Календарно-тематическое планирование по истории и культуре народов Марий Эл во 2 классе
Календарно-тематическое планирование по истории и культуре народов Марий Эл во 2 классе
Пояснительная записка
Региональное образование, являясь социальным способом наследования этнокультуры, выступает в качестве особой сферы социокультурной практики, обеспечивает уровень общественного и личностного познания, реализует передачу и воспроизводство культурного опыта поколений. Одним из действенных средств достижения этой цели является разработка инновационных программ, учебно-методических комплексов нового поколения, а также создание сети образовательных учреждений нового вида с удовлетворением этнокультурных образовательных потребностей и языковых прав обучающихся.
Качество регионального образования зависит также от специалиста, как носителя традиционной и современной культуры, умения управлять образовательными и воспитательными процессами, проектировать и реализовывать на практике развивающие воспитательно-образовательные программы нового поколения и в то же время учитывать системные традиционные взаимосвязи между факторами этнокультурной среды.
Курс «История и культура народов Марий Эл» является примерной общеобразовательной программой формируемым участниками образовательного процесса. Он призван обеспечивать региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся в области истории, этнографии, этнопедагогики, культуры и искусства народов Марий Эл. Программа курса «История и культура народов Марий Эл» разработана с учетом действующего Базисного учебного плана Республики Марий Эл, на основе изучения типовой программы для школ и средних специальных учебных заведений «История и культура марийского народа» (1992), программы курса «История и культура народов Марий Эл» 1-9 классы (2004). При разработке программы авторами учтены замечания и рекомендации учителей начальных классов и истории и культуры марийского народа Васениной О.Н., Рябининой Л.Н., Кармазиковой М.Л., Огневой З.Н., Орловой А.А., Петрухановой Э.Е., Ямолкиной Г.А.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Учебник : А.И.Аканаева, З.И.Морозова История и культура народов Марий Эл
Учитель: Косоротова Н.Н.
План рассмотрен на заседании
Методического объединения учителей начальных классов
ПРОТОКОЛ № 1 от 28 августа 2014 г
РУКОВОДИТЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ:
_______________________/____________________/
Пояснительная записка
Региональное образование, являясь социальным способом наследования этнокультуры, выступает в качестве особой сферы социокультурной практики, обеспечивает уровень общественного и личностного познания, реализует передачу и воспроизводство культурного опыта поколений. Одним из действенных средств достижения этой цели является разработка инновационных программ, учебно-методических комплексов нового поколения, а также создание сети образовательных учреждений нового вида с удовлетворением этнокультурных образовательных потребностей и языковых прав обучающихся.
Качество регионального образования зависит также от специалиста, как носителя традиционной и современной культуры, умения управлять образовательными и воспитательными процессами, проектировать и реализовывать на практике развивающие воспитательно-образовательные программы нового поколения и в то же время учитывать системные традиционные взаимосвязи между факторами этнокультурной среды.
Курс «История и культура народов Марий Эл» является примерной общеобразовательной программой формируемым участниками образовательного процесса. Он призван обеспечивать региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся в области истории, этнографии, этнопедагогики, культуры и искусства народов Марий Эл. Программа курса «История и культура народов Марий Эл» разработана с учетом действующего Базисного учебного плана Республики Марий Эл, на основе изучения типовой программы для школ и средних специальных учебных заведений «История и культура марийского народа» (1992), программы курса «История и культура народов Марий Эл» 1-9 классы (2004). При разработке программы авторами учтены замечания и рекомендации учителей начальных классов и истории и культуры марийского народа Васениной О.Н., Рябининой Л.Н., Кармазиковой М.Л., Огневой З.Н., Орловой А.А., Петрухановой Э.Е., Ямолкиной Г.А.
Ведущими идеями программы являются усвоение обучающимися значимости взаимопонимания между народами, межличностного доверия, толерантности, лояльности, уважения к взглядам и верованиям людей независимо от их этнокультурной принадлежности. Вместе с тем подчеркивается важность воспитания интолерантности к таким явлениям, как ксенофобия и этнонигилизм, при безусловном признании приоритетности формирования позитивной этнической идентичности. В программе сделан акцент на формирование творчески развитой, духовно-нравственной личности в процессе изучения и усвоения истории и культуры народа мари и других народов Марий Эл, воспитание гражданственности у молодежи, патриотических чувств и гордости за свою малую Родину.
