№ п/п | Тема | Тип урока | Кол-во часов | Виды учебной деятельности | Средства обучения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I четверть (16 часов) |
1 | Здравствуй, Школа! | открытия нового знания | 1 | Беседа о школе. Беседа о труде и профессии. Вводная часть «Предметы природного и рукотворного мира». | Предметы и предметные картинки. |
2 | Коллекция образцов бумаги «Что нужно знать о бумаге» | открытия нового знания | 1 | Вводный урок в раздел «Путешествие в бумажную страну». Знакомство с некоторыми сортами бумаги и их физическими свойствами и их назначением. | Различные виды бумаги, иллюстрации, опорные картинки. |
3 | Аппликация из обрывных кусочков. «Осеннее дерево». | открытия нового знания | 1 | Работа с бумагой. Овладение приему «аппликация». Обучение приему наклеивание обрывных кусочков на основу. | Иллюстрации, опорные картинки, клей, кисточка, цветная бумага. |
4 | Аппликация из пластилина «Яблоко». | открытия нового знания | 1 | Вводный урок в раздел «Пластилиновая сказка»: «Что надо знать о глине и пластилине». Обучение приему размазывание пластилина по поверхности. | Пластилин, дидактический материал или картинки. |
5 | Экскурсия. «Коллекция из листьев». | общеметодологической направленности | 1 | Вводный урок в раздел «Экскурсия в природу». Сбор природного материала. | Природный материал или картинки. |
6 | Аппликация «Птица» или «Бабочка». | общеметодологической направленности | 1 | Работа с природными материалом. Обучение приемам приклеивания природного материала на поверхность. | Природный материал, клей, картон (бумага), картинки. |
7 | Аппликация «Птица» или «Бабочка». | открытия нового знания | 1 | Работа с природными материалом. Обучение приемам приклеивания природного материала на поверхность. | Природный материал, клей, картон (бумага), картинки, схемы. |
8 | Работа с пластилином. «Домик», «Елочка», «Орнамент в круге». | общеметодологической направленности | 1 | Лепка предметов из отдельных частей (конструктивный способ). Обучение приему «скатывания пластилина столбиком (палочкой)»; обучение планированию хода работы по изобразительно-графическому плану. | |
9 | Работа с пластилином. «Домик», «Елочка», «Орнамент в круге». | открытия нового знания | 1 | Лепка предметов из отдельных частей (конструктивный способ). Обучение приему «скатывания пластилина столбиком (палочкой)»; обучение планированию хода работы по изобразительно-графическому плану. | Предметные картинки, пластилин, иллюстрации. |
10 | Работа с пластилином. «Барашек Бяша». | открытия нового знания | 1 | Лепка предмета из отдельных шаровидных частей (конструктивный способ). Обучение приему «скатывание пластилина кругообразными движениями (в шар)»; обучение планированию хода работы по изобразительно-графическому плану. | Предметные картинки, пластилин,иллюстрации, схемы. |
11 | Работа с бумагой.«Ветка рябины». 8.10 | общеметодологической направленности | 1 | Полуобъемная аппликация из смятой бумаги. Закрепление приемов разрывания бумаги по линии сгиба; обучение приему сминания бумаги (скатывание шариков); закрепление понятия «аппликация» и технологии ее изготовления. Формирование представлений о разных видах деревьев. | Бумага, предметные картинки, графические изображения. |
12 | Аппликация из гороха и пластилина. «Рыбка». | общеметодологической направленности | 1 | Работа с природным материалом и пластилином. Закрепление знаний о пластилине. Расширение представлений о разнообразных семенах (горох, семечки ит.д.) как природных материалах, знакомство с их свойствами (форма, цвет. Величина ит.д.). Раскрытие области их применения (продукты питания, использование в художественном труде). Обучение планированию с ориентировкой на изобразительно- графический план. | Пластилин, горох, предметные картинки, графические изображения. |
13 | Работа с бумагой. «Елочка» | общеметодологической направленности | 1 | Складывание из бумаги. Закрепление знаний о бумаге: назначение, сорта, свойства (рвется, мнется, клеится). Дать сведения об основных признаках формы треугольника (три стороны, три угла, середина). Обучение навыку устанавливать сходство треугольника с предметами природного и рукотворного мира, имеющие треугольную форму. Обучение приему сгибания треугольника пополам. | Бумага, предметные картинки, иллюстрации, графические изображения. |
