kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Календарно тематическое планирование по программе "Мое Оренбуржье"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса «Моё Оренбуржье» предполагает освоение материала на стартовом и базовом уровнях. Стартовый уровень предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Реализация программы на стартовом уровне направлена на формирование и развитие поисковой направленности у учащихся в освоении родной местности. Освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования на территории своей местности.   

Базовый уровень предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического  направления  программы «Моё Оренбуржье». Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды своей местности, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Календарно тематическое планирование по программе "Мое Оренбуржье"»

                Пояснительная записка

Основная образовательная Программа муниципального бюджетного школьного образовательного учреждения «Лицей г. Абдулино» (далее Программа) разработана педагогическим коллективом самостоятельно в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом школьного образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности в МБОУ «Лицей г. Абдулино». Общеобразовательная общеразвивающая программа курса «Моё Оренбуржье» - это программа туристско-краеведческой   направленности.

Программа курса «Моё Оренбуржье» предполагает освоение материала на стартовом и базовом уровнях. Стартовый уровень предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Реализация программы на стартовом уровне направлена на формирование и развитие поисковой направленности у учащихся в освоении родной местности. Освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования на территории своей местности.   

Базовый уровень предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического  направления  программы «Моё Оренбуржье». Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды своей местности, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний.

Воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде.

Общеобразовательная общеразвивающая программа курса «Моё Оренбуржье» составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.).

  • Концепцией  развития  дополнительного образования детей (распоряжение РФ от 4.09.14 №1726-р).

  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию  и организации  режима работы  образовательных  организаций  дополнительного образования детей  (Сан.ПиН 2.4.4.  3172-14).

  • Письмом Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ).

  • Уставом МБОУ «Лицея г. Абдулино».

Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение курса краеведения отводится ограниченное время, развитие творчества у учащихся через систему дополнительного образования становится особенно актуальным. Содержание программы курса «Моё Оренбуржье» тесно перекликается с современными требованиями жизни. Развитие личности активной, творческой, толерантной – вот задача современного образования, в том числе и рамках внеурочной деятельности. Особая роль отводится именно краеведческому воспитанию подрастающего поколения. Содержание программы направленно на развитие у детей умение видеть и понимать красоту окружающего мира и в частности своей родной местности. А это умение, в свою очередь, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Занятия по краеведению являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций, которые неотъемлемо стоят в цепочке патриотического воспитания. Воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде.

Программа рассчитана всего на один год обучения, но охватывает большие объемы, затрагивающие нравственное и патриотическое воспитание. За достаточно короткий срок обучения учащиеся получают основательный объем знаний в данной области, имею хороший практический навык, что может послужить площадкой для дальнейшего продвижения в мир школьной географии.

Педагогическая целесообразность программы. Возраст детей 10-11 лет – это возраст наиболее активный в становлении социальной личности ребенка. Ведущая форма деятельности этого возраста – это учение. Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения учащихся краеведческого содержания, т.к. программа включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, экологии и экономики, хозяйственного освоения территории.

  Реализация регионального компонента ориентирует учителя на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Ученики не только изучают особенности курса«Моё Оренбуржье», но и также через специально    организованные наблюдения, сравнения, проведения практических работ, высказывают собственные гипотезы, и тем самым как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.

 В целом программа способствует  разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Цель  программы –  формирование у учащихся базовых знаний, умений и навыков в области краеведения.

Задачи:

  • воспитание любви к родному краю, гражданской позиции, самореализации во всех сферах деятельности человека.

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих способностей в процессе наблюдений, исследований состояния окружающей среды, готовность к качественному её улучшению.

  • овладение умениями ориентироваться на местности, читать географическую карту, применять полученные теоретические знания на практике.

Учебные занятия строятся в сочетании урока с внеклассными и внеурочными формами деятельности творческого характера. Результатом изучения курса является способность применять знания в реальной жизни на уровне решения проблем личностно и для общества значимых, а также воспитание духовно-нравственной культуры, готовность к полезной общественной деятельности.

Возраст детей и срок реализации программы

Программа ориентирована на детей в  возрасте 10-11 лет и рассчитана на 1 год обучения (34 часа).

Формы и режим занятий: беседы, посещение музеев, конкурсы, открытое занятие, защита проектов.  Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (сбор и анализ информации), где стимулируется самостоятельное творчество.

Формы подведения итогов реализации программы

Форма подведения итогов реализации программы – урок защиты проектов и выставка творческих работ учащихся по итогам изучения образовательной программы курса «Моё Оренбуржье» (в рамках школьной научно-практической конференции).

