Программа курса Музейные уроки. Программа “Юные музееведы ” рассчитана для обучающихся 7-11 лет. Срок реализации 4 года: 1 класс- 33 часа в год (1 час в неделю), 2-4 классы - 34 часа в год (1 час в неделю).
Музей-это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.
Особое место в современных общеобразовательных учреждениях России отводится школьным краеведческим музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности. Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.
Программа « Юные музееведы» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.
Программа имеет интегрированный характер.
При реализации содержания данной программы, расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов изобразительного искусства, природоведения, литературы и др. В условиях партнёрского общения обучающихся и педагога , открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом. Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы в школьном краеведческом музее.
Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, тематико - экспозиционный план, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу ), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.
Программа определяет основной круг музееведческих вопросов и предлагает их как предмет специального изучения для актива школьного музея, что расширяет общий кругозор и знания, дает представление о музейной деятельности. Позволяет получить начальные профессиональные навыки музейного дела.
Программа исходит из положения о единстве и взаимосвязи всех видов музейной деятельности. Каждый активист школьного музея должен знать в общих чертах историю и теорию музейного дела, обладать навыками и умениями для ведения экспозиционной, собирательской, учетно - хранительской и просветительской работы. Программа предусматривает изучение данных вопросов как необходимого условия для углубления расширения как общемузейной, так и специальной экскурсионной подготовки актива школьного музея.
Большое внимание в программе уделено экскурсионной подготовке актива школьного музея. Экскурсоводы составляют наиболее значительную группу в коллективе музея, в их деятельности находит концентрированное выражение как общемузейные, так и чисто педагогические аспекты учебной сущности школьного музея. Экскурсионная пропаганда в школе тесно связана с экспозицией музея, с поисковой работой, с другими видами внеклассных мероприятий.
Актуальность данной программы заключается в том, что для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ребёнок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. Такая личность может быть сформирована только, если она знает свои истоки, историю и культуру.
Новизна данной программы заключается в том, что, работая по ФГОС второго поколения, главным направлением которого является развитие потенциала личности, одной из проблем для современного подростка является проблема выбора будущей профессии. Школьный музей – одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний учащихся, формирования у ребят научных интересов и профессиональных склонностей, навыков общественно полезной деятельности. Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что содержание программы «Юный музеевед» позволит:
познакомить учащихся с историей коллекционирования и музеев, типами и видами современных музеев, теорией и практикой музейной работы в России;
дать первичные навыки современных музейных технологий, развить практические навыки музейной работы;
побудить учащихся к созидательной деятельности;
Курс будет способствовать расширению кругозора школьников и социализации личности.
Принципы построения программы:
Принцип возрастания сложности (от простого к сложному)
Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций)
Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно)
Принцип интеграции и дифференциации обучения
Принцип взаимодействия человека с музейной средой (краеведческий принцип)
Цель программы «Юные музееведы»- помочь школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле, оказание педагогической поддержки обучающимся в их социальном самоопределении, в практической подготовке к жизни и профессиональной карьере в условиях социальных перемен.
Задачи программы:
- знакомство с историей музейного дела и с основными музеями города
и области ( краеведческим, художественным, историческим, мемориальным и др.);
развитие способностей к поисково - исследовательской, творческой деятельности;
развитие самостоятельности и инициативы.
составление целостного представления о многогранности музейного мира и профессии музеолога;
исследование на практике собственных познавательных интересов, способностей;
интегрирование полученных в школе знаний на качественно новом уровне.
воспитание патриотизма, гражданственности;
формирование чувства ответственности за сохранение наследия прошлого;
-прививать интерес к деятельности школьного музея, оформлению выставок к памятным датам .
- способствовать формированию потребности в саморазвитии;
- воспитывать патриотизм, уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, стремление к самостоятельному исследовательскому поиску.
- способствовать формированию активной жизненной позиции.
- способствовать воспитанию любви к своей малой родине, чувства гордости и ответственности за историческое
наследие России.