Для выполнения этих идей поставлены конкретные цели и предполагается решение следующих задач:
1. Обучающие:
- ознакомление с историей Республики Марий Эл, с этнографией, культурным наследием народов, населяющих Республику Марий Эл, с многочисленными источниками устной и письменной литературы и умения пользоваться этими источниками.
- расширение кругозора обучающихся в области развития истории и культуры марийского края.
- формирование основ мультиперспективности, умения анализировать спорные вопросы, предполагающие знакомство с различными, часто взаимоисключающими точками зрения.
2. Развивающие:
- развитие интереса к истории Марий Эл и Марийского края, к культуре и традициям народов республики (марийцев, русских, татар, удмуртов, чувашей и др.);
- развитие аналитических способностей обучающихся;
- формирование умения видеть проблемы, порождаемые полиэтническим и поликультурным характером местного сообщества, и способностей отстаивать толерантную и конструктивную стратегию поведения в возможных сложных ситуациях.
- формирование этнокультурных компетенций, приобретение минимума умений и навыков, которые будут необходимы в дальнейшей жизненной практике.
3. Воспитывающие:
- воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры своей малой Родины;
- формирование уважительного отношения к народам, проживающим в Марий Эл, к их традициям, обычаям и культуре;
- воспитание эмпатии, товарищества и содружества.
- воспитание эстетического восприятия окружающего мира и чувства ответственности за его сохранность.
Предметом изучения курса «История и культура народов Марий Эл» история, этнография, этнопедагогика, культура и искусство народов Марий Эл.
В целях системного предоставления содержания, программа «История и культура народов Марий Эл» построена по тематическому принципу, с календарной раскладкой тем по занятиям, по каждому разделу. Содержание программы носит комплексный и интегрированный характер. История и культура Марий Эл раскрывается по определенной тематике, переходящей из класса в класс и связанной с историей края, духовно-культурными и трудовыми традициями народов республики, трудовым воспитанием, с произведениями устного народного творчества, с искусством, с праздниками, с такими понятиями как «родина», «родной край», «отечество», «семья», «родство». Особая роль отводится родной природе, окружающему миру. Тематика данного направления предполагает знакомство с конкретными природными объектами и помогает формировать положительное отношение к природе.
При составлении программы учитывались доступность материала по возрастным особенностям, его художественная, образовательная, воспитательная и педагогическая ценности. Каждая тема имеет свои подразделы, взаимосвязанные с различными областями знаний. В качестве дополнительного материала рекомендованы оригинальные произведения художественного слова, музыки, изобразительного искусства русского, марийского и финно-угорских народов, прживающих в республике Марий Эл, в частности, удмуртов, а также народов соседних республик (татар, чувашей). Все авторы, уроженцы или проживающие в республике Марий Эл, независимо от национальной принадлежности, указаны как («мар.»). Принадлежность авторов к своему народу из других республик указана соответственно названиям (см.: «рус.», «тат.», «удм.», «чув.»). Причем все авторы указаны не по принципу историзма и значимости, а в алфавитном порядке. Учитель может использовать предложенные материалы дифференцированно, в зависимости от выбранного им образовательного маршрута.
Включение в программу особым подразделом ознакомление с религиозной культурой народов в условиях современного образовательного пространства является вполне оправданным методическим и научным шагом. В настоящее время идет процесс изменения отношения к религии не только на уровне общества, но и на уровне семьи и личности. Педагогам нельзя не учитывать эту реальность. Сегодня учителя должны быть готовы к многочисленным вопросам, с которыми могут обратиться к ним не только дети, но и их родители. Возможности ответить на все вопросы в пределах курса ограничены, но во всех случаях необходимо опираться на гуманный характер религии, на общность нравственных норм, принципов и идеалов для всех религий, на традиции, сложившиеся в каждой семье и в народе.
