Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Русский язык»
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Русский язык»
Календарно-тематическое планирование разработано на 170 часов в год, из расчета 5 часов в неделю, из них на уроки контроля отводится 10 часов (контрольный диктант – 9 часов, промежуточная аттестация -1 час). Учебно-методический комплект, используемый для достижения поставленных целей в рамках данного учебного предмета, в соответствии с образовательной программой школы: УМК «Перспектива», учебник «Русский язык» для 4 класса в 2-х частях, Москва, «Просвещение» 2018. Примерные рабочие программы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Русский язык»»
Календарно-тематическое планирование
по учебному предмету «Русский язык» в 4 Б классе
учителя высшей категории Фокиной Лилии Фархатовны
на 2022/2023 учебный год
Календарно-тематическое планирование разработано на 170 часов в год, из расчета 5 часов в неделю, из них на уроки контроля отводится 10 часов (контрольный диктант – 9 часов, промежуточная аттестация -1 час)
Учебно-методический комплект, используемый для достижения поставленных целей в рамках данного учебного предмета, в соответствии с образовательной программой школы: УМК «Перспектива», учебник «Русский язык» для 4 класса в 2-х частях, Москва, «Просвещение» 2018. Примерные рабочие программы.
№
Название раздела
Тема урока
Кол-во часов
Дата
План
Факт
1
Повторяем – узнаем новое. (20 часов)
Знакомство с учебником.
Речевое общение.
1
1
нед.
2
Речь устная и письменная.
Требования к устной и письменной речи.
1
1
нед.
3
Цель речевого общения.
Тематическая беседа.
1
1
нед
4
Правила общения.
1
1
нед
5
Правила общения.
Закрепление.
1
2
нед.
6
Речевая культура.
Обращение. Речевой этикет.
1
2
нед.
7
Обращение.
Знаки препинания при обращении.
1
2
нед.
8
Деловая речь.
Составление планов.
1
2
нед.
9
Научная речь и художественная речь.
1
2
нед.
10
Метафора и сравнение.
1
3
нед.
11
Контрольный диктант с грамматическим заданием (входной).
1
3
нед.
12
Анализ входного контрольного диктанта. Текст как речевое произведение.
проанализировать результаты усвоения основных тем программы за предыдущий год.
Клюква.
Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт летом, а собирают её поздно осенью. Самая сладкая клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в снегу.
В начале апреля дети отправились на болото. Сначала дорога была широкая. Потом она превратилась в узкую тропу. Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках и не видны. Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зелёную ниточку со многими клюквинками.
Грамматическое задание:
Выпишите по одному слову с орфограммами корня: парным согласным, безударным гласным, непроизносимым согласным, подберите проверочные слова, обозначьте орфограммы,
Выполните звуко-буквенный разбор слова:
вариант 1 – ягода,
вариант 2 – поздно,
Обозначьте грамматическую основу:
вариант 1 - в 3 предложении,
вариант 2 - в 6 предложении.
Контрольный диктант №2 по теме “Текст”
Цель: проверить умение определять тип текста, усвоение орфографических навыков на основе изученных тем.
Осень
Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берёз лёгкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки поутины. Краснеет поздний гриб. В лесу тишина. Только грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы.
Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб. Но вершины берёз уже оголились.
По И.Соколову-Микитову.
Слова для справок: медленно
Грамматическое задание:
- Напишите к какому типу относится этот текст. Выпишите словосочетания, доказывающее это.
Надвигалась летняя гроза. Гигантская лиловая туча медленно поднималась над лесом. Низкие ракиты шелестели и лепетали. Резкий ветер загудел в вышине. Деревья забушевали. Большие капли дождя яростно застучали по листьям. Слепящая длинная молния полосой пересекла мрачное небо. Раздался оглушённый треск. Загрохотал гром. Дождь полил ручьями.
Но вот опять весело засияло яркое солнце. Воздух стал свежим и лёгким. Как всё радостно блестит вокруг после дождя! Как чудесно пахнут душистая земляника и грибы!