Этапы обучения:
1 год обучения - «Введение в музееведение»- подготовительный (начальный) уровень построен по принципу перехода «от простого к сложному». Дети знакомятся с основными понятиями и терминами музееведения. На этом этапе ребёнок познаёт основу музейного дела.
2 год обучения - «Школьный музей. Работа с экспонатами. Изучение музейных фондов»- основной уровень руководствуется принципом обучения «от сложного к наиболее сложному» с накоплением предыдущих знаний и умений. Работа на этом этапе направлена на развитие творческого потенциала в области музееведения, на освоение учащимися профессионального мастерства в музейном деле, накопление теоретических знаний и практических умений в области истории и культуры своей Родины.
3 год обучения - « Поисково - исследовательская работа»- основной уровень руководствуется принципом обучения «от сложного к наиболее сложному » с накоплением предыдущих знаний и умений. На этой ступени большое внимание отдаётся наработке практических навыков, умению выполнять индивидуально - поисковые исследовательские задания.
4 год обучения - «Оформление экспозиций и выставок. Подготовка презентационных материалов»- уровень компетентности в области музееведения, этап углублённого и расширенного образования по темам учебного плана. На этом этапе работа направлена на расширение и углубление краеведческой и поисковой работы, пополнение экспозиций школьного музея силами обучающихся, а также закрепление азов музейного дела.
Предполагаемые результаты обучения:
После 4 года обучения воспитанники должны:
знать
уметь
владеть
- требования к оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности;
-оформлять работы: доклад, реферат, статья;
-информацией о структуре школьного краеведческого музея и деятельностью его подразделений;
- права и обязанности краеведа - исследователя при выполнении поисково-исследовательских работ;
-защищать проекты на итоговых мероприятиях «Мы юные музееведы»
-навыками оформления экспозиций и выставок;
- основные нормативные документы
Формами оценки степени освоения и овладения знаниями являются:
выступления активистов музея с беседами и лекциями перед учащимися школы, родителями и населением;
проведение тематических и обзорных экскурсий по выставкам, экспозициям музея;
организация и проведение праздников, вечеров, встреч;
участие в смотрах и конкурсах.
Основной учебной базой для проведения занятий является школьный музей, располагающий полноценной многотемной экспозицией, богатым фондовым материалом.
Для реализации образовательной программы необходимо:
Материально-техническое обеспечение
Дидактико-методическое
обеспечение
- наличие комнаты, зала, музея,
- наличие экспозиции и фондового материала,
- наличие технических средств,
- средства для организации и проведению походов и экскурсий по сбору краеведческого материала,
-нормативные документы,
- методические пособия к отдельным темам,
- видеофильмы о музеях,
- литература по краеведению,
- методические разработки экскурсий,
- печатный материал о работе музеев,
- материал на электронных носителях по презентации и проектной деятельности музея.
-карты, атласы, наборы открыток
Формы и методы проведения занятий:
проведение викторин и конкурсов на знания понятий и терминов музееведения;
экскурсии; составление кроссвордов на тему музея;
поиск сайтов и знакомство через них с известными музеями;
просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом;
● оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм
и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
● эмоционально «проживать» , выражать свои эмоции;
● понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Метапредметные
Регулятивные УУД:
● определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
● проговаривать последовательность действий на занятии;
● учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
● учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
● ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
● находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
● делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
● преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
● оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
● слушать и понимать речь других;
* составлять монологические высказывания;
● договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
● учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Учебный план
4 года обучения (34 часа)
№ п/п
Наименование
раздела
Количество часов
всего теории практики
1.
Музейное дело. Экскурсии
2
1
1
2.
Знакомство с музеями и картинными галереями Италии, Франции
4
2
2
3.
Особенности экспозиций разных групп музеев
4
2
2
4.
Поисково - исследовательская деятельность школьного краеведческого музея
6
3
3
5.
Классификация выставок. Организация выставок в школьном музее
4
2
2
6.
Выполнение индивидуальных поисково - исследовательских краеведческих заданий
7
4
3
7.
Работа в библиотеке, архиве. Ведение дневника индивидуального исследования
5
2
3
8.
