№ п\п | № урока в теме | Тема урока | Кол-во часов на изучение темы | Дата проведения | Примечание |
План | Факт | План | Факт |
| | Как и чем работает художник? (8 ч.) | | | | | |
1 | 1 | Твои игрушки Разнообразие форм и декора игрушек. Роль игрушки в жизни людей. Игрушки современные и игрушки прошлых времен. Знакомство с народными игрушками (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские). Особенности этих игрушек. | | | | | Задание: создание игрушки из любых подручных материалов. лепка игрушки из пластилина или глины, роспись по белой грунтовке |
2 | 2 | Посуда у тебя дома Разнообразие посуды: ее форма, силуэт, нарядный декор. Роль художника в создании образа посуды. Обусловленность формы, украшения посуды ее назначением (праздничная или повседневная, детская или взрослая). | | | | | Задание: лепка посуды с росписью по белой грунтовке. придумать и изобразить на бумаге сервиз из нескольких предметов (при этом обязательно подчеркнуть назначение посуды: для кого она, для какого случая). Материалы: пластилин или глина, водоэмульсионная краска, кисть; гуашь, тонированная бумага. |
3 | 3. | Обои и шторы у тебя дома Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. Роль художника в создании обоев и штор. Разработка эскизов обоев как создание образа комнаты и выражение ее назначения: детская комната или спальня, гостиная, кабинет… | | | | | Задание: создание эскизов обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение (спальня, гостиная, детская). Задание выполнить и в технике набойки с помощью трафарета или штампа. Материалы: гуашь, кисти; клише, бумага или ткань. |
4 | 4. | Мамин платок Знакомство с искусством росписи тканей. Художественная роспись платков, их разнообразие. Орнаментальная роспись платка и роспись ткани. Выражение в художественном образе платка | | | | | Задание: создание эскиза платка для мамы, девочки или бабушки (праздничного или повседневного). Материалы: гуашь, кисти, белая и цветная бумага. | |
5 | 5. | Твои книжки Многообразие форм и видов книг, игровые формы детских книг. Роль художника в создании книг. Художники детской книги (Т. Маврина, Ю. Васнецов, В. Конашевич, И. Билибин, Е. Чарушин и др.). | | | | | | Задание: разработка детской книжки-игрушки с иллюстрациями. иллюстрация к сказке или конструирование обложки для книжки-игрушки. Материалы: гуашь или мелки, белая или цветная бумага, ножницы (для учащихся); |
6 | 6. | Открытки Создание художником поздравительных открыток (и другой мелкой тиражной графики). Многообразие открыток. Форма открытки и изображение на ней как выражение доброго пожелания | | | | | Задание: создание эскиза открытки или декоративной закладки Материалы: плотная бумага маленького формата, графические материалы по выбору учителя. |
7 | 7 | Труд художника для твоего дома (обобщение темы) Художественное конструирование и оформление помещений. Роль художника в создании всех предметов в доме. Роль каждого из Братьев-Мастеров в создании формы предмета и его украшения. | | | | | Задание: проблемная беседа, обучающая игра, выставка и обсуждение детских работ |
8 | 8 | Выставка творческих работ. Игра в художников и зрителей, в экскурсоводов на выставке детских работ (дети ведут беседу от лица Братьев-Мастеров, выявляя работу каждого). | | | | | |
Искусство на улицах твоего города (7 ч.) |
9 | 1. | Памятники архитектуры Знакомство со старинной и новой архитектурой родного города (села). Какой облик будут иметь дома, придумывает художник-архитектор. | | | | | Задание: изучение и изображение одного из архитектурных памятников своих родных мест. Материалы: восковые мелки или гуашь, кисти, тонированная или белая |
10 | 2. | Парки, скверы, бульвары Архитектура садов и парков. парков, скверов (зеленых островков природы в городах) — важная работа художника. Проектирование художником парка как целостного ансамбля с дорожками, газонами, фонтанами, ажурными оградами, парковой скульптурой | | | | | Задание: изображение парка, сквера (возможен коллаж). построение игрового парка из бумаги (коллективная работа). Материалы: цветная и белая бумага, гуашь или восковые мелки, ножницы, клей. |
11 | 3. | Ажурные ограды Чугунные ограды в парке имени А.С.Щербакова. Назначение и роль ажурных оград в украшении города. Ажурные ограды в городе, деревянное узорочье наличников, просечный ажур дымников в селе | | | | | Задание: создание проекта ажурной решетки или ворот — вырезание из цветной бумаги, сложенной гармошкой (решетки и ворота могут быть вклеены в композицию на тему «Парки, скверы, бульвары»). Материалы: цветная бумага, ножницы, клей. |
12 | 4. | Волшебные фонари Работа художника по созданию красочного облика города, уличных и парковых фонарей. Фонари — украшение города. Старинные фонари Москвы, Санкт- Петербурга и других городов. Художественные образы фонарей | | | | | Задание: графическое изображение или конструирование формы фонаря из бумаги. Материалы: тушь, палочка или белая и цветная бумага, ножницы, клей. |
13 | 5. | Витрины Роль художника в создании витрин. Реклама товара. Витрины как украшение города. Изображение, украшение и постройка при создании витрины. Связь оформления витрины с назначением магазина «Детский мир», «Континент», развлекательный комплекс «Золотое кольцо», торгово-развлекательный комплекс «Донецк-сити» и т. д.), с обликом здания, улицы, с уровнем художественной культуры города | | | | | Задание: создание проекта оформления витрины любого магазина (по выбору детей). Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей. |
14 | 6. | Удивительный транспорт Роль художника в создании образа машины. Разные формы автомобилей. Автомобили разных времен. Умение видеть образ в форме машины. Все виды транспорта помогает создавать художник. | | | | | Задание: придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных). Материалы: графические материалы, белая и цветная бумага, ножницы, клей. |
15 | 7. | Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы) Обобщение представлений о роли и значении художника в создании облика современного города. Создание коллективных панно | | | | | Задание: создание коллективного панно «Наш город (село)» в технике коллажа, аппликации |
Художник и зрелище (11 ч.) |
16 | 1. | Художник в цирке. Цирк — образ радостного, яркого, волшебного, развлекательного зрелища. Искусство цирка — искусство преувеличения и праздничной красочности, демонстрирующее силу, красоту, ловкость человека, его бесстрашие. Донецкий цирк «Космос». | | | | | Задание: выполнение рисунка или аппликации на тему циркового представления. Материалы: мелки, гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, клей. |
17 | 2. | Художник в театре. Истоки театрального искусства (народные празднества, карнавалы, древний античный театр). Театры Донецка. Интерьеры Донецкого государственного академического музыкально-драматического театра имени М.М. Бровуна, Донецкого государственного академического театра оперы и балета им. А.Б. Соловьяненко. | | | | | Задание: театр на столе — создание картонного макета и персонажей сказки для игры в спектакль. Материалы: картонная коробка, разноцветная бумага, краски, клей, ножницы |
18 | 3. | Художник в кукольном театре Истоки развития кукольного театра. Петрушка — герой ярмарочного веселья. Разновидности кукол: перчаточные, тростевые, куклы-марионетки. Театр кукол Донецка. Куклы из коллекции С. Образцова. | | | | | Задание: создание куклы к кукольному спектаклю. Материалы: пластилин, бумага, ножницы, клей, куски ткани, нитки, мелкие пуговицы. |
19 | 4. | Маски Лицедейство и маска. Маски разных времен и народов. Маска как образ персонажа. Маски- характеры, маски-настроения | | | | | Задание: конструирование выразительных и острохарактерных масок. Материалы: цветная бумага, ножницы, клей. |
20 | 5. | Афиша и плакат Значение театральной афиши и плаката как рекламы и приглашения в театр. Выражение в афише образа спектакля. Особенности языка плаката, афиши: | | | | | Задание: создание эскиза плаката- афиши к спектаклю или цирковому представлению. Материалы: гуашь, кисти, клей, цветная бумага большого формата. |
21 | 6. | Праздник в городе Роль художника в создании праздничного облика города. Элементы праздничного украшения города: панно, декоративные праздничные сооружения, иллюминация, фейерверки, флаги и др. | | | | | Задание: выполнение рисунка проекта оформления праздника. Вариант задания: выполнение рисунка «Праздник в городе (селе)». Материалы: мелки, гуашь, кисти, цветная бумага |
22 | 7. | Праздник в городе Многоцветный праздничный город как единый большой театр, в котором разворачивается яркое, захватывающее представление. | | | | | |
23 | 8. | Праздник в городе Многоцветный праздничный город как единый большой театр, в котором разворачивается яркое, захватывающее представление. | | | | | |
24 | 9. | Школьный карнавал (обобщение темы) Организация театрального представления или спектакля с использованием, сделанных на занятиях масок, кукол, афиш, плакатов, костюмов и т. д. | | | | | |
25 | 10 | Школьный карнавал Организация театрального представления или спектакля с использованием, сделанных на занятиях масок, кукол, афиш, плакатов, костюмов и т. д. | | | | | |
26 | 11 | Школьный карнавал Украшение класса или школы работами, выполненными в разных видах изобразительного искусства (графика, живопись, скульптура), декоративного искусства, в разных материалах и техниках. | | | | | |
Художник и музей (8 ч.) |
27 | 1 | Музей в жизни города Художественные музеи Донбасса, — хранители великих произведений мирового, русского и регионального искусства. Музеи в жизни города и всей страны. Разнообразие музеев (художественные, литературные, исторические музеи; музей игрушек, музей космоса и т. д.). | | | | | |
28 | 2 | Картина – особый мир. Картина-пейзаж Картины, создаваемые художниками. Где и зачем мы встречаемся с картинами. Как воспитывать в себе зрительские умения. Мир в картине. Роль рамы для картины. Пейзаж — изображение природы, жанр изобразительного искусства | | | | | | Задание: изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением (радостный или грустный, мрачный или нежный, певучий). Материалы: гуашь, кисти или пастель, белая бумага. |
29 | 3 | Картина-портрет Знакомство с жанром портрета. Знаменитые художники-портретисты (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Серов, И. Репин, В. Тропинин и другие; художники эпохи Возрождения), их картины-портреты. Портрет человека как изображение его характера, настроения, как проникновение в его внутренний мир. | | | | | Задание: создание портрета (одного из родителей, друга, под- руги) или автопортрета (по представлению). Материалы: гуашь, кисти или пастель, акварель по рисунку восковыми мелками, бумага. |
30 | 4 | Картина-натюрморт Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт как рассказ о человеке. Выражение настроения в натюрморте. Знаменитые русские и западноевропейские художники, работавшие в жанре натюрморта (Ж.-Б. Шарден, К. Петров-Водкин, П. Кончаловский, М. Сарьян, П. Кузнецов, В. Стожаров, В. Ван Гог и др.). | | | | | Задание: создание радостного, праздничного или тихого, грустного натюрморта рассказать о конкретном человеке, его характере, его профессии и состоянии души. Материалы: гуашь, кисти, бумага. |
31 | 5 | Картины исторические и бытовые Изображение в картинах событий из жизни людей. Изображение больших исторических событий, героев в картинах исторического жанра | | | | | Задание: изображение сцены из своей повседневной жизни в семье, в школе, на улице или изображение яркого общезначимого события. Материалы: акварель (гуашь) по рисунку восковыми мелками или гуашь, кисти, бумага. |
32 | 6 | Скульптура в музее и на улице Скульптура и окружающее ее пространство. Памятники в Донецке А.С.Пушкину, Джону Юзу, Иосифу Кобзону, Анатолию Соловьяненко, Сергею Прокофьеву, | | | | | Задание: лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры. Материалы: пластилин, стеки, подставка из картона |
33 | 7 | Скульптура в музее и на улице Памятник погибшим воинам-афганцам, Смотровая площадка военной техники, Музей Великой Отечественной войны, Мемориал «Твоим освободителям Донбасс» (Освободителям Донбасса), Колокол памяти в Донецке. Скульптура в музеях | | | | | | |
34 | 8 | Художественная выставка (обобщение темы) Выставка лучших детских работ за год (в качестве обобщения темы года «Искусство вокруг нас»). Выставка как событие и праздник общения | | | | | |