Изложение материала от класса к классу осуществлено по принципу постепенного расширения и усложнения основных дидактических единиц на событийно-хронологической основе, с учетом возрастных особенностей обучаемых. Акцент сделан на накопленный многообразный созидательный опыт мирного сожительства народов Марий Эл в процессе межцивилизационного, межэтнического взаимодействия.
Становление культуры народов происходило в течение многих веков. Именно история всесторонне, полно и системно раскрывает историко-культурные аспекты. Поэтому стержнем программы является исторический блок. Основная часть структуры курса связана со структурой федерального компонента курса истории. Культурологический блок раскрывается по мере изучения истории Марий Эл.
На начальном этапе обучения (1-4 классы) основной школы курс «История и культура народов Марий Эл» носит пропедевтический характер, он связан с изучением предмета «Окружающий мир» и ориентирован на программы развивающего обучения. История родного края усваивается через деятельностный подход.
Индикативными показателями по данному курсу являются умение добывать знания, решать поставленные задачи и применять в практике обучающимися полученные знания, навыки и умения.
Критериями оценки обучающихся 1-4 классов по данному предмету являются умение определять общее и специфичное о Республике Марий Эл; умение составлять связный рассказ о малой родине, исполнять народные песни, пляски, танцы и игры; а также умение мастерить и изготовлять элементарные традиционные изделиия декоративно-прикладного искусства, использовать в исследовательской работе и в сборе краеведческих материалов первоначальные методы проектной деятельности и ИКТ технологий.
Планируемые результаты освоения Примерной программы
по Истории и культуре народов Марий Эл
2 класс
Тема
Что должен знать
Что должен уметь
Тема 1. Россия – самая большая страна.
название и символику нашей республики
рассказывать о Йошкар-Оле – столице республики.
Тема 2. Семья. Родство
традиции и знаменательные события своей семьи.
рассказывать о трудовых успехах членов семьи.
Тема 3. Труд славит человека.
роль труда в жизни человека.
приводить примеры пословиц и поговорок о природе
Тема 4. Времена года. Звери и птицы
о животных нашего края.
связывать времена года с жизнью животных нашего края
Тема 5. Нравственные основы сказки.
народная сказка – это душа народа
читать сказки по ролям, разыгрывать их.
Тема 6. Музыкальная культура мари.
марийские народные музыкальные инструменты.
отличать песни профессиональных композиторов от народных
Тема 7. Марийское народное искусство
деревообработка, вышивание, плетение из лозы - творческая деятельность в прошлом у марийцев.
изготовлять поделки из соломки, лозы
Тема 8. Театры Республики Марий Эл.
историю Театра юного зрителя
рассказывать об артистах театра
Тема 9. Книги – наши друзья.
роль книги в жизни каждого человека
Назвать ближайшую библиотеку,уметь вести себя в библиотеке,научитья ремонтировать книги
Тема 10. Финно-угры – одна семья.
финно-угорские народы России и зарубежья
играть в игры финно-угорских народов
Тема 11. Праздники.
о праздниках, связанных с историей нашего родного края
изготовлять подарки родным и близким в честь праздников 23 февраля и 8 Марта
Тематическое планирование
2 класс
Тема 1.Страна («Сандалык», «Сінділїк»).
Россия – самая большая страна. Республика Марий Эл – в семье народов России. Моя малая Родина – Республика Марий Эл. Государственный флаг Российской Федерации. Государственный флаг Республики Марий Эл. Жители Республики Марий Эл. Я говорю на родном языке.
Наш город (поселок, село, деревня) – часть истории родного края.
Йошкар-Ола – столица республики. «Дорога в столицу». Главные дороги республики (железная дорога, тракты). Вокзалы. Поезд «Марий Эл».
Национальный этикет: выражение приветствия и прощания, благодарносмти, просьбы, извинения, отказа и несогласия на марийском языке.
Художественное слово.
Стихи:мар. – С. Вишневский «Марийский край», «На Илети». М. Казаков «Родина», В. Колумб «Мой город», М. Майн «Город наш любимый», В.Чалай «Куженер»; рус. – С. Васильев «Люблю тебя, моя Россия», А. Дождиков «Марийский край»; тат. – Р. Валеева «Родина».