Проверка знаний, умений и навыков обучающихся. Проведение школьной краеведческой конференции
2
1
1
Всего часов:
34
17
17
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4-й год обучения
№ п/п
Наименование тем разделов
Всего часов
В том числе
Теория/практика
1
Музейное дело. Экскурсии
2
1 1
1.1
Музейное дело. Экскурсии. Экскурсия в городской краеведческий музей
2
1
1
2
Знакомство с музеями и картинными галереями Италии, Франции
4
2
2
2.1
Сообщения о музеях Италии (по выбору детей). Знакомство через сеть Интернет с музеями и картинными галереями Италии
2
1
1
2.2
Сообщения о музеях Франции (по выбору детей) Знакомство через сеть Интернет с музеями и картинными галереями Франции
2
1
1
3
Особенности экспозиций разных групп музеев
4
2
2
3.1
Постоянные и временные экспозиции. Подготовка тематической экспозиции школьного музея по учебным дисциплинам
2
1
1
3.2
Тематические экспозиции в школьном краеведческом музее. Обновление и подготовка тематической экспозиции школьного музея к памятной дате
2
1
1
4
Поисково - исследовательская деятельность школьного краеведческого музея
6
3
3
4.1
Музеи как современные научные и поисково - исследовательские центры. Участие в поисково-исследовательской деятельности школьного краеведческого музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности
2
1
1
4.2
Исследования в области истории, теории и методики музейного дела. Участие в поисково-исследовательской деятельности школьного краеведческого музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности
2
1
1
4.3
Поисково-исследовательская деятельность школьного краеведческого музея. Выполнение индивидуального поисково-исследовательского задания
2
1
1
5
Классификация выставок. Организация выставок в школьном музее
4
2
2
5.1
Выставочная деятельность музея. Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки школьного краеведческого музея. Подготовка тематической выставки в школьном краеведческом музее
2
1
1
5.2
Классификация выставок. Организация выставок в школьном краеведческом музее (стационарные, переносные или выездные). Составление паспорта выставки в нашем городе или районе, которую дети посетили совместно с родителями.
2
1
1
6
Выполнение индивидуальных поисково - исследовательских краеведческих заданий
7
4
3
6.1
Выполнение индивидуальных поисково-исследовательских краеведческих заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации по интересующей проблеме на стендах экспозиции, формирование вопросов по проблеме для экскурсовода и т.д.)
2
1
1
6.2
Культурно - образовательная деятельность школьного музея. Выполнение индивидуальных поисково-исследовательских краеведческих заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации по интересующей проблеме на стендах экспозиции, формирование вопросов по проблеме для экскурсовода и т. д.)
2
1
1
6.3
Поисково-собирательская деятельность в работе школьного музея .Формы поисково - собирательской работы учащихся (краеведческие походы; экспедиции; работа в библиотеке, государственном музее, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний)
2
1
1
6.4
Требования к научному оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. Виды оформления работы: доклад, реферат, статья. Цитирование и ссылки
1
1
-
7
Работа в библиотеке, архиве. Ведение дневника индивидуального исследования
5
2
3
7.1
Работа в библиотеке; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов; документирование артефактов; поиск и сбор экспонатов
2
1
1
7.2
Работа в архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов; документирование артефактов; поиск и сбор экспонатов
2
1
1
7.3
Оформление (ведение, заполнение) дневника индивидуального краеведческого исследования; самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания
2
1
1
8
Проверка знаний, умений и навыков обучающихся. Проведение школьной итоговой конференции «Мы юные музееведы»
2
1
1
8.1
Проверка знаний, умений и навыков обучающихся; подготовка докладов; оформление экспозиций и выставок. Проведение школьной итоговой конференции «Мы юные музееведы»
2
1
1
ВСЕГО:
34
17
17
Содержание программы
4 год обучения
1.Музейное дело. Экскурсии. (2часа)
1.1Музейное дело. Экскурсии. Экскурсия в городской краеведческий музей.
