№ | Дата | Тема урока | Тип урока | Основные виды учебной деятельности | Планируемые предметные результаты | Универсальные учебные действия | Личностные результаты |
|
Раздел 1. Любимые книги (4 часа) |
1 | | Начало удивительных событий. Е. Велтистов «Приключения Электроника». | УРУиН | Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. | Осознанно, правильно, выразительно читать вслух, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. Стремиться к совершенствованию собственной речи. |
2 | | Что может Электроник? Е. Велтистов «Приключения Электроника». Сходство и различия сказочной и фантастической повести. | УРУиН | Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. | Осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; относить произведения к жанру фантастической повести по определённым признакам; видеть языковые средства, использованные автором. | Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. | Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции. Стремиться к совершенствованию собственной речи. |
3 | | Проверочное чтение. | УКЗ | Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного | Правильно, осознанно, достаточно бегло и выразительно читать целыми словами про себя и вслух; выбирать интонацию, соответствующую строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Понимать причины успеха и неудач в собственной учебе |
4 | | Обобщение по разделу. Проверочная работа № 1. | УКЗ | Проверка уровня усвоения изученного материала, умения применять полученные знания на практике. | Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала. Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта. | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний, творческий подход к выполнению заданий; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. |
Раздел 2. У истоков русской литературы (12 часов) |
5 | | А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…». «Повесть временных лет». Расселение славян. | УРУиН | Прослушивание изучаемых произведений. Самостоятельное чтение. Подготовка к выразительному чтению. | Воспринимать на слух текст в исполнении учителя, одноклассников и при прослушивании аудиозаписи; выразительно читать стихотворный текст, передавая характер и настроение героев. Называть произведения, их авторов; отвечать на вопросы; комментировать чтение. | Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; приходить к общему решению в совместной деятельности. | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. |
6 | | Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки. | УОНМ | Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. | Осознанно, правильно, выразительно читать вслух, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова. | Владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; пользоваться разными видами чтения. | Испытывать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. Стремиться к совершенствованию собственной речи. |
7 | | «Похвала книгам» Ярослава Мудрого. | УОНМ | Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. | Осознанно, правильно, выразительно читать вслух, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова. | Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции. |
8 | | «Поучения» Владимира Мономаха детям. «О поселянине и медведице». | УОНМ | Работа в парах. Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Составление вопросов по содержанию прочитанного. | Самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | Испытывать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. Испытывать интерес к чтению и потребность в чтении. |
9 | | Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий – первый детский поэт. Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина. | Комбинированный | Работа в парах. Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Составление вопросов по содержанию прочитанного. | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в.), соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы. | Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. | Стремиться к совершенствованию собственной речи. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. |
10 | | Обобщение изученного материала. Проверочная работа № 2. | УКЗ | Проверка уровня усвоения изученного материала, умения применять полученные знания на практике. | Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала; применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта; относить прочитанное произведение к определённому периоду. | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки, определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний, творческий подход к выполнению заданий; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. |
11 | | Путешествие 2. XVIII век. Сон незнакомого мальчика. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых. Серёжины книги. | Комбинированный | Осознанное выразительное чтение вслух. Работа над содержанием текста. Чтение «про себя». | Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения; определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения; самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою). | Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач; предлагать разные способы выполнения заданий. | Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей. Стремиться к совершенствованию собственной речи. |
12 | | Традиции семейного чтения. С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука». | УОНМ | Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. | Передавать основное содержание изученных произведений; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения. | Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; задавать вопросы. | Понимать ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким. |
13 | | А. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова». | Комбинированный | Чтение «про себя». Осознанное выразительное чтение вслух. Работа над содержанием текста. | Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения; передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев; определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения; воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. | Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач; предлагать разные способы выполнения заданий. | Понимать ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким. Стремиться к совершенствованию собственной речи. |
