Перечень нормативных документов, в соответствии с которыми составлена рабочая программа | Рабочая программа составлена на основе: -Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009г.№373); -Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; -Приказ МБОУ СОШ с. Суслово от 20.08.2014 г. №73-К « О перечне учебников, используемых в образовательном процессе в 2014-2015 учебном году»; -Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 – 10; -Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ с. Суслово; -Учебный план МБОУ СОШ с. Суслово на 2014-2015 учебный год; - Годовой учебный календарный график МБОУ СОШ с. Суслово на 2014-2015 учебный год; -Положение МБОУ СОШ с. Суслово «О рабочей программе по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» |
Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания | -Примерные программы общего образования. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2010. – (Серия «Стандарты второго поколения»); Рабочая учебная программа создана на основе авторской программы А. Я. Данилюка без изменений. Срок реализации: 2014-2015 учебный год. |
Сведения об УМК | Реализация данной программы осуществляется с помощью УМК «Школа России» |
Цели и задачи изучения учебного предмета | Целью ОРКСЭ является формирование у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Основными задачами ОРКСЭ являются: знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей); развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи; развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога. |
Общая характеристика учебного предмета | Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10−11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса − «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» − являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную). Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина. Основной принцип, заложенный в содержании курса, − общность в многообразии, многоединство, поликультурность, − отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира. Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов: общая историческая судьба народов России; единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства. Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков. |
Место учебного предмета в учебном плане в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования | Рабочая программа предназначена для 4 класса общеобразовательных учреждений и школ и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начально образования, с учетом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Основы светской этики изучаются в 4 класс. Курс основы светской этики в 4 классе составляет 34 часа (1 час в неделю). |
Результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные) | Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания. Требования к личностным результатам: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Требования к метапредметным результатам: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества; определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Требования к предметным результатам: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России; осознание ценности человеческой жизни. |
Основное содержание учебного предмета | Содержание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики. Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объем материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент. Содержание каждого из шести модулей учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами). Два из них (первый и четвертый) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического блока – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвертый тематический блок представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические блоки, изучаемые соответственно в 4, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей. |
Особенности класса | Общеобразовательный |
Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем для достижения требуемых результатов обучения | Литература для учащихся: Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Учебник. Издательство «Просвещение». Москва, 2012г. Электронное приложение к учебнику CD-диск к курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы. Москва. Просвещение, 2012 г. Электронное приложение к учебнику «CD-диск к курсу Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы. Москва. Просвещение, 2012 г. Литература для учителя: Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Учебник. Издательство «Просвещение». Москва, 2012г. Электронное приложение к учебнику CD-диск к курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы. Москва. Просвещение, 2012 г. Электронное приложение к учебнику «CD-диск к курсу Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы. Москва. Просвещение, 2012 г. Данилюк А.Я. Программы. 4-5. Москва, Просвещение, 2012. Данилюк А.Я. Книга для родителей. Москва, Просвещение, 2012. Книга для учителя. Москва, Просвещение, 2012. |
№ урока | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Сроки проведения | оборудование | Вид контроля | Домашнее задание |
план | факт |
1 | Введение в предмет. Россия – наша Родина | 1 | вводный | 06.09 | | | фронтальный | С.3-5 прочитать, ответить на вопросы |
2 | Что такое светская этика | 1 | комбинированный | 13.09 | | Учебник, тетрадь. | Индивидуальный, Групповой, фронтальный | С.6-8 прочитать, ответить на вопросы |