Так же учащиеся в течение учебного года принимают участие в конкурсах различного уровня: школьные, районные, областные .

Учебно-тематический план

п/п

Название темы

Количество часов

Введение в образовательную программу «Мой край Оренбуржье»

1

Мой край на карте Родины

2

Символика нашего края

1

Я и моя семья

2

О чем говорят здания

2

Виртуальное путешествие. Семь чудес Оренбуржья

3

Моя улица

2

Наша школа

2

Моя малая Родина

2

Природа нашего края

4

Что дает наш край стране

3

Наш край богат талантами

2

Народные праздники

1

Наш край в годы Великой Отечественной войны

3

История и судьбы

1

Оренбургский край-православный край

1

Многонациональное Оренбуржье

1

Итоговое занятие. Защита проектов.

1

Всего

34



Содержание учебного плана

Тема 1. Введение в образовательную программу «Мой край Оренбуржье»

Теория. Знакомство с новым предметом. Что изучает краеведение?

Изучение природы нашего края с древнейших времён.

Практика.Репортаж о родном крае, районе, посёлке.

Тема 2. Мой край на карте Родины

Теория. Исследование жизни и деятельности известных учёных края,  района, посёлка. Свой край на планете Земля. Составление адреса школы.Наука топонимика. Объяснение названий населенных пунктов, географических объектов на территории Оренбургского района.

Практика. Интересные люди родного края.

Тема 3. Символика нашего края

Творческая работа по созданию символа (герба) своего края в любой из техник декоративно-прикладного творчества (пластилинография, квиллинг, торцевание, оригами мозаика и др.).

Тема 4-5. Я и моя семья

Рассказ о жизни и деятельности своей семьи. Вклад в процветание и развитие родного края.

Выполнение проекта по составлению альбома «История города в лицах»

Тема 6 О чем говорят здания

Экскурсия по архитектурным памятникам города Абдулино и Оренбургской области. Прохождение заданного маршрута.

Фотопроект. Создание альбома «Любимый уголок Оренбуржья

Тема 7. Виртуальное путешествие. Семь чудес Оренбуржья

Виртуальная экскурсия. Прохождение заданного маршрута.

Ознакомить детей с достопримечательностями Оренбургского края

способствовать воспитанию чувства патриотизма;

пробуждать у детей стремление узнать о своей малой Родине

Тема 8. Моя улица

Пешая экскурсия: «Я тихо пройдусь по улицам города»

Учащиеся знакомятся с названием улиц, названных в честь наших земляков. Акция «Познакомь жителей города с литературным прошлым» Форма контроля: Кроссворд“Их именами названы улицы города”.

Выполнение проекта по теме.

Тема 9. Наша школа

Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, ресурсный круг, поисково–исследовательская работа.

Составление в группе творческих работ и их презентация

Тема 10. Моя малая Родина

Выполнение рисунков на тему «Мой край родной тобой любуюсь».

Радовский родникэкскурсия. Прохождение заданного маршрута.

Красноцветные отложения верхнейперми обнажаются в Радовском оврагах у одноименного населенного пункта

 Тема 11. Природа нашего края

Занятие проводится в краеведческом музее по теме «Растительный и животный мир Оренбуржья». Просмотр видеофильма

Творческая работа: Создание сборника стихотворений «Оренбуржье родное»

Экскурсия. Чеганлинские обрывы . Прохождение заданного маршрута.

Беседа, знакомство с Красной книгой Оренбургской области (электронный вид). Растения и животные нашего края, занесенные в Красную книгу.

Игра- путешествие по природным заповедным местам края. Какие меры предпринимают в Оренбуржье по охране полезных ископаемых

Тема 12. Что дает наш край стране.

 Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством Оренбургской области, его предприятиями, их история.

Экскурсия на завод ПРМЗ

Создание проектов на заданную тему

Тема 13. Наш край богат талантами

Литературное, художественное, музыкальное творчество; земляки, прославившие родной край, внесшие добрый вклад в историю нашего края. Посещение творческих выставок земляков, встречи.

Тема 14. Народные праздники

Различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные. Приводить примеры праздников отмечаемых в родном крае.

Тема 15. Наш край в годы Великой Отечественной войны

Знакомство с людьми, героями - войны, жившими на территории края. Форма занятия: видеоурок, беседа.

События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края. Встречи с тружениками трудового фронта, детьми войны.