14 | Работа с бумагой. Складывание из бумаги. «Открытка со складным цветком». | общеметодологической направленности | 1 | Обучение навыку устанавливать сходство квадрата с предметами природного и рукотворного мира, имеющие квадратную форму. Обучение приемам сгибания квадрата «пополам» и «с угла на угол (по диагонали)». Обучение навыку совмещать стороны с опорными точками. | Иллюстрации. Различные виды бумаг. Графические изображения,цветы. |
15 | Работа с бумагой. Складывание бумаги. «Открытка со складной фигуркой кошечки» | общеметодологической направленности | 1 | Обучение навыку устанавливать сходство квадрата с предметами природного и рукотворного мира, имеющие квадратную форму. Обучение приемам сгибания квадрата «пополам» и «с угла на угол (по диагонали)». Обучение навыку совмещать стороны с опорными точками. | Иллюстрации животных (кошка), цветная бумага, схема. |
16 | Работа с бумагой. «Учимся работать с ножницами». | общеметодологической направленности | 1 | Знакомство со строением кисти руки (ладонь, пальцы). Выявление наличия работать с ножницами. | Иллюстрации, дидактические картинки, цветная бумага, схемы. |
II четверть (16 часов) |
1 | Работа с бумагой. «Геометрический орнамент из квадратов» | общеметодологической направленности | 1 | Вырезание квадратов по короткой вертикальной линии. Повторение правил обращения с ножницами. Обучение рисованию по разметочным линиям снизу в верх. Обучение имитирующим движениям с ножницами на весу-без бумаги. Обучение приемов «разрез по короткой вертикальной линии со смыканием лезвий ножниц до конца». | Иллюстрации, дидактические картинки, ножницы, цветная бумага. |
2 | Работа с бумагой. «Парусник из треугольников», «Орнамент из треугольников». | открытия нового знания | 1 | Вырезание треугольников по короткой наклонной линии. Обучение разметке по шаблону. Обучение рисованию рисованию по разметочным наклонным линиям снизу вверх. Обучение имитирующим движениям с ножницами на весу –без бумаги. Обучение умению работать с педметно-операционными планами. | Иллюстрации, дидактические картинки, ножницы, цветная бумага. |
3 | Работа с бумагой. Складывание из бумаги. «Конвертик», «Наборная линейка», «Пакетик для сыпучих продуктов». | открытия нового знания | 1 | Обучение навыку соотносить форму «прямоугольник» с предметами окружающей действительности. Обучение приемам «совмещения углов с опорными точками», «сгибание прямоугольника пополам» в разных пространственных направлениях (сверху вниз, снизу вверх). | Иллюстрации, дидактические картинки, ножницы, цветная бумага, крупа. |
4 | Работа с бумагой. Игрушка «Бумажный фонарик» | открытия нового знания | 1 | Вырезание и конструирование. Обучение рисованию по разметочным линиям снизу вверх. Обучение приему «надрез по короткой вертикальной линии без смыкания лезвий ножниц». | Иллюстрации, дидактические картинки, ножницы, цветная бумага. |
5 | Работа с бумагой. «Бумажный цветок» | общеметодологической направленности | 1 | Вырезание по длинной линии и конструирование. Обучение рисованию по опорным точкам снизу вверх. Обучение приему «разрез по длинной линии без смыкания лезвий ножниц». Обучение синхронной работе обеих рук. Обучение сборке конструкции с опорой на предметно-операционный план. | Иллюстрации, дидактические картинки, ножницы, цветная бумага, цветы. |
6 | Работа с пластилином. «Помидор», «Огурец». | общеметодологической направленности | 1 | Лепка предметов шаровидной и овальной формы пластическим способом. Знакомство с пластическим способом лепки однодетальных предметов шаровидной или овальной формы из одного куска пластилина. Обучение приемам «скатывание в ладонях шара из пластилина кругообразными движениями» (помидор); «Раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы» (огурец); «вдавливание пальцем пластилина на поверхности шара или овала». Обучение работе с опорой на предметно-операционный план с частичной помощью учителя. | Пластилин, графические изображения, иллюстрации муляж. |
7 | Работа с пластилином. «Морковка», «Свекла», «Репка». | открытия нового знания | 1 | Лепка предметов коническй формы пластическим способом. Обучение пластическому способу лепки однодетальных предметов конической формы из одного куска пластилина. Обучение приему «вытягивание шара и овала до конической формы». Обучение работе с опорой на предметно-операционный план с частичной помощью учителя (морковка, свекла) и самостоятельно (репка). | Пластилин, графические изображения, иллюстрации муляж. |