Теория: Повторение знаний о музейном деле.
Практика: Экскурсия в городской краеведческий музей.
2.Знакомство с музеями и картинными галереями Италии, Франции. (4часа)
2.1 Сообщения о музеях Италии (по выбору детей). Знакомство через сеть Интернет с музеями и картинными галереями Италии.
Теория: Сообщения о музеях Италии (по выбору детей).
Практика: Работа с компьютером. Знакомство через сеть Интернет с музеями и картинными галереями Италии.
2.2 Сообщения о музеях Франции (по выбору детей). Знакомство через сеть Интернет с музеями и картинными галереями Франции.
Теория: Сообщения о музеях Франции (по выбору детей).
Практика: Работа с компьютером. Знакомство через сеть Интернет с музеями и картинными галереями Франции.
3.Особенности экспозиций разных групп музеев. (4 часа)
3.1 Постоянные и временные экспозиции. Подготовка тематической экспозиции школьного музея по учебным дисциплинам.
Теория: Знакомство с постоянными и временными экспозициями.
Практика: Работа в школьном музее. Подготовка тематической экспозиции по учебным дисциплинам.
3.2 Тематические экспозиции в школьном краеведческом музее. Обновление и подготовка тематической экспозиции школьного музея к памятной дате.
Теория: Знакомство с тематическими экспозициями в школьном краеведческом музее.
Практика: Работа в школьном музее. Обновление и подготовка тематической экспозиции школьного музея к памятной дате.
4.Поисково - исследовательская деятельность школьного краеведческого музея. (6 часов)
4.1 Музеи как современные научные и поисково - исследовательские центры. Участие в поисково-исследовательской деятельности школьного краеведческого музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности.
Теория: Закрепление понятия о музее как о современном научном поисково – исследовательском центре.
Практика: Участие в поисково-исследовательской деятельности школьного краеведческого музея.
4.2 Исследования в области истории, теории и методики музейного дела. Участие в поисково-исследовательской деятельности школьного краеведческого музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности.
Теория: Подготовка проектов об исследовании в области истории, теории и методики музейного дела.
Практика: Защита проектов об исследовании в области истории, теории и методики музейного дела.
4.3 Поисково-исследовательская деятельность школьного краеведческого музея. Выполнение индивидуального поисково-исследовательского задания.
Теория: Закрепление знаний о поисково-исследовательской деятельности школьного краеведческого музея.
Практика: Защита индивидуального поисково-исследовательского задания.
5.Классификация выставок. Организация выставок в школьном музее.(4 часа)
5.1 Выставочная деятельность музея. Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки школьного краеведческого музея. Подготовка тематической выставки в школьном краеведческом музее.
Теория: Закрепление знаний о выставочной деятельности музея.
Практика: Подготовка тематической выставки в школьном краеведческом музее.
5.2 Классификация выставок. Организация выставок в школьном краеведческом музее (стационарные, переносные или выездные). Составление паспорта выставки в нашем городе или районе, которую дети посетили совместно с родителями.
Теория: Закрепление знаний о стационарных, переносных и выездных выставках в школьном краеведческом музее.
6.1 Выполнение индивидуальных поисково-исследовательских краеведческих заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации по интересующей проблеме на стендах экспозиции, формирование вопросов по проблеме для экскурсовода и т.д.)
Теория: Обучение поиску информации по интересующей проблеме на стендах экспозиции, формирование вопросов по проблеме для экскурсовода и т.д.
Практика: Защита индивидуальных поисково-исследовательских краеведческих заданий.
6.2 Культурно - образовательная деятельность школьного музея. Выполнение индивидуальных поисково-исследовательских краеведческих заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации по интересующей проблеме на стендах экспозиции, формирование вопросов по проблеме для экскурсовода и т. д.)
Теория: Рассмотреть культурно - образовательную деятельность школьного музея.
Практика: Защита индивидуальных поисково-исследовательских краеведческих заданий.
6.3 Поисково-собирательская деятельность в работе школьного музея. Формы поисково - собирательской работы учащихся (краеведческие походы; экспедиции; работа в библиотеке, государственном музее, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний).