14 | | Статья Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума». Детские стихи А. Шишкова. | Комбинированный | Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. | Рассказывать о Н.И. Новикове как издателе, писателе, учёном; характеризовать отличие современных статей из детских журналов от изданий ранних периодов. Сравнивать построение нравоучительных статей; соотносить текст с пословицами. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. | Испытывать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять свои эмоции. |
15 | | Р/Р. Сочинение в стиле нравоучительной статьи. | УРР | Самостоятельная работа над сочинением с предварительной подготовкой. Развитие устной и письменной речи. | Писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой; аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции; понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической формой речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции. Проявлять творческий подход к выполнению заданий. Стремиться к совершенствованию собственной речи. |
16 | | Обобщение по разделу. Проверочная работа № 3. | УКЗ | Проверка уровня усвоения изученного материала, умения применять полученные знания на практике. | Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта; относить прочитанное произведение к определённому периоду; соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы. | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний, творческий подход к выполнению заданий; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. |
Раздел 3. XIX век. Путешествие продолжается… (23 часа) |
17 | | Путешествие 3. Москва начала XIX века. И.А.Крылов «Слон и Моська». | УОНМ | Уточнение представлений учащихся о характерных особенностях басни как литературного жанра. | Читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; определять мораль и главную мысль басни; читать стихотворные произведения наизусть; характеризовать басню как литературный жанр; относить произведения к жанру басни по определённым признакам; видеть языковые средства, использованные автором. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. | Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции. Стремиться к совершенствованию собственной речи. |
18 | | Характерные особенности жанра басни. И.А. Крылов «Квартет», «Свинья под дубом». | УРУиН | Нахождение в баснях их жанровых особенностей. Работа с пословицами. | Читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; определять мораль и главную мысль басни; читать стихотворные произведения наизусть; характеризовать басню как литературный жанр; относить произведения к жанру басни по определённым признакам; видеть языковые средства, использованные автором. | Владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. | Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей. |
|
19 | | Путешествие 4. Первая русская литературная сказка. А.Погорельский «Чёрная курица». | УОНМ | Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. | Характеризовать образ главного героя сказки, составлять план пути проникновения в сказку; составлять стилизованный план; делать выводы. Самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения). | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; быть готовым корректировать свою точку зрения; задавать вопросы. | Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции. Стремиться к совершенствованию собственной речи. |
20 | | А.Погорельский «Чёрная курица». | УРУиН | Осознанное выразительное чтение вслух. Работа с текстом. Характеристика героев произведения. | Подбирать слова – имена прилагательные для характеристики героев; подбирать собственное название к произведению; самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов; словарная работа по ходу чтения). | Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Испытывать интерес к чтению. |
21 | | А.Погорельский «Чёрная курица». | Комбинированный | Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Выборочное чтение. Обсуждение в малых группах основной мысли прочитанного произведения. | Характеризовать отличие сказки от других литературных жанров; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий. | Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции. |
22 | | Путешествие 5. Лето 1831 года. Сказки и сказочники. Исторические рассказы Александры Ишимовой. | УРУиН | Определение идеи произведения. Определение собственного отношения к литературному персонажу. | Осознанно, правильно, выразительно читать вслух; прогнозировать содержание текста до чтения; находить ключевые слова; самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, словарная работа по ходу чтения). | Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. | Испытывать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. |
23 | | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». | Комбинированный | Выборочное чтение. Подбор ключевых слов. Обсуждение в малых группах основной мысли прочитанного произведения. | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; относить прочитанное произведение к определённому периоду; соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей. |
24 | | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». | УРУиН | Осознанное выразительное чтение вслух. Работа с текстом. Характеристика героев произведения. | Подбирать слова – имена прилагательные для характеристики героев; сравнивать литературные и народные сказки; самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою). | Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действия; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. |
25 | | Контрольная проверка техники чтения (I полугодие). | УКЗ | Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. | Правильно, осознанно, достаточно бегло и выразительно читать целыми словами про себя и вслух. Выбирать интонацию, тон, темп, громкость, логические ударения, соответствующие строению предложения. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи. | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. Стремиться к совершенствованию собственной речи. |
26 | | В.А. Жуковский «Спящая царевна». | УРУиН | Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. | Читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; различать жанры художественной литературы. | Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. | Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции. |