8 | Работа с природным материалом. «Ежик». | открытия нового знания | 1 | Конструирование из шишки и пластилина. Обучение использованию шишек в конструктивной деятельности и развитие воображения у детей. Обучение последовательности конструирования с опорой на изобразительно-графический пооперационный план в коллективной беседе. Обучение приему «сплющивание пластилина ладонью». | Природный материал, пластилин, иллюстрации, графические изображения. |
9 | Работа с бумагой. «Радуга». | открытия нового знания | 1 | Криволинейное вырезание. Обучение приему криволинейного вырезания «разрез по незначительно изогнутой (дугообразной) линии». Обучение планированию ближайшей операции с помощью изобразительно-графического пооперационного плана. | Бумага, иллюстрации, ножницы, графические изображения. |
10 | Работа с бумагой. «Цветы в корзине». | общеметодологической направленности | 1 | Криволинейное вырезание. Обучение приему криволинейного вырезания «скругление углов прямоугольной формы». Обучение планированию ближайшей операции с помощью предметно-операционного плана. | Иллюстрации, картинки, цветная бумага, ножницы, клей, кисточка. |
11 | Работа с бумагой. «Фрукты на тарелке» | открытия нового знания | 1 | Вырезание предметов округлой формы. Обучение приемам разреза ножницами по кривой линии. | Дидактический материал, иллюстрации, картинки, цветная бумага, ножницы, клей, кисточка. |
12 | Работа с бумагой. Игрушка «Бумажный шар». (из 4-5 кругов) | общеметодологической направленности | 1 | Вырезание по кривой линии (круг). Обьемное конструированию. Обучение сгибание круга пополам и склеиванию заготовок в единую конструкцию. | Дидактический материал, муляж, клей, кисточкаготовые детали из цветной бумаги. |
13 | Работа с бумагой. Игрушка «Цыпленок в скорлупе» (из 4 овалов) | общеметодологической направленности | 1 | Вырезание по кривой линии (овал). Плоскостное конструирование. Обучение вырезанию по кривой линии. | Дидактический материал, муляж, клей, картон, готовые детали из цветной бумаги. |
14 | Работа с бумагой. «Пароходик», «Пилотка». | общеметодологической направленности | 1 | Складывание фигурок. Обучение навыку делить сторону на 4 равные части посредствам сгибания ее несколько раз. Обучение приему «сгибания сторон к середине». | Бумага, иллюстрации, образец, схема. |
15 | Работа с бумагой. «Пароходик», «Пилотка». | общеметодологической направленности | 1 | Складывание фигурок. Обучение навыку делить сторону на 4 равные части посредствам сгибания ее несколько раз. Обучение приему «сгибания сторон к середине». | Бумага, иллюстрации, образец, схема. |
16 | Работа с бумагой. «Стрела» | общеметодологической направленности | 1 | Складывание фигурок. Обучение приему «сгибания сторон к середине». | Бумага, иллюстрации, образец, схема. |
III четверть (18 часов) |
1 | Работа с бумагой. «Декоративная веточка». | открытия нового знания | 1 | Симметричное линейное вырезание из бумаги, сложенной пополам. Обучение способу симметричного вырезания по короткими линиями «на глаз». | Бумага цветная, иллюстрации. |
2 | Работа с природным материалом и пластилином. «Ежик». | открытия нового знания | 1 | Конструирование из пушистой травы и пластилина. Обучение умению планировать ближайшую операцию с опорой на предметно-операционный план. | Природный материал, схема, картинки, игрушка. |
3 | Работа с фольгой. «Игрушки» | общеметодологической направленности | 1 | Складывание фигурок из фольги. Обучение приему «сгибания сторон к середине». | Фольга, иллюстрации, сюжетные картинки. |
4 | Работа с пластилином. «Колобок» | общеметодологической направленности | 1 | Коллективная работа на тему русские народные сказаки. Обучение планированию ближайшей операции с опорой на предметно-операционный план. | Пластили, иллюстрации, графические изображения, пальчиковый театр. |
5 | Работа с пластилином. «Колобок» | открытия нового знания | 1 | Коллективная работа на тему русские народные сказаки. Обучение планированию ближайшей операции с опорой на предметно-операционный план. | Пластили, иллюстрации, графические изображения, пальчиковый театр. |
6 | Работа с бумагой. Аппликация «Снеговик» | общеметодологической направленности | 1 | Склеивание многодетальных элементов. Обучение планированию ближайшей операции с опорой на предметно-операционный план. | Цветная бумага, ножницы, иллюстрации, графические изображения, шаблон, сюжетные картинки. |
