Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по Ритмике»
Оглавление.
1.
Пояснительная записка
2
2.
Содержание учебного курса
5
3.
Тематическое планирование
7
4.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
13
5.
Контроль и оценка достижения планируемых результатов обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
13
6.
Список литературы.
19
Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционно-развивающему занятию «Ритмика» составлена на основании:
1. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
2. АООП ГКОУ «Гуковская школа-интернат №12». 2025 г.
3. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 №26.
Она разработана в целях решения оздоровительных, образовательных, воспитательных и коррекционных задач. Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на базовом уровне; дает распределение учебных часов по разделам курса и определяет последовательность изучения разделов с учетом возрастных особенностей обучающихся; определяет набор тестов и зачётов, выполняемых учащимися.
Общая характеристика учебного предмета
Преподавание ритмики в специальном (коррекционном) образовательном учреждении обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития детей c расстройствами аутистического спектра средствами музыкально-ритмической деятельности.
Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию младших школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию. развитии.
Цели и задачи обучения
• научить слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах;
• развитие представления обучающихся о пространстве и умение ориентироваться в нем;
• развитие ловкость, быстроту реакции, точность движений;
• развития у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук;
• развитие слухового восприятия, способности переживать содержание музыкального образа;
• оказывать коррекционное воздействие на физическое развитие, создавать благоприятную основу
для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие;
• развивать активность и воображение, координацию и выразительность движений;
• развивать дыхательный аппарат и речевую моторику;
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на предмет ритмики во 2-ом классе выделяется 1 час в неделю. Общее число часов за год обучения составляет 33 .
Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей.
Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.
В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между предметами) осуществляется
развитие представления учащихся о пространстве и умения ориентироваться в нем.
Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами и т. д. — развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений.
Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у детей
подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук. Этот вид деятельности важен в связи с тем, что у умственно отсталых детей часто наблюдается нарушение двигательных функций и мышечной силы пальцев рук.
Скованность или вялость, отсутствие дифференцировки и точности движений мешают овладению навыками письма и трудовыми приемами. В то же время этот вид деятельности вызывает живой эмоциональный интерес у детей, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие.
Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа. В свою очередь, эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приемы движений и характер упражнений.
Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.
Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру мелодии, развивают у ребенка активность и воображение, координацию и выразительность движений. Исполнение под музыку стихов, подпевок, инсценирование песен, музыкальных сказок способствуют развитию дыхательного аппарата и речевой моторики.
Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.
Содержание курса
Программа по ритмике состоит из пяти разделов: «Упражнения на ориентировку в пространстве»;
«Ритмико-гимнастические упражнения»; «Упражнения с детскими музыкальными инструментами»;
«Игры под музыку»; «Танцевальные упражнения».
В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занимаясь конкретным видом
музыкально-ритмической деятельности.
На каждом уроке осуществляется работа по всем пяти разделам программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.
Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве.
Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков.
В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений.
Основная цель данных упражнений — научить детей согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы.
Упражнения с детскими музыкальными инструментами рекомендуется начинать с подготовительных упражнений: сгибание и разгибание пальцев в кулаках, сцепление с напряжением и без напряжения, сопоставление пальцев.
В программу включена игра на детском пианино, металлофоне, дудке. Принцип игры на этих инструментах примерно одинаков и требует большой свободы, точности и беглости пальцев .
Задания на координацию движений рук лучше проводить после выполнения ритмико-гимнастических упражнений, сидя на стульчиках, чтобы дать возможность обучающимся отдохнуть от активной физической нагрузки.
Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить детей создавать музыкально-двигательный образ. Причем учитель должен сказать название, которое определяло бы характер движения, например: «зайчик» (подпрыгивание), «лошадка» (прямой галоп), «кошечка» (мягкий шаг), «мячик» (подпрыгивание и бег) и т. п. Объясняя задание, учитель не должен подсказывать детям вид движения (надо говорить: будете двигаться, а не бегать, прыгать, шагать).
После того как ученики научатся самостоятельно изображать повадки различных животных и птиц, деятельность людей, можно вводить инсценирование песен (2 класс), таких, как «Почему медведь зимой спит», «Как на тоненький ледок», в которых надо раскрыть не только образ, но и общее содержание. В дальнейшем (3 класс) предлагается инсценирование хорошо известных детям сказок.
Лучше всего начинать со сказок «Колобок», «Теремок». В 4 классе дети успешно показывают в движениях музыкальную сказку «Муха-Цокотуха».
Обучению детей танцам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, освоение хорового шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего — с озорной плясовой.
Почувствовать образ помогают упражнения с предметами. Ходьба с флажками в руке заставляет ходить бодрее, шире. Яркий платочек помогает танцевать весело и свободно, плавно и легко.
Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный характер.
Разучивая танцы и пляски, обучающиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и др.).
Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре, умению находить в движениях характерные особенности танцев разных национальностей.
Календарно-тематическое планирование по коррекционному курсу «Ритмика»
Тема
Дата
Кол-во часов
Формируемые представления
Материалы и оборудование
Содержание, виды деятельности
Вводный урок.
1
Правила техники безопасности на уроках предмета «музыка и движение».
Папка, иллюстрации, ноты к программным песням, звуковоспроизводящее оборудование, цифровые носители с записью музыкальных произведений музыкальные инструменты, гимнастический инвентарь.
Знакомство с кабинетом, его оборудованием. Правила поведения и техники безопасности на уроке.
Упражнения на ориентировку в пространстве.
1
Ориентировка в направлении движений вперед, назад, на лево, на право.
Цифровые носители с записью музыкальных произведений.
Ходьба по залу под музыку строем по одному со сменой направлений.
Продолжение работы над ориентировкой в направлении движений, формирование понятия - гимнастическое упражнение.
Цифровые носители с записью музыкальных произведений.
Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»). Движения рук в разных направлениях.
Игры под музыку.
1
Звуки вокруг нас.
Цифровые носители с записью музыкальных произведений.
Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека).
Ритмико – гимнастические упражнения на координацию движений.
1
Развитие координации движений.
Цифровые носители с записью музыкальных произведений.
Перекрестное поднимание и опускание рук. Одновременные движения правой руки вверх, левой — в сторону; правой руки — в перед, левой — вверх. Выставление левой ноги вперед, правой руки — перед собой; правой ноги — в сторону, левой руки — в сторону и т. д.
Развитие слухового внимания и чувства ритма на специальных ритмических упражнениях.
1
Развитие слухового внимания и чувства ритма на специальных ритмических упражнениях.
Папка, иллюстрации, цифровые носители с записью музыкальных произведений. Ноты к программным песням.
Что за дерево такое? Музыка М. Старокадомского, слова Л. Некрасовой.
Танцевальные упражнения.
1
Формирование понятия – танец.
Цифровые носители с записью музыкальных произведений.
Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег легкий, на полупальцах.
Ритмико – гимнастические упражнения на расслабление мышц.
1
Упражнения на расслабление мышц, их место в повседневной жизни.
Цифровые носители с записью музыкальных произведений.
Подняв руки в стороны и слегка наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз; быстрым, непрерывным движением предплечья свободно потрясти кистями (имитация отряхивания воды с пальцев), подняв плечи как можно выше, дать им свободно опуститься в нормальное положение.
Ритмико – гимнастические упражнения на расслабление мышц.
1
Упражнения на расслабления мышц их сочетание и применение.
Цифровые носители с записью музыкальных произведений.
Свободное круговое движение рук. Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник).
Ритмико-гимнастические упражнения на верхний и нижний плечевой пояс.
Цифровые носители с записью музыкальных произведений, обруч, палка, флажки, мяч.
Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой и сбоку). Приседания с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч).
Упражнения на ориентировку в пространстве
1
Ориентировка в направлении движений вперед, назад, на лево, на право. Формирование понятия «строй»
Цифровые носители с записью музыкальных произведений.
Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Перестроение в круг из шеренги, цепочки.
Танцевальные упражнения.
1
Формирование понятия – танец.
Цифровые носители с записью музыкальных произведений.
Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах.
Ритмико – гимнастические упражнения на координацию движений.
1
Упражнения на координацию движений рук.
Цифровые носители с записью музыкальных произведений
Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом.
Игры под музыку.
1
Динамические оттенки в движении.
Цифровые носители с записью музыкальных произведений.
Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий).
Танцевальные упражнения.
1
Формирование понятия – танец.
Цифровые носители с записью музыкальных произведений.
Прямой галоп. Маховые движения рук.
Игры под музыку.
1
Динамические оттенки в движении.
Цифровые носители с записью музыкальных произведений.
Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий, танцевальный бег сменяется стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание — тяжелым, комичным и т. д.).
Танцевальные упражнения.
1
Формирование понятия – русский народный танец.
Цифровые носители с записью музыкальных произведений. Платок.
Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек — движение с платочком).
Упражнения на ориентировку в пространстве
1
Ориентировка в направлении движений вперед, назад, на лево, на право. Формирование понятия – гимнастический предмет.
Цифровые носители с записью музыкальных произведений. Флажки гимнастические ленточки.
Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.