Просмотр содержимого документа
«Инновационный подход к организации внеурочной деятельности млаших школьников.»
Лицей № 40 при УлГУ
Инновационный подход к организации исследовательской деятельности младших школьников
Рабочая программа внеурочной деятельности
по научно-познавательному направлению
для 3 класса
«Исследователь»
“Исследуй всё, пусть для тебя
на первом месте будет разум.”
(Пифагор)
Автор программы
Учитель начальных классов
Лицея №40 при УлГУ
Мацеральник Светлана Юрьевна
Ульяновск
2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ВВЕДЕНИЕ
Младший школьный возраст отличается повышенным интересом к событиям и явлениям окружающего мира. Дети по природе своей исследователи. Постоянная жажда новых знаний, любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно открывать новые сведения об интереснейших явлениях окружающего мира - это основные черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребёнка. Задачей современного образования является не передача знаний об этих явлениях природы ребёнку, а вовлечение младшего школьника в активную деятельность по добыванию этих знаний через увлекательные опыты, эксперименты, пытливый анализ. Это инновационный подход. Курс внеурочной деятельности «Исследователь» направлен помочь учителю начальных классов стимулировать познавательный интерес школьников и активно развивать его.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ
Концепция программы «Исследователь» инновационно базируется на основных принципах эвристического обучения:
Принцип личностного целеполагания ученика. В ходе занятий второклассники будут учиться самостоятельно ставить цель исследований. Целеполагание активно влияет на развитие личности ребёнка, формирует умения правильно оценивать свои возможности и ориентироватья в системе знаний.
Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории. Изучение курса даёт возможность выдвижения личных точек зрения учеников и учителя на предмет исследования. Защита своей точки зрения и обсуждение иных путей достижения цели способствует формированию у учащихся уважительного отношения к мнению своих одноклассников.
Принцип метапредметных основ содержания образования. Основным подходом к реализации программы кружка «Исследователь» является освоение универсальных учебных действий: регулятивных, личностных, познавательных, коммуникативных.
Принцип ситуативности обучения. На практических занятиях данного цикла внеурочной деятельности учитель создаёт различные эвристические ситуации, которые направлены на обеспечение мотивации детей к решению образовательных проблем.
Принцип продуктивности обучения. Занятия данного внеурочного курса позволяют учащимся активно обогащать свои знания об окружающем мире через собственные исследования и опыты. Продуктами деятельности детей являются исследования, проекты, собственные алгоритмы.
Принцип образовательной рефлексии. В ходе рефлексии на занятиях данного курса ученики с помощью педагога учатся осознавать способы деятельности, её смысловые особенности.
Цель программы: развитие познавательной сферы учащихся через активную исследовательскую деятельность.
Программа «Исследователь» предназначена для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению во 2 классе. В учебном плане на данную программу отводится 1 час в неделю. Всего 34 часа.
Структура программы обусловлена особенностями овладения младшими школьниками основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности к изучению составных частей исследовательской деятельности. Занятия курса «Исследователь» направлены на побуждение к активной мыслительной деятельности, наблюдательности, на осмысление причинно-следственных связей. В программу включён ряд практических занятий на которых младшие школьники через активную деятельность знакомятся с опытами и экспериментами, учатся выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, анализировать, делать выводы, доказывать, отстаивать свою точку зрения. Организация исследовательской деятельности на занятиях строится на основе данных этапов:
Актуализация проблемы
Выбор темы исследования
Выдвижение гипотез
Составление плана исследования
Выбор методов исследования
Сбор собственного экспериментального материала
Анализ и обработка данных исследовательской деятельности
Создание презентации с результатами и обобщениями
Защита исследовательского проекта
Учитывая особенности развития младших школьников, детям предлагаются темы, которые наиболее интересны и близки им. Особое место на начальном этапе исследовательской деятельности учитель должен отводить групповым исследованиям. В работу над групповым исследовательским проектом легче включить всех детей группы (активных и малоактивных). Следует учитывать, что у второклассников слабые навыки совместной деятельности. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых занятиях курса, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно исследовательской деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов. Занятия предполагают проведение игр, практических опытов, составление кроссвордов, выпуск стенгазет, создание презентаций.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
ТЕМА ЗАНЯТИЯ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
1
Что такое исследование. Исследовательский проект.
1
2
Гипотеза. Методы исследования.