Экскурсия по местам исторических событий (Железнодорожный вокзал, школа №38, паровоз)

Выполнение проекта.

Тема 16 . История и судьбы

Встреча с участником локальных войн, боевых действий. Экскурсия «Аллея боевой Славы»

Знакомство с жизнью и подвигом земляков Третьяковым, Муллиным, выпускниками школы №6

События истории, жизни участников военных действий в Афганистане, Чечне, Сирии.

Тема 17. Оренбургский край-православный край

Беседа о храмах и соборах Оренбуржья

Виртуальная экскурсия

      Тема 18. Многонациональное Оренбуржье

      Занятие посвящено национальным традициям населения, проживающего на территории Оренбургской области. Комплекс виртуальное путешествие: "Национальная деревня ", который является центром культуры в нашем национальном крае.

Выставка рисунков «Многонациональное Оренбуржье»

Тема 28.Итоговое занятие

Урок защиты проектов и выставка творческих работ учащихся по итогам изучения образовательной программы модуля «Моё Оренбуржье»





Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения краеведения в основной школе ученик должен:

Знать/понимать:

- изученные виды источников краеведческой информации;

- основные краеведческие понятия и термины;

- значение официальных символов Оренбургской области, своего муниципального образования;

- особенности природы, населения; изменение природной среды Оренбургской области в результате деятельности человека; Оренбургской области;

- специфику географического положения и административно – территориального устройства Оренбургской области – субъекта Российской Федерации;

Уметь:

- соотносить даты событий истории Оренбургской области и их участниках;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей в форме экскурсий;

- находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения родного края;

- показывать на плане и карте границы Оренбургской области, местных достопримечательностей и своего населенного пункта;

- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов Оренбургской области, адаптации человека к местным условиям, их влияние на формирование культуры народов Оренбургской области

- составлять краткую характеристику родного населенного пункта;



Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности.

  • формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления.

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Метапредметные результаты:

  • планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями.

  • оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями

  • поиск и отбор необходимых источников информации;

  • представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах;

  • работа с текстом и вне текстовыми компонентами:

  • использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;

  • создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами;

  • составление рецензии, аннотации;

  • выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

  • уметь вести дискуссию, диалог;

Предметные результаты:

учащиеся  узнают:

  • о роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования.

  • о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах.

научатся:

    • систематизировать информацию;

    • структурировать информацию

    • определять проблему и способы ее решения;

    • формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации

приобретут навык:

  • нахождения, использования и презентации географической информации.

  • индивидуально-диагностическая карта отслеживания динамики развития учащегося (Приложение № 1).

















































         

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Для успешной реализации общеобразовательной общеразвивающей программыкурса «Моё Оренбуржье» используется следующая методическая продукция:

- газета «Абдулинские просторы», «Малая Родина», «Оренбуржье».

- журнал «Культура и искусство Оренбуржья».

- журнал «Оренбургский край» .

Методы обучения, используемые педагогом при реализации данной программы: словесный («История исследования Оренбургского края», «Народные праздники»), объяснительно-иллюстративный («План и карта», «План местности»), метод стимулирования учебной деятельности  («Народные промыслы и умельцы Оренбургского района»), тестирование («Лекарственные растения»), проблемный («Влияние человека на водные объекты своего края», «Оценка экологического состояния малой родины»).

Для реализации программы требуются следующие дидактические материалы:

- карта Оренбургской области,

- учебные фильмы,

- презентации, подготовленные к каждому занятию.

Формы организации занятий: беседы, встреча с интересными людьми, посещение выставок, музеев, конкурсы, открытое занятие, оформление стендов, выставок, игры. 

Материально-техническое обеспечение программы:

- кабинет;

- классная доска и проекционный экран,

- ноутбук, проектор.

Кадровое обеспечение программы. Реализацию программы обеспечивает педагог, обладающий не только профессиональными знаниями, но и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности творческого объединения общеинтеллектуальной  направленности. Для успешной реализации программы необходимо сотрудничество со школьным учителем-предметником по географии и истории.


Список литературы

 1. Атлас Оренбургской области. /Под ред. А. А. Чибилева. – М.: Просвещение, «ДИ ЭМ БИ», 2003.

2. Ахметов Р. Ш., Герасименко Т. И. и др. Оренбургская область//Путеводитель бизнесмена. М.: 1993.

3. Альтов В. Г. Города Оренбургской области. Челябинск, Южно-Уральское кн. изд.,1974.