7 | Работа с бумагой. «Флажки» | общеметодологической направленности | 1 | Симметричное вырезание орнамента из бумаги, сложенной пополам. Обучение приему разметки. | Цветная бумага, ножницы, иллюстрации, графические изображения. |
8 | Работа с бумагой. «Закладка для книг с геометрическим орнаментом» | общеметодологической направленности | 1 | Симметричное вырезание орнамента из бумаги, сложенной пополам. Обучение приему разметки по шаблону чередующихся геометрических форм (полукруг, треугольник). | Цветная бумага, ножницы, иллюстрации, графические изображения, клей, кисточка. |
9 | Работа с бумагой. «Закладка для книг с геометрическим орнаментом» | общеметодологической направленности | 1 | Симметричное вырезание орнамента из бумаги, сложенной пополам. Обучение приему разметки по шаблону чередующихся геометрических форм (полукруг, треугольник). | Цветная бумага, иллюстрации, графические изображения, клей,кисточка. |
10 | Работа с бумагой. «Гирлянда» | общеметодологической направленности | 1 | Склеивание многодетальных элементов. Обучение навкам «скреплять» элементы. | Цветная бумага, ножницы, клей, кисточка, сюжктные картинки. |
11 | Работа с пластилином. «Снеговик» | общеметодологической направленности | 1 | Лепка многодетальных изделий конструктивным способом. Обучение планированию ближайшей операции с опорой на предметно-операционный план. | Пластилин, стека, сюжетные картинки, иллюстрации. |
12 | Работа с природным материалом ( горох) и пластилином. Вазочка «Радуга». | общеметодологической направленности | 1 | Обучение планированию хода работы по изобразительно-графическому плану с помощью учителя. | Природный материал, стека, пластилин, иллюстрации. |
13 | Работа с бумагой. «Самолет в облаках». | общеметодологической направленности | 1 | Предметное симметриное вырезание бумаги, сложенной пополам. Аппликация. Обучение анализу аппликациис помощью учителя (определять тематику, выделять детали, цветовые отношения, пространственное расположение деталей, узнавать приемы обработки бумаги (разметка по шаблону, вырезание, обрывание, наклеивание). Обучение симметричному вырезанию изображений сложного контура. | Бумага, иллюстрации, сюжетные картинки, клей, кисточка. |
14 | Работа с бумагой. «Птичка». | общеметодологической направленности | 1 | Складывание фигурки. Обучение навыкам находить центр в квадрате и выполнять прием «сгибание углов к центру». Обучение приему «вогнуть внутрь» (клюв). | Бумага, иллюстрации, сюжетные картинки, клей, кисточка. |
15 | Работа с бумагой. «Ежик». | общеметодологической направленности | 1 | Складывание фигурки. Полуобьемная аппликация. Обучение сгибанию бумаги по типу «гармошки». Обучение планированию по инструкции учителя с опорой на изобразительно-графический пооперационный план. | Бумага, схема, иллюстрации, графическое изображение. |
16 | Работа с бумагой. «Птички». | общеметодологической направленности | 1 | Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам. Объемное конструирование. Обучение самостоятельной сборке конструкции с опорой на образец и с частичной помощью учителя. | Бумага, ножницы, иллюстрации, графическое изображения. |
17 | Работа с бумагой. «Курочка», «Зайчик». | общеметодологической направленности | 2 | Складывание фигурок. Обучение приему сгибания бумаги «выгнуть наружу». | Бумага, иллюстрации, графическое изображения,схема, игрушки. |
18 | Работа с бумагой. «Курочка», «Зайчик». | | | Складывание фигурок. Обучение приему сгибания бумаги «выгнуть наружу». | Бумага, иллюстрации, графическое изображения,схема, игрушки. |
IV четверть (16 часов) |
1 | Работа с пластилином. «Котик-полосатый хвостик», «Быстроногая лошадка». | общеметодологической направленности | 1 | Лепка многодетальных изделий конструктивным способом. Обучение планированию ближайшей операции с опорой на предметно-операционный план. Обучение умению соблюдать пропорции при лепке объемной фигуры. | Иллюстрации. Пластилин,стека, схема, игрушки. |
2 | Работа с пластилином. «Котик-полосатый хвостик», «Быстроногая лошадка». | общеметодологической направленности | 1 | Лепка многодетальных изделий конструктивным способом. Обучение планированию ближайшей операции с опорой на предметно-операционный план. Обучение умению соблюдать пропорции при лепке объемной фигуры. | Иллюстрации. Пластилин,стека, схема, игрушки. |
