Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по ЛФК»
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Гуковская специальная школа-интернат № 12»
Рассмотрено методическим советом Утверждаю:
протокол № ________ от ________2025г Директор ГКОУ РО Гуковской школы-интерната № 12
_______________________И.Р.Сейфулина
« _____» _____________2025
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по предмету
ЛФК
2 класс
Уровень образования: начальное общее образование
Класс: 2
Составитель: Гончаренко Наталья Ивановна
Учитель: Гончаренко Наталья Ивановна
2025 - 2026 учебный год
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая адаптированная основная образовательная программа курса «ЛФК» во 2 классе составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N1599).
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки России № 373 от 06.10.2009г.);
2. «Концепция Специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья» Н.Н. Малофеев, И.О.Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова.Москва,Просвещение,2013г»;
3. Конституция Российской Федерации 12.12.1993г;
4. Федеральный закон Российской Федерации № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г;
5. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181- ФЗ от 24.11.1995 г.с изменениями от 22.12.2008 г.).
6.Типовое положение о специальном(коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ( в редакции Постановления Правительства РФ № 617 от 18.08.2008г;
7. Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся с отклонениями в развитии № 29/2065-п от 10.04.2002г;
8. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений» № 48 от 04.09.1997г.(ред. От 26.12.200г.);
9.Базисный учебный план для специальных (коррекционных) учреждений 1-4 классы Бгажнокова И.М «Просвещение» С.- Петербургский филиал, 2011 г;
10.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
Подготовительный,1-4 классы/под редакцией В.В Воронковой - М.: Просвещение,2011.190с.,
11. Учебный план для обучающихся (1–4 классы) ГКОУ РО «Гуковская специальная школа-интернат № 12» на 20252026 учебный год.
Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по лечебной физкультуре в 1- 4 классах.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета «Физическая культура», который определен стандартом.
Структурно и содержательно программа для 2 класса рассчитана на 34 часа в год, по 1 часу в неделю, 34 учебные недели.
Адресат: Рабочая учебная программа предназначена для обучающихся 2 классов ГКОУ РО «Гуковская специальная школа-интернат № 12»
Срок реализации настоящей программы по элективному курсу «Лечебная физкультура» - 1 учебный год.
Соответствие Государственному образовательному стандарту: рабочая программа «Лечебная физкультура» детализирует и раскрывает содержание ФГОС начального общего образования в вариативной части, проекта ФГОС для ОВЗ , определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами элективного курса, в соответствии с целями изучения курса «Лечебная физкультура».
У большинства обучающихся специальной школы для детей с нарушением интеллекта наблюдаются нарушения физического развития, что требует коррекционной работы с ними.
Цель: максимально возможная самореализация и коррекция детей с отклонениями в состоянии здоровья в социально приемлемом и одобряемом виде деятельности, повышение их реабилитационного потенциала и уровня развития двигательных качества и как следствие, социализация и последующая социальная интеграция данной категории населения, которые должны осуществляться не только на приспособлении этих людей к нормам и правилам жизни здоровых сограждан, но и с учетом их собственных условий.
Задачи:
- активизация защитных сил организма ребенка;
- содействовать выработке устойчивой правильной осанки, укреплению и сохранению гибкости позвоночника, предотвращение его деформации;
- содействовать укреплению и развитию мышечной системы, нормализации работы опорно-двигательного аппарата;
- воспитывать в детях чувства внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях своего тела;
- развивать общую организованность, их внимание, фантазию, доброжелательность.
Основополагающие принципы.
- учет индивидуальных особенностей каждого ученика (морфофункциональное развитие, состояние сохранных функций, медицинские противопоказания, состояние двигательных функций и координационных способностей, уровень физической подготовленности, способность к обучению движениям, отношение к занятиям физическими упражнениями: интересы, мотивы);
- адекватность средств, методов и методических приемов обучения двигательным действиям, развитие физических качеств, коррекция психомоторных нарушений и физической подготовки, оптимизация нагрузки, сообщение новых знаний;
- эмоциональность занятий (музыка, игровые методы, нетрадиционное оборудование и пр.);
- создание условий для реального выполнения заданий, оказание помощи, обеспечение безопасности;
- поощрение, одобрение, похвала за малейшие успехи;
- контроль за динамикой результатов учебно-познавательного процесса и функциональным состоянием занимающихся.
К психологическим принципам относятся:
- создание комфортного психологического климата на уроках (позитивный настрой, положительная мотивация, поддержание эмоций и ощущений радости, бодрости, оптимизма, комфорта), влияющего на проявление и развитие своего «Я»;
- сплоченность группы (постановка общей цели, объединение общими интересами, взаимопомощь, взаимопонимание, симпатия, ролевые функции);
- стиль общения (равный статус, доброжелательность, доверие, авторитет и личный пример учителя, его открытость, выраженное внимание к каждому ученику);
На занятиях ЛФК, наряду с физическими упражнениями с коррекционной
направленностью, используются упражнения, закрепляющие умения естественно
двигаться (ходьба, бег, ориентирование в пространстве, управление своими движениями).
1) отсутствие отрицательного побочного действия (при правильной дозировке);
2) возможность длительного применения;
3) универсальность и широкий диапазон воздействия на организм;
4) положительное влияние на эмоциональное состояние ребенка;
5) стимулирующее влияние на все органы и системы организма.
От правильного подбора комплекса упражнений зависит успех в коррекционно-восстановительной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
При этом необходимо особенности вторичного дефекта, уровень физической подготовленности, возраст детей.
Несмотря на индивидуализацию занятий ЛФК, существуют общие правила, которых необходимо придерживаться:
1. Следует применять строго дозированные физические нагрузки с учетом всех компонентов (интенсивности, числа повторений, интервалов отдыха, характера упражнений).
2. Постепенно увеличивать физические нагрузки при адаптации организма к ним.
3. Упражнения должны охватывать различные мышечные группы.
4. В занятие необходимо включать дыхательные и общеукрепляющие упражнения.
5. Перед занятием помещение надо хорошо проветривать.
6. Проводить строгий контроль за реакцией организма на физическую нагрузку (до занятий, в процессе занятий и после нагрузки).
7. При появлении признаков утомления занятие необходимо прекратить и в дальнейшем пересмотреть характер нагрузки.
8. Регулярно проводить врачебно-педагогический контроль за детьми на занятиях ЛФК.
При планировании и проведении занятий ЛФК должны быть учтены особенности организма обучающихся, их пониженные функциональные возможности, замедленность адаптации к физическим нагрузкам. В зависимости от деформаций опорно-двигательного аппарата, функциональных возможностей
предполагается применение физических упражнений в разной последовательности и дозировке.
Для самих обучающихся с ограниченными возможностями основная цель лечебно-физкультурной деятельности состоит в коррекции двигательных нарушений и приобретении жизненно важных двигательных умений и навыков, приобщении их к социальной сфере, освоении мобилизационных, технологических, интеллектуальных и других ценностей адаптивной физической культуры. Занятия ЛФК направлены на улучшение физической подготовленности, увеличение подвижности суставов, укрепление деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, а также положительно влияет на развитие психомоторных механизмов (быстрая и адекватная ориентировка в сложной двигательной деятельности, развитие двигательной моторики, концентрация внимания, распределение внимания, объем поля зрения, оперативность мышления, моторная выносливость).
Занятия ЛФК направлены:
- на коррекцию наиболее распространенных дефектов (нарушение осанки, походки, слабость мышц брюшного пресса, туловища, конечностей);
- на развитие координационных способностей учеников, их уровень тренированности, способов выполнения упражнений (активно, с помощью, пассивно);
- на коррекцию и компенсацию недостатков физического развития (нарушения осанки, плоскостопие, отставание в росте, в массе тела, дисплазии и т.д.);
- на коррекцию нарушений в движениях (нарушение координации, ориентировки в пространстве, точность в движении, равновесия и т.д.);
- на устранение недостатков в развитии двигательных и иных качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, прыгучести и т.д.);
- на формирование здорового образа жизни и дальнейшей социализации.
Занятия лечебной физкультурой дают возможность учащимся компенсировать недостатки физического развития.
Базовый:
- знать технику безопасности на уроках
- понятие о правильной осанке
- выполнять упражнения, показанные учителем
- выполнять простейшие исходные положения по словесной инструкции учителя
- понимать значение физических упражнений для здоровья человека
- выполнять упражнения направленные на исправление нарушений осанки, плоскостопия
- название снарядов
Минимальный:
- знать технику безопасности на уроках
- выполнять упражнения, показанные учителем
- ходьба на носках, пятках
- терминологию ( что такое бег, ходьба, прыжки.
Все занятия по ЛФК проводятся в спортивном зале или на свежем воздухе при соблюдении санитарно- гигиенических требований.
Перечень учебно-методического, материально-технического обеспечения программы
«Лечебная физкультура» во 2классе.
Литература
1.Программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы / под редакцией В.В.Воронковой по предмету «Физкультура» – СПб: Просвещение, 2009
2.Гербцова Г.И. Программа специальной (коррекционной) школы по лечебной физкультуре для детей с нарушением интеллекта I-IV классы «Азбука здоровья», С.-Пб., «Образование», 1994.
3.Зубков. А.Н. Йога-путь к здоровью. М. Сов. спорт, 1991.
4. Смоленский В.А., Ивлиев Б.К. Нетрадиционные виды гимнастики. М. Просвещение, 1992.
5. Потапчук А.А., Матвеев С.В., Дидур М.Д. Лечебная физическая культура в детском возрасте. – СПб,: Речь, 2007.
Спортивное оборудование
Стенка гимнастическая шведская
Скамейка гимнастическая
Тренажёр (гребля)
Велотренажёр
Спортивный инвентарь
Мат гимнастический
Мяч
Гимнастическая палка
Обруч
Календарно-тематическое планирование по коррекционному курсу «Двигательное развитие» (ЛФК)
Тема
Дата
Кол-во часов
Формируемые представления
Материалы и оборудование
Содержание, виды деятельности
Положение тела при правильной осанке.
1
Знать какие части тела соприкасаются со стенкой при правильной осанке;
Гимнастическая стенка, коврики
Укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
Правильная осанка у гимнастической стенки
1
правильное положение осанки у гимнастической стенки.
Гимнастическая стенка, коврики
Укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
Упражнения у гимнастической стенки
1
приседания, скольжение спиной по стенке, смешанные висы
Гимнастическая стенка, коврики
Укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
Знакомство с движениями, имитирующими ходьбу и бег животных.
1
имитационные упражнения
Коврики, маски
Выполнять правильные имитационные упражнения
Оказание общеукрепляющего воздействия на организм ребенка;
Знакомство с ходьбой по скамейке с различными положениями рук.
1
упражнения для развития кисти рук и пальцев
коврики
Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев.
Оказание общеукрепляющего воздействия на организм ребенка;
Упражнения с предметами на голове стоя у стены, в движении, под музыку.
1
Формирование и закрепление навыков правильной осанки.
Гимнастическая стенка, коврики
Выполнять правильное положение осанки у гимнастической стенки
Подвижные игры на сохранение правильной осанки
1
играть, соблюдая правилав игре «Море волнуется»
Спортивная площадка
Знать названия и правила изучаемых игр, уметь играть, соблюдая правила.
Упражнения для укрепления мышц живота и спины
2
Упражнения для укрепления мышц живота и спины из различных исходных положений.
коврики
Принимать правильно положение головы, туловища, ног в различных и.п. стоя, сидя, лежа на спине ,на животе.
Упражнения для укрепления тазового пояса, бедер, ног и рук.
2
правильное дыхание, вдох- через нос, выдох -через рот.
коврики
Укрепление мышц глаза, развитие глазодвигательных прослеживающих функций, расширения поля зрения.
Упражнения с предметами и без них.
1
Развитие и функциональное совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечно – сосудистой и нервной систем организма;
коврики
Укрепление мышц глаза, развитие глазодвигательных прослеживающих функций, расширения поля зрения.
Упражнения для увеличения гибкости позвоночника и суставов
2
Упражнения для увеличения гибкости позвоночника и суставов при помощи больших мячей.
коври
Активизация зрительных функций (зрительные нагрузки): повышения остроты зрения.
Комплекс упражнений с малым мячом
1
Изучение комплекса упражнений с малым мячом для профилактики миопии.
коврик
Укрепление мышц глаза, развитие глазодвигательных прослеживающих функций, расширения поля зрения.
Упражнения для развития дыхательной системы
1
Выполнить простейшие дыхательные упражнения без сочетания с физическими упражнениями.
Мыльные пузыри, меховые шарики
Упражнения для развития дыхательной системы (надувание шаров). Игра: «Дунем раз».
Дыхание с использованием звуковой гимнастики.
2
Правильное дыхание
коврики
Выполнить простейшие дыхательные упражнения без сочетания с физическими упражнениями.
Игры на совершенствование сенсорного развития
1
Правила игр « Цветик- семицветик», «Разноцветные шары».
шарики
Разучивание игр на совершенствование сенсорного развития « Цветик- семицветик», «Разноцветные шары».
Упражнения с различными предметами.
2
Совершать мелкие точные координационные движения кистью, пальцами.
мячи-ёжики, мячи, гимнастические палки.
Упражнения с различными предметами: мячами-ёжиками, мячами, гимнастической палкой.
Упражнения с веревочкой (узел, бантик).
2
Развитие осязания и мелкой моторики;
исправление имеющейся деформации стопы
Верёвочки, бантики
Упражнения с веревочкой (узел, бантик).
Ходьба на носках (на внешнем своде стопы , на внутреннем) с сохранением осанки.
2
Укрепление мышц формирующих свод стопы.
Формирование и закрепление навыка правильной ходьбы.
Верёвочки, скакалки, мешочки
Ходьба на носках (на внешнем своде стопы , на внутреннем) с сохранением осанки.
Ходьба по различным предметам, передвижение боком.
1
Обеспечение коррекции недостатков в физическом развитии;
Верёвочки, скакалки, мешочки
Выполнить ходьбу боком по гимнастической палке, по обручу ,по канату, по гимнастической скамейке.
Игры : «Зоопарк», «Собери шишки».
1
Формирование и закрепление навыка правильной ходьбы.
маски
Выполнять правила игры
Упражнения на ориентировку (слева, справа, сзади, рядом).
2
Координация движений с четкой постановкой
конечностей, развитие гибкости.
Кегли, мячи
Уметь свободно ориентироваться в частях тела. Выполнить повороты на месте (направо ,налево).
Ходьба на носках , приставным шагом.
2
Формирование и закрепление навыка правильной ходьбы.
Кегли, гимнастическая скамейка
Ходьба по залу по кругу на пятках, на носках, по «следам» с обходом кеглей. Ходьба приставным шагом, на носках с закрытыми глазами, «цапля», «петушок».
Ходьба приставным шагом, на носках с закрытыми глазами, «цапля», «петушок».
2
Формирование и закрепление навыка правильной ходьбы.