kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Г. Куликов. «Тайный гонец»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подробный план коспект. С различными формами работы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Г. Куликов. «Тайный гонец»»

Дата: _________________

Класс: ________________

Тема урока: Г. Куликов. «Тайный гонец»

Цель: продолжить работу над развитием навыков работы с прозаиче­ским произведением, умений определять тему и идейное содержание текста, определять собственные позиции в оценке художественных особенностей повести и действий героев; развивать технику чтения, умение давать оценку героям; воспитывать чувство сопереживания.

Оборудование:

  • «Литературное чтение» учебник для учащихся 4 класса 11-летней общеобразовательной школы. В 2-х частях/К.Х.Жданова, Е.Д. Бражникова – Алматы: Алматыкітап баспасы, 2015 г.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

На классной доске: «Ни пуха ни пера» В. Орлов.

  • Когда люди желают друг другу «ни пуха ни пера»?



Рано утром Мама – квочка

В класс отправила сыночка.

Говорила: - Не дерись,

Не дразнись, не петушись.

Поспеши, уже пора, ну, ни пуха ни пера!

Через час едва живой Петушок идёт домой.

Ковыляет еле – еле он со школьного двора,

А на нём и в самом деле нет ни пуха ни пера!

  • Что пожелала мама – квочка сыночку?

  • Чем является в речи это выражение?

  • Почему стихотворение заканчивается словами: «Нет ни пуха ни пера»?

  • Где эти слова употреблены в переносном значении? Как называется такое устойчивое сочетание слов? (фразеологический оборот)

  • Я желаю вам на уроке «ни пуха ни пера»!

  • II. Изучение нового материала.

  • 1.Знакомство с биографией автора через предположение: Что вы можете сказать о человеке, который изображен на фотографии?

  • Биография Геомара Георгиевича Куликова

  • Родился 28 мая 1924 года в Москве. Сначала они жили в Кирове, где Геомар Куликов учился в средней школе, затем в городе Балашиха Московской обл. Там он окончил школу, там же его застало начало Великой отечественной войны. В 1943 году отправился добровольцем на фронт. Участвовал в боевых действиях сначала как радист, затем как переводчик. Награжден орденом Красной звезды. По окончании войны Геомар Куликов учился в Московском библиотечном институте. С 1951 года работал редактором Всесоюзного радио. В 1956 году начал публиковать рассказы и заметки в юношеских журналах - "Пионер", "Юный натуралист" и др. В 1962 году вышел первый авторский сборник рассказов "Переходящий кубок" Герои рассказов обычные рядовые школьники, сюжеты - разнообразные происшествия в школе, среди друзей и т.д. Однако каждый рассказ по-своему хорош и запоминаем - благодаря яркому юмору, выразительным образам. Еще одна книга на школьную тему - "Как я влиял на Севку" - в советские годы стала классикой школьного жанра наравне с повестями Н. Носова, В. Драгунского, В. Осеевой. По повести было сделано несколько радиопостановок. Тонкий юмор книги, забавные и одновременно жизненные приключения героев и в целом жизнеутверждающий настрой повести не оставляют равнодушными и сегодняшних школьников. С середины 60 годов Геомар Куликов полностью посвящает себя писательскому творчеству. В этот период в свет вышло 6 исторических повестей: "Повесть о Демидке и медной копейке", "Тайный гонец", "Юрьев день", "У Дона Великого на берегу", "Пушкарь Собинка", "Спокойствие не восстановлено". Все они посвящены истории России, таким значимым ее моментам, как Куликовская битва, стояние на Угре, "медный бунт" и т.д. Главным героем большинства повестей становятся дети, глазами которых и показывается то или иное историческое событие.

  • Подтвердилось ли ваше предположение?

  • 2.Первичное «чтение с остановками» учениками.

  • 3. После первой или второй остановки «чтения с остановками » при работе с текстом используется приём «Дерево предсказаний» (варианты развития событий»)

  • 4.Проверка восприятия через использование толстых и тонких вопросов:

  • Кто главный герой? От чьего имени ведется повествование? Что мы узнали ?

  • Какие нотки должны звучать в его голосе?(серьезность, строгость, командирский тон) Располагает он к себе? -Почему?(зазнается, дает задание не спрашивая мнения Горохова)

  • Что значит читать нотации и морали?

  • Прочитайте последнюю реплику рассказчика. Что она обозначает? Как она характеризует героя? (готов помочь)

  • III. Физминутка.

  • IV. Самостоятельное чтение текста с помощью приёма «Инсерт» (маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях)

  • б) Кумулятивная беседа.