1
3
Критерии оценивания исследовательского проекта.
1
4
Вода. Почему лёд не тонет? Практическое занятие.
1
5
Лёд и пламя. Практическое занятие.
1
6
Волшебный лекарь - вода.
1
7
Какая капля больше — холодная, тёплая или горячая? Практическое занятие.
1
8
Плёнка-невидимка. Практическое занятие.
1
9
Выбор темы коллективного исследовательского проекта. Выдвижение гипотезы. Составление плана работы.
1
10
Работа над коллективным исследовательским проектом.
3
11
Презентация проекта.
1
12
Как определить свежее ли яйцо? Как измерить объём яйца? Практическое занятие.
1
13
Замороженное яйцо. Задача Колумба. Практическое занятие.
1
14
Выбор темы коллективного исследовательского проекта. Выдвижение гипотезы. Составление плана работы.
1
15
Работа над коллективным исследовательским проектом.
3
16
Презентация проекта.
1
17
Прабабушка электрической лампочки. Роль огня в жизни людей.
1
18
Плавающая свечка. Практическое занятие.
1
19
Что таится в пламени? Практическое занятие.
1
20
Как погасить свечу? Практическое занятие.
1
21
Исследование пламени. Практическое занятие.
1
22
Выбор тем индивидуальных исследовательских проектов. Выдвижение гипотез. Составление плана работы.
1
23
Работа над исследовательскими проектами.
3
24
Презентация проектов
2
25
Обобщающее занятие. Подведение итогов.
1
ИТОГО:
34
Содержание занятий.
Тема № 1 «Что такое исследование. Исследовательский проект» На первом занятии учитель знакомит школьников с понятиями «исследование», «проект», «проблема», «объект исследования». В доступной форме объясняется, что исследование — это целенаправленный, планомерный поиск ответа на заданный вопрос. Проблема формулируется в виде вопроса, на который надо найти ответ. На занятии можно продемонстрировать детям презентации исследовательских проектов школьников.
Тема № 2 «Гипотеза. Методы исследования» Основные понятия «гипотеза», «метод», «наблюдение», «опыт». Учитель предлагает занимательные простейшие ситуации (как быстрее вылить воду из бутылки?). На занятии дети учатся задавать вопросы, видеть проблему, делать предположения (выдвигать гипотезы). Затем планируют, какими методами можно воспользоваться для подтверждения гипотезы. Детям приходится проводить опыт наблюдать, сравнивать, делать выводы. Опыт: две одинаковые бутылки с водой одновременно переворачиваются. Одну бутылку надо держать неподвижно, а с другой проделываются эксперименты для того, чтобы вода выливалась быстрее. Дети её трясут, наклоняют, крутят. При вращении бутылки, образуется воронка, и вода вытекает быстрее. Учитель подводит к выводу, что наблюдение, опыт, эксперимент — это методы познания окружающего мира.
Тема № 3 «Критерии оценивания исследовательского проекта» Основные понятия «критерии», «оценка». Учитель знакомит учащихся с основными требованиями к оформлению работы, с критериями оценивания публичного выступления, демонстрирует видеоматериалы защиты проектов.
Тема № 4 «Вода. Почему лёд не тонет?» Основные понятия «твёрдое состояние», «жидкое состояние», «тела», «вещества». На данном практическом занятии учитель подводит детей к проблемному вопросу «Почему лёд не тонет в воде?». Выдвигаются гипотезы, проводятся опыты, наблюдения. Дети учатся рассуждать, доказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии, делать выводы. Опыт: в глубокую ёмкость с водой опускается кусок льда. Лёд не тонет, плавает на поверхности. Другие твёрдые предметы тонут. Лёд, который образовался из воды, не тонет в ней. Вывод - лёд легче воды.
Тема № 5 «Лёд и пламя» На данном занятии второклассники знакомятся с постановкой простейших опытов. Учатся проводить наблюдения и делать выводы. Дети выявляют доступные для данного возраста взаимосвязи между объектами и явлениями природы. Опыт: пробирку с водой закрепляют наклонно, в неё помещают заранее заготовленные кусочки льда с вмороженными грузиками (маленькими гвоздиками). С помощью спиртовки нагревают верхнюю часть пробирки. Верхний слой воды начинает кипеть, а лёд внизу не тает. Сверху - огонь, а снизу-лёд. Лёд тает гораздо позже. Вывод - вода плохо проводит (передаёт) тепло.