3 | Работа с бумагой. «Букет цветов». | открытия нового знания | 1 | Симметричное предметное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз. Коллективная аппликация. Обучение навыку вырезать четырехлепесковые цветы. Обучение выполнять практические действия с опорой на предметно-операционный пан. | Бумага, сюжетные картинки, иллюстрации, клей, кисточка, цветы. |
4 | Работа с бумагой. «Букет цветов». | общеметодологической направленности | 1 | Симметричное предметное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз. Коллективная аппликация. Обучение навыку вырезать четырехлепесковые цветы. Обучение выполнять практические действия с опорой на предметно-операционный пан. | Бумага, сюжетные картинки, иллюстрации, клей, кисточка, цветы. |
5 | Работа с бумагой. «Орнаменты». | общеметодологической направленности | 1 | Симметричное вырезание орнаментов из бумаги, сложенной несколько раз. Обучение навыку выполнять практические действия с опорой на предметно-операционный план. | Картон, цветная бумага, ножницы, клей, кисточка, иллюстрации. |
6 | Работа с бумагой. «Орнаменты». | открытия нового знания | 1 | Симметричное вырезание орнаментов из бумаги, сложенной несколько раз. Обучение навыку выполнять практические действия с опорой на предметно-операционный план. | Картон, цветная бумага, клей, кисточка, ножницы, иллюстрации. |
7 | Работа с бумагой. «Подсолнух». | общеметодологической направленности | 1 | Тиражирование деталей. Полуобъемная аппликация. Обучение способу «тиражирования деталей» (сгибание бумаги по типу «гармошки»; разметка детали по шаблону; вырезание деталей рл размеченной линии). | Бумага, клей, кисточка. Иллюстрации, аудиозаписи. |
8 | Работа с бумагой. «Подсолнух». | открытия нового знания | 1 | Тиражирование деталей. Полуобъемная аппликация. Обучение способу «тиражирования деталей» (сгибание бумаги по типу «гармошки»; разметка детали по шаблону; вырезание деталей рл размеченной линии). | Бумага, клей, кисточка. Иллюстрации, аудиозаписи. |
9 | Работа с природными материалами. «Пингвин». «Петушок». | общеметодологической направленности | 1 | Конструирование из разных материалов (еловая шишка, крылатки клена, пластилин). Обучение навыкам выполнять детали и их соединение с планированием ближайшей операции по предметно-операционному плану. | Природный материал, пластилин, графические изображения. Иллюстрации. |
10 | Работа с природными материалами. «Пингвин». «Петушок». | общеметодологической направленности | 1 | Конструирование из разных материалов (еловая шишка, крылатки клена, пластилин). Обучение навыкам выполнять детали и их соединение с планированием ближайшей операции по предметно-операционному плану. | Природный материал, пластилин, графические изображения. Иллюстрации |
11 | Работа с пластилином. «Клоун Федя», «Стилизованная фигурка девочки». | общеметодологической направленности | 1 | Лепка многодетальных предметов конструктивным способом. Обучение умениям соблюдать пропорции в изделии и соединять детали в единую конструкцию. | Пластилин, стека, сюжетные картинки, иллюстрации, аудиозаписи. |
12 | Работа с пластилином. «Клоун Федя», «Стилизованная фигурка девочки». | открытия нового знания | 1 | Лепка многодетальных предметов конструктивным способом. Обучение умениям соблюдать пропорции в изделии и соединять детали в единую конструкцию. | Пластилин, стека, сюжетные картинки, иллюстрации, аудиозаписи. |
13 | Работа с бумагой. «Матрешка». | открытия нового знания | 1 | Объемное конструирование на основе конуса. Обучение изготовления конической формы из бумаги. | Цветная бумага, детали, кисточка, клей. Стихотворения, игра. |
14 | Работа с бумагой. «Пингвин» | общеметодологической направленности | 1 | Объемное конструирование. Обучение изготовлению цилиндрической формы из бумаги. | Цветная бумага, иллюстрации, муляж, графические изображения. |
15 | Работа природными материалами. «Растительный орнамент в полосе». | | 1 | Конструирование из разных материалов (еловая шишка, крылатки клена, пластилин). Обучение навыкам выполнять детали и их соединение с планированием ближайшей операции по предметно-операционному плану. | Природный материал, пластилин, сюжетные картинки, стека, иллюстрации. |
16 | Работа с пластилином. «Цветок». | | 1 | Лепка многодетальных предметов конструктивным способом. Обучение умениям соблюдать пропорции в изделии и соединять детали в единую конструкцию. | Пластилин, сюжетные картинки, стека, иллюстрации. |