  • 6) Осмысление прочитанного. при помощи с помощью приёма Кубик «Опиши это»:

  • Сравни это (На что похоже и от чего отличается?)

  • * Проассоциируй это (Что напоминает?)

  • * Проанализируй это (Как это сделано и из чего состоит?)

  • *Примени это (Что с этим можно делать? Как это применяется?)

  • * Приведи “за” и “против” (Поддержи или опровергни это)

  • V. Высказывание учениками предположений после предварительного обсуждения в группе через приём «Корзина идей»: перечислите только те черты характера, которыми по -вашему мнению обладает Мымриков. (отличный ученик, постоянно скучающий на уроке, серьезный, нарушитель, дисциплины, обидчивый, смешной, обладает актерскими способностями, неунывающий, активно работает на уроках)

  • А как вы думаете, какие черты характера Севки подсмотрены Куликовым у детей? А вы так делаете?Кто хочет побывать в роли Мымрикова и изобразить его поведение на уроке?VI. Рефлексия. Расскажите, о чём заставил вас задуматься Г.Куликов? Близка ли вам тема урока? Чем? В чем заключается основная мысль рассказа? Ученики высказывают: «2 звезды, 1 пожелание» в кругу .

  • VII. Домашнее задание

  • Г.Куликов «Тайный Гонец»

  • Глава 1

  • В жаркий летний полдень 1606 года тревожно гудели колокола над древним городом Путивлем. Созывали бедный люд идти на Москву против хитрого и жестокого царя Василия Шуйского.

  • Во главе великого похода — воевода Иван Болотников.

  • А на берегу речки Сейма, что течёт подле города, сидел мальчишка Ива, сам с собой разговаривал.

  • — Кабы попасть в то войско! Да разве дед Макарий пустит? Убежать бы можно — деда Макария жалко. Вовсе стал плох глазами. Пропадёт один. — Вздохнул Ива: — Знать, не судьба…

  • В реке словно шлёпнул кто-то большой ладошкой. Насторожился Ива. Должно быть, щука играет.

  • В реке у Ивы расставлена всякая рыболовная снасть. Донные удочки стерегут сома иль налима. На щуку плавает живец.

  • Одна беда — малость рановато. Солнце стоит высоко. Нет настоящего клёва.

  • Но у Ивы и на такой случай есть снасть.

  • Срезал Ива два удилища. Снарядил как следует. Под камнем копнул дождевых червей — готова нажива. Свистнули две лесы. Булькнуло негромко в воде. Качнулись поплавки, застыли.

  • Минуты не прошло, один — нырь под воду. Аж круги побежали. Не иначе, крупный окунь или щурёнок немалый!

  • Рванул Ива сгоряча удочку — и нет той тяжести, что должна быть от большой рыбы.

  • — Сорвалась!

  • Ухватил конец лесы с крючком, а на нём — добыча.

  • Да какая!

  • Извивается на крючке ершишка меньше Ивиного мизинца.

  • Слов нет, из ершей уха — одно объедение. Так не из таких же! Этого не то что очистить — с крючка снять мудрено.

  • Возится Ива с сердитой колючей рыбёшкой, бормочет:

  • — Принесла нечистая сила! Только тебя и ждали.

  • Едва успел снять ерша и бросить в реку — второй поплавок нырнул.

  • Дёрнул Ива удочку и плюнул с досады.

  • На крючке — ершишка меньше первого. Ну что тут будешь делать?!

  • Засмеялся кто-то за Ивиной спиной:

  • — Знатный улов!

  • Подскочил от неожиданности Ива. Один на берегу сидел.

  • Глянул — сзади человек верхом на коне.

  • Ладно одет, нарядно. На боку сабля в серебряных ножнах играет драгоценными каменьями.

  • Насупился Ива.

  • Смолчал однако. Богатые всегда так: иной и посмеяться может, вроде добрый, а чуть не по нему — плетью поперёк спины или сапогом в зубы.

  • Уставился на Иву тот, чужой. Смотрит. У Ивы от волнения руки сделались деревянными. Совсем не слушаются.

  • — Экий ты, брат, неловкий! — сказал досадливо чужой.

  • И — час от часу не легче — спрыгнул с лошади:

  • — Дай мне.

  • Взял крючок. А ершишка как встрепенётся! И незваному Ивиному помощнику острым хребтом — в палец.

  • Охнул тот. Ершишку бросил, палец в рот сунул.

  • Ива не утерпел, фыркнул. Больно смешно вышло.

  • Чужой на Иву сердито:

  • — Каши берёзовой давно не пробовал?!

  • На палец посмотрел. На пальце — кровь. На Иву глянул: тот боком, боком — в кусты норовит.