Тема № 6 «Волшебный лекарь - вода»Проблемный вопрос данного занятия — «Почему солнце, воздух и вода являются основой закаливания организма?» Учитель рассказывает детям о том, как древние греки относились к воде. Они предавали большое значение чистоте и гигиене. Любовь греков к чистоте переняли древние римляне. Они любили мыться в банях, называемых термами. Народы, которые не любили чистоту много болели. Где грязь — там и инфекция, болезни. Вода — волшебный лекарь, она смывает с тела множество бактерий. Далее организуется дискуссия по данной теме. Можно предложить детям составить кроссворд, выпустить стенгазету «Волшебный лекарь — вода».
Тема № 7 «Какая капля больше — холодная, тёплая или горячая?» Проблема: «Какая капля самая большая?» На практическом занятии учащиеся проделывают ряд опытов с водой, учатся фиксировать ход исследования, заполняя таблицу:
ОПЫТ
РЕЗУЛЬТАТ
ВЫВОД
Опыт: В три маленькие прозрачные ёмкости капают одной пипеткой одинаковое количество капель воды, например по тридцать капель. В первую ёмкость капают холодную воду, во вторую ёмкость капают тёплую воду и в третью ёмкость — горячую. Получают разный уровень воды. Оказывается, холодные, тёплые, горячие капли воды разные по размеру.
Тема № 8 «Плёнка-невидимка» На данном занятии дети на практике, в ходе опыта узнают о поверхностном слое воды. Проблема: «Можно ли заполнить стакан водой с избытком (с гаком)?». Опыт: в стакан до краёв наполненный водой пипеткой осторожно, по капле, добавляется вода. Пипетку держать над центром стакана на небольшой высоте. Дети увидят, что вода постепенно начинает подниматься выше края стакана, как бы вздувается. В определённый момент «плёнка» не выдержит избытка воды и вода потечёт по стенкам стакана. Дети проделывают такой опыт с горячей и тёплой водой. Учащиеся подтверждают или опровергают свои гипотезы : «Самым прочным окажется поверхностный слой холодной (горячей, тёплой) воды».
Тема № 9 «Выбор темы коллективного исследовательского проекта. Выдвижение гипотезы. Составление плана работы». Работая в рамках темы «Вода», дети под руководством учителя выбирают тему коллективного исследовательского проекта. На занятии такого вида выдвигаются гипотезы, составляется план работы над проектом, распределяются задания по группам, в каждой группе распределяются роли. Примерные темы: -- Почему скользят коньки? - Почему стальная иголка не тонет в воде? - Зачем руки моют с мылом?
Тема №10 «Работа над коллективным исследовательским проектом» Занятия на которых проводится работа над исследовательским проектом планируются так, чтобы дать возможность детям максимально проявить свои исследовательские способности. Учитель организует самостоятельную деятельность детей по поиску информации, направляет действия учеников по решению учебной задачи согласно плану, предлагает помощь в постановке опытов, советует, как фиксировать полученные в ходе опытов результаты.
Тема № 11 «Презентация проекта» На занятиях — презентациях дети выступают с защитой исследовательского проекта.
Тема № 12 «Как определить свежее ли яйцо? Как измерить объём яйца?» На данном практическом занятии учитель создаёт ситуацию, для возникновения проблемы: «как определить свежее ли яйцо?» Опыт: В воду опускается сырое яйцо. Если оно тонет, то свежее, если всплывает, то испорченное. Дело в том, что при долгом хранении в тепле в яйце происходят процессы разложения белка и желтка. Они сопровождаются выделением газа, который частично выветривается через мелкие поры в скорлупе. Яйцо становится легче и всплывает. Как в магазине или на рынке проверить свежесть яйца? Можно посмотреть через него на солнце или на лампу. Если яйцо просвечивает, значит оно свежее, если тёмное — испорченное. Газ, возникающий в испорченном яйце, уменьшает его прозрачность. Опыт: В стакан наливается вода. Границу уровня воды отметить на стенке стакана маркером. В стакан с водой опускается яйцо. Опять отмечается уровень воды. Изменения уровней воды соответствует объёму яйца. Чтобы узнать точный объём, надо взять мензурку со шкалой делений на стенке.
