Класс 2
Урок литературного чтения
Тема: Е.Благинина «Черемуха»
Цель: познакомить детей с произведением в целях расширения их литературного кругозора ; способствовать отработке навыков выразительного чтения целыми словами, выражать при чтении свое отношение к прочитанному; воспитание толерантного отношения друг другу, умения прислушиваться к мнению окружающих, высказывать и отстаивать свою точку зрения
Ход урока.
- Орг. момент. Психологический настрой.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнем
И чтение начнем.
Придумано кем - то
Просто и мудро
При встрече здороваться
Доброе утро
Доброе утро солнцу и птицам
Доброе утро улыбчивым лицам
- Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для ребят, ведь они пришли учиться, думать, узнавать много нового.
2. Актуализация опорных знаний.
- Дыхательная гимнастика
- Литературный замер
- С каким автором мы познакомились на прошлом уроке?
- Что мы можем о нем рассказать?
Для кого он писал свои рассказы и стихи?
* Индивидуальная работа с учащимся
3. Постановка темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением, которое написала детский писатель Елена Благинина.
4.Работа по теме урока.
1) Рассказ об авторе
-Елена Александровна Благинина родилась 27 мая 1903 г. в селе Яковлеве Орловской губернии. Вокруг села лежали просторные луга, леса, косогоры. И когда она в детстве слушала сказку, то верила, что сказочное случилось рядом, за околицей.
-Отец Благининой работал багажным кассиром на станции Курск-1. Зарабатывал немного, и семья жила скромно. Мать и бабушка вели дом и хозяйство. Бабушка была почти неграмотна, но знала множество историй и стихов. Она и передала внучке свою любовь к поэзии.
-Восьмилетней девочкой Благинина написала стихи про «детство милое» и «старенький родительский дом», а через два года сочинила сказку о снежинке.
-В 1925 г. она окончила Московский литературно-художественный институт им. В. Я. Брюсова.
Первую книжку для детей Благинина выпустила в Москве, в 1936 г. Называлась она «Осень». С той поры прошло немало лет. Много книг написала Е. Благинина.
Несколько поколений ребят знает ее стихи и сказки: «Вот какая мама!», «Радуга», «Сорока-белобока», «Гори-гори ясно!», «С другом веселее», «Научусь-ка я читать».
-Благинина говорит нам о счастье любить Родину, дом, семью, о дружбе. Все это, как эхо, отозвалось в ее поэзии, потому-то и любят ребята стихи Е. А. Благининой.
2) Чтение стихотворения Е.Благининой «Черемуха» учителем.
Черёмуха, черемуха,
Ты что стоишь бела?
- Для праздника весеннего,
Для Мая расцвела.
- А ты, трава-муравушка,
Что стелешься мягка?
- Для праздника весеннего,
Для майского денька.
- А вы, берёзы тонкие,
Что нынче зелены?
- Для праздника, для праздника!
Для Мая! Для весны!
- объясните название стихотворения.
- Почему автор его так назвала?
2) Анализ стихотворения
А) Прочитайте текст самостоятельно.
Жужжащее чтение.
- Нарисуйте мысленно картину, которая возникает при прочтении этих строк.
-Для какого праздника деревья так преобразились?
- В самый разгар весны, когда солнце уже не скупится на тепло, расцветает черемуха. Ее душистые цветочки пышным белоснежным облаком окутывают ветви. В таком наряде черемуха похожа на юную невесту, стыдливо прикрывшуюся фатой.
3) Чтение сильными учащимися.
На какое дерево похожа черемуха? С кем автор сравнивает ее? Почему вы так думаете?
Почему трава стелется и мягка? Почему?
- Какой прием помогает автору изобразить черемуху и ручей как живых людей? (Олицетворение)
• Найдите подтверждения в тексте.
*Физминутка
5.Закрепление по теме урока.
А) Работа в парах. Для каждой пары подготовлена раскраска с изображением черемухи. Учащиеся должны раскрасить рисунок, выбирая те краски, которые указал автор. Б) Объясните свой выбор цветов.
6. Итог урока
- С каким автором познакомились?
- Для кого она пишет свои стихи?
- Понравилось ли вам стихотворение?
7.Рефлексия
- Какое настроение подарила вам поэзия Е.Благининой?
-Покажите карточку.
8.Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение «Черемуха»