Музыка.
Песни о Йошкар-Оле. См.: Сборник песен, посвященный 420-летию со дня основания города Йошкар-Ола (Йошкар-Ола, 2004.).
Прослушивание гимнов районов республики.
Изобразительное искусство: мар. - А. Галицкий. «Царевококшайск» (Х., м.), Б. Пушков. «Сернурский тракт» (Х., м.), Е. Скрицкий. «Панорама Йошкар-Олы» (Х., м.).
Художник И. Ефимов – геральдик, автор гербов.
Первые шаги в краеведении: Собираем сведения о городском округе и сельских поселениях. Нарисуем карту своей местности.
Тема 2. Семья. Родство
Летопись моей семьи: реликвии, традиции и знаменательные события. Труд – основа благополучия семьи. Трудовые успехи членов семьи.
Пословицы:мар – «Семья – дворец здоровья»; рус. – «Вся семья вместе, так и душа на месте», «На что и клад, коли в семье лад»; удм. – «Большой семьей легко работать».
Стихи: мар. – А. Иванова «Моя семья»; рус. – Л. Татьяничева «Берегите старых людей».
Изобразительное искусство:мар. – И. Ефимов. «Деревенский очаг» (Х., м.).
Исследовательские навыки. Собираем пословицы и поговорки о семье. Подбираем материалы для составления родословной семьи.
Тема 3. Моя родная школа
Школа – источник знаний. История моей школы. Учителя, ученики, родители. Библиотека – «кладовая» знаний, хранилище книг, журналов и газет. Наша школьная библиотека Добрый друг детей – иллюстрированный журнал «Кече», «Солнышко». По страницам газет: «Родничок», «Йімдї ли!» («Будь готов!» – на горномар. языке), «Ямде лий!» («Будь готов!» – налуговомар. яз.).
Народные пословицы и поговорки об уме, глупости. Знакомство с книгой «Пословицы и поговорки финно-угорских народов» (2006 г. Составитель А.Е.Китиков).
Марийские поэты и писатели о школе, о книге, о роли знаний в жизни человека.
Стихи: мар. – В. Горохов «Интересная книга», В. Колумб «Родной язык», С. Николаев «Родной язык», В. Сави «Учитель». С.Чавайн «Книга», «Осень», «Могучий дуб», «Труд».
Рассказы: мар. – В. Косоротов «Моя первая книжка», В. Упымарий (В.Васильев) «Родной язык»; тат. – Г. Тукай «Родной язык».
Изобразительное искусство:мар. – П. Горбунцов «Изба-читальня» (Х., м.), З. Лаврентьев «Наташа» (Х., м.); чув. – А. Кокель «Ликбез». Х., м.
Основные занятия жителей села, предметы быта и орудия труда в прошлом и настоящем. Пчеловодство. Животноводство. Овощеводство. Садоводство.
Народные пословицы и поговорки о труде и лени. Марийские поэты о труде и его роли в жизни человека. Знатные люди, почетные граждане города (района).
Художественное слово.
Пословицы: мар. – «На свете самое большое богатство – труд», «Счастье рождается в труде», «Труд – самый добрый учитель»; удм. – «Богатство – в труде», «Жизнь весела в труде», «Труд красит человека»; тат. – «Для трудолюбивого - счастье в работе, а для ленивого счастье - в дремоте», «Кому работать лень, у того праздник каждый день», «Слава зиждется на почете, а почет – на работе», «Сделаешь дело – польза будет, не сделаешь – с позором осудят», «Труд без усилий, что суп без соли».
Стихи: С. Вишневский «Цена труда»; М. Емельянов «На стройке»; Ю.Петров. «Топор»; С.Чавайн «Мирное утро».
Изобразительное искусство.Человек труда в творчестве художников республики. Линогравюры И.Михайлина: «Сельские механизаторы», «Кормление телят», «Купание тракторов». Офорт А.Бакулевского «Нефтяники Татарии». Картина З.Лаврентьева «Учительница». Х.,м. Картина М.Усманова (тат.) «Нефтянники Татарии». Х., м.
Практические навыки. Учимся ухаживать за яблонями, плодоносящими кустарники. Работаем в школьном саду, огороде.
Краеведение. Собираем для школьного музея орудия труда, предметы быта.
Тема 5. Времена года. Звери и птицы
Осень, зима, весна, лето: особенности природы родного края в разное время года. Распространенные и редкие звери и птицы.
Малые жанры устного народного творчества (пословицы, поговорки и загадки) о временах года, птицах и животных.
Особое отношение к природе у марийцев. Отношение православных людей за сотворенный Богом мир.
Правовой долг, ответственность и обязанности по отношению к природной среде.
Художественное слово.
Пословицы: мар. – «Если появились опята, считай, что лето прошло», «Зима не проходит без трех больших морозов», «Лето бежит вприпрыжку, а зима ползет, понурив голову», «Когда ячмень цветет, кукушка уже не кукует»; удм. – « В ноябре зима с осенью борется», «Для доброго коня кнут не нужен», «Корова во дворе – еда на столе»;
Стихи: Э.Анисимов. «Зеленый май»; В.Бояринова. «Осенью»; Б.Данилов. «Рябина»; Н.Жибрик. «Доброта», «Метель», «Приметы времени»; М. Емельянов. «На лыжах»; М. Казаков. «Медведь», «Синица»; В. Колумб. «Пой, скворушка, пой!», «Зима в деревне»; Н.Лекайн. «Ласточка»; Г.Микай. «Зима»; Н. Мухин. «Весна пришла»; И.Олык. «Славно луг наш зеленеет»; И. Осмин. «В лесу»; А.Степанов. «В разгар осени»; Г. Тукай (тат.). «Ласточка»; С. Чавайн «Весной в поле»; Ю.Чавайн. «Июнь», «Июль», «Сентябрь», «Октябрь».
Рассказы: А. Мичурин-Азмекей. «Слово о родном крае», «Воробьи и скворцы», «Забавное собрание», «Сироты»; А. Филиппов. Короткие рассказы. Переводы Ю.Русова. «Лесная шкатулка», «Тетерева и горностай», «Воробьиная ночь», «Как растет береза», «Подорожник», «Шмелиный зонтик»; Г.Матюковский. «Потеха – не утеха» (Повесть).
Музыка. Песни: Цикл песен о животных. Муз. С. Макова, сл. М. Емельянова; «Ече дене» («На лыжах»). Муз. И.Молотова, сл. Ю.Чавайна; «Летней ночью». Муз. А.Искандарова, сл. С.Чавайна.
Изобразительное искусство. Пейзаж в творчестве художников республики: А. Бутов. «Марий Эл». Х., м.; З. Лаврентьев. «В приволжских лесах». Х.,м; Б. Пушков «Осенняя сказка». Х.,м.; С. Подмарев. «Пробуждение». Х., м. «Над землей». Х., м.
Первые практические навыки: Забота о природных памятниках, святых источниках, родниках: ухаживаем, облагораживаем.
Экскурсия в природу. «По тропинкам лосенка». Ведем дневник наблюдений за природой, составляем дневник юного натуралиста. Приобретаем первоначальные навыки поведения в лесу.
Тема 6. Нравственные основы сказки
Народные сказки о мудрости, находчивости и смелости. Марийские народные сказки: «Кокша-богатырь», «Два брата», «Иван-охотник». Татарские народные сказки: «Обман против обмана», «Кто что любит?»
Авторские сказки в стихах марийских поэтов. В. Бояринова. «В стране колокольчиков»; П. Першут. «Муравьиная свадьба».
Краткие сведения о жизни и творчестве писателей. Ознакомление с содержанием сказок.
Музыка. Слушание музыки С. Макова к радио–сказке «Кутко сўан» («Муравьиная свадьба»).
Изобразительное искусство.Художник З. Лаврентьев – иллюстратор сказки П. Першута «Муравьиная свадьба».
Творческий час. Сочиняем свою сказку, иллюстрируем сказку.
Музыка. Прослушивание записей мелодий на марийских народных инструментах: «кўсле»(гусли), «марла гармонь»(марийская гармонь),«шўвыр» (волынка).
Изобразительное искусство: А.Зарубин. «Портрет заслуженного деятеля искусств МАССР композитора А.Эшпая». Х., м.; А.Медведев. «Волынщик». Скульптурная композиция, дерево; Н. Токтаулов. «Вечерние мелодии». Х., м. «Время свадеб». Х., м.
Исследовательские навыки. Поиски исполнителей на народных музыкальных инструментах в своей местности. Беседы с ними. Правильно ведем записи.
Тема 8. Марийское народное искусство
Народные художественные промыслы 19-нач. 20 вв. в Марийском крае: вышивание, тканье женских поясов и наплечников, изготовление чаломкинских серебряных цепочек, резьба по дереву, плетение из ивовой лозы и др. растительных материалов, изготовление поделок из соломки.
Экскурсияк мастеру. Встреча с лучшим мастером (вышивальшицей, корзиноплетельщиком, кузнецом, печником, плотником и др.).
Исследовательские навыки.Исследуем деревню (село) в целях поиска образцов художественных промыслов. Фотосессия утвари, национальнойодежды, резных узоров (копируем орнаменты резных наличников)
Тема 9. Театры Республики Марий Эл
Из истории Театра юного зрителя (ТЮЗ). Общие сведения. Ознакомление с репертуаром театра. Ведущие артисты театра. Театральная этика и терминология.
Экскурсия в театр. Просмотр спектакля.
Творческие навыки. Мой первый рассказ о театре.
Тема 10. Финно-угры – одна семья
Этнографические сведения из жизни марийцев (общие сведения).
Финно-угры – кто они? Знакомство с генеалогическим древом финно-угорских народов. Краткая характеристика современных финно-угорских народов. Знакомство с устным народным творчеством финно-угров.
Игры финно-угорских народов. Игры, связанные с природным миром: «Одинокий журавль», «Коршун», «Воронушка». Игры, связанные с трудовой деятельностью: «Сторож», «Иголка, нитка, узелок», «В лапти». Хороводные игры: «Сахаринка», «Айда, она». Семейно-бытовые игры: «Найди мед», «Жгутик». Познавательно-интеллектуальные игры: «Буква – слово».
Художественное слово.Пословицы: удм. - «Марийцы и удмурты – деревья одного корня». Легенда мордовского народа о богатыре Тюштя.В.Иванов. «Мой брат Эйно» (Отрывки из повести).
Музыка. Слушание записей образцов музыкального фольклора финно-угорских народов (венгров и мари, финнов и эстонцев) для сравнительного ознакомления.
Изобразительное искусство:А.Иванов. «Древо жизни». Х., м.
4ноября –День рождения республики. Читаем стихи, посвященные республике, родному краю. Готовим рассказ о Республике Марий Эл.
10 декабря – День марийской письменности («Тиште кече»). Первая книга на марийском языке.
9 Мая – День Победы. Герои Великой Отечественной войны – наши земляки. Партизанка Ольга Тихомирова. Акция «Георгиевская ленточка: Я помню, я горжусь».
Музыка. Прослушивание: песня «Партизанка Ольга Тихомирова». Слова В. Колумба, муз. Д. Кульшетова; симфоническая поэма «У вечного огня». Муз. Ю.Евдокимова.
Изобразительное искусство:Ш. Ахматгараев.Скульптурный портрет Ольги Тихомировой»; З. Лаврентьев. «Мать». Х., м.; Б. Осипов. «Сернурские патриотки». Х., м.; Б.Тарелкин. «Товарищи». Х., м., «Бронебойщик». Х., м.
12. Заключительный урок
Викторина «Знаешь ли ты свой край?»
Учимся говорить на марийском языке.
Составляем словарь основных терминов по темам, изучаем словари, разговорники:
«Родина» («Родной край»)
«Семья. Родство»
«Школа»
«Природа» («Времена года»)
«Растительный и животный мир»
«Музыка»
«Устное народное творчество. Народные игры»
«Народное искусство: вышивка, резьба по дереву, украшения»