Тема № 13 «Замороженное яйцо. Задача Колумба» Проблема: «Что случится с яйцом, если его положить в морозильную камеру холодильника?» Дети выдвигают гипотезы. Учитель предлагает провести опыт дома и зафиксировать результаты. Опыт: Положите два сырых яйца в морозильную камеру. Они замёрзнут и треснут. Почему? Вода, входящая в состав яйца превратилась в лёд, льду тесно в скорлупе. Когда, например, в маленькие трещины горных пород попадает вода,то при замерзании лёд, который образовался, разрушает скалы. Что для него слабенькая скорлупа! Положите замёрзшее яйцо на тарелку на некоторое время. Яйцо опять станет «целым». Лёд растаял, яйцо постепенно вернулось к своему начальному объёму. Щель уменьшилась настолько, что стала почти незаметной. Следовательно скорлупа имеет определённую упругость. Второе замёрзшее яйцо попытайтесь очистить. Подставьте его под струю тёплой воды. Затем положите на тарелку и наблюдайте, как оно оттаивает. Из него можно приготовить яичницу. Учитель знакомит детей с выражением «Колумбова задача». Проводятся различные опыты по решению проблемы.
Тема № 14 «Выбор темы коллективного исследовательского проекта. Выдвижение гипотезы. Составление плана работы.»Работая в рамках темы «Яйцо», дети под руководством учителя выбирают тему коллективного исследовательского проекта. На занятии такого вида выдвигаются гипотезы, составляется план работы над проектом, распределяются задания по группам, в каждой группе распределяются роли. Примерные темы: Как распознать варёные и сырые яйца? Песчинки, тормозящие движение. Яйцо — собиратель тепла.
Тема № 17 «Прабабушка электрической лампочки. Роль огня в жизни людей.» На первом занятии по теме «Свеча» учитель знакомит детей с правилами безопасного поведения с горящей свечой, разъясняет, что пламя свечи требует особого внимания и осторожности. Чтобы маленький огонь не стал причиной большого пожара, опыты можно проводить только с учителем, а дома обязательно с родителями. Огонь опасен. Учитель информирует на первом занятии детей, а на каждом последующем занятии по теме «Свеча», повторяются данные правила. Учитель задаёт детям вопросы: «Как древние люди добывали огонь?» «Почему люди берегли огонь?» В ходе интересной беседы учащиеся отвечают на данные вопросы и увлекаются темой. Дети рассматривают свечи из парафина и знакомятся с «анатомией» свечи. Свеча состоит из стержня, похожего на маленький столбик и фитиля из туго скрученных ниток. Свечку можно изготовить из свиного или говяжьего жира, пчелиного воска, парафина. Для опытов используются свечи из парафина. Парафин получают из нефти. Любое вещество, из которого состоит свеча обладает двумя основными свойствами: плавится при невысокой температуре и плохо передаёт тепло. Дети, наблюдая как горит свеча, убеждаются, что внешняя оболочка парафинового столбика подальше от пламени остаётся твёрдой, а вокруг фитиля возникает углубление в виде чашечки с расплавленным парафином.
Тема №18 «Плавающая свечка» Проблема: «Долго ли будет гореть свеча, плавая в воде? От чего зависит продолжительность горения? Как её увеличить?» Выдвигаются гипотезы. Опыт: Чтобы заставить плавать свечу в вертикальном положении, надо вставить в парафин снизу нагретый гвоздь. Когда парафин затвердеет, на выступающую часть гвоздя намотать нужное количество медной проволоки. Так свеча будет плавать в банке с водой вертикально, выступая из воды на 1-2 см. Зажгите фитиль. Пронаблюдать и зафиксировать, сколько будет плавать свеча. Проделать опыт в холодной воде, в тёплой воде, в солёной воде. Проделывая данные опыты, дети будут предлагать различные условия, для того, чтобы продлить время горения свечи до момента затопления.(частая смена воды, проветривание комнаты, изменение длины фитиля, размер свечи, изменения числа витков намотанной проволоки и т.п.) Все результаты наблюдений фиксируются в таблицу.
Тема № 19 «Что таится в пламени?» Проблема: «Что таится в пламени огня?» Выдвижение гипотез. Опыты: Прикрепить стеклянную пластину над зажжённой свечкой. Можно заметить мелкие капли воды на ней. Опустив стекло ниже, обнаружим, что пластинка почернеет (покроется сажей). А сажа — это уголь. Среди продуктов горения можно обнаружить воду и уголь. Воздух — это смесь газов. Но только один из них поддерживает горение — кислород. Когда горит уголь вырабатывается углекислый газ.