Теория: Знакомство с формами поисково - собирательской работы учащихся.
Практика: Встреча с участниками исторических событий.
7.Работа в библиотеке, архиве. Ведение дневника индивидуального исследования.(5 часов)
7.1 Работа в библиотеке; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов; документирование артефактов; поиск и сбор экспонатов.
Теория: Обучение анкетированию респондентов, документированию артефактов.
Практика: Работа в библиотеке; поиск и сбор экспонатов.
7.2 Работа в архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов; документирование артефактов; поиск и сбор экспонатов.
Теория: Обучение ведению дневникаиндивидуального исследования.
Практика: Работа в архиве, поиск и сбор экспонатов.
7.3 Оформление (ведение, заполнение) дневника индивидуального краеведческого исследования; самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания.
Теория: Обучение самоанализу результатов выполнения индивидуального краеведческого задания.
8.Проверка знаний, умений и навыков обучающихся. Проведение школьной итоговой конференции «Мы юные музееведы».(2 часа)
8.1 Проверка знаний, умений и навыков обучающихся; подготовка докладов; оформление экспозиций и выставок. Проведение школьной итоговой конференции «Мы юные музееведы».
Теория: Проверка знаний, умений и навыков обучающихся; подготовка докладов.
Практика: Проведение школьной итоговой конференции «Мы юные музееведы».
Список литературы для учителя:
Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальных классов.М., 1992
Голованов В.П. Педагогика дополнительного образования детей. Йошкар-Ола,2006
Горский В.А. Живое образование. Ногинск, 2007
Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2007
Как организовать работу школьного краеведческого музея: методические рекомендации. Сост. Н.А. Воронцова, Пермь, 1974
Краеведение: пособие для учителя под ред. А. В. Даринского, М., 1987
Маслова, С.Г. Мы входим в мир прекрасного: учеб. пособие / Маслова С.Г., Соколова Н.Д.; Рос. гос. пед. Ин-т им. А. И. Герцена, Рос. акад. образования. Сев.-Зап. отд-ние; Гос. Русский музей. – СПб.: СпецЛит, 2000.
Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений. Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. №06-11
Музей будущего: Информационный менеджмент. Сост.А.В.Лебедев.М.,2001
Музей и школа: пособие для учителя под ред. Т. А. Кудриной. М., 1985
Музейные термины. Терминологические проблемы музееведения. Сб. науч. тр /Центр музей Революции. - М., 1986.
Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учеб-метод. пособие / Под ред. Н.М. Лайковой. - М.: Владос, 2001
Российская музейная энциклопедия: в 2-х тт. - М.: Прогресс, 2001
Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных. М., 1988
Соколова, Н.Д. Ты пришел в музей. Путеводитель по Русскому музею для младших школьников / Соколова Н.Д. – Самара: Агни, 2003
Столяров Б.А. Основы экскурсионного дела. Спб., 2002
Столяров Б.А. Педагогика художественного музея; от истоков до современности. СПБ., 1999
Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002.
Школьный музей на рубеже веков. Сборник методических рекомендаций /Авторский коллектив /Сост. М.Ю. Юхневич. - М., 2001
Шляхтина Л.М., Фокин СВ. Основы музейного дела. Учеб. пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов. _ СПб.: Спец.Лит, 2000.
Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. М., 2003
Юренева Т.Ю. Музееведение. М., 2003
Список литературы для обучающихся
Зеленко, А.У. Детский музей // Педагогич. энциклопедия / Т.2. – М., 1928.
Игнатьев В.Н. Музееведение (учебное пособие). М., 1968.
Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. М., Современник,1993.
Крейн А. З. Жизнь музея. М., Сов. Россия, 1976
Российская музейная энциклопедия: в 2-х тт. - М.: Прогресс, 2001
Соколова, Н.Д. Ты пришел в музей. Путеводитель по Русскому музею для младших школьников – Самара: Агни, 2003
Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей; учебное пособие по музейной педагогике. М., 2000