
— пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно находить нужную книгу в библиотеке.
Ученик получит возможность научиться:
— воспринимать художественную литературу как вид искусства;
— определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к произведениям, героям и их поступкам;
— отмечать изменения своего эмоционального состояния И процессе чтения художественного произведения;
— сравнивать художественные и научно-популярные произведения, выделяя 2-3 отличительные особенности;
— формулировать свою мысль в форме монологического высказывания небольшого объёма (повествование, рассуждение, описание) с опорой на авторский текст;
работать с детскими периодическими изданиями (журналы и газеты): находить нужную информацию, знакомиться с современной детской литературой.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
-- различать тексты произведений: стихотворный и прозаический, учебный, художественный и научно-популярный, соотносить типы текста с жанром;
— сопоставлять жанры произведений фольклора (сказка, былина, песня, пословица, загадка) по структуре;
— использовать в речи литературоведческие понятия: произведение, тема и главная мысль произведения, диалог, монолог, герой произведения, автор произведения, жанр произведения, автор — герой произведения, автор-рассказчик, главный и второстепенные герои, положительные и отрицательные герои произведения;
— практически находить в тексте произведения средства выразительности-эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры и объяснять их роль;
— подбирать к словам синонимы и антонимы, ориентируясь на их контекстное значение.
Ученик получит возможность научиться:
— сравнивать и характеризовать тексты, используя литературоведческие понятия (прозаическая и стихотворная форма, фольклорное и авторское произведение);
— находить в тексте диалоги и монологи героев произведений, описания (пейзажи и портреты героев), повествования и рассуждения;
— различать понятия «произведение», «книга», «периодические издания» (газеты, журналы), использовать их для решения учебных задач.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
— читать по ролям литературное произведение, инсценировать произведение, моделировать «живые картины» к эпизодам произведения или элементам сюжета (вступление, кульминация, заключение);
— создавать по аналогии произведения разных жанров (загадки, сказки, рассказы, былины);
— выполнять индивидуально, в парах или группах тематические проекты (собирать информацию, оформлять материал по проекту в виде рукописных книг, книг-самоделок; представлять результаты работы на конкурсах, предметных неделях, библиотечных уроках, школьных праздниках);
— писать небольшие сочинения на заданную тему по иллюстрациям или репродукциям картин к произведению; отзывы о произведениях, о героях произведений.
Ученик получит возможность научиться:
— творчески пересказывать текст произведения от имени героя, от лица автора, от своего имени;
— сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам;
— пересказывать текст с зачитыванием отдельных эпизодов, читать произведение с рассказыванием и чтением наизусть отдельных эпизодов;
— создавать собственные тексты (повествование — по аналогии; рассуждение — развёрнутый ответ на вопрос; описание — характеристика героя или пейзаж).
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
— находить и выделять главную и второстепенную информацию в тексте произведения;
— прогнозировать содержание книги, исходя из названия (фамилия автора и заголовок) и анализа её структуры (оглавление (содержание), аннотация, титульный лист);
— работать с моделями, таблицами, схемами: сравнивать, дополнять, составлять; использовать моделирование для решения учебных задач;
— использовать информацию из текстов произведений для описания пейзажей, портретов героев;
— пользоваться разными источниками информации, печатными и электронными справочниками (словари, энциклопедии), соответствующими возрасту, сравнивать информацию из разных источников.
Ученик получит возможность научиться:
— находить явную и скрытую (контекстуальную) информацию в тексте;
— находить необходимую информацию о книгах, об авторах книг и произведений в справочниках и энциклопедиях, в том числе электронных;
— собирать информацию для выполнения проектов по темам и разделам, обобщать, развивая эрудицию и читательский кругозор;
— сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников, выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Перечень материально-технического обеспечения
1. Беседы с учителем (методика обучения): 4 класс/Под редакцией Л. Е. Журовой.-М. Вентана –Граф, 2006.
2.Ефросинина Л. Е. «Оценка знаний» Издательство «Вентана –Граф», 2008.
3.Ефросинина Л. А. Литературное чтение в начальной школе :контрольные работы, тексты литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения,,диагностические задания:2 части Издательство «Вентана –Граф», 2010.