Учебник: Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., М. В. Бойкина. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений.- М. Просвещение, 2018 год
КТП рассчитана на 102 ч.
Т. деят- творческая деятельность
№ п/п | Раздел | Тема урока с элементами содержания | Кол-во часов | Дата |
По плану | По факту |
1 четверть – 26 часов Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)- 7 часов Работа с текстом художественного произведения – 2 часа, библиографическая культура – 6 часов, чтение вслух – 1 час, чтение про себя- 1 час, работа с разными видами текста – 4 часа, Говорение (культура речевого общения )-2 часа, Круг детского чтения –1 час, Творческая деятельность учащихся - 1 час, письмо- 1час |
1 | Б | Книга как особый вид искусства, источник необходимых знаний. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. Рассматривание иллюстраций и оформление учебника. | 1 | | |
2 | Г | Высказывание о книгах известных людей прошлого и современности. Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни». | 1 | | |
3 | Б | Книга как источник необходимых знаний. Из Повести временных лет. О книгах. Летописец Нестор | 1 | | |
4 | Б | Книга учебная, художественная, справочная. М. Горький. О книгах Рассказ о своей домашней библиотеке. | 1 | | |
5 | Б | Книга учебная, художественная, справочная. Умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно‑познавательному и художественному произведению. История книги. Подготовка сообщения на тему | 1 | | |
6 | Б | Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал). Удивительная находка. Пересказ текста. | 1 | | |
7 | Лит проп | Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение) Виды устного народного творчества. Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. Экскурсия в библиотеку. Подготовка сообщений о старинных и современных книгах. | 1 | | |
8 | Лит проп | Жанровое разнообразие произведений. Пословицы разных народов. Сочинение на тему. | 1 | | |
9 | Чтение вслух | Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Библия — главная священная книга христиан. Из книги притчей Соломоновых (из Ветхого Завета). | 1 | | |
10 | Лит проп | Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол. Притча о сеятеле (из Нового Завета). Смысл притчи | 1 | | |
11 | Работа с текстом | Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Милосердный самарянин (из Нового Завета). Смысл притчи | 1 | | |
12 | Лит проп | Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол. Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение по картине. В. Васнецов. Гусляры. | 1 | | |
13 | Лит проп | Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол. Исцеление Ильи Муромца. Былина. Сравнение былины со сказочным текстом. | | | |
14 | Работа с разными текстами | Особенности фольклорного текста Ильины три поездочки. Устное сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок». | 1 | | |
15 | Б | Типы книг. Славянский миф. Особенности мифа. Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Мифологический словарь. | 1 | | |
16 | П | Контрольная работа. | 1 | | |
17 | Лит проп | Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений Вн.чт. Произведения устного народного творчества. Самостоятельное чтение. Сказки о животных. | 1 | | |
18 | Т.деят | Создание сказки по аналогии. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений Тайская народная сказка. Болтливая птичка. | 1 | | |
19 | Чтение про себя | Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений) Немецкая народная сказка. Три бабочки. | 1 | | |
20 | Лит проп | Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: рассуждение (монолог героя, диалог героев) Семейное чтение. Царь и кузнец. Шрамы на сердце. Притча | 1 | | |
21 | Круг детского чтения | Произведения о Родине Пословицы о Родине. К. Ушинский. Отечество. В. Песков. Отечество. Сравнение текстов о Родине | 1 | | |
22 | Г | Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту. Н. Языков. Мой друг! Что может быть милей… А. Рылов. Пейзаж с рекой. С. Романовский. Русь. Сравнение произведений художественной литературы и живописи. | 1 | | |
23 | Работа с текстом | Осознание понятия Родина, представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам) Александр Невский. Подготовка сообщения о святом Александре Невском. В. Серов. Ледовое побоище. Н. Кончаловская. Слово о побоище ледовом. | 1 | | |
24 | Работа с разными текстами | Умение работать с разными видами информации. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Подготовка сообщения о Дмитрии Донском. | 1 | | |
25 | Работа с разными текстами | Умение работать с разными видами информации. Историческая песня. Ф. Глинка. Солдатская песнь. | 1 | | |
26 | Работа с учеб научно- поп | Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Великая Отечественная война 1941—1945 годов. Р.Рождественский. Реквием. А. Приставкин. Портрет отца. В. Костецкий. Возвращение. | 1 | | |
2 четверть – 21 час Работа с текстом художественного произведения – 7 часов, работа с разными видами текста – 1 часа, работа с учебными и научно- популярными и др текстами- 1 час, говорение (культура речевого общения )-3 часа, Круг детского чтения –6часов, творческая деятельность учащихся - 3 часа. |
27 | Работа с учеб научно- поп | Проект «Создание календаря исторических событий». Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей | 1 | | |