Тема № 20 «Как погасить свечу?» Проблема: «Когда хотят раздуть огонь, на него направляют струю воздуха. То же самое делают, если хотят погасить пламя. Почему одно и то же действие (направление воздуха на свечу) даёт противоположный результат?» Школьники выдвигают гипотезы. Затем опытным путём идёт проверка. Опыты: Взять две свечи, зажечь пламя. На одну свечу дуть снизу вверх, на другую — сверху вниз. Дети фиксируют результаты: в первом случае огонь усиливается, во втором — гаснет.
Тема № 21 «Исследование пламени» Практическое занятие. Проблема: «Одинаково ли влияют на предметы (картон, проволоку, стекло) различные части пламени?» Опыты: На деревянные палочки намотать кусочки проволоки, так, чтобы концы проволоки торчали на 2 см. Понадобиться 3 палочки. Поочерёдно проволоку вносим в пламя свечи (первую проволоку внести в верхнюю часть пламени, вторую — в среднюю часть пламени, третью — в нижнюю). Дети наблюдают, где быстрее и сильнее разгораютс кончики проволоки. Наблюдения фиксируются в таблицу, делаются выводы. Пламя окружено холодным воздухом. В центре огня его влияние незначительно, зато на краях, на границе холодные потоки мешают яркому горению, там больше копоти. Средняя проволочка оказалась самой раскалённой, т.к. оказалась во внутренней, самой яркой, части пламени.
Тема № 22 «Выбор тем индивидуальных исследовательских проектов. Выдвижение гипотез. Составление плана работы.» Дети под руководством учителя выбирают тему индивидуальных исследовательских проектов. Выдвигаются гипотезы, составляется план работы над проектом. Примерные темы: «Пламя - художник», «Как с помощью свечи обнаружить углекислый газ», «Почему люди берегли огонь?».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА «Исследователь»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- умение осознавать трудности и искать пути их решения;
- положительная мотивация к учебной деятельности в целом и исследовательской деятельности в частности;
- способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха
Обучающийся получит возможность для формирования:
- адекватной самооценки
- устойчивого интереса к исследовательской деятельности;
- умения анализировать динамику овладения способами и
методами исследовательской деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- взаимодействовать с учителем и сверстниками в исследовательской деятельности;
принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; -целеустремлённости и настойчивости в достижении цели; -осуществлению самопроверки и взаимоконтроля; - адекватно оценивать выполнение учебной задачи
Обучающийся получит возможность научиться:
-формирования установки на улучшение результата;
-умение адекватно воспринимать оценки своей деятельности;
-самостоятельно находить варианты решения исследовательской проблемы.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-выделять и формулировать познавательную цель; -работать с источниками информации (поиск и выделение необходимой информации в справочниках, энциклопедиях и т.п.); -строить логическую цепочку рассуждений, делать вывод, доказывать, обосновывать выбор. - анализировать объекты, выделять главное; -осуществлять синтез, сравнение; -устанавливать причинно-следственные связи; -наблюдать и экспериментировать, фиксировать результаты опытов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- смысловому чтению, извлечению информации;
- определять основную и второстепенную информации; -формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности для решения проблем.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- строить понятные для одноклассников высказывания;
- задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнёров по проекту и выбрать альтернативные варианты; - корректно указывать на ошибки партнёра (а в дальнейшем и на их причины);
- принимать или отклонять предложения одноклассников;
- доказывать, объяснять ;
- соблюдать правила общего обсуждения (не говорить с кем-то одновременно, смотреть на говорящего, реагировать жестами, мимикой на реплики говорящего (согласен, не согласен, удивлён))
Обучающийся получит возможность научиться:
- инициативному сотрудничеству в поиске и выборе информации; - вести дискуссию (выражать и отстаивать свою точку зрения, умение выслушать точки зрения одноклассников);
- находить общее решение при обсуждении проблемы;
- оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли,
уверенно держать себя во время выступления; -отвечать на незапланированные вопросы.
Методическое обеспечение программы:
1.Пособия А.И. Шапиро из цикла «Секркты знакомых предметов» :