По И.Тургеневу
Грамматическое задание:
-выпишите три слова с проверяемыми безударными гласными, подберите проверочные слова, обозначьте орфограмму.
Подчеркните грамматическую основу, обозначьте части речи: вариант 1 – в четвёртом предложении, 2 вариант – в третьем предложении.
-Сделайте звуко-буквенный разбор слов: 1 вариант – дождь; 2 вариант – яростно.
Цель: проверить усвоение навыков постановки запятых в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях, орфографических навыков.
Трусиха
Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусихой. А Андрюша умел только ползать.
Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице.
Валя кинулась к брату. Огромный пёс несся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала.
Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл.
Ребята выходили из своих убежищ. Счастливый Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд. Она очень испугалась.
По Н.Артюховой
Слова для справок: наперерез, навзрыд, врассыпную.
Грамматическое задание:
-выпиши предложение к схемам: вариант 1 – О,О, и О; вариант 2 – О и О;
-выпишите словосочетания, графически обозначьте главное и зависимое слова: вариант 1 – из второго предложения третьего абзаца; вариант 2 – из первого предложения последнего абзаца;
-сделать звуко-буквенный разбор слов: 1 вариант – “вдруг”; 2 вариант – “очень”.
Контрольный диктант №5 по теме “Состав слова”
Цели: систематизировать и закрепить знания о значимых частях слова проверить усвоение орфографических навыков на основе изученных тем, умение разбирать слова по составу.
Формируемые УУД:п.- отнесение объектов к известным понятиям; умение применять правила правописания; к.-владение письменной речью как видом речевой деятельности; р.- умение самостоятельно принимать решения; л.- готовность к преодолению трудностей и жизненный оптимизм; отсутствие чувства беспомощности при выполнении учебной задачи.
Беда
Был ясный день. Ярко светило весенннее солнце. В ельнике было жарко. Подул лёгкий ветерочек. В воздухе чувствовался резкий запах дыма. Туристы не затушили костһр. Загореласҗ сухая трава. Это болҗшая опасностҗ для леса. Огонҗ подобрался к старой ели. Занялись нижние ветки. Вот узкие языки пламени стали лизать муравейник.
Мы отломили тяжёлые еловые лапы и стали тушить пожар. От муравейника тонкой струйкой шёл дымок. Выносливые муравьи прожили морозную и голодную зиму. Но отт лесного пожара не спаслись.
Поникли молодые деревья. Птицы перестали петь. На поляне остались чёрные отметины. Природа долго будет зализывать раны. Берегите лес!
Слова для справок: муравейник, загорелась.
Грамматические задания:
-выписать любую группу однокоренных слов, разберите их по составу.
-образовать от слов “слон, волк” 2-3 однокоренных слова при помощи суффиксов – к-,
-ёнок-, -их-, -ок-, -ат-, -ят-.
-выписать три глагола с приставками, выделите приставки.
Контрольный диктант №6 за 1 полугодие
Цель: проверить усвоение орфографических навыков на основе изученных тем, умения разбирать слова по составу, определять части речи и их грамматическое значение.
Формируемые УУД: п.- отнесение объектов к известным понятиям; умение использовать праила в предметно-практической деятельности; к.- речевое отражение содержания совершаемых действий, перенос во внутренний план умственных действий и понятий; р.- предвосхищение результата учебной деятельности; умение самостоятельно принимать решения; л.-способствовать к мобилизации сил и энергии; способность совладать со стрессами.
В тундре
Ползёт по тундре трактор. Летом местные болота иначе не пройти. Шипы стальных гусениц срывают зелёный покров тундры. А под ним сплошная жидкая грязь. Другая машина по старому следу не пойдёт. Можно завязнуть. Водители ищут новую лорогу.
Ужасная картина предстаёт взору с самолёта. Вся тундра будто ножом изрезана. След гусениц заживёт через десятки лет. Ведь северные мхи растут медленнее деревьев! А без мха тяжело прожить северным оленям и другим животным тундры.
По А.Дитриху и Г.Юрмину
Грамматическое задание:
-подчеркнуть главные члены предложения и определить части речи: 1 вариант – в 1предложении, 2 вар ант – в 8 предложении.