27 | | В. Даль «Война грибов с ягодами» (русская народная сказка в обработке В.Даля). «Кузовок» (игра). | УОНМ | Работа в парах. Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Составление вопросов по содержанию прочитанного. | Осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; относить прочитанное произведение к определённому периоду. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей. Испытывать интерес к чтению. |
28 | | А. Ишимова «Славяне». | УОНМ | Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. | Самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста. | Принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. | Стремиться к совершенствованию собственной речи. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. |
29 | | Обобщение изученного материала. Проверочная работа № 4. | УКЗ | Проверка уровня усвоения изученного материала. Самостоятельное выполнение заданий в рабочей тетради. | Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала; применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта. | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний, творческий подход к выполнению заданий; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. |
30 | | Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг. С.Аксаков «Детские годы Багрова-внука». | Комбинированный | Выборочное чтение. Подбор ключевых слов. Обсуждение в малых группах основной мысли прочитанного произведения | Читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; различать жанры художественной литературы. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей. |
31 | | Поэты XIX века о природе. Стихи А.Толстого, А. Плещеева, А. Майкова, Ф.Тютчева. | Комбинированный | Самостоятельное чтение. Выразительное чтение стихотворений. | Выразительно читать стихотворные произведения; читать тексты вслух и про себя, понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию; составлять краткое описание природы; подбирать и (или) создавать иллюстрации к литературному произведению. | Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач; предлагать разные способы выполнения заданий. | Определять эмоции других людей; испытывать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. Сопоставлять оценку своей деятельности с оценкой учителя. |
32 | | Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы». | УРУиН | Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. | Осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; находить ключевые слова; самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. | Осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи. |
33 | | Путешествие 7. Школа Л.Н.Толстого в Ясной Поляне. Учебные книги. | УРУиН | Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Составление вопросов по содержанию прочитанного. | Относить прочитанное произведение к определённому периоду; соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы. | Высказывать и обосновывать свою точку зрения; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. | Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей. |
34 | | Л.Н. Толстой «Два брата», «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья». | УРУиН | Выборочное чтение. Подбор ключевых слов. Обсуждение в малых группах основной мысли прочитанного произведения. | Осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; относить прочитанное произведение к определённому периоду; соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы. | Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. | Осознавать и определять эмоции других людей; красоту природы, бережно относиться ко всему живому; стремиться к совершенствованию собственной речи; чувствовать красоту художественного слова. |
35 | | Учебная книга К.Д. Ушинского «Детский мир и хрестоматия», «Столица и губернский город». | УРУиН | Работа в парах. Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Составление вопросов по содержанию прочитанного. | Самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | Испытывать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. Испытывать интерес к чтению и потребность в чтении. |
|
36 | | Первое знакомство с Родиной. К.Д.Ушинский «Деревня и уездный город», «Просёлочная дорога». | Комбинированный | Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. | Осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова. Относить прочитанное произведение к определённому периоду; соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | Испытывать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять свои эмоции. |
37 | | А.И. Куприн «Слон». | УРУиН | Осознанное выразительное чтение вслух. Работа с текстом. Характеристика героев произведения. | Подбирать слова – имена прилагательные для характеристики героев; подбирать собственное название к произведению; правильно, выразительно, осознанно читать изучаемое произведение; относить прочитанное произведение к определённому периоду; соотносить автора, его произведения со временем их создания. | Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Испытывать интерес к чтению и потребность в чтении. |
38 | | А.И. Куприн «Слон». | УРУиН | Подробный пересказ прочитанного произведения. Выборочное чтение. Подбор ключевых слов. Обсуждение в малых группах основной мысли прочитанного произведения. | Осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи. |
39 | | Обобщение по разделу. Проверочная работа № 5. | УКЗ | Проверка уровня усвоения изученного материала. Самостоятельное выполнение заданий в рабочей тетради. | Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала. Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта. Относить прочитанное произведение к определённому периоду. | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний, творческий подход к выполнению заданий; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. |
Раздел 4. Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями (31 час) |
40 | | Путешествие 8 (в… библиотеку). Загадка Лидии Чарской. Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки». | УОНМ | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | Прогнозировать содержание раздела; читать бегло, выразительно; различать произведения разных жанров; определять эмоциональный характер текста; относить прочитанное произведение к определённому периоду; соотносить автора, его произведения со временем их создания. | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей. |