  • Засмеялся вдруг опять. Не поймёшь: над собой ли, над Ивой или над обоими вместе.

  • Отцепил-таки ершишку. Пустил в воду.

  • — На, рыбак, — протянул удочку.

  • А сам подле Ивы на камень сел. Достал глиняную трубку, табак. Закурил.

  • Покосился Ива на человека с дорогой саблей. Подумал: «От греха уйти бы надо. А ну как осердится?»

  • Решил: «Подожду. Авось долго не просидит».

  • Пустил незнакомец колечко дыма.

  • — Здешний?

  • — Нет, — ответил Ива.

  • — Издалека?

  • Пожал Ива плечами:

  • — Не знаю.

  • — Дом-то где?

  • — Нету дома.

  • — А отец с матерью?

  • — И их нету.

  • — Кто же есть?

  • — Дед.

  • — Отец, стало быть, твоего отца или матери?

  • — Не, чужой.

  • — Занятно получается. Ни дома, ни отца, ни матери. Дед есть и тот чужой. Не пойму что-то.

  • «Эка прилип, смола!» — подумал Ива.

  • И, хочешь не хочешь, объяснил:

  • — Тятьку с мамкой вовсе не помню. Померли, когда был маленьким. Меня тогда дед Макарий и подобрал на дороге. С той поры вместе ходим.

  • — Чем кормитесь?

  • — Дед Макарий бумаги пишет…

  • — Какие?

  • Что тут мог сказать Ива? Ходили они по деревням и сёлам, и писал дед Макарий по просьбе всякого бедного люда кому что надо. Кому письмо, кому нужную бумагу, а более всего жалобы да челобитные на богатых, от которых бедному человеку житья не было.

  • Промолчал Ива.

  • А чужак оказался догадливым:

  • — Небось сочиняет всякие прошения?

  • У Ивы вовсе пропала охота ловить рыбу. И человек с саблей нахмурился. Принялся раскуривать погасшую трубку.

  • «Должно, понял, на кого прошения-то, — подумал Ива. И решил: — Клёва всё одно нету, тут ещё этот сидит нагоняет страху, Поди разберись, что у него на уме. Надобно сматывать удочки. Далеко нельзя: дед Макарий велел дожидаться здесь, так хоть податься в сторонку».

  • Только взялся за удочку — поплавок нырь в воду. А там под водой кто-то ка-а-ак дёрнет леску! Ива чуть удочку не выронил.

  • Подсёк — затрепыхался на берегу окунь фунта полтора весом. И пошло! Только успевай таскать. За малое время наловил окуней десятка полтора.

  • А потом снова как отрезало. Ни одной поклёвки.

  • Вытер Ива со лба пот. Полюбовался на свой улов. Такое не совестно показать деду Макарию.

  • Оглянулся на чужака, про которого забыл даже. Тот похвалил:

  • — Рыбак ты, оказывается, хоть куда! — И приказал: — Чисть рыбу. Я за хворостом схожу.

  • Шмыгнул носом Ива: чудеса!

  • А незнакомец кинул на землю саблю в серебряных ножнах и вправду пошёл за хворостом.

  • Чистит Ива окуней. Сам нет-нет да и поглядывает на своего незваного и непрошеного помощника.

  • Тот натаскал сухих веток. Снял с пояса дорогой нож. Вырезал две рогатки. Забил их в землю. Наладил перекладину. Разжёг костёр. И, набрав воды в котелок, над костром котелок подвесил.

  • Закипела уха, приманивая вкусным запахом.

  • Стал Ива поглядывать в сторону, откуда должен был прийти дед Макарий.

  • Угадал незнакомец, кого ждёт Ива. Спросил:

  • — Дед твой не шибко сердитый? Не прогонит меня?

  • — Тебя прогнать? — засмеялся Ива. — Коли ты нас не тронешь, на том спасибо!

  • — Чего ж я вас должен трогать?

  • — Нас завсегда такие, как ты, гоняют. А то и прибить норовят. «Чего, мол, тут шатаетесь? Высматриваете, что плохо лежит?»

  • Поднялся незнакомец. Нацепил саблю. Иве прямо в глаза глянул:

  • — А если бы таким по шапке, поди, рад был бы, а?

  • Струхнул Ива — ишь чего допытывается!

  • Хотел стрекача дать, да услышал шаги, которые узнал сразу.

  • — Деда, сюда иди! Я тут! — закричал на радостях.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Г. Куликов. «Тайный гонец»

Автор: Кубенова Акжан Бексултановна

Дата: 10.02.2019

Номер свидетельства: 499228


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства