1 Книга в мировой культуре | |
1 | Вводный урок по содержанию раздела. | 1 | Находят в учебнике нужную информацию и работают с ней; | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: библиотека, каталог, аннотация. | библиотека, каталог, аннотация. | Работа в группе. | | | |
2-3 | Из Повести временных лет. О книгах. Летописец Нестор. | 2 | Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию, давать разнообразные по форме ответы | Читать вслух и про себя. Группировать высказывания по темам. | Летописец | Определение ключевых слов в тексте учебника. Выразительное чтение. | | | |
4-5 | М. Горький. О книгах. Рассказ о своей домашней библиотеке | 2 | Группируют книги по разным основаниям; | Рассматривают тематический каталог в библиотеке. Знакомятся со справочной и энциклопедической литературой для детей. | Энциклопедия | Подготовить выступление на тему: «Это интересно знать». | | | |
6 | Удивительная находка. Пересказ текста. | 1 | Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения | Работа с текстом, пересказ. | | Умение подробно передавать текст в устной форме. | | | |
7 8-9 | Экскурсия в библиотеку. Подготовка сообщений о старинных и современных книгах. | 3 | Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств | Участвовать в работе группы отбирать необходимую информацию для подготовки сообщений. | | Умение работать в группе. | | | |
10 11 | Обобщающий урок по теме. Комплексные контрольные работы. | 2 | Умения применять свои знания на практике. | Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию, давать разнообразные по форме ответы | | Комплексная контрольная работа. | | | |
2Истоки литературного творчества (23ч) | | | |
12-13 | Виды устного народного творчества Пословицы разных народов. Сочинение на любую тему. | 2 | Участвуют в коллективной беседе, высказывать свою точку зрения и эмоциональное отношение к прочитанному. | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Объяснять смысл пословиц. | притчи, былины, мифы. | Сочинение на тему. | | | | |
14 15 16 | Библия - главная священная книга христиан. Из книги Притчей Соломоновых) Притча о сеятеле Милосердный самарянин | 3 | Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; | | Сравнение, сборник. | Подписать фотографии, используя фразы из «Народных примет» | | | | |
| | |
17-18 | Былины. Особенности былинных текстов.. | 2 | | Выявлять особенности былинного текста. Рассказывать о картине. | Былина | Работа в паре: составление сочинения по картине. | | | | |
19 20 21 22 | Исцеление Ильи Муромца. Былина. Сравнение былины Ильины три поездочки. Сравнение поэтического и прозаического текстов былины. Сравнение былины со сказочным текстом. | 4 | Коллективно обсуждают прочитанное; | Сравнивать былину и сказочный текст. Сравнивать поэтический и прозаический тексты былины. Находить постоянные эпитеты, которые используются в былине. | Сравнение поэтического и прозаического текстов | Умение сравнивать былину и сказочный текст. Сравнивать поэтический и прозаический тексты былины. | | | | |
23 24 25 26 | Славянский миф. Особенности мифа. Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Мифологический словарь Е. Мелетинского | 4 | Определение основной и второстепенной информации; | Выявлять особенности мифа. Пересказывать текст подробно. Предполагать, о чём будет рассказываться в тексте дальше. | миф | Пересказывать текст подробно | | | | |
| |
| |
| |
| |
27 28 | Мы идём в библиотеку. Произведения устного народного творчества. | 2 | Рассказывают текст сказки с помощью иллюстраций. | Представлять выбранную книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу.. | Сказка, | | | | | |
29 30 | Сказки о животных Тайская народная сказка. Болтливая птичка. Создание сказки по аналогии. | 2 | Дают характеристику главному герою сказки, сравнивать его с другими героями; | Рассказывание сказки по иллюстрациям. Определение ключевых слов в будущем тексте. | Сюжет | Выразительное чтение по ролям. | | | | |
| |
| |
31 32 33 | Немецкая народная сказка. Три бабочки. Подготовка к спектаклю. | 3 | Выделяют главную мысль в тексте; Составляют план текста и подробно пересказывают по плану; Работают в группе. | Распределять роли. Инсценировать произведение. Размышлять над тем, что такое тщеславие, гнев, самообладание, терпение, миролюбие. Участвовать в работе группы. . | | Выразительное чтение по ролям. | | | | |
| |
| |
34 | Наш театр. Подготовка сценария к сказке о лисе. | 1 | Самостоятельно определяют мотивы действий героев; | Участвовать в работе группы. Находить необходимый материал для подготовки сценария. | Инсценировка. | Подумать, чему учит сказка Создание иллюстраций | | | | |
| |
35 36 | Семейное чтение. Царь и кузнец. Притча. Шрамы на сердце. Притча. | 2 | Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, | Размышлять над тем, что такое тщеславие, гнев, самообладание, терпение, миролюбие. Участвовать в работе группы. | Сказочные выражения. | Рассказ о выбранной в библиотеке книге. | | | | |
| |
37 38 39 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Контрольная работа. | 3 | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике | | Контрольная работа. | | | | |
3 . О Родине, о подвигах, о славе | | |
40 | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: поступок, подвиг. Пословицы о Родине. | 1 | Построение речевых высказываний в устной и письменной форме; | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: поступок, подвиг. Объяснять смысл пословиц. | поступок, подвиг | | | | | |
41 | К.Ушинский. Отечество. В. Песков. Отечество. Сравнение текстов о Родине. | 1 | Построение речевых высказываний в устной и письменной форме; . | Строить высказывание на тему «Что для меня значит моя Родина». Подбирать близкие по смыслу слова к слову «Родина». Сравнивать тексты о Родине: смысл текстов. | Родина | Сравнивать тексты о Родине: смысл текстов. | | | | |
42 43 | Н. Языков.Мой друг! Что может быть милей… А.Рылов. Пейзаж с рекой. С. Романовский. Русь. Сравнение произведений художественной литературы и живописи. | 2 | Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; | Сравнивать тексты о Родине: смысл текстов. Сравнивать произведения литературы и живописи. Читать вслух и про себя. | | Умение работать с текстом | | | | |
44 45-46 | Александр Невский. Подготовка сообщения о святом Александре Невском. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Подготовка сообщения о Дмитрии Донском. | 3 | Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; | Находить в научно- познавательной литературе необходимую информацию для подготовки сообщения.. | | | | | | |
47 48 | Историческая песня. Ф. Глинка. Солдатская песнь. Великая Отечественная война 1941- 1945 годов. Р. Рождественский. Реквием. | 2 | Работают в группе, распределяют задания, договариваются друг с другом | Называть особенности исторической песни. Определять ритм стихотворения. Читать выразительно с опорой на ритм стихотворения. Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица. | | Дать название выставке книг Выразительное чтение стихотворения. | | | | |
49 50 51 52 53 54 55 56-57 | А. Приставкин. Портрет отца. В. Костецкий. Возвращение. Е. Благтнина. Папе на фронт. В. Лактионов. Письмо с фронта. Сравнение произведений художественной литературы и живописи. Мы идём в библиотеку. Историческая литература для детей. Самостоятельное чтение. С.Фурин. Чтобы солнышко светило. В. Орлов. Разноцветная планета.Ф. Семяновский. Фронтовое детство. Фотография- источник получения информации. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Творческий проект на тему « Нам не нужна война» | 9 | Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию, давать разнообразные по форме ответы (с выбором одного или нескольких правильных ответов; со свободным развернутым ответом, на установление последовательности и соответствия; со свободным кратким ответом) | Читать выразительно с опорой на ритм стихотворения. Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять выбранную книгу. Выбирать произведения для заучивания наизусть. | | Читать выразительно с опорой на ритм стихотворения. Выполнять творческий пересказ; проектная работа | | | | |
58 | Комплексные контрольные работы.. | 1 | Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; | Выполнение контрольной работы | | Контрольная работа. | | | | |
4. Жить по совести, любя друг друга | | |
59 60-61 | А.К. Толстой. Детство Никиты. Смысл рассказа. А.К. Толстой. Детство Никиты. Герои рассказа. | 3 | Выбирают нужную интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста; Коллективно обсуждают прочитанное, высказывают своё суждение в группе или паре | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять нравственный смысл понятий: ответственность, совесть. | Ответственность, совесть | Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию, | | | | |
62 | И.Суриков. Детство. Сравнение прозаического и поэтического текстов на тему.. | 1 | Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию, давать разнообразные по форме ответы | Объяснять смысл их поступков. Сравнивать поэтический и прозаический тексты на одну и ту же тему. Составлять текст по аналогии с данным | Выразительное чтение | Составлять текст по аналогии с данным | | | | |
63 64 | А.Гайдар. Тимур и его команда. Смысл рассказа. А.Гайдар. Тимур и его команда. Создание текста по аналогии. | 2 | Учатся видеть средства художественной выразительности. Учатся сочинять загадки. | Сравнение стихотворений. Знакомство с произведениями о зиме поэтов. | | Работа в паре: составление загадки о зиме. | | | | |
65 | М.Зощенко. Самое главное. Смысл рассказа. | 1 | Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Рассуждать о том, какие качества, прежде всего, ценятся в людях. | | Уметь работать с информацией самостоятельно, | | | | |
66 67 68 | И.Пивоварова. Смеялись мы - хи-хи… Соотнесение содержания текста с пословицей. Н.Носов. Дневник Коли Синицына. | 3 | Проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения. | Работают с текстом, письменно отвечают на вопросы. | | | | | | |
69 70-71 | Мы идём в библиотеку. Создание выставки «Писатели - детям». Самостоятельное чтение. Н.Носов. Метро. Особенности юмористического текста. Семейное чтение. В. Драгунский. …Бы. Смысл рассказа. | 3 | Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; | Определять тему и название выставки книг. Составлять тематический список книг. Выявлять особенности юмористического текста. Обсуждать в группе, что такое ответственность, взаимопонимание, любовь, сопереживание. | | | | | | |
72 | Наш театр. Н.Носов. Витя Малеев в школе и дома. Инсценирование.. | 1 | Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров | Различать жанры художественных произведений: стихотворение, рассказ, сказка. Распределять роли. Инсценировать произведение. | | Анализ представленных книг. Работа с выставкой книг по теме: «Литературные сказки» | | | | |
73 74 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Комплексные контрольные работы. | 2 | Умение самостоятельно применять свои знания на практике | Обобщение. Выполнение контрольной работы. | Контрольная работа | Сравнение зайца из сказки с зайцами в других сказках. Составление портрета зайца из русских народных сказок. | | | | |
5. Литературная сказка | | |
75 76 77 78-79 80 | Собиратели русских народных сказок. Вильгельм и Якоб Гримм – собиратели немецких народных сказок. Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Шарль Перро. Мальчик – с – пальчик. Особенности зарубежного сюжета. | 6 | Осмысливают понятия литературная сказка. Сравнивают сказки: героев, события. | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: отзыв на книгу, переводная литература. Определять тему и название выставки книг. Писать отзыв на книгу. Представлять книгу в группе; давать ей оценку. | План действий, сюжет. | Нарисовать иллюстрации к сочинённому фантастическому рассказу. Чтение присказки, особенности присказки. Чтение сказки. | | | | |
81-82 83 84-85 86 | Шарль Перро. Спящая красавица. Представление книги. Сказки Г.- Х. Андерсена Г.- Х. Отзыв на книгу Г.- Х. Андерсена. Дикие лебеди. Г.- Х. Андерсен. Чайник. Смысл сказки. Создание сказки по аналогии. | 6 | Находят слова, которые помогают представить картины, изображённые автором; | Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки. Сравнивать сказки разных писателей. Обсуждать в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро. Сочинять сказку по аналогии с авторской сказкой. Выявлять особенности поэтического текста сказки. | | Сочинять сказку по аналогии с авторской сказкой. Выявлять особенности поэтического текста сказки. | | | | |
87 | Мы идём в библиотеку. Сказки зарубежных писателей. | 1 | Осмысливают понятия литературная сказка. Сравнивают сказки: героев, события. | Составлять аннотацию на книгу. Составлять каталог на определённую тему. | | | | | | |
88 89 90-91 92 | Самостоятельное чтение. И. Токмакова. Сказочка о счастье. Семейное чтение. С.Аксаков. Аленький цветочек. Ш.Перро. Красавица и Чудовище. Сравнение сказок. Наш театр. Э. Хогарт. Марфин печёт пирог. Инсценирование. Маленькие и большие секреты страны Литературии. | 5 | смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров | Сравнивать сказки разных писателей. Обсуждать в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. Составлять аннотацию на книгу. Составлять каталог на определённую тему. | | Характеризовать героев сказки; называть качества героев сказки. Сравнивать сказки разных писателей | | | | |
93 | Комплексные контрольные работы. | 1 | Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию, давать разнообразные по форме ответы | Выполнение контрольной работы | | Контрольная работа. | | | | |
6. Великие русские писатели | | |
94 | Великие русские писатели. А.С.Пушкин. Стихотворения и сказки. | 1 | Проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения. | Чтение стихотворений. Отвечают на вопросы и задания из учебника. | Средства художественной выразительности - метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. | | | | | |
95 96 97 98 99 100 101 | К. Паустовский. Сказки А.С. Пушкина. Подготовка сообщения на основе статьи. Устное сочинение на тему « Что для меня значат сказки А.С. Пушкина. А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Сравнение с народной сказкой А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Герои сказки.А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. | 7 | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: средства художественной выразительности - метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Называть изученные произведения А.С.Пушкина. Читать наизусть понравившиеся произведения. Читать вслух и про себя. Выбирать стихи для выразительного чтения. Выбирать из статьи информацию, необходимую для подготовки сообщения по теме. | средства художественной выразительности - метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. | Сравнивать сюжет народной и сюжет литературной сказок. Характеризовать героев сказки; называть качества их характера. Определять нравственный смысл сказочного текста. | | | | |
102 103 104 105 | А.С.Пушкин. Осень. Е. Волков. Октябрь. А.С.Пушкин. Гонимы вешними лучами… Ф.И. Тютчев.Ещё земли печален вид… И.Козлов. Вечерний звон. И. Левитан. Вечерний звон. | 4 | Учатся выразительно читать, выделят главную мысль. | Сравнивать произведения живописи и литературы. Находить в тексте средства художественной выразительности: метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи. | | Иллюстрирование созданного произведения. | | | | |
106 | Сочинение по картине И. Левитана. «Вечерний звон» | 1 | Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Составлять рассказ по картине; представлять его в группе. | | Выразительное чтение стихотворения | | | | |
107 108 109 110 111 112-113 | М.Ю. Лермонтов. Рождение стихов. Подготовка сообщения о М. Лермонтове. М.Ю. Лермонтов. Горные вершины. Гёте. Перевод В. Брюсова. М.Ю. Лермонтов. Тифлис. Дары Терека. М.Ю. Лермонтов. Крестовая гора. Утёс. М.Ю. Лермонтов. Песня о царе Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. М.Ю. Лермонтов. Бородино. | 7 | Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного | Выявлять особенности исторической песни. Читать по ролям. Задавать самостоятельно вопросы по тексту; давать оценку вопросов. Готовить экскурсию по материалам содержания раздела. Пересказывать тексты подробно и кратко. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. | | Нарисовать иллюстрацию к произведению» Отец и сыновья» | | | | |
114 115 116 | Л. Н. Толстой. Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом. Л. Н. Толстой. Maman (из повести «Детство»). Л. Н. Толстой. Ивины. Герои рассказа. | 3 | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Задавать самостоятельно вопросы по тексту; давать оценку вопросов. Готовить экскурсию по материалам содержания раздела. Пересказывать тексты подробно и кратко. | | Пересказ текстов подробный и краткий. | | | | |
117 118 119 | И.Никитин. Средства художественной выразительности для создания картины И.Никитин. Когда закат прощальными лучами… И.Никитин. Гаснет вечер, даль синеет… | 3 | Выясняют авторское отношение к изображаемому. Дополняют содержание текста. Оценивают поступки героев. | Чтение литературных произведений. | Сочувствие, сопереживание | Стихотворение наизусть | | | | |
120 121-122 | И. Бунин. Ещё холодно и сыро… Н.Некрасов. Мороз, Красный нос. | 3 | Построение речевых высказываний в устной и письменной форме; | Читать по ролям. Задавать самостоятельно вопросы по тексту; давать оценку вопросов. | | Пересказ по плану | | | | |
124-125 | Проект. Мы идём в музей. Подготовка к экскурсии | 2 | Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; | Подготовка к экскурсии. | | Выбрать и прочитать книгу. | | | | |
126-128 129 130 131-132 | Самостоятельное чтение. Л.Н. Толстой. Был русский князь Олег. Л.Н. Толстой. Басни. Семейное чтение. Л.Н. Толстой. Петя Ростов Пересказ. Наш театр. И.А. Крылов. Ворона и лисица. Инсценирование. | 7 | Учатся инсценировке, распределяют роли, договариваются друг с другом | Читают рассказ про себя, инсценируют. Пересказ. | Совесть, поступок | Пересказ текстов подробно и кратко. | | | | |
133 134 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Комплексные контрольные работы. | 2 | Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию, давать разнообразные по форме ответы | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. | | | | | | |