41 | | Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки». | УРУиН | Осознанное выразительное чтение вслух. Работа с текстом. Характеристика героев произведения. | Подбирать слова – имена прилагательные для характеристики героев; подбирать собственное название к произведению; правильно, выразительно, осознанно читать изучаемое произведение; соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы. | Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий. Владеть монологической и диалогической формами речи. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. |
42 | | Путешествие 9. Петроград . 1923 год. Редакция «Воробья». Б. Житков и С. Маршак. | Комбинированный | Выборочное чтение. Составление вопросов по содержанию прочитанного. | Осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова. | Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; задавать вопросы. | Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей. |
43 | | Б. Житков «Николай Исаич Пушкин». | УРУиН | Определение отношения автора к персонажу. Определение собственного отношения к литературному персонажу. | Самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | Стремиться к совершенствованию собственной речи. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. |
44 | | Гимназисты Корнея Чуковского. К. Чуковский «Телефон». | УРУиН | Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою). | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; использовать обобщенные способы действий. | Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции. |
45 | | Юрий Владимиров «Чудаки». Александр Введенский «О рыбаке и чудаке». Обэриуты. Д. Хармс «Уж я бегал, бегал, бегал…» | УРУиН | Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии). | Читать бегло, выразительно; различать произведения разных жанров; объяснять выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных. | Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. | Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. |
46 | | Путешествие 10. «Вокруг Маршака». С. Сивоконь. «Везите всё, как есть, почитаем!» | УОНМ | Работа в парах. Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Составление вопросов по содержанию прочитанного. | Осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; относить прочитанное произведение к определённому периоду; соотносить автора, его произведения со временем их создания. | Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. | Осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи. |
47 | | Е. Шварц «Два брата». | УОНМ | Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. | Читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; различать жанры художественной литературы. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции. |
48 | | Е. Шварц «Два брата». | Комбинированный | Подробный пересказ произведения. Выборочное чтение. Подбор ключевых слов. Обсуждение в малых группах основной мысли прочитанного произведения. | Осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; формулировать основную мысль текста; воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. | Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. | Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей. Стремиться к совершенствованию собственной речи. |
49 | | Б. Галанов «Книжка про книжки» (отрывок). «Пишу на ту же тему по-своему». | Комбинированный | Выборочное чтение. Подбор ключевых слов. Обсуждение в малых группах основной мысли прочитанного произведения. | Читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; различать жанры художественной литературы. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. Стремиться к совершенствованию собственной речи. |
50 | | Рассказ о сказке и детских фантазиях. А.Н.Толстой «Фофка». А.П.Толстой «Кот – сметанный рот». | УРУиН | Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии). | Читать бегло, выразительно; различать произведения разных жанров; объяснять выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных. | Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. | Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. |
51 | | Птицы с характером. М.Пришвин «Изобретатель» С.Я. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор.. | УОНМ | Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. | Осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.). | Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. | Стремиться к совершенствованию собственной речи. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. |
52 | | Обобщение по разделу. Проверочная работа № 6. | УКЗ | Проверка уровня усвоения изученного материала, умения применять полученные знания на практике. | Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала; применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта; самостоятельно давать характеристику героя прочитанного произведения. | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний, творческий подход к выполнению заданий; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. |
53 | | Путешествие 11. Литературный утренник в Сокольниках в 1928 г. В.Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребёнке, и Симе, который тонкий». | УОНМ | Определение отношения автора к персонажу. Определение собственного отношения к литературному персонажу. | Осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. | Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Испытывать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. Испытывать интерес к чтению и потребность в чтении. |
|
54 | | Ю. Олеша «Три Толстяка», «Кукла с хорошим аппетитом». | УРУиН | Определение идеи произведения. Определение отношения автора к персонажу. Определение собственного отношения к литературному персонажу. | Делить текст на смысловые части, составлять его простой план; характеризовать персонажей, их поведение, авторское отношение к героям произведения; относить прочитанное произведение к определённому периоду; соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции. Стремиться к совершенствованию собственной речи. |
55 | | Ю. Олеша «Три Толстяка», «Кукла с хорошим аппетитом». Б.Галанов «Как найти город Трёх Толстяков». | Комбинированный | Выборочное чтение. Подбор ключевых слов. Обсуждение в малых группах основной мысли прочитанного произведения | Относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы. | Принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. | Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. |
56 | | Путешествие 12. Р. Фраерман «Гайдар и дети». А.Гайдар «Тимур и его команда». | УОНМ | Определение отношения автора к персонажу. Определение собственного отношения к литературному персонажу. | Самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста. | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий. | Испытывать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. Стремиться к совершенствованию собственной речи. |