-разобрать слова как части речи: 1 вариант – (по) тундре, местные, срывают; 2 вариант – гусениц, ползёт, ужасная.
-указать части речи и разобрать слова по составу: 1 вариант – ползёт, зелёный, северные; 2 вариант – стальных, заживёт, покров.
Контрольный диктант №7 по теме “Имя существительное”
Цель: проверить усвоение правил правописания безударных гласных в окончаниях имён существительных, умение определять грамматические признаки существительного.
Формируемые УУД: п.- отнесение объектов к известным понятиям; умение использовать правила в предметно-практической деятельности; к.- речевое отображение содержания практических действий, перенос во внутренний план умственных действий и понятий; р.- предвосхищение результата учебной деятельности; умение самостоятельно принимать решения; л.- способность к мобилизации сил и энергии; способность совладать со стрессами.
Лес
Лес – это большой город с тысячами жителей. Разными жилищами застроен этот гигант. В глубоких норках, тёплых гнёздах, просторных берлогах, крошечных хибарках поселились лесные обитатели. Жители лесов – звери, птицы, насекомые. Весь день они хлопочут по хозяйству.
С утра до вечера снуют птицы меж стволов деревьев, кустов, веток. Поймают жуков, гусениц – несут своим птенчикам. Не сидят без делаработящие муравьи. Они поедают вредителей леса. Охраняют лес от болезней хищники – лесные санитары.
Леса наши – эт кладезь богатств. Берегтие деревья, кусты, травы. Не разоряйте птичьих гнёзд. Не разрушайте муравейники. Будьте природе друзьями и рачительными хозяевами.
Слова для справок: хибарки, кладезь, рачительнвми.
Грамматические задания: - выписать три словосочетания с именами существительными во множественном числе, определите падеж и склонение.
-спишите предложения; имена существительные, данные в скобках, запишите в форме родительного падежа мн. числа.
Сок (апельсины) и (мандарины) содержит много (витамины). Бабушка сварила варенье из (вишня) и (абрикосы).
-выполнить разбор имён существительных как части речи: 1 вариант – 2вредителей”, 2 вариант – “гусениц”.
-записать противоположные по значению фразеологизмы парами: семи прядей во лбу, ворон считать, держать ухо востро, без царя в голове.
Контрольный диктант №8 по теме “Имя прилагательное”
Цель: проверить умения правильно писать падежные окончания имён прилагательных, обозначать буквами изученные орфограммы.
Формируемые УУД: п.- отнесение объектов к известным понятиям; умение применять правила правописания; соблюдение нормативных предписаний относительно способов применения средств и очерёдности выполнения операций при решении поставленной учебной задачи; к.- владение письменной речью как видом речевой деятельности; р.- контроль и оценивание собственных учебных действий; л.- владение основами экологической культуры.
Зимний день
Стоит чудесный зимний день.Над нами ясное голубое небо.Всё вокруг покрыто пушистм снежным ковром. Яркие свет слепит глаза. Мы въехали в лес.Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пёстроо дятла. Он ловко долбит шишку. Синичка и воробьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев.
Под сосной видны следы. Это заяц-беляк пробежал по нетронотому снегу.
Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом.
Грамматические задание
---Выпишите из текста три словосочетания “прил.+сущ.”.
Выдели в именах прилагательных окончания, оределите падеж.
__ Составьте словосочетания по схемам.
“прил.+сущ.м.р.,Т.п.”
“прил.+ сущ.с.р.,Д.п.”
“прил.+сущ.ж.р.,П.п.”
---Спишите, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные.
В ....., ....., ...., уборе стоит оснний лес.
На ......., ...... загорелись яркие звезды.
Контрольный диктант №9 по теме “Глагол”
Цель: проверить усвоение правил правописания безударных гласных в окончаниях глаголов, умение определять грамматичекие признаки глаголов.
Формируемые УУД: п.- отнесение объектов к известным понятиям; умение использовать правила в предметно-практической деятельности; к.- речевое отражение содержания практических действий, перенос во внутренний план умственных действий и понятий; р.-предвосхищение результата учебной деятельности; умение самостоятельно принимать решения; л.- способность к мобилизации сил и энергии; способность совладать со стрессами.
Весеннее утро
Как хорошо весеннее утро! Из-за синей полоски леса показалось солнце. В его лучах краснеют вершины гигантских сосен. Над рекой золотистым дымком клубится туман. Вот туман пропадает в прозрачном воздухе и открывает синюю гладь реки. В зеркальной поверхности реки видишь голубое небо и облака. На яркой зелени сверкает роса. Лёгкий ветерок покачивает ивовые серёжки. Дрозд на еловой верхушке высвистывает песенку. Свистит и слушает. А в ответ ему удивительная тишина.
Грамматическое задание:-выписать два глагола, разобрать их как часть речи.
-разобрать по составу глагол “высвистывает”.
-найти два глагола 1 и 2 спряжения и выделить в них окончания, указать спряжение.
-образовать от глагола “покачивает” глагол женского рода в прошедшем времени.
Итоговый контрольный диктант №10
Цель: проверить знания по изученным темам.
Формируемык УУД: п.- отнесение объектов к известным понятиям; умение применять правила правописания; соблюдение нормативных предписаний относительно способов применения средств и очерёдности и выполнения операций при решении поставленной учебной задачи;к.- владение письменной речью как видом речевой деятельности; р.- умение самостоятельно принимать решения; контрольи оценивание собственных учебных действий; л.- способность к мобилизации сил и энергии; способность совладать со стрессами; усвоение гуманистических, общечеловеческих ценностей и этических норм.
Последние денёчки
Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима а мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок сбросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно ребятишки бегут по последнему снежку.
Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне.
Грамматическое задание: - в последнем предложении выделить основу, выписать из него словосочетания; над каждым словом надпишите части речи.
-разберите слова как части речи: укрыли, молочным, за ночь.
-выполнить звуко-буквенный разбор слова: ледяные.
4 класс (I четверть).
Контрольное списывание.
Встреча.
Мальчик первый услышал фырканье зверя. Мы притихли. Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с чёрными глазками. Наконец показалась полосатая шкурка. Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и посмотрел на меня. Зверёк имел забавный вид. Потом он фыркнул и сделал шаг к нам.
4 класс (II четверть).
Контрольное списывание.
Зимние забавы.
Шёл густой снег. Крупные снежинки мотыльками кружились в свете окна. За одну ночь всё в природе изменилось. Взошло солнце. Оно высветило изумительной красоты зимний, белоснежный наряд. Каждая маленькая былинка словно покрылась лебяжьим пухом. Ребятишки раскатали горку до льда. Они устремились к ней с санками, дощечками. Все хотят скатиться с ветерком! Щёки разрумянились. Малыши играли в снежки. Липкие комья снега летели во все стороны. Зима дарит людям много радости.
4 класс (III четверть).
Контрольное списывание
Лесной голосок
В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске.Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка.Я её слышал много раз. Но никогда не видел. Какая она из себя?
Увидеть её оказалось совсем непросто. Я иду к ней на голоск, а она - от меня.В прятки со мной играет. Решил наоборот играть: я спрячусь, а ты поищи.Залез в куст орешника и кукукнул один раз.Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчок: поищи получше. А она уже совсем близко кукует.
Гляжу - через поляну летит птица. Хвост у неё длинны, сама серая, грудка в темных пестринках.Может, это ястребёнок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала.Вот она какая - кукушка!
4 класс (IV четверть).
Контрольное списывание.
Скворцы.
Из всех певчих самая близкая к человеку птица – скворец. Кто не видал, не знает скворцов, не слушал их весеннего пения! С давних пор русские люди устраивали для скворцов деревянные домики – скворечники. Они украшали их затейливой резьбой, укрепляли под крышами своих домов, подвешивали на шестах и стволах деревьев.
Прилетают скворцы ранней весной. Ещё в полях лежит снег. После прилёта скворцы торопливо начинают устраивать свои гнёзда. Они носят в клювах былинки и мягкую подстилку. Каких только звуков не услышишь в скворцовой песне!