3 | Мораль и культура | 1 | комбинированный | 20.09 | | Учебник, тетрадь. | Индивидуальный, Групповой, фронтальный | С. 9-11 прочитать, составить план. |
4 | Особенности морали | 1 | комбинированный | 27.09 | | Учебник, тетрадь. | Индивидуальный, Групповой, фронтальный | С. 12-15 прочитать, составить план. |
5 | Добро и зло | 1 | комбинированный | 04.10 | | Учебник, тетрадь. | Индивидуальный, Групповой, фронтальный | С. 19-21 прочитать, составить план. |
6 | Добродетели и пороки. | 1 | Комбинированный | 11.10 | | Учебник, тетрадь. | Индивидуальный, Групповой, фронтальный | С. 22-24 прочитать, ответить на вопросы. |
7 | Добродетели и пороки. | 1 | комбинированный | 18.10 | | Учебник, тетрадь. | Индивидуальный, Групповой, фронтальный | С. 25-27 прочитать, составить план. |
8 | Свобода и моральный выбор человека. | 1 | комбинированный | 25.10 | | Учебник, тетрадь. | Индивидуальный, Групповой, фронтальный | С. 28-30 прочитать, составить план. |
9 | Свобода и ответственность. | 1 | комбинированный | 01.11 | | Учебник, тетрадь. | Индивидуальный, Групповой, фронтальный | С. 31-32 прочитать, ответить на вопросы. |
10 | Моральный долг. | 1 | комбинированный | 15.11 | | Учебник, тетрадь. | Индивидуальный, Групповой, фронтальный | С. 33-34 прочитать, ответить на вопросы. |
11 | Справедливость. | 1 | комбинированный | 22.11 | | Учебник, тетрадь. | Индивидуальный, Групповой, фронтальный | С. 35-36 прочитать, составить план. |
12 | Альтруизм и эгоизм. | 1 | комбинированный | 29.11 | | Учебник, тетрадь. | Индивидуальный, Групповой, фронтальный | С. 37-38 прочитать, составить план. |
13 | Дружба. | 1 | комбинированный | 06.12 | | Учебник, тетрадь. | Индивидуальный, Групповой, фронтальный | С. 39-40 прочитать, написать рассказ. |
14 | Что значит быть моральным. | 1 | комбинированный | 13.12 | | Учебник, тетрадь. | Индивидуальный, Групповой, фронтальный | С. 41-42 прочитать, составить план. |
15 | Подготовка творческих работ. | 1 | комбинированный | 20.12 | | Учебник, тетрадь. | Индивидуальный, Групповой, фронтальный | С. 43-44 прочитать, ответить на вопросы. |
16 | Подведение итогов. Творческий отчет. | 1 | комбинированный | 27.12 | | Учебник, тетрадь. | Индивидуальный, Групповой, фронтальный | С. 43-44 прочитать, ответить на вопросы. |
17 | Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. | 1 | комбинированный | 16.01 | | Учебник, тетрадь. | Индивидуальный, Групповой, фронтальный | С. 45-46 написать сочинение о семье. |
18 | Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. | 1 | комбинированный | 24.01 | | Учебник, тетрадь. | Индивидуальный, Групповой, фронтальный | С. 45-46прочитать, ответить на вопросы. |
19 | Нравственный поступок. | 1 | комбинированный | 31.01 | | Учебник, тетрадь. | Индивидуальный, Групповой, фронтальный | С. 46-47 прочитать, ответить на вопросы. |
20 | Стыд, вина и извинение. | 1 | комбинированный | 07.02 | | Учебник, тетрадь. | Индивидуальный, Групповой, фронтальный | С. 48-49 прочитать, ответить на вопросы. |
21 | Честь и достоинство. | 1 | комбинированный | 14.02 | | Учебник, тетрадь. | Индивидуальный, Групповой, фронтальный | С. 50-52 прочитать, составить план. |
22 | Совесть. | 1 | комбинированный | 21.02 | | Учебник, тетрадь. | Индивидуальный, Групповой, фронтальный | С. 53-54 прочитать, составить план. |
23 | Нравственные идеалы. | 1 | комбинированный | 28.02 | | Учебник, тетрадь. | Индивидуальный, Групповой, фронтальный | С. 55-56 прочитать, ответить на вопросы. |
24 | Нравственные идеалы. | 1 | комбинированный | 07.03 | | Учебник, тетрадь. | Индивидуальный, Групповой, фронтальный | С. 55-57 прочитать, ответить на вопросы. |
25 | Образцы нравственности в культуре отечества. | 1 | комбинированный | 14.03 | | Учебник, тетрадь. | Индивидуальный, Групповой, фронтальный | С. 58-59 прочитать, ответить на вопросы. |
26 | Этикет. | 1 | комбинированный | 21.03 | | Учебник, тетрадь. | Индивидуальный, Групповой, фронтальный | С. 60-61 прочитать, ответить на вопросы. |
27 | Семейные праздники. | 1 | комбинированный | 04.04 | | Учебник, тетрадь. | Индивидуальный, Групповой, фронтальный | С. 62-63 написать сочинение. |
28 | Жизнь человека – высшая нравственная ценность. | 1 | комбинированный | 11.04 | | Учебник, тетрадь. | Индивидуальный, Групповой, фронтальный | С. 64-65 Подготовить сообщение. |
29 | Жизнь человека – высшая нравственная ценность. | 1 | комбинированный | 18.04 | | Учебник, тетрадь. | Индивидуальный, Групповой, фронтальный | С. 64-65 Подготовить сообщение. |
30 | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | комбинированный | 25.04 | | Учебник, тетрадь. | Индивидуальный, Групповой, фронтальный | С. 66-67 Ответить на вопросы. |
31 | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | комбинированный | 02.05 | | Учебник, тетрадь. | Индивидуальный, Групповой, фронтальный | С. 66-67 Ответить на вопросы. |
32 | Подготовка творческих проектов. | 1 | комбинированный | 16.05 | | Учебник, тетрадь. | Индивидуальный, Групповой, фронтальный | Подготовка творческих проектов |
33 | Подготовка творческих проектов. | 1 | комбинированный | 23.05 | | Учебник, тетрадь. | Индивидуальный, Групповой, фронтальный | Подготовка творческих проектов |
34 | Итоговая презентация творческих проектов. | 1 | комбинированный | 30.05 | | Учебник, тетрадь. | Презентация учебных проектов | |