57 | | А.Гайдар «Тимур и его команда». | УРУиН | Осознанное выразительное чтение вслух. Работа с текстом. Характеристика героев произведения. | Подбирать слова – имена прилагательные для характеристики героев; подбирать собственное название к произведению; правильно, выразительно, осознанно читать изучаемое произведение; давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою). | Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий. Владеть монологической и диалогической формами речи. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. |
58 | | Путешествие 13. Смешные книжки. Н. Носов «Федина задача». | УОНМ | Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Характеристика героев произведения. | Осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. | Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции. Испытывать интерес к чтению и потребность в чтении. |
59 | | В. Драгунский «Что любит Мишка». Стихи А.Барто. Сатира или юмор? | УРУиН | Осознанное выразительное чтение вслух. Работа с текстом. Характеристика героев произведения. | Подбирать слова – имена прилагательные для характеристики героев; подбирать собственное название к произведению; правильно, выразительно, осознанно читать изучаемое произведение; воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. | Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий. Владеть монологической и диалогической формами речи. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. |
60 | | Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Е. Благининой, Б. Заходера, Ю. Коринца. | Комбинированный | Прослушивание изучаемых произведений. Самостоятельное чтение. Подготовка к выразительному чтению. | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы. | Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. | Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей. Испытывать интерес к чтению и потребность в чтении. |
61 | | Стихи И. Токмаковой, Г.Сапгира. Стихи Э.Мошковой, Э.Успенского. | УРУиН | Прослушивание изучаемых произведений. Самостоятельное чтение. Подготовка к выразительному чтению. | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией; читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи. | Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач; предлагать разные способы выполнения заданий. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Чувствовать красоту художественного слова. |
62 | | Стихи С.Чёрного, В.Долиной. | УРУиН | Прослушивание изучаемых произведений. Самостоятельное чтение. Подготовка к выразительному чтению. | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией; читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи. | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Чувствовать красоту художественного слова. |
63 | | Миниатюры Г. Цыферова. Создание собственных миниатюр. Стихи Н.Матвеевой | Комбинированный | Прослушивание изучаемых произведений. Самостоятельное чтение. Подготовка к выразительному чтению. | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; владеть монологической и диалогической формами речи. | Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей. |
64 | | Обобщение по разделу. Проверочная работа № 7. | УКЗ | Проверка уровня усвоения изученного материала. Самостоятельное выполнение заданий в рабочей тетради. | Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала. Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта. | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. |
65 | | С. Козлов «Снежный цветок». | УОНМ | Определение отношения автора к персонажу. Определение собственного отношения к литературному персонажу. | Характеризовать особенности жанра драматургии (пьесы-сказки), идею пьесы. Анализировать характеры героев; инсценировать пьесу; читать по ролям; участвовать в обобщающей беседе. | Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; задавать вопросы; предлагать разные способы выполнения заданий. | Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции. |
66 | | С. Козлов «Снежный цветок». | УРУиН | Отбор материала текста для характеристики главных героев произведения. Создание словесного портрета главных героев. Чтение по ролям. | Характеризовать особенности жанра драматургии (пьесы-сказки), идею пьесы. Анализировать характеры героев; инсценировать пьесу; читать по ролям; участвовать в обобщающей беседе. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных учебных задач. | Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. |
67 | | Путешествие 15. Молодые детские писатели. К.Драгунская «Крайний случай». «Ерунда на постном масле». | УОНМ | Отбор материала текста для характеристики главных героев произведения. Создание словесного портрета главных героев. Чтение по ролям. | Осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы. | Владеть диалогической формой речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным. | Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения. |
68 | | Интервью с Тимом Собакиным. Тим Собакин «Цвет ветра», «Самолёт», «До будущего лета». | УОНМ | Работа в парах. Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Составление вопросов по содержанию прочитанного. | Читать выборочно, цитировать текст; замечать философский подтекст в содержании произведения, настроение, размышления автора; письменно выражать свои впечатления о прочитанном, записать в виде интервью ответы; самостоятельно читать эпилог, составлять «Письмо к авторам». | Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. | Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей. Стремиться к совершенствованию собственной речи. |
69 | | Контрольная проверка техники чтения за II полугодие. | УКЗ | Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. | Правильно, осознанно, достаточно бегло и выразительно читать целыми словами про себя и вслух; выбирать интонацию, соответствующую строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. |
70 | | Промежуточная аттестация. | УКЗ | Проверка уровня усвоения изученного курса, умения применять полученные знания на практике. | Знать обязательный минимум (требования программы) изученного курса. Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта. | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. | Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. |