28 | Работа с текстом | Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Е. Благинина. Папе на фронт. В. Лактионов. Письмо с фронта. Сравнение произведений живописи и литературы. | 1 | | |
29 | Круг детского чтения | Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов. Вн.чт. Историческая литература для детей. | 1 | | |
30 | Работа с текстом | Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. С. Фурин. Чтобы солнышко светило. В. Орлов. Разноцветная планета. | 1 | | |
31 | Г | Передача впечатлений в рассказе Ф. Семяновский. Фронтовое детство. Фотография — источник получения информации. | 1 | | |
32 | Г | Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт Творческий проект на тему «Нам не нужна война» | 1 | | |
33 | Работа с текстом | Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Вводный урок. Основные понятия: ответственность, совесть. | 1 | | |
34 | Работа с текстом | Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. А. Н. Толстой. Детство Никиты. Смысл рассказа. | 1 | | |
35 | Круг детского чтения | Произведения классиков отечественной литературы ХIХ-ХХв.в А. Н. Толстой. Детство Никиты. Герои рассказа. | 1 | | |
36 | Круг детского чтения | Произведения о детях. А. Гайдар. Тимур и его команда. Представленность разных видов книг:, приключенческая. | 1 | | |
37 | Т. деят | Создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии). А. Гайдар. Тимур и его команда. | 1 | | |
38 | Работа с текстом | Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. М. Зощенко. Самое главное. Смысл рассказа. | 1 | | |
39 | Г | Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. И. Пивоварова. Смеялись мы — хи-хи… | 1 | | |
40 | Работа с текстом | Характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Н. Носов. Дневник Коли Синицына. Н. Носов. Метро. | 1 | | |
41 | Круг детского чтения | Юмористические произведения. Н. Носов. Метро. | 1 | | |
42 | Круг детского чтения | Юмористические произведения. Семейное чтение. В. Драгунский. …Бы. Смысл рассказа. | 1 | | |
43 | Т. деят | Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся. Наш театр. Н. Носов. Витя Малеев в школе и дома. Инсценирование | 1 | | |
44 | Работа с разными видами текста | Умение работать с разными видами информации. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Вн.чт. | 1 | | |
45 | Т. деят | Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся. Вводный урок. Основные понятия: отзыв на книгу, переводная литература. | 1 | | |
46 | Работа с текстом | Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Собиратели русских народных сказок: А. Афанасьев, В. Даль, К. Ушинский, Л. Н. Толстой, А. Н. Толстой. | 1 | | |
47 | Круг детского чтения | Произведения зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников В. и Я. Гримм — собиратели немецких народных сказок | 1 | | |
3 четверть –30 часов Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)- 9 часов, работа с текстом художественного произведения –11 часов, письмо (культура письменной речи) –1 час, чтение вслух – 2 часа,круг детского чтения - 4 часа творческая деятельность учащихся – 3 часа |
48 | Круг детского чтения | Произведения зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников Белоснежка и семь гномов. | 1 | | |
49 | Работа с текстом | Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев. В. и Я. Гримм — собиратели немецких народных сказок. Белоснежка и семь гномов. | 1 | | |
50 | Лит проп | Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Шарль Перро — собиратель народных сюжетов. Сказки. | 1 | | |
51 | Лит проп | Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Шарль Перро Сказки. Мальчик-с-пальчик. | 1 | | |
52 | Лит проп | Литературная (авторская) сказка. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Шарль Перро. Спящая красавица | 1 | | |
53 | П | Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев) использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение) Сказки Г.-Х. Андерсена. Создание выставки книг | 1 | | |
54 | Лит проп | Фольклор и авторские художественные произведения (различение). Сказки Г.-Х. Андерсена. Дикие лебеди. | 1 | | |
55 | Т деят | Отзыв на книгу. Дикие лебеди | 1 | | |
56 | Работа с текстом | Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Г.Х. Андерсен. Пятеро из одного стручка. Смысл сказки. | 1 | | |
57 | Круг детского чтения | Произведения классиков зарубежной литературы Г.Х. Андерсен. Чайник. Смысл сказки. | 1 | | |
58 | Круг детского чтения | Вн.чт. сказки зарубежных писателей | 1 | | |
59 | Круг детского чтения | Вн.чт. И. Токмакова. Сказочка о счастье | 1 | | |
60 | Работа с текстом | Подробный пересказ текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему С. Аксаков. Аленький цветочек | 1 | | |
61 | Работа с текстом | Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. С. Аксаков. Аленький цветочек. Ш. Перро. Красавица и Чудовище. Сравнение сказок. | 1 | | |
62 | Т деят | Инсценирование. Вн.чт. Э. Хогарт. Мафин печёт пирог. | 1 | | |
63 | Работа с текстом | Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Великие русские писатели. А. С. Пушкин. Стихотворения и сказки. | 1 | | |
64 | Работа с текстом | Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка К. Паустовский. Сказки А. С. Пушкина. Подготовка сообщения | 1 | | |
65 | Лит проп | Устное сочинение на тему: «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина | 1 | | |
66 | Лит проп | Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне... Сравнение с народной сказкой. | 1 | | |
67 | Работа с текстом | Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Определение микротем. Ключевые или опорные слова А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне ... Герои сказки. | 1 | | |
68 | Работа с текстом | Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне... Волшебные предметы в сказке. | 1 | | |
69 | Работа с текстом худ. произ | Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя). А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне. Волшебные помощники в сказке | 1 | | |
70 | Чтение вслух | . А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне... В. Жуковский. Спящая красавица. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. | 1 | | |
71 | Работа с текстом худпроиз | Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). А. С. Пушкин. Осень. Е. Волков. Октябрь. Сравнение произведений живописи и литературы | 1 | | |
72 | Чтение вслух | Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. А.С. Пушкин. Гонимы вешними лучами | 1 | | |
73 | Работа с текстом худ. произ | Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания. Ф. И. Тютчев. Ещё земли печален вид…А. Куинджи. Ранняя весна. Сравнение произведений живописи и литературы | 1 | | |
74 | Т. деят | Сочинение по картине. И. Козлов, И. Левитан. Вечерний звон | 1 | | |
75 | Лит проп | Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. М.Ю. Лермонтов. Рождение стихов. Подготовка сообщения | 1 | | |
76 | Лит проп | М.Ю. Лермонтов. Горные вершины. Гёте. Перевод В. Брюсова. Сравнение текстов | 1 | | |
77 | Лит проп | М. Ю. Лермонтов. Тифлис. Дары Терека. Стихотворение – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах. | 1 | | |
4 четверть – 25 часов Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)- 1 час, аудирование (слушание)- 1 час, работа с текстом художественного произведения – 8 часов, круг детского чтения - 7 часов творческая деятельность учащихся – 2 часа, говорение- 6 часов |
78 | А | Произведения классиков 19-20 вв. о природе М. Ю. Лермонтов. Крестовая гора. Утёс. | 1 | | |
79 | Круг дет чт | Историческая литература. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. | 1 | | |
80 | Круг дет чт | Представленность разных видов книг: историческая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. М. Ю. Лермонтов. Бородино | 1 | | |
81 | Круг дет чт | Представленность разных видов книг: историческая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей .Л.Н. Толстой. Подготовка сообщения | 1 | | |
82 | Работа с текстом | Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Л. Н. Толстой. Maman. Герои рассказа | 1 | | |
83 | Работа с текстом | Подробный пересказ, составление плана в виде вопросов. Л. Н. Толстой. Maman. Герои рассказа | 1 | | |
84 | Работа с текстом | Составление плана в виде самостоятельно сформулированного высказывания Л. Н. Толстой. Ивины. Герои рассказа | 1 | | |
85 | Работа с текстом | Подробный пересказ, составление плана в виде вопросов. Л. Н. Толстой. Ивины. Герои рассказа | 1 | | |
86 | Круг детского чтения | Произведения классиков отечественной литературы ХIХ - ХХ вв. Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. И. Никитин. Когда закат прощальными лучами… И. Левитан. Тишина. Сравнение произведений живописи и литературы. | 1 | | |
87 | Г | Осознание диалога как вида речи Отражение основной мысли текста в высказывании И. Бунин. Гаснет вечер, даль синеет…Подготовка вопросов к стихотворению | 1 | | |
88 | Г | Монолог как форма речевого высказывания. И. Бунин. Ещё холоден и сыр | 1 | |
89 | Г | Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатления в рассказе Н. Некрасов. Мороз, Красный нос. Сравнение со сказочным текстом. | 1 | | |
90 | Т. деят | Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему Проект. Мы идём в музей. | 1 | | |
91 | Работа с текстом | Отражение основной мысли текста в высказывании Самостоятельное чтение. Л. Н. Толстой. Был русский князь Олег. | 1 | | |
92 | Лит проп | Басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах. Л. Н. Толстой. Басни. | 1 | | |
93 | Г | Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания. Семейное чтение. Л. Н. Толстой. Петя Ростов. | 1 | | |
94 | Работа с текстом | Подробный пересказ, составление плана в виде вопросов. Семейное чтение. Л. Н. Толстой. Петя Ростов. | 1 | | |
95 | Т деят | Инсценирование. Наш театр. И. Крылов. Кукушка и петух | 1 | | |
96 | Работа с текстом | Умение работать с разными видами информации. Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов Знакомство с различными способами работы с деформированным текстов и использование их | 1 | | |
97 | Работа с текстом | Контрольная работа | 1 | | |
98 | Г | Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания Ритм. Рифма. И.С.Тургенев. Стихи и проза. Умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей. Урок-игра «Литературные тайны» | 1 | | |
99 | Г | Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания. Экскурсия в библиотеку | 1 | | |
100 | Круг детского чтения | Фантастическая литература Н.Н.Носов. Незнайка на Луне. Вн.чт. Представленность разных видов книг: фантастическая. | 1 | | |
101 | Круг детского чтения | Н.Н.Носов. Незнайка на Луне. Вн.чт. Представленность разных видов книг: фантастическая. | 1 | |
102 | Круг детского чтения | Черная курица, или Подземные жители. Вн.чт. Представленность разных видов книг: фантастическая. | 1 | | |