4. География Оренбургской области: Учебник для 8-9 классов общеобразовательной школы. /А. А. Чибилев и др. – М.: МГУ, 2002.

5. Колодина О. А. География Оренбургской области. Население и хозяйство: Учебное пособие. – Оренбург: изд. ОГПУ, 2002.

6. Коростин Б. А. Туристские маршруты Оренбуржья. Челябинск, Южно-Уральское кн. изд., 1998.

7. Красная книга Оренбургской области. Животные и растения. – Оренбург, 1998.

8. Оренбургская область. Атлас. – ГИК РФ. Омская картографическая фабрика, 2002.

  9. Русскин Г. А. География Оренбургской области: Природные условия и природные ресурсы: Учебное пособие. Оренбург, изд.

ООИПКРО, 2003.

       10. Чибилев А. А. Зеленая книга степного края. Челябинск, 2005.

       11.Чибилев А. А. Природа Оренбургской области. Ч 1. Физико-географический и историко-географический очерк. Оренбургский филиал

РГО. Оренбург. 1995.

12. Абдулинская летопись. Оренбург, изд. Печатный дом «Димур», 2008.

Электронные ресурсы:

 1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия .2009г

2. 3D-атлас Земли Eingana. 2005 год.

3. Единая коллекция ЦОР.  ( http://school-collection.edu.ru/)

4. Единое окно доступа к информационным ресурсам. (http://window.edu.ru/)

5. Глобус 24. Мир образования. ( http://globuss24.ru/

Приложение 1

Тестирование

Отслеживаются: уровень знаний теоретического материала,умение анализировать и решать творческие задачи, сформированность интереса учащихся к занятиям.

Оценка осуществляется по 10-балльной системе:

0-1 баллов выставляется за «неверный ответ»,

от 2 до 7 баллов – за «не во всём правильный ответ»,

от 8 до 10 баллов – за «правильный ответ».

Тестовые материалы

для итогового контрольного опроса учащихся

Вариант 1.

1.Оренбургская область имеет сухопутную границу с

а) Монголией б) Казахстаном в) Узбекистаном г) Азербайджаном

2. Субъект, с которым граничит Оренбургская область

а) Башкортостан б) Татарстан в) Удмуртия г) Пермский край

3. На территории Оренбургской области находится гора

а) Народная б) Ямантау в) Пайер г) Конжаковский камень

4. По территории Оренбургской области протекает река

а) Белая б) Урал в) Кама г) Ишим

5. В каком году был образован административный центр Оренбургской области

а) 1854 б) 1743 в) 1892 г) 1753

6. Назовите вид полезного ископаемого, добываемого вИлецком месторождении

а) гипс б) мел в) каменная соль г) никель

7. Какой тип почвы преобладает в области

а) ферралитовый б) чернозем в) торфяной г) пустынный

Вариант 2

$11.     Назовите народность, вторую по численности населения в Оренбургской области после русских

а) украинцы б) татары в) казахи г) башкиры

2. Субъект, с которым граничит Оренбургская область

а) Самарская область б) Саратовская область в) Карелия г) Волгоградская область

3. На территории Оренбургской области преобладает население

а) городское б) сельское

4. По территории Оренбургской области протекает река Урал, назовите ее устье

а) Азовское море б) Каспийское море в) Аральское море г) Черное море

5. Назовите тип климата Оренбургской области

а) континентальный б) резко континентальный в) умеренный г) муссонный

6. Назовите вид полезного ископаемого, добываемого вИлецком месторождении

а) гипс б) мел в) каменная соль г) никель

7. Какой тип почвы преобладает в области

а) ферралитовый б) чернозем в) торфяной г) пустынные

Климатические условия Оренбургской области

Климатический пояс:__________________

Тип климата:_________________________

Географическое положение района:_____________

Удаленность от океанов:__________________

Рельеф:______________________________

Суммарная солнечная радиация: ___________________

Среднегодовое количество осадков

Территории с наименьшим количеством осадков________________________

Территории с наибольшим количеством осадков_______________________

Среднемесячная температура января___________

Среднемесячная температура июля______________

Испарение _______________

Испаряемость ___________________

Коэффициент увлажнения (О/И, где О –осадки, И -испаряемость)__________________

Вывод:

Влияние климатических условий на размещение и хозяйство населения________________



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Календарно тематическое планирование по программе "Мое Оренбуржье"

Автор: Миронова Наталья Олеговна

Дата: 21.04.2020

Номер свидетельства: 547436

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства