Просмотр содержимого документа
«Каледарно-тематическое планирование родного языка (русского) для 4 класса»
11
Русский язык на родном русском языкеШкола России 2020 – 2021 учебный год
Пояснительная записка
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее – 5 часов
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.
Проектные задания: «История школьных принадлежностей» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Русские слова в языках других народов».
Раздел 2. Язык в действии (4 часа)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (27 часов)
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Проект «История вежливых слов»
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
Обобщение. Повторение.
Календарно – тематическое планирование
4 класс
1 четверть
№
Дата
Тема урока
Элементы содержания
Д/З
План
Факт
Русский язык: прошлое и настоящее – 5 часов
04.09.2020
04.09.2020
Вводный инструктаж по технике безопасности. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Значения слов. Многозначные слова. Древнегреческий и латинский языки как «строительный материал» для слов современных языков. Национальный характер русского языка.
найти пословицы о Родине
18.09.2020
18.09.2020
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Мудрость народа. Пословицы, поговорки о семье. Семья и семейные традиции. Слова, называющие родственные отношения (мама, папа, брат, сестра). Слова, называющие родственные отношения (мачеха, отчим, пасынок, падчерица).
подборка многозначных слов
02.10.2020
02.10.2020
Красна сказка складом, а песня ладом.
Эпитеты в русском фольклоре: слова, связанные с качествами и чувствами людей. Наблюдение за эпитетами в сказках А.С.Пушкина. Слова, которыми можно описать. Эпитет как средство выразительности речи
продолжить сказку
16.10.2020
16.10.2020
Антонимы, синонимы.
Образ животных, используемый для характеристики внешности и поступков людей. Фразеологизмы и пословицы о животных и людях. Фразеологизмы и пословицы со словом «собака» и их значение.
составить словарик омонимов или синонимов
2 четверть
13.11.2020
13.11.2020
Красное слово не ложь. Метафора.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира: заимствованные слова в русском языке, русские слова в языках других народов, проект «Русские слова в языках других народов», знакомство с толковыми словарями В.И.Даля и С.И.Ожегова
составить словарик метафор
Язык в действии – 4 часа
27.11.2020
27.11.2020
Язык языку весть подает. Пословицы и поговорки. Афоризмы.
Что мы знаем о глаголе? Трудно ли образовывать формы глагола?
составить словарик афоризмов
11.12.2020
11.12.2020
Сочинение – пейзажная зарисовка. Трудно ли образовывать формы глагола?
Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов. Как правильно произносить слова.
дописать сочинение
25.12.2020
25.12.2020
Рифма. Можно ли об одном и том же сказать по-разному?
Можно ли об одном и том же сказать по-разному? Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи, правила речевого этикета: разговор по телефону, особенности языка СМС сообщений, проект «История вежливых слов», слова очень нужные и очень важные.
подготовить рифмующиеся слова
3 четверть
15.01.2021
15.01.2021
Повторный инструктаж по технике безопасности. Язык языку весть подает.
Разные языки, об одном и том же. Синонимичные и антонимичные выражения.
повторить алгоритм определения падежа у имени прилагательного
Секреты речи и текста – 5 часов
29.01.2021
29.01.2021
Заимствованные слова.
Откуда в наш язык приходят слова и выражения? Как пользуемся заимствованными словами. История заимствованных слов.
составить словарик заимствованных слов
12.02.2021
12.02.2021
Трудно ли образовывать формы глагола?
Диалог. Задаём вопросы в диалоге. Этика делового общения. Сказки-диалоги о животных. «Диалог, или будьте вежливы!» выбор из диалога глаголов.
повторить признаки разных частей речи
26.02.2021
26.02.2021
Синонимические словосочетания и предложения.
Синонимы и антонимы – сходство и различие. Подбор синонимов и антонимов. Составление предложений с антонимами и синонимами.
составить 5 пар синонимов
12.03.2021
12.03.2021
Знаки препинания.
История возникновения знаков препинания, функции знаков препинания. Вклад М.В.Ломоносова в развитие русского литературного языка. Учимся ставить знаки препинания.
Учимся составлять план текста. Составление плана текста, не разделённого на абзацы. План текста, виды планов текста. Текст. План текста. Закрепление.
составить диалог
30.04.2021
30.04.2021
Учимся создавать план текста.
Информационная переработка прослушанного и прочитанного текста. Работа с текстом В.А.Осеевой «Орёл». Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
составить план
14.05.2021
14.05.2021
Учимся оценивать и редактировать тексты.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний. Редактирование предложенных и собственных текстов. Творческая работа. Сочинение по данному началу и опорным словам. Сопоставление чернового и отредактированного текста. Редактирование текстов с использованием учебных словарей
Учитель начальный классов МБОУ СОШ № 3 Бурменко Елена Владимировна