Пояснительная записка к рабочей программе по технологии 1 класс ФГОС НОО.
Нормативно-правовая база при реализации рабочей программы ФГОС
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобразования России и науки РФ от 18.05.2015 N 507 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобразования России и науки РФ от 06.10.2009 N 373"
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с учетом изменений, внесенных приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г. №1241)
Приказ Минпросвещения России от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Приказ Минпросвещения России от 22 ноября 2019 г. № 632 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом Министерства просвещений Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345».
Приказ Минпросвещения России от 18 мая 2020 г. №249 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
Основная образовательная программа начального общего образования Новошахтинской школы-интерната на 2020-2021 учебный год
Программа начального общего образования. Технология. М.: Просвещение, 2012.
Авторская программа «Технология» Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой.: М.: Просвещение, 2014г.
Рабочая программа технологии составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы начального общего образования и авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой.М.: Просвещение, 2020 г.
Программа рассчитана на 1 час – федеральный компонент. В соответствии с основной образовательной программой школы, рабочая программа по технологии рассчитана на 33 часа в год при 1 часе в неделю (33 учебные недели). В соответствии с календарным учебным графиком на 2020-2021 год – 30 часов. Объединены темы в разделе «Бумажная мастерская» и «Текстильная мастерская».
Цель изучения курса технологии – развитие социально-значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.
Основные задачи курса:
стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
формирование целостной картины миры материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности;
формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно- конструкторской деятельности;
формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления;
развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
ознакомление с миром профессий, их социальным значением, историей возникновения и развития;
овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные
Обучающиеся научатся:
положительно относиться к учению;
проявлять интерес к содержанию предмета «Технология»;
принимать одноклассников, помогать им, принимать помощь от взрослого и сверстников;
чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного им самим для родных, друзей, других людей, себя;
осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека;
Обучающиеся получат возможность научиться:
с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;
под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на
план и образец.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
принимать цель деятельности на уроке;
проговаривать последовательность действий на уроке;
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
готовить рабочее место, отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
Обучающиеся получат возможность научиться:
совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся с помощью учителя:
наблюдать связи человека с природой и предметным миром, предметный мир ближайшего окружения; сравнивать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий;
сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному;
ориентироваться в материале на страницах учебника;
находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
делать выводы о результате совместной работы всего класса;
Обучающиеся получат возможность научиться:
преобразовывать информацию из одной формы в другую — в изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научится:
слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.
Предметные
1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.
Обучающиеся научатся:
обслуживать себя во время работы (соблюдать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их);
соблюдать правила гигиены труда.
Обучающиеся получат возможность научиться:
понимать роль и место человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
видеть в отражении форм и образов природы в работах мастеров художников; о разнообразных предметах рукотворного мира;
узнавать о профессиях близких и окружающих людей.
2.Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-
практической деятельности.
Обучающиеся научатся:
называть общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, форма и др.);
последовательность изготовления несложных изделий формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием;
названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасной работы ими.
Обучающиеся получат возможность научиться:
различать материалы и инструменты по их назначению;
качественно выполнять операции и использовать верные приёмы при изготовлении несложных изделий:
1) экономно размечать по шаблону, сгибанием;
2) точно резать ножницами;
3) соединять изделия с помощью клея;
4)эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой;
использовать для сушки плоских изделий пресс;
безопасно работать и правильно хранить инструменты (ножницы, иглы);
с помощью учителя выполнять практическую работу и осуществлять самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, с помощью шаблона.
3. Конструирование и моделирование.
Обучающиеся научатся:
распознавать детали как составной части изделия;
разбираться в конструкциях разборных и неразборных;
знать о неподвижном клеевом соединении деталей.
Обучающиеся получат возможность научиться:
различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку.
Содержание курса «Технология»
Природная мастерская (8 часов)
Рукотворный и природный мир города. На земле, на воде и в воздухе. Природа и творчество. Природные материалы. Семена и фантазии. Композиция из листьев. Что такое композиция? Орнамент из листьев. Что такое орнамент? Природные материалы. Как их соединить?
Пластилиновая мастерская (5 часов)
Материалы для лепки. Что может пластилин? В мастерской кондитера. Как работает мастер? В море. Какие цвета и формы у морских обитателей? Наши проекты. Аквариум.
Бумажная мастерская (14 часов)
Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Наши проекты. Скоро Новый год! Бумага. Какие у неё есть секреты? Бумага и картон. Какие секреты у картона? Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? Обитатели пруда. Какие секреты у оригами? Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? Ножницы. Что ты о них знаешь? Шаблон. Для чего он нужен? Наша армия родная. Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги? Весенний праздник 8 марта. Как сделать подарок-портрет? Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент? Образы весны. Какие краски у весны? Настроение весны. Что такое колорит? Праздники и традиции весны. Какие они?
Текстильная мастерская (5 часов)
Мир тканей. Для чего нужны ткани? Игла-труженица. Что умеет игла? Вышивка. Для чего она нужна? Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны?
График выполнения практической части программы.
№ п/п
Название блока (раздела)
Кол-во часов на изучение раздела
Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль
Лабор. раб.
Практ. раб.
Контр.раб.
дикт
1
Природная мастерская
8 ч.
14.10
21.10
2
Пластилиновая мастерская
5 ч.
18.11, 25.11
02.12
3
Бумажная мастерская
12 ч.
16.12-
27.04
4
Текстильная мастерская
3 ч.
11.05
18.05
Тематическое планирование.
№
урока
Тема урока
Кол-во
часов
Дата проведения
по плану
по факту
1 четверть (8 часов)
Природная мастерская - 8 ч.
«Рукотворный и природный мир города».
1 ч
07. 09
«Рукотворный и природный мир села».
Уч. стр.5-7, р.т.стр.3-4.
1 ч
14. 09
На земле, на воде и в воздухе.
Уч.стр. 8, р.т. стр 5
1 ч
21. 09
«Природа и творчество. Природные материалы». Экскурсия в природу.
Первичный инструктаж Уч.9 Р.т. стр. 6
1 ч
28. 09
Работа с природными материалами. Рабочее место. Листья и фантазии. Семена и фантазии. Уч. стр 10-11 . р.т. стр.1
1 ч
05.10
Веточки и фантазия. Фантазии из шишек, желудей, каштанов. Уч. стр. 12-13.
1 ч
12.10
Композиция из листьев. Что такое композиция? Уч. стр. 14 р.т стр.7
1 ч
19.10
Орнамент из листьев. Что такое орнамент? Природный материал. Как их соединить? Уч.стр.16-18
1 ч
26.10
2 четверть (7 часов)
Материалы для лепки. Что может пластилин
1 ч
09.11.
Баночка для мелочей. Уч. стр. 21-22, р.т.Стр.8
1 ч
16. 11
В мастерской кондитера. Как работает мастер? Узор из пластилиновых шариков в крышке Уч. стр. 24, р.т. стр. 9
1 ч
23. 11
В море. Какие цвета и формы у морских обитателей? Пластилиновая живопись.
Уч. стр. 26, р.т. стр.10
1 ч
30. 11
Аквариум. Наши проекты. Уч. стр. 28
1 ч
07.12
Бумажная мастерская – 14 ч
Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Ёлки из бумажных полос.
Уч. стр. 31-32, р.т. стр. 12
1 ч
14. 12
Наш проект. Скоро новый год! Снежинки Деда Мороза.
Уч. стр. 34, р.т. стр. 13
1 ч
21.12
3 четверть (7 часов)
Школа оригами. Основные условные обозначения оригами.
Уч. стр.36-40, р.т. с.14
1 ч
11. 01
Заготовка квадратов разного размера. Базовые формы оригами.
Р.т. стр.15
1 ч
18. 01
Обитатели пруда. Какие секреты у оригами? Фигурки оригами. «Бабочка»
Уч. стр..42 р.т. 16
1 ч
25. 01
Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? Фигурка «Божья коровка», «Птица» Уч. стр. 44, р.т. стр. 17
1 ч
01. 02
«Наша родная армия». Подарок ко Дню Защитника Отечества.
Уч.стр.46
1 ч
08. 02
Ножницы. Что ты о них знаешь? Уч.стр. 48
1 ч
01. 03
Весенний праздник 8 марта. Как сделать подарок – портрет?
Уч. стр. 50, р.т. вкладыш
1 ч
15. 03
4 четверть ( 8 часов)
Шаблон для чего он нужен? Как изготовить его из листа бумаги? Весенний цветок. Уч. стр. 52-54, р.т. стр. 18
1 ч
29. 03
Весна. Какие краски у весны? Весна пришла. Уч.стр.58., р.т .стр.19
1 ч
05. 04
Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент? Уч. стр. 56 Р.т.стр.20-21
1 ч
12.04
Настроение весны. Что такое колорит? Весенние цветы из креповой бумаги.
Уч. стр. 60 Р.т. стр.18
1 ч
19.04
27.
Праздники и традиции весны. Какие они? Корзинка для пасхального яйца.
Уч.стр.62 Р.т.стр.23
1 ч
26.04
Текстильная мастерская - 5 ч
28.
Мир тканей. Для чего нужны ткани? Маковые узелки. Уч.стр.65-66, р.т.стр.24
Игла-труженица. Что умеет игла?
1 ч
03. 05
29.
Лучи – узелки на солнышке.
Уч. стр. 68 р.т. стр..25
1 ч
17. 05
30.
Вышивка. Для чего она нужна? Веселая игольница
Уч. стр. 70, р.т.стр.27
1 ч
24.05
Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? Закладка Уч. стр. 72 Р.т.26